- Преподавателю
- Биология
- Рабочие программы по биологии 6-11 классы
Рабочие программы по биологии 6-11 классы
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Вакальчук Н.В. |
Дата | 09.04.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Батаминская средняя общеобразовательная школа
Согласовано Утверждаю
На заседании Директор МОУ
методического объединения Батаминская СОШ
Протокол от «…..» …… …...г № ….. ……………………………
Председатель методического объединения «….»……… ……..г
Рабочая программа
По биологии
Для 11 класса
На 2011/12 уч. Год
Примерные программы по биологии.
Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007. - 99 с.
Министерство Образования Российской Федерации
Учебник:
В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. Общая биология 10 -11 класс.Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений.7-е изд. стереотип - М.: Дрофа, 2004. - 624 с.: ил.
Рекомендовано
Министерством Образования Российской Федерации
Разработчик программы:
Учитель биологии
Вакальчук Нэля Владимировна
Педстаж: 27 лет
Первая квалификационная категория
2011год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы по биологии (среднее общее образование: базовый уровень). Авторы - сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.
Учебник: В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. Общая биология 10 -11 класс.Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений.7-е изд. стереотип - М.: Дрофа, 2004. - 624 с.: ил.
Цели: изучение биологии в 11 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
-
овладение умениями обосновывать место и роль биологических
знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах; -
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений
биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и
противоречивых путей развития современных научных взглядов,
идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; -
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к
окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Концепция программы заключается в следующем: курс биологии в 11 классе на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания программы составляет кулътуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач. Профилактика СПИДа; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни человека, их причины и профилактика; медико-генетическое консультирование - эти и другие темы помогут сегодняшним школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни.
Основу структурирования содержания курса биологии в 11 классе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания»; «Клетка»; «Организм».
Отличительные особенности рабочей программы, по сравнению с примерной таковы: для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных, практических работ и запланированы экскурсии.
В программе дается распределение материала по разделам и темам. Курс структурирован таким образом: в 11 классе изучаются темы «Биология как наука. Методы научного познания, «Клетка», «Организм». Практика показывает, что такое распределение тем, более целесообразное, для подготовки обучающихся к сдачи ЕГЭ и направлено на повышение качества обучения.
Резервные часы использованы на проведение экскурсии и лабораторных работ.
Программа рассчитана на 1 час классных занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы).
Для реализации данной программы планируется использовать:
-
Методы обучения: интуитивно-выборочные, фронтальные, фронтально-содержательные и др.;
-
Формы обучения: индивидуальные, групповые, коллективные;
-
Технологии обучения: мастерская построения знаний, технология критического мышления, игровые технологии, проблемное обучение, технология критического мышления, традиционная технология;
-
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения: тесты, устный опрос, программированный опрос, взаимопроверка, самопроверка, проверочные работы, контрольные работы. Предусмотрен поурочный и тематический контроль ЗУН.
Планируемые результаты обучения
В результате изучения биологии в 11 классе ученик должен:
знать /понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная,); сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
сущность биологических процессов', размножение, оплодотворение,
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания
выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно),
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы), процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни,
изучать изменения в кариотипе человека под действием мутагенов;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Календарно-тематическое планирование
Кал.сроки
№
п/п
Раздел/Тема
Кол-во
часов
Возможные виды деятельности
Возможные формы контроля
1. Биология как наука. Методы научного познания
3
1/1
Краткая история развития биологии. Система биологических наук
1
Конспект и анализ идей и теорий о развитии биологии. Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения
И/В
2/2
Критерии живых систем
1
Сравнение живой материи и неживой. Выделять существенные признаки живой природы и биологических систем
И/В, В/С
3/3
Уровни организации живой природы
1
Воспроизведение материала, сообщение учащихся об уровнях организации живой природы
Ф/С:
Тем.пров.
Тест
2. Клетка
10
¼
История изучения клетки. Клеточная теория
1
Формулирование выводов о единстве живой и неживой природы с использованием положений клеточной теории. Характеризовать содержание клеточной теории
Ф/С
2/5
Неорганические вещества клетки
1
С\Р, изучение химического состава клетки. Приводить доказательства единства живой и неживой природы на примере сходства их химического состава.
И/В
3/6
Биологические полимеры. Белки
1
Работа с учебником, воспроизведение материала. Ставить опыты по определению каталитической активности ферментов и объяснять их результаты
И/В, В/С
4/7
Органические молекулы - углеводы, липиды.
1
С\Р, изучение химического состава клетки
И/В, В/С
5/8
Нуклеиновые кислоты - ДНК, РНК
1
Решение цитологических задач
Ф/С, В/С
6/9
Строение прокариотической клетки. Роль бактерий в природе и жизни человека.
1
Воспроизведение материала, с/р с учебником. Выделять существенные признаки доядерных организмов.
Объяснять родство живых организмов
И/В, В/С
7/10
Клеточная мембрана. Цитоплазма. Ядро.
1
Воспроизведение материала, с/р с учебником. Выявление функций и строения органоидов клетки. Уметь пользоваться цитологической терминологией.
Ф/С
8/11
Основные органоиды клетки. Л/Р №1 «Сравнение строения клеток растений и животных»
1
Сравнение строения клеток растений и животных.
Определять по признакам растительную и животную клетку
Ф/С
9/12
Биосинтез белка
1
Воспроизведение материала. Решение цитологических задач. Выделять существенные признаки биосинтеза белка
Ф/С, И/В
10/13
Вирусы - неклеточные формы жизни. Проверочная работа 1. По теме «Клетка»
1
Объяснять родство живых организмов, закономерности эволюции. Обосновывать меры профилактики вирусных заболеваний. Находить информацию о вирусах в разных источниках, анализировать и оценивать её.
Ф/С. Проверочная работа 1.
3. Организм
21
1/14
Многообразие организмов: одноклеточные, многоклеточные, колониальные
1
Сравнивать и находить черты сходства и отличия живых организмов, делать выводы. Выделять существенные признаки одноклеточных и многоклеточных организмов.
В/С
2/15
Энергетический обмен
1
Описывать этапы энергетического обмена. Выделять существенные признаки энергетического обмена веществ
И/В
3/16
Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез
1
Выявлять и объяснять особенности фотосинтеза
И/В, В/С
4/17
Деление клетки. Митоз
1
Изучать особенности деления соматических клеток. Выделять существенные признаки процесса деления
И/В
5/18
Образование половых клеток. Мейоз
1
Сравнивать процесс митоза и мейоза, делать выводы
Тем. К.
Тест
6/19
Оплодотворение у растений и животных
12
Объяснять механизм оплодотворения у растений и животных
И/В
7/20
Бесполое размножение
1
Объяснять механизм бесполого размножения, сравнивать с половым способом. Сравнивать половое и бесполое размножение и делать выводы на основе сравнения.
И/В, В/С
8/21
Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития
1
Сравнивать зародыши человека и других млекопитающих и делать выводы на основе сравнения. Выявлять особенности эмбрионального и постэмбрионального периодов развития
И/В, В/С
9/22
Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье
Проверочная работа 2
1
Объяснять отрицательное влияние вредных привычек на организм. Обосновывать меры профилактики вредных привычек.
Ф/С
Проверочная работа 2
10/23
Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости
1
Характеризовать содержание закономерностей наследования.
Формирование понятийного аппарата
Ф/С
11/24
Первый закон Менделя
1
Составлять схемы скрещивания. Пользоваться генетической терминологией и символикой.
В/С
12/25
Л/Р №2 «Составление простейших схем скрещивания»
1
Решение элементарных генетических задач
Ф/С
13/26
Второй закон Менделя
1
Объяснять механизм наследования признаков, причины наследственности и изменчивости
И/В
14/27
Третий закон Менделя
1
Объяснять механизм наследования признаков, причины наследственности и изменчивости
И/В, В/С
15/28
Хромосомная теория наследственности. Генетика пола
1
Объяснять механизм наследования признаков, причины наследственности и изменчивости
И/В, В/С
16/29
Л/Р №3 «решение элементарных генетических задач»
1
Решение генетических задач
Ф/С
17/30
Закономерности изменчивости
1
Объяснять, анализировать, оценивать закономерности изменчивости
И/В, В/С
18/31
Л/Р №4 «Составление вариационного ряда и вариационной кривой». Проверочная работа №3 по теме «Генетика»
1
Применять теоретические знания на практике
Тем. К.
Проверочная работа №3
19/32
Основные методы селекции. Достижения селекции
1
Находить информацию о достижениях селекции. Выделять существенные признаки искусственного отбора
И/В
20/33
Биотехнология. Генная и клеточная инженерия.
1
Изучать методы биотехнологии. Оценивать некоторые этические аспекты в области биотехнологии
И/В, В/С
21/34
Экскурсия 1 «Многообразие пород животных» или «Многообразие сортов растений»
1
Применять теоретические знания на практике
Ф/С
Тематический контроль
2011/12 уч.год
№
Тема
Вид контроля
Примерная дата
1
Биология как наука. Методы научного познания
Тест
Сентябрь
3-я неделя
2
Клетка
Проверочная работа 1
Декабрь
1-я неделя
3
Организм. Обмен веществ, Деление клетки, онтогенез
Проверочная работа 2
Февраль
3-я неделя
4
Организм. Генетика
Проверочная работа 3
Апрель
4-я неделя
Список литературы
-
Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6 - 11 классы. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 138 с.
-
Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007. - 99c
-
В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. Общая биология 10 -11 класс.Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений.7-е изд. стереотип - М.: Дрофа, 2004. - 624 с.: ил.