Рабочая программа по биологии 5-6 класс

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по биологии 5-6 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса биологии для 5-6 класса разработана на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 ФЗ от 29.12.2012 г.)

  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г

  3. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 25 декабря 2013 года)

  4. Федерального перечня учебников, рекомендованного (допущенного) к использованию в образовательном учреждении, реализующего программы общего образования на 2015-2016 учебный год.

  5. Примерной программы по биологии для основной школы

  6. Авторской программы «Линия жизни» В.В.Пасечника

  7. Основной образовательной программы ООО МОУ-СОШ с.Зоркино

  8. Учебного плана МОУ-СОШ с.Зоркино Марксовского района Саратовской области 2015-2016 учебный год.

Данная рабочая программа реализуется на основе УМК «Линия жизни» под редакцией В.В.Пасечника. Учебник этой линии выполняет функцию одного из инструментов достижения образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) по биологии в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Согласно учебному плану МОУ-СОШ с.Зоркино на изучение биологии в 5 и 6 классе отводится по 1 часу в неделю.

Основными целями и задачами биологического образования в 5-6 классе являются:

  • формирование современной естественнонаучной картины мира средствами предмета биологии;

  • формирование первоначальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов, процессов их жизнедеятельности, для наблюдения за ними и их описание, проведение несложных биологических экспериментов с использованием биологических приборов и инструментов;

  • приобретение основ экологической грамотности - способности оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме;

  • создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний.

Ведущие идеи курса биологии в 5-6 классе: введение в биологию, формирование общих представлений о разнообразных формах жизни на Земле; о многообразии живых организмов, их строении и функциях; об основных свойствах и функциях; о взаимосвязях организмов и среды обитания; о правилах поведения и роли человека в природе.

Контроль достижений обучающихся будет осуществляться по-разному: защита проектов; тестовый контроль; различные виды заданий индивидуальных и групповых (в устной и письменной форме); лабораторные и практические работы.

Требования к результатам обучения

Данная программа направлена на достижение обучающимися личностных результатов:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

  • сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;

  • способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

  • формирование познавательных интересов и мотивов изучения живой природы;

  • эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения биологии являются:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;

  • умение работать с различными источниками биологической информации (находить, анализировать, преобразовывать);

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе и к своему здоровью;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать свою точку зрения с другими, отстаивать свою позицию;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметными результатами являются:

1)в познавательной сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

  • классификация живых организмов;

  • описание строения и функций основных групп живых организмов;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей;

  • различение на таблицах и рисунках разных частей живых организмов;

  • сравнение биологических объектов;

  • овладение методами биологической науки.

2)в ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ ЗОЖ;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3)в сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил поведения в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическим оборудованием и инструментами.

4)в сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма.

5)в эстетической сфере:

  • выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

Для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, а также для реализации системно-деятельностного подхода, будут использованы различные образовательные технологии: технология проблемного обучения; технологии социализации - КСО, проектная деятельность, игровые, ИКТ; технология развития критического мышления. Формы и методы обучения, также, будут различными: проблемно-поисковые, наглядно-иллюстративные, практические, исследовательские, групповые, коллективные, индивидуальные, программированные.

Содержание учебного курса биологии в 5 классе


  1. Введение. Биология как наука (5ч). Что изучает биология? Значение биологии. Методы изучения. Лабораторное оборудование, правила работы с ним. Разнообразие живой природы. Среды жизни.

  2. Клетка - основа строения и жизнедеятельности живых организмов (10ч). Устройство увеличительных приборов и работа с ними. Химический состав и строение клетки, жизнедеятельность клетки. Лабораторные работы.

  3. Многообразие организмов (15ч). Строение и многообразие бактерий, грибов. Характеристика царства растений. Водоросли. Лишайники. Мхи, папоротники, плауны, хвощи. Семенные растения. Царство животные. Подцарство одноклеточные. Подцарство многоклеточные: беспозвоночные, позвоночные животные. Охрана природы. Лабораторные работы. Экскурсия.

  4. Резервное время (4ч): практические работы на пришкольном участке.

Содержание курса биологии в 5 классе нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности, присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, взаимодействие с окружающей средой. Лабораторные и практические работы, включенные в рабочую программу, необходимы для приобретения практических навыков учащихся, повышения уровня знаний предмета и интереса к нему. Нумерация лабораторных работа дана по порядку их проведения. Некоторые лабораторные работы включены в урок, а некоторые проводятся отдельным уроком. Оцениваются лабораторные работы учителем выборочно по его усмотрению. Ведущие идеи курса отражены в его содержании, которое направлено на формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных качеств личности обучающихся. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, которая развивает у них такие учебные действия, как умение видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, защищать свои идеи и т.д.



Содержание учебного курса биологии в 6 классе


  1. Жизнедеятельность организмов (15ч)

Обмен веществ. Почвенное питание растений. Удобрения. Фотосинтез. Гетеротрофное и автотрофное питание. Питание бактерий и грибов. Питание животных. Разные группы животных по способу питания. Дыхание. Дыхание как компонент обмена веществ. Дыхание животных и растений. Передвижение веществ у растений. Передвижение веществ у животных. Выделение у растений и у животных. Лабораторные опыты: Выделение углекислого газа при дыхании. Передвижение веществ по побегу.

  1. Размножение, рост и развитие организмов (5ч)

Размножение организмов, его значение. Половое размножение. Рост и развитие - свойства живых организмов.

Развитие животных с превращением и без превращения. Влияние вредных привычек на развитие человека.

  1. Регуляция жизнедеятельности организмов (10ч)

Раздражимость - свойство живых организмов. Гуморальная регуляция. Нервная регуляция. Нейрогуморальная регуляция. Поведение врожденное. Безусловные рефлексы. Приобретенное поведение. Условные рефлексы. Поведение человека. Движение - свойство живых организмов. Движение растений и одноклеточных организмов. Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания. Организм как единое целое. Лабораторная работа.: «Вегетативное размножение комнатных растений» Лабораторный опыт.: «Определение возраста деревьев по спилу».

  1. Резерв (4ч) Повторение и практические работы на пришкольном участке.

Планируемые результаты изучения курса биологии

Живые организмы

Выпускник научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить

наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и

объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению

живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять

взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам

живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях,

экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой

природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе,

биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из

одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


Учебно-тематический план

№пп

Название разделов

5 класс

Количество часов

теория

практика

1

Введение. Биология как наука

5

2

Клетка - основа строения и жизнедеятельности живых организмов

10

1 л/р

3

Многообразие организмов

15

2 л/р

4

Резервное время

4 пр/р

6 класс

1

Жизнедеятельность организмов

15

2 л/р

2

Размножение, рост и развитие организмов

5

3

Регуляция жизнедеятельности организмов

10

2 л/р

4

Резервное время

4 пр/р


Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 5 классе

Условные обозначения: П-познавательные УУД; К-коммуникативные УУД; Р-регулятивные УУД; Л - личностные

пп

Тематика разделов, уроков

УУД

Дата

план

факт

1

Биология как наука (5ч)

Биология - наука о живой природе.§1

Л. Мотивация познавательной деятельности, экологической культуры

П. Изучить особенности науки биологии по учебнику по плану.

Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи, систематизировать и обобщать разные виды информации. Владеть устной и письменной речью.

2

Методы изучения биологии§2

П. Выяснить самостоятельно общие методы изучения живой природы: наблюдение, измерение, описание, эксперимент.

Р. Определять методы биологических исследований. Приобретать опыт использования биологических методов. Ставить цель и планировать ее выполнение.

3

Биологические приборы и инструменты. Правила работы в кабинете биологии. §3

П. Знать лабораторную посуду, инструменты. Соблюдать правила работы с приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии. Приобретать опыт использования биологических методов. Осваивать способы оформления результатов исследования.

Р. Ставить цель и планировать ее выполнение.

4

Разнообразие живой природы§4

П. Знать отличительные признаки представителей разных царств живой природы.

Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи систематизировать и обобщать разные виды информации.

К. Работать в группе и с учителем

5

Среды обитания организмов§5

П. Знать условия обитания на планете, особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред.

Р. Ставить учебные задачи, работать в соответствии с поставленной задачей; выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

К. Участвовать в совместной деятельности

Л. Осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры. Соблюдать правила поведения в природе.


6

Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов (10ч)

Увеличительные приборы. §6

П. Знать устройство микроскопа и правила работы с ним.

Р. Развивать навыки работы с микроскопом при изучении готовых микропрепаратов. Приобретать опыт использования биологических методов.

7-8

Методы изучения клетки. Химический состав клетки. §7

П. Знать неорганические и органические вещества и объяснять их роль в клетке. Анализировать представленную на рисунках учебника информацию.

Р. Планировать последовательные действия в эксперименте; прогнозиров-е.

К. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками

9

Строение клетки§8

П. Знать понятия «клетка», части клетки и их значение. Уметь сравнивать животную и растительную клетки, находить черты их сходства и различия. Анализировать представленную на рисунках учебника информацию. Осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей. Сравнивать.

Р. Постановка вопросов; планирование работы с учебником.

10

Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука» §8

П. Развивать умения работать с микроскопом, описывать, изображать строение клеток. Обобщать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Р. Ставить цель и планировать её выполнение.

К. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и с учителем.

11

Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты. §8

П. Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Анализировать представленную на рисунках учебника информацию.

Р. Оценка того, что уже знают о клетке и что ещё нужно узнать.

12

Жизнедеятельность клетки§9

П. Знать основные процессы жизнедеятельности клетки; прийти к выводу о том, что клетка - живая система.

Р. Ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи, работать в соответствии с поставленной задачей; выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

13

Деление клеток - основа размножения, роста и развития организмов§9

П. Знать как клетка делится, значение хромосомы. Анализировать представленную на рисунках учебника информацию.

Р. Самостоятельно работать с текстом учебника. Ставить цель и планировать её выполнение. Находить нужную информацию и использовать её для выполнения заданий.

14

Обобщающий урок по теме «Клетка - основа строения и жизнедеятельности организма». Урок-игра в форме «вертушки».

П. Закрепить знания о строении клеток, процессах их жизнедеятельности; отработать умения работать с микроскопом, учебником, рисунками.

Р. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения своих целей. Владеть основами самоконтроля.

К. Участвовать в совместной деятельности. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

15

Контрольная работа по изученному материалу

П. Демонстрация полученных знаний и умений о предмете биологии, ее методах, о строении и процессах жизнедеятельности клеток.

Р. Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий при выполнении заданий, владеть письменной речью.

16

Многообразие организмов (15ч)

Классификация организмов§10

П. Выделять существенные признаки представителей разных царств природы. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе; систематизировать и обобщать разные виды информации; владеть устной речью для выражения своих мыслей.

Р. Ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи

17

Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности§11

П. Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности бактерий.

Описывать разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника и в тексте.

Р. Составлять план выполнения учебной задачи, работать в соответствии с поставленной задачей; выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

К. Работать в паре.

18

Роль бактерий в природе и жизни человека. §11

П. Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе. Характеризовать важную роль бактерий в природе. Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями. Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий.

Р. Самостоятельно определять цели своей познавательной деятельности; работать с текстом параграфа и его компонентами; выполнять практические задания.

К. Участвовать в совместной деятельности.

Л. Осознание ценности живых объектов; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни.

19

Грибы: строение и многообразие. §12

П. Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Различать съедобные и ядовитые грибы на рисунках. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека; систематизировать и обобщать разные виды информации;

Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи; систематизировать и обобщать разные виды информации; уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, делать выводы; владеть основами самоконтроля

Л. Осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры, осознание ценности здорового и безопасного образа.

20

Лабораторная работа «Особенности строения мукора и дрожжей» §12

П. Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать строение мукора и дрожжей под микроскопом. Сравнивать увиденное с изображением на рисунке в учебнике.

Р. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами.

К. Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и с учителем в процессе познавательной деятельности.

21

Характеристика царства растений. §13

П. Выделять существенные признаки растений. Различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, сравнивать их и делать выводы. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.

Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи.

22

Водоросли§14

П. Выделять существенные признаки водорослей. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей водорослей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека.

Р. Самостоятельно определять цели своей познавательной деятельности;

работать с текстом параграфа и его компонентами; выполнять практические задания.

К. Участвовать в совместной деятельности, работать в группе.

23

Лишайники§15

П. Выделять существенные признаки строения лишайников. Объяснять роль лишайников в природе и жизни человека. Совершенствовать навыки работы с гербарным материалом. Анализировать представленную на рисунках учебника информацию.

Р. Самостоятельно работать с текстом учебника. Ставить цель и планировать её выполнение.

Л. Осознание ценности живых объектов.

24

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи и плауны§16

П. Выделять существенные признаки строения высших споровых растений. Объяснять их роль в природе и жизни человека. Совершенствовать навыки работы с разными источниками информации, гербарным материалом .

Р. Составлять план выполнения учебной задачи, работать в соответствии с поставленной задачей; выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

К. Участвовать в совместной деятельности, работать в группе.

25

Семенные растения. Голосеменные. §17

П. Выделять существенные признаки строения голосеменных растений. Объяснять их роль в природе и жизни человека. Совершенствовать навыки работы с разными источниками информации, гербарным материалом, сравнивать.

Р. Ставить цель и планировать ее выполнение.

К. Совершенствовать умения работать в паре

26

Покрытосеменные растения. Лабораторная работа «Строение цветкового растения» §17

П. Выделять существенные признаки строения покрытосеменных растений. Объяснять их роль в природе и жизни человека. Сравнивать представителей разных групп растений и делать выводы. Совершенствовать навыки лабораторной работы. Систематизировать и обобщать разные виды информации

Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи. Соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Л. Осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры. Формирование основ учебно-исследовательской деятельности.

27

Царство Животные: разнообразие, охрана§18

П. Выделять существенные признаки животных. Сравнивать представителей разных групп животных, делать выводы. Объяснять их роль в природе и жизни человека. Совершенствовать навыки работы с разными источниками информации, оценивать ее и переводить из одной формы в другую.

Р. Ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи.

К. Участвовать в совместной деятельности, работать в группе.

Л. Осознание ценности живых объектов.

28

Одноклеточные животные §19

П. Знать об особенностях одноклеточных животных. Различать на таблицах одноклеточных животных, опасных для человека. Сравнивать одноклеточных животных, делать выводы. Владеть устной речью для выражения своих мыслей.

Р. Самостоятельно определять цели своей познавательной деятельности; работать с текстом параграфа и его компонентами; выполнять практические задания.

Л. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

29

Беспозвоночные животные§20

П. Различать на таблицах беспозвоночных животных. Сравнивать представителей беспозвоночных, делать выводы. Систематизировать и обобщать разные виды информации;

Р. Составлять план выполнения учебной задачи, работать в соответствии с поставленной задачей; выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту; владеть основами самоконтроля.

Л. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых беспозвоночными животными.

30

Позвоночные животные§21

П. Различать на таблицах позвоночных животных, в том числе и опасных для человека. Сравнивать представителей позвоночных, делать выводы. Объяснять роль одноклеточных животных в природе и жизни человека. Систематизировать и обобщать разные виды информации.

Р. Самостоятельно определять цели своей познавательной деятельности.

К. Участвовать в совместной деятельности, работать в группе.

Л. Осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры, осознание ценности здорового и безопасного образа жизни.

31

Многообразие и охрана живой природы. Обобщение. §22

П. Знать живых организмов, полезных и вредных, для человека

Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе.

Р. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. Самооценка, самоконтроль.

Л. Осознание ценности живых объектов.

32

Экскурсия «Многообразие живой природы»

П. Наблюдать и описывать объекты живой природы. Определять принадлежность живых организмов к разным группам. Оформлять отчет о своей работе.

Р. Самостоятельно определять цели своей познавательной деятельности и составлять отчет о проделанной практической работе в природе.

33-34

Резерв: Практическая работа на пришкольном участке

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Л. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.


Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 6 классе

пп

Тематика разделов, уроков

УУД

Дата

план

факт

1

Жизнедеятельность организмов (15ч)

Обмен веществ§23

П. Характеризовать процесс обмена веществ, объяснять его значение; сравнивать процессы синтеза и распада в-в.

Р. Выдвигать версии решения проблемы; находить в тексте ответы на поставленные вопросы; исправлять свои ошибки.

2

Почвенное питание растений§24 Д/о: « Поглощение воды корнем»

П. Выяснение проблемы способов питания растений

Р. Составлять план решения поставленной проблемы; вносить коррективы в ходе решения проблемы; оценивать свои действия.

К. Участвовать в совместной деятельности, работа в группе.

3

Удобрения §25

П. Найти в учебнике информацию об удобрениях и их значении для растений; прочитать, проанализировать и составить таблицу.

Р. Спланировать свои действия и оценить свою работу.

Л. Оценить экологический риск при неправильном применении удобрений.

4

Фотосинтез §26

П. Составить план изучения процесса фотосинтеза; проанализировать опыт; высказать свои мысли по поводу значения фотосинтеза.

Р. Работать по плану и сверять свои действия с результатами.

5

Питание бактерий и грибов §27

П. Выяснение способов питания бактерий и грибов. Сравнить, проанализировать полученную информацию.

Р. Составить план изучения питания и работать по плану.

К. Участвовать в совместной деятельности, работать в группе.

6

Гетеротрофный тип питания §28 Подг. проектов

П. Продолжить изучение способов питания и подготовить проекты по данной теме.

Р. Составить план работы над проектом.

К. Спланировать работу в группе; распределить роли

7-8

Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения. Защита проектов.

П. Защита проектов- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в ходе защиты проекта.

Л. Осознавать потребность и готовность к самообразованию.

9

Дыхание как компонент обмена веществ. Дыхание животных. §29 Подг.исслед.проект.

П. Составить план изучения процесса дыхания через исследование. Умение подготовить опыт.

Р. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

10

Дыхание растений. Л/о.: «Выделение углекислого газа при дыхании.» §29

П. Развитие умений проводить эксперимент и делать выводы; строить свое высказывание.

Р. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

11

Передвижение веществ у растений. Л/О.: «Передвижение веществ по побегу». §30

П. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей по результатам эксперимента.

Р. Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

12

Передвижение веществ у животных. §31

П. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и способов ее достижения; поиск и выделение необходимой информации в учебнике; анализ.

Р. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися по передвижению веществ у живых организмов, и того, что ещё неизвестно.

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

13

Выделение у растений §32

П. Составление плана работы с текстом учебника по процессам выделения и построение логического рассуждения.

Р. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

14-15

Выделение у животных. §32

Обобщение «Жизнедеятельность организмов»

П. Анализировать, сравнивать и обобщать изученные жизненные процессы. Выявлять сходства и различия разных процессов у разных групп организмов.

Р. Оценка - выделение и осознание учащимся того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

К. Участвовать в совместной деятельности

16

Размножение, рост и развитие организмов (5ч)

Размножение организмов, его значение. Л/Р.: «Вегетативное размножение комнатных растений». §33

П. Развитие умений проводить исследование и делать выводы; строить свое высказывание о способах размножения и его значении.

Р. Составление плана исследования и способов его реализации.

К. Организовывать свое взаимодействие в группе.

17

Половое размножение. §34

П. Сравнивать, анализировать, делать выводы о способах размножения и его значении для живых организмов.

Р. Внесение необходимых дополнений и корректив в план изучения способов размножения.

18

Рост и развитие - свойства живых организмов. §35 Л/о.: «Определение возраста деревьев по спилу».

П. Организация самостоятельной деятельности по изучению роста и развития живых организмов. Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Р. Постановка учебной цели, планирование, прогнозирование и контроль своей деятельности.

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

19

Развитие животных с превращением и без превращения. Стр. 135 Подготовить проекты.

П. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов о развитии животных; анализ рисунков, выводы.

Р. Планирование работы над проектом; самооценка.

К. Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации о развитии животных. Спланировать работу в группе; распределить роли для подготовки проектов.

20

Влияние вредных привычек на развитие человека. Защита проектов.

П. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, ставить вопросы и отвечать на вопросы других в ходе защиты проекта.

Р. Контроль и самоконтроль результатов деятельности.

К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в ходе защиты проекта.

Л. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

21

Регуляция жизнедеятельности организмов (10ч)

Раздражимость - свойство живых организмов. §36

П. Поиск и выделение необходимой информации в тексте о раздражимости; подготовка рассказа.

Р. Контроль и самоконтроль результатов деятельности.

К. Организация учебного взаимодействия со сверстниками и с учителем.

22

Гуморальная регуляция. §37

П. Извлечение необходимой информации из прослушанного рассказа учителя; составление плана конспекта.

Р. Составление плана и последовательности действий при выполнении самостоятельной работы.

23

Нервная регуляция. §38

П. Составление плана работы с текстом учебника по процессам выделения и построение логического рассуждения.

Р. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

24

Нейрогуморальная регуляция. §38

П. Построение логической цепи рассуждений о двух видах регуляции, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Р. Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

25

Поведение врожденное. Безусловные рефлексы.

П. Составление плана работы с текстом учебника по изучению врожденной программы поведения; определение основной и второстепенной информации.

Р. Контроль и самоконтроль результатов деятельности.

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

26

Приобретенное поведение. Условные рефлексы. Подготовить проекты.

П. Сравнивать, анализировать, делать выводы о двух видах поведения (рефлексов); строить свое высказывание об этом.

Р. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Составить (индивидуально или в группе) план выполнения проекта.

К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи при работе в паре.

27

Поведение человека. Защита проектов.

П. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, ставить вопросы и отвечать на вопросы других в ходе защиты проекта.

Р. Контроль и самоконтроль результатов деятельности.

К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в ходе защиты проекта.

Л. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

28

Движение - свойство живых организмов. Движение растений и одноклеточных организмов. §40 Подготовить проекты.

П. Составление плана работы с текстом учебника по изучению разных способов движения организмов; определение основной и второстепенной информации.

Р. Контроль и самоконтроль результатов деятельности.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

К. Организация учебного взаимодействия со сверстниками и с учителем.

29

Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания. Защита проектов.

П. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, ставить вопросы и отвечать на вопросы других в ходе защиты проекта.

К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в ходе защиты проекта.

30

Организм - единое целое. §41

П. Анализировать, сравнивать и обобщать изученные виды регуляции жизненных процессов. Выявлять сходства и различия разных процессов у разных групп организмов.

Р. Оценка - выделение и осознание учащимися того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

К. Участвовать в совместной деятельности.

31

Резерв (4ч): Повторение основных вопросов курса

П. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; умение составлять обобщающие таблицы и таблицы на сравнение.

Р. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

32

Повторение основных вопросов курса

П. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; умение составлять обобщающие таблицы и таблицы на сравнение.

Р. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

33

Экскурсия по пришкольному участку

П. Анализ растительности с целью выделения признаков: видовой состав, состояние деревьев.

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Р. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Л. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

34

Практическая работа на пришкольном участке

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Л. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.



Информационно-методическое обеспечение


Методическая литература для учителя


  1. Биология. 5-6 классы:учеб.для общеобраз.учреждений с прилож. на электр. носителе/(В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова и др.);под ред.В.В.Пасечника.М.:Просвещение,2013 (Академический школьный учебник, «Линия жизни»)

  2. Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе, 2007. №6

  3. Пугал Н.А. Технические средства обучения // Биология в школе, 2003, №6-7.

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 1998.

  5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

  6. Стамберская Л.В. Урок биологии шагает в компьютерный класс // Биология в школе, 2006, №6.

  7. Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, №27-28.

  8. Использование ИКТ при работе с методическими материалами в подготовке уроков биологии. Пермь, 2006г.

Мультимедийная поддержка курса

  1. Электронное приложение к учебнику по биологии для 5 класса.

  2. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

  3. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

Основная литература для учащихся

  1. Биология. 5-6 классы:учеб.для общеобраз.учреждений с прилож. на электр. носителе/(В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова и др.);под ред.В.В.Пасечника.М.:Просвещение,2013 (Академический школьный учебник, «Линия жизни»)

Дополнительная литература для учащихся

  1. Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972.- 304с 6 ил.;

  2. Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996.

  3. Красная книга Саратовской области: Грибы. Лишайники. Растения. Животные/Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратов.обл. - Саратов: Изд-во Торгово-промышленной палаты Саратов. обл., 2006. - 528 с.: ил.;16 с. ил.(вкладка).

Интернет-ресурсы

  1. school-collection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»

  2. km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

При работе над исследовательскими проектами учащимся и учителю можно использовать следующие электронные ресурсы:

  1. abitu.ru/start/about.esp (программа «Юниор - старт в науку»);

  2. vernadsky.dnttm.ru/ (конкурс им. Вернадского);

  3. step-into-the-future.ru/ (программа «Шаг в будущее);

  4. iteach.ru (программа Intel - «Обучение для будущего»).


© 2010-2022