Конспект урока-6 класс Питание животных

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме "Питание животных"-6 класс

Конспект урока-6 класс Питание животных

Конспект урока-6 класс Питание животныхКонспект урока-6 класс Питание животныхКонспект урока-6 класс Питание животныхКонспект урока-6 класс Питание животныхКонспект урока-6 класс Питание животныхКонспект урока-6 класс Питание животныхЦель урока: раскрыть сущность питания животных разных групп, создать условия для осознания и осмысления новой информации.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
    А) Раскрыть особенности питания животных. Расширить знания учащихся о разнообразии способов получения пищи животными.
    Б) определить уровень усвоения темы

  2. Воспитательные:
    А) продолжить умение работать в парах (коммуникативная культура общения),
    Б) развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности,
    В) создание условий для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности

  3. Развивающие:
    А) научить анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать.
    Б) продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом учебника и его рисунками;
    В) развивать умение делать выводы;

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебник "Биология 6 класс. Живой организм, Сонин Н.И." , рисунки животных в учебнике, ТСО (слайдовая презентация уроков).

Этапы урока:

1.Организационный момент.

а) Приветствие. Ребята сидят по группам. Группы подобраны с учетом индивидуальных способностей учащихся.

б) Знакомство с планом работы на уроке.

2. Мотивация учащихся. Просмотр первого слайда.

Как вы думаете, для чего на этом слайде размещены вместе эти картинки?

(предполагаемые версии учащихся - записываются на доске). К данному слайду возвращаемся в конце урока.

Расскажите по схеме как питаются растения? (корневое - корень, корневые волоски; воздушное - лист, устьичная щель). Что такое фотосинтез? (фотосинтез - это тип воздушного питания, фотосинтез - это процесс образования органических веществ и кислорода из воды и углекислого газа, в хлоропластах на свету.)

Почему растения называют производителями? Что они производят?

3. Постановка цели урока перед учащимися ( работа с первым слайдом)

Вопрос к учащимся: О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? - О питании животных, (запишите тему в тетради «Питание животных»)

Мы должны узнать, как питаются разные животные (типы питания). Выяснить, какие приспособления имеют животные для добывания пищи? Выяснит, что общего в процессе питания у всех животных?

Конспект урока-6 класс Питание животных

Цель: заполнить таблицу. Учебник стр. 64-66.

Какие животные относятся к группе?

Чем питаются?

Приспособления для поглощения пищи



Ребята работают индивидуально с текстом учебника. Каждому дается карточка с названием группы животных а также инструкция по заполнению.

Растительноядные.

Пищей являются растения - их листья, побеги, плоды, семена, корни и т.д.

Особенностью устройства ротового аппарата является преобладание резцов и коренных зубов (для млекопитающих) или роговых пластин, приспособленных для перетирания растительной пищи. Клопы, тли, цикады обладают колюще-сосущим ротовыми аппаратами - этим обеспечивается питание соками растений. Развиваются дополнительные отделы желудочно-кишечного тракта - слепая кишка, рубец и т.д., формируется симбиоз с бактериями, перерабатывающими клетчатку. Для травоядных млекопитающих характерно относительное развитие периферического зрения. Сравнительно с хищными млекопитающими, у травоядных скелет и мускулатура более грубые и менее координационно развиты, вместе с этим, однако, повышается выносливость.

У некоторых животных развиваются узкоспецифические предпочтения - например, питание листьями и побегами лишь одного вида растения (коала - эвкалипт).

Паразиты - питаются соками, тканями или пищей своего хозяина.

Адаптации к паразитизму: высокая плодовитость, органы прикрепления (например присоски у паразитических червей), покровы, не переваривающиеся в теле хозяина, особенности ротового аппарата (например, колюще-сосущий), способность переживать неблагоприятные условия среды (образование цист, устойчивые яйца и капсулы с личинками, инкапсуляция в теле хозяина)

Паразитизм близок к хищничеству, однако в отличие от настоящего хищника паразит не убивает хозяина сразу. Обычно он использует живого хозяина как место своего временного или постоянного проживания. Паразитов подразделяют на две основные категории: микропаразиты и макропаразиты.

К микропаразитам относятся те, которые непосредственно размножаются внутри тела хозяина (вирусы, бактерии, простейшие). Микропаразиты растут в теле хозяина, но, размножаясь, образуют особые формы, которые покидают одного хозяина, чтобы заселить другого.

К макропаразитам животных относятся круглые и ленточные черви (главные макропаразиты животных), вши, блохи, клещи, грибы.

В основном паразитами являются животные, стоящие относительно низко на систематической лестнице: типы Плоские и круглые черви, Членистоногие: Паукообразные (клещи), Насекомые (блохи, клопы, двукрылые (комары, москиты, мошки, слепни), вши), Ракообразные. Круглоротые (миксина).

Плотоядные, хищники.

Пищей в этом случае являются другие животные.

Развиваются различные орудия нападения и удержания жертвы: особенности ротового аппарата, в том числе устройство зубов и челюстей - преимущественное развитие получают клыки (для млекопитающих), вытянутая пасть (крокодилы), с несколькими рядами зубов направленными вовнутрь (акула); когти (кошачьи, хищные птицы). Для хищных млекопитающих характерно относительное снижение периферического зрения за счет увеличения его остроты. Для многих хищников характерен засадный метод охоты - выжидание жертвы и относительно короткий бросок - необходимы высокая скорость, точная координация, но это происходит в общем случае за счет снижения выносливости; развиваются различные виды покровительственной (маскирующей) окраски.

Своеобразный метод охоты мы встречаем у представителя иглокожих - морской звезды - она наползает на мидию, выворачивает желудок, оплетая им мидию, дожидается открытия створок и впрыскивает пищеварительные ферменты внутрь раковины.

Дятлы, которых можно отнести к насекомоядным, питаются личинками насекомых, живущими под корой деревьев. Приспособлением к этому служит массивный прочный клюв и особенное устройство лап и хвоста, позволяющих удерживаться на вертикальном стволе дерева.

Трупоеды ( падальщики) - питаются остатками организмов.

Падальщики - питаются мертвыми животными. Птицы падальщиков (грифы) обладают длинными шеями, практически лишенными оперенья, млекопитающие падальщики обладают узкими мордами. Для них характерно хорошее обоняние. К падальщикам можно отнести крабов. Личинки мух питаются мертвыми органическими остатками животных и растений. Жуки навозники, питаются экскрементами содержащими большое количество органических остатков.

Симбионты - организмы, живущие совместно и помогающие друг другу добывать и усваивать питательные вещества.

Классические примеры симбиоза - сожительство рака - отшельника и актинии, зеленой гидры с одноклеточными водорослями.

Форму симбиоза приобретают взаимоотношения при питании муравьев сахаристыми выделениями гусениц бабочки - голубянки. Муравьи защищают этих гусениц от хищников и паразитов, а гусеницы перед окукливанием зарываются в муравейник. Аналогичные отношения отмечаются у многих муравьев и тли: муравьи защищают тлю от врагов, а сами питаются их выделениями.

В животном мире пример наиболее совершенного симбиоза дают термиты, пищеварительный тракт которых служит приютом для жгутиковых или бактерий. Благодаря симбиозу, термиты в состоянии переварить древесину, а микроорганизмы получают убежище, вне которого они существовать не способны. Или взаимоотношения воловьих птиц и носорогов. Птицы кормятся насекомыми-паразитами на коже носорога, а их взлет служит ему сигналом об опасности.

Всеядные - питание пищей как растительного, так и животного происхождения.

Для таких животных характерен наименее специализированный ротовой аппарат. В общем случае имеются черты свойственные и для хищников, и для травоядных. К всеядным животным можно отнести медведей, крыс, некоторых приматов, сверчков. Из пресмыкающихся это то агамы, синеязыкие сцинки, дневные гекконы и некоторые другие рептилии. Жабы, лягушки-рогатки и многие ящерицы не откажутся от мышонка подходящего размера. К этой группе относится и человек.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА «Питание животных»

группы

Какие животные относятся? (перечислите)

Чем питаются? (перечислите)

Приспособления для поглощения пищи

1. растительноядные

2. паразиты

3. хищники

4. падальщики

5. симбионты

6. всеядные (домашнее задание)

Б) Выступление групп. Учащиеся отвечают по вопросам инструктивной карточки.

группы

Какие животные относятся? (перечислите)

Чем питаются? (перечислите)

Приспособления для поглощения пищи

1. растительноядные

Лось, корова

растения

Коренные зубы

2. паразиты

Печеночный сосальщик, вши

Соками, тканями или пищей своего хозяина

Сосущий, колющий

3. хищники

Лев, волк, орел

Другими животными

Клыки, когти

4. падальщики

Грифы, ворона

Мертвыми животными

Хорошее обоняние, длинная шея, мощный клюв

5. симбионты

Грибы, лишайники

Помогают друг другу добывать и усваивать питательные вещества

Нити грибницы

6. всеядные (домашнее задание)


Определение понятия «пищеварение» - учащиеся записывают в тетрадь (пищеварение - это процесс физической и химической переработки пищи, превращение ее в растворимые и усваемые соединения.)

Закрепление изученного материала. Рефлексия.

Учащиеся на заранее выданных карточках заполняют таблицу, распределяя животных по группам питания. После окончания работы учащиеся осуществляют проверку друг друга. Ребятам выдаются правильные ответы для ускорения работы

2. Индивидуальная работа по карточка:

1-й вариант.

волк

личинка мухи

фазан

пиявка

свинья

2

4

1

3

5

2-й вариант.

лев

гиена

ласточка

клещ

голубь

2

4

2

3

1

3-й вариант.

пантера

клест

акула

медведь

аскарида

2

1

2

5

3

4-й вариант.

орел

гриф

белка

гадюка

вирус

2

4

1

2

3

5-й вариант.

сова

хомяк

вороны

махаон

блоха

2

1

5

1

3

6-й вариант.

человек

жираф

вши

щука

осьминог

5

1

3

2

2

  1. Растительноядные.

  2. Хищные.

  3. Паразиты.

  4. Трупоеды.

  5. Всеядные.

Выставление отметок:

5 - нет ошибок
4 - одна ошибка
3 - две ошибки
2 - три и более ошибок

Задание: восстановите текст, найденный в заброшенной на берег бутылке (индивидуальная работа по карточкам). «В л… происходит процесс ф…а. Они зеленые, так как в них находится х…ро…л, через прозрачную к…цу проникает солнечный … . В кожице есть з…ные клетки, они входят в состав …ц. Через них внутрь листа поступает …ый газ, необходимый для …синте... в результате обра… ор..ческие … ва».

(учащимся задаются загадки).

В лесу мне видеть довелось,
Как грыз кору могучий…(лось)

Кровь пью, а жизнь даю… (пиявка)

Полосатый брат кота

Шкура просто красота. Хоть страшнее нету зверя, нам не страшно он вольере…(тигр)

Окраской - сероватая, повадкой вороватая, крикунья хрипловатая, известная персона. Кто она? (ворона)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых

Меня увидишь за версту, зовусь я … (подосиновик)

Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели
Только к дятлу на обед
Попадает … (короед)

От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл … (карась)

Все жуки, букашки, мушки -
Вкусный завтрак для … (лягушки)

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад, вперед по полю вскачь,
А зовется птица … (грач)



  1. К нам на урок были приглашены представители всех групп, но они, к сожалению, приехать не смогли, а прислали нам телеграммы. Наша задача определить, кто является авторами телеграмм (работа в группах)

(Детям раздаются телеграммы, они их зачитывают и определяют авторов.)

№ 1. Мы ближе всех к автотрофам. Зря они нас не любят! Ведь некоторые из нас помогают им размножаться!
№ 2. Мы - самые беспощадные! Нет от нас спасения! Мы бы не были такими, только …
№ 3. Мы - санитары планеты. Без нас Земля быстро превратится в свалку!
№ 4. Мы - самые дружелюбные. Мы любим жить в мире и дружбе с другими существами! Мы очень много делаем друг для друга!
№ 5. А мы - эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только мы хищников не понимаем: хозяев мы видеть живыми желаем!

5. Общий вывод по уроку:

Учащиеся делают вывод по уроку:

  1. Все животные обеспечивают себя питанием, используя для этого готовые органические вещества.

  2. Существуют разные группы животных по способу питания (можно назвать группы).

  3. У животных имеются разнообразные приспособления для захвата добычи. Пища - основной источник энергии для жизни животных и человека.

6. Подведение итогов (первый слайд).

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся.

Выставление оценок, их аргументация. Выставление отметок по карточкам возможно на следующем уроке.

7


© 2010-2022