- Преподавателю
- Биология
- Программа внеурочной деятельности Лаборатория юного эколога
Программа внеурочной деятельности Лаборатория юного эколога
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Байтимирова И.Б. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа
внеурочной деятельности
«Лаборатория юного эколога»
направление: общеинтеллектуальное
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по экологии разработана как нормативно-правовой документ для организации внеурочной деятельности учащихся 8-9 лет ГБОУ СОШ № 1 с.Большая Черниговка.
Полноценность использования данной программы обеспечивается тем, что она органично соединяет базовые знания по неживой природе с определенным объемом знаний по живой природе и тем самым подготавливает учащихся к последующему изучению естественнонаучных предметов.
Программа позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
-
целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
-
междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
-
взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
-
соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности , познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать - к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д. Полноценность использования данной программы обеспечивается тем, что органично соединяет базовые знания по неживой природе с определенным объёмом знаний о живой природе, тем самым подготавливает учащихся к последующему изучению естественнонаучных дисциплин. Программа усиливается краеведческим аспектом за счет экскурсий…на местность.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
Цель программы: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Основные задачи курса:
-
Обучающие:
-
сформировать у обучающихся знания об устойчивом развитии цивилизации, основных законах экологии и о биосферосовместимых принципах деятельности человечества;
-
способствовать овладению знаниями и навыками, необходимыми в области мониторинговых исследований окружающей среды.
-
Воспитательные:
-
сформировать гражданскую позицию, связанную с ответственностью за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей, активную общественную позицию как в деле отстаивания своих законных прав на благоприятную окружающую среду, так и в практическом участии в мероприятиях по формированию благоприятной среды, предотвращению и недопущению экологических правонарушений (организация экологического школьного мониторинга);
-
помочь в осознании своей роли в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между природой, экономикой и обществом;
-
создать условия для принятия ценностно-смысловых ориентиров (познание как ценность, "я" как ценность, другие люди как ценность, социально значимая деятельность как ценность, ответственность как ценность); формирования УУД и ключевых образовательных компетентностей.
-
Развивающие:
-
развить умение самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы;
-
стимулировать аналитическое, творческое и критическое мышление;
-
развить способности принимать и осуществлять перемены, делать выбор, быть ответственным за результат собственных действий;
-
сформировать умение выявлять причинно-следственные связи экологических нарушений как глобального, так и регионального характера;
-
развить мотивационную сферу личности как фактор повышения интереса к изучению поставленных проблем, активному поиску решений;
-
усовершенствовать коммуникативные навыки и опыт сотрудничества в группе, коллективе, навыки предотвращения конфликтных ситуаций, умелого выхода из них.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
один учебный год (34 часа, 1 час в неделю).
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
школьник должен уметь:
-
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
-
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
-
называть основные особенности каждого времени года.:
-
перечислять особенности растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
-
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
-
оценивать правильность поведения людей в природе;
-
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
-
наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни,
-
выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.
-
моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях
-
уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.
-
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам
ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ
-
Индивидуальная работа
Участники - это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся о природе;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
-
Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап - участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап - учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
-
Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Раздел
Содержание
УУД
Введение(1ч)
Предмет и задачи экологии. Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов.
Демонстрация карт, атласов, справочников, энциклопедий и других материалов по экологии.
Формулирование утверждений и гипотез.
Определение причинно-следственных позиций.
Использование различных видов моделирования
Общие сведения о биосфере (2 ч)
Сферы Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера. Взаимосвязь сфер Земли. Живые организмы Земли и их распределение по сферам.
Границы распространения живых организмов в сферах Земли. Биосфера как совокупность сфер, населенных живыми организмами. Многообразие и высокая численность живых организмов на границах контактирующих сфер. Горизонтальное и вертикальное (зональность) распределение живых организмов на Земле в зависимости от температуры и других климатических условий.
Демонстрация таблиц по геосферам Земли, по биосфере, справочников.
Формирование выводов по результатам анализа.
Определение причинно-следственных зависимостей.
постановка учебной задачи, составление плана действий, преодоление препятствий.
Среды жизни и приспособления к ним живых организмов (6 ч.)
Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная и почвенная. Вода как среда жизни: вода пресная и соленая, проточная и стоячая, различная степень нагретости воды, отсутствие резких колебаний температуры, плотность и особенности теплового расширения воды, превращение воды в лед, давление воды и его увеличение с возрастанием глубины водоема, уменьшение освещенности воды с увеличением глубины водоема. Живые организмы водной среды и их приспособленность к условиям жизни в воде.
Наземно-воздушная среда обитания и ее характеристика. Воздух, его газовый состав, основные свойства воздуха (прозрачность, низкая теплопроводность, плотность воздуха и ее зависимость от температуры, давление воздуха). Перемещение воздушных потоков. Наличие влаги как условие жизни организмов наземно-воздушной среды. Осадки и их значение. Свет и температура как факторы наземно-воздушной среды.
Живые организмы и их приспособленность к жизни в наземно-воздушной среде.
Почвенная среда жизни и ее характеристика. Состав почвы. Твердость частиц почвы. Сглаженность температурных колебаний в почве с увеличением глубины. Способность почвы удерживать воздух и влагу. Структурная и бесструктурная почвы. Живые организмы почвы, способные перерабатывать органические остатки в минеральные вещества, необходимые для жизни растений. Другие живые организмы - обитатели почвы и их приспособительные особенности.
Живые организмы как среда обитания других живых организмов и их приспособительные особенности.
Демонстрация разнообразия объектов живой природы (гербарий, коллекции).
анализ объектов с целью выделения признаков, синтез - составление целого из частей; преобразование информации из одной формы в другую.
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение современными средствами коммуникации, умение донести свою позицию до других, умение договариваться и уважительно относится к позиции другого.
Взаимоотношения живых организмов (6 ч)
Основные типы взаимоотношений живых организмов. Взаимовыгодные отношения между организмами. Отношения, выгодные одним и безразличные другим организмам. Взаимоотношения живых организмов типа «хищник-жертва», «паразит-хозяин». Отношения живых организмов, при которых одни вытесняются другими. Сложность отношений живых организмов и их использование человеком.
Демонстрация примеров биотических отношений в природе на таблицах, слайдах.
анализ объектов с целью выделения признаков, синтез - составление целого из частей; преобразование информации из одной формы в другую. умение моделировать, смысловое чтение. умение выполнять разные социальные роли.
Естественные и искусственные экосистемы (11 ч)
Совместное обитание живых организмов в природе. Сообщества живых организмов, или биоценозы. Основные группы живых организмов в природных сообществах; организмы- производители, организмы-потребители и организмы-разрушители органических веществ. Цепи питания и сети питания в сообществах живых организмов. Потери органических веществ на каждом звене цепи питания.
Природные и искусственные сообщества. Пруд или озеро как природные сообщества. Аквариум как искусственный пресноводный водоем.
Луг как сообщество живых организмов. Поле и плодово-ягодный сад как искусственные сообщества живых организмов. Болото как природный биоценоз.
Широколиственный лес и сосновый бор как природные биоценозы. Лесопарк как искусственный биоценоз.
Сезонные изменения в биоценозах. Смена биоценозов. Влияние человека на смену биоценозов. Город как искусственный биоценоз.
формируют умения оценивать жизненные ситуации, соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения; делать выбор, какой поступок совершить.
Демонстрация таблиц по биоценозу смешанного леса, пруда, смены биоценозов. Человек как часть природы (6 ч)
Природа как источник жизни человека. Использование природной среды человеком-охотником и человеком-землепашцем и пастухом, его влияние на окружающую среду. Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства и ростом народонаселения. Загрязнение окружающей среды в связи с развитием промышленности, ростом городов. Город как среда жизни и как загрязнитель природы. Загрязнение воздушной среды современным человеком (парниковый эффект, разрушение озонового экрана, кислотные дожди). Охрана воздушной среды от дальнейшего загрязнения.
Загрязнение и охрана водных богатств Земли. Влияние окружающей среды на здоровье человека.
Потери почвы и ее охрана. Влияние человека на растительный мир. Охрана растений. Лесные пожары и борьба с ними. Воздействия человека на животный мир и его охрана. Значение заповедных территорий в сохранении природы.
Сохранение природы и самого человека в условиях увеличения народонаселения.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов, видеофильмов, журналов и книг по экологии и охране окружающей природной среды.
поиск и выделение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение современными средствами коммуникации, умение донести свою позицию до других, умение договариваться и уважительно относится к позиции другого.
Экскурсия в природу (2 часа).
Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности и осуществлять ее в соответствии с ним
Используемая литература
1. Программы внеурочной деятельности. Моя экологическая грамотность. 5-6 классы. Экология общения. 7 класс. Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, А. Ю. Либеров
2. Н.А. Степанчук Модели экологического образования . Программы, рекомендации,уроки
3. Руймерс Н.Ф. Природоиспользование: словарь-справочник, М., Мысль, 1990г.
4. Арский Ю.М. и др. Экологические проблемы, что происходит, кто виноват и что делать. - М. МНЭПУ, 1997 г.
5.Экология для школьников; атлас под ред. А.Т. Зверева, М. АСТ-ПРЕСС, 2001г.
6.Вернадский В.И. Размышления натуралиста. - М. Наука, 1975 г.
7. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. - М. Дрофа, 2001 г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема занятия
Содержание
Характеристика видов деятельности учащихся
Введение (1 час)
1
Введение знакомство с предметом учебником
Экология как наука Значение экологии
Работа с тетрадью. Определяют понятие экология
Общие сведения о биосфере (2часа)
1
Биосфера
Экскурсия 1
Сферы земли
Сферы Земли литосфера гидросфера биосфера атмосфера
Рисунок в тетради Готовят отчет об экскурсии
2
Живые организмы Земли и их распределение по сферам зональное вертикальное
Распределение организмов по сферам
Определяют распространение организмов по сферам зональное вертикальное
Среды жизни (6 часов)
1
Основные среды жизни
Приспособления организмов к основным средам жизни
Выявляют приспособления живых организмов к средам в тексте предложенном учителем
2
Наземно-воздушная среда и ее характеристики вода температура
Характеристики воздуха воды состав свойства
Работают с тетрадью и учебником
3
Вода как среда жизни Факторы водной среды
Факторы водной среды
Экскурсия на водоем выявляют живые организмы и влияние среды на их жизнедеятельность
4
Почвенная среда жизни и ее характеристики
Характеристика почвенной среды
Выполняют лабораторную работу Состав почвы
5
Живые организмы как среда обитания других живых организмов и их приспособительные особенности
Приспособительные особенности живых организмов к среде обитания на других организмах
Выявляют приспособления приводят примеры после работы в группах
6
Обобщающий урок Среды жизни
Обобщение Основные среды жизни
Сообщения Рецензируют сообщения учащихся Сравнивают экологические факторы
Взаимоотношения живых организмов (6 часов)
1
Основные типы взаимоотношений живых организмов Взаимовыгодные взаимоотношения
Взаимовыгодные отношения
Составляют схему взаимовыгодных отношений
2
Отношения выгодные одним и безразличные другим организмам
Примеры выгодные одним организмам и безразличные другим
Отрабатывают навыки работы с учебником. Составляют план текста
3
Взаимоотношения организмов типа хищник= жертва паразит- хозяин
Хищник-жертва паразит-хозяин
Выявляют суть отношений хищник-жертва паразит -хозяин
4
Отношения живых организмов при которых одни вытесняются другими
Взаимоотношения живых организмов
Составляют план параграфа
5
Сложность отношений живых организмов и их использование человеком
Использование человеком сложных отношений организмов
Анализируют использование человеком сложных взаимоотношений живых организмов
6
Обобщающий урок Что мы узнали о взаимоотношениях живых организмов
Обобщение изученного материала
Делают сообщения рецензируют доклады
Естественные и искусственные экосистемы (11 часов)
1
Совместное обитание живых организмов в природе Сообщества или биоценозы
Характеристика биоценозов Взаимосвязь организмов в биоценозе
Выделяют существенные признаки биоценозов
2
Цепи питания и сети питания в сообществе живых организмов Потеря органических веществ на каждом звене цепи питания
Сети питания и цепи питания в сообществах Потеря органических веществ на каждом звене цепи питания
Составляют цепи питания характерные для сообществ
3
Природные и искусственные сообщества пруд озеро как искусственные сообщества Аквариум- искусственный водоем Естественные и искусственные водоемы
Характеристика природных и искусственных сообществ на примере пруд озеро аквариум водоем Водоемы
Выделяют составляющие сообществ Делают сообщения
4
Луг поле- искусственные сообщества Растения и животные обитатели лугов
Характеристика поля и луга
Работают с тетрадью по итогам презентации
5
Лесопарк как искусственный биоценоз
Лесопарк его характеристика Экскурсия 2 в лесопарк
Выделяют существенные признаки лесопарка
6
Широколиственный лес и сосновый бор естественные биоценозы Флора и фауна
Характеристика естественных сообществ Флора и фауна
Составляют таблицу Презентации показ
7
Болото как природный биоценоз
Характеристика болота
Отрабатывают навыки работы с учебником
8
Сезонные изменения в биоценозе
Изменения в биоценозах
Дискуссия Делают выводы
9
Смена биоценозов
Смена биоценозов и причины
Анализируют причины смены биоценозов
10
Город как искусственный биоценоз
Город искусственный биоценоз
Выделяют признаки биоценоза
11
Обобщающий урок Что мы узнали о сообществах
Семинар
Работают в группах готовят отчеты
Человек как часть природы (6 ч)
1
Природа как источник жизни человека
Зависимость жизнедеятельности человека от состояния окружающей среды
Приводят примеры из повседневной жизни
2
Загрязнения окружающей среды связи с развитием промышленности и ростом городов
Семинар с сообщениями учащихся
Сообщения парниковый эффект кислотные дожди разрушение озонового экрана
3
Загрязнения и охрана водных богатств Земли Потеря почвы и ее охрана
Охрана водных богатств почвы
Отрабатывают навыки работы с учебником Составляют план параграфа
4
Влияние человека на растительный мир Охрана растений лесные пожары Красная книга
Лесные пожары и борьба сними Охрана растений
Работают с тетрадью и с дополнительной литературой
5
Воздействие человека на животный мир и его охрана Значение Заповедников Редкие и исчезающие животные
Заповедники заказники
Презентации Выделяют исчезающих животных
6
Сохранение природы и самого человека в условиях увеличения народонаселения
Просмотр видеофильма с последующим обсуждением в группах
Экскурсия ( 2часа )