Технологическая карта урока на тему Мхи

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока на тему МхиТехнологическая карта урока на тему Мхи
































Технологическая карта нетрадиционного урока биологии по теме «Подцарство Высшие растения. Отдел Моховидные. Особенности строения и значение мхов».

Тип урока: урок изучения нового учебного материала Форма урока: урок-исследование

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - биология

Класс - 6

Ф.И.О. учителя

Шишова Галина Ивановна

Авторы, название учебника

Т.А. Исаева, Н.И. Романова Биология: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Т.А. Исаева, Н.И. Романова.- М.:ООО "Русское слово - учебник", 2014.- 232 с.- (Инновационная школа)

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

В результате урока обучающиеся будут:

-знать особенности строения моховидных растений на примере кукушкина льна и сфагнума.

-различать на рисунках, таблицах и гербарных материалах органы моховидных растений.

-понимать роль воды в размножении мхов;

-знать значение мхов в природе и хозяйственной деятельности человека.

В результате урока учащиеся смогут

Познавательные УУД: проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации, самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

Личностные УУД: соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: воспринимать информацию на слух, работать в паре

В результате урока обучающиеся осознают:

- степень влияния человека на природу и необходимость её охраны;

- правила поведения в природе.

В результате урока обучающиеся узнают, что большинство известных нам растений- высшие; у них есть различные органы, как и у нас, только другие. Сфагнум используется при строительстве деревянных домов. Торф используют как удобрение, только надо известковать почву, чтобы понизить её кислотность.

Словарь урока: ризоиды, кукушкин лён, сфагнум, споры

Ресурсы урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Разнообразие мхов Орловской области», карта «Новодеревеньковский район», коллекция гербарных материалов мхов и растений из других отделов, фотографии мхов и различных биоценозов, живые экземпляры самых распространенных мхов района, Красная книга Орловской области, альбом "Орловское полесье»


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.Орг. момент 2.Мотивационно-целевой этап:




3.Актуализация знаний

4.Создание проблемной ситуации

Проверяет готовность детей к уроку.

Здравствуйте ребята! Отгадайте загадки: Не сучок, не листок, а на дереве растёт. (Мох) Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох) Я - болотное растение, конопатят мною стены.(Мох) Какая же тема нашего урока? Каковы задачи урока? Предложите план урока. (Слайд 4)

На сегодняшнем уроке мы отправляемся с вами в путешествие. Нас ждет разнообразная и интересная работа. Вы побываете в роли настоящих ученых-исследователей тайн природы. У каждого ученого есть записная книжка - и у вас на столах вы видите ваши личные «записные книжки» - это листы личных достижений, куда вы будете вносить все данные о своем путешествии-исследовании. Сегодня нас как настоящих ученых испытателей ждут «полевые» исследования и конечно работа в лаборатории. Но сначала мы проверим, насколько каждый из вас готов к работе ученого? 1.Предлагает решить головоломку (приложение 1, слайд №2) и узнать растения на слайде №3

2. Внимательно рассмотрите растения, лежащие перед вами. К какому отделу растений они относятся?

3.Предлагает рассмотреть образцы торфа и ответить на вопрос:

- Какое отношение имеет торф к нашему уроку?

Какое строение имеет мох?

Контролируют готовность.

Отгадывают загадки.

Тема нашего урока - «Отдел Моховидные. Особенности строения и значение мхов».

Ответы обучающихся



Решение головоломки (работа в паре)

Ответы обучающихся.

Рассматривают образцы, отвечают на вопрос

- Торф образуется из мха.

Формулируют проблему о недостаточности знаний о мхах

Ориентировочный этап

Предлагает подумать, где можно найти ответы на поставленные вопросы.

Предлагают возможные варианты получения информации и способы ее добывания и структурирования.

Поисково-исследовательский этап


Физкультминутка

1.Предлагает дать общую характеристику мхам, используя текст учебника (стр.141-142. Слайд 5)

2.Закладка опыта со сфагнумом (по инструктивной карточке) (Приложение 2)

3.Предлагает заполнить схему классификации мхов. (Приложение 3)

4.Предлагает рассмотреть гербарий мхов: кукушкин лён и сфагнум; изучить особенности их внешнего строения по тексту (Слайды 7, 8)

5.Предлагает заполнить сравнительную таблицу о строении кукушкина льна, сфагнума между собой и с другими споровыми и цветковыми растениями (Приложение 4, слайд 9)

6.Рассказывает о размножении мхов

7.Ребята, мы с вами - жители Новодеревеньковского района Орловской области. Попробуем ответить на два вопроса: в каких местах обитают мхи? Какие виды мхов характерны для нашего края?

8.Предлагает группам найти материал в учебнике и рассказать о значении мхов в природе и в жизни человека.

9. Предлагает заслушать представителей 1 группы.

Ребята, в начале урока мы с вами заложили опыт. Подсчитаем, сколько воды впитали 10г сфагнума. Для этого воду из мерного стакана со сфагнумом вылейте в другой мерный цилиндр. Сколько воды было в начале опыта? Сколько воды стало? Подсчитаем, сколько воды впитали 10 г сфагнума, отняв от исходного значения 25г то значение, которое получилось.

Предлагает заслушать представителей 2 группы.

Рассказ учителя об охране мхов (Слайд 13)

Читают текст, рассказывают общую характеристику мхов.

Оценивают свою деятельность.

Выполняют опыт по инструкции.

Читают текст учебника (стр.141,143), заполняют схему классификации мхов.

Рассматривают гербарий мхов, читают тексты о внешнем строении кукушкина льна и сфагнума. Выполняют лабораторную.работу с.29-30 по инструктивной карточке в рабочей тетради. Заполняют таблицу.

Слушают рассказ учителя.

Слушают выступления обучающихся (Приложение 5)

Выполняют задания: 1 группа- «Значение мхов в природе»,2 группа- «Значение мхов в жизни человека»

Выступление обучающихся 1 группы

(Слайд 10)

Выступление обучающихся 2 группы (Слайды 11,12, 13)

Практический этап

Предлагает выполнить тест с выбором одного правильного ответа. (Приложение 7) и интерактивное задание «Проверь себя» (Слайд14)

Выполняют тест, проверяют, оценивают себя.

Рефлексивно-оценочный этап

Акцентирует внимание на теме урока, конечном результате. Предлагает учащимся самостоятельно оценить свою деятельность на уроке. Перед тем, как покинуть кабинет, вы должны сдать листы достижений и тесты. (Слайд 15)

Дают оценку собственной деятельности.

Домашнее задание

Изучить материал о мхах стр.141-143, Ответить на вопросы на стр.144. По желанию: Составить кроссворд по теме «Споровые растения Орловской области» (Слайд 16)

Записывают задание на дом.

Приложение 1. Головоломка «Систематика»


1

С





2

И





3 С




4


Т





5

Е




6


М





7

А





8

Т





9

И



10


К





11

А




1.Царство организмов, представители которого преимущественно зелёного цвета и способны к фотосинтезу. 2.Ученый, которыйзаложил основы научной систематики. 3.Сходные по ряду признаков роды объединяют в … 4.Отдел растений, для которых характерно наличие плода. 5.Систематическая категория, в которую объединяют цветковые растения. 6.Отдел семенных растений, которые не образуют цветков 7.Таксон ранга ниже отдела. 8.Группа растений, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными хозяйственно полезными признаками. 9.Группа организмов сходных по строению и особенностям жизнедеятельности, дающим при скрещивании плодовитое потомство и населяющих определенную территорию. 10.Процесс группировки объектов в соответствии с их общими признаками. 11.Систематическая категория, в которую объединяют все растения.

Приложение 2. Инструкция №1 «Закладка опыта со сфагнумом»

  1. Из колбы налейте в мерный стакан 25 мл воды (25 мг).

  2. В воду положите 10 г мха сфагнума.

  3. Опыт заложен. Через 25 минут проверим результат. Отодвиньте посуду на край стола.

Приложение 3. Заполните схему «Классификация мхов»

Мхи

Сфагновые Зелёные листостебельные

Приложение 4. Строение растений

Органы растения

Цветковые растения

Водоросли

Кукушкин лён

Корень

+

-

-

Стебель

+

-

+

Лист

+

-

+

Цветок

+

-

-

Приложение 5. Мхи Орловской области и места их обитания.

Мхи болот.

Торфяные болота России занимают - 150 млн. га - больше, чем в любой другой стране мира. Господствующим родом мхов на болотах является сфагнум. Самыми распространёнными видами являются сфагнум обманчивый, оттопыренный, бахромчатый, бурый. Листочки сфагнового мха состоят из двух видов клеток: одни клетки живые, содержат ядро, цитоплазму и хлорофилл и исполняют жизненные функции, а другие клетки, более крупные и пустые, служат вместилищем влаги.

Там, где поселился сфагнум, почва заболачивается. На избыточно влажной почве деревья растут плохо, становятся угнетёнными, а сфагнум, напротив, разрастается пышным ковром и постепенно заболачивает лес.

Стебли сфагнума ежегодно нарастают вверх приблизительно на 2-3 см. В то же время нижние участки стебля постепенно отмирают. Отмершие части медленно разлагаются при малом доступе кислорода и превращаются в сфагновый торф. Сфагновые болота называются верховыми, т.к. получают воду лишь из атмосферы (дождь, снег); торфяной слой в таких болотах может достигать 6-8 м.

Все предметы, попавшие в торф, сохраняются без изменений многие века; торф хорошо консервирует органические остатки, которые долго в нём не гниют, т.к. в торфяной толще мало кислорода и сфагнум выделяет вещества, препятствующие развитию бактерий. В торфе находят останки древних людей, предметы их домашнего обихода, старинные лодки, останки животных.

На торфяных болотах ведётся добыча торфа, который широко используется как топливо.

Садоводы смешивают торфяной мох с почвой для увеличения её водоудерживающей способности и кислотности, а также как органическое удобрение с высоким содержанием питательных веществ.Применение мох нашёл и во время Великой Отечественной войны. Мох сфагнум использовался при дефиците перевязочного материала, в партизанских отрядах, в населённых пунктах, находящихся на оккупированной территории. Сфагнум как хороший теплоизоляционный материал широко применяли в партизанских отрядах для утепления землянок, под пластами сфагнума хранили запасы овощей, картофеля. В годы Великой Отечественной войны торф широко применялся населением как топливо, удобрение, с помощью которого можно было увеличить урожайность с/х культур.

Мхи лиственного леса.

Лиственные леса на территории Новодеревеньковского района встречаются повсеместно: мелколиственные леса, образованные в основном березой, осиной, ольхой. В напочвенном покрове таких лесов встречаются такие мхи, как кукушкин лен, птилиум петушиный гребень, в основании стволов деревьев растет дикран метловидный. Очень интересна жизненная стратегия кукушкина льна - этот мох не растет одиночно, а образует скопления из нескольких сотен особей, растущих вплотную друг к другу. Такая жизненная форма называется плотная дерновина, а мы ее называем - кочка. Иногда такие кочки могут достигать высоты до 1 метра и диаметра до двух метров. На таких кочках очень любит расти брусника.

В более влажных местах лиственного леса можно встретить очень интересный печеночный мох - маршанцию многообразную, у которой органы размножения очень напоминают маленькие цветочки.

В лиственном лесу мхи растут не только на почве и упавших деревьях, но и на стволах растущих деревьев. Причем в расположении мхов на стволе прослеживается четкая закономерность - мха всегда на стволе больше с северной стороны, а с южной - мха почти нет. Этот ориентир вы всегда можете использовать, чтобы не заблудиться в лесу.

Мхи хвойного леса.

Хвойные леса нашего района можно подразделить на 2 группы: сосновые леса и еловые леса, которые встречаются в низинах. Моховой покров сосновых лесов разреженный, потому что в сосновых лесах сухо, часто случаются низовые пожары. В сосняке из мхов встречается чаще всего дикран метловидный, брахитециум колючий. Эти мхи способны выдерживать долго без влаги и иногда им достаточно влаги росы и туманов.

Еловые леса намного богаче сосновых по количеству и разнообразию мхов. В еловых лесах мхи образуют в некоторых местах сплошной моховой покров. Почему? Потому что в еловых лесах всегда влажно, темно и мало других растений-конкурентов. В еловом лесу можно встретить кукушкин лён, сфагнум обманчивый. Несмотря на то, что под полог елового леса попадает лишь один процент света, этим мхам его достаточно для фотосинтеза и активного роста.

Приложение 6.Реши тест

Перед вами 5 тестовых вопросов с одним правильным вариантом ответа. Выберите правильный ответ. (3 мин)

Вопросы теста

1.Самый распространенный мох, встречающийся на болотах:

А) Кукушкин лен Б) Маршанция В) сфагнум Г) птилиум петушиный гребень 2. Мхи размножаются А) семенами Б) спорами В) слоевищем Г) шишками 3.О родстве мхов и водорослей свидетельствует А) их зелёный цвет Б) наличие у мхов стеблей В)наличие у водорослей хроматофоров Г)образование из споры мха тонкой зелёной нити 4.Где человек не использует мох-сфагнум? А) строительство Б) самолетостроение В) медицина Г) торфоперерабатывающая промышленность 5.Мхи, в отличие от цветковых растений, не имеют А) цветков и корней Б)стеблей В)листьев Г)хлорофилла Правильные ответы: 1-В, 2-Б, 3-Г, 4-Б, 5-А

Приложение 7. Лист достижений обучающегося на уроке

Фамилия, Имя ______________________________________________

Этап урока

Самооценка

Оценка учителя

1. Постановка опыта «Свойства сфагнума».

2. Выполнение лабораторной работы «Строение мха»

3. Итог моего путешествия (работа на уроке)

4. Тест. Критерии оценки: 5 правильных ответов - «5», четыре правильных ответа - «4», три правильных ответа - «3», два или один правильный ответ - «2».

5. Моя итоговая оценка






Использованная литература и интернет-ресурсы:


1.Амахина Ю.В. Тетрадь для лабораторных работ к учебнику Т.А. Исаевой, Н.И. Романовой «Биология. 6 класс»: линия «Ракурс» /Ю.В.Амахина.-2-изд.-М.:ООО «Русское слово-учебник», 2013.- 56 с.-(ФГОС. Инновационная школа)

2. Боброва Н.Г. «Эта занимательная ботаника»- Самара: РППО «Росбланкиздат», 1994-81 с.

3. Бодрова Н.Ф., Хрыпова Р.Н. Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы: методическое пособие-М.: Мнемозина,2013.-301 с.

4.Марина А.В. Методические рекомендации к учебнику Т.А. Исаевой, Н.И. Романовой «Биология. 6 класс»: линия «Ракурс» /авт.-сост.- А.В.Марина-М.:ООО «Русское слово-учебник», 2013.- 272 с.-(ФГОС. Инновационная школа)

5.Исаева Т.А., Романова Н.И. Рабочая тетрадь к учебнику Т.А. Исаевой, Н.И. Романовой «Биология. 6 класс»: линия «Ракурс» /Т.А. Исаева, Н.И. Романова.-2-изд.-М.:ООО «Русское слово-учебник», 2013.- 80 с.-(ФГОС. Инновационная школа)



© 2010-2022