Рабочая программа по биологии 8 класс

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе программы основного общего образования по биологии авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д. Маш - В книге «Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 классы.-2-е изд., перераб. и доп. - м.: Дрофа, 2006- 224с.-с.18-31 и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.

Согласно базисному учебному плану средней (полной) школы, рекомендациям Министерства образования Российской Федерации и наличию учебников в библиотеке, выбрана данная учебная программа и учебно-методический комплект.

Учебно-методический комплект

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2005 - 2009.

2. Рабочая тетрадь к учебнику Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева Н.И. «Биология. Человек. 8 класс»: - М.: Дрофа, 2009.

Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 70 часов: 2 часа в неделю. Из них: лабораторных работ - 16, контрольных работ - 5.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: тесты, самостоятельные работы, биологические диктанты, индивидуальная работа по карточкам, фронтальный и устный опрос с подробным ответом, лабораторные работы.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ



В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать:

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию человека и млекопитающих животных; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать процессы жизнедеятельности организма человека: рассматривать на готовых микропрепаратах клетки и ткани человеческого организма; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

  • выявлять изменчивость организма, приспособления организма к среде обитания, типы взаимодействия организма человека с внешней средой;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов организма человека и млекопитающих животных) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять положение человека в системе органического мира (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на состояние и здоровье организма;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации;

  • находить в тексте учебника в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики бактериальных, грибковых и вирусных заболеваний; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при пищевых отравлении; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п




Тема





Всего

часов


В том числе

лабораторных

работ

контрольных

работ


Введение

2

1.

Происхождение человека

3



2.

Строение и функции организма

58




Организм человека и его строение





Клеточное строение организма


1



Рефлекторная регуляция функций в организме





Опорно-двигательная система


4

1


Внутренняя среда организма


1



Кровеносная и лимфотическая системы


3

1


Дыхательная система


1



Пищеварительная система


1

1


Обмен веществ и энергии


1



Покровные органы. Теплорегуляция





Выделительная система





Нервная система


1



Анализаторы


1

1


Высшая нервная деятельность


2



Эндокринная система




3.

Индивидуальное развитие организма

7


1


Итого:

70

16

5






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ (2 ч)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

РАЗДЕЛ 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (3 ч)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

РАЗДЕЛ 2. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА (58 ч)

ТЕМА 1. Организм человека и его строение (1 ч)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

ТЕМА 2. Клеточное строение организма (3 ч)

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Лабораторная работа 1. Рассматривание клеток и тканей в микроскоп.

Т Е М А 3. Рефлекторная регуляция функций в организме (1 ч)

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

ТЕМА 4. Опорно-двигательная система (7 ч)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрации скелета человека, черепа, костей конечностей, позвонков, приемов первой помощи при травмах.

Лабораторные работы

2. Микроскопическое строение костей.

3. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).

4. Утомление при статической работе.

5. Выявление нарушений осанки и плоскостопия (выполняется дома).

Контрольно-обобщающий урок №1 по теме «Опорно-двигательная система». Требования ГОС

ТЕМА 5. Внутренняя среда организма (3 ч)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина K в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторная работа

6. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

ТЕМА 6. Кровеносная и лимфотическая системы (6 ч)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

Лабораторные работы

7. Функция венозных клапанов. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

8. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса.

9. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

ТЕМА 7. Дыхательная система (5 ч)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как Указатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани, опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемов искусственного дыхания.

Лабораторная работа

10. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Контрольно-обобщающий урок №2 по теме «Кровеносная и дыхательная системы».

ТЕМА 8. Пищеварительная система (6 ч)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения, предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Лабораторная работа

11. Действие слюны на крахмал.

ТЕМА 9. Обмен веществ и энергии (4 ч)

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пиши.

Лабораторная работа

12. Функциональная проба с задержкой дыхания до и после нагрузки. Контрольно-обобщающий урок №3 по теме «Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии».

ТЕМА 10. Покровные органы. Теплорегуляция (3 ч)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

ТЕМА 11. Выделительная система (1 ч)

З начение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки.

ТЕМА 12. Нервная система (5 ч)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

Лабораторная работа

13. Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка.

ТЕМА 13. Анализаторы (6 ч)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и Внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрации моделей глаза; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Лабораторная работа

14. Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением.

Контрольно-обобщающий урок №4 по теме «Нервная система. Анализаторы».

ТЕМА 14. Высшая нервная деятельность (5 ч)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения- торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание.

Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Лабораторные работы

15. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа.

16. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях.

ТЕМА 15. Эндокринная система (2 ч)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы.

Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.

РАЗДЕЛ 3. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА (5 ч)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, крепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля - Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.














Календарно - тематическое планирование.



Номер

урока

Дата

Название раздела программы;

Тема урока

Виды деятельности

Домашнее задание

Введение (2ч)

1

Введение. Анатомия, физиология, гигиена человека

Введение.

§1.

Раб. тетр. №1-4

Сообщения

2

Становление наук о человеке

Фронтальный опрос, устный опрос с подробным ответом

§2.

Раб. тетр. №3-4

Раздел 1. Происхождение человека (3 ч)

3

Систематическое положение

человека

Фронтальный опрос, устный опрос с подробным ответом

§3.

Раб. тетр. №6

4

Историческое прошлое людей

Устный опрос с подро-

бным ответом. Провер-

ка таблицы.

§4.

Раб. тетр. №7-

9.

5

Расы человека

Фронтальная проверка

Д.З. в раб. тетр. и

Выборочная его оценка.

§5.

Раб. тетр. №

10-12.

Раздел 1. Строение и функции организма (58 ч)

Тема 1. Организм человека и его строение (1ч)

6

Общий обзор организма

человека

Биологический диктант,

фронтальный опрос

§6.

Раб. тетр. №

14-16.

Клеточное строение организма(3ч)

7

Строение и химический состав

клетки

Устный опрос с подроб-

ным ответом

§7, стр. 23-30.

Раб. тетр. №

17-19

8

Физиология клетки

Биологический диктант

§7, стр.30-33.

Раб. тетр. №

20-21

9

Ткани

Л.р. №1 «Рассматривание клеток

и тканей под микроскопом»

Л.р. №1

§8,вопр.

6-8 письм,

Раб. тетр. №

22-25.

Тема 3. Рефлекторная регуляция функций в организме (1ч)

10

Рефлекторная регуляция

Индивид. раб. по

Карточкам, устный

опрос

§9,

Раб. тетр. №

25-28

11

Значение опорно-двигательной

Системы, её состав

Л.р. №2 «Микроскопическое

Строение костей»

Л.р№2

§10,

Раб. тетр. №

30-34

Тема 4. Опорно-двигательная система (7ч)

12

Скелет человека. Соединение

костей

Индив. раб. по

карточкам, устный

опрос

§11-12,

Раб. тетр. №

35-42

13

Строение мышц.

Л.р.№3 «Мышцы человеческого тела»

Л.р. №3

§13,

Раб. тетр. №

43-46.

14

Работа скелетных мышц и их регуляция

Л.р.№4 «Утомление при

Статической работе»

Л.Р. №4

§14,

Раб. тетр. №

44-52

15

Осанка.

Предупреждение плоскостопия.

Л.р.№5 «Выявление нарушений

Осанки и плоскостопия»

Л.Р.№5

§15,

Раб. тетр. №

53-54

16

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах

суставов

Индив. раб. по

карточкам, устный

опрос

§16,

Раб. тетр. №

56-57,

Подгот. к контр. работе

17

Контрольная работа №1 по

Теме «Опорно-двигательная

Система»

К.р. №1

Тема5. Внутренняя среда организма (3ч)

18

Анализ К.Р.

Кровь и основные компоненты

Внутренней среды

Л.р. №6 «Рассматривание крови

Человека и лягушки под

Микроскопом»

Л.Р.№6

§17,

Раб. тетр. №

59-64

19

Борьба организма с

Инфекцией.

Иммунитет

тест

§18,

Раб. тетр. №

65-72

20

Иммунология на службе здоровья

Биологический диктант

§19,

Раб. тетр. №

74-78

Тема 6. Кровеносная и лимфатическая система (6ч)

21

Транспортные системы

организма

Индив. раб. по

карточкам, устный

опрос

§20,

Раб. тетр. №

80-82

22

Круги кровообращения

Л.р. №7 «Функции венозных кла-

Панов»

Л.р. №7

§21,

Раб. тетр. №

86-87

23

Строение и работа сердца

Индив. раб. по

карточкам, устный

опрос

§22,

Раб. тетр. №

89

24

Движение крови по сосудам

Л.р. №8 «Определение скорости

Кровотока в сосудах ногтевого

ложа. Опыт выясняющий

природу пульса»

Л.р. №8

§23,

Раб. тетр. №

93, 94, 95

25

Гигиена сердечно-сосудистой

системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов.

Л.р. №9 «Реакции сердечно-

Сосудистой системы на дозирова-

нную нагрузку»

Л.р.№9

§24,

Раб. тетр. №

97

26

Первая помощь при кровотече-

ниях.

тест

§25,

Раб. тетр. №

98-101

Тема 6.Дыхательна система (5ч)

27

Значение дыхания. Органы

Дыхательной системы.

Заболевание дыхательной системы

Индив. раб. по

карточкам, устный

опрос

§26,

Раб. тетр. №

104-110

28

Легкие. Легочное и тканевое

Дыхание.

Биологический диктант

§27,

Раб. тетр. №

111-113

29

Механизм вдоха и выдоха.

Регуляция дыхания. Охрана возду-

шной среды

С.р.

§28,

Зад.1-2 в

Конц.пар.

Раб. тетр. №

114-116

30

Гигиена дыхания. Болезни,

Их профилактика. Первая помощь

При нарушении дыхания

Л.р.№10 «Измерение обхвата

Грудной клетки в состоянии

Вдоха и выдоха»

Л.р №10

§29,

Раб. тетр. №

118-121

Подг. к К.р.

31

Контрольная работа №2 по теме

«кровеносная и дыхательная системы»

К.р. №2

Тема 6. Пищеварительная система (6ч)

32

Анализ К.р. №2

Питание и пищеварение

§30,

Раб. тетр. №

123,124,125

33

Пищеварение в ротовой полости.

Л.р №11 «Действие слюны

На крахмал»

Л.р №11

§31,

Раб. тетр. №

127-129

34

Пищеварение в желудке и

Двенадцатиперстной кишке.

Индив. раб. по

карточкам, устный

опрос

§32,

Раб. тетр. №

130,131,133,

134

35

Пищеварение в кишечнике.

Всасывание.

тест

§33,

Раб. тетр. №

135-137

36

Регуляция пищеварения

Индив. раб. по

карточкам, устный

опрос

§34,

Раб. тетр. №

139, 140

37

Гигиена органов пищеварения.

Предупреждение желудочно-

кишечных инфекций.

Биологический диктант

§35,

Раб. тетр. №

143

Тема 9. Обмен веществ и энергии (3 ч)

38

Обмен веществ и энергии-

Основное свойство всех

Фронтальная проверка

Д.З. в раб. тетр. и

Выборочная его оценка.

§36,

Раб. тетр. №

144-147

39

Витамины

Биологический диктант

§37,

Раб. тетр. №

144-147

40

Энерготраты человека и пищевой

рацион.

Л.р №12 «Функциональная проба с задержкой дыхания до и после нагрузки»

Л.р. №12

§38,

Раб. тетр. №

148-149

41

Контрольная работа №3 по теме

«Пищеварительная система.

Обмен веществ»

Тема 10. Покровные органы. Терморегуляция (3ч)

42

Анализ К.р.

Кожа-наружный покровный орган

Фронтальная проверка

Д.З. в раб. тетр. и

Выборочная его оценка.

§39,

Раб. тетр. №

155-158

43

Уход за кожей. Гигиена одежды

и обуви.

Индив. раб. по

карточкам, устный

опрос

§40, раб.

Тетр №160

44

Терморегуляция организма.

Закаливание

Индив. раб. по

карточкам, устный

опрос

§41

Тема 11. Выделительная система (1ч)

45

Выделение

Фронтальная проверка

Д.З. в раб. тетр. и

Выборочная его оценка.

§42,

Раб. тетр. №

161-164

Тема 12. Нервная система(5ч)

46

Значение нервной системы

Биологический диктант

§43,

Раб. тетр. №

166-167

47

Строение нервной системы.

Спинной мозг

Фронтальная проверка

Д.З. в раб. тетр. и

Выборочная его оценка.

§44,

Раб. тетр. №

170-173

48

Строение головного мозга.

Функции продолговатого и сред-

Него мозга, моста и мозжечка

Л.р. №13 «Пальценосовая проба и особенности движения,

Связанные с функцией мозжечка»

Индив. раб. по

карточкам, устный

опрос

§45,

Раб. тетр. №

174-176

49

Функции переднего мозга.

Индив. раб. по

карточкам, устный

опрос

§46,

Раб. тетр. №

166-167

50

Соматический и автономный

Отделы нервной системы

Биологический диктант

§47,

Раб. тетр. №

175-179

Тема 13. Анализаторы (6ч)

51

Анализаторы

Фронтальная проверка

Д.З. в раб. тетр. и

Выборочная его оценка.

§48,

Раб. тетр. №

183-187

52

Зрительный анализатор.

Л.р.№14 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»

Л.р. №13

§49,

Раб. тетр. №

185-188

53

Гигиена зрения.

Предупреждение глазных болезней

Индив. раб. по

карточкам, устный

опрос

§50,

Раб. тетр. №

189

54

Слуховой анализатор

Фронтальная проверка

Д.З. в раб. тетр. и

Выборочная его оценка.

§51,

Раб. тетр. №

190-195

55

Органы равновесия, кожно-

мышечной чувствительности, обоняния и вкуса

Индив. раб. по

карточкам, устный

опрос

§52,

Раб. тетр. №

196

Подг. к к.р.

56

Контрольная работа №4 по темам «Нервная система. Анализаторы»

Тема14. Высшая нервная деятельность (5ч)

57

Анализ К.р.

Вклад отечественных ученных в

Разработку учения о высшей

Нервной деятельности.

тест

§53,

Раб. тетр. №

197-198

58

Врожденные и приобретенные

Программы поведения. Л.р. №15

«выработка навыков зеркального письма»

Индив. раб. по

карточкам, устный

опрос

§54,

Раб. тетр. №

199-201

59

Сон и сновидения

тест

§55,

Раб. тетр. №

203

60

Особенности высшей нервной

Деятельности человека. Речь и

Сознание. Познавательные

процессы

Индив. раб. по

карточкам, устный

опрос

§56,

Раб. тетр. №

204-206

61

Воля, эмоции, внимание.

Л.р. №16 «Измерение числа

Колебаний усеченной пирамиды в различных условиях»

Л.р.№16

§57,

Раб. тетр. №

204-206

Подг. к к.р.

Тема 15. Эндокринная система (2ч)

62

Роль эндокринной регуляции.

Фронтальная проверка

Д.З. в раб. тетр. и

Выборочная его оценка.

§58,

Раб. тетр. №

213-216

63

Функции желез внутренней секреции

Индив. раб. по

карточкам, устный

опрос

§59,

Раб. тетр. №

217-218

Раздел 3. Индивидуальное развитие организма (5ч)

64

Жизненные циклы.

Размножение

Индив. раб. по

карточкам, устный

опрос

§60,

Раб. тетр. №

223-224

65

Развитие зародыша и плода.

Беременность и роды.

Фронтальная проверка

Д.З. в раб. тетр. и

Выборочная его оценка.

§61,

Раб. тетр. №

227

66

Наследственные и врожденные заболевания.

Болезни, передающиеся половым путем

Индив. раб. по

карточкам, устный

опрос

§62,

Раб. тетр. №

228-229

67

Развитие ребенка после рождения.

Становление личности

Фронтальная проверка

Д.З. в раб. тетр. и

Выборочная его оценка.

§63,

Раб. тетр. №

234

68

Интересы, склонности, возможности

Индив. раб. по

карточкам, устный

опрос

§64











ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1 Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2002.

2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии.

8 класс. - М.: «ВАКО» 2007.

3. Биология. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004 г.

- М.: Центр тестирования Минобразования России, 2005.

4. Деркачева Н.И., Соловьев А.Г. Биология. ЕГЭ. Методическое пособие для подготовки. - М.: Изд-во «Экзамен», 2007.

5. ЕГЭ 2007 - 2008: Биология: реальные варианты / авт.-сост. Е.А. Никишова,

С.П. Шаталова. - М.: АСТ: Астрель, 2007.

6. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. - М.: Просвещение, 1983.

Электронные ресурсы на компакт-дисках

1. CD Мультимедийное учебное пособие нового образца «Биология. Анатомия и физиология человека. 9 класс». - М.: Просвещение, 2003.

2. 2 СD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» - М.: Просвещение, 2001.






© 2010-2022