• Преподавателю
  • Биология
  • Статья РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Статья РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛААннотация В статье изложены теоретические аспекты развития творческих способностей учащихся посредством интеграции знаний предметов естественно-математического цикла и применения современных подходов к организации образовательного процесса.
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Прекрасная-Загребельная Виктория Юрьевна

учитель географии и биологии

Учебно-воспитательный комплекс «Новоазовская общеобразовательная школа I-II ступеней №1 - многопрофильный лицей «Успех»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Аннотация

В статье изложены теоретические аспекты развития творческих способностей учащихся посредством интеграции знаний предметов естественно-математического цикла и применения современных подходов к организации образовательного процесса.

Ключевые слова: творческие способности, интегрированная технология обучения, интегрированный урок.

«Если мы будем учить сегодня так, как мы

учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

Задача школьного обучения - формирование цельной гармоничной личности, обладающей творческими способностями. Большим тормозом в решении ее на современном этапе стал "дробный подход" в практике обучения и воспитания.

В течение длительного времени усилия педагогической науки, и системы образования в целом преимущественно были сконцентрированы на точных науках: математике, физике. Развитие у детей творческих способностей, проявляющихся в естественных дисциплинах, оказалось явно недооценено. И сегодня в педагогической практике разговор о способностях к химии, биологии, географии, вызывает недоумение, тогда как, например математические способности отмечаются и поощряются. Однако сегодня вектором развития прогресса становятся естественнонаучные дисциплины, положение дел в которых характеризуется как революция в медико-биологических технологиях, общественное внимание в развитых странах мира направлено на решение проблем экологии, которые по сути своей являются географическими.

Недооценка значимости географических знаний, географическая необразованность, являются первопричиной нарушения равновесия в среде обитания людей, просчетов в реализации крупных проектов по преобразованию природы. Большое значение имеет в наше время пропаганда географии как основополагающей науки мироздания.

В методике естественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения.

Сегодня, задачей педагогов является воспитание такой личности, которая была бы способна принимать самостоятельные грамотные решения, находить выход из разных ситуаций, личности, способной к творчеству. Формирование и развитие творческих способностей у детей в области естественных наук очень важно, и должно быть основано на современных подходах к организации процесса обучения в свете модернизации образования.

Как при сохранении классно-урочной системы можно учить всех детей и добиваться при этом качественного усвоения учебного материала? Где найти технологию, которая позволяла бы строить процесс усвоения учебного материала в форме теоретического анализа изучаемой ситуации, способствовала бы формированию самостоятельного творческого мышления, обеспечивала четкость усвоения основных понятий, идей, оптимальный объем знаний и которая бы устраняла учебную перегрузку?

Одним из ответов на данный вопрос является использование интегрированной технологии обучения, которая позволяет видеть непосредственную связь изучаемых школьных предметов, комплексность наук в решении проблем окружающего мира, максимально развивает творческое мышление, пробуждает способности к активной познавательной деятельности.

Интегрированная технология обеспечит:

  • создание оптимальных условий для развития способностей учащихся, с целью наиболее полного раскрытия и рационального использования возможностей каждого члена общества;

  • использование форм, методов и приемов, развивающих творческие способности детей, умение самостоятельно мыслить, принимать решения на основе полученных знаний;

  • формирование прочных умений и навыков;

  • развитие целостных представлений о природных, социальных и экономических системах;

  • воспитание любви к природе, гражданина своей страны.

Принципы, методы, и подходы

Работа по всем направлениям должна идти в русле построения преемственности и формирования единого образовательного пространства с учетом следующих принципов:

 картографического подхода;

 экологического подхода;

 исторического подхода;

 принципа антропоцентризма;

 практической направленности обучения;

 краеведческого подхода.

Интегрированное обучение предполагает использование различных методов, основанных на развивающем обучении и деятельностном подходе. Необходимо так построить учебный процесс, чтобы ученик не только усвоил конкретные знания и умения, но и овладел способами их применения в различных ситуациях, научился делать самостоятельный вывод, проявлять научное мышление.

Таким образом, используются методы:

- традиционного обучения;

- коллективного способа обучения;

- метод интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала;

- игровой метод;

- метод проблемного обучения;

- метод формирования научно-исследовательских процедур, развития нового проблемного видения;

- метод проектов.

Обязательным условием является реализация подходов в обучении:

1. Исследовательский подход в обучении. Его характерная черта - реализация идеи «Обучение через открытие». В рамках этого подхода ученик в совместной деятельности с учителем создает знания, умения, объекты или то и другое.

2. Коммуникативный или дискуссионный подход. Он предполагает, что ученик становится на какое-то время автором, какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.

3. Групповой подход. Каждая группа работает над общим заданием. Итоги деятельности обсуждаются.

Интеграция рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов, и форм обучения. Интегрированные уроки, проводимые в разных формах, способны и могут пробудить творческое мышление, так как тесно связаны с жизнью. В этом случае дети получают не только знания, но и ощущение безграничности знаний, пробуждают ум и воображение. Объединение методов в интегрированном обучении дает целостность, неразрывность глубоких знаний и представлений об окружающем мире.

В наше время взаимосвязь природы и общества особенно актуальна. Интеграция поможет научить подрастающее поколение, используя комплексный подход, решать экономические, экологические и социальные проблемы общества в будущем.

Список использованной литературы

  1. Арефьева Г.Я. Интегрированные уроки: география, биология, экология, ОБЖ, химия. Ж. «География в школе» - №3, 2002.

  2. Кленова А. В. и др. Интегрированный урок. - Волгоград: «Учитель», 2001.

  3. Кукушик В.С. Современные педагогические технологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

  4. Ливанский В.М. Ресурсный подход становления интегрированного школьного и внешкольного образовательного пространства. Ж. «Завуч». -№5, 2006.

  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

  6. Сухова Т. С. Технология развивающего обучения. - М.: Вентана-Граф, 2001.

  7. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. - Ростов на Дону: Издательство «Учитель», 2003.

  8. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.; 2000.




© 2010-2022