- Преподавателю
- Биология
- Возможности учебно-исследовательской и проектной технологии для формирования УУД
Возможности учебно-исследовательской и проектной технологии для формирования УУД
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Илларионова С.Н. |
Дата | 30.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Нужно, чтобы дети,
по возможности, учились самостоятельно,
а учитель руководил этим самостоятельным процессом»
К.Д. Ушинский
Возможности учебно-исследовательской и проектной технологии для формирования УУД. Использование данных технологий в учебном процессе.
Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Биология дает учителю огромный выбор объектов для осуществления проектной и исследовательской деятельности на разных уровнях образования (начальном, основном общем и старшем). Но осуществлять индивидуальный проект способны учащиеся, прошедшие первоначальную подготовку сначала по выполнению проектной задачи, затем-группового проекта, и лишь потом -выполнение индивидуального проекта или исследования.
Проектная задача - это задание группового характера, для выполнения которого мною предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения. Мной разрабатывается подробная инструкция по выполнению задачи, описание проектного продукта и критерии оценки данной работы.
Темы проектных задач и проектов, выполненных под моим руководством в течение межаттестационного периода с 2010-по 2015 год:
1.Ландшафтный дизайн школьного двора. Эта задача выполняется учениками 5 или 6 класса. Группа цветоводов собирает информацию о необходимых цветковых для оформления, группа дендрологов- о деревьях и кустарниках, художники-о возможной цветовой гамме, архитекторы-о малых формах, лавках, камнях для создания альпийских горок и пр. Создается продукт-объемный макет или комплект рисунков-плакатов для публичной защиты проекта, как приложение-гербарий возможных растений;
2.Город моей мечты (эколого-географическая проектная задача для старшеклассников). Выделяются группы медиков, педагогов, работников культуры, промышленности, экологов, транспортников, строителей, коммунальной службы и пр для комплексной застройки территории с определенными климатическими условиями;
3.Аквариум-искусственный биогеоценоз. Над задачей работают учащиеся 7 класса во второй половине учебного года. Выделяются группы ботаников, зоологов-ихтиологов, инженеры-техники, дизайнеры-художники. Продуктом является обновленный школьный аквариум с обитателями;
4. «Цветы-остатки рая на Земле». Задача для учеников 5-6 классов. Группа теоретиков находит информацию, картинки, фотографии интересных цветков, скульпторы создают объемные модели, художники-рисунки, ботаники делают гербарии разных типов. Продукты проекта публично демонстрируются на защите;
5.Создание учебной презентации по определенной теме. Задача для учащихся 7-11 класса (для особо одаренных детей из 4-6 классов);
6. Создание наглядного пособия для урока: плаката-таблицы по строению растения, органов животных, человека, биохимических процессов клетки, биогеоценозов, круговоротов биогенных элементов или воды и т.д.;
7.Создание наглядного пособия для урока: пластилиновой модели клетки, органа, гербариев растений или отдельных частей, тематических коллекций насекомых, моллюсков, изготовление чучела рыбы, рака и пр.;
8.Изучение палочников, моллюсков, бронзовок, дождевых червей, муравьев как домашних животных;
9. Выращивание взрослых бабочек из зимующих куколок;
10. Интродукция диких карасей в школьном аквариуме;
11. Проект «Моя родословная»;
12.Тематические экспозиции на магнитной доске или стенные газеты (Выдающиеся зоологи, ботаники, российские экологи, медики и пр.;
13. Изготовление скворечника (классные руководители, воспитатели, завуч по ВВР);
14.Мини-исследования на уроках биологии человека в течение года.
Индивидуальные исследовательские проекты по темам на 2015-2016 уч.год:
15. «Создание системы работы в гимназии по профилактике нарушения зрения у учащихся 1-9 классов», 9 класс;
16. «О чем расскажет почерк», 9 класс;
17. «О чем расскажет муравейник», 4 класс;
18. «Влияние физкультуры и спорта (секции баскетбола, волейбола, плавания и кик-боксинга ) на функциональные показатели организма гимназистов»,7 и 10 класс;
19. «Почему похожи и не похожи родственники?», 9 класс;
20. «Остеопатия. Что это такое?», 9 класс;
21. «Влияние портфеля на осанку школьника», 6 класс;
22. «О чем звонит колокол?», 5 класс;
23. «Мой домашний зооуголок», 6 класс;
24. «Дрозофилла как основной объект генетики», 4 класс, 10 класс;
25. «Хочу жить долго», 8 класс.
Анализируя проектную и исследовательскую деятельность моих учеников, можно выделить несколько принципиально отличных видов:
-исследовательский проект, имеющий неизвестный заранее результат, построенный по методу научного познания, включает в себя определение цели, выделение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы, экспериментальную проверку, выводы, обсуждение полученных результатов (14-21);
-информационный проект направлен на сбор информации с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории (5, 12, 22, 24);
-творческий проект предполагает свободный и нетрадиционный подход к оформлению и представлению результатов (2-7);
-практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников и может быть использован в жизни класса, школы и пр.(1-3);
-по предметно-содержательной области в основном монопроект, в рамках одной области знаний или на стыке различных областей ( 2, 5, 11, 22);
- по количеству участников (индивидуальные, парные, групповые, коллективные проекты);
- по продолжительности проекта (мини-проект на 1 урок, краткосрочный на 4-6 уроков, длительный-на месяц, четверть, учебный год и т.п.)
В общем виде организация проектной деятельности учащихся включает следующие этапы: 1 этап - погружение в проблему; 2 этап - организация деятельности; 3 этап - осуществление деятельности; 4 этап - презентация результатов, самооценка и самоанализ. При построении учебно-исследовательского процесса мной учитываются выбор темы исследования, которая действительно должна быть интересной для ученика и руководителя, раскрытие проблемы должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке, что совсем не обязательно.
В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели своей работы. Моя помощь как педагога и руководителя необходима, главным образом, на этапе осмысления проблемы и постановки цели: нужно помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?» Ответив на этот вопрос, обучающийся определяет цель своей работы. Затем вместе с учеником прорабатываем вопрос: «Что для этого следует сделать?» Решив его, обучающийся видит задачи своей работы. Следующий шаг - как это делать. Поняв это, обучающийся выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего он хочет добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе. Понятно, что ребёнок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в моей помощи постоянно.
Школьная и внешкольная исследовательская конференция имеет большое педагогическое значение. Успехи докладчиков на конференции, положительная оценка жюри способствует росту уважения к ним, подъему социального статуса учащихся среди сверстников. Учащиеся повышают свою осведомленность о современном состоянии некоторых научных проблем, овладевают методиками исследований, самостоятельно получают данные, учатся их интерпретировать, анализировать, обобщать, делать выводы, прогнозировать, публично представлять и защищать свою работу. Налицо большой педагогический эффект от такой работы и лишь большая затратность по-времени для индивидуальной работы учителя с учеником является ограничением в более широком охвате обучающихся индивидуальной проектной работой.
УУД, формируемые в процессе учебно-исследовательской и проектной деятельности
ЛичностныеУУД
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
-жизненное, личностное , профессиональное самоопределение;
-нравственно-этическое оценивание;
-знание моральных норм;
-выделение нравственного аспекта поведен;
-соотнесение поступков с этическими принципами;
-ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
-целеполагание;
-постановка учебной задачи;
-планирование;
прогнозирование;
-контроль;
-коррекция;
-оценка;
-элементы волевой саморегуляции
-овладение проектно-исследовательской деятельностью;
-проведение наблюдения и эксперимента под руководством учителя;
-осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-создание и преобразование задач;
-осуществление выбора эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
-учет разных мнений;
-формулирование собственного мнения;
-сравнение разных точек зрения;
-аргументация своей точки зрения;
-постановка вопроса;
-осуществление взаимного контроль;
- взаимопомощь;
-владение устной и письменной речью;
-построение
монологического высказывания;
и пр.
Информационный список литературы:
1. Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73.
2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - 000 с. - (Стандарты второго поколения).
3. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
4.Кузнецова О.В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева // Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.
5.Лернер Г.И. Роль учебно-методического комплекса в формировании универсальных учебных действий на уроках биологии / Г. И. Лернер // Биология в школе. - 2010. - № 8. - С. 25-31. - Библиогр.: с. 31.
6.Либеров А.Ю. Педагогическая технология формирования системы универсальных учебных действий / А. Ю. Либеров // Биология в школе. - 2011. - № 5. - С. 23-27
7. Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться / Е. А. Пономарева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 39-42. - Библиогр.: с. 42.