• Преподавателю
  • Биология
  • "Конспект урока по биологии на тему урока Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы (6 класс). "

"Конспект урока по биологии на тему урока Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы (6 класс). "

Данный конспект урока по биологии на тему "Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы" составлен для учащихся 6 класса, согласно типовой учебной программе по предмету "Биология" (приложение 37 к приказу Министерства образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115). Данный материал можно использовать при подготовке учащихся к ЕНТ, ЕГЭ и ВОУДу
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поурочный план Дата Класс ____6 -ые____

Урок биологии

Учитель

Тема урока Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы. Экскурсия №1.

Тип урока комбинированный.

Цель урока организовать деятельность учащихся по усвоению знаний о растениях на территории учебно- опытного участка школы, указывая видовое название, ознакомить с осенними явлениями в жизни растений.

Задачи:

Образовательные: развивать у школьников понятия о древесных, кустарниковых и травянистых растениях, продолжительности их жизни, приспособленности растений к условиям окружающей среды; формировать общеучебное умение по оформлению письменного отчета об экскурсии; Развивающие - развивать любознательность, познавательный интерес к сезонным изменениям природы и творческие способности детей; Воспитательные: воспитывать у учащихся эстетическое восприятие природы и навыки поведения на пришкольном участке.

ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функциональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I. Орг

момент

I нт.

II. Зна


II. Проверка д/з:


Во



Ш. Введение в тему:






IV. Изучение н/м:















V. Физминутка










VI. ТБ

VII. Задания учащимся на экскурсии.






VIII. Закрепление:







IX. Отчет об экскурсии

XI. Д/З:


XII.. Рефлексия.

Сегодня на уроке-экскурсии вы познакомитесь с растениями, произрастающими на территории школы. Проверьте, пожалуйста, наличие блокнотов и ручек. Во время экскурсии будьте осторожны, не толкайтесь, далеко от учителя не отходите. Будьте внимательны, записывайте аккуратно названия растений, делайте схематичные рисунки внешнего вида растений или формы листьев, отличительные особенности коры древесных пород. Не отвлекайтесь. По окончании экскурсии вам будут предложены вопросы.

А). Фронтальный опрос:

1.Откуда растения получают питательные вещества?

2. Как отличить растение от других живых организмов?

3. Какова роль растений в природе?

4. Как называют растения, которые выращивает человек?

5. Какова роль растений в жизни человека?

6. Почему растения считают источником здоровья?

7. Как называют растения, растущие без участия человека?

Знаете ли вы, что такое Красная книга? Для чего она создана? Какие растения охраняются в Казахстане?

Какие части растений употребляют в пищу? - задание на слайде.

Б). Рассказать:

1.Почему наука о растениях называется ботаникой?

Мир растений разнообразен и велик, поэтому трудно перечислить те из них, с которыми человек соприкасается.

  1. 2. Какое значение имеют растения в жизни человека?

  2. 3. Какое значение имеют растения в природе?

В ходе экскурсии знакомимся с новой темой (экскурсия - рассказ учителя с элементами беседы).

Экскурсию начинаю стихотворением И. Бунина «Листопад»:

« Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца...»

Ребята, скажите, о каком времени года говорится в стихотворении?

Почему вы так решили?

"Осень - время подготовки и перехода растений к зимнему покою, ухода на зимовку всех холоднокровных животных, отлета перелетных птиц на юг. И основные наблюдения над осенней жизнью природы и заключаются в изучении тех изменений в жизни растений и животных, которые происходят в связи с приближением зимы, и тех приспособлений, которые вырабатываются у животных и растений в особых условиях предзимнего периода. Как и весной, осенью особенно ярко проявляются взаимосвязи растений и животных, зависимость всего живого от условий окружающей среды.

1. Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные.

Растительный мир планеты разнообразен.

Скажите, что вы себе представляете, когда вы говорите слово «растения»?

(Трава, цветы, кустарники, деревья и др.).

Таким образом, можно сделать вывод, что очень трудно перечислить все, что входит в понятие «растения».

Растения отличаются друг от друга окраской и формой листьев, стеблей, цветков и плодов, продолжительностью жизни и другими особенностями.

Работа в группах в ходе экскурсии по заданиям:

1 группа:

Чем культурные растения отличаются от дикорастущих? Приведите примеры.

(Для роста и развития необходимы определенные условия:

- культурным растениям такие условия создает человек (садит, производит подкормку, вырывает сорняки, борется с вредителями и болезнями растений, собирает урожай),

- дикорастущие растения сами приспосабливаются к жизни в дикой природе.

Ребята, дикорастущие цветы прислали вам письмо:

«Дорогие ребята!

Пожалуйста, будьте добры, не обрывайте зря цветы на лугу, на лужайке, на поляне и в лесу. Сорванные и собранные цветы в букеты, мы быстро вянем и погибаем, не принеся потомства. Пожалейте, не губите нас».

- Как вы думаете, почему цветы просят не обрывать их?

Давайте с вами будем учиться любоваться красотой цветов в природе, а не в вазе потому что

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все - и я, и ты,
Если мы сорвём цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты!

2 группа:

Чем отличаются однолетние, двулетние и многолетние растения между собой?

(По срокам жизни растения делятся на три группы: однолетние, двулетние и многолетние.

- Многолетние живут в течение нескольких лет. К ним относятся все деревья и кустарники, некоторые травы (ландыш, одуванчик, крапива, мать-и-мачеха). Надземные части большинства травянистых многолетних травянистых растений отмирают осенью, а весной из почек, находящихся под землей, вырастают новые побеги.

- Двулетние растения живут почти два года. У них (свеклы, моркови, редьки, репы, капусты и др.) в первый год развиваются обычно только корни, стебли и листья, а на второй год развивают новые побеги, цветут и образуют плоды с семенами и осенью отмирают.

- Однолетние растения (лук, томат, фасоль, пшеница, астра) весной развиваются из семян, зацветают, образуют плоды с семенами и затем отмирают.

3 группа:

Что вам известно о лекарственных и декоративных растениях? Приведите примеры.

Лекарственные растения - обширная группа растений, применяемых в медицинской и ветеринарной практике при различного рода заболеваниях с лечебными или профилактическими целями. Лечебные свойства лекарственных растений обусловлены наличием в них определенных химических соединений - так называемых действующих веществ.
Лекарственные растения используют в виде сборов, или чаев, порошков и прочих или же после обработки.

Большинство декоративных растений выращивают ради их цветения (петуния, роза, астра, цинния и др.).

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (поднимаем руки вверх-вниз)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой, (шагаем на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (вращаем головой)

Стебель наклони слегка -

Вот зарядка для цветка (наклоняемся в разные стороны)

А теперь росой умойся, (имитация движений)

Отряхнись и успокойся…» (встряхиваем руками)

  1. Жизненные формы растений.

В ходе экскурсии конкретизирую следующие понятия: «дерево», «кустарник», «трава», обращаю внимание учащихся на их многообразие на территории школы, ввожу видовое название растений.

Ребята, когда мы приходим в лес, что мы там видим?

(Деревья, кустарники, травы).

Деревья - обычно крупные растения многолетними деревенистыми стеблями. (ель, лиственница, яблоня. (Самое высокое дерево на Земле 155 м высота и 6 м в диаметре эвкалипт царственный обитает в Австралии и Тасмании)) Каждое дерево имеет ствол, ветви деревьев образуют их кроны.

  • Кустарники имеют не один ствол, а несколько стволиков, отходящих от общего основания (малина, шиповник, сирень, смородина)

  • Кустарнички - низкорослые многолетние растения с одревесневшими стволиками, высота которых не превышает 10 - 60 см. (черника, брусника)

  • Травы имеют травянистые сочные зеленые стебли, ежегодно отмирающие ( пырей. Клевер, подсолнечник, банан до 7 м., ряска несколько мм.)

В ходе экскурсии объясняю школьникам:

•причины изменения окраски листьев, листопада;

• чем вызвано многообразие плодов;

• чем объяснить сравнительную тишину осеннего дендрария.

При объяснении можно использовать стихотворения об осени, например, отрывок стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной»

«Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...»

Перед выполнением заданий провожу инструктаж.

Задания предусматривают выполнение двух видов работ:

Первый вид работы (з.1-3) направлен на ознакомление учащихся с многообразием видов древесных растений, выявление признаков приспособленности растений к осенним условиям.

Второй вид работы направлен на формирование эстетических ценностей природы.

1. * Какие деревья, кустарники и травы растут на пришкольном участке школы.

* Соберите плоды, сравните их с плодами деревьев.

* Почему у кустарников преобладают сочные плоды.

* Как распространяются плоды и семена кустарников.

2. Пронаблюдайте за изменением окраски листьев.

3. Растения, растущие на территории школы занесите в таблицу

Название растения

Жизненная форма

По продолжительности жизни








При подведении итогов в обобщающей беседе выясняю, как учащиеся усвоили материал по данной теме. Для этого использую следующие вопросы:

1. Чем кустарник отличается от дерева?

2. Какие осенние явления можно наблюдать в жизни цветковых растений?

3. Как объяснить смену осенью окраски листьев?

4. Какое значение имеет листопад в подготовке растений к зиме?

5. Какие плоды преобладают у кустарников?

6. Как они распространяются?

7. Какое значение имеет период покоя в жизни растений?

8. Какие деревья и кустарники раньше других переходят в состояние покоя?

9. У каких растений быстрее желтеют листья - у деревьев или кустарников?

10.Как зимуют многолетние травы?

В беседу включаю занимательные вопросы, пословицы, загадки, например:

Почему говорят: «Если лист ничком ложиться, когда опадает, - к урожаю на будущий год»;

«Если осенью листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы».

Отгадайте: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает» (лес).

«Многорук, а нога одна» (дерево).

«Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос» (береза)

«Сидит - зеленеет, летит - пожелтеет, упадет - почернеет» (лист).

«Летом одевается, зимой раздевается» (растения)

В конце беседы отмечаю смышленых, наблюдательных, организованных ребят.

Делаю вывод, придав материалу целостность.

Напоминаю о сроках письменного ответа.

Каждый из школьников представляет самостоятельно выполненный отчет об экскурсии, в которой кроме результатов наблюдений записывает личные впечатления, основанные на чувственном восприятии окружающей природы.

конспект, отчет об экскурсии

составление мини - альбома «Растения из школьного двора»

характеристика растения - на рекомендательную карточку:

 название растения

 рисунок или фотография растения

 жизненная форма

Ваши впечатления об экскурсии.

Д

Р








Р






Р




ИП

НО

ПП













Р
ИП







ЧП

НО

ПП






































НО



ИП

НО

ПП







Р

Р

ЧП







Р







Р


Р


Р

Коллективная


Фронтальная



Индивидуальный


Коллективная






Коллективная



Работа в группах













Индивидуальная



Коллективная







Коллективная

Работа в группах







Индивидуальная







Индивидуальная

Индивидуальная


Индивидуальная








+



+


+









+
















+


























+



+


+









+
















+







© 2010-2022