Конспект урока Анализатор слуха и равновесия

Предлагаю конспект урока по теме: «Анализатор слуха и равновесия». Урок систематизирует знания учащихся об анализаторах. Опирается на навыки, умения учащихся характеризовать анализаторы, знать строение, свойства, гигиену органов,  анализировать.  Данный урок систематизирует знания учащихся и обеспечивает формирование интереса к биологической науке, которые будут необходимой базой  при изучении тем нервной системы. Тип урока комбинированный. Разные формы работы на уроке позволяет анализировать по...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока Анализатор слуха и равновесияКонспект урока Анализатор слуха и равновесияУрок 2(19)

12.11.14

Тема: Анализатор слуха и равновесия.

ЦЕЛЬ УРОКА:

  • помочь обучающимся сформировать знания о значении слуха и равновесия в жизни человека;

  • дать представление о строении и функциях наружного, среднего и внутреннего уха;

  • способствовать формированию навыков гигиены слуха.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • систематизировать ранее изученный материал;

  • продолжить изучение темы «Анализатор» на примере анализатора слуха и равновесия;

  • расширить знания обучающихся о строении и функциях органа слуха и равновесия;

Воспитательные:

  • способствовать формированию навыков бережного отношения к своему здоровью;

Развивающие:

  • содействовать формированию мыслительной активности обучающихся, умению интегрировать материал предметных курсов (анатомия, физиология и гигиена человека и т.д.).

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица «Анализаторы слуха и равновесия»

Ход урока



  1. Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

  1. Повторение

На предыдущем уроке вы изучили тему «Орган зрения и его функции».

Мне хотелось бы узнать, насколько вы освоили изученный материал. С этой целью я предлагаю вам выполнить тест по теме «Зрительный анализатор».

1. Тест по теме «Зрительный анализатор»

I. Анализатор - это:

1) рецептор

2) рецептор и чувствительный нерв

3) рецептор, чувствительный нерв и зона коры больших полушарий

II. Зрительные рецепторы - это:

1) только палочки

2) только колбочки

3) палочки и колбочки

III. Зрительная зона коры больших полушарий находится в … доле.

1) теменной

2) височной

3) затылочной

IV. Прозрачная часть наружной оболочки глаза - это:

1) сетчатка

2) радужка

3) роговица

V. Хрусталик имеет форму … линзы.

1) двояковыпуклой

2) двояковогнутой

3) уплощенной

VI. Место выхода зрительного нерва, не воспринимающее лучей света:

1) желтое пятно

2) слепое пятно

3) темная область

VII. Дальнозоркость развивается при:

1) недостаточной выпуклости хрусталика

2) избыточной выпуклости хрусталика

3) укороченном глазном яблоке

2. Ответим на вопросы:

1. Раскрыть причины близорукости и дальнозоркости.

2. Рассказать об инфекционных и травматических поражениях глаз, их профилактике и мерах первой помощи.

3. Перечислить основные правила гигиены зрения.

III. Физминутка

  1. Новая тема:

Ребята, 90% информации человек воспринимает с помощью зрения и 10% - с помощью слуха, но его значение столь же велико, как и органа зрения, так как вся жизнь человека протекает в мире звуков.

Тема урока «Слуховой анализатор».

Я хочу познакомить вас с целями нашего урока:

  • сегодня я помогу вам сформировать знания о значении слуха и равновесия в жизни человека;

  • вместе мы рассмотрим строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха;

  • я буду способствовать формированию у вас навыков гигиены слуха.

Эпиграфом к уроку я выбрала арабское изречение: « Природа, давшая нам лишь один орган для речи, дала нам два органа для слуха, дабы мы знали, что надо больше слушать, чем говорить».

  1. Для достижения одной из целей урока я предлагаю вам заполнить

схему «Слуховой анализатор»

Слуховые Слуховой Слуховая зона

рецепторы нерв височной доли кбп

2.Для достижения второй цели заполняем таблицу «Строение органа слуха»

Части уха

Строение

Функции

Наружное

Ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка

Защита (выделение серы)

Улавливание и проведение звуков

Среднее

Слуховые косточки:

  • молоточек

  • наковальня

  • стремечко

Евстахиева труба

Косточки проводят и усиливают звуковые колебания в 50 раз.

Евстахиева труба - выравнивание давления в среднем ухе.

Внутреннее

Орган слуха: овальное и круглое окна, улитка с полостью и жидкостью, кортиев орган

Слуховые рецепторы кортиева органа преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы, которые идут в слуховую зону КБП

Орган равновесия: 3 полукружных канала, отолитовый аппарат

Воспринимает положение тела в пространстве и передает импульсы в продолговатый мозг, затем в вестибулярную зону КБП

3.Молодцы! Вы хорошо потрудились и, наверное, устали. Предлагаю вам отдохнуть.

Чтобы активизировать свою мыслительную деятельность, сделаем массаж ушей. Руками прижать уши, не напрягаясь, и резко отпустить их. 4 - 6 раз.

4. Продолжаем работу.

Звук в ухе проходит более сложный путь, чем луч света в органе зрения. Сейчас вы должны дополнить схему «Прохождение звуковой волны»

5. Гигиена слуха

Причина

Последствия

Повреждение слухового нерва

Нарушение передачи импульсов в слуховую зону КБП

Образование серной пробки

Нарушение передачи звуковых колебаний к внутреннему уху

Сильные резкие звуки (взрыв)

Разрыв барабанной перепонки

Постоянные громкие шумы

Снижение эластичности барабанной перепонки

Инородные тела

Отек среднего уха

Патогенные микроорганизмы

Воспаление среднего уха (отит)


  1. Закрепление

Теперь, ребята, посмотрим, все ли вы освоили в данной теме. Выполните небольшую тестовую работу, написав, согласны ли вы с данным утверждением или нет.


  1. Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины. (Нет).

  2. Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания. (Да).

  3. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой. (Да).

  4. Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом. (Нет).

  5. Ухо состоит из двух отделов. (Нет).

  6. Полость внутреннего уха заполнена жидкостью. (Да).

  7. Слуховая зона находится в височной доле коры больших полушарий. (Да).


  1. Итог урока: выставление отметок

  2. Дом.задание: страницы 84-90 читать, ответить на вопросы (Подумайте)







Самоанализ урока в 8 классе по биологии

Аспекты самоанализа

Реализация основных этапов урока

1. Место урока в теме и в общем курсе предмета

Урок по теме: «Анализатор слуха и равновесия»,

по счету 19, в теме 2

2. Как урок связан с предыдущими, на что он опирается?

Урок систематизирует знания учащихся об анализаторах. Опирается на навыки, умения учащихся характеризовать анализаторы, знать строение, свойства, гигиену органов, анализировать.

3. Как урок работает на последующие уроки, темы, разделы?

Данный урок систематизирует знания учащихся и обеспечивает формирование интереса к биологической науке, которые будут необходимой базой при изучении тем нервной системы.

4. Как и почему была избрана форма (тип) урока

Тип урока комбинированный. Разные формы работы на уроке позволяет анализировать полученную информацию.

5. Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку?

- умения четко излагать свои мысли

- умение находить нужную информацию из текста учебника

- умения анализировать

6. Цели и задачи урока.

Цель: помочь обучающимся сформировать знания о значении слуха и равновесия в жизни человека;

дать представление о строении и функциях наружного, среднего и внутреннего уха;

способствовать формированию навыков гигиены слуха.

Задачи:

Образовательные: систематизировать ранее изученный материал;

продолжить изучение темы «Анализатор» на примере анализатора слуха и равновесия;

расширить знания обучающихся о строении и функциях органа слуха и равновесия.

Воспитательная: способствовать формированию навыков бережного отношения к своему здоровью;

Развивающие: содействовать формированию мыслительной активности обучающихся, умению интегрировать материал предметных курсов (анатомия, физиология и гигиена человека и т.д.).

7. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.

Методы, применяемые на данном уроке:

1. Познавательный через самостоятельную деятельность

2. Частично-поисковый

3. Самостоятельная работа

4. Словесный (обсуждение)

Приемы:

Работа с терминами, таблицей, рассуждениями, тесты

8. Актуализация опорных знаний.

Актуализация опорных знаний была осуществлена с помощью:

заданий в разной форме.

9. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся).

На уроке были использованы следующие средства:

Таблица «Анализаторы слуха и равновесия» учебник, тетрадь.

10. Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер упражнений, степень сложности, вариативность, инструктаж и пр.)

На уроке присутствовала самостоятельная работа учащихся - индивидуальная. Задания были реподуктивного и развивающего характера.

11. Степень активности учащихся на уроке.

Учащиеся на уроке не все были активны, с удовольствием участвовали во всех видах учебной деятельности учащиеся, имеющие повышенный интерес к предмету.

12. Атмосфера на уроке.

Психологическая атмосфера на уроке была благоприятная, доброжелательная, располагающая к совместной работе.

13. Педагогическая техника учителя: (темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, приемы влияния на учащихся.)

- оптимальный темп речи и четкая дикция учителя

- ведение урока эмоционально окрашено

- точно и доступно излагалась и использовалась научная

терминология

- учет индивидуальных особенностей учащихся (личностно ориентированный подход)

14. Подача домашнего задания.

Страницы 84-90 читать, ответить на вопросы (Подумайте!)

Учитель: Мартынова М.И.


© 2010-2022