- Преподавателю
- Биология
- Программа кружка эколого-биологической направленности
Программа кружка эколого-биологической направленности
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тафинцева Н.С. |
Дата | 20.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Утверждаю»
директор школы_______Сенкевич Е.В.
приказ № 164 от «01» сентября 2012 г.
Муниципальное общеобразовательное учреждении
Урагубская средняя общеобразовательная школа
МО Кольский район Мурманской области
Рабочая программа
кружка эколого - биологической направленности
«Экология и человек»
Срок реализации: 3 года
Возраст учащихся: 10 - 12 лет
с.п. Ура - Губа
2012 год
Пояснительная записка
Назад, к природе!
Ж. Ж. Руссо
Познавайте свою страну,
свой край,
свою гору или речонку!
Не бойтесь,
что малы эти горушки или речонки,
ведь из малого вырастает большое!
А. Е. Ферсман
В наши дни общественность серьёзно озабочена проблемой экологического образования и воспитания людей. До определённого времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса.
Ещё в 1992 г. на межправительственной конференции в Рио-де-Жанейро были поставлены задачи, среди которых важнейшими являются:
-
принятие практических первоочередных мер по выходу из кризиса;
-
воспитание экологической культуры подрастающего поколения.
Эти задачи нашли отражение и в Постановлении Правительства РФ № 1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения», в котором экологическое образование и воспитание школьников определяется как приоритетное направление работы общеобразовательных учреждений.
В условиях модернизации российского образования возникает понимание значения экологических знаний и экологизации воспитания как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей. Экологическое воспитание и образование превращаются в стержень современного образования, являясь ведущими в существующей системе образования в интересах устойчивого развития и общества в целом, представляя собой целостную систему, охватывающую всю жизнь человека.
Современное школьное образование должно развиваться по принципу непрерывности экологического образования и воспитания, которое заключается в том, что учащиеся постепенно, шаг за шагом, овладевают сначала элементарными экологическими знаниями, а затем поднимаются до осмысления глобальности происходящих процессов.
МОУ Урагубская СОШ МО Кольский район Мурманской области расположена в небольшом рыболовецком посёлке Ура-Губа. В последнее время территория села и прилегающая к нему территория подвергаются сильному антропогенному воздействию: жители перестали следить за чистотой подъездов, улиц; лес засоряется мусором; водоемы используются не по назначению. Зимой производится бесконтрольная вырубка деревьев. Улицы посёлка требуют благоустройства, озеленения.
На основе выше перечисленных проблем в МОУ Урагубская СОШ была разработана программа экологического воспитания учащихся.
Цель: формирование экологического мировоззрения школьника, основанного на представлении о своём единстве с природой и о направленности своей культуры и всей деятельности на её развитие.
Задачи:
-
образовательные - углубление и расширение знаний в области экологии, повышение уровня экологической грамотности;
-
воспитательные - привитие интереса к изучению родного края, воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами морали;
-
развивающие - развитие творческих способностей учащихся, умений и навыков исследовательской и проектной деятельностей.
Подавляющее большинство программ для государственных учреждений дополнительного образования предполагает изучение одного направления: бережное отношение к природе родного края («Прикладная экология»).
Программа «Экология и человек» направлена не только на расширение и углубление знаний в области прикладной экологии, но и на формирование системы знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности, воспитание экологической культуры.
Средний возраст учащихся - 10 - 12 лет.
В этом возрасте хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно - образное мышление; зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.
Психолог А.Н. Леонтьев отмечал, что у детей в этом возрасте уже сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей средой, развиты чувства сопереживания, сочувствия.
Кроме того, уровень информированности школьников о природе позволяет им осознавать себя как носителя экологической культуры.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Программа первого года обучения разработана для учащихся 10 - 12 лет (5-6 классы), количество детей в группе 10 человек.
Режим работы - 1 раз в неделю 1 час.
Программа направлена на углубление и расширение знаний в области прикладной экологии. Школьники в игровой форме узнают о современных проблемах охраны природы.
Второй год обучения - 12 - 13 лет (6 - 7 классы).
Режим работы - 1 раз в неделю 1 час.
Школьники знакомятся с понятием «мониторинга и оценки состояния окружающей среды».
Третий год обучения - 13 - 14 лет (7 - 8 классы).
Режим работы - 1 раз в неделю 1 час.
Программа направлена на воспитание экологической культуры школьников, жителей села Ура - Губа.
Данная программа разработана на основе авторской программы (Авторы - составители: Малютина Т.Г., учитель географии и биологии, Тафинцева Н.С., учитель русского языка и литературы. Рецензия № 1006 от 26.12.08 г. МОИПКРОиК)
Формы работы:
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно - иллюстративный, рассказ, беседа, работа с дополнительной литературой, исследовательская и проектная деятельности.
С целью выявления уровней обученности предполагается следующая градация:
I уровень - репродуктивный с помощью педагога
II уровень - репродуктивный без помощи педагога
III уровень - продуктивный
IV уровень - творческий
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся в экологическом объединении осуществляется в несколько этапов:
-
Промежуточный контроль.
-
тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний;
-
фронтальная и индивидуальная беседа;
-
выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности;
-
решение ситуационных задач, кроссвордов;
-
игровые формы контроля.
Кроме того, промежуточный контроль предусматривает участие школьников в конкурсах и выставках разного уровня.
-
Итоговый контроль.
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в экологическом объединении.
Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III и IV уровни обученности, создание исследовательских работ, проектная деятельность.
Содержание
программы I года обучения
-
Введение. Путешествие Эколошки в предмет «Прикладная экология» (тематическая игра) 1ч.
-
Эколошка о современных проблемах охраны природы. 3ч.
Роль природы в жизни человека. Виды природных ресурсов. Принципы и правила охраны природы. Охраняемые природные объекты Мурманской области. Игра «Путешествие Эколошки в мир экологии Мурманской области»
-
Путешествие Эколошки в мир почвы. 7ч.
Строение почвы. Образование и свойства почвы. Основные виды эрозии почв. Охрана почв (зональные мероприятия). Мониторинг почв пришкольного участка. Практикумы «Определение структуры почв пришкольного участка», «Определение кислотности почв по растениям- индикаторам», « Осенняя перекопка почвы на УОУ. Подготовка почвы для будущей рассады». Выставка «Юннаты - это мы!»
-
Путешествие Эколошки в мир растений. 12 ч.
Современное состояние и охрана растительности. Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений. Практикум «Изучение цветковых растений пришкольного участка». Классификация комнатных растений. Экскурсия к цветоводу - любителю Груздевой Р.С. «Многообразие комнатных растений». Содержание растений дома. Расположение комнатных растений. Уход за растениями. Размножение растений. Практикум «Вегетативное размножение растений». Цветы в интерьере школы. Декоративно-цветущие, декоративно-лиственные, лекарственные комнатные растения. Конкурс стихов русских поэтов 19 века о флоре «Цветы и поэзия». Композиции. Практикум «Подбор растений и цветочных горшков для композиций». Акция «Подари цветок школе».
-
Путешествие Эколошки в мир фауны. 5 ч.
Значение животных в природе и хозяйственной деятельности. Прямое и косвенное воздействие человека на животных. Охрана редких и исчезающих видов животных. Конкурс рисунков и сочинений «Редкие и исчезающие виды животных Мурманской области». Охрана и привлечение птиц в зимний период. Внеклассное мероприятие «Птицы - наши друзья!» Заповедники, заказники Мурманской области.
-
Путешествие Эколошки в мир воды. 3ч.
Причины дефицита пресной воды. Источники загрязнения водных ресурсов. Основные меры по охране водных ресурсов. Способы очистки сточных вод. Основные мероприятия по рациональному водопользованию. Творческая работа «Путешествие Эколошки в мир чистой воды»
-
Путешествие Эколошки в мир воздуха. 2ч.
Причины и источники загрязнения воздуха. Естественное и искусственное загрязнение. Меры по охране воздуха. Акция «Чистая планета».
-
Обобщающая игра - путешествие «Эколошка в мире экологии».1ч.
Прикладная экология
Учебно-тематический план
I года обучения
№ п/п
Тема занятий
Всего часов
лекции
практич.
работа
1
2
3
4
5
6
7
8
Введение. Путешествие Эколошки в предмет «Прикладная экология»
Эколошка о современных проблемах охраны природы.
Путешествие Эколошки в мир почвы.
Путешествие Эколошки в мир растений.
Путешествие Эколошки в мир фауны.
Путешествие Эколошки в мир воды.
Путешествие Эколошки в мир воздуха.
Эколошка в мире экологии
Всего:
1
3
7
12
5
3
2
1
34
1
1
2
1
1
1
7
1
2
6
10
4
2
1
1
27
Содержание
программы II года обучения
-
Введение.1ч.
Понятия «мониторинга и оценки состояния окружающей среды». Лабораторное оборудование. Методы проведения исследований.
-
Мониторинг почв п. Ура - Губа. 5ч.
Определение типов почв поселка, их свойств и структуры. Определение кислотности почв по растениям-индикаторам. Оценка экологического состояния почвы для выращивания сельскохозяйственных культур. Приготовление почвенной вытяжки.
-
Мониторинг воздуха 3ч.
Биоиндикация воздушной среды поселка. Изучение экологического состояния пришкольной территории. Оценка экологического состояния воздушной среды.
-
Мониторинг водных ресурсов п. Ура-Губа 5ч.
Методы биоиндикации загрязнений водных экосистем. Оценка экологического состояния водных объектов поселка. Акция «Чистая вода - всем нужна, друзья!»
-
Мониторинг флоры и фауны п. Ура-Губа 5ч.
Изучение видового состава растительного и животного мира на территории поселка. Рациональное использование лесных ресурсов. Презентация: «Родной уголок земли». Редкие и исчезающие виды органического мира на территории поселка. Экскурсия «Удивительное рядом». Деревья и кустарники зимой. Агротехника выращиваемых на территории поселка сельскохозяйственных культур. Конкурс сочинений «Край родной!» Наблюдение за любимым животным.
-
Массобмен п. Ура-губа.3ч.
Потребление основных видов ресурсов и образование отходов.
-
Мониторинг здоровья населения п. Ура-Губа. 10ч.
Изучение показателей здоровья человека. Численность населения п. Ура-Губа, причины снижения. Адаптация человека к проживанию в районах Крайнего Севера. Влияние основных атмосферных загрязнителей на организм человека. Воздействие компонентов табачного дыма на человека. Конкурс стихов и рисунков «Береги здоровье смолоду!»
-
Экологическое состояние поселка Ура-Губа. 3ч.
Составление экологической карты поселка. Пресс - конференция «Грязные точки поселка. Меры ликвидации». Акция «Чистый поселок»
Экология поселка
Учебно-тематический план
II года обучения
№
п/п
Тема занятий
Всего часов
Лекции
Практич.
работа
1
2
3
4
5
6
7
8
Введение
Мониторинг почв п. Ура-Губа
Мониторинг воздуха
Мониторинг водных ресурсов п. Ура-Губа
Мониторинг флоры и фауны п. Ура-Губа
Массообмен п.Ура-Губа
Мониторинг здоровья населения п.Ура-Губа
Экологическое состояние поселка
Всего:
1
5
2
5
5
3
10
3
34
1
1
1
1
1
2
1
8
4
2
4
4
2
8
2
26
Содержание
программы III года обучения
-
Введение. 1 ч.
-
Экологическая культура школьников.12ч.
Самонаблюдение "Я и мои привычки». Практикум «Дневник самонаблюдений». Здоровый образ жизни. Правила личной гигиены. Санитарные правила режима дня и учебных занятий. Правила поведения в отношениях между людьми. Правила поведения в природе.
Практикум «Составления памяток о правилах поведения».
Конкурс плакатов и стихов « Вредным привычкам - нет! ЗОЖ - да!»
Практикум «Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты» Практикум «Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места».
Практикум «Проведение социологического опроса школьников по проблеме их отношения к окружающей среде».
-
Экологическая культура семьи. 14ч.
Поведение в быту. Факторы вашего окружения. Практикум «Выявление экологически опасных веществ, используемых в быту и факторов их воздействия». Загрязнение продуктов питания. Антропогенные источники электромагнитных полей. Искусственные источники радиации. Способы улучшения обстановки в вашем доме.
Проект идеального жилища. Правила личной гигиены при уходе за домашними любимцами. Фотовыставка «Наши питомцы»
Акция совместно с родителями «Посади дерево»
Конкурс сочинений «Здоровая семья, здоров и я!»
Игра - путешествие «Экологическая тропа».
День здоровья «Мама, папа, я - крепкая семья!»
-
Экологическая культура жителей поселка п.Ура-Губа. 7ч.
Разработка и проведение социологического опроса взрослых жителей поселка по проблемам окружающей среды.
Экологическое состояние подъездов в поселке. Меры по улучшению.
Беседа с главой администрацией поселка п.Ура-Губа Левковской Л.В., инженером - экологом Груздевой Н.А. об экологических проблемах в поселке и их решении. Проблема биологических ресурсов. Выпуск листовок с обращением к жителям села об охране природы нашего края, утилизации отходов. Агитация жителей поселка «Мы голосуем за ЗОЖ!», привлечение к участию в экологической акции «Чистый поселок». Театрализованное представление «Будущее поселка в наших руках!»
Экология культуры
Учебно-тематический план
III года обучения
№
п/п
Тема занятий
Всего часов
Лекции
Практ.работа
1
2
3
4
Введение
Экологическая культура школьников
Экологическая культура семьи
Экологическая культура жителей посёлка Ура-Губа
Всего:
1
12
14
7
34
1
4
4
1
10
8
10
6
24
Список
использованной литературы
1. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования школьников.// НШ. - 1999. - №1. стр. 19-22
2. Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. - 1998. №6. стр.92-94
3. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. - 1996. - № 3 - стр. 57 - 59
4. Боголюбов С. А. Природа: что мы можем. М. - 1987
5. Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. М. - 1987
6. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и её охрана: книга для учащихся - М.: Просвещение, 1985 - 192 стр.
7. Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры. // НШ. - 1998. №6. стр. 13-14
8. Горощенко В. П. Природа и люди. М., Просвещение, 1986.
9. Гришева Е. А. Задания экологического содержания - М.: Просвещение, 1999
10. Жестнова Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. - 1989. №10-11.
11. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // НШ. - 1998. №6. стр. 125-127
12. Кириллова З. П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. М.: Просвещение. - 1983
13. Майорова М. Л. Интегрированное применение литературного материала на уроках природоведения. // НШ. - 1999. №12. стр. 60-61
14. Мухамедьярова Р. Р. О работе экологической школы. // НШ. - 1999. №3. стр. 32-34
15. Пахомов А. П. Методические рекомендации к овладению экологическими знаниями. // НШ. - 1998. №6. стр. 26-28
16. Салеева Л. П. Содержание экологического образования. // Биология в школе. - 1987. №3
17. Ферб П. Популярная экология. М., Мир. - 1971.
18. Чижевский А. Е. Экология у нас дома. // НШ. - 1998. №6. С. 43-46.
19. Чистякова Л. А. Формирование экологической культуры. Урал. ГАРК. - 1998