Урок на тему Кровеносная система. Круги кровообращения (8 класс)

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Средняя школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов

Вахитовского района города Казани





Урок по теме:

« Кровеносная система.

Круги кровообращения».







Провела: учитель биологии

Кавиева Р.А.

8 класс.


Казань -2011

Тема: «Кровеносная система. Круги кровообращения».

Цели урока:

учащиеся должны знать терминологию по теме, называть элементы крови, описывать их особенности, понимать сущность процессов: движение крови по кругам кровообращения, работа сердца ( сердечный цикл), образование тромба, формирование иммунитета;

Быть знакомы с заболеваниями сердечно - сосудистой системы и их профилактикой, осознавать вред никотина, алкоголя, наркотиков для работы органов системы кровообращения, понимать необходимость здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно - сосудистой системы.

Оборудование: бумага для проведения терминологического диктанта, эталоны ответов, карточки с цифровой информацией, карточки с текстами, карточки с тестами, реквизит для показа моделей.

Класс делится на 4 команды, конкурсы оценивает учащиеся. Учащиеся в начале урока выбирают цветные фишки ( каждый цвет дает возможность участвовать в одном из конкурсов).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель сообщает цели и задачи урока, объявляет условия проведения игры. Учащиеся выбирают цветные фишки и занимают места за игровыми столами.

  1. Проверка знаний учащихся. ( Проводится в виде игр - конкурсов. По окончании конкурса подводятся итоги, исправляются ошибки.)

  2. Освоение нового материала.

  3. Закрепление пройденного материала.

  4. Подведение итогов урока.

А. Выставление оценок за тест.

Б. Оценки за участие в конкурсах.

В. Общие итоги и выводы.

2. Конкурс « Термины».

Условия: учитель читает определения, учащиеся на местах, подняв руку, отвечают.

Задания:

  1. Движение крови по кровеносным сосудам. ( Кровообращение.)

  2. Самый крупный сосуд. ( Аорта.)

  3. Красные кровяные клетки. ( Эритроциты.)

  4. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. ( Фагоцитоз.)

  5. Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертывания крови. ( Гемофилия.)

  6. Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. ( Вакцина.)

  7. Белые кровяные клетки. ( Лейкоциты.)

  8. Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. ( Иммунитет.)

  9. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. ( Донор.)

  10. Вещество, входящее в состав эритроцитов. ( Гемоглобин.)

  11. Жидкая часть крови. ( Плазма.)

  12. Группа крови универсального донора. ( 1 группа или 00.)

  13. Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм. ( Антитело.)

  14. Колебания стенок сосудов, вызванное изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. ( Пульс.)

Конкурс « С точностью до …»

Условия: в конкурсе участвуют все ученики. Баллы, будут набирать те игроки, которые быстрее других вспомнят, что означают следующие цифры и числа.

Задания:

  1. 90% (количество воды в крови ).

  2. 300 г ( масса сердца ).

  3. 60-80 раз в мин ( количество сердечных сокращений ).

  4. 120 дней ( продолжительность жизни эритроцитов ).

  5. 0,8 с ( длительность сердечного цикла ).

  6. 0,9% ( количество NACL в крови ).

  7. 5 млн/мм3 ( количество эритроцитов ).

  8. 0,5-1 мм/с ( скорость тока крови в капиллярах ).

  9. 120/80 мм рт. ст. ( нормальное артериальное давление крови ).

  10. 6-9 тыс./мм3 ( количество лейкоцитов ).

  11. 30-50 см/с ( скорость тока крови в аорте ).

  12. 2,5 см ( диаметр аорты ).

Конкурс « Модели » ( домашнее задание ).

Условия: команды разыгрывают модели физиологических процессов: « Работа сердца» , « Образование тромба ».

Конкурсанты, имеющие зеленые фишки , комментируют выступление своей команды.

Примеры моделей.

  1. « Работа сердца» ( сценка). Участвуют 6 человек, 4 из которых изображают камеры сердца ( правые и левые предсердия и желудочки ), двое- кровь. Участники 1-4 стоят парами, лицом друг к другу, их руки образуют кольцо. Так как сердечный цикл длится 0,8 с то на счет «1» « кровь» ( участники 5,6 ) делает шаг и попадает в предсердия ( кольцо рук участников 1,2), на счет «2-3-4» « кровь » переходит в «желудочки» ( участники 3,4 ), на счет « 5-6-7-8» « кровь» выходит из « желудочков», учащиеся занимают исходную позицию.


  1. « Образование тромба» ( сценка). Участвуют 5-6 человек: двое изображают стенку сосуда, остальные элементы крови. Ведущий читает текст, участники разыгрывают действие.

Ведущий. Представьте себе, что вы порезали палец ( участники 1и 2 разрывают руки) и через поврежденную стенку сосуда начинает течь кровь ( игроки 3,4,5 многократно пробегают через разомкнутые руки). Но вот на месте повреждения начинают появляться нити белка фибрина ( 1 и 2 протягивают друг к другу руки и соединяют их ), которые, словно сеточка, закрывают отверстия. И в эту сеть попадают клетки крови ( 3,4,5 « застревают» в сетке рук 1и 2 ), они закупоривают прорыв. Так образуется тромб.


  1. Освоение нового материала.

Учащимся предлагается работа с презентацией на тему: «Круги кровообращения», во время просмотра которой ученики делают необходимые записи и рисунки.

А) Круги кровообращения: большой (телесный) и малый (легочной).

Б) Определение терминов: артерия, аорта, вены, капилляры, венозная кровь, артериальная кровь.

В) Строение сердца: (4 камеры, начало кругов кровообращения).

4. Закрепление пройденного материала.

Учащиеся отвечают на вопросы по пройденному материалу.

1. Отдел сердца - начало малого круга кровообращения.

2. Отдел сердца - конец малого круга кровообращения.

3. Артерия, по которой течет венозная кровь.

4. Вена, по которой течет артериальная кровь.

5. Вены с венозной кровью.

6. Отдел сердца - начало большого круга кровообращения.

7. Отдел сердца - конец большого круга.

8. Сосуды, в которых венозная кровь становится артериальной.

9. Сосуды, в которых артериальная кровь становится венозной.

10. Отделы сердца, в которых происходит расслабление при выталкивании крови из сердца.

11. Отделы сердца, в которых происходит сокращение при выталкивании крови из сердца.

12. Сосуды с минимальным давлением крови.

13. Сосуд с максимальным давлением крови.

14. Сосуды с минимальной скоростью крови.

15. Отдел сердца с самой толстой стенкой.

16. Отделы сердца с отрицательным давлением крови.

Подведение итогов, выставление оценок.

Литература: В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева « Открытые уроки по биологии 7-9 классы». Издательство « Учитель» , Волгоград. 2003г.

© 2010-2022