Урок Развитие взглядов на происхождение человека

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План- конспект урока

Тема: « Развитие взглядов на происхождение человека»

1.

ФИО

Песцова Наталья Николаевна

2.

Место работы

МБОУ СОШ №16 г. Уссурийска Уссурийского городского округа

3.

Должность

учитель

4.

Предмет

биология

5.

Класс

11

6.

Тема и номер урока в теме

Антропогенез. Развитие взглядов на происхождение человека

7.

Базовый учебник

А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник -М: «Дрофа» 2011г.

8.

Цель урока

Сформировать представление об истории вопроса о происхождении человека. Познакомить с доказательствами происхождения человека путем эволюции от животных

9.





Задачи:

- обучающие

- развивающие

- воспитательные



Познакомить учащихся с непростой историей вопрос происхождении человека; определить место человека в системе животного мира; рассмотреть доказательства происхождения человека от животных; выявить сходство и различие между человеком и человекообразными обезьянами.

Продолжить формирование умения классифицировать и обобщать изучаемые факты и понятия, проводить анализ.

Продолжить формирование убеждения в познаваемости мира и убежденности в том, что все природные явления имеют причинно-следственные связи.

10.

Тип урока

Изучение нового материала

11.

Формы работы учащихся

Фронтальная, индивидуальная, групповая

12.

Необходимое техническое оборудование

Компьютеры, подключенные к сети интернет, мультимедийный проектор, презентация (Power point), муляжи, тестовые задания, дидактические карточки с заданиями.



ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.


2.

3.

4.



5.


Доказательства животного происхождения человека

Зародышевое сходство

Рудименты, атавизмы

Схематическое изображение дифференциально окрашеных хромосом человека и шимпанзе (расположены попарно)

Информационный модуль

Информационный

Информационный

Информационный

Презентация


Иллюстрация

Интерактивный рисунок

Иллюстрация

nsportal.ru/shkola/biologiya/library/dokazatelstva-zhivotnogo-proishozhdeniya-cheloveka

biologiya.net/wp-content/uploads/2010/11/pict111.jpg

5klass.net/datas/biologija/Evoljutsionnoe-uchenie-Darvina/0034-034-Dokazatelstva-evoljutsii.jpg

bannikov.narod.ru/evolution.html

antropogenez.ru/zveno-single/25/




урок

ТЕМА: « Развитие взглядов на происхождение человека».

Задачи урока: определить место человека в системе животных; привлечь знания учащихся по теории эволюции для доказательства происхождения человека от животных; расширить знания учащихся через использование попытаться доказать сложность, неоднозначность взглядов на данный вопрос

Ход урока.

1.Организационный момент.

Настрой на урок. Приветствие присутствующих. Пожелание удачи.

Учитель начинает урок словами Г.Гейне.

На берегу пред бурным

Морем ночью

Печальный юноша с тревогою

Ума и болью в сердце

Волны вопрошает:

« О волны, разрешите мне

Загадку жизни-

Мучительную, древнюю загадку!..

Скажите волны, что есть человек?
Откуда он пришел?

Куда пойдет?

И кто над нами

Среди звезд живет?

Одним из сложнейших вопросов для человека оказался вопрос о собственном происхождении. Как говорил Белинский: « Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека».

Тема нашего урока: « Развитие взглядов на происхождение человека».

Задача нашего урока состоит в том, чтобы познакомиться с различными взглядами

на происхождение человека , развитием эволюционных представлений на данный вопрос и найти им доказательства.

Поскольку наиболее остро данный вопрос встал после опубликования Ч. Дарвиным

работы « Происхождение человека и половой отбор»

Предлагаем вам небольшой спектакль « Публичный диспут по проблемам эволюции», из которого вы узнаете о точке зрения Дарвина на этот вопрос.

Действующие лица:

Ч.Дарвин.

Томас Генри Гексли - близкий друг Ч.Дарвина.

Уилберфорс - епископ английской церкви.

Ведущий:

На нашем публичном диспуте будет обсуждаться эволюционная теория Чарлза Дарвина,

а в частности вопрос о происхождении человека. (Выходит учащийся, исполняющий роль Дарвина, садится на стул).

Как известно взгляды мистера Дарвина разделяют далеко не все. У теории много противников.

Свои суждения по вопросу выскажет епископ английской церкви сэр Уилберфорс (выходит и садится за стол).

Идеи сэра Дарвина (по его просьбе) будет защищать сэр Томас Гексли ( выходит и садится с другой стороны).

ЕПИСКОП.

Начнем господа! И так, джентельмены (к залу), представьте себе, что у нас есть то правило, которое утверждает сэр Дарвин.

Наиболее высокоразвитые организмы приобретают все новые признаки. Вы хотите меня уверить, что полезные разновидности репы стремятся стать розами, свиньи стремятся сделаться обезьяной, а потом человеком! Так, что, я тоже обезьяна? Подумать только! Я и обезьяна! Да что между нами общего?

ГЕКСЛИ:

Странно, сэр Уилберфорс, что вы утверждаете то, чего у Дарвина нет. Потрясение, которым была встречена теория происхождения видов, настолько затмило истинную сущность открытия, что вы не даете себе труда разобраться.

ГЕКСЛИ: Все же, сэр! Разве не похожа обезьяна на человека? И потом, никто не ведет родословную джентельмена от шимпанзе, просто человек и приматы имеют общих предков.

ЕПИСКОП: Так что же, это значит, что мой дед, мир праху его, был обезьяной? Да вы меня уморите, мистер Гексли ( хохочет).

ГЕКСЛИ: Вы проявляете упрямство, не анализируя наши доводы.

ЕПИСКОП: Ну и стойте на своей правде. У меня господня вера. Почему вы не верите, что библия права? Что бог все воплоти сотворил в шесть дней?

ГЕКСЛИ: Библия утверждает, что бог создал человека по своему образу и подобию.

Но откуда у эмбрионов человека жаберные щели? Или бог еще частично и рыба?

ЕПИСКОП: У всякого творца, даже такого всемогущего, как бог, могут быть неудачные опыты.

ГЕКСЛИ: На ваши замечания о неудачных опытах бога хочу сказать, что вся картина библейского миротворения мне видится неудачной.

ЕПИСКОП: Это уже неуважение моего сана. Уходит со словами: « Нас рассудит бог!».

ДАРВИН: (обращаясь к Гексли) Пусть уходит и не занимает драгоценного времени.

Господа, (обращается к залу) если дать простор нашим представлениям, то животные наши братья по боли, по болезням, страданиям, голоду и смерти, наши соратники в тяжелейшем труде. Наши друзья в удовольствиях, все они, быть может, ведут свое происхождение от одного с нами предка. Свет будет пролит на происхождение человека и его историю.

Господа! Мой успех, как человека науки, каков бы ни был размер этого успеха, явился результатом сложных и разнообразных умственных качеств и усилий. Самыми важными из них были любовь к науке, безграничное терпение при обдумывании любого вопроса, усердие в наблюдении и собирании фактов и порядочная доля изобретательности и здорового смысла. Всегда имел убеждение, что победит наука!

Учитель благодарит артистов и просит их занять свои места.

Учитель: Идея происхождения человека от человекообразных обезьян в истории биологии была не нова. Дарвин не первый заметил сходство человека с человекообразными обезьянами. Поскольку это сходство бросалось даже первобытным людям, у многих племен Африки и Южной Азии имелись придания о происхождении людей от обезьян. А самых близких к нам обезьян- шимпанзе, гориллу, орангутана вообще называли не обезьянами, а «лесными людьми». В восточных религиях ( индуизме и буддизме) обезьяны занимают почетное место и действуют во многих мифах.

Иное положение сложилось в западных религиях ( иудаизме, мусульманстве и особенно в христианстве). В них обезьяны - порождение дьявола. Воплощение всякой скверны.

Остается только поразиться смелости корифеев биологии. Карл Линней, основатель научной систематики, в своей « Системе природы» описал в роде Нomo ( человек) кроме

Sapiens (человек разумный) виды Homo sylvestris и homo troglodytes (человек лесной и пещерный) под которыми подразумевал, по-видимому, шимпанзе и орангутана.

Но К. Линней говорил лишь о сходстве. А вот Ж-Б Ламарк еще в начале 19 века высказал предположение о родстве человека и орангутана, сопроводив его спасительной оговоркой: « Вот каким могло выглядеть происхождение человека, если бы оно не было иным».

После опубликования работы Ч.Дарвина и его знаменитой фразы « Свет будет пролит на происхождение человека и его историю» вот уже более 130 лет идет упорная борьба между эволюционистами, сторонниками симиальной (обезьяньей) теории и креацианистами, сторонниками божественного творения.

Дарвин безгранично верил в науку. Сегодня антропогенез( развитие человека) изучает раздел биологии антропология. Как и прежде против выступают креационисты, позиции которых за эти годы не ослабли, и они находят аргументы против естественного возникновения и развития человека, утверждая его божественное творение.

Следующая задача нашего урока - ознакомиться с доказательствами животного происхождения человека определить его положение в системе органического мира.

Далее работа учащихся организуется по группам. Каждая группа получает задание, которое выполняется в течение 7-10 минут. Из числа хорошо успевающих учащихся, назначаются эксперты, которые, также, выполняют роль консультантов. Они при необходимости осуществляют помощь группам.

ЗАДАНИЯ:

1 группа.

Определяет систематическое положение человека в системе органического мира.

Учащиеся получают карточки, на которых написаны систематические единицы ( на каждой карточке одна), тип, подтип, царство, класс, подкласс, отряд, подотряд, семейство, род, вид.

На другой группе карточек написаны названия систематических единиц: Животные, Хордовые, Позвоночные, Многоклеточные, Плацентарные, Приматы, Человекообразные, Люди ( Гоминиды), Человек (Homo), Человек разумный (Homo sapies), Человек разумный, разумный( Homo sapiens sapiens).

На третьей группе карточек дается характеристика систематических категорий.

Необходимо распределить следующим образом:

Таксономическая единица - ее название - характеристика.

1.У человека на ранних этапах эмбрионального развития внутренний скелет представлен хордой.

2.Позвоночник человека разделен на 5 отделов.

3.Нервная трубка в эмбриогенезе закладывается на спинной стороне.

4.Для человека характерно живорождение

5.Кожа покрыта волосами и содержит потовые и сальные железы.

6.По мере развития эмбриона, хорда заменяется на позвоночный столб, формируется череп, пять отделов головного мозга.

7.Наличие диафрагмы.

8.Мать вынашивает плод внутри своего тела, питание плода происходит через плаценту.

9.Для человека характерно наличие молочных желез и вскармливание детей молоком.

10. У человека четырехкамерное сердце, теплокровность.

11.Конечности хватательного типа.

12. Наличие ногтей.

13. Глаза расположены в одной плоскости.

14.Происходит замена молочных зубов на постоянные.

15.Структура мозгового и лицевого отделов черепа сходна с человекообразными обезьянами.

16. Хорошо развиты лобные доли головного мозга.

17.Большое число извилин коры больших полушарий головного мозга.

18.Развита мимическая мускулатура.

2 группа.

1. Используя словарь биологических терминов, найти современное определение терминов РУДИМЕНТЫ и АТАВИЗМЫ.

2. Распределить предложенные рисунки по группам «Рудименты», «Атавизмы».

3. Изучив предложенный текст, дать объяснение существования у человека данных органов с позиций современной генетики.

Текст, который предлагается учащимся.

Вопрос о существовании рудиментов и атавизмов является каверзным в эволюционной теории и сегодня. Ясно, что эти органы никакой пользы не приносят, и должны быть отвергнуты отбором давным- давно. Современная генетика объясняет это тем, что в геноме человека сохраняются гены позвоночных животных, и хранят информацию об утраченных признаках, но их действие при нормальном развитии блокируется генами-репрессорами. При некоторых внешних воздействиях или в результате генетических изменений такие « заблокированные» гены вновь становятся активными, и тогда у отдельных особей проявляются признаки, давно утраченные их предками.

4.Оформить ответ в виде схемы.


ПРИМЕРЫ РУДИМЕНТОВ И АТАВИЗМОВ У ЧЕЛОВЕКА

РУДИМЕНТЫ

АТАВИЗМЫ

Определение


определение


Примеры

В какой среде обитают самые крупные и тяжелые животные? му уходуой зоне;

ных деревьев появляются желтые листья?


Примеры



Проявляется

Проявляется


3 группа.

1.Изучить рис. « Схематическое изображение дифференциально окрашенных хромосом человека и шимпанзе» ( расположены попарно). В каждой паре слева- хромосома человека, справа- гомологичная ей пара шимпанзе.

2. Подсчитайте количество хромосом человека и шимпанзе, назовите диплоидный набор:

2 n человека =

2 n шимпанзе =

3. Найдите сходства в размерах и исчерченности хромосом двух видов, укажите номер исследуемой хромосомы.

4.Обратите внимание на вторую хромосому человека и шимпанзе. Сделайте предположение - как возникла вторая человеческая хромосома.

5.О чем может свидетельствовать сильное сходство и ничтожные различия в структуре кариотипа у обоих видов.

6. Составьте рассказ о своих исследованиях и сделайте вывод.

7. Исследуйте данные, приведенные в таблице « Генетическая дифференциация человека и понгид (человекообразных обезьян).

Генетическое сходство обозначается буквой -I

Генетическое расстояние буквой - D

Чем больше значение I тем виды ближе,

Чем меньше значение D тем виды также ближе.

Виды, сравниваемые с человеком

Генетическое сходство

Генетическое расстояние

Горилла

Шимпанзе

Орангутан с острова Суматра

Карликовый шимпанзе бонобо

Орангутан с острова Борнео

Гиббон Белорукий

Сростнопалый гиббон

0, 679

0.680

0,673

0,732

0,705

0,489

0,333

0,386

0,373

0,405

0,312

0,412

0,716

1,099

8.Составьте список ( по порядку) близости понгид к человеку, используя данные таблицы.

9. Подготовьте рассказ для прослушивания учащимися класса.

4 группа.

1.Из набора зародышей восстановить ряды постепенного развития зародышей классов позвоночных животных.

2.Вспомнить автора закона зародышевого сходства, его формулировку. Применим ли он к эмбриогенезу человека?

3.Вспомните формулировку биогенетического закона, кто его автор. Применим ли он к эмбриогенезу человека?

4. Сложно ли было восстановить ряды зародышей. Какая на ваш взгляд этому причина?

5. Какой вывод можно сделать из сходства эмбрионов человекообразных обезьян и человека?


5 группа.

1. Рассмотрите внимательно рисунки с изображением схем филогенетических связей гоминид и понгид до 70-х годов, в 70-е годы, 80-е годы. Сравните их.

Ответьте на вопросы:

А) Как назван учеными палеонтологами общий предок человека и человекообразных обезьян?

Б) Когда, по классической точке зрения палеонтологов, существовавшей до 70-х годов, разделились ветви, ведущие к человеку и человекообразным обезьянам? Отделились ветви ведущие к горилле и орангутану? ( смотрите на временную шкалу)

2.Внимательно исследуйте схему концепции, основанной на результатах сравнительного анализа белков и хромосом в 70-е годы. Ответьте на вопросы:

А) Какие гоминиды (человекообразные обезьяны) первыми и когда отделились от рамапитека?

Б) Сколько миллионов лет назад разошлись ветви человека, шимпанзе, гориллы?

3.Внимательно рассмотрите схему концепции, учитывающую результаты исследования митохондриальной ДНК ( 80-е годы). Ответьте на вопросы:

А) Ветвь, ведущая к человеку или ветвь, ведущая к горилле и шимпанзе отделилась раньше?

Б) По данной концепции мог ли рамапитек быть предком гориллы и шимпанзе?

4. Подготовьте, из ответов на данные вопросы, рассказ для учащих класса о развитии взглядов на филогенетические связи гоминид.

6 группа.

1. Рассмотреть рисунки с изображением различных ископаемых форм человека.

2. Расположить их в соответствии с годом находки их остатков палеонтологами.

3.В соответствии с их внешним видом подберите им характеристику из предложенных:

1.

Жил приблизительно 9 мил. лет.

Характерные черты развития:

- рос 150-155 см, вес до 70 кг.

- объем черепа- около 600 см

- вероятно, использовал предметы в качестве орудий для добывания пищи и защиты;

- характерно прямохождение;

- челюсти массивнее, чем у человека;

- сильно развитые надбровные дуги;

- совместная охота, стадный образ жизни;

- часто доедали остатки добычи хищников.

2.

Жил приблизительно 1 мил. лет назад.

- рост 165-170 см;

- объем мозга около 1100 см ;

- формирование речи;

- овладение огнем.

- прямохождение;

- изготовление примитивных каменных орудий труда;

- общественный образ жизни

- каннибализм.

3.

Жил 200-500 тыс. лет

Биологические: Социальные:

- рос 165-170 см; - жили группами по 50-100 особей;

- объем мозга 1200-1400 см ; - использовали огонь;

- низкий скошенный лоб; - изготовление разнообразных

орудий труда;

- сильно развитые надбровные дуги. - строили очаги и жилища

- осуществляли первые захоронения

- речь, вероятно, более совершенная

, чем у питекантропов;

- первые религиозные представления;

- умелые охотники;

- сохранялся каннибализм.

4.

Жил 30-40 тыс. лет назад.

Характерные признаки.

Биологические: Социальные.

- рост до 180 см; - Жил в родовой общине;

- объем мозга 1600 см ; - строил поселения;

- отсутствует сплошной - изготовлял сложные орудия труда

надглазничный валик; из кости и камня;

- плотное телосложение - умел шлифовать, сверлить;

- развитая мускулатура; - сознательно захоранивал умерших

собратьев;

- формируются религиозные представления

- развитая членораздельная речь;

- носил одежду из шкур;

- целенаправленная передача опыта;

- жертвовал собой во имя племени;

- бережно относился к старикам;

- возникновение искусства;

- приручение животных;

- первые шаги в земледелии.

По окончании времени, отведенного на выполнение заданий в группах, слово предоставляется учащимся 1 группы, которые представляют классу положение человека в современной системе органического мира. Походу ответа устраняются ошибки с помощью экспертов, учителя, учащихся из других групп. Экспертам предлагается, используя алгоритм , оценить ответ группы и на оценочный лист наклеить цветные полоски, соответствующие оценке ( полный ответ - красная, с некоторыми неточностями-

желтая, с существенными дополнениями и исправлениями - синяя). Учащимся из других групп также предлагается наклеить полоски на «оценочный лист», ответившей группы.

Всем учащимся предлагается в тетради сделать запись систематического положения человека.

Учитель:

Берет книгу Ч.Дарвина « Происхождение видов путем естественного отбора» и зачитывает его высказывание по поводу рудиментарных органов стр. 333-335.

« Органы или части организма в этом странном состоянии всецело обнаруживающим их бесполезность, весьма обычны и даже имеют всеобщее распространение повсюду в природе. Невозможно назвать какое либо из высших животных, у которого та или другая часть не была бы в рудиментарном состоянии.

Так как такой орган в своем прежнем состоянии, когда он был еще мало развит, употреблялся еще меньше, чем теперь он, конечно, не мог раньше развиться путем изменения под влиянием естественного отбора, потому, что влияние естественного отбора выражается в сохранении полезных видоизменений. Отчасти такие органы сохранились в силу наследственности и связаны с прежним состоянием.

Рудиментарные органы могут быть совсем не развиты, и это объясняет нам полное отсутствие у некоторых животных и растений частей, которые по аналогии мы можем ожидать найти у них и которые иногда появляются у уродливых особей.

Я думаю, можно принять за общее правило, что рудиментарные органы имеют у зародыша относительно большие размеры по сравнению с прилежащими частями, чем взрослого животного. На этом основании часто говорят, что рудиментарные органы у взрослого животного сохраняют свое эмбриональное строение.

Остается однако, следующее затруднение . После того как употребление органа прекратилось, и в связи с этим он повергся значительной редукции, в силу каких причин он продолжает и дальше сокращаться в размерах, пока от него не остаются лишь ничтожные следы, и что приводит его в конце концов к полному уничтожению? Здесь необходимо некоторое дополнительное объяснение, которое я не в состоянии дать.»

Учитель: Несмотря на довольно сложный стиль изложения материала, которым пользовались во времена Ч. Дарвина, вы догадались о каких органах идет речь, и с какой целью он их изучал?

(Ожидаемый ответ -Рудименты и атавизмы, с целью доказательства эволюции)

Слово предоставляется учащемуся из 2 группы, которая работала со словарем биологических терминов и представит нам трактовку с позиций современной науки и есть ли таковые у человека.

После ответа учащегося от 2 группы эксперты оценивают их ответ, также используя алгоритм, если необходимо дополняют. Исправляют и наклеивают цветные полоски на «Оценочный лист». Учащиеся других групп также оценивают работу одноклассников цветными полосками.

Далее учащимся предлагается выполнить первых 5 заданий теста на выбор одного правильного ответа из четырех возможных, с целью самоконтроля знаний. После выполнения заданий учащимся предлагается ключ с ответами. За один правильный ответ они получают 0,3 балла ( если все ответы правильные, то мах. Количество баллов составит 1,5)

Вопросы теста:

1.Признаки типа хордовые у человека:

А) волосяной покров;

Б) развитие над хордой нервной наличие сальных и потовых желез

Б) закладка над хордой кишечной трубки;

В) развитие сердца на брюшной стороне;

Г) редукция хвостового отдела позвоночника.

3. Признаки подкласса Плацентарные:

А) продолжительность беременности около 9 месяцев;

Б) мать вынашивает плод внутри своего тела;

В) наличие диафрагмы;

Г) закладка хорды.

4.Рудименты и атавизмы являются:

А) сравнительно-анатомическими доказательствами;

Б) морфологическими доказательствами;

В) эмбриональными доказательствами;

Г) палеонтологическими доказательствами.

5. Атавизмы проявляются:

А) у всех особей вида;

Б) только у некоторых особей вида;

В) у небольшой группы особей вида;

Г) практически у большенства особей вида.

После выполнения заданий теста осуществляется самокотроль- ответы учащихся сверяются с ответами на доске, подсчитывается количество баллов .

Ответы: 1-б; 2-а; 3-б; 4-а.; 5-б.

Учитель: В своей статье « Поклон приматам» автор А. Малинов пишет: « Люди воздвигли памятник собаке. Есть памятник в честь лошади, отмечены «заслуги» зайца и дельфина. Парки полны скульптурами благородных оленей и распростерших крылья орлов. Однако перед обезьяной человек все еще в долгу…» Человек сам себя назвал Homo sapiens- человек разумный и объединил с приматами ( князьями) в один отряд. И все же до сегодняшнего дня эпитет « обезьяна» в применении к человеку остается обидным прозвищем. Трудно признать человеку сходство с обезьянами даже с такими как горилла, шимпанзе и орангутан- понгидами, что означает человекообразными.

В 1929 году английский анатом Артур Кейз определил у человека 1065 признаков, из которых 312 свойственны только человеку, 396 человеку и шимпанзе, 385 человеку и горилле, 354 человеку и орангутану, 117 человеку и гиббону, 113 человеку и другим низшим обезьянам, 17 человеку и полуобезьянам.

Вниманию учащихся предлагается перечень сходств человека с человекообразными обезьянами. Рассказ учителя сопровождается демонстрацией рисунков, муляжей головного мозга человека и шимпанзе, комментариями.


Черты сходства человека и человекообразных обезьян

Морфологические,

Анатомические,

Физиологические

Функционирование нервной системы, психологические качества и способности.

-Большое сходство в строении скелета и - способность переживать сходные эмоции;

внутренних органов; - высокая способность к обучению;

-очень похожие зубы; - хорошая память;

- наличие ногтей; - способность накапливать жизненный опыт;

- общие болезни; - сложные формы заботы о потомстве.

- очень близкий химический состав

крови;

-сходный аминокислотный состав.

Но существуют и довольно существенные отличия человека и человекообразных обезьян, которые являются существенным аргументом креационистов в споре с эволюционистами.


Черты человекообразных обезьян, отличающие их

от человека

Морфологические,

Физиологические,

Анатомические.

Функционирование нервной системы,

Психические качества.

- объем мозга 600 см ( у человека - уровень развития сознания ниже чем у человека;

1600 см ) - Эпизодически используемые орудия самостояте-

- менее развиты извилины, борозды льно не изготавливаются;

и кора больших полушарий; - менее выраженная способность к отвлеченному

- длинные передние конечности; мышлению;

- хватательный тип стопы; - отсутствует членораздельная речь;

- более развит лицевой отдел черепа - менее выраженная способность накапливать

с челюстями; индивидуальный и социальный опыт;

- стопа не образует свод; - отсутствие целенаправленной и коллективной

- таз не такой широкий как у человека; трудовой деятельности;

- ярко выраженные надбровные дуги; - большая зависимость от действия условий

- биохимический состав крови не пол- среды и естественного отбора.

ностью идентичен.

Учитель: Дарвин безгранично верил в науку. Какие факты может предоставить современная наука в доказательство его теории. Слово предоставляется 3 группе, учащиеся которой исследовали хромосомный набор человека и шимпанзе, а также генетическое сходство и генетическое расстояние.

После выступления учащегося от 3 группы эксперты выставляют свои оценки, используя цветные полоски, обходят членов других групп, которые также оценивают работу учащихся 3 группы.

Учитель вновь обращается к книге Ч. Дарвина: « Происхождение видов путем естественного отбора…» и зачитывает строки на стр. 323.

« У меня в спирту сохраняются два маленьких зародыша, которых я забыл пометить, и теперь я совершенно не в состоянии сказать, к какому классу они принадлежат. Может быть, это ящерицы, может быть маленькие птицы, а может быть маленькие млекопитающие…». Почему даже Ч. Дарвину, известному естествоиспытателю, это трудно было сделать, а удалось ли нашим эмбриологам определить принадлежность того или иного зародыша к классу млекопитающих. Слово предоставляется учащемуся от 4 группы.

Эксперты после ответа учащегося от 4 группы действуют по установленному сценарию.

Далее всем учащимся предлагается выполнить следующие задания контрольного теста, выбрав правильные утверждения:

  1. Способность накапливать жизненный опыт отличает человека от человекообразных обезьян.

  2. Очень близкий химический состав крови обезьян и человека и человека указывает на их сходство.

  3. Закон Карла Бэра называется биогенетический.

4.Метод дифференциального окрашивания используется при изучении кариотипов.

5. По генетическому критерию ближе всего к человеку горилла.

Учащиеся осуществляют самоконтроль. Сверяя свои ответы с ответами на доске.

Один правильный ответ оценивается в 0,3 балла.

Ответы: 1; 2; 3; 4; 5.

- + - + -

Учитель: Используя различные группы доказательств, мы видим несомненную близость человека и понгид. Но важна и иная сторона проблемы, которую также понимал Ч. Дарвин. Ныне живущие обезьяны не могут быть прямыми предками человека, слишком они специализированны для жизни в условиях влажного тропического климата. Следовало найти остатки ископаемого предка, так называемое связующее звено между человеком и понгидами. Поиски его привели к открытию целой цепи звеньев, соединяющих человека с другими приматами. По современным данным палеонтологии это была древесная обезьяна- дриопитек и близкий к нему вид рамапитек.

На основе изучения белков, хромосом и других данных было оформлено филогенетическое дерево гоминид и понгид.

Развитие взглядов на филогенетические связи гоминид представит нам 5 группа.

Ответы учащихся 5 группе оцениваются по сценарию других групп.

Учащийся выступает с сообщением на тему: « Метод молекулярных часов», с целью пояснения роли исследования митоходриальной ДНК для установления связей понгид и гоминид.

Содержание сообщения может быть следующим:

« Согласно центральной догме молекулярной биологии, химическая индивидуальность каждого живого организма определяется последовательностью пар оснований в ДНК этого организма. Теория эволюции утверждает, что виды развиваются в течение времени, и параллельно этому развитию изменяется их ДНК. Чем больше прошло времени с тех пор , как жил общий предок двух видов, тем длиннее период, в течение которого происходили эти изменения, и, следовательно, тем сильнее отличаются последовательности ДНК этих двух видов.

Подсчитав различия между последовательностями ДНК, можно построить генеалогическое дерево всех живых организмов. Например, у человека и шимпанзе 98% ДНК совпадают. Это означает, что наш общий предок жил совсем недавно. У человека и лягушек совпадающая часть ДНК значительно меньше, следовательно, наша ветвь отделилась от ветви земноводных значительно раньше. Теория эволюции предсказывает, что построенное таким образом генеалогическое дерево должно быть сходно с деревом, основанным на изучении окаменелостей. По мнению ученых, совпадение двух генеалогических деревьев является одним из самых убедительных доказательств эволюции.

В 80-е годы, когда впервые была предложена концепция молекулярных часов, от исследователей ожидали услышать, что изменения во всех ДНК происходят с одинаковой скоростью - что все часы тикают с одинаковым интервалом. Однако оказалось, что существует много разных молекулярных часов, и все они идут с разной скоростью.

Пожалуй, больше всего привлекает в методе молекулярных часов перспектива его применения к эволюции человека. Исследованию подвергается ДНК, содержащаяся в митохондриях, крохотных органеллах, в которых содержится небольшая петлевидная ДНК ( в митохондриальной ДНК человека 26 генов), . Установлено, что молекулярные часы митохондриальной ДНК тикают почти в 10 раз быстрее, чем часы ДНК, содержащейся в клеточном ядре.»

Учитель: Прошло немало времени прежде чем человек стал человеком. Об этом свидетельствуют палеонтологические находки ископаемых форм человека

Вадим Шефнер попытался отразить это в своем стихотворении « Первый мост».

…И вот он вырвался из чащи

По следу зверя. Но поток,

В глубокой трещине урчащий,

Ему дорогу пересек.

На берегу другом - добыча,

Для всей семьи его - еда:

Нетронутые гнезда птичьи,

Косуль непуганых стада …

Себе, представив на мгновенье

Закрытый для него простор,

Затылок он в недоуменье

Косматой лапою потер.

И брови на глаза нависли

И молча сел на камень он,

Весь напряженьем первой мысли,

Как судорогою сведен

И вдруг - голодный, низколобый

Он стал, упорен и высок,

Уже с осмысленною злобой

В ревущий заглянул поток.

И подойдя к сосне, что криво

Росла у самого обрыва,

И корни оглядев - гнилье!

Он стал раскачивать ее.

И долго та работа длилась,

И камни падали в обрыв,

И с хрустом дерево свалилось,

Два берега соединив.

И он тропою небывалой

На берег перешел другой,

И пот со лба отер усталой -

Уже не лапой, а рукой.

Подведение итогов урока. Рефлексия. Определение лидера среди групп по количеству набранных баллов.

Учитель собирает листы самооценки, которые вели учащиеся в течение урока.











САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УРОКА.

1.Краткая характеристика 11б класса.

Работаю в данном классе второй год

Класс можно охарактеризовать как выше среднего.

Средний балл по итогам 1 полугодия - 3,8

Качество знаний - 56%( 1 полугодие 2005-06г),62% (2 полугодие 2005-06 г), 74% ( 1 полугодие 2006-07 г.) рост составил 18%.

Такие учащиеся как :------------------------------------------------------

имеют по биологии оценку пять.

-------------- человек имеют оценку четыре.

Но ряд учащихся работают на репродуктивном уровне:--------------

На творческом уровне способны работать ----- учеников,

На конструктивном -------------- учеников,

На репродуктивном ------------- учеников.

Некоторые учащиеся связывают свою будущую профессию с биологией-------- человек.

Выбрали экзамен по биологии ------------ человек.

Считаю, что рост качества знаний произошел в результате повышения мотивации учения, и использования технологии « Обучение в сотрудничестве», которая использовалась в сочетании с новыми информационными технологиями в ходе урока.

2. Данный урок « Развитие взглядов на происхождение человека» первый в теме Антропогенез. Цель выбора темы: расширить знания по вопросу, показать его сложность и неоднозначность и актуальность в наше время, так как в обществе постоянно поднимается данный вопрос.

Учащиеся готовы к восприятию данного материала. Изучены основные законы и закономерности эволюционного учения. Рассматривались доказательства эволюции. Поэтому урок строился с опорой на знания учащихся и применения их в другой ситуации.

Полученные знания будут использоваться на последующих уроках темы: « Антропогенез».

3.При формировании целей урока стремилась определить их наиболее рациональное сочетание, так, чтобы решение одной оказало содействие решению других.

Образовательная цель урока состояла в формировании у представлений о различных точках зрения на вопрос происхождения человека, доказательствах симиальной теории с использованием морфологических, анатомических, эмбриологических, генетических. палеонтологических доказательств, расширении знаний при информации о методе молекулярных часов, дифференциального окрашивания хромосом, оценивании генетического сходства и генетического расстояния, взглядах Пьера де Тейяра.

В формировании понятий: антропология, антропогенез, симиальная теория, отработке уже знакомых терминов: онтогенез, филогенез, креационизм, и др.

Юношеский возраст - это возраст формирования мировоззрения, принципов, идеалов, нравственных убеждений. Поэтому воспитательная цель урока состояла в формировании

интереса к предмету, научному поиску и исследовательской работе, уделила роли личности Ч. Дарвина в науке.

Использовала возможности урока для развития навыков самостоятельной работы в группе, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, производить самоконтроль и взаимоконтроль, развивать интеллектуальные способности: внимание, память, воображение, логическое мышление.

Методическая цель урока состояла в таком его построении, чтобы, чтобы учащиеся почувствовали свою активную роль в учебном процессе, в поддержании отношений сотрудничества между учащимися, а также между учащимися и учителем.

4.Общая структура урока выглядела следующим образом.


  1. Организационный момент. Настрой на урок.

  2. Подвод к теме урока, определение темы, определение целей и задач урока.

  3. Спектакль: « Публичный диспут по вопросам эволюции», с целью создания проблемы.

  4. Работа с новыми терминами.

  5. Исследовательская работа в группах.

  6. Отчет групп, в сочетании с фронтальной работой, объяснений учителя, и работой экспертов.

  7. Поэтапное выполнение теста, с целью закрепления знаний и самоконтроля.

  8. Индивидуальные сообщения учащихся.

  9. Общий самоконтроль теста, с выставлением поурочного балла в « Лист успеха».

  10. Выводы по уроку и поставленной в начале урока проблемы.

  11. Дифференцированное и творческое домашнее задание.

  12. Подведение итогов коллективной работы.

  1. При отборе содержания урока придерживалась принципов: последовательности, научности, доступности, соответствия реальным возможностям учащихся.

Считаю, что один этап последовательно и логично вытекал из другого. Старалась выделять главные мысли, концентрировать на них внимание учеников ( запись в тетрадь). Формирование эволюционных понятий шло с позиций научности.

Раскрытие доказательств симиальной теории способствовало формированию научного мировоззрения школьников. Углублялись понятия, встречавшиеся ранее при изучении

эволюционной теории.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что объем, сложность учебного материала, последовательность его изучения соответствовали реальным учебным возможностям школьников, были созданы условия для самореализации, способствовали развитию общеучебных , интеллектуальных навыков.

  1. Обоснование хода урока.

Психологический настрой на урок в ходе организационного момента, инструктажи по формам деятельности в группах, настрой на взаимовыручку, соревнование, связь с учителем, ожидание от него помощи, считаю, дало заряд мотивации к учению, обеспечило организованность, темп, дисциплину на всех этапах урока.

  1. В ходе урока осуществлялось сочетание методов и форм организации познавательной деятельности учащихся.

  2. Основная форма урока - общеклассная с сочетанием групповой. Это обеспечивало взаимопомощь, взаимообучение, все учащиеся вовлекались в учебную деятельность. Мне такая форма работы дала возможность оказывать адресную помощь учащимся, т.е. способствовала дифференцированному обучению.

По источнику знаний использовались методы - словесные ( беседа, рассказ, объяснения учителя), наглядные - демонстрация слайдов, практические - самостоятельная исследовательская работа в группах с дифференцированными заданиями. По познавательной активности: объяснительно-иллюстративные,

Частично- поисковые( применяли знания в новой ситуации 1, 2, 3,группа), исследовательские( 4,5 группы).

  1. Считаю, что на уроке были выполнены основные условия учебного процесса. Урок оснащен наглядность: слайды, дидактический материал, распечатки заданий группам, биологический словарь.

  2. Соблюдались гигиенические требования( температурный режим, воздушный режим, освещенность ).

  3. Соблюдала социально-психологические требования. Считаю, что предъявляла разумные требования, поощряла успехи, консультанты организовывали помощь, учитывала индивидуальный темп работы групп, создавалась ситуация успеха.Соблюдены эстетические нормы в оформлении наглядности, записях на доске.

  4. В процессе урока осуществляла контроль за формированием знаний и умений в нескольких формах: оценочная деятельность учителя, взаимоконтроль в ходе групповой работы, самокотроль во время выполнения теста.

  5. Считаю, что произошел определенный прирост знаний по теме «Эволюционное учение, а также общебиологических. План урока, задачи выполнены, цели достигнуты.


© 2010-2022