Элективный курс по биологии для 10 класса Генетика и человек

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Левженская средняя общеобразовательная школа»

Рузаевского муниципального района.


«Утверждено»

Решение педсовета

от «__»_____20___ г.

Протокол № ___

Приказ № ____

От «___»______20___г.

Директор школы

_________ / Л.Я. Кузьмина/


«Согласовано»

Заседание Метод. совета

Протокол № ___

От «___»_______20___ г.

Зам. директора по УВР

_________ /О.Ф. Яушева /


«Рассмотрено»

на заседании МО

Протокол № _____

от «___»________ 20____г.

________ /Л.И. Мокшина/




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ


«Генетика и человек»

на 2015 - 2016 учебный год


в 10 - ом классе







Составитель:

Святкина Ирина Владимировна,

учитель биологии и химии



с. Левжа 2015г.



ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО БИОЛОГИИ

«Генетика и человек».


Пояснительная записка.

Курс «Генетика и человек» ( 17 часов) является продолжением темы «Основы генетики» школьного предмета биология. Курс предназначен для учащихся профильных классов средних школ, гимназий естественнонаучного и медико-биологического направления, а также учащихся, проявляющих интерес к изучению генетики.

Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии в 9 классе, и поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника средней школы.

В процессе занятий учащиеся должны научиться искать и анализировать информацию по определенным вопросам, совершенствовать умения подготовки и защиты проектов. Предлагается совместная работа учеников по получению знаний (диалоговая, групповая, коллективная), что развивает коммуникативную компетентность учащихся.

Цель: углубление и расширение теоретических знаний по генетике, их закрепление путем защиты проектов.

Задачи курса:

● ознакомить учащихся с основными этапами становления генетики;

● расширить и углубить знания о гене, мутациях;

● формировать умения и навыки комплексного осмысления знаний биологии;

● создать условия для творческой самореализации и саморазвития школьников;

● формировать умения и навыки проектной деятельности.

Учащиеся должны уметь:

● работать с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами;

● работать с микроскопом;

● делать временные микропрепараты;

● проводить анкетирование и обработку анкет;

● выдвигать гипотезы;

● представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков, презентаций;

● интерпретировать результаты эксперимента;

●делать выводы;

● обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.



ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО БИОЛОГИИ.

«Генетика и человек».

Тематический план. (17 часов)

Тема занятия

Кол-во часов

дата


Тема 1. Действие и взаимодействие генов.

4


1.

1. Множественное действие гена.

Решение задач.

1


2.

2. Полигенное действие генов.

Относительность деления признаков на качественные и количественные.

Решение задач.

1


3.

3. Комплементарное взаимодействие генов.

Решение задач.

1


4.

4. Эпистатическое действие генов.

Решение задач.

1



Тема 2. Гены и человек.

7


5.

1. Наследственные болезни человека: генные, геномные, хромосомные.

1


6.

2. Хромосомные мутации: причины возникновения, возможные последствия.

1


7.

3. Причины повреждения хромосом.

1


8.

4. Наследственные болезни, сцепленные с полом.

Решение задач.

1


9.

5. Врожденные пороки развития.

1


10.

6. Профилактика наследственных заболеваний и пороков развития.

1


11.

7. Охрана окружающей среды и наследственность человека.

Сообщения учащихся.

1


12-15.

Проектная деятельность по теме: «Гены и человек». Выбор темы проекта, обсуждение плана разработки проекта и его реализация.

4


16-17.

Конференция «Гены в нашей жизни».

Представление и защита проектов.

( Урок - творческий отчет.)

2




ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО БИОЛОГИИ


«Генетика и человек».

Содержание курса.

Тема 1. Действие и взаимодействие генов (4 ч).

Занятие 1. Множественное действие гена. (Решение задач.)

Занятие 2. Полигенное действие генов.

Относительность деления признаков на качественные и количественные. (Решение задач.)

Занятие 3. Комплементарное взаимодействие генов. (Решение задач.)

Занятие 4. Эпистатическое взаимодействие генов. (Решение задач.)

Тема 2. Гены и человек (7 ч).

Занятие 1. Наследственные болезни человека: генные, геномные, хромосомные

Занятие 2. Хромосомные мутации: причины возникновения, возможные последствия (Беседа.)

Занятие 3. Причины повреждения хромосом. ( Беседа)

Занятие 4. Наследственные болезни, сцепленные с полом. (Эвристическая беседа. Решение задач.)

Занятие 5. Врожденные пороки развития. (Беседа. )

Занятие 6. Профилактика наследственных заболеваний и пороков развития. (Эвристическая беседа. Социологический опрос.)

Занятие 7. Охрана окружающей среды и наследственность человека. Сообщения учащихся: «Влияние загрязнения воздуха на наследственность человека, «Качество воды и человек», «Пищевые добавки и их влияние на организм человека», «удобрения и ядохимикаты в продуктах питания». (Семинарское занятие.)

Проектная деятельность по теме: «Гены и человек» (4 ч).

Выбор темы проекта, обсуждение плана разработки проекта и его реализация.

Конференция «Гены в нашей жизни» (2 ч).

Представление и защита проектов. (Урок - творческий отчет.)

Литература.

1. Дружинина Н.Т. Генетика и человек. - М.:Просвещение, 1978.

2. Давиденкова Е.Ф., Бутомо И.В. Наследственность и здоровье человека. - М.: Медицина, 1985.

3. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. - Саратов: «Лицей», 1998.

4. Митрофанов Ю.А., Олимпиенок Г.С. Индуцированный и мутационный процесс эукариот. - М.: Наука, 1980.


© 2010-2022