Рабочая программа по биологи 8 класс ФГОС (Драгомилов А. Г. , Маш Р. Д)

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2» г.Сим

АШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ


СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора Директор МКОУ «СОШ №2»

по учебно-методической работе _____________________________ _____________________________

«_____»_________________________2015 г. «_____»_________________________2015 г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

8А, 8Б, 8В КЛАСС, 2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ


на 2015-2016учебный год


Составитель:

Познякова Ольга Зигфридовна

учитель биологии

первой квалификационной категории

Рассмотрено на заседании ШМО

_______________________________

(дата)

Руководитель________________________

_____________

(подпись)




Содержание

1.Пояснительная записка………………………………………………………………………..3

2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса………………………………………………………………………………………………8

3. Содержание учебного предмета…………………………………………………………….12

4. Календарно - тематическое планирование………………………………………………...15

5. Описание учебно - методического комплекса…………………………………………….32

6. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса………32

7. Требования к оценке достижения планируемых результатов освоения ООП ООО…….36




















Пояснительная записка

Переход общеобразовательных учреждений Челябинской области на новые образовательные стандарты осуществляется в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 05.10.2010 № 32-600 «Об утверждении плана действия по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011 -2015 годы»

Преподавание предмета «Биология» в 2015-2016 учебном году осуществляется в соответствии с инструктивными и нормативно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области:

Федеральный уровень:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550).

5. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067)».

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993).

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).

8. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).

10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047».

11. Приказ Минобрнауки РФ от 16.01.2012 г. № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 17.02.2012 г. № 23251).

12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

Региональный уровень

1. Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.

3. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от

05.12.2013 г. № 01/4591 «Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год»

4. Об утверждении Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 г. № 01/3810.

5. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2015-2016 учебном году от 16 июня 2015 № 03-02/4938

Локальный уровень

  1. Приказ №200 от 31 августа 2015 года. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МКОУ «СОШ №2» г. Сим для классов, внедряющих ФГОС НОО, ФГОС ООО.

  2. Учебный план МКОУ «СОШ №2» г. Сим на 2015-2016 учебный год приказ №187 от 18.08.2015 г.

  3. Календарный учебный график на 2015-2016 учебный год МКОУ «СОШ №2» г. Сим Ашинского муниципального района приказ №163 от 06.08.2015г.

  4. Биология: программа: 5-11 классы: программы / [И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др.]. - М.:Вентана-Граф, 2014. - 89 с.


Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов,связанных с живой природой. Решить эту задачу можно наоснове преемственного развития знаний в области основныхбиологических законов, теорий и идей, обеспечивающихфундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учётомрассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

•социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; •приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

•ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

•формирование у обучающихся познавательной куль туры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должныосвоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль туры, сохраненияокружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области«Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

•формирование системы биологических знаний каккомпонента целостности научной карты мира;

•овладение научным подходом к решению различныхзадач;

•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

•овладение умением сопоставлять экспериментальныеи теоретические знания с объективными реалиями жизни;

•воспитание ответственного и бережного отношенияк окружающей среде, осознание значимости концепцииустойчивого развития;

•формирование умений безопасного и эффективногоиспользования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованныхаргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Предлагаемая программа по биологии включает в себяследующие содержательные линии:

- многообразие и эволюция органического мира;

- биологическая природа и социальная сущность человека;

- структурно-уровневая организация живой природы;

- ценностное и экокультурное отношение к природе;

- практико-ориентированная сущность биологическихзнаний.

Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования. При разработке части формируемой участниками образовательного процесса отражено содержание национально-регионального компонента с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей региона.

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения - 280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) приходится на 5 и 6 классы и по 70 ч (2 ч в неделю) на 7, 8 и 9 классы. Таким образом, в 8 классе биология изучается из расчета 2 часа в неделю.








Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса


Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

•воспитание российской гражданской идентичности:патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувствагордости за свою Родину; осознание своей этническойпринадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российскогообщества; воспитание чувства ответственности и долга

перед Родиной;

•формирование ответственного отношения к учению,готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построениюдальнейшей индивидуальной траектории образованияна базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

•знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

•сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения,

анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; •формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

•формирование уважительного отношения к истории,куль туре, национальным особенностям и образу жизнидругих народов; толерантности и миролюбия;

•освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участиев школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•развитие сознания и компетентности в решенииморальных проблем на основе личностного выбора;формирование нравственных чувств и нравственногоповедения, осознанного и ответственного отношенияк собственным поступкам;

•формирование коммуникативной компетентностив общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческойи других видов деятельности; •формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

•осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образованияявляются:

•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачив учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему,ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводитьэксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

•умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-

популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

•умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•умение соотносить свои действия с планируемымирезультатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствиис изменяющейся ситуацией;

•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выборав учебной и познавательной деятельности;

•способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебныхи познавательных задач;

•умение осознанно использовать речевые средствадля дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласованияпозиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

•формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационныхтехнологий (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

•усвоение системы научных знаний о живой природеи закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира; •формирование первоначальных систематизированныхпредставлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязиживого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;•приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологическихэкспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

•формирование основ экологической грамотности:способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установкив своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных; •объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

•овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов;постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

•формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

•освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных,ухода за ними.

Выпускник научится:

•характеризовать особенности строения и процессовжизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

•применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставитьнесложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

•использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани,процессы жизнедеятельности организма человека;

выявлять взаимосвязи между особенностями строенияклеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

•ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека,получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Выпускник получит возможность научиться:

•использовать на практике приёмы оказания первойпомощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной

организации труда и отдыха; проведения наблюденийза состоянием собственного организма;

•выделять эстетические достоинства человеческоготела;

•реализовывать установки здорового образа жизни;

•ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

•находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять еёв виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

•анализировать и оценивать целевые и смысловыеустановки в своих действиях и поступках по отношениюк здоровью своему и окружающих; последствия влияния

факторов риска на здоровье человека.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Биология», отражающие национальные, региональные и этнокультурные особенности включают:

1) формирование системы научных знаний о живой природе конкретного региона, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах Челябинской области и конкретной территории области;

3) проведения экологического мониторинга в окружающей среде (конкретной территории области);

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе (на территории Челябинской области); осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных (конкретной территории области);

5) формирование представлений о необходимости рационального природопользования в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды (конкретной территории области).

Содержание учебного предмета


Биология. Человек и его здоровье (70 часов, из них 4 часа резервное время)

Тема 1. Общий обзор организма человека (5 часов)

Человек и окружающая среда. Природная и социальнаясреда обитания человека. Защита среды обитания человека.

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различиячеловека и животных. Строение организма человека: клетки,

ткани, органы, системы органов. Методы изучения организмачеловека.

Тема 2. Опорно-двигательная система (9 часов)

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражненийи культуры труда для формирования скелета и мускулатуры.

Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Тема 3 Кровеносная система. Внутренняя среда организма (7 часов)

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы.Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительныепрививки. Лечебные сыворотки.

Строение и работа сердца.Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

Тема 4 Дыхательная система (7 часов)

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания.Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Примеры оказания первой помощи при отравлении угарным газом,спасении утопающего. Инфекционные заболевания и мерыих профилактики. Вред табакокурения.

Тема 5. Пищеварительная система (7 часов)

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система.Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 часа)

Обмен веществ и превращения энергии в организме.Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Тема 7. Мочевыделительная система (2 часа)

Выделение. Строение и функции выделенной системы.Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

Тема 8. Кожа (3 часа)

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожив терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмыоказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях

и их профилактика. Закаливание организма.

Тема9. Эндокринная инервная системы (5 часов)

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия

на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокриннойсистем и их предупреждение.

Тема10.Органы чувств. Анализаторы(6 часов)

Органы чувств. Строение и функции органов зренияи слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.

Тема11. Поведение человека и высшая нервная деятельность (9 часов)

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексыи инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведениячеловека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укреплениездоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системыорганов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, ихвлияние на состояние здоровья.

Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (3 часа)

Размножение и развитие. Половые железы и половыеклетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ - инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробноеразвитие.Беременность. Вредное влияние на развитие организмакурения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитиепосле рождения.

Лабораторные и практические работы

Строение клеток и тканей.

Строение и функции спинного и головного мозга.

Определение гармоничности физического развития.

Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.

Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.

Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкостилегких.

Строение и работа органа зрения.


Экскурсия

Происхождение человека.



Календарно - тематическое планирование

§

Содержание учебного материала




Кол-во часов

сроки

Виды деятельности учащихся

план

факт

Причина

Тема 1. Общий обзор организма человека (5 ч)

1-2

Науки, изучающие организм человека. Место человека в живой природе*


1




Определять понятия «биосоциальная природа человека», «анатомия», «физиология», «гигиена».

Объяснять роль анатомии и физиологии в развитии научной картины мира.

Описывать современные методы исследования организма человека.

Объяснять значение работы медицинских и санитарно-эпидемиологических служб в сохранении здоровья населения.

Называть части тела человека.

Сравнивать человека с другими млекопитающими по морфологическим признакам.

Называть черты морфологического сходства и отличия человека от других представителей отряда Приматы и семейства Человекообразные обезьяны


3

Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки

Лабораторная работа № 1

«Действие каталазы на пероксид водорода»

1




Называть основные части клетки.

Описывать функции органоидов.

Объяснять понятие «фермент».

Различать процесс роста и процесс развития.

Описывать процесс деления клетки.

Выполнять лабораторный опыт, наблюдать происходящие явления, фиксировать результаты наблюдения, делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием


4

Ткани организма человека

Лабораторная работа № 2

«Клетки и ткани под микроскопом»

1




Определять понятия «ткань», «синапс», «нейроглия».

Называть типы и виды тканей позвоночных животных.

Различать разные виды и типы тканей.

Описывать особенности тканей разных типов.

Соблюдать правила обращения с микроскопом.

Сравнивать иллюстрации в учебнике с натуральными объектами.

Выполнять наблюдение с помощью микроскопа, описывать результаты.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием


5

Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов

Практическая работа

«Изучение мигательного рефлекса и его торможения»

1




Раскрывать значение понятий «орган», «система органов», «гормон», «рефлекс».

Описывать роль разных систем органов в организме.

Объяснять строение рефлекторной дуги.

Объяснять различие между нервной и гуморальной регуляцией внутренних органов.

Классифицировать внутренние органы на две группы в зависимости от выполнения ими исполнительной или регуляторной функции.

Выполнять лабораторный опыт, наблюдать результаты и делать выводы

1-5

Обобщение и систематизация знаний по теме «Общий обзор организма человека»

1




Определять место человека в живой природе.

Характеризовать процессы, происходящие в клетке.

Характеризовать идею об уровневой организации организма

Тема 2. Опорно-двигательная система (9 ч)

6

Строение, состав и типы соединения костей

Лабораторная работа № 3

«Строение костной ткани»


Лабораторнаяработа № 4

«Состав костей»

1




Называть части скелета.

Описывать функции скелета.

Описывать строение трубчатых костей и строение сустава.

Раскрывать значение надкостницы, хряща, суставной сумки, губчатого вещества, костномозговой полости, жёлтого костного мозга.

Объяснять значение составных компонентов костной ткани.

Выполнять лабораторные опыты, фиксировать результаты наблюдений, делать вывод.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

7

Скелет головы и туловища


1




Описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение черепа.

Называть отделы позвоночника и части позвонка.

Раскрывать значение частей позвонка.

Объяснять связь между строением и функциями позвоночника, грудной клетки

8

Скелет конечностей

Практическая работа

«Исследование строения плечевого пояса и предплечья»

1




Называть части свободных конечностей и поясов конечностей.

Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение скелета конечностей.

Раскрывать причину различий в строении пояса нижних конечностей у мужчин и женщин.

Выявлять особенности строения скелета конечностей в ходе наблюдения натуральных объектов

9

Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы

1




Определять понятия «растяжение», «вывих», «перелом».

Называть признаки различных видов травм суставов и костей.

Описывать приёмы первой помощи в зависимости от вида травмы.

Анализировать и обобщать информацию о травмах опорно-двигательной системы и приёмах оказания первой помощи в ходе разработки и осуществления

10

Строение, основные типы и группы мышц


Практическая работа

«Изучение расположения мышц головы»

1




Раскрывать связь функции и строения на примере различий между гладкими и скелетными мышцами, мимическими и жевательными мышцами.

Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение скелетной мышцы.

Описывать условия нормальной работы скелетных мышц.

Называть основные группы мышц.

Раскрывать принцип крепления скелетных мышц разных частей тела.

Выявлять особенности расположения мимических и жевательных мышц в ходе наблюдения натуральных объектов

11

Работа мышц


1




Определять понятия «мышцы-антагонисты», «мышцы-синергисты».

Объяснять условия оптимальной работы мышц.

Описывать два вида работы мышц.

Объяснять причины наступления утомления мышц и сравнивать динамическую и статическую работу мышц по этому признаку.

Формулировать правила гигиены физических нагрузок


12

Нарушение осанки и плоскостопие *


Практические работы

«Проверка правильности осанки»,

«Выявление плоскостопия»,

«Оценка гибкости позвоночника»

1




Раскрывать понятия «осанка», «плоскостопие», «гиподинамия», «тренировочный эффект».

Объяснять значение правильной осанки для здоровья.

Описывать меры по предупреждению искривления позвоночника.

Обосновывать значение правильной формы стопы.

Формулировать правила профилактики плоскостопия.

Выполнять оценку собственной осанки и формы стопы и делать выводы

13

Развитие опорно-двигательной системы


1




Различать динамические и статические физические упражнения.

Раскрывать связь между мышечными нагрузками и состоянием систем внутренних органов.

Называть правила подбора упражнений для утренней гигиенической гимнастики

6-13

Обобщение и систематизация знаний по теме «Опорно-двигательная система»

1




Характеризовать особенности строения опорно-двигательной системы в связи с выполняемыми функциями

Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма (7 ч)

14

Значение крови и её состав
Лабораторная работа № 5

«Сравнение крови человека с кровью лягушки»

1




Определять понятия «гомеостаз», «форменные элементы крови», «плазма», «антиген», «антитело».

Объяснять связь между тканевой жидкостью, лимфой и плазмой крови в организме.

Описывать функции крови.

Называть функции эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов.

Описывать вклад русской науки в развитие медицины.

Описывать с помощью иллюстраций в учебнике процесс свёртывания крови и фагоцитоз.

Выполнять лабораторные наблюдения с помощью микроскопа, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

15-16

Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови*


1




Определять понятия «иммунитет», «иммунная реакция».

Раскрывать понятия «вакцина», «сыворотка», «отторжение (ткани, органа)», «групповая совместимость крови», «резус-фактор».

Называть органы иммунной системы, критерии выделения четырёх групп крови у человека.

Различать разные виды иммунитета.

Называть правила переливания крови

17

Сердце. Круги кровообращения

1




Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение сердца и процесс сердечных сокращений.

Сравнивать виды кровеносных сосудов между собой.

Описывать строение кругов кровообращения.

Понимать различие в использовании термина «артериальный» применительно к виду крови и к сосудам


18

Движение лимфы


Практическая работа

«Изучение явления кислородного голодания»

1




Описывать путь движения лимфы по организму.

Объяснять функции лимфатических узлов.

Выполнять лабораторный опыт, наблюдать происходящие явления и сопоставлять с их описанием в учебнике

19

Движение крови по сосудам
Практические работы

«Определение ЧСС, скорости кровотока»,

«Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу»

1




Определять понятие «пульс».

Различать понятия «артериальное кровяное давление», «систолическое давление», «диастолическое давление».

Различать понятия «инфаркт» и «инсульт», «гипертония» и «гипотония».

Выполнять наблюдения и измерения физических показателей человека, производить вычисления, делать выводы по результатам исследования.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

20

Регуляция работы органов кровеносной системы

Практическая работа

«Доказательство вреда табакокурения»

1




Определять понятие «автоматизм».

Объяснять принцип регуляции сердечных сокращений нервной системой.

Раскрывать понятие «гуморальная регуляция».

Выполнять опыт, наблюдать результаты и делать выводы по результатам исследования

21-22

Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях*


Практическая работа

«Функциональная сердечно-сосудистая проба»

1




Раскрывать понятия «тренировочный эффект», «функциональная проба», «давящая повязка», «жгут».

Объяснять важность систематических физических нагрузок для нормального состояния сердца.

Различать признаки различных видов кровотечений.

Описывать с помощью иллюстраций в учебнике меры оказания первой помощи в зависимости от вида кровотечения.

Выполнять опыт - брать функциональную пробу; фиксировать результаты; проводить вычисления и делать оценку состояния сердца по результатам опыта.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Анализировать и обобщать информацию о повреждениях органов кровеносной системы и приёмах оказания первой помощи в ходе продолжения работы над готовым проектом «Курсы первой помощи для школьников»


Тема 4. Дыхательная система (7 ч)

23

Значение дыхательной системы. Органы дыхания


1




Раскрывать понятия «лёгочное дыхание», «тканевое дыхание».

Называть функции органов дыхательной системы.

Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение дыхательных путей

24

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях


Лабораторная работа № 6

«Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

1




Описывать строение лёгких человека.
Объяснять преимущества альвеолярного строения лёгких по сравнению со строением лёгких у представителей других классов позвоночных животных.

Раскрывать роль гемоглобина в газообмене.

Выполнять лабораторный опыт, делать вывод по результатам опыта.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

25

Дыхательные движения

Лабораторная работа № 7

«Дыхательные движения»

1




Описывать функции диафрагмы.
Называть органы, участвующие в процессе дыхания.
Выполнять лабораторный опыт на готовой (или изготовленной самостоятельно) модели, наблюдать происходящие явления и описывать процессы вдоха и выдоха.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

26

Регуляция дыхания

Практическая работа

«Измерение обхвата грудной клетки»

1




Описывать механизмы контроля вдоха и выдоха дыхательным центром.

На примерах защитных рефлексов чихания и кашля объяснять механизм бессознательной регуляции дыхания.

Называть факторы, влияющие на интенсивность дыхания.

Выполнить измерения и по результатам измерений сделать оценку развитости дыхательной системы

27

Заболевания дыхательной системы *
Практическая работа

«Определение запылённости воздуха»

1




Раскрывать понятие «жизненная ёмкость лёгких».

Объяснять суть опасности заболевания гриппом, туберкулёзом лёгких, раком лёгких.

Называть факторы, способствующие заражению туберкулёзом лёгких.

Называть меры, снижающие вероятность заражения болезнями, передаваемыми через воздух.

Раскрывать способ использования флюорографии для диагностики патогенных изменений в лёгких.

Объяснять важность гигиены помещений и дыхательной гимнастики для здоровья человека.

Проводить опыт, фиксировать результаты и делать вывод по результатам опыта.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

28

Первая помощь при повреждении дыхательных органов


1




Раскрывать понятия «клиническая смерть», «биологическая смерть».

Объяснять опасность обморока, завала землёй.

Называть признаки электротравмы.

Называть приёмы оказания первой помощи при поражении органов дыхания в результате различных несчастных случаев.

Описывать очерёдность действий при искусственном дыхании, совмещённом с непрямым массажем сердца.

Анализировать и обобщать информацию о повреждениях органов дыхательной системы и приёмах оказания первой помощи в ходе продолжения работы над готовым проектом «Курсы первой помощи для школьников»


23-28

Обобщение и систематизация знаний по темам «Кровеносная система. Внутренняя среда организма», «Дыхательная система»

1




Характеризовать особенности строения кровеносной и дыхательной систем в связи с выполняемыми функциями

Тема 5. Пищеварительная система (7 ч)



30-31

Строение пищеварительной системы. Зубы

Практическая работа

«Определение местоположения слюнных желёз»

1




Определять понятие «пищеварение». Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение пищеварительной системы.

Называть функции различных органов пищеварения.

Называть места впадения пищеварительных желёз в пищеварительный тракт.

Выполнять опыт, сравнивать результаты наблюдения с описанием в учебнике

Называть разные типы зубов и их функции.
Описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение зуба.

Называть ткани зуба.

Описывать меры профилактики заболеваний зубов

32

Пищеварение в ротовой полости и желудке

Лабораторная работа № 8

«Действие ферментов слюны на крахмал»


Лабораторная работа № 9

«Действие ферментов желудочного сока на белки»

1




Раскрывать функции слюны.

Описывать строение желудочной стенки.

Называть активные вещества, действующие на пищевой комок в желудке, и их функции.

Выполнять лабораторные опыты, наблюдать происходящие явления и делать вывод по результатам наблюдений.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

33

Пищеварение в кишечнике

1




Называть функции тонкого кишечника, пищеварительных соков, выделяемых в просвет тонкой кишки, кишечных ворсинок.

Описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение кишечных ворсинок.

Различать пищевые вещества по особенностям всасывания их в тонком кишечнике.

Раскрывать роль печени и аппендикса в организме человека.

Описывать механизм регуляции глюкозы в крови.

Называть функции толстой кишки

29,34

Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав


1




Раскрывать с помощью иллюстрации в учебнике понятия «рефлекс» и «торможение» на примере чувства голода.

Различать понятия «условное торможение» и «безусловное торможение».

Называть рефлексы пищеварительной системы.

Объяснять механизм гуморальной регуляции пищеварения.

Раскрывать вклад русских учёных в развитие науки и медицины.

Раскрывать понятия «правильное питание», «питательные вещества».

Описывать правильный режим питания, значение пищи для организма человека.

Называть продукты, богатые жирами, белками, углеводами, витаминами, водой, минеральными солями.

Называть необходимые процедуры обработки продуктов питания перед употреблением в пищу

35

Заболевания органов пищеварения*


1




Описывать признаки инфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта, пути заражения ими и меры профилактики.

Раскрывать риск заражения глистными заболеваниями.

Описывать признаки глистных заболеваний.

Называть пути заражения глистными заболеваниями и возбудителей этих заболеваний.

Описывать признаки пищевого отравления и приёмы первой помощи.

Называть меры профилактики пищевых отравлений

29-35

Обобщение и систематизация знаний по теме «Пищеварительная система»

1




Характеризовать особенности строения пищеварительной системы в связи с выполняемыми функциями

1-35

Обобщение и систематизация знаний по темам 1-5

1




Характеризовать человека как представителя позвоночных животных, методы наук о человеке, в том числе применяемые учащимися в ходе изучения курса биологии.

Выявлять связь строения органов и систем органов и выполняемых функций.

Обосновывать значение знаний о гигиене и способах оказания первой помощи при травмах и повреждениях различных органов

Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 ч)

36

Обменные процессы в организме

1




Раскрывать понятия «обмен веществ», «пластический обмен», «энергетический обмен».

Раскрывать значение обмена веществ в организме.

Описывать суть основных стадий обмена веществ

37

Нормы питания

Практическая работа

«Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»

1




Определять понятия «основной обмен», «общий обмен».

Сравнивать организм взрослого и ребёнка по показателям основного обмена.

Объяснять зависимость между типом деятельности человека и нормами питания.

Проводить оценивание тренированности организма с помощью функциональной пробы, фиксировать результаты и делать вывод, сравнивая экспериментальные данные с эталонными


38

Витамины*

1




Определять понятия «гипервитаминоз», «гиповитаминоз», «авитаминоз».

Объяснять с помощью таблицы в тексте учебника необходимость нормального объёма потребления витаминов для поддержания здоровья.

Называть источники витаминов A, B, C, D и нарушения, вызванные недостатком этих витаминов.

Называть способы сохранения витаминов в пищевых продуктах во время приготовления пищи.
Собирать, анализировать и обобщать информацию в процессе создания презентации проекта о витаминах - важнейших веществах пищи


Тема 7. Мочевыделительная система (2 ч)

39

Строение и функции почек

1




Раскрывать понятия «органы мочевыделительной системы», «первичная моча».

Называть функции разных частей почки.

Объяснять с помощью иллюстрации в учебнике последовательность очищения крови в почках от ненужных организму веществ.

Сравнивать состав и место образования первичной и вторичной мочи

40

Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим*


1




Определять понятие ПДК.

Раскрывать механизм обезвоживания, понятие «водное отравление».

Называть факторы, вызывающие заболевания почек.

Объяснять значение нормального водно-солевого баланса.

Описывать медицинские рекомендации по потреблению питьевой воды.

Называть показатели пригодности воды для питья.

Описывать способ подготовки воды для питья в походных условиях

Тема 8. Кожа (3 ч)

41

Значение кожи и её строение

1




Называть слои кожи.

Объяснять причину образования загара.

Различать с помощью иллюстрации в учебнике компоненты разных слоёв кожи.

Раскрывать связь между строением и функциями отдельных частей кожи (эпидермиса, гиподермы, волос, желёз и т. д.)

41-42

Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов*


1




Классифицировать причины заболеваний кожи.

Называть признаки ожога, обморожения кожи.

Описывать меры, применяемые при ожогах, обморожениях.

Описывать симптомы стригущего лишая, чесотки.

Называть меры профилактики инфекционных кожных заболеваний.

Определять понятие «терморегуляция».
Описывать свойства кожи, позволяющие ей выполнять функцию органа терморегуляции.

Раскрывать значение закаливания для организма.

Описывать виды закаливающих процедур.

Называть признаки теплового удара, солнечного удара.

Описывать приёмы первой помощи при тепловом ударе, солнечном ударе.

Анализировать и обобщать информацию о нарушениях терморегуляции, повреждениях кожи и приёмах оказания первой помощи в ходе завершения работы над проектом «Курсы первой помощи для школьников»


36-43

Обобщение и систематизация знаний по темам 6-8

1




Раскрывать значение обмена веществ для организма человека.

Характеризовать роль мочевыделительной системы в водно-солевом обмене, кожи - в теплообмене.

Устанавливать закономерности правильного рациона и режима питания в зависимости от энергетических потребностей организма человека

Тема 9. Эндокринная и нервная системы (5 ч)

44-45

Железы и роль гормонов в организме*


1




Раскрывать понятия «железа внутренней секреции», «железа внешней секреции», «железа смешанной секреции», «гормон».

Называть примеры желёз разных типов.
Раскрывать связь между неправильной функцией желёз внутренней секреции и нарушениями ростовых процессов и полового созревания.

Объяснять развитие и механизм сахарного диабета.

Описывать роль адреналина и норадреналина в регуляции работы организма

46

Значение, строение и функция нервной системы


Практическая работа

«Изучение действия прямых и обратных связей»

1




Раскрывать понятия «центральная нервная система» и «периферическая нервная система».

Различать отделы центральной нервной системы по выполняемой функции.

Объяснять значение прямых и обратных связей между управляющим и управляемым органом.

Выполнять опыт, наблюдать происходящие явления и сравнивать полученные результаты опыта с ожидаемыми (описанными в тексте учебника)

47-48

Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция
Практическая работа

«Штриховое раздражение кожи»

1




Называть особенности работы автономного отдела нервной системы.

Различать с помощью иллюстрации в учебнике симпатический и парасимпатический подотделы автономного отдела нервной системы по особенностям строения.

Различать парасимпатический и симпатический подотделы по особенностям влияния на внутренние органы.

Объяснять на примере реакции на стресс согласованность работы желёз внутренней секреции и отделов нервной системы, различие между нервной и гуморальной регуляцией по общему характеру воздействия на организм.

Выполнять опыт, наблюдать происходящие процессы и сравнивать полученные результаты опыта с ожидаемыми (описанными в тексте учебника)


49

Спинной мозг


1




Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение спинного мозга.

Раскрывать связь между строением частей спинного мозга и их функциями.

Называть функции спинного мозга.
Объяснять различие между спинномозговыми и симпатическими узлами, лежащими вдоль спинного мозга.

Описывать с помощью иллюстрации в учебнике различие между вегетативным и соматическим рефлексом.

Раскрывать понятия «восходящие пути» и «нисходящие пути» спинного мозга

50

Головной мозг

Практическая работа

«Изучение функций отделов головного мозга»

1




Называть отделы головного мозга и их функции.

Называть способы связи головного мозга с остальными органами в организме.

Описывать с помощью иллюстрации в учебнике расположение отделов и зон коры больших полушарий головного мозга.

Называть функции коры больших полушарий.

Называть зоны коры больших полушарий и их функции.

Выполнять опыт, наблюдать происходящие явления и сравнивать полученные результаты с ожидаемыми (описанными в тексте учебника)


Тема 10. Органы чувств. Анализаторы (6 ч)

51

Принцип работы органов чувств и анализаторов


1




Определять понятия «анализатор», «специфичность».

Описывать путь прохождения сигнала из окружающей среды к центру его обработки и анализа в головном мозге.

Обосновывать возможности развития органов чувств на примере связи между особенностями профессии человека и развитостью его органов чувств

52

Орган зрения и зрительный анализатор


Практические работы

«Исследование реакции зрачка на освещённость»,

«Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна»

1




Раскрывать роль зрения в жизни человека.

Описывать строение глаза.

Называть функции разных частей глаза.
Раскрывать связь между особенностями строения и функциями зрачка, хрусталика, сетчатки, стекловидного тела.

Описывать путь прохождения зрительного сигнала к зрительному анализатору.

Называть места обработки зрительного сигнала в организме.

Выполнять опыты, наблюдать происходящие явления, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми (описанными в тексте учебника)

53

Заболевания и повреждения органов зрения*


1




Определять понятия «дальнозоркость», «близорукость».

Называть факторы, вызывающие снижение остроты зрения.

Описывать меры предупреждения заболеваний глаз.

Описывать приёмы оказания первой медицинской помощи при повреждениях органа зрения

54

Органы слуха, равновесия и их анализаторы

Практическая работа

«Оценка состояния вестибулярного аппарата»

1




Раскрывать роль слуха в жизни человека.

Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение наружного, среднего и внутреннего уха.

Объяснять значение евстахиевой трубы.

Описывать этапы преобразования звукового сигнала при движении к слуховому анализатору.

Раскрывать риск заболеваний, вызывающих осложнения на орган слуха, и вред от воздействия громких звуков на орган слуха.

Описывать с помощью иллюстрации в учебнике механизм восприятия сигнала вестибулярным аппаратом.

Выполнять опыт, наблюдать происходящие явления и делать вывод о состоянии своего вестибулярного аппарата

55

Органы осязания, обоняния и вкуса
Практическая работа
«Исследование тактильных рецепторов»

1




Описывать значение органов осязания, обоняния и вкуса для человека.

Сравнивать строение органов осязания, обоняния и вкуса.

Описывать путь прохождения осязательных, обонятельных и вкусовых сигналов от рецепторов в головной мозг.

Раскрывать понятие «токсикомания» и опасность вдыхания некоторых веществ.

Называть меры безопасности при оценке запаха ядовитых или незнакомых веществ.

Выполнять опыт, наблюдать происходящие явления и сравнивать наблюдаемые результаты с описанием в тексте учебника

44-55

Обобщение и систематизация знаний по темам «Эндокринная и нервная системы», «Органы чувств. Анализаторы»

1




Характеризовать особенности строения нервной и сенсорной систем в связи с выполняемыми функциями.

Выявлять особенности функционирования нервной системы


Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность (9 ч)

56

Врождённые формы поведения

1




Определять понятия «инстинкт», «запечатление».

Сравнивать врождённый рефлекс и инстинкт.

Раскрывать понятия «положительный инстинкт (рефлекс)», «отрицательный инстинкт (рефлекс)».

Объяснять значение инстинктов для животных и человека.

Описывать роль запечатления в жизни животных и человека

57

Приобретённые формы поведения
Практическая работа

«Перестройка динамического стереотипа»

1




Определять понятие «динамический стереотип».

Раскрывать понятия «условный рефлекс», «рассудочная деятельность».

Объяснять связь между подкреплением и сохранением условного рефлекса.

Описывать место динамических стереотипов в жизнедеятельности человека.

Различать условный рефлекс и рассудочную деятельность.

Выполнять опыт, фиксировать результаты и сравнивать их с ожидаемыми (текстом и иллюстрацией в учебнике)

58

Закономерности работы головного мозга

1




Определять понятия «возбуждение», «торможение», «центральное торможение».

Сравнивать безусловное и условное торможение.

Объяснять роль безусловного и условного торможения для жизнедеятельности.

Описывать явления доминанты и взаимной индукции.

Раскрывать вклад отечественных учёных в развитие медицины и науки

60

Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление

1




Определять понятия «физиология высшей нервной деятельности», «память», «воображение», «мышление», «впечатление».

Называть факторы, влияющие на формирование речи в онтогенезе.

Называть познавательные процессы, свойственные человеку.

Называть процессы памяти.

Раскрывать понятия «долговременная память» и «кратковременная память».

Различать механическую и логическую память.

Объяснять связь между операцией обобщения и мышлением.

Описывать роль мышления в жизни человека

67

Психологические особенности личности

1




Определять понятия «темперамент», «характер (человека)», «способность (человека)».

Описывать с помощью иллюстрации в учебнике типы темперамента.

Классифицировать типы темперамента по типу нервных процессов.

Различать экстравертов и интровертов.
Раскрывать связь между характером и волевыми качествами личности.

Различать понятия «интерес» и «склонность».

Объяснять роль способностей, интересов и склонностей в выборе будущей профессии

61

Регуляция поведения

Практическая работа

«Изучение внимания»

1




Определять понятия «воля», «внимание».

Раскрывать понятия «волевое действие», «эмоция».

Описывать этапы волевого акта.

Объяснять явления внушаемости и негативизма.

Различать эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения.

Называть примеры положительных и отрицательных эмоций, стенических и астенических эмоций.

Раскрывать роль доминанты в поддержании чувства.

Объяснять роль произвольного внимания в жизни человека.

Называть причины рассеянности внимания.

Выполнять опыт, фиксировать результаты и сравнивать их с ожидаемыми (описанными в тексте учебника)


59-62

Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение

1




Определять понятия «работоспособность», «режим дня».

Описывать стадии работоспособности.
Раскрывать понятие «активный отдых».
Объяснять роль активного отдыха в поддержании работоспособности.

Раскрывать понятия «медленный сон», «быстрый сон».

Раскрывать причину существования сновидений.

Объяснять значение сна.

Описывать рекомендации по подготовке организма ко сну

66

Вред наркогенных веществ *

1




Объяснять причины, вызывающие привыкание к табаку.

Описывать пути попадания никотина в мозг.

Называть внутренние органы, страдающие от курения.

Раскрывать опасность принятия наркотиков.

Объяснять причину абстиненции («ломки») при принятии наркотиков.

Называть заболевания, вызываемые приёмом алкоголя.

Раскрывать понятие «белая горячка»

56-62

Обобщение и систематизация знаний по теме «Поведение человека и высшая нервная деятельность»

1




Характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека.

Обосновывать значимость психических явлений и процессов в жизни человека

Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (3 ч)

63

Половая система человека.

1




Называть факторы, влияющие на формирование пола, и факторы, влияющие на формирование мужской и женской личности.

Раскрывать связь между хромосомным набором в соматических клетках и полом человека.

Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение женской и мужской половой системы.

Объяснять связь между менструацией и созреванием яйцеклетки, поллюцией и созреванием сперматозоидов.


64

Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём*

1




Знать необходимость соблюдения правил гигиены внешних половых органов.

Раскрывать понятия «наследственное заболевание», «врождённое заболевание».

Называть пути попадания возбудителей СПИДа, гонореи, сифилиса в организм человека.

Различать понятия СПИД и ВИЧ.
Раскрывать опасность заражения ВИЧ.

Называть части организма, поражаемые возбудителем сифилиса, признаки гонореи, меры профилактики заболевания сифилисом и гонореей

65

Развитие организма человека
Обобщение и систематизация знаний по теме «Половая система. Индивидуальное развитие организма»

1




Описывать с помощью иллюстраций в учебнике процесс созревания зародыша человека, строение плода на ранней стадии развития.

Называть последовательность заложения систем органов в зародыше.

Раскрывать понятие «полуростовой скачок».

Описывать особенности роста разных частей тела в организме ребёнка.

Различать календарный и биологический возраст человека.

Раскрывать влияние физической подготовки на ростовые процессы организма подростка.

Характеризовать роль половой системы в организме.

Устанавливать закономерности индивидуального развития человека

63-65

Обобщение и систематизация знаний по теме «Половая система. Индивидуальное развитие организма»

1




Характеризовать функции половой системы

Выявлять взаимосвязь строения и функций различных систем органов.

Объяснять участие различных систем органов в важнейших процессах роста, развития и обмена веществ в организме


Итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье»

1




Характеризовать функции различных систем органов.

Выявлять взаимосвязь строения и функций различных систем органов.

Объяснять участие различных систем органов в важнейших процессах роста, развития и обмена веществ в организме


Итоговое повторение

1




Характеризовать функции различных систем органов.

Выявлять взаимосвязь строения и функций различных систем органов.

Объяснять участие различных систем органов в важнейших процессах роста, развития и обмена веществ в организме



*- уроки с использование НРЭО






Описание учебно - методического комплекса:


Программа

Учебники и учебно-методические пособия

Биология: программа: 5-11 классы: программы / [И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др.]. - М. :Вентана-Граф, 2014. - 89 с.



Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек./учебник для 8 класса/ - М.:Вентана-Граф, 2013

Маш РД. ДрагомиловА.Г.Биология. Человек. Рабочие тетради №1,№2 для 8 класса. - М: «Вентана-Граф», 2015

Громова Л.А. Организация проектной и исследовательской деятельности школьников: биология: 5-9 классы: методическое пособие/Л.А.Громова.-М.: Вентана-Граф, 2014.-160с.

Воронина Г.А. Биологический тренажер: 6-11 классы: дидактические материалы/ Г.А. Воронина, С.Н. Исакова.- М.: Вентана- Граф, 2012.- 192с.



Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Сайты, содержащие учебно-методические материалы для учителя

Профильное обучение в старшей школе profile-edu.ru

Российский общеобразовательный порталschool.edu.ru

Дистанционная поддержка профильного обученияedu.of.ru/profil/.

Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"ict.edu.ru/

Большая перемена newseducation.ru

Федерация интернет-образования fio.ru

Сетевое объединение методистов som.fio.ru/

Учитель.ru teacher.fio.ru

Рейтинг электронных образовательных ресурсов rating.fio.ru/
Новаторство Intel® в образовании intel.com/cd/corporate/education/emea/rus/index.htm

CURATOR.RU - Интернет технологии в образовании curator.ru/e-books/
Учёба ucheba.com Включает:

posobie.ru Содержит каталог учебного оборудования, перечень учебного оборудования РАО с комментариями, минимальный перечень учебного оборудования;

uroki.ru Содержит тематические планы, поурочные планы, также разделы: методическая копилка, информационные технологии в школе;

metodiki.ru Содержит разделы психологии, дошкольного воспитания, дополнительного образования, управления образованием, внеклассной работы.

Новые педагогические технологииscholar.urc.ac.ru:8002/courses/Technology

Компания Гиперметодlearnware.ru/intro/

Сайты, содержащие учебные материалы по биологии

Научная сеть. nature.ru

Тропинка в загадочный мир. biodan.narod.ru

Государственный дарвиновский музей. darwin.museum.ru

Электронная иллюстрированная энциклопедия «Живые существа» livt.net/

Сайты, содержащие учебные материалы по экологии

"Экология" anriintern.com

Экология.ispu.ru

журнал "Экология и жизнь ● ecolife.ru

Технические средства и наглядные пособия:

Ноутбук

Мультимедийный проектор

Принтер

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. Стандарт основного общего образования по биологии.

2. Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).

3. Примерная программа основного общего образования по биологии.

4. Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии.

5. Авторские программы по разделам биологии.

6. Общая методика преподавания биологии.

7. книги для чтения по всем разделам курса биологии.

8. Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков).

9. Учебники по всем разделам.

Издания, составляющих учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, отражающее национальные, региональные и этнокультурные особенности по предмету:

1) Строкова Н.П. Ламехова, Е.А. Учителю о лекарственных растениях Челябинской области, Челябинск, 2010.

2) Строкова Н.П., Коровин С.Е. Мир удивительных растений. Челябинская область: учеб.пос. / Н. П. Строкова, С. Е. Коровин. - 2-е изд., испр. и доп. - Челябинск: АБРИС, 2009. - 152 с.

3) Лешихин М.И. Растения на страже здоровья. Лекарственные растения Челябинской области : уч. пос. / М.И. Лешихин. - Челябинск : АБРИС, 2011. - 128 с.

4) Уфимцева Г.А., Латюшин В.В. Биология грибов и растений Челябинской области, Челябинск, 2004.

5) Матвеев А.С. Промысловые животные. Приложение к зоогеографической карте Челябинской области / А. С. Матвеев. - Челябинск: АБРИС, 2009. - 128 с.

6) Ламехов Ю.Г. Птицы Челябинской области : уч. пос. / Ю. Г. Ламехов. - Челябинск : АБРИС, 2013. - 128 с.

7) Тюмасева З.И., Гуськова Е.В. О беспозвоночных животных Южного Урала : уч. пос. / З. И. Тюмасева, Е. В. Гуськова. - Челябинск : АБРИС, 2013. - 128 с.

Печатные пособия

Таблицы:

1. Анатомия, физиология и гигиена человека

2. Портреты учѐных биологов.

5. Систематика животных

Атласы:

1. Анатомия человека.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Приборы, приспособления:

1. Лупа ручная (7 штук)

2. Микроскоп школьный ув. 300 (8штук).

Модели объѐмные:

1. Набор моделей органов человека.

2. Торс человека.

Модели рельефные:

1. Дезоксирибонуклеиновая кислота.

Натуральные объекты

Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп.

Влажные препараты:

1. Строение глаза млекопитающего.

Микропрепараты:

1. Набор микропрепаратов по разделу «Человек».
















Требования к оценке достижения планируемых результатов освоения ООП ООО

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, мстапредметных и предметных.

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий. В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся.а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия». Познавательные универсальные учебные действия программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных тематических работ по географии.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов. Система оценки предметных результатов освоения учебной программы с учётом уровневого подхода, принятого в новом стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений «ученик научится» и повышенного уровня «ученик может научиться».

Достижение предметных и метапредметных результатов ООП ООО необходимы дня продолжения образования. При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися ООП ООО должны учитываться: сформированностьумений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО

1) определяет основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки:

2) ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

3) обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных н личностных результатов основного общего образования;

4) обеспечивает оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;

5) предусматривает использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);

6) позволяет использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, как основы для оценки деятельности образовательного учреждения и системы образования разного уровня.

Для оценки текущего, промежуточного и итогового целесообразно выделить 4 уровня достижений:

1) высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

2) повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

3) базовый уровень достаточный для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

4) пониженный уровень достижений, свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»).

Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений используются данные системы накопленной оценки:

• стартовой диагностики;

• тематических и итоговых проверочных работ по биологии;

• творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Решение о достижении или не достижении планируемых результатов или об освоении или не освоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения ФГОС ООО критерий достижения (освоения) учебною материала задан как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.





© 2010-2022