Адаптированная программа Биология 6 класс

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Боградская средняя общеобразовательная школа»

«Утверждаю»

«Согласовано»

«Рассмотрено»

Директор МБОУ«Боградская сош»

Зам. директора по УВР

на заседании МО коррекционных классов

_________ Д.А. Краснов

__________О.Г. Чмыхало

_____________В.В. Власова

«01 »сентября 2015 г.

«01 »сентября 2015 г.

Протокол № _________

«31» августа 2015 г.

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету «Биология»

6-го класса



Составитель:

Санникова Оксана Владимировна,

учитель биологии



2015/2016 учебный год





Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа по биологии составлена для обучающихся 8 класса на основе :

  • основной общеобразовательной программы школы;

  • Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 - п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»

  • программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, под ред. В.В. Воронковой,

  • БУП-2001,

  • УП МБОУ « Боградская сош».

Предмет «Биология» ставит своей целью сообщить школьникам элементарные сведения о

  • основных знаниях по неживой природе;

  • о мире, который окружает человека.

  • бережном отношение к окружающему миру;

  • своей местности, своей стране, взаимопонимание с другими народами; толерантности; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

В рамках предмета доступно демонстрируются взаимозависимости и взаимосвязи между человеком и природой, формируются диалектико- материалистические взгляды на природу и взаимодействие природы и общества, обогащается личный опыт обучающихся в результате проведения систематических наблюдений за природой и природными явлениями; обучающихся вооружаются необходимыми практическими навыками и умениями, которые в дальнейшем будут использованы в реальной жизни. Преподавание предмета направлено не только на формирование естественнонаучных знаний, но и на коррекцию недостатков умственного и психического развития. При знакомстве с живой и неживой природой, природными явлениями развивается наблюдательность, внимание, память. Наблюдения за объектами и явлениями природы, нахождение путем сравнения происходящих с ними явлений, обобщение полученных материалов способствует коррекции мышления обучающихся. В процессе усвоения материала на основе знакомства обучающихся с объектами и явлениями природы, наблюдений в природе, использования на уроках различных средств наглядности (демонстрация натуральных объектов, печатных пособий, видео-материалов) активизируется познавательная деятельность обучающихся.

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Задачи курса биологии.
Коррекционно-образовательные:
1. Сообщение обучающимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.
2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.
3. Продолжение овладения обучающимся умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.
4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
Коррекционно- воспитательные:
1. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.
2. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.
3. Формирование здорового образа жизни.
4. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
5. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы на уроках биологии.
На изучение биологии в 6 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год согласно БУП-2004, УП МБОУ « Боградская сош».

Основные виды организации учебного процесса.

Формы работы:

  • урок,

  • фронтальная работа;

  • индивидуальная работа;

  • работа в парах и группах;

  • коллективная работа.

Методы обучения.

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;

- практический метод;

- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;

- работа с учебником.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

- устные или письменные методы контроля;

- фронтальные, групповые или индивидуальные;

- итоговые и текущие.

Используемые технологии:

  • разноуровневого и дифференцированного подхода;

  • здоровьесберегающие;

  • игровые;

  • личностно-ориентированные;



Содержание программы

ЖИВАЯ ПРИРОДА 6 класс (2 ч в неделю)

Природа Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей - в газы. Для чего нужно изу­чить неживую природу. Планета, на которой мы живем, - Земля. Форма и величина. Смена дня и ночи. Смена времен года.

Экскурсия. Знакомство с живой и неживой природой.

Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; испарение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состоя­ния воды. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в при­роде: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование свойств воды. Использование воды в быту, промышленности сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды.

Демонстрация опытов:

  1. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.

  2. Растворение соли, сахара в воде.

  3. Очистка мутной воды.

  4. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.

  5. Определение текучести воды.

  6. Практическая работа. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.

Воздух

Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование свойства упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Испарение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздух.Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания ,в жизни животных и человека. Применение кислорода в медицине.

Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха.

Демонстрация опытов:

  1. Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь почва).

  2. Обнаружение воздуха в какой-либо емкости.

  3. Упругость воздуха.

4. Воздух - плохой проводник тепла.

5. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при
охлаждении.

Практическая работа . Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного - в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени
свечи.

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина. Горючие полезные ископаемые Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Полезные ископаемые, используемые для по лучения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).

Демонстрация опытов:

1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых : влагоемкость торфа и хрупкость каменного угля.

2. Определение растворимости калийной соли.

Практическая работа. Распознавание черных и цветных метал­лов по образцам и различным изделиям из этих металлов. Наблюдение за сгоранием каменного угля и других горючих полезных ископаемых (в топках, печах, плитах).

Экскурсии в котельные и краеведческий музей и (по возможности) к местам добычи и переработки полезных ископаемых (в зависимости от местных условий).

Почва

Почва - верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной - органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества - минеральная часть почвы. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.(сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Срав­нение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы - плодородие. Местные типы почв: название, краткая

характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв.

Демонстрация опытов:

  1. Выделение воздуха и воды из почвы.

  2. Обнаружение в почве песка и глины.

  3. Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.

4. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.

Практическая работа. Различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.

Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвен­ного разреза.

Повторение.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

  • отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

  • отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

  • некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов;

  • расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.

Учащиеся должны уметь:

  • Обращаться с простым лабораторным оборудованием;

  • определять температуру воздуха, воды;

  • проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

Группы учащихся:

Базовый стандарт.

  • 1 группа дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

Достаточный уровень.

  • 2 группа, для этой группы детей характерен более замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы эта группа так же справляется.

Результаты индивидуальных достижений

  • 3 группа, эти дети отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, сочетающихся с нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам при решении различных задач, примеров, списывание текстов и других заданий. Как правило, эти ученики обучаются по сниженной программе по всем предметам.

Оценка устных ответов.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом допускает одну - две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Методическое обеспечение:

  1. Королёва Н.В. Естествознание. Неживая природа. 6 кл.: учебник для спец. (коррекционных) образоват. учреждений 8 вида / Н.В.Королёва, Е.В.Макаревич. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. -175 с.: ил. - (Специальная (коррекционная) школа 8 вида).

  2. Романов И.В., Р.А. Петросова Биология. Неживая природа. 6 кл.: учебник для спец. (коррекционных) образоват. учреждений 8 вида / И.В Романов., Р.А. Петросова.-М.: Дрофа, 2011

  3. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений 8 вида: Сб. 1. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012, стр.49-63. Под редакцией Воронковой В.В.











Календарно- тематическое планирование 6в класса

№ п/п

Дата

Тема урока

Раздел 1 Природа- 8ч

1

Мир вокруг нас.

2

Живая и неживая природа

3

Экскурсия. Знакомство с живой и неживой природой.

4

Тела и вещества

5

Превращения веществ

6

Форма и величина Земли

7

Смена дня и ночи. Смена времен года

8

Повторительно- обобщающий урок по теме «Природа»

Раздел 2 Вода- 14ч

9

Вода в природе

10

Свойства воды

11

Экскурсия к местным водоемам

12

Способность воды растворять некоторые вещества

13

Нерастворимые и растворимые в воде вещества

14

Вода прозрачная и мутная

15

Водные растворы: минеральная, морская и питьевая вода

16

Три состояния воды

17

Температура и измерение температуры

18

Практическая работа. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.

19

Работа воды в природе

20

Использование воды человека

21

Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды

22

Контрольная работа по теме «Вода»

Раздел 3 Воздух - 15 ч

23

Воздух вокруг нас

24

Свойства воздуха

25

Теплый и холодный воздух

26

Теплопроводность воздуха

27

Движение воздуха

28

Практическая работа «Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного в теплую»

29

Ветер

30

Работа ветра в природе

31

Состав воздуха

32

Кислород и его свойства

33

Значение кислорода в природе и в жизни человека

34

Углекислый газ и его свойства

35

Значение воздуха

36

Охрана воздуха

37

Повторительно-обобщающий урок по разделу « Воздух »

Раздел 4-Полезные ископаемые -23ч

38

Экскурсия в котельную

39

Разнообразие полезных ископаемых

40

Горные породы

41

Строительные материалы : гранит

42

Известняк

43

Песок. Глина.

44

Горючие полезные ископаемые: работа с картой

45

Торф

46

Каменный уголь

47

Нефть

48

Природный газ

49

Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений

50

Практическая работа. Полезные ископаемые, распознавание черных и цветных метал­лов по образцам и различным изделиям из этих металлов.

51

Фосфориты

52

Рудные полезные ископаемые

53

Калийная соль

54

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов

55

Черные металлы, их свойства и получение

56

Практическая работа . Определение отдельных образцов Ме

57

Цветные металлы, их свойства и получение

58

Алюминий Медь

59

Охрана недр. Экологические проблемы

60

Тестирование « Полезные ископаемые »

61

Почва - верхний плодородный слой земли

62

Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвен­ного разреза. Экскурсия к почвенным обнажениям

Раздел 5- Почва -6ч

63

Состав почвы. Части почвы

64

Разнообразие почв. Песчаные, глинистые и черноземные почвы

65

Перегной - главная часть почвы

66

Обработка почвы

67

Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв

68

Итоговая контрольная работа « Почва »

© 2010-2022