Рабочая программа по биологии 5 класс

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





МБОУ Лицей «Содружество» Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан



Рассмотрено Согласовано Утверждено на заседании ШМО Зам.директора по НМР Директор Протокол №_____ ____________О. С. Ткаченко МБОУ Лицей «Содружество» от «____»__________2015г «____»__________2015г _____________ С. З. Пескина

«____»__________2015г


Рабочая программа на 2015-2016 учебный год


Учитель: Рожкова Юлия Викторовна


Предмет: биология


Класс: 5


Количество часов: в год 35ч, в неделю 1


Учебник: Природоведение, В.В.Пасечник Москва, «Дрофа», 2015г


Программа: Автор Пасечник В.В.



Пояснительная записка

Программа рассчитана на 35 часов (1 урок в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов. В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Изучение биологии 5 классе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

• овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

• развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

• воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.

Общая характеристика курса «Биология 5 класс»

Рабочая программа по биологии построена на основе Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2013 №273-ФЗ; Фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; программы авторского коллектива под руководством В.В. Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5-9 классы.» - М.: Дрофа, 2013.); Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2015-2016 учебный год

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Место курса «Биология 5 класс» в учебном плане

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Лицей « Содружество» на 2015-2016 учебный год.

Учебным планом на изучении природоведения предусмотрено 1 часа в неделю, всего 35 часов в год. Лабораторных работ -8

Результаты освоения курса «Биология 5 класс»

Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1. - осознание роли жизни:

- определять роль в природе различных групп организмов;

- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. - рассмотрение биологических процессов в развитии:

- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

- находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

- объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. - использование биологических знаний в быту:

- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. - объяснять мир с точки зрения биологии:

- перечислять отличительные свойства живого;

- различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

- определять основные органы растений (части клетки);

- объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5. - понимать смысл биологических терминов;

- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. - оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

- использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

- различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы: 8 предусмотренных Примерной программой Большая часть лабораторных и практических работ являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены в конце каждой темы обобщающие уроки. 30% времени (10 уроков) отведено на вариативную часть программы.

Из резервного времени в теме «Клеточное строение организмов» добавлен 1 час на итоговый контроль за I полугодие, в теме «Царство растений» добавлено 2 часа, один из которых на итоговый контроль. В программу включен региональный компонент.

При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 5 кл.- М.: Дрофа, 2014.

Новизна данной программы определяется тем, что перед каждой темой дано краткое содержание уроков по теме, прописаны требования к предметным и метапредметным результатам, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке. В конце каждой темы определены универсальные учебные действия (УУД), которые формируются у учащихся при изучении данной темы.

Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, владеющей основами исследовательской и проектной деятельности.

При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технология развития критического мышления, учебно-исследовательская и проектная деятельность, проблемные уроки. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: экскурсии, индивидуально - групповые занятия.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме контрольного тестирования.

Содержание программы

Биология.

Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс

(35 часов, 1 час в неделю)

Введение (6 часов)

Биология - наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- о многообразии живой природы;

- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

- экологические факторы;

- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

- правила работы с микроскопом;

- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

- отличать живые организмы от неживых;

- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

- характеризовать среды обитания организмов;

- характеризовать экологические факторы;

- проводить фенологические наблюдения;

- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- составлять план текста;

- владеть таким видом изложения текста, как повествование;

- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

- получать биологическую информацию из различных источников;

- определять отношения объекта с другими объектами;

- определять существенные признаки объекта.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (11 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

- химический состав клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

- характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

- распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- анализировать объекты под микроскопом;

- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

- работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы, произрастающие в Вологодской области. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты, встречающиеся в Вологодской области. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

- разнообразие и распространение бактерий и грибов;

- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику бактериям и грибам;

- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

- отличать съедобные грибы от ядовитых;

- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.



Раздел 3. Царство Растения (11 часов)

Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов, произрастающих в Вологодской области. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Папоротникообразные, произрастающие в Вологодской области.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Многообразие голосеменных, произрастающих в Вологодской области.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- основные методы изучения растений;

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

- роль растений в биосфере и жизни человека;

- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику растительного царства;

- объяснять роль растений биосфере;

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.



Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

- оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.


Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

- знать правила поведения в природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- уметь реализовывать теоретические познания на практике;

- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

- испытывать любовь к природе;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

- уметь слушать и слышать другое мнение.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока , элементы содержания


Кол-во часов


Тип урока


Характеристика деятельности учащихся

Домашние задание параграф учебника




Введение (6 час.)





1

1-я
неделя сентября


Биология-наука о живой природе. Биологические дисциплины. Значение биологии

1

КУ

Знакомятся с работой по учебнику, пытаются дать определениям «Биология», « экология», «биосфера». Называют значение биологии и применение биологических знаний в жизни

§1 задание на с.10


Р.т.зад.4-5

2

2 неделя

сентября


Методы исследования в биологии. Методы биологической науки: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии

1

КУ

Знакомятся с правилами техники безопасности в кабинете биологии Определяют понятия «наблюдение», «эксперимент», «измерение».


Характеризуют основные методы исследования в биологии.


§2

Р.т.зад.6-8

3

3 неделя

сентября


Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение

1

КУ

Определяют принадлежность биологических объектов к царствам живых организмов.

Называют признаки живого

Описывают по рисунку процесс передачи по цепи питания энергии и веществ

§3 задание на с.18

Р.т.зад.13









4

4 неделя

сентября


Среды обитания живых организмов. Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания


1

УОЗУН

Выявляют приспособленность организмов к среде обитания. Анализируют связи организмов со средой обитания.

§4 сообщения по группам Р.т.зад.16-17

5

1-я
неделя октября


Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы

1

УОЗУН

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника Характеризуют влияние деятельности человека на природу

§5 Р.т.зад.19-20

6

2-я
неделя октября


Обобщающий урок

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Систематизируют и обобщают знания по теме

Повторить § 1-5

7





3-я
неделя октября


Тема 2: «Клеточное строение организмов» - 10ч.

Устройство увеличительных приборов

Лабораторная работа-1

Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом.






1





УОЗУН

Учатся работать с микроскопом

§6 зад на с14-16 Р.т.зад.22-23

8

4-я
неделя октябр


Строение клетки.

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли


1

УОЗУН

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают и называют на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

§7 Р.т.зад.28

9

5-я
неделя октября


Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Лабораторная работа -2

Строение клеток кожицы чешуи лука


Урок комплексного применения ЗУН

Готовят микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом. Сравнивают объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их.

§7 Р.т.зад.24









10

1-я
неделя ноябр


Пластиды.

Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты

1

УОЗУН

Выделяют существенные признаки строения клетки.

Различают на таблицах и части и органоиды клетки. Работают с учебником


§7 зад на с.39 Р.т. зад.2

11

2-я
неделя ноябр


Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений


1

КУ

Объясняют роль минеральных веществ и воды клетки. Различают органические и неорганические вещества клетки. Работают в рабочей тетради

§8 зад на с.42

12

3-я
неделя ноябр


Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание). Межклеточное вещество, межклетники



1

КУ

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

§9 зад на с.46

13

4-я
неделя ноябр


Жизнедеятельность клетки: деление рост, развитие.

Деление, рост и развитие клеток. Генетический аппарат, ядро, хромосомы.

Отличие молодой клетки от старой

1

КУ

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

§9 зад на с.45 Р.т. зад.34-35

14

1-я
неделя декабря


Ткани.

Понятие «ткань», виды тканей (образовательные, основные,проводящие,механические, покровные), особенности их

1

УОЗУН

Выделяют существенные признаки для различных типов тканей. Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

§10 зад на с.49 Р.т. зад.36-38

15

2-я
неделя декабря


Особенности строения клеток

Лабораторная работа-3

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

1

Урок комплексного применения ЗУН

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

§10 зад на с.49 Р.т. зад.39

зад. на с.27-28

16

3-я
неделя декабря


Обобщающий урок по теме Клеточное строение организмов


1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Тестовая работа

Повторить §6-10

17

4-я
неделя декабря


Тема 3: «Царство Бактерии» (2ч)

Строение и жизнедеятельность бактерий.

Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение

1

КУ

Отличают бактерии от других живых организмов.

Сравнивают строение бактериальной и растительной клетки.

§11 зад на с.55-56 Р.т. зад.43-44

18

3-я
неделя января


Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения. Почвенные бактерии. Болезнетворные бактерии. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека

1

КУ

Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

Приводят примеры положительного и отрицательного значения бактерий

§12 Р.т. зад.47презентация о практическом значении бактерий

19

4-я
неделя января


Тема 4: «Царство Грибы (5ч)

Общая характеристика грибов Строение и жизнедеятельность грибов (питание, размножение). Роль грибов в природе и жизни человека


1

КУ

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

§13 Р.т. зад.48-49

зад на с.69

сообщения о роли грибов в жизни человека

20

20 неделя


Шляпочные грибы. ЛР-4 .Грибы республики Башкортостан

Строение плодовых тел шляпочных грибов

Строение шляпочного гриба. Образование спор. Симбиоз грибов и растений. Съедобные и ядовитые грибы РБ. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

1

Урок комплексного применения ЗУН

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами.

§14

зад на с.77 Р.т. зад.52

21

1-я
неделя февраля


Плесневые грибы и дрожжи.

ЛР-5 Особенности строения мукора и дрожжей

1

Урок комплексного применения ЗУН

наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

§15

зад на с.80

22

2-я
неделя февраля


Грибы - паразиты.

Грибы-паразиты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья, фитофтора и др). Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека


1

Урок комплексного применения ЗУН

Выявляют признаки поражения организмов болезнетворными грибами. Объясняют пути заражения грибами-паразитами.

§16

Р.т. зад.85

Сообщения о значении грибов Р.т. зад.57 зад. с.37-39

23

3-я
неделя февраля


Обобщающий урок по теме «Царство грибов»


1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Работают с тестами

Пов.§ 11-16

24

4-я
неделя февраля


Ботаника - наука о растениях. Общая характеристика растительного царства Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере и в жизни человека. Охрана растений


1

УОЗУН

Называют основные группы растений. Характеризуют практическую значимость растений. Объясняют роль растений в биосфере.

§17

зад на с.92 Р.т. зад.58

25

1-я
неделя марта


Одноклеточные водоросли. Лабораторная работа -6

Строение зеленых водорослей

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Выполняют лабораторную работу, работают с микроскопом

§18

Р.т. зад.60

26

2-я
неделя марта


Многоклеточные водоросли. Многоклеточные водоросли: зеленые, красные, бурые. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания. Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей

1

КУ

Работают с таблицами и гербарными образцами, определять представителей водорослей. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека.

§18

зад. на с.92 Р.т. зад.64

27

3-я
неделя марта


Лишайники.

Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Слушают учителя, выполняют задания в рабочей тетради

§19

зад. на с.106 Р.т. зад.67

28

4-я
неделя марта


Мхи.

Высшие споровые растения: Мхи. Их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана

1

УОЗУН

Слушают учителя, выполняют задания в рабочей тетради

§20

зад. на с.111 Р.т. зад.70

29

2-я
неделя
апреля


Плауны, хвощи, папоротники.

Высшие споровые растения: папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Лабораторная работы-7

Строение спороносящего папоротника

1

УОЗУН

Слушают учителя, выполняют задания в рабочей тетради

§21

зад. на с.117,

119

30

3-я
неделя
апреля


Голосеменные растения. Хвойные Растения РБ.

Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана.



1

УЗЗУН

Слушают учителя, выполняют задания в рабочей тетради

§22

зад. на с.125,127

Р.т. зад.73



31

4-я
неделя
апреля


Строение хвои и шишек хвойных. Лабораторная работа-8


1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Выполняют лабораторную работу под руководством учителя.

§22




32

5-я

неделя

апреля


Обобщающий урок

1


Итоговая тестовая работа


33

1-я

неделя

мая



Покрытосеменные растения. Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека

1

КУ

Слушают учителя, выполняют задания в рабочей тетради

§23 зад. на с.131,132

Р.т. зад.77

34

2-я
неделя
мая


Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

1

КУ

Слушают учителя, выполняют задания в рабочей тетради

§24

Р.т. зад.80-81

35

3-я
неделя
мая


Обобщающий урок за курс 5 класса. Летние задания.


обобщение





КУ- комбинированный урок; УОЗУН - урок овладения знаниями, умениями, навыками; УЗЗУН- урок закрепления знаний, умений, навыков;



Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Основная учебная литература для учащихся:

1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2015.- 141, (3) с.

2. Биология. Бактерии, грибы, растения: 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника, 2015 г. Дрофа

3.Электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.


Дополнительная литература для учащихся:

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 3304с. 6 ил.;

  2. Артамонова В.И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР) Кн.1. - М.: Агропромиздат, 1989. - 383с.: ил.;

  3. Биология. Энциклопедия для детей. - М.: Аванта+, 1994. - с. 92-684;

  4. Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами / по материалам Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся. - М.: Мнемозина, 1998

  5. Большой справочник по биологии. - М.: Издательство АСТ, 2000

  6. .Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение



  1. Трайтак Д.И. «Биология: Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники.» 6 кл. Пособие для учащихся. Издательство Мнемозина

  2. Электронное приложение к учебнику Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений /Сонин Н.И., Плешаков А.А.. - М.: Дрофа, 2012г.

  3. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; - М.: Аванта +, 2001

  4. livt.net
    Электронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"zooclub.ru

  5. floranimal.ru/
    Портал о растениях и животных

  6. plant.geoman.ru/
    Занимательно о ботанике. Жизнь растений



Основная литература для учителя:

• Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. - М.: Дрофа, 2015 г.

• Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2015 г.

• Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: методическое пособие. - М.: Дрофа, 2015 г.


Материально-техническое обеспечение

Печатные пособия

5-6 классы

  1. Биология 6 класс. Растения, грибы, лишайники 14 таблиц

  2. Вещества растений. Клеточное строение 12 таб.

  3. Общее знакомство с цветковыми растениями 6 таблиц

  4. Растение - живой организм 4 таблицы

  5. Растения и окружающая среда 7 таблиц

  6. Портреты ученых биологов

  7. Строение, размножение и разнообразие растений

  8. Схема строения клеток живых организмов

  9. Растения. Грибы. Лишайники


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Цифровая лаборатория: микроскоп цифровой microlife, интерактивное пособие «Экзамен-Медиа»: Наглядная биология. Растения.Грибы. Бактерии; Химия клетки. Вещества, клетки и ткани растений;

Цифровые компоненты учебно-методическим комплексам по основным разделам курса биологии

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу биологии

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)

Мультимедийный компьютер Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

Сканер с приставкой для сканирования слайдов

Принтер лазерный

Мультимедиа проектор

Интерактивная доска

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Комплект микропрепаратов «Ботаника 1»

  2. Комплект микропрепаратов «Ботаника 2»


МУЛЯЖИ

Набор муляжей грибов

Набор муляжей овощей и фруктов







© 2010-2022