Рабочая программа по развивающему часу в 6-х классах Лаборатория МОЕ ТЕЛО

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа развивающий часа в 6 классе

«Лаборатория «Мое тело»

Учитель: Радаева С.А.




Количество часов в полугодие:17

Количество часов в неделю: 1

Рабочая программа составлена на основе авторских программ Л.М.Максимычевой, Е.В. Алексеевой, О.С. Гладышевой «Человек и его здоровье» («Программы элективных курсов. Сборник 2. Биология. Профильное обучение. 10 - 11 класс» Дрофа, М., 2007, 126 с)









Пояснительная записка.

17 часов, 1 час в неделю.

Развивающий час рассчитан на учащихся 6 класса с целью познания общего строения и функций своего организма, для расширения кругозора в области гигиены, физиологии, санитарии, некоторых социальных вопросов. Практико - ориентированный курс предусматривает достаточное количество лабораторных и практических работ, для которых не требуется особого оснащения и сложных приборов. Курс помогает осознать детям, что человек - это биосоциальное существо с особым строением и психикой, это личность. Полученные знания помогут адаптироваться в обществе, сохранить свое здоровье и здоровье окружающих. Материал курса не является узкоспециализированным и может пригодиться ребенку в жизненных ситуациях.

Цель: развитие познавательного интереса учащихся к познанию своего организма; развитие мышления, речи посредством решения экспериментальных задач по физиологии и анатомии человека; выработка навыков постановки и проведения физиологического эксперимента, лабораторных работ, решения экспериментальных задач.

Задачи:

  • дать общие представления об особенностях организма человека;

  • познакомить учащихся с методиками изучения анатомических и физиологических особенностей организма человека;

  • сформировать опыт постановки физиологического эксперимента и решения задач по физиологии и анатомии человека.

Основные виды занятий: проблемная лекция; лабораторная работа; практическая работа; урок решения задач.


Тематическое планирование

дата

тема занятия

1

Введение. Постановка гипотез, проблем и возможностей их разрешения.

2

Общее представление об организме человека.

3

Лабораторная работа № 1 «Проведение антропологических измерений»

4

Планета клетка. Лабораторная работа № 2 «Изучение строения животной клетки под микроскопом».

5

Нервы и рефлексы.

6

Лабораторная работа № 3 «Исследование рефлекторных реакций человека».

7

Органы чувств. Лабораторная работа № 4 «Возрастные особенности аккомодационных способностей глаза», «Острота зрения», «Измерение остроты слуха речью», «Температурная адаптация кожных рецепторов».

8

Высшая нервная деятельность человека. Лабораторная работа № 5 «Память», «Внимание», «Восприятие», «Определение типа темперамента».

9

Знакомство с опорно-двигательным аппаратом.

10

Лабораторная работа № 6 «Мышечная сила», «Определение наличия плоскостопия», «Координация движений», «Определение степени развития мускулатуры плечевого пояса», «Правильность осанки», «Оценка гибкости позвоночника».

11

Пищеварительная система. Лабораторная работа № 7 «Составление индивидуального меню и расчет калорийности продуктов».

12

Витамины.

13

Дыхательная система. Лабораторная работа № 8

14

Кровь и кровообращение

15

Понятие об иммунитете. Лабораторная работа № 9 «Оценка состояния иммунитета».

16

Заключительные занятия. Подведение итогов. Презентация журналов здоровья.

17

Содержание курса

1. Введение. Постановка гипотез, проблем и возможностей их разрешения. Вводное занятие: знакомство с программой курса, перечнем возможных лабораторных, практических работ для доказательства гипотез.

2. Общее представление об организме человека. Знакомство со строением организма человека в увлекательной форме (органы и системы органов; функции органов).

3. Лабораторная работа № 1 «Проведение антропологических измерений».

Цель: научиться измерять и оценивать показатели физического развития.

Оборудование: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента.

ХОД РАБОТЫ

1. Измерение роста. Измерение роста проводится с помощью ростомера. Испытуемый должен встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Экспериментатор измеряет рост испытуемого и записывает полученный результат. Рассчитайте свой рост (для среднего типа телосложения) для своего возраста и пола по формуле (рост в см, возраст в годах). Для девочек от 3 до 14 лет: рост = 6 х возраст + 76. Для мальчиков от 3 до 16 лет: рост = 6 х возраст + 77

Оценка результатов: отклонение от средних величин не должно превышать 3 - 3,5 см для девочек и 2,5 см для мальчиков. Если результаты измерений отличаются от расчетных более чем на 20%, то это может указывать на эндокринные нарушения.

2. Измерение окружности грудной клетки

Экспериментатор с помощью сантиметровой ленты измеряет окружность грудной клетки. Для этого испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает ленту так чтобы она проходила по нижним углам лопаток. Спереди лента должна проходить по среднегрудинной точке и плотно прилегать к телу. Затем испытуемый опускает руки. Окружность груди измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (в паузе), при максимальном вдохе и максимальном выдохе.

Определите экскурсию грудной клетки - разность между величинами окружности груди на выдохе и вдохе. Полученный результат запишите.

Полученный результаты оформляются в следующей форме:

Оборудование:

Ход наблюдения:

Испытуемый

Рост

Окружность грудной клетки

Масса тела

1

2

3

3. Измерение массы тела с помощью медицинских весов. Среднюю массу тела подростков рассчитайте по формуле: М = 10 + 2В, где М - масса тела (в кг), В - возраст подростка (в годах).

РРабочая программа по развивающему часу в 6-х классах Лаборатория МОЕ ТЕЛО.асчет можно произвести по-другому:



Сравните полученные теоретические данные со своими измерениями.

4. Измерение окружности грудной клетки. Испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает сантиметровую ленту так, чтобы она проходила по нижним углам лопаток сзади и по среднегрудинной точке спереди. Окружность измеряется в трех фазах: во время паузы при обычном спокойном дыхании, при максимальном вдохе и максимальном выдохе. Экскурсия грудной клетки - это разница между величинами окружностей на вдохе и выдохе. У здоровых молодых людей экскурсия должна быть 6-9 см. Теоретический расчет окружности грудной клетки (ОГ, в см) для лиц 13-17 лет, не занимающихся спортом, проведите по формулам:

для мальчиков ОГ = 4,1 х возраст + 20,
для девочек ОГ = 2,2 х возраст + 45.Сравните расчетные данные с результатами ваших измерений.

5Рабочая программа по развивающему часу в 6-х классах Лаборатория МОЕ ТЕЛО.. Определение пропорциональности телосложения.

Вариант 1. Воспользуйтесь формулой:

где А - показатель пропорциональности телосложения.

ОРабочая программа по развивающему часу в 6-х классах Лаборатория МОЕ ТЕЛО.ценка полученных результатов: 87-92% - пропорциональное физическое развитие, меньше 87% - относительно малая длина ног, более 92% - большая длина ног.

Вариант 2.

Оценка полученных результатов: при нормальном телосложении величина А составляет 50-55%. При А < 50% - развитие слабое, при А > 55% - сильное.

6Рабочая программа по развивающему часу в 6-х классах Лаборатория МОЕ ТЕЛО.. Весо-ростовой индекс (ВРИ) - это соотношение между ростом человека (Р) и его весом (М). Он рассчитывается по формуле:

Норма упитанности составляет 220-260 г/см. Рассчитайте свой весо-ростовой индекс, сравните с нормой.

7. Проба по Бутейко. Сядьте удобно, расслабьтесь, сделайте спокойный вдох и неполный выдох, зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы можете не дышать. Если после задержки дыхания возникает глубокий вдох, значит, проба проведена неточно. Оценка состояния: задержка дыхания более 40 с - здоров, 20-40 с - здоровье ослаблено, менее 20 с - человек болен.

8. Уровень здоровья (по Н.М. Амосову). Если вы не болели в течение учебного года - высокий уровень здоровья, если болели во время эпидемии - средний уровень здоровья, если болели во время обычных учебных нагрузок - уровень низкий.

9. Оценка образа жизни (проводится по пятибалльной системе).

- Достаточно ли внимания вы уделяете физической нагрузке?
- Правильно ли питаетесь?
- Есть ли у вас какие либо вредные привычки?
- Умеете ли вы уменьшать проявления болезни? Средняя оценка равна полученной сумме баллов, разделенной на 4. Сделайте вывод, что нужно изменить, чтобы быть здоровым.

10. Степень физической подготовки (пробы Купера). Среди всех видов физических упражнений Купер наилучшими по оздоровительному эффекту считает ходьбу на лыжах, плавание, бег и езду на велосипеде. Пробы Купера проводятся по бегу. Если во время бега вы можете разговаривать, то нагрузка допустимая. Максимально допустимая частота пульса = 220 - возраст. Наиболее благоприятная частота пульса при физической нагрузке - 130 ударов в минуту. Результаты (в км) 12-минутного теста - ходьбы и бега в любых сочетаниях - оцениваются следующим образом.

Степень подготовки

Результат

мужчины (км)

женщины (км)

Превосходно
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
Очень плохо

больше 3,0
2,75-3,0
2,5-2,75
2,2-2,5
2,1-2,2
меньше 2,1

больше 2,4
2,3-2,4
2,1-2,3
1,9-2,1
1,6-1,9
меньше 1,6

11. Определение состояния здоровья по ногтям.

Состояние ногтей связано с состоянием здоровья. Не все приведенные ниже признаки одинаково значимы, но они могут служить поводом для объективной проверки состояния здоровья.Бледный цвет ногтей свидетельствует о малокровии. Желтизна ногтей - болезни печени. Синие ногти - сердечная недостаточность. Вогнутые ногти - признак недостатка железа. Выпуклые ногти - сердечная и легочная недостаточность. Длинные продольные линии на ногтях - плохая всасываемость в системе пищеварения. Белые пятна на ногтях - признак стресса. Поперечные борозды - плохое питание или запущенные болезни.

ПРОПОРЦИИ ТЕЛА.
От величины отделов скелета или основных костей зависят пропорции тела человека. Знать их особенно важно художникам, ваятелям, ибо нормы соотношения размеров служат мерой красоты телосложения.
Возникновение учения о пропорциях тела относится к периоду расцвета Египетского государства. Египтяне установили, что длина всего тела в 19 раз больше среднего пальца. Это правило, они соблюдали при создании статуй. Древнегреческие скульпторы предложили пользоваться шириной ладони как единицей измерения, и поэтому пропорции тела они выражали так:
2 кисти - высота лица, 3 кисти - длина ступни, 4 кисти - расстояние от плеча до локтя и т. д.
В более позднее время анатомы и художники установили еще целый ряд подобных соотношений, например: 3 длины головы - длина туловища, 3 длины кисти - длина руки, 3 длины стопы - длина ноги, размах рук равен длине туловища.
Занятия спортом с ранних лет гармонично развивают красоту тела.
Объясняется это сокращением движений и уменьшением всей массы костно-мышечного аппарата. Однако, если человек занимается спортом в течение всей жизни, выполняет активные движения, в преклонном возрасте снижение роста может задержаться.
Средний рост у различных народностей колеблется от 135 до 178 см. Самые малорослые - карликовые племена Экваториальной Африки, а самые высокие - жители Южной Америки - патагонцы.
Прибавка в росте зависит от времени года: быстрый рост наблюдается летом и медленный - осенью и зимой. Высота человека в течение суток неодинакова. Измерьте свой рост утром и вечером, и вы легко убедитесь в этом. Как вы объясните это явление?

4. Планета клетка. Лабораторная работа № 2 «Изучение строения животной клетки под микроскопом». Знакомство с клетками организма и их многообразием.

5. Нервы и рефлексы.

6. Лабораторная работа 3 «Исследование рефлекторных реакций человека». Цель: познакомиться с некоторыми безусловными рефлексами человека.

1. Проверка на равновесие (проба Ромберга). Испытуемый встает на одну ногу, закрывает глаза, вторую ногу сгибает в колене и упирает в бедро другой ноги. Хорошим считается результат, когда испытуемый сохраняет равновесие около 30 с.

2. Проверка координации движений. С расстояния 3 м надо ударить теннисным мячом о стенку и поймать отскочивший мяч 3 раза правой и 3 раза левой рукой. Кидая мяч правой рукой, надо поймать его правой, кидая левой - левой. Отличный показатель - 6 раз, хороший - 5 раз

3. Наблюдение безусловных рефлексов человека и животных

Оборудование: вата, карандаш с укрепленным на конце ластиком.

Ход работы

4. Мигательный рефлекс

Испытуемый сидит. Экспериментатор прикасается ваткой к ресницам глаза испытуемого. Ответная реакция - смыкание век. Тупым концом карандаша прикоснитесь к бровям, внутреннему и наружному краю глаза. Определите, в каком случае мигательный рефлекс вызывается особенно легко.

5. Рефлекторные действия, обеспечивающие акт вставания

Испытуемого усаживают на стул, предлагают сложить руки в «замок», чтобы он не мог ими воспользоваться при вставании со стула, и предлагают встать, не помогая себе руками.

Обратите внимание на то, что испытуемый вначале наклоняется вперед на определенный угол, а затем встает. Испытуемому предлагают снова сесть на стул, сложив руки в «замок» на груди, и встать, не наклоняясь вперед.

6. Безусловные рефлексы продолговатого, среднего и промежуточного мозга

Цель: познакомиться с безусловными рефлексами продолговатого, среднего и промежуточного мозга.

Оборудование: десертная ложка, спирт, карандаш.

Ход работы

Продолговатый мозг

Черенком ложки экспериментатор прикасается к задней поверхности языка. Непроизвольно возникает глотательный рефлекс.

Испытуемый делает подряд несколько глотательных движений. Когда у него во рту слюны не останется, глотательный рефлекс проявляться не будет.

Испытуемый делает 2-3 быстрых и глубоких вдоха и выдоха. После этого у него на некоторое время дыхание прекращается.

Средний мозг

Экспериментатор предлагает испытуемым задания (например, прочитать небольшой текст). Как только все испытуемые приступили к чтению, он неожиданно и достаточно сильно стучит по столу карандашом. В этот момент большинство испытуемых прекратят чтение и непроизвольно повернут голову к источнику звука (ориентировочный рефлекс).

Испытуемый смотрит на зажженную лампу. Виден один источник света. Теперь он осторожно надавливает на одно из глазных яблок и вновь смотрит на источник света. Предмет начинает двоиться, видны две лампочки. Это произошло оттого, что была нарушена правильная установка глаза, контролируемая средним мозгом.

Испытуемый закрывает глаза, вытягивает вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца касается своего носа.

Промежуточный мозг

Экспериментатор предлагает испытуемым заниматься своими делами. А затем неожиданно дает громкую команду: «Замри!». Испытуемые замирают в разных позах (поздний рефлекс промежуточного мозга).

7. Физиологические тесты, иллюстрирующие работу мозжечка

Цель: познакомить учащихся с функциями мозжечка.

ХОД РАБОТЫ

Пальценосовая проба.

Оценка результатов

В норме здоровый человек выполняет данное задание. При нарушении функции мозжечка данное задание выполнимо только в том случае, если рука опущена вниз.

Торможение движений, возникших в силу инерции.

Работа проводится в парах. Испытуемый сгибает руку в локте. Экспериментатор захватывает его предплечье около кисти и предлагает испытуемому тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Затем неожиданно для испытуемого экспериментатор отпускает его руку. Рука испытуемого делает короткий рывок и останавливается.

7. Органы чувств человека. Лабораторная работа № 4 «Возрастные особенности аккомодационных способностей глаза», «Острота зрения», «Измерение остроты слуха речью», «Температурная адаптация кожных рецепторов».

8. Высшая нервная деятельность человека. Лабораторная работа № 5 «Память», «Внимание», «Восприятие», «Определение типа темперамента».

Опыты, выясняющие объем внимания, эффективность запоминания, особенности воображения и мышления. Данные опыты проводятся в группе или на специально подобранной группе испытуемых.

1. Объем внимания.

Цель: определить объем внимания.

Оборудование: таблица с произвольно расположенными цифрами от 101 до 136, изготовленная на листе бумаги (формат A4), секундомер (или часы с секундной стрелкой), карандаш.

ХОД РАБОТЫ

Испытуемому дают инструкцию с заданием: «В квадратах в случайном порядке «разбросаны» числа от 101 до 136. Вам предстоит их найти в порядке возрастания - сначала 101, затем 102, 103 и т.д. до 136 (найденное число зачеркивается карандашом). Работу начинать по команде экспериментатора».

Рабочая программа по развивающему часу в 6-х классах Лаборатория МОЕ ТЕЛО.

Определить объем внимания по формуле: B = 648 : t ,где B - объем внимания, t - время работы в секундах.

Оценка результатов

Рабочая программа по развивающему часу в 6-х классах Лаборатория МОЕ ТЕЛО.


2. Объем памяти при механическом и логическом запоминании

Цель: определить возможности памяти при разных способах запоминания.

Оборудование: подготовленные ряды слов по 10 для каждого способа запоминания.

Возможный перечень слов для логического запоминания: сон, зарядка, умывание, завтрак, дорога, школа, звонок, урок, двойка, перемена.

Возможный перечень слов для механического запоминания: квартира, елка, звезда, парус, керосин, бомба, слон, угол, вода, шлейф.

ХОД РАБОТЫ

Исследователь громко зачитывает испытуемому ряд слов из логического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова.
Через 3 - 4 мин экспериментатор вновь громко зачитывает испытуемому ряд слов из механического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова.

Сравните результаты воспроизведения первого и второго перечней слов. Задание: Объясните причину разного запоминания слов одним и тем же испытуемым.

3. Логическое мышление

Цель: оценка логического мышления.

Оборудование: секундомер (или часы), лист бумаги, на котором изображены числовые ряды. Примерные варианты числовых рядов:

1) 24, 21, 19, 18, 15, 13, -, -, 7;
2) 1, 4, 9, 16, -, -, 49, 64, 81, 100;
3) 16, 17, 15, 18, 14, 19, -, -;
4) 1, 3, 6, 8, 16, 18, -, -, 76, 78;
5) 7, 16, 19, 5, 21, 16, 9, -, 4;
6) 2, 4, 8, 10, 20, 22, -, -, 92, 94;
7) 24, 22, 19, 15, -, -.

ХОД РАБОТЫ

Экспериментатор предъявляет испытуемому лист бумаги, на котором представлено 7 числовых рядов. Испытуемый в течение 5 мин должен найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа.

(Правильные ответы: 1) 12, 9; 2) 25, 36; 3) 13, 20; 4) 36, 38; 5) 13; 6) 44, 46; 7) 10, 4.)

Задания:

Оцените полученные результаты: норма для подростка - определить за 5 мин не менее трех рядов. Сделайте вывод.

4. Работоспособность

Цель: выявить взаимосвязь между вниманием и работоспособностью.

Оборудование: часы, схема для эксперимента.


ХОД РАБОТЫ

ИРабочая программа по развивающему часу в 6-х классах Лаборатория МОЕ ТЕЛО.спытуемому предлагают следующее задание. Перед вами прямоугольник, состоящий из 16 полей. Каждое из них разделено по диагонали на 2 части. В прямом углу нижнего треугольника указан его порядковый номер, а в верхних- те же цифры в беспорядке. Ваша задача найти цифры над диагональю в порядке от 1 до 16, проговаривая вслух каждую найденную цифру. Начало и окончание работы точно фиксируется экспериментатором.

Задание: Сравните полученные вами результаты с нормативными. Сделайте выводы.

Рабочая программа по развивающему часу в 6-х классах Лаборатория МОЕ ТЕЛО.

9. Знакомство с опорно-двигательным аппаратом.

10. Лабораторная работа № 6 «Мышечная сила», «Определение наличия плоскостопия», «Координация движений», «Определение степени развития мускулатуры плечевого пояса», «Правильность осанки», «Оценка гибкости позвоночника».

1Рабочая программа по развивающему часу в 6-х классах Лаборатория МОЕ ТЕЛО.. Определение степени развития мускулатуры плечевого пояса. Окружность плеча определяют дважды: при напряженных мышцах и при расслабленной мускулатуре руки. Вначале руку в супинированном (развернутом ладонью кверху) положении сгибают до горизонтального уровня предплечья и накладывают сантиметровую ленту в месте наибольшего утолщения двуглавой мышцы (а). Затем испытуемого просят сжать кулак и с максимальной силой согнуть руку в локтевом суставе - производят первое измерение (б). После этого, не снимая ленты, делают второе измерение при свободно опущенной руке (в). Измерения проводятся на обеих руках.

где А - показатель развития мускулатуры плеча. Если полученная величина менее 5%, это указывает на недостаточное развитие мускулатуры, ее ожирение. Значение 5-12% показывает нормальное развитие. Выше 12% - сильное развитие мускулатуры плеча.

2. Правильность осанки. Для вычисления показателя измеряют расстояние между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевым суставами. Измерение спереди характеризует ширину плеч, а сзади - величину дуги спины.

гРабочая программа по развивающему часу в 6-х классах Лаборатория МОЕ ТЕЛО.де А - показатель состояния осанки. В норме этот показатель колеблется в пределах 100-110%. При значениях А менее 90% и более 125% имеется выраженное нарушение осанки. Соотношение между окружностью талии и ростом в норме составляет 45%.

3Рабочая программа по развивающему часу в 6-х классах Лаборатория МОЕ ТЕЛО.. Определение наличия плоскостопия. Испытуемый встает мокрыми ногами на лист чистой бумаги. Получившийся отпечаток обводится карандашом. С помощью линейки измеряется (в см) ширина плюсневой части ноги (Р) и ширина стопы в ее средней части (К). Расчет производится по формуле: При отсутствии плоскостопия А < 33%.

4. Оценка гибкости позвоночника. Школьник становится на кушетку или на стул и руками старается дотянуться до сиденья, которое принимают за нулевую отметку. Ноги сгибать нельзя. Расстояние от нулевой отметки до кончиков пальцев рук измеряется линейкой и служит мерой гибкости. Если человек не может дотянуться до нулевой отметки, то гибкость имеет отрицательное значение. Благоприятным считается результат с положительным значением.

5. Определение местоположения костей и мышц при внешнем осмотре

Цель: определить местоположение костей и мышц.

Оборудование: таблицы костной и мышечной систем.

ХОД РАБОТЫ

Рассмотрите схемы. Заполните таблицу

Рабочая программа по развивающему часу в 6-х классах Лаборатория МОЕ ТЕЛО.

11. Пищеварительная система. Лабораторная работа № 7 «Составление индивидуального меню и расчет калорийности продуктов».

Санитарная проверка пищевых продуктов

Цель: провести санитарную проверку пищевых продуктов.

Оборудование: банки из-под сгущенного молока, рыбных и мясных консервов; пластмассовые коробки из-под маргарина, йогурта; коробки из-под кукурузных палочек, жевательные резинки, шоколад, банки из-под кофе, какао; детское питание; сухие соки.

ХОД РАБОТЫ

1. Экспертиза упаковки

А. Вид упаковки (металлическая банка, стеклянная банка с закатанной металлической крышкой, стеклянная банка с пластмассовой крышкой, пластмассовая упаковка, алюминиевая фольга, бумага и т.д).
Б. Сохранность упаковки (механическое повреждение, коррозия и т. д).
В. Наличие бомбажа банки.

2. Экспертиза этикетки

А. Полнота информации на этикетке:

- наименование предприятия-изготовителя, его адрес;
- наименование товара, его масса;
- состав;
- калорийность;
- условия и срок хранения;
- дата изготовления;
- рекомендации по применению;
- противопоказания (в случае необходимости);
- наличие консервантов и пищевых добавок;
- обозначения ГОСТа или ТУ.

Б. Соответствие информации на этикетке штриховому коду:

- номер изделия под штриховым кодом чаще всего состоит из 13 цифр;
- первые две цифры соответствуют шифру страны-изготовителя или продавца товара;
- следующие 5 цифр - код предприятия-изготовителя;
- и еще 5 цифр - наименование товара, его потребительские свойства, размеры, масса, цвет;
- последняя цифра - контрольная, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером.

Код страны-изготовителя может состоять из трех знаков, а код предприятия из - четырех. Товары, имеющие небольшие размеры, могут иметь краткий код из восьми цифр.

В. Соответствие информации на этикетке и штампа на банке.

Трехрядная маркировка.

Первый ряд - дата изготовления (например: 301096);

Второй ряд - номер смены (например 102);

Третий ряд - тип консервов и номер предприятия (например: Р100): «Р» - рыбные, «Д», «КП», «К», «ЦС», «МС», «ОХ» - мясные.

Двухрядная маркировка.

Сгущенное молоко:

1-й ряд - буква «М» (знак молочной промышленности) и номер предприятия (например: 2000);
2-й ряд - номер смены (до трех цифр) и дата (месяц - две цифры и год - две цифры).

Г. Наличие консервантов и пищевых добавок.

Консерванты и пищевые добавки (эмульгаторы, красители, смачиватели и др.) в соответствии с международным шифром обозначаются буквой «Е» с тремя цифрами. Многие из добавок не безопасны для здоровья.

Наиболее вредные пищевые добавки

Условные обозначения

«РК» - вызывает расстройство кишечника; «РД» - влияет на артериальное давление; «С» - вызывает сыпь; «Р» - канцероген; «Х» - холестерин; «П» - подозрительный; «РЖ» - вызывает расстройство желудка; «О» - опасный по ряду причин; «ОО» -очень опасный по ряду причин; «ВК» - вреден для кожи; «З» - запрещен к применению.

Международный шифр добавки

Рабочая программа по развивающему часу в 6-х классах Лаборатория МОЕ ТЕЛО.

Заключение: укажите возможность использования проверенных вами продуктов для питания.

3. Действие ферментов слюны на крахмал

Цель: убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал.

Оборудование: кусок накрахмаленного сухого бинта величиной с ладонь, чашка Петри или блюдце со слабым раствором йода, ватные палочки.

ХОД РАБОТЫ

1. Смочите ватную палочку слюной и напишите букву в середине кусочка накрахмаленного бинта.
2. Зажмите марлю между ладонями на 2-3 мин., а затем опустите в раствор йода.
3. Наблюдайте, как окрасился кусочек марли.

4. Подсчет энергетических затрат и определение калорийности рациона

Цель: научиться рассчитывать возможные энергозатраты при физических нагрузках.

Расчеты можно проводить после выполнения любой физической нагрузки. Формула позволяет установить энергозатраты, совершаемые человеком в 1 мин, по частоте сердечных сокращений (ЧСС).

Формула расчета энергозатрат человека в 1 мин при любой физической нагрузке

Q =2,09(0,2xЧСС-11,3)кДж/мин

Пример. Допустим, вы 30 мин катались на лыжах, частота сердечных сокращений достигла 120 ударов в минуту. Подсчитаем энергозатраты за 1 мин:

Q =2,09 (0,2 x120 - 11,3) = 2,09 (24 - 11,3) = 26,5 кДж/мин.

Ответ: за 30 мин израсходовано 795 кДж.

ХОД РАБОТЫ

Рассчитайте энергозатраты человека, который плавал в бассейне в течение 15 мин, после чего частота сердечных сокращений достигла130 ударов в минуту.

5. Составление дневного рациона с учетом энергетических затрат и сбалансированной пищи

Цель: научиться грамотно составлять суточный пищевой рацион человека.

Оборудование: таблицы химического состава пищевых продуктов и их калорийности.

ХОД РАБОТЫ

ПРабочая программа по развивающему часу в 6-х классах Лаборатория МОЕ ТЕЛО.ри составлении пищевого рациона человека следует придерживаться следующих правил:

-Рабочая программа по развивающему часу в 6-х классах Лаборатория МОЕ ТЕЛО. калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии;
- необходимо учитывать оптимальное для лиц, занимающихся данным видам труда (а для детей - возраста), количество белков, жиров и углеводов;
- наилучший режим питания предполагает четырехразовый прием пищи (первый завтрак должен составлять 10-15%, второй завтрак - 15-35%, обед - 40 - 50% и ужин 15- 20% от общей калорийности);
- продукты, богатые белком (мясо, рыба, яйцо), рациональнее использовать для завтрака и обеда. На ужин следует оставлять молочно-растительные блюда;
- в пищевом рационе около 30% должны составлять белки и жиры животного происхождения.

При смешанном питании у человека усваивается в среднем около 90% пищи.


Составьте суточный пищевой рацион для двух групп: дети 5 - 7 лет и подростки 15 - 16 лет.

Результаты расчетов занесите в таблицу

12. Витамины. Лабораторная работа № «Определение витамина C».

Цель: йодометрическим способом исследовать яблочный сок на предмет содержания в нем витамина C.

Оборудование: яблочный сок, йод.

ХОД РАБОТЫ

Добавьте несколько капель йода в яблочный сок. Йод в присутствии витамина C восстанавливается, поэтому раствор обесцвечивается. Опишите проделанный опыт.

13. Дыхательная система. Лабораторная работа № 8

Функциональные дыхательные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после

10 приседаний (трехфазная проба профессора Л.Г. Серкина)

Цель: установить влияние задержки дыхания на частоту дыхания.

Оборудование: секундомер (часы с секундной стрелкой).

ХОД РАБОТЫ

1Рабочая программа по развивающему часу в 6-х классах Лаборатория МОЕ ТЕЛО.. Определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя. Испытуемый в течение 3-4 мин в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание сколько может, зажав при этом нос. Экспериментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется.
2. Проделайте 20 приседаний за 30 с и вновь определите время задержки дыхания на вдохе.
3. Отдохните ровно 1 мин и повторите п.1.

Оценка результатов

Оцените полученные результаты с помощью таблицы


Дыхательные движения. Средняя частота дыхания составляет 15 дыхательных движений за 1 минуту, а у тренированых людей 10-15 за 1 минуту (подсчитываются либо вдохи, либо выдохи.) Нагрузку надо регулировать так, чтобы частота дыхания после занятий не превышала 40. Восстановление частоты дыхания после нагрузки должно происходить за 7-9 минут.

14. Кровь и кровообращение. Лабораторная работа № 9 «Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови в венах большого круга кровообращения», «Оценка состояния сердечно-сосудистой системы».

1. Определение пульса. Пульс регистрируется с помощью пальпаторного метода, для чего прощупываются и подсчитываются пульсовые волны. Подсчитывается количество ударов на лучевой или сонной артериях в течение 15, 30 или 60 секунд. Частота пульса выражается количеством ударов в 1 мин. Подсчитайте пульс в разных физических состояниях: сидя, стоя, после 10 приседаний и сравните результаты со среднестатистическими. В норме частота пульса составляет 60-80 ударов в минуту, в положении сидя - на 10 ударов меньше. Частота пульса 100-130 ударов в минуту свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки, 130-150 характеризует нагрузку средней интенсивности, а 170-200 - предельную нагрузку. Небыстро поднимитесь по лестнице на 4-й этаж, после этого подсчитайте частоту пульса. Если она меньше 100 ударов в минуту - вы в отличной форме, 100-120 - в хорошей форме, а 120 и выше - в плохой.

2. Измерение артериального давления. Артериальное давление (АД) измеряется с помощью тонометра. Вычислите ваше давление по формуле и сравните с измеренным.

АД систолическое = 1,7 х возраст + 83, АД диастолическое = 1,6 х возраст + 42.

3. Степень тренированности сердца вычисляется по формуле:

гРабочая программа по развивающему часу в 6-х классах Лаборатория МОЕ ТЕЛО.де П1 - частота пульса в положении сидя, П2 - частота пульса после 10 приседаний. Оценка результатов: менее 30% - хорошая тренированность сердца, 30-45% - недостаточная тренированность сердца, более 45% - низкая тренированность сердца. Тренированность сердца можно оценить и другим способом. Измерьте пульс 5-6 раз в покое, найдите среднее значение. Сделайте 20 приседаний. Подсчитайте пульс сразу же после этого, через 10, 30, 60, 90, 120, 150 и 180 с. Постройте график зависимости частоты пульса от времени. Определите, через сколько секунд пульс возвращается в норму. Оценка результатов: если частота пульса выросла на 30% или меньше - хорошо, если более 30%, то это свидетельствует о плохой тренированности сердца. Если пульс возвращается к норме за 2 мин и меньше - хорошо, от 2 до 3 мин - удовлетворительно, свыше 3 мин - плохо.

4. Изучение резервов сердечно сосудистой системы. Для определения резерва используют индекс Робинсона:

гРабочая программа по развивающему часу в 6-х классах Лаборатория МОЕ ТЕЛО.Рабочая программа по развивающему часу в 6-х классах Лаборатория МОЕ ТЕЛО.де П - частота пульса. Значение 76-85 свидетельствует о среднем уровне, более высокое значение - о низком, более низкое значение - о высоком уровне резервов.

5. Ортостатическая проба. Испытуемый около 5 мин находится в положении лежа. Экспериментатор производит подсчет пульса. По команде испытуемый резко встает, и экспериментатор считает пульс вновь. Оценка результата: частота пульса увеличилась не более чем на 4 удара в минуту - реакция организма очень благоприятная; увеличилась на 4-40 ударов - благоприятная, более 40 ударов - неблагоприятная.


15. Понятие об иммунитете. Лабораторная работа № 10 «Оценка состояния иммунитета».

Симптомы снижения иммунитета: частые вирусные инфекции, простуды (4 и более раз в год), периодическое появление герпеса, бородавок, фурункулов, папиллом, грибковых заболеваний, нагноение царапин, вялое течение воспалительных процессов, наличие хронических заболеваний (тонзиллит, отит, гайморит и т.д.).

16 -17. Заключительные занятия. Подведение итогов. Презентация журналов здоровья.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Высоцкая М.В. Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека. 10-11-е классы - Волгоград: Учитель, 2008.

2. Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии - М.: Просвещение,1990.

3. Жердев А.В., Беркинблит М.Б., Тарасова О.С. Задачи по физиологии человека и животных: экспериментальное учебное пособие. - М.: МИРОС, 1995.

4. Рохлов B.C., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека: учебное посо-бие. - М.: Академия, 1999.

Задания к ролевым играм. Тeма «Витамины»

1. Страничка из бортового журнала чайного клипера «Глория» (1800 г.):«...Ураган настиг наш корабль как удар молнии. Синие воды Индийского океана скрылись под седой пеной, мачты ломались и падали за борт, ветер ревел как тысячи разъяренных демонов.
На следующий день о буре напоминала лишь крупная зыбь. Красавец-корабль теперь представлял жалкое зрелище. Еще вчера это был самый быстрый парусник со стройными обводами узкого корпуса и горой белоснежных парусов. Наши трюмы полны чая нового урожая, и мы ожидали премии за срочную доставку ценного груза в Британию, но теперь корабль потерял почти все паруса, и команда занималась установкой какого-то жалкого обломка, призванного выполнять роль мачты. Мы совершенно потеряли ход, но трюмы и груз не пострадали от воды, вдоволь было сухарей и солонины, было достаточно даже пресной воды. Дни потянулись монотонной чередой, и через месяц команду поразила странная болезнь. Силы покидали людей, заболевший человек становился равнодушным к собственной судьбе. Любое действие требовало страшных усилий. На коже появлялись багровые пятна. Распухали и кровоточили десны, расшатывались и выпадали зубы. Больные матросы умирали один за другим. Корабельный доктор безнадежно качал головой и называл эту болезнь научным словом «скорбут». Он говорил, что болезнь отступит лишь тогда, когда корабль достигнет берегов...»
Что это за болезнь, каковы ее причины? Могли бы вы на месте доктора спасти заболевших?

Ответ. Спасение от скорбута (цинги) - под ногами больных, в трюме. Чайный лист, и чай, особенно зеленый, содержат значительное количество витамина С.

2. Больная М., 13 лет, увлеклась новомодной диетой и, пытаясь похудеть, в течение месяца исключала из пищи все жиры. На прием поступила с признаками сумеречной слепоты («куриная слепота»): кожа сухая, волосы ломкие, на слизистой ротовой полости мелкие язвы...
При дефиците какого витамина в организме возникают названные нарушения? Какие продукты питания можно рекомендовать для излечения?

Ответ. Перечисленные симптомы характерны для дефицита в организме жирорастворимого витамина А. Больной рекомендуется включать в рацион сливочное масло, тресковую печень, салаты из помидоров и моркови с растительным маслом.

3. Мой приятель считает, что вся сила в витамине С и для успешных занятий спортом нужно в рацион питания включать больше овощей. С вечера, начистив картошки, свеклы и репы, заливает их водой, чтобы, не теряя времени, утром приступить к варке. Люблю наблюдать, как в старинном железном котелке бурлит вода - варятся нарезанные овощи, поднимается ароматный пар. Овощи должны хорошо развариться - при этом гибнут болезнетворные микробы, а разваренные овощи хорошо усваиваются организмом. Теперь достаточно добавить несколько бульонных кубиков - и суп готов!
Согласны ли вы с юным кулинаром? Ответ объясните.

Ответ. Такое приготовление приводит практически к полному разрушению многих витаминов. Овощи следует чистить только перед варкой, а не заранее; не следует варить слишком долго; витамин С разрушается при контакте с железом. Пищу желательно варить под крышкой.

4. После лечения антибиотиками некоторых инфекционных заболеваний, например дизентерии, у больных случаются сильнейшие носовые кровотечения.
Недостаток какого витамина вызывает замедление свертывания крови? Как возникает такой гиповитаминоз?

Ответ. Антибиотики уничтожают не только болезнетворных микробов, но и кишечную микрофлору, которая синтезирует витамин К. При его недостатке нарушается свертывание крови.

5. В XIX в. русские матросы стали свидетелями странной болезни, распространенной в портах Восточного Китая и острова Ява. Больные люди еле-еле передвигали ноги, будто на них висели вериги. Больных буквально завязывало в узел, затем следовали паралич и смерть.
- У нас такой болезни нет, а здешний народ болеет оттого, что черного хлебца не ест! - говорили матросы.
Как называется это заболевание и каковы его причины ?

Ответ. Это болезнь бери-бери. Она возникает при недостатке в пище витамина В1, которого много в отрубях, оболочках зерен и хлебе. Болезнь обычна в районах, где население питается полированным рисом, лишенным оболочек.

6. Один житель США, заботясь о своем здоровье, выпивал ежедневно около 3 л консервированного морковного сока. Кожа и слизистые оболочки любителя сока окрасились в оранжевый цвет, вскоре он погиб.
Как называется это заболевание и какова причина смерти любителя морковного сока?

Ответ. Видимо, причиной гибели явилось отравление провитамином А - каротином. Случай довольно редкий, так как в отличие от избытка витамина А избыток каротина может привести к отравлению только в чрезвычайно высоких дозах. Следует учесть, что в США поступающие в продажу соки дополнительно витаминизируют, поэтому возможна передозировка различных витаминов.

Тема «Головной мозг»

1. Больной хроническим алкоголизмом утратил способность к обучению, абстрактное мышление сменилось конкретным. Например, на просьбу объяснить пословицу «Не в свои сани не садись», больной говорит: «Это мои сани, а это твои. Я не сяду в твои, а ты не садись в мои сани». Родственники больного отмечают, что страдающий алкоголизмом стал равнодушен к членам семьи, совершает безнравственные поступки.
Какой отдел головного мозга поврежден у больного хроническим алкоголизмом?

Ответ. Перечисленные признаки свидетельствуют о повреждении лобных долей больших полушарий. Лобные доли ответственны за способность к обучению, чувство ответственности, любовь к близким, совесть, абстрактное мышление. Именно лобные доли в первую очередь страдают от алкогольной интоксикации.

2. У ребенка высокая температура и кашель, сопровождающийся рвотой. Родители обратились к врачу с подозрением на пищевое отравление. А после обследования больного врач диагностировал респираторное заболевание.
Почему сильный кашель у ребенка часто сопровождается рвотой?

Ответ. В продолговатом мозге центры защитных рефлексов кашля и рвоты расположены рядом, поэтому кашель приводит к возбуждению рвотного рефлекса.

3. «Я сказал: Ты видишь! И слепец прозрел! Так было. Это ли не чудо?»
Чудесное исцеление внушением слепых людей объясняется истеричным характером слепоты, когда некоторые области коры больших полушарий охвачены устойчивым торможением и внушение снимает это торможение. Понятно, что такое излечение возможно, если глаза и зрительные нервы не повреждены.
Какая доля больших полушарий входит в состав зрительного анализатора?

Ответ. Зрительная зона расположена в затылочной доле.

4. У больного, страдающего гипертонией, нарушена координация движений. При этом его умственные способности не пострадали.
Поражение какого отдела головного мозга привело к такому результату?

Ответ. Высокое кровяное давление привело к поражению мозжечка. Впоследствии функции мозжечка возьмут на себя другие отделы головного мозга, но точная координация движений, видимо, уже не восстановится.

5. Сплин, черная меланхолия - так называется болезнь, при которой меркнут краски, человек погружается в глубокое уныние, глухая невыразимая тоска сжимает сердце. Человек быстро стареет, все его болезни протекают тяжело и долго. Его раздражительность, постоянное сетование на жизнь отталкивают окружающих...Поражение какого отдела головного мозга приводит к меланхолии?

Ответ. Такое заболевание характерно при устойчивом торможении центра положительных эмоций и возбуждении центра отрицательных эмоций в промежуточном мозге. Впрочем, меланхолия излечима.

Ролевая игра на тему «Гигиена ротовой полости»

Действующие лица:Больной (Б.) - вздутая щека перевязана платком.Друг больного (Д.). Врач (В.) - в белом халате, со стетоскопом на шее.

Действие первое На сцене больной беседует с другом.

Б. Как зуб болит! Ты не знаешь какого-нибудь средства от зубной боли, например, заговора?

Д. Ну, когда у меня выпадал молочный зуб, я его бросал за печку и говорил: «Мышка, мышка, на тебе зуб больной, а дай мне новый - костяной!» И помогало! Теперь у меня полный рот зубов.

Б. У меня не молочный зуб, а постоянный. И не выпал, а болит!

Д. Ну, тогда надо поймать кошку и сказать: «Боль зубная не томи, а на киску перейди!». Может, поможет, сам не пробовал, у меня зубы не болят.

Б. Ты еще шутишь, а мне не до смеха... А может, боль сама пройдет?

Д. Нет, будет только хуже, иди к врачу, он точно поможет.

Действие второе. На сцене кабинет врача.

Б. Доктор, отчего у меня постоянно болят зубы?

В. Как часто вы их чистите?

Б. Иногда по утрам, когда не опаздываю в школу.

В. Как вы двигаете щеткой: слева направо или сверху-вниз?

Б. Конечно, слева-направо.

В. Любите ли вы разгрызать орехи или твердые конфеты?

Б. Любил, когда зубы не болели.

В. Пьете ли вы холодную воду сразу после приема горячей пищи?

Б. Иногда...

В. Какие конфеты вы чаще всего покупаете?

Б. Ириски!

В. Посещаете ли вы стоматологический кабинет с целью профилактики, когда зубы не болят?

Б. Вот еще! От ваших блестящих крючков и щипцов у меня мороз по коже! Я вообще боюсь докторов. Прихожу к врачу, когда терпеть уже сил нет.

В. (обращается к классу):

1. Когда и как надо чистить зубы?
2. Могут ли зубы сами по себе излечиваться?
3. Правильно ли больной заботится о своих зубах? Дайте ему верные советы.

Опорно-двигательная система. Патагонцы - значит «большеноги.

Помните, как пятнадцатилетнего капитана с его командой из романа Жюля Верна занесло в загадочную страну Патагонию? Если слово «патагонец» перевести на английский язык, то оно будет звучать как «big foot», или по-русски - «большая нога». Когда европейцы впервые очутились в тех местах, они обнаружили на песчаном побережье огромные человеческие следы и дали местным жителям такое название. Впрочем, если вы поедете в Патагонию сегодня, вы обнаружите там потомков тех самых патагонцев с ногами самого обычного размера.
Почему же предки нынешних «патагонцев» оставляли на песке большие следы?
Ответ Местные индейцы умели делать обувь, напоминающую галоши, которая точно повторяла форму ступни. Благодаря такой обуви на песке и оставались огромные следы.

Кстати

  • Изготавливали патагонскую обувь так. Надрезали кору дерева гевеи, при этом в месте разреза выступал млечный сок - латекс. Сок собирали по каплям. После специальной обработки он превращался в смолистую массу (сырой каучук). Индейцы по нескольку раз опускали в эту массу босые ноги, подсушивая каждый слой. В результате получалась «обувь», которая предохраняла от влаги и хорошо сидела на ноге.

  • Слово «каучук» означает «слезы дерева» и происходит от индейских слов «као» - дерево и «учу» - течь, плакать. Первый каучук, привезенный в Европу Колумбом, остался без внимания. Только в XIX веке, когда из каучука научились изготавливать резину, сок гевеи получил мировое признание.
    Журнал «Наука и жизнь», 1999. - № 10. - С. 29.

  • Чудесным свойством обладает и сок сосновых деревьев - живица. Вытекая из раненого дерева, живица постепенно застывает и превращается в смолу, которая заживляет рану.
    Воронцова З. В. Удивительные растения. Набор открыток. - М.: Изобразительное искусство, 1989.

  • В лесах Бразилии и Венесуэлы растет дерево коллофора полезная, дерево-корова. Достаточно чуть-чуть надрезать кору, как потечет «молоко», по виду и вкусу сходное с коровьим. Из одного надреза можно получить 2-4 литра молока. Таких «коров» в Амазонской низменности миллионы. Другое молочное дерево - галактодендрон - дает еще более вкусное «молоко», которое сразу можно употреблять в пищу. «Молоко» - это млечный сок этих деревьев.
    Шариков К. Е. Необыкновенные явления в растительном и животном мире. - Минск: Ураджай, 1978. - С. 17.

Кровь. Смертельное лекарство

Первые водные растворы лекарств, которые врачи вводили больным прямо в кровь, приводили к смерти пациентов. Лекарства были в нормальной лечебной дозе, растворы были стерильными.
Почему же наступала смерть?
Ответ Эти вливаемые лекарственные препараты были приготовлены на чистой воде. Из-за осмотического давления вода проникала в клетки крови, что приводило к разрыву этих клеток и смерти больного. Именно по этой причине лекарства, предназначенные для введения в кровь, теперь растворяют в изотоническом растворе, содержащем столько хлорида натрия, сколько нужно, чтобы уравновесить осмотическое давление крови.

Справка.Изотонические растворы - это растворы, концентрация веществ в которых одинакова. Если такие растворы разделены полупроницаемой мембраной (стенкой кровяных клеток), то диффузия жидкости не происходит, растворы находятся в равновесии. Концентрация солей в крови у млекопитающих составляет около 0,9 процентов. От их содержания в крови и зависит осмотическое давление. Осмотическое давление крови находится на постоянном уровне и составляет 7,3 атмосфер.
Энциклопедия «Кругосвет», CD.

Дыхательная система. Сколько можно не дышать?

Однажды профессиональный водолаз поспорил со своим
другом-изобретателем: кто больше сможет пробыть под водой без акваланга? Водолаз продержался под водой три минуты. Сразу после него под воду нырнул изобретатель. Нет его четыре минуты, пять, шесть… Через семь минут он показался из-под воды.
Спор изобретатель выиграл, но как ему это удалось?
Ответ Пока водолаз был под водой, изобретатель сделал гипервентиляцию легких, используя кислородный баллон. Кровь насытилась кислородом, что и позволило ему долго не дышать.
Из рассказа А. Б. Селюцкого (Петрозаводск) об Г. С. Альтшуллере - писателе-фантасте, изобретателе, основоположнике теории решения изобретательских задач.

Кстати Мировой рекорд нахождения под водой принадлежит
27-летнему немецкому ныряльщику Тому Сиетасу. В июне 2004 года он «лег на дно» на 8 минут 12 секунд. Для того чтобы улучшить свой же предыдущий рекорд всего на 6 секунд, он усиленно тренировался целых три года.
Газета «Аргументы и факты», 2004. - № 38.

Пищеварительная система. Чистый сок в чистом эксперименте

Для изучения процессов пищеварения физиологи в конце XIX века ставили эксперименты на собаках. Им делали операции под наркозом и после выздоровления использовали для экспериментов. Через специальное отверстие в желудке наблюдали за теми процессами, которые происходили внутри. Однако брать пробы желудочного сока мешала находящаяся там пища. Надо было кормить собаку, чтобы желудок начал рефлекторно выделять желудочный сок, и в то же время нельзя было кормить собаку, чтобы получать для лабораторных анализов чистый желудочный сок без примесей пищи.
Как этого добиться?

Ответ Во время операции стали делать два отверстия: одно - в стенке желудка, другое - в пищеводе. Теперь во время проведения эксперимента пища, которой кормили собаку, не доходила до желудка и можно было исследовать желудочный сок без помех.
Сапарина Е. Последняя тайна жизни: Павлов. Этюды о творчестве. - М.: Молодая гвардия, 1983. - С. 55.

Кстати

  • Эту задачу решил И. П. Павлов. Эксперимент был назван «мнимым кормлением».

  • Бельгиец Вима Дельвойве создал установку, которая полностью воспроизводит процесс пищеварения человека со всеми «вытекающими» последствиями. В первый бак можно заложить любую еду и увидеть все стадии процесса переваривания пищи, вплоть до образования фекалий, которые выходят из последнего бака.
    Установка содержит все бактерии и соки, которые участвуют в пищеварительном процессе.

    - Я хотел научить свою таксу, чтобы она лаяла, когда захочет
    есть. Я раз сто дрессировал ее.
    - Ну и что? Лает она теперь?
    - Нет, зато она не ест, пока я не залаю.

Нервная система и органы чувств. Шизофрения наступает?

Факт: с начала XIX века в течение нескольких десятилетий происходил резкий рост, примерно трехкратный, относительной доли шизофрении среди других диагнозов, по которым больных помещали в клиники для душевнобольных. В Нью-Йорке эта доля в 1952 году достигла 80 процентов, а к 1970 году медленно снизилась до 70 процентов.
Объясните это социальное явление.
Ответ В этот период у психиатров произошло изменение критериев к оценке шизофрении как болезни.
Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаем. - М.: Знание, 1984. - С.

- Папа, а как работает мозг?
- Отстань, сынок. У меня в голове другие вещи.

Физкультура и спорт, профилактика травматизма. Вывихи у альпинистов

Альпинисты обнаружили, что высоко в горах сустав можно вывихнуть при гораздо меньшем повреждающем усилии, чем в низине. Почему?
Ответ Атмосферное давление прижимает кости в суставах друг к другу. Высоко в горах атмосферное давление понижено и, слегка оступившись, можно вывихнуть ногу.
Старикович С. Ф. Зачем барану рога, а воробью розовые очки? - М.: Детская литература, 1991. - С. 180.

Служба спасения. Спасение по-японски

Во время праздничного ужина 70-летний японец подавился традиционным японским пирогом моци. Родственники вызвали спасателей, а сами пытались помочь старику, хлопали по спине, однако все попытки оставались безуспешными. Старик задыхался.
Что делать, ведь спасатели могут не успеть! И все-таки дочь старика нашла способ спасения. Какой?
Ответ Дочь пострадавшего использовала для спасения отца… пылесос. Она вставила шланг ему в рот, зажала его нос и включила пылесос на полную мощность - пирог был извлечен.
Газета «Гомельская правда», 1999. - 31.07. Кстати Такой способ может быть опасен!


© 2010-2022