Технологическая карта урока по ФГОС

    Так что же такое лес? Лес является природным сообществом? Знакомство с природными сообществами.  Производители. Потребители. Разрушители. Круговорот веществ.  Биогеоценоз, или природное сообщество живых организмов и условий абиотической среды на определенной территории, проявляется в природе как единое целое. Существенным свойством биогеоценоза  является круговорот веществ. Названия «биогеоценоз», «биосистема» и «экосистема» характеризует с разных позиций одно и то же явление – совокупность ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель Русанова Инна Александровна, ГБОУ школа №655, Приморский район, Санкт-Петербург

Учебник Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко Вентана-Граф, М. 2010

Тема. Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме.

Класс 6

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока.

- обучающие: определить уровень знаний по теме «Природные сообщества»; способствовать выработке умений применять полученные знания при работе со схемами, карточками - заданиями, терминами; формировать познавательную самостоятельность обучающихся путем создания проблемой ситуации;

- развивающие: развивать познавательный интерес к биологии; продолжить развивать навыки самостоятельной работы, эмоциональной сферы, анализа своей работы; умение работать с раздаточным материалом, развивать умение сравнивать и обобщать получаемые знания;

- воспитательные: стимулировать творческую активность учащихся, способствовать воспитанию толерантности и этики в процессе коллективного обсуждения вопросов изучаемой темы.

Оборудование: презентация урока в слайдах, карточки, таблицы

Технологическая карта учителя


Этапы урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.Определение потребностей и

мотивов.

6-8мин

1.Организует познавательную деятельность учащихся: дает задания, которые указывают связь изученного с новой темой.

«Один художник решил нарисовать лес.
- Что такое лес? - размышлял он. - Конечно, деревья!
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились - вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.
- Это не лес! - послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. - Без цветов, без трав - не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
- А насекомых нарисовал? - опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
- Нужны птицы, а еще - кусты и ягоды, - не унимался старичок-лесовичок.
Дорисовал и их художник, но лес все равно чахнет.
- Нарисуй жабу и ящерицу!
Согласился художник и еще дорисовал много разных зверей.
Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чье-то фырканье.
- Вот это лес! - сказал старичок-лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нем тысячи жителей. И все вместе они и есть лес». ( Из книги Ю.Дмитриева «Книга леса»)

Итак, мы на прошлых уроках познакомились с разными представителями царства растений, бактериями, грибами, лишайниками. Животных мы изучим позже, но вы все знаете, что лес без животных не бывает. Так что же такое лес?

Задание: Заполнить в кластере недостающие фрагменты и объяснить их: слайд №4 (слайд №5 - проверка)

ЛЕС

Технологическая карта урока по ФГОСТехнологическая карта урока по ФГОС


Технологическая карта урока по ФГОСрастения животные

Технологическая карта урока по ФГОСТехнологическая карта урока по ФГОС

Технологическая карта урока по ФГОСТехнологическая карта урока по ФГОС

Технологическая карта урока по ФГОСТехнологическая карта урока по ФГОСТехнологическая карта урока по ФГОСТехнологическая карта урока по ФГОСТехнологическая карта урока по ФГОСТехнологическая карта урока по ФГОСТехнологическая карта урока по ФГОС

Технологическая карта урока по ФГОСТехнологическая карта урока по ФГОС

? кустарники ? ? ? ? ? звери

Технологическая карта урока по ФГОС

Как можно сформулировать тему нашего урока?

Записываем название темы в тетрадь.








Заполняют недостающие фрагменты кластера в тетради.

Происходит структурирование знаний и поиск необходимой информации.

Лес - целый мир.
- В нем обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но еще больше скрыто от наших глаз.

- Лес называют природным сообществом.

Ученики называют тему урока « Природные сообщества »

Логические уд. (выдвижение гипотезы, обоснование; построение логических рассуждений)





Личностные: опора на жизненный опыт





Регулятивные: определение темы урока.

2.Принятие учебных целей и условий их достижения.

3-4мин

Правильно сегодня на уроке мы познакомимся природными сообществами.

А давайте подумаем, только лес является природным сообществом? Какие еще природные сообщества вы можете назвать?

На ваших столах фотографии, рассмотрите их и попробуйте определить, являются ли данные комплексы сообществами?

( на столах фотографии луга, болота,поля). Какова же цель нашего урока?

Ну, что ж, вы немало знаете об обитателях различных сообществ. Но, давайте вернемся к началу нашего урока, к рассказу о художнике, и попробуем сформулировать гипотезу.


Цель урока: изучить взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества, условия их существования.

Обучающиеся выдвигают гипотезу: «Если сообщество состоит из такого большого количества организмов, то они все должны быть взаимосвязаны друг с другом»

Регулятивные: правильное изложение своих мыслей, планирование, прогнозирование.

Познавательные:

формирование познавательной цели.

Коммуникативные: использование языка речи для получения и передачи информации, умение слушать.

Логические уд.

Выдвижение гипотез и их обоснование; построение цепи рассуждений.



3. Проверка принятой гипотезы, сбор данных, анализ, выводы.

15мин














1-2 мин





3-5 мин

Чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу, давайте сначала вспомним, что такое биосистема. То есть, в организме все органы взаимосвязаны. Природное сообщество называют биосистемой.

  1. Самостоятельная работа с учебником (п. 56 1 абзац, с.211)

  2. Вспомним, какие живые организмы мы называем автотрофами, а какие гетеротрофами.(слайды №№ 8,9)


  1. Заполнить схему- гроздь, используя п.56,2 абзац, с 211

Биосистема

автотрофы гетеротрофы

Технологическая карта урока по ФГОСТехнологическая карта урока по ФГОСТехнологическая карта урока по ФГОС

растения животные бактерии

Технологическая карта урока по ФГОСи грибы грибы

Технологическая карта урока по ФГОСживотные

Технологическая карта урока по ФГОС

производители потребители разрушители (слайд № 10)


  1. А теперь посмотрим и определим - как происходит взаимодействие живых организмов? Обратимся к слайду №11


СТехнологическая карта урока по ФГОСОЛНЦЕ


ПТехнологическая карта урока по ФГОСТехнологическая карта урока по ФГОСРОИЗВОДИТЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛИ

Органические вещества Живые организмы пи Живые организмы
образуются из неорга- таются живым органи- питаются органичес
нических за счет энергии ческим веществом рас- ким веществом жи
Солнца или энергии хи- тительного происхож- вотного происхожде-
мических реакций (расте- дения (растительноядные- ния (плотоядные ко-
ния, бактерии) суслик, хомяк,крот) лонок, ласка, малый

сокол)

)

Технологическая карта урока по ФГОСТехнологическая карта урока по ФГОС

Мертвое органическое вещество

(умершие животные и растения)

Технологическая карта урока по ФГОСТехнологическая карта урока по ФГОС

РАЗРУШИТЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛИ

Организмы, обеспечивающие Живые организмы питаются мел-

рТехнологическая карта урока по ФГОСазложение органических ве- кими остатками умерших живот-

ществ до неорганических (бак- ных, растений и грибов (падаль-терии, грибы) щики, насекомые

Фронтальное обсуждение результатов работы. Учащиеся делают выводы и отвечают на вопросы.

А) Так есть ли какая-то связь между организмами в природном сообществе?

Б) Можем ли мы назвать бесполезные организмы, без которых сообщество может обойтись?

В) Подтвердилась ли наша гипотеза, которую мы сформулировали в начале урока?


  1. Физкультминутка.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

(Потягивания - руки в стороны.)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

(Потягивания - руки вверх.)

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки,

(Дети машут руками.)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

(Наклоны вперёд.)

Вправо-влево, взад-вперёд -

Так деревья ветер гнёт.

(Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?

(Вращение туловищем.) (слайд №12)


  1. На этой схеме представлено солнце, как основной источник энергии. А как вы думаете, воздействуют ли на биосистему другие факторы среды?

Биос(греч) - жизнь

Эко(ойкос, греч)- это дом

Ценоз (греч) - это общий, общество

Гео (греч. землеописание) - земля

Топос(греч.) -место (слайды № 13,14)


  1. Итак, мы многое узнали сегодня о природных сообществах. А теперь нам нужно проверить свои знания по теме.

Учащиеся вспоминают тему « Растительный организм как живая система»

Рассматривают слайд и вспоминают типы питания различных организмов.

Заполнение схемы. Делают выводы. Приводят примеры (работа в парах)

Учащиеся приходят к понятию «круговорот веществ»




Изучение текста и заполнение схемы в тетради.

(работа в парах), сравнение своих графиков со слайдом, выводы.




Обучающиеся отвечают на вопросы.

А) Да. Такая связь есть,она основана на круговороте веществ

Б) Нет. Все в природе взаимосвязано.

В) Наша гипотеза верна: сообщество состоит из большого количества организмов и они все взаимосвязаны друг с другом






Учащиеся подходят к определению понятий «экосистема»
«биоценоз», «биогеоценоз», «биотоп»



Общеобразовательные уд.

( извлечение необходимого материала из текста)


Коммуникативные уд.

( инициативное сотрудничество в сборе информации)





Логические уд. (построение логических рассуждений и доказательств )

Регулятивные:

контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном; прогнозирование;



Коммуникативные:

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Личностные: опора на жизненный опыт.







Познавательные уд.

Общеучебные уд., Логические уд.



4.Итоговый самоконтроль и самооценка

5 мин




5. Рефлексия

6 мин

  1. Организация познавательной деятельности.

Выполняем задание в формате ГИА.

Прочтите текст. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, и объясните их.

1.Роль разрушителей в экологических сообществах - поедание растительных организмов. (обеспечивают производителей минеральным питанием)

2. Биосистема включает в себя автотрофов и гетеротрофов.

3. Производители - это растения, которые образуют органические вещества из неорганических с помощью энергии солнца.

4. Разрушители - это организмы, без которых природное сообщество может обойтись.

5. Бактерии, животные и грибы - это гетеротрофы.

6. Все живые организмы участвуют в круговороте веществ.

7. Экосистема - это взаимосвязи и взаимодействия между компонентами живой и неживой природы.

8.Биогеоценоз - это природный комплекс условий среды и живых организмов, занимающих определенную территорию. (слайд № 15)


  1. Так что же мы узнали сегодня на уроке?

(Организует беседу с классом по вопросам)

  1. Достигли ли вы цели урока?

  2. Что было главным на уроке?

  3. Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

  4. Что нового вы узнали?

  5. Что было интересным?

  6. Чему научились?

Итак, биогеоценоз, или природное сообщество живых организмов и условий абиотической среды на определенной территории, проявляется в природе как единое целое. Существенным свойством биогеоценоза является круговорот веществ. Названия «биогеоценоз», «биосистема» и «экосистема» характеризует с разных позиций одно и то же явление - совокупность живых организмов и условий окружающей среды.

(слайд №16)

Подведение итогов, комментирование оценок, выставление оценок в дневники.

Задание на дом §56 Творческое задание: нарисовать взаимосвязи в биогеоценозах «Луг» и «Болото», подготовить презентацию « Взаимосвязи в природном сообществе»

(слайд № 17)


Выполнение заданий и их проверка.




Обучающиеся делают выводы и подводят результаты урока




Записывают домашнее задание



Регулятивные действия ( контроль и коррекция); познавательные уд. (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)



.






© 2010-2022