Программа по биологии 5 класс ФГОС

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Петровская средняя общеобразовательная школа»Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области Рабочая программа по биологиидля 5 классана 2014-2015 учебный год Составлена учителем биологииГ.А.Шигаревой1квалификационная категория Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику учебного предмета3. Место предмета в учеб...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Петровская средняя общеобразовательная школа»

Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области


СОГЛАСОВАНО на МО учителей естествознания

Протокол№___ от____________

Председатель МО_____________

Е.В.Чуфырина

СОГЛАСОВАНО___________

Заместитель директора по УВР

Л.Г. Лисицына

УТВЕРЖДАЮ__________

Директор школы

С.А. Мельников

Приказ№____________

ОТ__________________



Рабочая программа по биологии

для 5 класса

на 2014-2015 учебный год



Составлена

учителем биологии

Г.А.Шигаревой

1квалификационная категория




Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:

1. Пояснительную записку.

2. Общую характеристику учебного предмета

3. Место предмета в учебном плане.

4.Планируемые результаты. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии.

5. Основное содержание учебного предмета.

6. Тематическое планирование.

7. Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

8.Приложение (календарно-тематическое планирование и система оценки знаний и итоговый контроль)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Петровская СОШ, на основании примерной авторской программы И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А.Корниловой,А.Г.Драгомилова, Т.С. Суховой ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г) и рабочей программы по биологии 5-9 классы МБОУ « Петровская СОШ», авторы Абакумова Г.Ю. и Шигарева Г.А.

В отличие от авторской программы рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком. Резервное время используется для обобщения и систематизации знаний и для проведения экскурсий.Программа рассчитана на 1 год - 5 класс.Общее число учебных часов в 5 классе - 34 (1ч в неделю).



Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

•социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение обучающихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

•ориентация в системе моральных норм и ценностей:

- признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека;

- формирование ценностного отношения к живой природе;

•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

•формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Виды и формы контроля

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и

формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый

контроль.

Формы контроля: контрольная работа, дифференцированный

индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа,

экспериментальная контрольная работа, отчет по лабораторной работе тестирование, диктант,письменные домашние задания, компьютерный контроль, анализ творческих, исследовательских работ, проекты.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков

предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают

уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также

применить умения, приобретенные при изучении биологии.




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии

в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из

курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н.

- Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)

- Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

- Методические пособия:

И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев ,О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г


Цели и задачи курса:

- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями

науки биологии;

- систематизировать знания учащихся об объектах живой природы,

которые были получены ими при изучении основ естественнонаучных

знаний в начальной школе;

- начать формирование представлений о методах научного познания

природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного

исследования;

- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным

знаниям;

- начать формирование основ гигиенических, экологических знаний,

ценностного отношения к природе и человеку.

Формы организации образовательного процесса:

  • Общеклассные: урок, консультация, собеседование, лабораторная работа, программированное обучение.

  • Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповое творческое занятие.

  • Индивидуальные формы: работа с литературой, электронными источниками информации, письменные упражнения, индивидуальные задания, работа за компьютером.

Методы обучения:

  • Словесные: рассказ, беседа.

  • Наглядные: иллюстрации, демонстрации.

  • Практические: лабораторная работа, работа со справочной литературой.

  • Самостоятельные: письменные упражнения.

Технология обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; игровые, проектные, здоровьесберегающие технологии; ИКТ-технологии.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


В соответствии с базисным учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», изучаемый в начальной школе и включающий основные понятия биологии, физики, химии и астрономии. По отношению к курсу биологии он выполняет пропедевтическую функцию - в процессе его изучения у школьников формируются элементарные понятия о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии и роли в природе и жизни человека.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Основной

образовательной программой основного общего образования МБОУ Петровская СОШ

Программа рассчитана на 1 год - 5 класс.

Общее число учебных часов в 5 классе - 34 (1ч в неделю).

Основное место отводится изучению следующим темам:

Часть 1. Биология -наука о живом мире (10 ч.)

Часть 2. Многообразие живых организмов (10 ч.)

Часть 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч.)

Часть 4. Человек на планете Земля-(6ч)

Лабораторная работа № 1: «Изучение устройства увеличительных приборов».

Лабораторная работа № 2: «Знакомство с клетками растений».

Лабораторная работа № 3: «Знакомство с внешним строением растений».

Лабораторная работа № 4: «Наблюдение за передвижением животных».

Экскурсии:

«Весенние явления в природе»

«Многообразие живого мира»

Всего 34 часа из них 2 экскурсии, 4 лабораторных работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на

формирование у школьников представлений об отличительных

особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке

как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом

культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся

должны освоить содержание, значимое для формирования

познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения

окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и

практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области

«Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

•формирование системы биологических знаний как компонента

целостности научной карты мира;

•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,

проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические

знания с объективными реалиями жизни;

•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде,

осознание значимости концепции устойчивого развития;

•формирование умений безопасного и эффективного использования

лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной

оценки полученных результатов, представления научно обоснованных

аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа

учебных задач.

Личностные, предметные и метапредметные результаты

Личностными результатами являются следующие умения:

-Осознавать единство и целостность окружающего мира,

возможности его познаваемости и объяснимости на основе

достижений науки.

-Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

-Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том

числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

-Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа

жизни и сохранения здоровья.

-Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и

природы.

-Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою

деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения

окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами является формирование

универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

-Владение научным подходом к решению различных задач;

-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,

определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный

результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно

средства достижения цели.

-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы

(выполнения проекта).

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при

необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно

выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД

-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и

явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

-Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию,

самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных

логических операций; строить классификацию на основе

дихотомического деления (на основе отрицания).

-Строить логическое рассуждение, включающее установление

причинно-следственных связей.

-Создавать схематические модели с выделением существенных

характеристик объекта.

-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и

т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой

(таблицу в текст и пр.).

-Вычитывать все уровни текстовой информации.

-Уметь определять возможные источники необходимых сведений,

производить поиск информации, анализировать и оценивать ее

достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом

и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются

следующие умения:

- определять роль в природе различных групп организмов;

- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и

объяснять их значение;

- находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов

по сравнению с предками, и давать им объяснение;

- объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

- перечислять отличительные свойства живого;

- различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии:

безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы

растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и

цветковые);

- определять основные органы растений (части клетки);

- объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых

организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны,

папоротники, голосеменные и цветковые);

- понимать смысл биологических терминов;

- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение,

эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их

результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь

элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

- использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной

гигиены;

- различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Должен научиться:

-характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

-применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

-использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

-ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Получит возможность научиться:

-соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

-использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; -выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

-выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

-осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

-находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую;

-выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Биология - наука о живом мире (10 ч.)

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности.

Методы изучения организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток.

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в живых организмах.

Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клеток и организма. Рост и развитие организма. Размножение.

Лабораторная работа № 1: «Изучение устройства увеличительных приборов».

Лабораторная работа № 2: «Знакомство с клетками растений».

2. Многообразие живых организмов (10 ч.)

Принципы классификации, отличительные признаки представителей царств живой природы.

Бактерии. Многообразие бактерий. Методы профилактики заболеваний, вызванных бактериями.

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Растения. Многообразие растений, значение в природе и жизни человека.

Животные. Строение, многообразие животных, роль в природе и жизни человека.

Грибы. Многообразие грибов, роль в природе и жизни человека.

Оказание первой медицинской помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека, разнообразие организмов. Взаимодействие организмов и окружающей среды.

Лабораторная работа № 3: «Знакомство с внешним строением растений».

Лабораторная работа № 4: «Наблюдение за передвижением животных».

Экскурсия «Методы изучения живой природы»

3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч.)

Взаимосвязь организмов и окружающей среды.

Влияние экологических факторов на организм.

Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращение энергии.

Приспособленность организмов к различным средам обитания.

4. Человек на планете Земля (6 ч.)

Место человека в системе органического мира.

Природная и социальная среда обитания человека. Особенности поведения человека. Речь. Мышление.

Роль человека в биосфере. Экологические проблемы.

Последствия деятельности человека в экосистеме.

Экскурсии: «Весенние явления в жизни живых организмов»

Всего 34 часа из них 2 экскурсии, 4 лабораторных работы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Содержание разделов примерной программы

Основное содержание
по темам рабочей программы

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

Тема 1. Биология - наука о живом мире (10 ч)

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей

Наука о живой природе

Человек и природа. Живые организмы - важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой
природе - биология

Выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов, оценивать её значение. Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Характеризовать особенности и значение науки биологии.

Анализировать задачи, стоящие перед учёными-биологами

Отличительные признаки живых организмов

Свойства живого

Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм - единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого

Характеризовать свойства живых организмов.

Сравнивать проявление свойств живого и неживого.

Анализировать стадии развития растительных и животных организмов, используя рисунок учебника.

Характеризовать органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника.
Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Методы изучения природы
Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях

Различать и характеризовать методы изучения живой природы.

Осваивать способы оформления результатов исследования

Экскурсии

«Методы изучения живых организмов».

Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы.

Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира.

Соблюдать правила поведения в природе. Анализировать содержание выбранных на лето заданий

Увеличительные приборы
Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа № 1

«Изучение устройства увеличительных приборов»

Объяснять назначение увеличительных приборов.

Различать ручную и штативную лупы, знать величину получаемого с их помощью увеличения.

Изучать устройство микроскопа и соблюдать правила работы с микроскопом.

Сравнивать увеличение лупы и микроскопа.
Получать навыки работы с микроскопом при изучении готовых микропрепаратов.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток.

Строение клетки. Ткани

Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.

Выявлять части клетки на рисунках учебника, характеризовать их значение.

Сравнивать животную и растительную клетки, находить черты их сходства и различия.
Различать ткани животных и растений на рисунках учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Лабораторная работа № 2

«Знакомство с клетками растений»

Наблюдать части и органоиды клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа и описывать их.
Различать отдельные клетки, входящие
в состав ткани.

Обобщать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме

Химический состав клетки
Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки

Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма.

Наблюдать демонстрацию опытов учителем, анализировать их результаты, делать выводы.
Анализировать представленную на рисунках учебника информацию о результатах опыта, работая в паре

Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение

Процессы жизнедеятельности клетки

Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам.
Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы - биосистемы

Оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки.

Характеризовать биологическое значение понятия «обмен веществ».

Объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события.

Устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника.

Аргументировать вывод о том, что
клетка - живая система (биосистема)

Биология как наука

Великие естествоиспытатели
Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология - наука о живом мире»

Анализировать информацию учителя о выдающихся учёных-естествоиспытателях.
Выделять области науки, в которых работали конкретные учёные, оценивать сущность их открытий.

Называть имена отечественных учёных, внёсших важный вклад в развитие биологии.

Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества.

Рисовать (моделировать) схему строения клетки.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения.
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Тема 2. Многообразие живых организмов (10 ч)

Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы

Царства живой природы
Классификация живых организмов. Раздел биологии - систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации

Объяснять сущность термина «классификация».

Определять предмет науки систематики. Различать основные таксоны классификации - «царство» и «вид».

Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации.

Устанавливать связь между царствами живой природы на схеме, приведённой в учебнике.

Выделять отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов

Бактерии. Многообразие бактерий

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах

Характеризовать особенности строения бактерий.

Описывать разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника.

Различать понятия: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты».

Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерии как прокариот.

Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе

Бактерии. Многообразие бактерий. Бактерии - возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Роль бактерий в природе и жизни человека

Значение бактерий в природе и для человека

Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения.

Роль бактерий в природе и жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями

Характеризовать важную роль бактерий в природе.

Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз».

Выявлять наличие фотосинтеза у цианобактерии, оценивать его значение для природы.

Различать бактерии по их роли в природе и жизни человека.

Характеризовать полезную деятельность бактерий, их использование в народном хозяйстве.

Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий

Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Растения

Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека

Лабораторная работа № 3

«Знакомство с внешним строением побегов растения

Характеризовать главные признаки растений.

Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях.

Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия.
Характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, определять термин «спора».

Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп.
Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы.
Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека

Различать и называть части побега цветкового растения.

Определять расположение почек на побеге цветкового растения.

Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге.

Устанавливать местоположение шишки. Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны).

Фиксировать результаты наблюдений в тетради.

Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием

Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Животные

Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды

Лабораторная работа № 4

«Наблюдение за передвижением животных»

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника.

Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела.

Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы.

Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника.

Различать беспозвоночных и позвоночных животных.

Объяснять роль животных в жизни человека и в природе.

Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных

Готовить микропрепарат культуры инфузорий.

Изучать живые организмы под микроскопом при малом увеличении.

Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей.
Формулировать вывод о значении движения для животных.

Фиксировать результаты наблюдений в тетради.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Грибы. Многообразие грибов

Грибы

Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения - грибокорень (микориза)

Устанавливать сходство грибов с растениями и животными.

Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части.

Определять место представителей царства

Грибы среди эукариот.

Называть знакомые виды грибов.
Характеризовать питание грибов.

Различать понятия: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», «грибокорень», пояснять их примерами

Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами

Многообразие и значение грибов
Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы - дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и жизни человека

Характеризовать строение шляпочных грибов.

Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые.

Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника.

Объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин».

Распознавать съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника.

Участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов.

Объяснять значение грибов для человека и для природы

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека

Лишайники

Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники - показатели чистоты воздуха

Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников - симбиоз двух организмов - гриба и водоросли.

Различать типы лишайников на рисунке учебника.

Анализировать изображение внутреннего строения лишайника.

Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды.

Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека

Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека

Значение живых организмов в природе и жизни человека

Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

Определять значение животных и растений в природе и жизни человека по рисункам учебника.

Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе.

Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом.

Многообразие живых организмов

Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Среды жизни планеты Земля

Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов - обитателей этих сред жизни

Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.

Характеризовать организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника.

Приводить примеры обитателей организменной среды - паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина

Влияние экологических факторов на организмы

Экологические факторы среды
Условия, влияющие на жизнь организмов в природе, - экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов

Различать понятия: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Характеризовать действие различных факторов среды на организмы, приводить примеры собственных наблюдений.

Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Приспособления организмов к жизни в природе

Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата у цветков, наличия соцветий у растений

Выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов.

Объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений.

Характеризовать приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника

Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии

Природные сообщества

Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения - производители органических веществ; животные - потребители органических веществ; грибы, бактерии - разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ

Определять понятие «пищевая цепь». Анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника.

Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.

Различать понятия: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество».

Характеризовать разные природные сообщества.

Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания

Природные зоны России

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны

Определять понятие «природная зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике.

Различать и объяснять особенности животных разных природных зон.

Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством

Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания

Жизнь организмов на разных материках

Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды

Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике.

Объяснять понятие «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания.

Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника.

Анализировать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарке, ботаническом саду, музее.

Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле

Жизнь организмов в морях и океанах

Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий

и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

Описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания.

Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб.

Оценивать значение планктона для других живых организмов по рисунку учебника. Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана.

Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания.

Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе.

Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов.

Строить схему круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира.

Жизнь организмов на планете Земля

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля»

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала темы

Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч)

Место человека в системе органического мира. Природная и социальная среда обитания человека. Особенности поведения человека. Речь. Мышление

Как появился человек на Земле
Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа - неандерталец. Орудия труда Человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни

Характеризовать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком.

Выделять особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев.

Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника.

Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Характеризовать существенные признаки современного человека.

Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека.

Доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития

Роль человека в биосфере. Экологические проблемы

Как человек изменял природу
Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы

Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли.

Приводить доказательства воздействия человека на природу.

Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок.

Аргументировать необходимость охраны природы.

Обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле

Последствия деятельности человека в экосистемах

Важность охраны живого мира планеты

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ

Называть животных, истреблённых человеком.

Характеризовать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить примеры.

Объяснять значение Красной книги, заповедников.

Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных

Роль человека в биосфере. Экологические проблемы

Сохраним богатство живого мира

Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

Обобщение и систематизация знаний
по теме «Человек на планете Земля»

Аргументировать ценность биологического разнообразия для природы и человека.

Оценивать роль деятельности человека в природе.

Приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами.
Проектировать мероприятия по охране растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.).

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

«Весенние явления в жизни живых организмов»

Обсуждение заданий на лето

Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы.

Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира.

Соблюдать правила поведения в природе. Анализировать содержание выбранных на лето заданий

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса

Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса.

Использовать учебные действия для формулировки ответов

МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Литература

И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013

И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Рабочая тетрадь. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013

И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев ,О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г

Материально-техническое обеспечение учебного процесса


Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение должно соответствовать Перечню оборудования кабинета биологии, включать различные типы средств обучения. Значительную роль имеют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, экскурсионное оборудование.

Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом - для реализации научных методов изучения живых организмов.

Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации, построении выводов с учётом выполненных наблюдений. Живые объекты следует содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.

Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: аппаратура для записейи воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер,мультимедиа проектор, интерактивная доска, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающиепрограммы, выход в Интернет.

Использование экранно-звуковых и электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения; формировать ИКТ - компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности: при подготовке к ЕГЭ обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса биологии, формировании универсальных учебных действий, построении индивидуальной образовательной программы.

Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов) по всем разделам школьной биологии находят широкое применение в обучении биологии. Картотека с заданиями для индивидуального обучения,организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ может быть использована как учителем, так и обучающимися в ходе самостоятельной подготовки к итоговой проверке и самопроверке знаний по изученному курсу. Использование наглядных учебных пособий, технических средств осуществляется комплексно, что позволяет реализовать общедидактические принципы наглядности и доступности, достигать поставленных целей и задач, планируемых результатов освоения основных образовательных программ.


Перечень оснащения кабинета биологии

Натуральные объекты

Гербарии

Основные группы растений

Сельскохозяйственные растения

Растительные сообщества

Коллекции

Голосеменные растения

Семена и плоды

Развитие насекомых с полным превращением. Шелкопряд тутовый

Развитие животных с неполным превращением. Саранча

Раковины моллюсков

Чучела позвоночных животных

Рыба, грач, крыса

Скелеты позвоночных животных

Костистая рыба, лягушка, голубь, кролик

Влажные препараты беспозвоночных и позвоночных животных

Гадюка, лягушка, крыса, цыпленок, медуза, дождевой червь, рак, беззубка, рыба

Комплекты микропрепаратов

Ботаника

Зоология

Анатомия

Наборы муляжей

Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы

Приборы

Демонстрационные

Для демонстрации водных свойств почвы

Для демонстрации всасывания воды корнями растений

Для обнаружения дыхательного газообмена у растений

и животных

Раздаточные

Лупа ручная

Микроскоп

Посуда и принадлежности для опытов

Демонстрационные

Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ

Штатив лабораторный

Лабораторные

Набор препаровальных инструментов

Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии

Спиртовка лабораторная

Печатные пособия

Демонстрационные

Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения.

Комплект таблиц «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений»

Комплект таблиц «Зоология 1. Беспозвоночные»

Комплект таблиц «Зоология 2. Позвоночные»

Комплект таблиц «Охрана природы»

Портреты биологов

Раздаточные

Комплект таблиц «Разнообразие животных. Птицы»

Комплект таблиц «Разнообразие животных. Млекопитающие»

Комплект таблиц «Биосфера - глобальная экосистема.

Вмешательство человека»

Комплект таблиц «Экосистема - экологическая единица окружающей среды»

Экранно-звуковые средства обучения

Мультимедийные средства обучения

Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы»

Ком пакт-диск «Уроки биологии КиМ. Человек и его здоровье»

Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Животные».

CD «1С:Школа»: Биология, 6кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.

CD «1С:Школа»: Биология, 7кл. Животные.

CD «1С:Школа»: Биология, 8кл. Человек.






СИСТЕМА ОЦЕНКИ:

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1.Правильно определил цель опыта.

2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2. Или было допущено два-три недочета.

3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

4. Или эксперимент проведен не полностью.

5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.

2.Допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

2. Или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. Не более двух грубых ошибок.

2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.

3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.

4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.

5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

Итоговый тест по биологии в 5 классе

Вариант1

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных:

А1. Биология-это наука

  1. О звёздах

  2. О веществах

  3. О живой природе

  4. О земле, её форме и строении

А2. Первым учёным, который наблюдал в микроскоп клетки растений, был

  1. Н.Коперник 3)Р.Гук

  2. К.Птолемей 4) А.Левенгук

А3. Клеточное строение имеют:

  1. Все природные тела

  2. Только растения

  3. Только животные

  4. Все живые существа

А4. Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название

  1. Разглядывание

  2. Измерение

  3. Наблюдение

  4. Экспериментирование

А5. Где в клетке хранится наследственная информация

  1. В ядре

  2. В вакуоли

  3. В цитоплазме

  4. В мембране

А6. Учение о биосфере создал

  1. К.Линней

  2. В.Вернадский

  3. Ч.Дарвин

  4. Ж.А.Фабр

А 7. Какие из этих организмов относятся к царству растений?

  1. Жук

  2. Гриб - боровик

  3. Дуб

  4. Окунь

А 8. Какие организмы самостоятельно создают органические вещества из неорганических?

  1. Животные

  2. Растения

  3. Бактерии

  4. Грибы

А 9. Как называются организмы, клетки которых содержат ядро

  1. прокариоты

  2. эукариоты

  3. автотрофы

  4. гетеротрофы

А 10. К какому экологическому фактору относится человек:

  1. абиотическому

  2. биотическому

  3. антропогенному

Задания уровня В

В 1. Установите соответствие между организмами и царствами, к которым они относятся

ОРГАНИЗМЫ ЦАРСТВА

А) берёза 1) растения

Б) зяблик 2) животные

В) яблоня

Г) бабочка

Д) корова

Е) дуб

А

Б

В

Г

Д

Е


В 2. Установите соответствие между организмом и средой обитания.

ОРГАНИЗМЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

А) Карась 1) Водная

Б) Белка 2) Почвенная

В) Дождевой червь 3) Наземно- воздушная

Г) Эвглена зеленая

Д) Ласточка

Е) Береза

А

Б

В

Г

Д

Е


Задания уровня С

Дайте полный, развернутый ответ

С1.Запишите предков человека, по мере появления их на планете Земля.

С2.Что вы знаете о природоохранных мероприятиях?









Итоговый тест по биологии в 5 классе

Вариант2

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных:

А1. Экология-это наука

  1. О звёздах

  2. О веществах

  3. О живой природе

  4. О взаимоотношениях живой и неживой природы

А2. Первым учёным, который наблюдал в микроскоп клетки растений, был

  1. Н.Коперник 3)Р.Гук

  2. К.Птолемей 4) А.Левенгук

А3. Неклеточное строение имеют:

  1. Вирусы

  2. растения

  3. животные

  4. Все живые существа

А4. Изучение объекта с помощью постановки опытов получило название

  1. Разглядывание

  2. Измерение

  3. Наблюдение

  4. Эксперимент

А5. Где в клетке хранится клеточный сок

  1. В ядре

  2. В вакуоли

  3. В цитоплазме

  4. В мембране

А6. Кто создал классификацию организмов

  1. К.Линней

  2. В.Вернадский

  3. Ч.Дарвин

  4. Ж.А.Фабр

А 7. Какие из этих организмов относятся к царству грибов?

  1. Жук

  2. Гриб - боровик

  3. Дуб

  4. Окунь

А 8. Какие организмы питаются готовыми органическими веществами

  1. Животные

  2. Растения

  3. Водоросли

  4. Лишайники

А 9. Как называются организмы, клетки которых не содержат ядро

  1. прокариоты

  2. эукариоты

  3. автотрофы

  4. гетеротрофы

А 10. К какому экологическому фактору относится живая природа:

  1. абиотическому

  2. биотическому

  3. антропогенному

Задания уровня В

В 1. Установите соответствие между организмами и царствами, к которым они относятся

ОРГАНИЗМЫ ЦАРСТВА

А) липа 1) растения

Б) поползень 2) животные

В) груша

Г) стрекоза

Д) волк

Е) банан

А

Б

В

Г

Д

Е


В 2. Установите соответствие между организмом и средой обитания.

ОРГАНИЗМЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

А) Щука 1) Водная

Б) Лиса 2) Почвенная

В) Крот 3) Наземно- воздушная

Г) Водоросль

Д) Воробей

Е) Ель

А

Б

В

Г

Д

Е


Задания уровня С

Дайте полный, развернутый ответ

С1.Запишите предков человека, по мере появления их на планете Земля.

С2.Что вы знаете о природоохранных мероприятиях?



© 2010-2022