Рабочая программа по биологии 8 класс. 2 часа в неделю. Сонин Н. И

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, федерального базисного учебного плана, примерной программы основного общего образования по биологии и программы основного общего образования по биологии авторов Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2010. В рамках курса 8 класса интегрировано изучается образовательная программа О.Ф. Жукова и М.И. Лукьяновой «Культура здоровья», рекомендованная Министерством образования Ульяновской области, 2012.

Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» по учебнику Н.И. Сонина в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ для основной школы. Программа базируется на биологических дисциплинах , освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов» в 6 и 7 классах соответственно.

Программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю, общее количество часов составляет 68. В программе приводится список лабораторных и практических работ, указывается резервное время, используемое на проведение контрольных или зачетных работ.

В программе дается распределение материала по разделам и темам. В программе сформированы основные понятия, требования к знаниям и умения учащихся по основным блокам информации. В программе приведен список основной и дополнительной литературы.

Практических работ - 10

Лабораторные работы - 6

Контроль знаний - 5

Цели:

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе, его строении, особенностях жизнедеятельности;

  • овладении умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдение за состоянием собственного организма и биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оказания первой медицинской помощи себе и окружающим; норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекций.



















8 класс

«Человек и его здоровье»

(2 часа в неделю - всего 68 часов)

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название темы

Количество часов

Количество лабораторных и практических работ

Введение

1


1.Место человека в системе органического мира

2


2. Происхождение человека

2


3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1


4. Общий обзор строения и функций организма человека

4

Л.р.1, п.р.1

5. Координация и регуляция

11

П.р.1, л.р. 1

6. Опора и движение

8

Л.р.1,п.р.2

7. Внутренняя среда организма

3

Л.р.1

8. Транспорт веществ

5

П.р.3

9. Дыхание

5

П.р.1

10. Пищеварение

5

Л.р.2, п.р.1

11. Обмен веществ и энергии

3

12. Выделение

2


13. Покровы тела

3


14. Размножение и развитие

3


15. Высшая нервная деятельность

6


16. Человек и его здоровье

6

П.р.1

ИТОГО:

70

Л.р.6, п.р.10


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Анатомия, физиология, гигиена как науки, предмет и методы исследования, значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

Значение хорошего здоровья для общества. (Программа О.Ф.Жукова, М.И. Лукьянова «Культура здоровья»)

ТЕМА 1. Место человека в системе органического мира (2 часа).

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.


ТЕМА 2. Происхождение человека (2 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Биологические и социальные взаимоотношения людей. (Программа О.Ф.Жукова, М.И. Лукьянова «Культура здоровья»)

Демонстрация модели происхождения человека, иллюстраций различных рас человека.


ТЕМА 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час )

Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Демонстрация портретов великих ученых.

ТЕМА 4. Общий обзор строения и функций организма (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Лабораторная работа « Изучение микроскопического строения тканей».

Практическая работа « Распознавание на таблицах органов и систем органов».

Демонстрация схем и таблиц систем органов человека.

ТЕМА 5. Координация и регуляция (11 часов).

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств ( анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Практическая работа «Изучение головного мозга человека ( по муляжам)»

Лабораторная работа «Изучение изменения размера зрачка».

Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств.



ТЕМА 6. Опора и движение (8 часов).

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов и конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц, статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Самоконтроль во время занятий физическими упражнениями. (Программа О.Ф.Жукова, М.И. Лукьянова «Культура здоровья»)

Лабораторная работа « Изучение внешнего строения костей»

Практическая работа « Измерение массы и роста своего организма»

Практическая работа « Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

Демонстрация скелета человека, отдельных костей, приемов оказания ПМП при повреждении опорно-двигательной системы.

ТЕМА 7. Внутренняя среда организма (3 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Инфекционные заболевание. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Лабораторная работа « Изучение микроскопического строения крови»

Демонстрация схем и таблиц, иллюстрирующих состав крови


ТЕМА 8. Транспорт веществ (5 часов)

Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Практическая работа «Измерение кровяного давления»

Практическая работа «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»

Практическая работа «Изучение приёмов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений».

Демонстрация модели сердца, таблиц и схем органов кровообращения.


ТЕМА 9. Дыхание (5 часов).

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Заболевания органов дыхания. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

Практическая работа «Определения частоты дыхания»

Демонстрация модели гортани, схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха, газообмена, приемов искусственного дыхания.

ТЕМА 10. Пищеварение (5 часов).

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень, и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.

Продукты питания в разных культурах. Традиции национальной кухни. (Программа О.Ф.Жукова, М.И. Лукьянова «Культура здоровья»)

Лабораторная работа « Воздействие желудочного сока на белки»

Лабораторная работа «Воздействие слюны на крахмал»

Практическая работа « Определение норм рационального питания»

Демонстрация таблиц и схем, иллюстрирующих строения органов пищеварения.

ТЕМА 11. Обмен веществ и энергии (3 часа).

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

ТЕМА 12. Выделение (2 часа).

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки , их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.

Демонстрация модели почки.

ТЕМА 13. Покровы тела (3 часа).

Строение и функции кожи. Роль кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожения, электрошоке.

Демонстрация схем строения кожных покровов человека, производные кожи

ТЕМА 14. Размножение и развитие (3 часа ).

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Индивидуальные особенности развития человека. Отношения между мальчиками и девочками. Близкие отношения и связанные с ними риски. Семья, брак, функции семьи. (Программа О.Ф.Жукова, М.И. Лукьянова «Культура здоровья»)

ТЕМА 15. Высшая нервная деятельность (6 часов)

Рефлекс - основа нервной деятельности. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память, эмоции. Особенности психики человека.

Биологические ритмы организма. (Программа О.Ф.Жукова, М.И. Лукьянова «Культура здоровья»)



ТЕМА 16. Человек и его здоровье (6 часов)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожениях. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Правила поведения человека в окружающей среде.

Утомление и переутомление. Условия труда и отдыха. Выбор средств снятия утомления. Экстремальные ситуации криминального и аварийного характера. Злоупотребление алкоголем. Алкоголь и закон. Умение отказаться от алкоголя. Привычка сохранять здоровье (Программа О.Ф.Жукова, М.И. Лукьянова «Культура здоровья»)

Лабораторная работа «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»


























В результате изучения биологии обучающийся должен:

Знать/ понимать

- место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных - факторы антропосоциогенеза;

- основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека современного типа, единство человеческих рас;

- науки, изучающие организм человека;

- особенности строения органов и систем, функционирования, расположения органов ;

- нервно-гуморальную регуляцию деятельности организма человека ;

- внутреннюю среду организма, иммунитет;

- обмен веществ и энергии;

- развитие организма человека;

- вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека.

Уметь

- распознавать и описывать изученные органы и системы органов на таблицах;

- объяснять родство человека с млекопитающими, место и роль человека в природе, зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды, роль гормонов и витаминов в организме, проявление иммунитета у человека;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, работать с готовыми микропрепаратами и описывать биологические объекты;

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска для здоровья;

- проводить самостоятельный поиск информации: работать с учебником, словарями, справочниками, в том числе с использованием информационных технологий.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; предупреждения травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекций, вредных привычек; профилактики нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания ПМП при отравлениях, ожогах, обморожения, травмах спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма























Список литературы:

Сонин Н.И., М.Р. Сапин « Биология. Человек » 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений - М.: Дрофа, 2011

Программы основного общего образования по биологии авторов Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2010.

Сонин Н.И. «Биология. Человек» 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» М.: Дрофа, 2006.-64 с.;

Биология. Поурочные планы к учебнику Н.И. Сонина «Учитель», Волгоград

Биология. Человек. Биологические лабиринты. Дидактический материал к учебнику Н.И.Сонина

Сборник нормативных документов по биологии, 2006

Мультимедийное пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс.








Дата

Кол-во часов

Тема урока

Тип урока

Методы

Форма

Основной материал

Требования к уровню подготовки учащихся

Оборудование

Практическая часть

Д/з

Введение (1час)

1


1

Анатомия как наука. Разделы и методы исследования.

Урок изучения нового и первичного закрепления знаний.


Беседа, рассказ

Фронтальная

Анатомия, гигиена, физиология


Значение хорошего здоровья для общества. (Программа О.Ф.Жукова, М.И. Лукьянова «Культура здоровья»)


Должны знать понятия анатомия, гигиена, физиология, их место в системе естественнонаучных дисциплин



Выучить записи в тетради.

Тема 1. Место человека в системе органического мира. Происхождение человека (2 часа)

2


1

Место человека в системе органического мира.

Урок изучения нового и первичного закрепления знаний.

Объяснительно-иллюстративный, практический

Фронтальная, индивидуальная

Человек - часть живой природы. Систематическое положение человека


Определять принадлежность биологи­ческого объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду Приматы.

Скелет человека и млекопитающих, таблицы, торс человека учебник

Составление схемы «Систематическое положение человека»

Стр.5-7,

Тетрадь упр.2,с.6

3


1

Черты сходства человека и животных, отличие от них.

Изучение нового материала

Беседа, рассказ, практический

Фронтальная, парная

Рудименты и атавизмы - доказательства родства человека и животных.

Особенности человека.

Отличия человека от животных.

Сравнивать человека с представите­лями класса млекопитающих и отряда Приматы и делать вывод на основе сравнения.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Скелет человека и млекопитающих, таблицы, торс человека учебник

Работа со словарем

Стр. 7-11,

Тетрадь

У.4-5,с. 7


Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (2 часа)

4


1

Происхождение человека

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный, практический

Фронтальная, индивидуальная

Дриопитек, гоминиды, рамапитек, австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий, неандерталец, кроманьонец.

Должны знать происхождение человека, уметь характеризовать предков человека



Модели древних и древнейших людей

Составление схемы «Эволюция человека»

С.12-17

5


1

Расы человека, их происхождение и единство

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный, практический



Фронтальная, индивидуальная

Экваториальная, азиатско-американская, евразийская расы, расизм.

Биологические и социальные взаимоотношения людей. (Программа О.Ф.Жукова, М.И. Лукьянова «Культура здоровья»)

Должны уметь давать характеристику рас человека, по внешнему виду определять расу человека.

Иллюстрации представителей рас человека

Заполнение таблицы «Расы человека»

С.18-20 тетрадь у. 10, с.9 Подготовить сообщения об ученых

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час).

6


1

История развития знаний о строении и функциях организма человека

Комбинированный урок

Беседа, рассказ

Фронтальная,

Вклад Гиппократа и Аристотеля в развитие науки о человеке. Труды Галена, Авиценны, Везалия, Гарвея и других ученых о строении и функциях органов человека. Предмет изучения анатомии, физиологии, гигиены.



Иметь представление об истории развития знаний о строении и функциях организма человека.

Учебник, портреты ученых

С.21-30,

Тетрадь у.13, с.11

Тема 4.Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа).

7


1

Клеточное строение организма.

Комбинированный урок

Объяснительно-иллюстративный, практический

Фронтальная, парная

Клеточное строение организма человека. Органоиды клетки, их функции

Называть органоиды клетки. Распознавать на таблицах и описы­вать основные органоиды клетки.


Учебник, микроскопы. Микропрепарат «Животная клетка», таблица «Строение клетки»

Заполнение таблицы «Клеточное строение», работа с микропрепаратами

С.31-33 тетрадь у.18, с.17

8


1

Ткани.


Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный, практический

Фронтальная, индивидуальная

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жиро­вая, кровь), мышечные (гладкая, поперечнополосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Меж­клеточное вещество.

Давать определения понятию: ткань.

Описывать ткани человека.

Называть основные группы тканей че­ловека

Сравнивать ткани человека.

Устанавливать соответствие меж­ду строением тканей и выполняемыми функциями.

Учебник, таблица «Ткани», микроскопы, микропрепараты тканей

Работа с учебником и таблицами

С.34-39

9


1

Л/р №1 «Изучение микроскопического строения тканей».

Практический

Практический

Парная

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жиро­вая, кровь), мышечные (гладкая, поперечнополосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество



Должны уметь работать с микроскопом, определять на готовых микропрепаратах тип ткани.

Учебник, таблица «Ткани», микроскопы, микропрепараты тканей

Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения тканей»

Тетрадь у. 25, с.20

10


1

Органы.

Системы органов.

Комбинированный урок

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический

Фронтальная, групповая

Органы. Системы органов, их строение, функции. Взаимосвязь органов в организме человека.

Давать определения понятиям:

ткань, орган, система органов. Называть органы и системы органов человека.

Распознавать на таблицах и описы­вать органы и системы органов челове­ка.


Учебник, таблицы, торс человека

Практическая работа «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека», заполнение таблицы «Системы органов человека»



С.40-43,

Тетрадь у.32, с.22

Тема 5. Координация и регуляция (11 часов).

11


1

Гуморальная регуляция.

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный, практический

Фронтальная, индивидуальная

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секре­ции, их строение и функции.

Называть:

•особенности строения и работы желез эндокринной системы; •железы внутренней секреции;

•железы внешней секреции. Различать железы внутренней и железы внешней секреции. Распознавать и описывать на табли­цах органы эндокринной системы.


Учебник, таблицы, модели желез внутренней секреции

Работа с учебником и таблицами

С.46-50

12


1

Роль гормонов в об­мене веществ, росте и развитии организ­ма.

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный, практический

Фронтальная, индивидуальная

Гормоны гипофиза, щитовидной железы, под­желудочной железы, гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуаци­ям. Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез.

Давать определение понятию: гор­моны.

Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндок­ринных желез.

Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма.



Учебник, таблицы, модели желез внутренней секреции

Заполнение таблицы «Гормоны и их функции»

С.50-53

13


1

Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и перифериче­ский.

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный, практический

Фронтальная, индивидуальная

Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: централь­ный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нер­вы, нервные узлы.

Давать определения понятию: реф­лекс.

Называть особенности строения нервной системы (отделы, органы); принцип деятельности нервной систе­мы; функции нервной системы. Распознавать и описывать на таб­лицах основные отделы и органы нерв­ной системы человека.



Учебник, таблицы

Работа с учебником, таблицами

С.54-57

14


1

Рефлекс

Комбинированный

Объяснительно-иллюстративный, практический

Фронтальная, индивидуальная

Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны.

Рецепторы. Нервная регуляция.

Давать определение понятиям: рефлекс, рефлекторная дуга, рецепторы, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.




Учебник, таблицы.

Составление схемы рефлекторной дуги

С.57-59

15


1

Спинной мозг

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный, практический

Фронтальная, индивидуальная

Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного моз­га. Рефлекторная и проводни­ковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их преду­преждение.

Называть:

•особенности строения спинного мозга; функции спинного мозга. Распознавать и описывать на таб­лицах основные части спинного мозга. Характеризовать, роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

Учебник, таблицы

Работа с учебником, таблицами

С.60-63

16


1

Головной мозг, строение и функции.


Комбинированный урок

Объяснительно-иллюстративный, практический

Фронтальная, групповая

Головной мозг, строение и функции. Серое и белое веще­ство головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус.

Большие полушария головного мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные).

Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.

Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.


Называть:

•особенности строения головного мозга;

•отделы головного мозга; •функции отделов головного мозга. Распознавать и описывать на таб­лицах основные части головного мозга. Характеризовать: роль головного моз­га в регуляции жизнедеятельности и по­ведения организма.

Учебник, таблицы. Модель головного мозга

Практическая работа «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам).

С.63-69, тетрадь у. 57, с.38

17


1

Кора больших полушарий

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный, практический

Фронтальная, парная

Доли коры больших полушарий, зоны обработки информации

Должны знать основные доли коры больших полушарий, центры обработки информации, уметь определять основные доли КБП и центры обработки информации по муляжам





Учебник, таблицы.

Работа с учебником, таблицами

С.70-75 тетрадь у.61, с.40


18


1

Зрительный анализатор.


Комбинированный урок

Объяснительно-иллюстративный, практический

Фронтальная, парная

Органы чувств. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий.

Орган зрения. Вспомогатель­ный аппарат глаза .Строение и функции оболочек глаза. Скле­ра, роговица, сосудистая обо­лочка, радужка, зрачок. Сет­чатка. Палочки и колбочки сет­чатки. Хрусталик, стекловид­ное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор. Нарушения зрения


Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора. Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения.


Учебник, модель глаза, таблица

Лабораторная работа «Изучение изменения размера зрачка».

С.76-83 тетрадь у.68, с.47

19


1

Анализаторы слуха и равновесия

Комбинированный урок

Объяснительно-иллюстративный, практический

Фронтальная, групповая

Орган слуха. Строение и функ­ции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппарат уха. Слуховой анализатор. На­рушения слуха, их профилак­тика. Гигиена слуха.

Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Распознавать и описывать на таб­лицах основные части органа слуха и слухового анализатора. на здо­ровье.

Использовать приобретенные зна­ния для: соблюдения мер профилактики заболе­ваний органов слуха

Учебник, модель уха, таблица

Работа с учебником, муляжом уха, таблицами.

С. 84-91 тетрадь у.75,с.52

20


1

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

Комбинированный урок

Объяснительно-иллюстративный, практический

Фронтальная, групповая

Мышечное чувство. Кожная чувствительность. Обоняние. Расположение органа обоняния. Вкус. Расположение вкусовых рецепторов в ротовой полости.




Знать разные виды анализаторов, их расположение. Иметь представление о функциях каждого анализатора.

Учебник, таблица

Изучение основных вкусов, выявление их зон

С. 91-99

21


1

Зачёт по темам «Координация и регуляция», «Общий обзор строения и функций организма человека»

Урок контроля и оценки знаний.

Практический

Индивидуальная


Должны уметь полученные знания, умения и навыки на практике при решении тестовых заданий

Тестовые задания.

Тестовая контрольная работа


Тема 6. Опора и движение (8 часов)

22


1

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

Комбинированный

Объяснительно-иллюстративный, практический

Фронтальная, групповая

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длин­ные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки и канальцы.

Называть:

•особенности строения скелета челове­ка;

•функции опорно-двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями костей.

Учебник, таблицы, шлифы костей, скелет человека

Лабораторная работа «Изучение внешнего состава кости»

С.100-104 тетрадь у. 95,с.64

23


1

Форма костей, их рост и соединение

Комбинированный урок

Объяснительно-иллюстративный, практический



Фронтальная, индивидуальная

Соединения костей. Строение сустава.

Называть особенности строения скеле­та человека.

Учебник, таблицы, скелет человека

Работа с таблицами, учебником

С.104-107

24 -25


2

Строение скелета


Комбинированный

Объяснительно-иллюстративный, практический



Фронтальная, групповая

Строение и функции опорной системы. Скелет головы. Отде­лы черепа, кости черепа Скелет тулови­ща: позвоночник. Отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, коп­чиковый, грудная клетка. Скелет поясов: пле­чевой, та­зовый пояс. Свободные конеч­ности: верхняя и нижняя; приспособление ске­лета человека к прямохождению и трудовой деятельности.

Распознавать на таблицах основные части скелета чело­века. Устанавливать взаимосвязь

между строением и функциями скелета. Называть особенности строения скеле­та че­ловека.

Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека.

Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Учебник, таблицы, скелет человека.

Изучение скелета человека по муляжу

С.108-115 тетрадь у.102,с.66

26


1

Строение мышц.


Комбинированный урок

Объяснительно-иллюстративный, практический

Фронтальная парная

Знать строение мышц

Учебник таблицы.

Работа с учебником, таблицами

С.116-118

27


1

Основные группы мышц

Комбинированный

Объяснительно-иллюстративный, практический


Фронтальная парная


Распознавать на таблицах основные группы мышц человека.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц.

Учебник таблицы

Работа с учебником, таблицами

С.119-121

28-29


2

Работа мышц.

Комбинированный урок

Объяснительно-иллюстративный, практический


Фронтальная парная, групповая

Строение скелетных мышц. Строение мышечных тканей, их свойства. Основные группы мышц, их расположение функции.

Работа мышц, движение в суставах. Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц.

Условия работы мышц, роль кровообращения. Утомление мышц.

Самоконтроль во время занятий физическими упражнениями. (Программа О.Ф.Жукова, М.И. Лукьянова «Культура здоровья»)

Раскрыть сущность биологического процесса работы мышц. Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Учебник, таблицы, гантели, секундомер.

Практическая работа «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц».

Практическая работа

«Измерение массы и роста своего организма»


С.122-126

Тетрадь у.109, с.70

Тема 7. Внутренняя среда организма (3 часа)

30-31


2

Внутренняя среда организма.

Комбинированный урок

Объяснительно-иллюстративный, практический


Фронтальная парная

Понятие внутренняя среда организма и ее значение. Состав внутренней среды организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Состав крови и ее функции.

Плазма крови, ее состав. Свертывание кров. Клетки крови, их строение и функции. Фагоцитоз

Называть признаки биологических объ­ектов:

•составляющие внутренней среды организма;

•составляющие крови. Рассматривать готовые микропре­параты крови человека и лягушки.

Называть состав плазмы. Знать особенности строения клеток крови. Характеризовать сущность свертывания крови. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови.


Учебник, таблицы. Микроскопы, микропрепараты.

Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения крови».

С.127-135


Тетрадь у.113, с.75

32


1

Иммунитет Переливание крови

Комбинированный урок

Объяснительно-иллюстративный, практический


Фронтальная парная

Иммунитет. Иммунная система человека. Антиге­ны и антитела. Иммунная реак­ция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Ле­чебные сыворотки. Классифи­кация иммунитета (активный и пассивный, естественный и ис­кусственный). Группы крови. Переливание крови. Групповая совмести­мость крови, групповая совмес­тимость тканей. Резус-фактор.

Давать определение понятию имму­нитет.

Называть виды иммунитета. Объяснять проявление иммунитета у человека. Использовать приобретенные зна­ния для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных за­болеваний. Называть особенности организма че­ловека, его строения и жизнедеятельно­сти: свою группу крови, резус-фактор. Анализировать и оценивать факто­ры риска для здоровья


Учебник, таблицы, портрет Мечникова.

Работа с учебником, тетрадью. Составление схемы «Виды иммунитета»

С. 136-143

Тема 8.Транспорт веществ (5 часов).

33


1

Органы кровообращения.

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный, практический


Фронтальная парная

Органы кровообращения. Сосуды, их строение и функции. Строение и функции сердца. Круги кровообращения. Изменение крови в большом и малом кругах кровообращения.


Давать определения понятия: аорта, артерии, капилляры, вены. Называть признаки кро­веносных сосудов и описывать на таб­лицах :

-систему органов кровообращения;

- органы кровеносной системы






Учебник, таблицы

Работа с раздаточным материалом

С.144-149 тетрадь у. 126, с.83

34


1

Работа сердца.

Комбинированный урок

Объяснительно-иллюстративный, практический


Фронтальная, групповая

Секрет неутомимости сердца. Автоматия. Работа сердца и ее фазы. Регуляция работы сердца. Гигиена кровеносной системы.

Давать определения понятия: фазы работы сердца, пауза, автоматия Называть фазы работы сердца. Распознавать и описывать на таблицах: фазы работы сердца.






Учебник, таблицы, модель сердца

Изучение строения сердца по муляжу

С.149-153

35


1

Движение крови и лимфы по сосудам


Комбинированный урок

Объяснительно-иллюстративный, практический


Фронтальная парная

Групповая

Понятие кровяное давление. Давление в различных участках кровеносной системы. Измерение кровяного давления. Подсчет пульса. Движение лимфы по сосудам.

Характеризовать сущность биологи­ческих процессов: движения крови по сосудам; регуляции жизнедеятельности организ­ма; автоматизма сердечной мышцы.






Учебник, таблицы, секундомер, тонометр

Практическая работа «Измерение кровяного давления».

«Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузки».

С.153-157

36


1

Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Заболевания сердечнососудистой системы

Комбинированный урок

Объяснительно-иллюстративный, практический


Фронтальная, групповая

Сердечнососудистые заболе­вания, причины и предупреж­дение (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт) Соблюдение санитар­но-гигиенических норм и пра­вил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска - гиподинамия. Артериальное, венозное и ка­пиллярное кровотечения. Приемы оказания первой по­мощи при кровотечении. Жгут. Закрутка. Давящая повяз­ка.

Анализировать и оценивать факторы риска на здоровье, нормальную работу сердечнососудистой системы. Использовать приобретенные зна­ния для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; профилактики вредных привычек. Анализировать и оценивать воздей­ствие факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные зна­ния для оказания первой помощи при травмах




Учебник, таблицы, жгут, бинты, закрутка

Практическая работа «Изучение приёмов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений».

С.257-259

37


1

Зачёт по темам «Внутренняя среда», «Транспорт веществ».

Урок контроля и оценки знаний.

Практический

Индивидуальная

Применять полученные знания, умения и навыки на практике при решении тестовых заданий


Тестовые задания



Тема 9. Дыхание (5 часов).

38-39


2

Значение дыхания. Строение органов дыхания.

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный, практический


Фронтальная парная

Дыхание. Система органов ды­хания (верхние дыхательные пути, гортань, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов ды­хания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой.

Называть особенности строения орга­низма человека - органы дыхательной системы.

Распознавать и описывать на таб­лицах основные органы дыхательной системы человека.

Характеризовать сущность биологи­ческого процесса дыхания

Учебник, таблицы, муляж гортани

Работа с раздаточным материалом

С.158-162 тетрадь у.140, с.92

40


1

Газообмен в легких и тканях.


Комбинированный урок

Объяснительно-иллюстративный, практический


Фронтальная, индивидуальная

Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Обмен газов в легких и тканях.

Характеризовать:

сущность газообмена в легких и тканях.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыха­ния.



Учебник, таблицы

Работа с учебником, рабочими тетрадями

С.163-164

41


1

Жизненная сила легких.

Регуляция дыхания.


Комбинированный.

Объяснительно-иллюстративный, практический


Фронтальная, групповая

Механизм дыхательных движений. Жизненная ёмкость лёгких. Роль тренировки дыхательных мышц Изменение частоты и глубины дыхательных движений. Дыхательный центр продолговатого мозга. Дыхательные рефлексы. Гуморальная регуляция.

Называть: последовательность вдоха и выдоха. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организ­ма.

Устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения.


Учебник, таблицы

Практическая работа «Определение частоты дыхания»

С. 164-166

42


1

Профилактика заболеваний дыхательной системы. Табакокурение. Искусственное дыхание

Комбинированный урок

Объяснительно-иллюстративный, практический


Фронтальная, индивидуальная

Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена органов дыхания. Первая помощь при нарушениях дыхания. Курение и дыхание.

Называть приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Использовать приобретенные зна­ния для оказания первой помощи.

Учебник, таблицы

Работа с учебником и другими источниками информации

С. 166-170

Тема 10. Пищеварение (5 часов).

43


1

Пищевые продукты и питательные вещества.

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный, практический


Фронтальная, индивидуальная

Значение и состав пищи. Питательные вещества , их функции. Органы пищеварения.

Продукты питания в разных культурах. Традиции национальной кухни. (Программа О.Ф.Жукова, М.И. Лукьянова «Культура здоровья»)

Называть питательные вещества и пи­щевые продукты, в которых они находят­ся.

Объяснять роль питательных веществ в организме.

Характеризовать сущность процесса питания.

Учебник, таблицы

Заполнение таблицы «Питательные вещества»

С.171-173

Тетрадь у. 153, с.100

44


1

Пищеварение в ротовой полости.

Комбинированный урок

Объяснительно-иллюстративный, практический

Фронтальная, групповая

Строение и функции пищевари­тельной системы. Пищевари­тельные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль фер­ментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты рото­вой полости: слюна, птиалин, мальтаза, крахмал, глюкоза. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.


Давать определение понятиям: фер­мент, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Распознавать и описывать на таб­лицах основные органы пищеваритель­ной системы человека. Характеризовать:

роль ферментов в пищеварении.

Учебник, таблицы, бинт, йод, ватные палочки

Лабораторная работа «Воздействие слюны на крахмал».

С.174-179

45


1

Пищеварение в желудке.


Комбинированный урок

Объяснительно-иллюстративный, практический


Фронтальная, групповая

Строение и функции пищевари­тельной системы. Роль фер­ментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеваритель­ные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищева­рения.

Распознавать и описывать на таб­лицах основные органы пищеваритель­ной системы человека. Характеризовать:

сущность биологического процесса пи­тания, пище-варения; роль ферментов в пищеварении.




Учебник, таблицы, белок пепсин, водяная баня, лед

Лабораторная работа «Воздействие желудочного сока на белки».

С. 180-181

46


1

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Комбинированный урок

Объяснительно-иллюстративный, практический


Фронтальная, индивидуальная

Строение и функции пищевари­тельной системы. Роль фер­ментов в пищеварении. Переваривание пищи в двенадцати­перстной кишке (ферменты).

Давать определение понятию фер­мент.

Распознавать и описывать на таб­лицах основные органы пищеваритель­ной системы человека. Характеризовать:

сущность биологического процесса пи­тания, пищеварения;



Учебник, таблицы

Работа с таблицами и учебником

С.181-186

47


1

Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения

Комбинированный урок

Объяснительно-иллюстративный, практический


Фронтальная, парная

Укрепление здоровья: рацио­нальное питание, двигательная активность. Соблюдение сани­тарно-гигиенических норм и правил здорового образа жиз­ни. Вредные и полезные при­вычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска: гипо­динамия. Профилактика пище­вых отравлений, кишечных ин­фекций, гепатита. Симптомы аппендицита.

Использовать приобретенные зна­ния для:

•соблюдения мер профилактики заболе­ваний органов пищеварения; •профилактики вредных привычек (куре­ние, алкоголизм);

•оказания первой помощи при отравле­нии ядовитыми грибами, растениями;

•проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма.

Учебник, таблицы

Практическая работа «Определение норм рационального питания».

Выучить записи в тетради, с. 261-262, 269, 271

Тема 11. Обмен веществ и энергии (3 часа).

48


1

Обмен веществ и превращение энергии.

Комбинированный

Объяснительно-иллюстративный, практический


Фронтальная, индивидуальная

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое усло­вие жизнедеятельности организма. Пластический и энерге­тический обмен.

Давать определение понятиям:

пластический обмен, энергетический обмен.

Характеризовать:

•сущность обмена веществ и превраще­ния энергии в организме; •обмен веществ как основа жизнедея­тельности организма человека. Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.






Учебник, таблицы


С.187-193

49


1

Витамины, их роль в организме.

Комбинированный урок

Объяснительно-иллюстративный, практический

Фронтальная, индивидуальная

Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в вита­минах. Гипо- и гипервитаминозы А, В1 С, D. Проявления ави­таминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит), их предупреждение.

Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятель­ность.


Учебник, таблицы

Заполнение таблицы «Витамины»

С. 194-198

50


1

Зачёт по темам «Дыхание», «Пищеварительная система», «Обмен веществ».


Урок контроля и оценки знаний.

Практический

Индивидуальная

Уметь применять полученные знания, умения и навыки на практике при решении тестовых заданий

Тестовые задания



Тема 12. Выделение (2 часа).

51


1

Органы выделения. Строение и функции почек.

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный, практический


Фронтальная, индивидуальная

Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мо­чевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, моче­вого пузыря и мочеиспуска­тельного канала.

Называть особенности строения органов мочевыделительной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов выделительной системы.






Учебник, таблицы, модель почек

Работа с учебником, тетрадями

С.199-202

52


1

Предупреждение заболеваний мочевыделительной систе­мы.

Комбинированный урок

Беседа, рассказ

Фронтальная

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохра­нения здоровья. Предупрежде­ние заболеваний почек. Со­блюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Фак­тор риска: переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здо­ровья.



Использовать приобретенные зна­ния для:

•соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы; •профилактики вредных привычек. Анализировать и оценивать воздей­ствие факторов риска для здоровья.

Учебник, таблицы

Работа с учебником и тетрадями

С.202-204

Тема 13. Покровы тела (3 часа).

53


1

Покровы тела. Строение и функции кожи.

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Фронтальная, индивидуальная

Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподер­мы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы.




Называть особенности строения орга­низма человека - кожи. Называть функции кожи.

Распознавать и описывать на таб­лицах структурные компоненты кожи.


Учебник, таблицы

Работа с учебником и тетрадями

С. 205-208

54


1

Роль кожи в теплорегуляции.

Изучение нового материала

Беседа, рассказ, объяснительно-иллюстративный

Фронтальная

Теплообразование, теплоотда­ча и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуля­ции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное пита­ние. Факторы риска: стрессы, переохлаждение.

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организ­ма.

Анализировать и оценивать воздей­ствие факторов риска для здоровья.

Использовать приобретенные зна­ния для соблюдения мер профилактики заболеваний.




Учебник, таблицы

Работа с учебником и тетрадями

С.209-211

55


1

Гигиена кожи.

Первая помощь при травмах, ожогах, обморожени­ях и их профилакти­ка.

Комбинированный урок

Беседа, рассказ, объяснительно-иллюстративный

Фронтальная

Нарушения кожных покровов и их причины. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилак­тика.

Использовать приобретенные зна­ния для: соблюдения мер профилактики вредных привычек; оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. Использовать приобретенные зна­ния для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов те­ла.

Учебник, таблицы

Работа с учебником и тетрадями

С.260-261

Тема 14. Размножение и развитие (3 часа).

56


1

Система органов размножения.

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Фронтальная, индивидуальная

Женская половая система. Развитие яй­цеклетки в фолликуле, овуля­ция. Мужская половая система. Образование сперматозоидов.

Называть особенности строения жен­ской и мужской половой систем. Распознавать и описывать на таб­лицах:

женскую и мужскую половые системы; органы женской и мужской половой систем.

Учебник, таблицы

Работа с учебником и тетрадями

212-216

57


1

Оплодотворение.

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Фронтальная, индивидуальная

Размножение и развитие. Внут­риутробное развитие. Оплодотворение, образование заро­дыша и плода. Роль генетиче­ских знаний в планировании семьи. Забота о репродуктив­ном здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жиз­ни.

Индивидуальные особенности развития человека. (Программа О.Ф.Жукова, М.И. Лукьянова «Культура здоровья»)


Давать определение понятиям: раз­множение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Знать влияние алкоголя, наркотиков, никотина на внутриутробное развитие организма.

Учебник, таблицы

Работа с учебником и тетрадями

С.216-224

58


1

Наследственные и врождённые заболевания. Инфекции, передающие половым путём, их профилактика.

Изучение нового материала

Беседа, рассказ, объяснительно-иллюстративный

Фронтальная

Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Инфекции, передающиеся половым путём (СПИД, сифилис, гонорея), их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Отношения между мальчиками и девочками. Близкие отношения и связанные с ними риски. Семья, брак, функции семьи. (Программа О.Ф.Жукова, М.И. Лукьянова «Культура здоровья»)

. Использовать приобретенные зна­ния для: соблюдения мер профилактики заболе­ваний, ВИЧ-инфекции; вредных привычек. Объяснять причины проявления наследственных заболеваний.

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье.

Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики заболеваний. ВИЧ-инфекции.






Учебник, таблицы.

Работа с учебником и другими источниками информации

С.270, записи в тетради

Тема 15. Высшая нервная деятельность (6 часов).

59


1

Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельно­сти.

Урок изучения нового материала и закрепления знаний.

Беседа, рассказ

Фронтальная

Рефлекторный характер дея­тельности нервной системы. Безусловные и условные реф­лексы, их биологическое значе­ние. Врожденные формы поведе­ния: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. При­обретенные формы поведения: условные рефлексы, динами­ческий стереотип, рассудочная деятельность.

Давать определение понятиям: без­условные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной сис­темы.

Характеризовать:

•особенности работы головного мозга;

•биологическое значение условных и

безусловных рефлексов;

•сущность регуляции жизнедеятельности

организма.


Учебник, таблицы

Работа с учебником и тетрадями

С.227-232

60


1

Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова

Урок изучения нового материала и закрепления знаний.

Беседа, рассказ

Фронтальная

Рефлекторный характер дея­тельности нервной системы.

Знать значение исследований И.М. Сеченова, И.П. Павлова

Учебник, таблицы

Работа с учебником и тетрадями

С.275-227,323-238

61


1

Биологические ритмы. Сон и его значение.

Комбинированный урок

Беседа, рассказ

Фронтальная

Биологические ритмы. Сон (фа­зы сна) и бодрствование, зна­чение сна.

Биологические ритмы организма. (Программа О.Ф.Жукова, М.И. Лукьянова «Культура здоровья»)


Характеризовать значение сна для организма человека.

Использовать приобретенные зна­ния для:

•рациональной организации труда и от­дыха;

•проведения наблюдений за состоянием собственного организма.



Учебник, таблицы

Работа с учебником и тетрадями

С.238-242

62


1

Особенности высшей нервной деятельности человека.

Комбинированный урок

Беседа, рассказ, практический

Фронтальная, индивидуальная

Биологическая природа и соци­альная сущность человека. По­знавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятель­ности в появлении речи и осоз­нанных действий. Мышление. Особенности мыш­ления, его развитие.



Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения че­ловека (речь, мышление), их значение.

Учебник, таблицы

Работа с учебником и тетрадями

С. 242-249

63


1

Типы нервной деятельности.

Комбинированный урок

Беседа, рассказ, практический

Фронтальная, индивидуальная

Темперамент. Классификация темпераментов по Гиппократу. Типы нервной системы, их классификация по И.П.Павлову. Характеристика темпераментов

Знать типы темпераментов человека. Уметь определять темперамент человека

Учебник, таблицы


С. 250-253

64


1

Зачёт по темам «Выделение», «Покровы тела», «Высшая нервная деятельность»






Урок контроля и оценки знаний.

Практический

Индивидуальная

Применять полученные знания, умения и навыки на практике при выполнении тестовых заданий

Тестовые задания



ТЕМА 16. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (6 часов)

65


1

Оказание первой доврачебной помощи

Комбинированный урок

Объяснительно-иллюстративный, практический

Групповая, фронтальная

Ушибы, растяжение, вывих, перелом, раны, укусы, ожоги, обморожение, отравление, тепловой и солнечный удар, оказание помощи утопающему, искусственное дыхание и непрямой массаж сердца


Экстремальные ситуации криминального и аварийного характера. (Программа О.Ф.Жукова, М.И. Лукьянова «Культура здоровья»)




Уметь

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

оказания ПМП при отравлениях, ожогах, обморожения, травмах спасении утопающего














таблицы, иллюстрирующие правила оказания ПМП


С.254-264

66


1

Вредные привычки

Комбинированный урок

Объяснительно-иллюстративный, практический

Групповая, фронтальная

Никотин, алкоголизм, наркотики, деградация личности


Злоупотребление алкоголем. Алкоголь и закон. Умение отказаться от алкоголя. Привычка сохранять здоровье (Программа О.Ф.Жукова, М.И. Лукьянова «Культура здоровья»)

Знать/ понимать

вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека.

Уметь

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска для здоровья;

- проводить самостоятельный поиск информации

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

- соблюдения мер профилактики вредных привычек




















Практическая работа «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»

С.265-267

67


1

Заболевания человека

Закрепления знаний

Беседа, рассказ, практический

Фронтальная, индивидуальная

Эпидемия, СПИД, Профилактика, прививки, грипп, туберкулез, дизентерия, венерические заболевания, гельминтоз

Уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска для здоровья; проводить самостоятельный поиск информации. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; предупреждения ВИЧ-инфекций





















Заполнение таблицы «Профилактика заболеваний»

С.268-271

68


1

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни

Закрепления знаний

Беседа, рассказ

Фронтальная

Двигательная активность, гиподинамия, закаливание, гигиена, стресс

Утомление и переутомление. Условия труда и отдыха. Выбор средств снятия утомления.

Уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска для здоровья; проводить самостоятельный поиск информации. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

- соблюдения мер предупреждения травматизма, профилактики нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний, рациональной организации труда и отдыха




















С.272-285

69


1

Защита проектных работ по теме «Человек и его здоровье»


Контроль знаний


Групповая


Уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска для здоровья; проводить самостоятельный поиск информации. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

- соблюдения мер предупреждения травматизма, профилактики нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний, рациональной организации труда и отдыха



Подготовиться к контрольной работе

70


1

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса

Контроль знаний


Индивидуальная


Уметь применять полученные знания при решении тестовых заданий







© 2010-2022