• Преподавателю
  • Биология
  • Система заданий по биологии к теме Учение Ч. Дарвина о естественном и искусственном отборе» (9 класс)

Система заданий по биологии к теме Учение Ч. Дарвина о естественном и искусственном отборе» (9 класс)

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами

Способа диалектического обучения»



Система заданий по биологии к теме «Учение Ч. Дарвина о естественном и искусственном отборе»



Выполнил(а)

Учитель биологии и химии

Семенниковской СОШ

Сурдина Анастасия Георгиевна



Тема: Учение Ч. Дарвина об естественном и искусственном отборе

Класс: 9

Учебник: С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс» / Б. Б. Захаров, Д. Ю. Петров, Е. Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.

Задания

Ответы учащихся

Предметные умения

ПУУД

1. Найти лишнее понятие, указав основания деления (обосновать свой выбор):

А) Естественный отбор,

Б) Стабилизирующий отбор,

В) Искусственный отбор

б) Стабилизирующий отбор, является лишним понятием, так как он является формой естественного отбора. И направлен против особей, имеющих любые отклонения от средней нормы как в сторону усиления, так и в сторону ослабления выраженности признака.

Естественный отбор - это процесс, приводящий к выживанию и преимущественному размножению более приспособленных к данным условиям среды особей, обладающих полезными наследственными признаками.

Искусственный отбор - это процесс создания новых пород (сортов) путём систематического отбора и размножения особей с ценными для человека признаками.

Распознавать понятия: естественного отбора, стабилизирующего отбора, искусственного отбора по существенным признакам.

Соотносить пары противоположных понятий естественного отбора, искусственного отбора с более широкими по объёму понятиями.

ЛогУУД:

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Подведение под понятие.

Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов.

ОУ ПУУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

2. Что общего у понятий? Охарактеризуйте каждое понятие.

А) Внутривидовая борьба за существование

Б) Межвидовая борьба за существование

В) Борьба с неблагоприятными условиями

Общее между понятиями - являются видами борьбы за существование.

Внутривидовая борьба - вид борьбы за существование, которая происходит между особями одного вида;

Межвидовая борьба - вид борьбы за существование, которая возникает между особями разных видов;

Борьба с неблагоприятными условиями (высокие и низкие t, нехватка воды и пищи и т.д.)

Распознавать понятия: внутривидовая борьба за существование; межвидовая борьба за существование; борьба с неблагоприятными условиями

по существенным признакам.

ЛогУУД:

Подведение под понятие.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов.

Установление причинно - следственных связей.

ОУ ПУУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

3. Установить полный объём свойств естественного и искусственного отбора (заполнить таблицу).

Вопросы

для сравнения

Искусствен

ный отбор

Естествен

ный отбор

1.Материал для отбора

2. Кто отбирает

3. Кого оставляют

4. Результат





Вопросы

для сравнения

Искусствен

ный отбор

Естествен

ный отбор

1.Материал для отбора

многообразие потомков

многообразие потомков

2. Кто отбирает

человек

условия среды

3. Кого оставляют

особей с ценными для человека признаками

наиболее приспособленных особей

4. Результат

новые сорта и породы

новые приспособления, новые виды

Распознавать понятия: естественный отбор и искусственный отбор по существенным признакам.

ЛогУУД:

Установление причинно - следственных связей.

Подведение под понятие.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов.

ОУ ПУУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Структурирование знаний.

4. Установить соответствие между формами естественного отбора. Соедини каждое понятие с характерной его особенностью.

1.Движущий отбор

А) форма естественного отбора, при котором действие направлено против особей, имеющих

крайние отклонения от

средней нормы, в пользу

особей со средней

выраженностью признака.

2.Стабилизирующий отбор

Б) борьба за существование, которая возникает между особями разных видов









3. Половой отбор

В) это естественный

отбор на успех в

размножении.


Г) форма естественного отбора, которая действует при направленном

изменении условий

внешней среды.

Д) борьба за существование, которая происходит между особями одного вида

1-В); 2-А); 3-Г)

Распознавать существенные признаки форм естественного отбора.

Устанавливать соответствия, соединяя каждую форму естественного отбора с присущей ей характеристикой, к которой она относится.

ЛогУУД:

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Установление причинно - следственных связей.

Подведение под понятие

Структурирование знаний

ОУ ПУУД: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Структурирование знаний.

5. Восстановить пропущенные элементы в определениях понятия:

Искусственный отбор - …. создания новых пород (….) путём …. отбора и …. особей с ценными для человека ….



Искусственный отбор - процесс создания новых пород (сортов) путём систематического отбора и размножения особей с ценными для человека признаками.

Называть существенные признаки понятия «Искусственный отбор», Формулировать определение понятия «Искусственный отбор»

ЛогУУД:

Синтез как составление целого из частей.

Подведение под понятие.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

6. Из понятий каждой строки выпишите пары противоположных понятий:

Естественный отбор,

Стабилизирующий отбор,

Искусственный отбор

Естественный отбор, Искусственный отбор (противоположные понятия);

Стабилизирующий отбор (форма естественного отбора)

Распознавать понятия: естественный отбор, стабилизирующий отбор, искусственный отбор, - по существенным признакам.

Соотносить пары противоположных понятий естественного отбора, искусственного отбора с более широкими по объёму понятиями.

ЛогУУД:

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Подведение под понятие.

Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов.

ОУ ПУУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

7. Прочти названия видов борьбы за существование. Соедини каждую картинку с названием вида борьбы за существование, к которой она относится (установи соответствие).



  1. Внутривидовая










А) Система заданий по биологии к теме Учение Ч. Дарвина о естественном и искусственном отборе» (9 класс)


  1. Межвидовая










Б) Система заданий по биологии к теме Учение Ч. Дарвина о естественном и искусственном отборе» (9 класс)


  1. Борьба с неблагоприятными условиями






В) Система заданий по биологии к теме Учение Ч. Дарвина о естественном и искусственном отборе» (9 класс)

Г) Система заданий по биологии к теме Учение Ч. Дарвина о естественном и искусственном отборе» (9 класс)

Д) Система заданий по биологии к теме Учение Ч. Дарвина о естественном и искусственном отборе» (9 класс)

Е) Система заданий по биологии к теме Учение Ч. Дарвина о естественном и искусственном отборе» (9 класс)

1- А, Е;

2- В, Д

  1. Б, Г

Распознавать понятия: видов борьбы за существование по существенным признакам.

Устанавливать соответствия, соединяя каждую картинку с названием вида борьбы за существование, к которой она относится.

ЛогУУД:

Установление причинно - следственных связей.

Подведение под понятие.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов.

ОУ ПУУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

  1. Обобщить пары понятий до дальнего рода.

Естественный отбор −Искусственный отбор→

Естественный отбор −Искусственный отбор→ отбор

Распознавать понятия: естественный отбор и искусственный отбор по существенным признакам.

Соотносить пару противоположных понятий (естественный отбор, искусственный отбор) с более широким по объёму понятием.

ЛогУУД:

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Подведение под понятие.

ОУ ПУУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

9. Найдите признаки, по которым можно сравнивать понятия: естественный отбор и искусственный отбор.

Естественный и искусственный отбор можно сравнить по следующим признакам:

- по механизму существования;

- по функциональным особенностям;

- по свойствам и видам;

- по созданию новых пород и культур;

- по численности видов.

Распознавать понятия: естественный отбор и искусственный отбор по существенным признакам.

ЛогУУД:

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Установление причинно - следственных связей

ОУ ПУУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

10. Сформулировать такой вопрос - суждение, который позволит сравнить понятия: естественный отбор и искусственный отбор по карточке № 3.

Каким образом, естественный отбор отличается от искусственного отбора?

В качестве ответа на данный вопрос поместить суждения по карточке № 3

Распознавать понятия: естественный отбор и искусственный отбор по существенным признакам.

ЛогУУД:

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Установление причинно - следственных связей

Структурирование знаний

ОУ ПУУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

11. Назвать общие признаки понятий: естественный отбор и искусственный отбор.

Общие признаки естественного отбора и искусственного отбора:

- эволюционное учение Ч. Дарвина;

- процесс создания новых пород;

- характеризуются наследственной изменчивостью;

- поддержание численности видов.

Соотносить понятия:

естественный отбор и искусственный отбор с более широкими по объёму понятий.

Находить общие признаки естественного и искусственного отбора

ЛогУУД:

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Подведение под понятие.

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Установление причинно - следственных связей

ОУ ПУУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

12. Определить правильность или ложность сравнения:

Искусственный отбор применим для создания новых пород и культур в природных условиях, а естественный отбор в условиях, которые создал человек.

Данное понятие является ложным. Правильная формулировка сравнения будет такая:

Искусственный отбор применим для создания новых пород и культур в условиях, которые создал человек, а естественный отбор протекает в природной среде.

Распознавать понятия: естественный отбор и искусственный отбор по существенным признакам.

ЛогУУД:

Подведение под понятие.

Построение логической цепи рассуждений.

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Установление причинно - следственных связей

ОУ ПУУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

13. Определить вид умозаключения:

Если богомол обыкновенный является хищным, крупным насекомым, то тля, клопы, мухи являются мелкими насекомыми.

Видом умозаключения будет являться аналогия отношения (вид - род), непосредственное умозаключение.

Распознавать существенные признаки мелких и крупных насекомых и хищных насекомых.

ЛогУУД:

Построение логической цепи рассуждений.

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Установление причинно - следственных связей

ОУ ПУУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

14. Сформулировать дедуктивные умозаключения, используя понятия данных групп: волк, хищное животное, конкуренция за пищу.

Все хищные животные конкурируют за пищу.

Волк - хищное животное, следовательно, волк конкурирует за пищу.

Распознавать существенные признаки волка, как хищного животного.

ЛогУУД:

Построение логической цепи рассуждений.

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Установление причинно - следственных связей

ОУ ПУУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

15. Восстановить пропущенные посылки в умозаключении: Все формы естественного отбора направлены на борьбу за существование вида.

……………………., следовательно, стабилизирующий отбор - направлен на борьбу за существование.

Все формы естественного отбора направлены на борьбу за существование вида.

Стабилизирующий отбор - форма естественного отбора, следовательно, стабилизирующий отбор - направлен на борьбу за существование.

Распознавать существенные признаки стабилизирующего отбора.

ЛогУУД:

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

Построение логической цепи рассуждений.

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Установление причинно - следственных связей

ОУ ПУУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Структурирование знаний



© 2010-2022