Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

"Описание материала: "Скоро наступит пора выпускных экзаменов, при сегодняшнем авторитете и популярности  высшего образования многим выпускникам средних  школ приходится конкурировать друг с другом за результаты ЕГЭ. "Для успешной сдачи экзаменов необходимо запомнить большую массу знаний и не по одному предмету, а по 2-3 как минимум. "Учитывая  то, что количество информации по всем предметам школьной программы растет из года в год, возникает потребность в применении,  при запоминании учебного материала особых технологий и методов, которые бы решили данную задачу. ""Интеллектуальные возможности человека ограничены.  Выпускник среднего интеллектуального уровня развития (коим является большинство) способен запомнить ограниченное количество информации. ""Часто  для поступления в  специализированные ВУЗы необходимо получить очен...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» №4 г. СоветскийТворческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

628240, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область,

г. Советский, ул. Советская, 10. Т.ф.: 3-33-58.





Творческий проект


«БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАПОМИНАЛКИ»















Автор:


Созонова Екатерина Ивановна,

учитель биологии МБОУСОШ № 4 г. Советский

Тюменская обл. ХМАО г. Советский, ул.Северная , 30

3-77-24; 8(904)478-59-80



г. Советский

2013

Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

Содержание:

Введение (актуальность, цель, задачи)_________________________________3

Глава 1. Способы эффективного запоминания_______________________8

  1. Методы, способы и технологии запоминания большого количества информации.__________________________________________________8

  2. Принципы эффективного запоминания информации._______________ 13

  3. Способы запоминания порядка элементов.________________________15

Глава 2. «Ассоциативный способ запоминания информации»_______ __16

  1. «Ассоциативное мышление»____________________________________16

  2. Метод ассоциативных связей.___________________________________17

  3. «Ассоциативные памятки»_____________________________________ 18

Глава 3.

Сборник «Биологических «запоминалок» по биологии»_______________19

3.1. Биология растений______________________________________________20

3.2. Биология животных_____________________________________________24

3.3. Биология человека______________________________________________26

3.4. Общая биология________________________________________________28

Глава 4.

Рейтинг популярности «Биологических запоминалок»_________________30

Заключение._______________________________________________________32

Литература._______________________________________________________ 33

Приложения.______________________________________________________ 34


ВведениеТворческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

1 часть - Актуальность темы:

Скоро наступит пора выпускных экзаменов, при сегодняшнем авторитете и популярности высшего образования многим выпускникам средних школ приходится конкурировать друг с другом за результаты ЕГЭ. Для успешной сдачи экзаменов необходимо запомнить большую массу знаний и не по одному предмету, а по 2-3 как минимум. Учитывая то, что количество информации по всем предметам школьной программы растет из года в год, возникает потребность в применении, при запоминании учебного материала особых технологий и методов, которые бы решили данную задачу.

Интеллектуальные возможности человека ограничены. Выпускник среднего интеллектуального уровня развития (коим является большинство) способен запомнить ограниченное количество информации. Часто для поступления в специализированные ВУЗы необходимо получить очень высокие баллы по биологии. Биология - наука точная. В биологии очень много разных терминов, определений, законов, теорий, гипотез, процессов, явлений, закономерностей и даже задач. И все это основано на фактическом материале. Так что при ответе на вопросы необходимо придерживаться строгой точности, ни какие рассуждения здесь не помогают. Поэтому я задумалась, а существуют ли какие - нибудь технологии и методы запоминания большой информации? Пользуются ли этими методами выпускники нашей школы? Размышляя над этими вопросами, я решила обратиться к своим учащимся, а что они знают о том, как можно запомнить быстро и много информации при подготовке к экзаменам?

Я провела первый социологический опрос по вопросу:

« Знаешь ли ты, какие нибудь способы запоминания большого объема информации?

Было опрошено 38 человек, учащиеся 9 и 11 классов.


Результаты анкетирования показали следующее:

Варианты

ответов

Не знаю

Даже не

задумывался

знаю

Количество

респондентов

27

7

4

% от общего

числа респондентов

71%

19%

10%

После проведения первого социологического опроса я провела второй, с тем же количеством респондентов, по вопросам:

Результаты второго анкетирования показали следующее:

  • Как ты запоминаешь большой объём информации?

1 вопрос.

Варианты

ответов

«Зубрю»

Учу только самое основное


Не учу

(надеюсь на удачу)

Количество

респондентов

25

13

0

% от общего

числа респондентов

65%

35%

0%

2 вопрос.

  • Есть ли вообще способы, методы и технологии запоминания информации?

Варианты

ответов

Есть, но я их не знаю

нет


не знаю

хотел бы

узнать


Количество

респондентов

12

5

4

38

% от общего

числа респондентов

31%

13%

10%

100%

По третьему вопросу я опросила только тех учащихся, которые выбрали биологию, как экзамен по выбору (10 человек).

  • Есть ли у тебя какие- нибудь способы запоминания биологической терминологии ( определения, процессы, законы, задачи)?

3 вопрос.

Варианты

ответов

есть

нет

хотел бы

узнать

Количество

респондентов

0

10

10

% от общего

числа респондентов


100%

100%

2 часть - Определение предмета исследования:

По результатам социологического опроса оказалось, что многие учащиеся не знают особых приемов, способов запоминания информации, кроме как «зубрежки» или выборочного запоминания, т.е. самого главного. Кроме того, выпускники сдающие биологию, как экзамен по выбору вообще не имеют представления о том, как можно запомнить все сложные биологические определения, термины, закономерности, процесс и явления, чтобы все вспомнить на экзамене. Многие ребята хотели бы узнать, как и с помощью чего можно зафиксировать в памяти большой объём информации по школьному предмету.

3 часть - Формулировка проблемы:Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

«Как можно помочь учамся справиться с большим объемом информации»

4 часть - Выдвижение гипотезы:

«Можно придумать определенные памятки, построенные на ассоциациях помогающие запомнить большой информации?»

Поэтому я сделала вывод, что использование ассоциативных памяток или как я их назвала «Биологических запоминалок», будет эффективным и актуальным в связи с увеличением количества учебной информации.

Исходя из результатов анкетирования, я решила помочь учащимся (и самой себе) узнать, как решить данную задачу. Ради этой цели я решила изучить методы быстрого запоминания текста и создать свои собственные ассоциативные памятки по разным курсам биологии.

Для кого будет полезен данный проект:

Материал проекта может быть полезен учащимся, выпускникам школ, родителям, педагогам, работающим в образовательных учреждениях, а так же студентам педвузов.






Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

5 часть - Проверка гипотезы:

Глава 1. Способы эффективного запоминания.

  1. Методы, способы и технологии запоминания большого количества информации.

«Без памяти человек не сможет

ни чего изобрести, не сможет

скомбинировать и двух идей»

(Вольтер)

То, что можно выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. Если, кроме того, слова не просто выступают как вербальная замена воспринятого материала, а являются результатом его осмысления, т.е. если слово не название, а понятие, содержащее в себе связанную с предметом существенную мысль, то такое запоминание является наиболее продуктивным. Чем больше думаем над материалом, чем активнее стараемся представить его зрительно и выразить словами, тем легче и прочнее он запоминается. Чем богаче и разнообразнее стимулы-средства, которыми мы располагаем для запоминания, чем более просты и доступны они для нас в нужный момент времени, тем лучше произвольное припоминание. Два фактора, кроме того, повышают вероятность успешного припоминания: правильная организация запоминаемой информации и обеспечение при ее воспроизведении таких психологических условий, которые идентичны тем, в которых происходило запоминание соответствующего материала.

Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни задавался вопросом, а существуют ли какие-нибудь приемы и техники, позволяющие запоминать различную информацию более эффективно, то есть сделать процесс усвоения знаний более легким и естественным, одним словом, как затратить меньше сил на запоминание и как ускорить или оптимизировать этот процесс.

Однако мало кто из задававших себе этот вопрос действительно пытался найти на него ответ, хотя некоторые из приемов эффективного запоминания большинство людей неосознанно применяли, но лишь немногие из них делали это системно. К сожалению, сложилось так, что ни в школах, ни в высших учебных заведениях техники быстрого запоминания не преподаются.

А ведь большинство техник быстрого запоминания существуют уже не одну сотню и даже тысячи лет. Конечно, они модифицируются и усовершенствуются, но в системе общего образования нам не рассказывают даже о том, чем с успехом пользовались наши предки. В древние времена, когда письменность, и тем более книгопечатание не были так хорошо распространены, и каждая книга обходилась ну очень дорого, приемами эффективного запоминания пользовались абсолютно все, кому было необходимо что-либо запоминать. Элементы быстрого запоминания преподавались в те времена в самых лучших учебных заведениях.Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

В настоящее время разработано и на практике используется немалое количество разнообразных систем и методов практического влияния на память человека с целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи базируются на упражняемости воображения, четвертые - на развитии у человека способности осмысливать и структурировать запоминаемый материал, пятые - на приобретении и активном использовании в процессах запоминания и воспроизведения специальных мнемотехнических средств, приемов и действий. Все эти методы в конечном счете основаны на установленных в научных исследованиях и подтвержденных жизнью фактах связи памяти с другими психическими процессами человека и его практической деятельностью.

Способы эффективного запоминания:

Все приемы эффективного запоминания можно условно разделить на группы:

  • приемы запоминания порядка (последовательности) элементов;

  • приемы запоминания соответствий (например, страна - ее столица, слово - его перевод, автор - принадлежащие ему произведения и т.д.);

  • вспомогательные приемы, необходимые для перекодировки неудобной для запоминания информации в более пригодный для усвоения вид;



Название метода, приема, техники…

сущность

  1. Метод постановки вопросов к тексту.Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

Если предметом запоминания является текст, то наличие заранее продуманных и четко сформулированных к нему вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения текста, способствует его лучшему запоминанию. В этом случае текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, чем тогда, когда вопросы к нему ставятся уже после его прочтения.

2.Построение логической структуры - «Дерево»

Помогает придать информации целостную, осмысленную структуру и кратко и компактно запомнить всю информацию о предмете, явлении или процессе. Организация запоминаемого материала в подобного рода структуры способствует его лучшему воспроизведению потому, что значительно облегчает последующий поиск необходимой информации в "кладовых" долговременной памяти, а этот поиск требует системы продуманных, экономичных действий, наверняка ведущих к нужному результату. При предварительной структурной организации запоминаемого материала вместе с ним в долговременную память закладывается и сама схема, с помощью которой материал был организован.

  1. «Эмоциональный способ»

На вспоминание материала влияют и связанные с ним эмоции, причем в зависимости от специфики ассоциированных с памятью эмоциональных переживаний это влияние может проявляться по-разному. О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий, эмоциональный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Связанные с ними впечатления мы лучше организуем в своей памяти, больше и чаще соотносим с другими. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют. Эмоциональные состояния, сопровождающие процесс запоминания, являются частью запечатленной в памяти ситуации; поэтому, когда они воспроизводятся, то по ассоциации с ними восстанавливается в представлениях и вся ситуация, припоминание облегчается. Опытным путем было доказано, что если в момент запоминания человек находится в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память.

Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

  1. Метод «осмысленного запоминания»

Особенно большую пользу в совершенствовании памяти оказывают упражнения и задания по пониманию различных текстов, составлению к ним планов. Использование записей (например, стенографирование), составление схем различных объектов с целью их запоминания, создание определенной обстановки - все это примеры употребления различных мнемотехнических средств. Их выбор обусловлен индивидуальными особенностями и личностными возможностями человека. Лучше всего человеку опираться при совершенствовании памяти на то, что у него больше всего развито: зрение, слух, осязание, движения и т.п. При наличии продуманных и систематических упражнений человеку становится легче представлять «видимое» в своем воображении. А так как способность что-либо зрительно представить положительно влияет на запоминание, то приемы, направленные на развитие воображения у детей, одновременно служат совершенствованию их образной памяти, а также ускорению процесса перевода информации из кратковременной и оперативной памяти в долговременную. Чтобы что-либо запомнить быстро и надолго, рекомендуется в отношении материала выполнить следующую последовательность действий:

А. Мысленно связать запоминаемое с каким-либо хорошо известным и легкопредставимым в воображении предметом. Этот предмет далее связать с каким-нибудь другим, который окажется под рукой именно тогда, когда нужно будет вспомнить запоминаемое.

Б. Оба предмета в воображении соединить каким-либо причудливым образом друг с другом в единый, фантастический предмет.

В. Мысленно представить себе, как будет выглядеть этот предмет. Данных трех действий практически достаточно для того, чтобы в нужный момент времени вспомнить запоминаемое, причем благодаря описанным выше действиям оно сразу же переводится из кратковременной памяти в долговременную и остается там надолго.Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

  1. «Формирование ассоциаций»

Если, например, необходимо как можно лучше запомнить текст, или доказательство теоремы, или какие-либо иностранные слова, то можно поступить следующим образом. Поставить перед собой дополнительную задачу нахождения ответа на вопросы: "Что это мне напоминает? На что это похоже? Читая далее текст или доказательство теоремы, мы должны будем ответить на следующие конкретные вопросы: "Какой другой текст или эпизод из жизни мне напоминает данный текст? Какое другое доказательство напоминает способ доказательства данной теоремы?" Знакомясь с новым словом, мы тут же должны мысленно отвечать на такой, например, вопрос: "Какое иное слово или событие напоминает мне данное слово?"

Здесь действует следующая закономерность: чем больше разнообразных ассоциаций при первом знакомстве с ним вызывает материал и чем больше времени мы уделяем мысленной разработке этих ассоциаций, тем лучше запоминается и сам материал. Основной принцип, лежащий в основе многих мнемотехнических приемов, состоит в использовании образов, связывающих между собой запоминаемый материал со знаком, или формирование такого рода связей внутри самого запоминаемого материала.

  1. Запоминать информацию перед сном.

Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые обычно в течение дня накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.

Однако, следует помнить, что любые приемы хороши лишь тогда, когда они подходят данному человеку и когда он сам их для себя выбрал, придумал или адаптировал, исходя из собственных вкусов и жизненного опыта.

Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

  1. Принципы эффективного запоминания информации.

Принципы эффективного запоминания - это те приемы, которые не являются сами по себе техниками быстрого запоминания, а их применение осуществляется параллельно с какой-либо из них (или же с их сочетанием). Целью же их применения является улучшение эффективности применяемых техник. Можно даже сказать, что техники быстрого запоминания, применяемые без использования этих принципов, теряют половину, если не две трети своей эффективности. С другой стороны, при включении в процесс запоминания этих принципов существенно облегчается сам процесс запоминания. Но самое главное - возрастает его качество. То есть информация может сохраняться в памяти очень и очень длительное время (если есть в этом потребность, то материал может быть усвоен навсегда), без повторных к ней обращений.

Но при этом нужно учитывать, что не всякая ассоциация позволяет неразрывно связать между собой некоторые факты. Существуют так называемые принципы правильного ассоциирования, которые позволяют свести риск потери информации к нулю.

Вот эти принципы:

  1. Необычность, нестандартность - одно из основных свойств нашей памяти - фиксировать все самое необычное и нестандартное из того, что попадает в поле восприятия. Было бы непростительной ошибкой не использовать это свойство в запоминании. Поэтому ассоциации, которые вы придумываете должны быть необычными, яркими, вызывающими удивление, причудливыми.

  1. Синестезия (соощущения) - используйте различные чувства и ощущения в запоминании. Пусть ваше запоминание пойдет сразу по нескольким аналам: зрительному, слуховому, тактильному (ощущения от прикосновения), кинестетическому (ощущения от движения и пространственной ориентации), обонятельному, вкусовому.

  2. Преувеличение (или изменение) - создавая образы преувеличивайте (изменяйте в большую или меньшую сторону) размеры, форму, свойства и количество объектов, делая таким образом их более необычными и запоминающимися

  3. Активное действие, движение

  4. Чувство юмора - движущиеся образы запоминаются лучше, при создании ассоциативных связей заставляйте образы совершать всякие активные действия: разбивайте, превращайте, подбрасывайте, окунайте, склеивайте, заворачивайте, подменяйте, заставляйте одни объекты принимать свойства других. Чувство юмора - все то, что вызывает улыбку и смех, как правило, очень хорошо запоминается, используйте это свойство!Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

  5. Символизм - используйте символы и коды, особенно это касается запоминания абстрактных фактов

  6. Порядок, структура - позвольте своему левому полушарию помочь правому, упорядочивайте образы, создавайте из них структуры

  7. Простота - придумывайте точные, но простые образы и ассоциации, сложные и "накрученные" образы не способствуют запоминанию, ваши образы должны содержать только те сведения, которые вы хотите запомнить, никаких лишних слов

  8. Вхождение - если вы как бы входите в картинку, которую вы хотите запомнить или в придумываемую вами ситуацию, то это помогает запоминанию, поскольку вы можете "пропустить все через себя", сами совершить действия с объектами, задействовать все органы чувств

  9. Цветовая гамма - чем больше цветов вы используете, тем более яркими станут ваши образы, а значит, и лучше запоминающимися

  10. Избыточность - старайтесь всегда запомнить больше, чем вам кажется, что вы можете, обращайте внимание на все свойства запоминаемого материала

  11. Положительность образов - многочисленные исследования доказывают, что приятные, положительные образы запоминаются лучше, чем негативные. Мозг "не хочет связываться" с отрицательными образами и стремится поскорее от них избавиться


Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»



  1. Способы запоминания порядка элементов.

Все способы запоминания порядка элементов можно разделить на две группы:

  • метод последовательных ассоциаций (его еще называют методом рассказа, методом цепочки и т.д., но суть его от этого не меняется.

  • метод связанных ассоциаций, имеющий море разновидностей, все из которых состоят в том, что тем или иным способом составляется вспомогательный список, который служит опорой для запоминания различных списков. Создание вспомогательного (или опорного) списка является ключевым моментом для запоминания информации при помощи метола связанных ассоциаций, поэтому в первую очередь следует ознакомиться с видами опорных списков и способами их построения.

Основные способы построения опорных списков:

  • специальное запоминание списка слов, для его использования в качестве опоры.

  • использование ключевых слов хорошо известного чаще всего стихотворного произведения (выученной в детстве поэмы, стихотворения, текста хорошо знакомой песни и т.п.)

  • метод мест (самый древний способ запоминания порядка, носит самые различные названия: метод Цицерона, метод Симонида, метод Римской комнаты, метод локуса и т.п.)

  • использование образов цифр (простое и с увеличением объема)

  • использование слов-рифм к цифрам (простое и с увеличением объема)

  • использование в качестве опорного словесно-числового списка (СЧС), составленного при помощи ЦБК - сложная для освоения, но самая мощная техника.

  • использование других способов перекодировки цифр (цвет, материал и т.д.) для составления на этой основе опорного списка.


6 часть - Интерпретация:Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

Глава 2. «Ассоциативный способ запоминания информации»

2.1. «Ассоциативное мышление».

«Если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это (найти ассоциативную связь) с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение»

(Тони Бьюзен "Суперпамять")

Учитывая огромный объем информации, который должны запомнить выпускники 9- 11 классов, для того чтобы успешно сдать выпускные экзамены, необходимо:

  • использовать существующие методы повышения эффективности запоминания;

  • предварительно подготавливать материал с целью уменьшения количества информации. Например, используя способность человека к обобщению и индукции.

Для решения этой проблемы нужно обратиться к способности человека к ассоциативному мышлению.

Ассоциативное мышление - это мышление, базирующееся на ассоциациях. Такое мышление делает возможным обобщение, воспроизведение информации без какого-либо логического анализа, являясь важной частью нашего разума по переработке информации. Любой человек мыслит ассоциативно. Пахнет мандаринами и конфетами - вспоминаем Новый год. Произносим слово «лимон» - четко чувствуем его вкус. Так работает ассоциативное мышление. Одна мысль ассоциативно связана с другой мыслью, эмоцией, другим ощущением, действием. Все это обусловливается ассоциативной связью психических явлений (элементов) в нашей психике. Так, развитое ассоциативное мышление может помочь:

• создавать новые оригинальные идеи;

• создавать смысловые связи (ассоциировать информацию);

• стимулировать воображение.

Ассоциирование - это такое связывание одного элемента с другим, при котором появление в сознании одного из них влечет за собой появление другого. Каждый в своей жизни сотни тысяч раз сталкивался с примерами ассоциаций. Можно даже сказать, что они являются строительным материалом не только памяти, но и мышления. При этом сознание включает в себя очень разнообразные типы ассоциаций.

  1. Метод ассоциативных связей.Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

Для запоминания нужной модели можно использовать метод ассоциативных связей или метод «мест». Метод ассоциативных связей кодирует информацию для эффективного запоминания и воспроизведения, основан на ассоциациях. Суть метода заключается в том, что невзаимосвязанный материал объединяется в единую искусственно созданную ассоциативную картину и при воспроизведении одного образа непроизвольно вспоминается другой образ.

Для того, что бы хорошо запомнить что-либо новое, нужно соотнести это новое с уже известным, то есть установить ассоциативную связь. Для установления прочной ассоциативной связи придется задействовать воображение. Реалистичные образы, которые мы «видим своими глазами» отражаются, «записываются» в ассоциативной коре головного мозга. Впоследствии воображение работает именно с этими образами. Метод ассоциативных связей также позволяет запоминать длинные ряды невзаимосвязанных слов. Этот метод называют цепной метод. Он строится на цепных ассоциативных связях. Ассоциации играют важнейшую роль в любом процессе обучения. Одна вещь влечет за собой другую, так что ассоциации помогают различным образам упорядочивать все элементы поступающей информации. Сознательно придумывая какие-то ассоциации и отыскивая в заранее предусмотренных случаях, тем самым мы усиливаем контроль над записью информации в памяти, отчего шансы на воспоминание возрастают. Прочному сохранению материала в памяти помогает упорядоченная сеть ассоциаций.

Для того же, чтобы научиться управлять своим процессом запоминания и овладеть техниками эффективного усвоения информации - то есть уметь встречать любую информации активно (а не рассчитывать только на свою натуральную, природную память) вам необходимо научиться создавать связи (или ассоциации) между любыми двумя фактами. Одним словом, первое чему необходимо научиться - это создавать ассоциации.

Не всякая ассоциация позволяет неразрывно связать между собой некоторые факты. Существуют так называемые принципы правильного ассоциирования, которые позволяют свести риск потери информации к нулю.

Как создавать ассоциации?

Если связи между объектами нет, то ее необходимо придумать. Связь может быть любой: сказочной, фантастической, абсурдной, смешной. Чем более необычную связь вы сможете придумать, тем лучше сможете запомнить эти объекты.

  1. «Ассоциативные памятки или Биологические запоминалки»Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

Ассоциативные памятки или «запоминалки» - это фраза или образ не несущий сам по себе смысловой нагрузки, но позволяющий запомнить порядок, названия, цифры, правила, слова и многое другое. Использовать их удобно и увлекательно.

Ассоциативные памятки облегчают запоминание информации путем образования искусственных ассоциаций.

Использование таких памяток позволяет запоминать информацию с однократного восприятия каждого элемента.

При заучивании учебных дисциплин (физика, биология и т. п.) использование ассоциативных связей обеспечивает очень глубокое понимание материала, поскольку методы запоминания предписывают создавать в воображении яркие образные иллюстрации для понятий и определений.

При создании своих собственных «ассоциативных памяток» по биологии я использовала все перечисленные способы запоминания информации:


  • Ассоциирование;

  • Воображение;

  • Запоминание порядка элементов;

  • Построение опорных списков;

  • Способ последовательных ассоциаций (цепочка);

  • Способ связных ассоциаций;

  • Стихотворный текст в качестве опорных списков.

Цель создания ассоциативных памяток по биологии- способствовать установлению ассоциативной цепочки, и, как следствие, безошибочный воспроизведение определенной информации.

7 часть Глава 3.Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»





Сборник

«Биологических

запоминалок»




  1. Биология растений (Ботаника):


Ассоциативная памятка

Что означает



В ПОЛОСОЧКУ


Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

В данном словосочетании зашифрованы все способы вегетативного размножения растений:

В - вегетативное размножение

П- прививкой

О- отводками

Л- луковицами, листьями

О- отпрысками (корневыми)

С- стеблями

О - одревесневшими побегами

Ч-черенками

К- клубнями, корневищами

У- усами



Л-ОР


Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»


Учащимися всегда забывается, по какой части стебля передвигаются вещества - вода с минеральными веществами и органические вещества. Данное слово - ЛОР, помогает запомнить данную информацию:

Л - луб

ОР - органические вещества

Если это воспроизвести, то понятно, что если по лубу движутся только органические вещества, то по сосудам древесины передвигается вода.


ДРЕВЕСИНКА


Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»



У луба и древесины есть еще и другие названия. Дети всегда их путают. Поэтому я придумала такую ассоциацию. Взяла уменьшительное слово «древесины» - «древесинка», выделила букву «К», что стало означать:


К- ксилема,

Если древесина - это ксилема, то

луб- это флоэма.


П

Т



Т + П




Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

Однодомные и двудомные растения.

На однодомных растения развиваются, как пестичные, так и тычиночные цветки. На двудомных либо, те либо другие.

Когда зарисовываешь такие домики, все сразу вспоминаешь.


Один домик и в нем буквы Т+П - однодомные.

Два домика с разными буквами Т или П - двудомные.








БОБ

2 Б

Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

Плод боб и стручок.

Дети часто забывают, у какого из этих плодов семена располагаются на створках плода, а у какого на перегородке створок. Вот какие ассоциации помогают запомнить данную информацию:

БОБ - 2 буквы Б - 2 створки - на них семена.

Если у бобов семена на створках, значит у стручков на перегородке.

Все просто!

Фотосинтез Происходит

Путем

Образования Органических Молекул

Ткани растений.

Бывает так, что учащиеся очень часто какую- нибудь ткань растений возьмут да и забудут.

Данное предложение помогает запомнить все ткани растений:

Ф- фотосинтезирующая

П- проводящая

П- покровная

О- образовательная

О- основная (фотосинтезирующая)

М- механическая

В высоту растет трава,

Листья дуговые.

Семядоля лишь одна,

Корни «мочковые».


Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

Однодольные и двудольные растения. Данные классы растений обладают определенными признаками. Такой стишок, с легкость помогает запомнить признаки данного класса.

Расшифровка стишка:

1.В высоту растет трава - для однодольных характерен вставочный рост, т. е. рост в высоту. Практически все однодольные травы.

2. Листья дуговые - листья имеют дуговое (тут же вспоминаешь где дуга там и параллель) и параллельное жилкование .

3. Семядоля лишь одна - 1 семядоля в семени.

4. Корни «мочковые» - корневые системы однодольных- МОЧКОВАТЫЕ.

Золушка

на Бал,

Платье

Яркое

Одела

и в Карету

Села.

Плоды покрытосеменных растений.

В этом мини-стишке зашифрованы названия сухих и сочных плодов растений отдела покрытосеменные.

Расшифровка стишка:

З- зерновка

Б-боб

П- померанец (цитрусовые)

Я- ягода, яблоко

О- орех, орешек

К- костянка, коробочка

С- семянка, стручок. Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

П Я Т К А


Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

Признаки семейств отдела Покрытосеменные.

Самая трудно запоминаемая информация относится к данной теме. Семейств много, признаков еще больше. Постоянно забываешь, что к чему относится. Вот некоторые ассоциации, помогающие расставить все на свои места:

Семейство Пасленовые.

П- пять (чашелистиков, лепистков и тычинок)

Я- плод Ягода

Т- представители Томат(вспоминаешь сразу, где томат, там и баклажан и картофель)

К- еще один плод : Коробочка

А- первая буква алфавита (1) - 1 пестик

  1. Биология Животных (Зоология):


Ассоциативная памятка

Что означает

Император

Царственный

Торжественно

Корону

Отдает

Свою

Республике

Великой

Систематика животных.

Данное предложение помогает запомнить, то, что обычно путают и забывают все учащиеся - это основные таксономические единицы (или единицы систематики) и порядок их расположения.

Расшифровка:

И- империя

Ц- царство

Т- тип

К- класс

О- отряд

С- семейство

Р- род

В- вид

Хелицеры- верх

Педипальпы- ногощупальца


Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

Класс Паукообразные:

Это конечности паукообразных, что верхняя челюсть, а что ногощупальца дети не могут прочно запомнить. В данной ассоциативной памятке я сделала ориентир на буквы алфавита и выделила их. После этого стало все легко вспоминать.

Расшифровка:

Хелицеры-верх - (буква Х в данном случае означает верхняя челюсть)

Педипальпы- ногощупальца ( ориентир на буквы ЛЬ, они есть и в слове ногощупальца)



У Эвглены хвостик-жгутик,

Сарконожки у Амебы,

Инфузория в ресничках,

А Кокцидия - спортсмен.


Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

Подцарство Одноклеточные . Основные классы подцарства.

Часто забывается, какой из представителей одноклеточных к какому классу относится. И еще часто путаешь у инфузории и эвглены органоиды передвижения - реснички или жгутики. Данный «стишок» помогает, легко все вспомнить.

Расшифровка:

ЭВГЛЕНА - ЖГУТИК (Жгутиконосцы)

САРКОНОЖКИ - АМЕБА

( Саркодовые)

ИФУЗОРИЯ - РЕСНИЧКИ (Инфузории или Ресничные)

КОКЦИДИЯ - СПОРтсмен

(СПОР- Споровики)


Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»


  1. Биология Человека:

Ассоциативная памятка

Что означает

- темнота

- свет

Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

Зрительный анализатор.

На сетчатке глаза располагаются зрительные рецепторы, это палочки и колбочки. Одни отвечают за зрение на свету, другие в сумеречном свете. Учащиеся их постоянно путают.

Расшифровка:

1) Т- буква «Т» состоит из палочек, «Т»- это первая буква слова - ТЕМНОТА (сумерки), значит палочки отвечают за зрение в сумеречном свете.

2) Овал с лучиками- вызывает 2 ассоциации:

Овал- колбочка (колбы обычно круглые или овальные)

Лучики - солнце, а солнце это свет.

Вот такая цепочка ассоциаций. И все сразу легко запоминается.

Больщая лужа превращается в пруд.

Б_- Л_-Ж - П -П

Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

Круги кровообращения.

С трудом запоминается (в связи с обилием всей биологической информации) пути большого и малого кругов кровообращения, правое или левое предсердие, левый или правый желудочек? Такое предложение позволяет легко все запомнить.

Расшифровка:

Больщая - Большой круг

лужа - Левый Желудочек

превращается в -Правое

пруд - Предсердие.

Это означает, что кровь по большому кругу кровообращения движется - от левого желудочка до правого предсердия ( по малому наоборот из правого желудочка до левого предсердия).

Маленький пирожок лопает Петя.


М- П- Ж- Л- П


Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

Круги кровообращения.

То же самое, только теперь это предложение дает возможность запомнить путь движения крови по малому кругу кровообращения ( если не может запомнить предыдущее предложение). Расшифровка:

Маленький - Малый круг

пирожок - Правый Желудочек

лопает - Левое

Петя- Предсердие.

По малому кругу движение крови идет из правого желудочка до левого предсердия.

КаждыйТворческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

Рядовой

Солдат

Ох,

как Желает

Стать

Великим

Главнокомандущим

Опорно-двигательная система. Мышцы.

Такое предложение помогает запомнить мышцы головы ( по школьной программе).

Расшифровка:

Каждый - Круговые глаза и

Рядовой - Рта

Солдат - Смеха

Ох,- Опускающая угол рта

как Желает - Жевательные

Стать - Скуловая

Великим - Височная

Героем -Грудино-ключично-сосцевидная

  1. Общая Биология:

Ассоциативная памятка

Что означает

АМИНОКИСЛОТА

Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

Нуклеиновые кислоты.

В молекуле ДНК, азотистые основания (аденин,тимин, цитозин и гуанин) располагаются (стыкуются) друг с другом по принципу комплементарности. Чтобы никогда не путать, достаточно воспроизвести в памяти одно слово- Аминокислота.

Расшифровка:

В слове АминокислоТа две буквы являются заглавными для двух азотистых оснований

АДЕНИНА и ТИМИНА.

Это значит, что :

АДЕНИН располагается напротив ТИМИНА (А-Т), соответственно:

ЦИТОЗИН только напротив ГУАНИНА(Ц-Г).

- 3 палочки

- 2 палочки

Нуклеиновые кислоты.

Между азотистыми основаниями Аденином, Тимином, Гуанином и Цитозином располагаются водородные связи. Количество их разное, либо 2 либо 3. Часто путаю, но данная памятка мне помогает.

Расшифровка:

Г- состоит из 3 палочек.

3 палочки = 3 связи

Т - состоит из 2 палочек.

2палочки - 2 связи.

Это значит, что между-

Т и А (они комплементарны только друг другу) - 2 связи

Г и Ц (они комплементарны только друг другу) -3 связи

П - П

В - В

Т - Д


Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

Белок. Связи в белковой молекуле.

4 структуры белковой молекулы и множество связей (водородные, пептидные, ионные, дисульфидные, гидрофобные), как запомнить? Данная ассоциация связана с буквами алфавита.

Расшифровка:

П-П- Первичная - Пептидные связи

В-В - Вторичнная - Водородные

Т -Д- (у буквы Т парная согласная Д) Третичная - Дисульфидные,

Ну а на Четвертичную остаются - Гидрофобные связи.

Все просто!


Пригласил

Миша

Аню

Танцевать

Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

Фазы митоза и мейоза.

Названия фаз деления клетки и их последовательность легко запомнить по этому предложению.

Расшифровка:

Пригласил -Профаза

Миша - Метафаза

Аню - Анафаза

Танцевать -Телофаза

После создания «ассоциативных» памяток, я познакомила с их содержанием учащихся, будущих выпускников, нашей школы, учителей и составила рейтинг популярности «Биологических запоминалок», памятки какого раздела биологии больше всего понравились.

Результаты получились следующие:



- «Биология растений» (42%)


- «Биология животных» (12%)


- «Биология человека» (14%)


- «Общая биология» (32%)






Кроме того, я составила рейтинг «нужности» и полезности таких памяток. Результаты получились следующие:


- очень нужны и полезны всем учащимся (89%)


- полезны только сдающим биологию, как экзамен (10%)


- вообще бесполезны (1%)







Заключение.Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»


Из отзывов учащихся и учителей я поняла, что проделала нужную, интересную и творческую работу. Я рада, что мои «ассоциативные памятки» всем понравились и отзывы ребят были в основном положительные. Многие учащиеся хотят сами придумать свои «памятки» и по другим учебным предметам тоже.

В ходе своей работы, к которой подошла творчески, я многое узнала о том, как можно запомнить большое количество информации, с помощью каких методов и технологий. Я придумала различные ассоциации к биологическим терминам, определениям, закономерностям, процессам и явлениям. Я создала свои «ассоциативные памятки, при этом я использовала все перечисленные выше способы запоминания информации. Оказалось, что придумывать их не так уж и сложно главное включить свое воображение, знать алфавит и иметь орфографический словарь под рукой. Я уже использую свои памятки при подготовке учащихся к ЕГЭ по биологии и результаты прекрасные, по сравнению с теми моими результатами, которые были у меня до использования «биологических запоминалок».

Если мое творчество поможет набрать большое количество баллов за экзамен моим выпускникам , то можно сказать, что мой проект - это « маленькая дорожка» в свою мечту. Ведь у многих выпускников 11 класса и их родителей - мечта поступить в ВУЗ на бюджетное отделение.

Мой проект будет полезен для, кто заинтересован в своем образовании.

«Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память»

(Иоганн Вольфганг Гете)


Литература:


  1. Аткинсон Р., Шифрин Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.517-546.

  2. Блонский П.П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

  3. Виктор Пекелис. «Твои возможности, человек.». М., Знание, 1986.

  4. В.Козаренко «Эффективные и неэффективные способы запоминания». М «Знание», 2004, выпуск 57.

  5. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. - М., 1980.

  6. language-secrets.ru/hooks_example.php

  7. upgradememory.ru/pg/metod_associacij.htm

  8. ru.wikipedia.org/wiki/Мнемоника

Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»


Приложения.

Приложение №1.

«Отзывы к сборнику «Ассоциативные памятки по биологии»:


  • Прекрасный сборник для подготовки к экзамену. Теперь легко запоминаются многие названия плодов, ткани растений, способы вегетативного размножения и многое другое. Спасибо за сборник!

( Червякова Анна, ученица 10 класса)


  • До ознакомления с «ассоциативными памятками» у меня были проблемы с запоминанием многих биологических фактов, я все время что-то путала, что-то забывала. Но теперь, при использовании таких ассоциаций я с легкостью все вспоминанию.

(Тойминцева Юля, ученица 11 класса)


  • Мне и раньше приходилось пользоваться ассоциативными запоминалками , но только по другим предметам. Я их находил в Интернете. А вот по биологии я встречал 1-2. Поэтому создание такого сборника - это просто здорово!

(Кипин Данил, ученик 9 класса)


  • С такими памятками действительно легко все вспомнишь, и даже если захочешь, с трудом забудешь!

( Караева Гузель, ученица 10 класса)



Приложение №2.

Отзыв учителей биологии МБОУСОШ №4 на материал проекта.

Материал проекта учителя биологии Созоновой Е.И. предназначен для применения в учебно-воспитательном процессе, с целью улучшения усвоения учебного материала по разным курсам биологии. «Ассоциативные памятки по биологии» предназначены так же для подготовки учащихся к сдаче выпускных экзаменов.

Упрощенная по структуре, сокращенная по объему и элементарная по уровню обобщенности система биологических сведений, разработанная Екатериной Ивановной, с успехом применяется ею в учебном процессе для подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии и может применяется другими педагогами школы. Данный сборник «Ассоциативные памятки по биологии» способствует преодолению трудностей учеников в обучении, связанных с усвоением большого количества учебного материала по предмету.

Екатерина Ивановна успешно решает эту задачу путём привлечения внимания учащихся и учителей школы к особенному способу запоминания информации, через установление ассоциативных связей между объектами, признаками процессами и явлениями. Ассоциативные памятки доступны, просты в понимании и усвоении. Они увлекательны и интересны, с легкостью фиксируются в памяти и запоминаются.

Данное пособие может быть рекомендовано к практическому использованию и опубликованию.

Зам.директора по УВР (учитель биологии) - Попова Е.Е.

Зам.директора по УВР (учитель биологии) /Колеватова Н.Д.





Приложение №3

Технология запоминания:

Итак, для правильного и быстрого усвоения новых слов требования приобретают следующий вид:

1. Не мучайте свою память, не учите язык механически!

2. Память способна за один раз запоминать около 7 единиц информации.

3. При изучении языка не опирайтесь на привычку, логику, стандартное восприятие.

4. Кратковременная память существует не более 30 секунд.

5. Информация дольше сохраняется в кратковременной памяти, если протекает неосознаваемая нами информация.

6. После изучения порции слов нужен перерыв 10 минут.

7. Учить слова нужно до первого воспроизведения, когда сможете хотя бы повторить весь список.

8. Повторять слова надо в промежутке от 10 минут до 24 часов.

9. Чтобы лишить список слов однообразия, нужно придать каждому слову яркую метку.

10. Слово передается из кратковременной памяти в долговременную не столько через повторение, сколько с помощью сюжетных картинок.

11. Легко делается то, что совершается непроизвольно, помимо нашего участия. Слова запоминаются непроизвольно, если они не будут целью нашей деятельности. Мысленные операции со значением и произношением слова должны непосредственно включаться в цель.

12. Перед запоминанием надо настроиться на занятие! Психика обладает инерцией. Она не может в одно мгновение перестроиться.

13. Запоминаемая информация должна содержать динамичные элементы или ассоциироваться с ними. В противном случае она стирается навсегда.

ЗАПОМНИТЕ!

  • Печаль, раздражение, неуверенность, страх - враги нам

  • Не проработав как следует одного материала, не переходите к следующему, так как в Вашей нервной системе возникает своего рода процесс торможении и одни следы парализуют другие.

  • Не заставляйте себя работать, когда мозг утомлен - такое состояние мозга влечет тупое усвоение и, следовательно, неотчетливое припоминание. Лучше поработать два часа на свежую голову, чем восемь в состоянии утомления.

Творческий проект по биологии «Биологические запоминалки»

37


© 2010-2022