Рабочая программа по биологии (школа 8 типа)

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Пояснительная записка

Программа предназначена для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, -М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2010г. Авторы программы: В.И.Сивоглазов, Т.В.Шевырева, Л.В.Кмытюк, В.В.Воронкова.

Рабочей программе соответствует учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: А.И. Никишов, А.В. Теремов. Биология. Человек. 9класс.- Москва, Дрофа, 2010

Структура документа: программа включает три раздела:

1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения.

2. Основное содержание с распределением учебных часов по годам обучения и отдельным темам.

3.Требования к уровню подготовки обучающихся в каждом классе отдельно и требования к знаниям выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит учащимся воспринимать человека как часть живой природы.

Цели

• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и роли живых организмов; методах познания живой природы;

• овладение умениями применять биологические знания для распознавания изученных растений; работать с биологическими приборами, инструментами; проводить наблюдения за биологическими объектами;

• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа разработана на основе специальной (коррекционной) программы под редакцией Воронковой В.В., в соответствии с которой на изучение курса «Человек и его здоровье» в 9 классе отводится 34 часа (1 ч в неделю).











Содержание тем курса.

Общее знакомство с организмом человека

Краткие сведения о клетке и тканях человека.

Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.

Опора и движение

Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение скелета человека. Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей.

Череп.

Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение.

Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные.

Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах.

Кровообращение

Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека.

Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови.

Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.

Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и нетренированного человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки.

Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему. Первая помощь при кровотечении. Донорство - это почетно.

Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении.

Дыхание

Значение дыхания для растений, животных, человека.

Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие.

Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях.

Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.).

Влияние никотина на органы дыхания.

Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы. Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние.

Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека.

Питание и пищеварение

Особенности питания растений, животных, человека. Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз.

Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник.

Здоровые зубы - здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике.

Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания. Пища народов разных стран. Культура поведения во время еды.

Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.

Выделительная система

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).

Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи.

Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита.

Нервная система и органы чувств

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).

Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и его значение. Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха.

Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему.

Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Профилактика травматизма и заболеваний нервной системы.

Значение органов чувств у животных и человека.

Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.

Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена.

Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.

Охрана всех органов чувств.







Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Всего часов

В том числе на:

Дата

Примечание

По плану

фактическая

урок

к/р,п/р


Общее знакомство с организмом человека

2


1

Организм человека.Строение клеток и тканей организма

1

3/09

2

Органы и системы органов человека

1

10/09

Опорно-двигательная система

9


3

Опорно- двигательная система. Скелет человека. Его значение. Основные части скелета

1

17/09

4

Соединение костей

1

24/09

5

Череп

1

1/10

6

Скелет туловища

1

8/10

7

Скелет верхних конечностей Скелет нижних конечностей

1

15/10

8

Значение и строение мышц

1

22/10

9

Основные группы мышц человека.Работа мышц.

1

30/10

10

Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие

1

12/11

11

Значение опорно- двигательной системы. Роль физических упражнений в её формировании

1

19/11


Кровеносная система

4


12

Значение крови и кровообращения

1

26/11

13

Состав крови. Органы кровообращения . Сосуды

1

3/12

14

Органы кровообращения. Сердце и его работа.

1

10/12

15

Практическая работа. 1.Подсчет частоты пульса» 2.«Первая помощь при кровотечениях»


1

17/12

Дыхательная система

3



16

Органы дыхания

1

24/12

17

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях

1

14/01

18

Гигиена дыхания. Болезни органов дыхания и их предупреждение

1

21/01

Пищеварительная система

6



19

Пищеварительная система. Значение питания. Пищевые продукты



1

28/01

20

Питательные вещества. Витамины

1

4/02

21

Органы пищеварения. Ротовая полость. Зубы

1

11/02

22

Изменение пищи в желудке, в кишечнике. Печень.

1

18/02

23

Вредное влияние курения и алкоголя на пищеварительную систему.

1

25/02

24

Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений.

1

3/03

Мочевыделительная система

2


25

Почки - органы выделения


1

10/03

26

Предупреждение почечных заболеваний


1

17/03

Нервная система

9



27

Нервная система Головной мозг и спинной мозг


1

24/03

28

Нервы. Значение нервной системы


1

7/04

29

Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему


1

14/04

30

Органы чувств .Орган зрения Гигиена зрения

1

21/04

31

Орган слуха . Гигиена слуха.

1

28/04

32

Орган обоняния.

1

5/05

33

Орган вкуса

1

12/05

34

Охрана здоровья человека

1

19/05












Требования к учащимся

Учащиеся должны знать:

названия, строение и расположение основных органов организма человека;

элементарное представление о функциях основных органов и их систем;

влияние физических нагрузок на организм;

вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

основные санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

соблюдать санитарно-гигиенические правила.





Перечень методической литературы.

1. Методика преподавания естествознания в 5-7 классах общеобразовательных учреждений: Книга для учителя /Под ред.

А.Г.Хрипковой. - М.: Просвещение, 1997. -С. 83-93, 125-139.

2. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1988. - 175 с.

3.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:(Олигофренопедагогика) /Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Академия,

2000. -С.152-172.

4.Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе//Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания

умственно отсталых школьников. - М.: МГПИ, 1987. - С. 65-69.

5. Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания //Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. - М.: МГПИ, 1983. - С. 72-77.


















© 2010-2022