Рабочие программы по биологии 6-11 классы

Рабочие программы важный документ для учителя на современном этапе преподавания. Многие учителя испытывают затруднения в составлении и оформлении рабочих программ. Хочу поделиться опытом составления и оформления рабочих программ в нашей школе.  Рабочие программы для 6 - 9 классов составлены на основе авторской программы основного  общего образования по биологии 6 - 9 классы. Авторы  Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова. Рабочая программа для 10-11 класса  составлена на основе примерной  прогр...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Батаминская средняя общеобразовательная школа



Согласовано Утверждаю

На заседании Директор МОУ

методического объединения Батаминская СОШ

Протокол от «…..» …… …...г № ….. ……………………………

Председатель методического объединения «….»……… ……..г

Рабочая программа

По биологии

Для 11 класса

На 2011/12 уч. Год



Примерные программы по биологии.

Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007. - 99 с.

Министерство Образования Российской Федерации



Учебник:

В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. Общая биология 10 -11 класс.Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений.7-е изд. стереотип - М.: Дрофа, 2004. - 624 с.: ил.

Рекомендовано

Министерством Образования Российской Федерации





Разработчик программы:

Учитель биологии

Вакальчук Нэля Владимировна

Педстаж: 27 лет

Первая квалификационная категория







2011год







Пояснительная записка



Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы по биологии (среднее общее образование: базовый уровень). Авторы - сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.

Учебник: В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. Общая биология 10 -11 класс.Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений.7-е изд. стереотип - М.: Дрофа, 2004. - 624 с.: ил.



Цели: изучение биологии в 11 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических
    знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений
    биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и
    противоречивых путей развития современных научных взглядов,
    идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к
    окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Концепция программы заключается в следующем: курс биологии в 11 классе на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания программы составляет кулътуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач. Профилактика СПИДа; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни человека, их причины и профилактика; медико-генетическое консультирование - эти и другие темы помогут сегодняшним школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни.

Основу структурирования содержания курса биологии в 11 классе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания»; «Клетка»; «Организм».

Отличительные особенности рабочей программы, по сравнению с примерной таковы: для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных, практических работ и запланированы экскурсии.

В программе дается распределение материала по разделам и темам. Курс структурирован таким образом: в 11 классе изучаются темы «Биология как наука. Методы научного познания, «Клетка», «Организм». Практика показывает, что такое распределение тем, более целесообразное, для подготовки обучающихся к сдачи ЕГЭ и направлено на повышение качества обучения.

Резервные часы использованы на проведение экскурсии и лабораторных работ.

Программа рассчитана на 1 час классных занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы).

Для реализации данной программы планируется использовать:

  • Методы обучения: интуитивно-выборочные, фронтальные, фронтально-содержательные и др.;

  • Формы обучения: индивидуальные, групповые, коллективные;

  • Технологии обучения: мастерская построения знаний, технология критического мышления, игровые технологии, проблемное обучение, технология критического мышления, традиционная технология;

  • Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения: тесты, устный опрос, программированный опрос, взаимопроверка, самопроверка, проверочные работы, контрольные работы. Предусмотрен поурочный и тематический контроль ЗУН.



Планируемые результаты обучения

В результате изучения биологии в 11 классе ученик должен:

знать /понимать:

основные положения биологических теорий (клеточная,); сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

сущность биологических процессов', размножение, оплодотворение,

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания

выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно),

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы), процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни,

изучать изменения в кариотипе человека под действием мутагенов;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).



Календарно-тематическое планирование

Кал.сроки

п/п

Раздел/Тема

Кол-во

часов

Возможные виды деятельности

Возможные формы контроля



1. Биология как наука. Методы научного познания

3




1/1

Краткая история развития биологии. Система биологических наук

1

Конспект и анализ идей и теорий о развитии биологии. Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения

И/В


2/2

Критерии живых систем

1

Сравнение живой материи и неживой. Выделять существенные признаки живой природы и биологических систем

И/В, В/С


3/3

Уровни организации живой природы

1

Воспроизведение материала, сообщение учащихся об уровнях организации живой природы

Ф/С:

Тем.пров.

Тест



2. Клетка

10




¼

История изучения клетки. Клеточная теория

1

Формулирование выводов о единстве живой и неживой природы с использованием положений клеточной теории. Характеризовать содержание клеточной теории

Ф/С


2/5

Неорганические вещества клетки

1

С\Р, изучение химического состава клетки. Приводить доказательства единства живой и неживой природы на примере сходства их химического состава.

И/В


3/6

Биологические полимеры. Белки

1

Работа с учебником, воспроизведение материала. Ставить опыты по определению каталитической активности ферментов и объяснять их результаты

И/В, В/С


4/7

Органические молекулы - углеводы, липиды.

1

С\Р, изучение химического состава клетки

И/В, В/С


5/8

Нуклеиновые кислоты - ДНК, РНК

1

Решение цитологических задач

Ф/С, В/С


6/9

Строение прокариотической клетки. Роль бактерий в природе и жизни человека.

1

Воспроизведение материала, с/р с учебником. Выделять существенные признаки доядерных организмов.

Объяснять родство живых организмов

И/В, В/С


7/10

Клеточная мембрана. Цитоплазма. Ядро.

1

Воспроизведение материала, с/р с учебником. Выявление функций и строения органоидов клетки. Уметь пользоваться цитологической терминологией.

Ф/С


8/11

Основные органоиды клетки. Л/Р №1 «Сравнение строения клеток растений и животных»

1

Сравнение строения клеток растений и животных.

Определять по признакам растительную и животную клетку

Ф/С


9/12

Биосинтез белка

1

Воспроизведение материала. Решение цитологических задач. Выделять существенные признаки биосинтеза белка

Ф/С, И/В


10/13

Вирусы - неклеточные формы жизни. Проверочная работа 1. По теме «Клетка»

1

Объяснять родство живых организмов, закономерности эволюции. Обосновывать меры профилактики вирусных заболеваний. Находить информацию о вирусах в разных источниках, анализировать и оценивать её.

Ф/С. Проверочная работа 1.



3. Организм

21




1/14

Многообразие организмов: одноклеточные, многоклеточные, колониальные

1

Сравнивать и находить черты сходства и отличия живых организмов, делать выводы. Выделять существенные признаки одноклеточных и многоклеточных организмов.

В/С


2/15

Энергетический обмен

1

Описывать этапы энергетического обмена. Выделять существенные признаки энергетического обмена веществ

И/В


3/16

Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез

1

Выявлять и объяснять особенности фотосинтеза

И/В, В/С


4/17

Деление клетки. Митоз

1

Изучать особенности деления соматических клеток. Выделять существенные признаки процесса деления

И/В


5/18

Образование половых клеток. Мейоз

1

Сравнивать процесс митоза и мейоза, делать выводы

Тем. К.

Тест


6/19

Оплодотворение у растений и животных

12

Объяснять механизм оплодотворения у растений и животных

И/В


7/20

Бесполое размножение

1

Объяснять механизм бесполого размножения, сравнивать с половым способом. Сравнивать половое и бесполое размножение и делать выводы на основе сравнения.

И/В, В/С


8/21

Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития

1

Сравнивать зародыши человека и других млекопитающих и делать выводы на основе сравнения. Выявлять особенности эмбрионального и постэмбрионального периодов развития

И/В, В/С


9/22

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье

Проверочная работа 2

1

Объяснять отрицательное влияние вредных привычек на организм. Обосновывать меры профилактики вредных привычек.

Ф/С

Проверочная работа 2


10/23

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости

1

Характеризовать содержание закономерностей наследования.

Формирование понятийного аппарата

Ф/С


11/24

Первый закон Менделя

1

Составлять схемы скрещивания. Пользоваться генетической терминологией и символикой.

В/С


12/25

Л/Р №2 «Составление простейших схем скрещивания»

1

Решение элементарных генетических задач

Ф/С


13/26

Второй закон Менделя

1

Объяснять механизм наследования признаков, причины наследственности и изменчивости

И/В


14/27

Третий закон Менделя

1

Объяснять механизм наследования признаков, причины наследственности и изменчивости

И/В, В/С


15/28

Хромосомная теория наследственности. Генетика пола

1

Объяснять механизм наследования признаков, причины наследственности и изменчивости

И/В, В/С


16/29

Л/Р №3 «решение элементарных генетических задач»

1

Решение генетических задач

Ф/С


17/30

Закономерности изменчивости

1

Объяснять, анализировать, оценивать закономерности изменчивости

И/В, В/С


18/31

Л/Р №4 «Составление вариационного ряда и вариационной кривой». Проверочная работа №3 по теме «Генетика»

1

Применять теоретические знания на практике

Тем. К.

Проверочная работа №3


19/32

Основные методы селекции. Достижения селекции

1

Находить информацию о достижениях селекции. Выделять существенные признаки искусственного отбора

И/В


20/33

Биотехнология. Генная и клеточная инженерия.

1

Изучать методы биотехнологии. Оценивать некоторые этические аспекты в области биотехнологии

И/В, В/С


21/34

Экскурсия 1 «Многообразие пород животных» или «Многообразие сортов растений»

1

Применять теоретические знания на практике

Ф/С































Тематический контроль



2011/12 уч.год







Тема

Вид контроля

Примерная дата

1

Биология как наука. Методы научного познания

Тест

Сентябрь

3-я неделя

2

Клетка

Проверочная работа 1

Декабрь

1-я неделя

3

Организм. Обмен веществ, Деление клетки, онтогенез

Проверочная работа 2

Февраль

3-я неделя

4

Организм. Генетика

Проверочная работа 3

Апрель

4-я неделя



























































Список литературы





  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6 - 11 классы. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 138 с.

  2. Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007. - 99c

  3. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. Общая биология 10 -11 класс.Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений.7-е изд. стереотип - М.: Дрофа, 2004. - 624 с.: ил.





© 2010-2022