Системная модель здоровьесберегающей деятельности В МКОУ СОШ № 6

Каждый структурный элемент модели имеет свои цели и решает определённые задачи. Материально-техническое обеспечение:     В процессе моделирования  внимание обращалось, прежде всего, на те направления и средства работы, которые имеют непосредственное отношение к функциям школы, помогают уменьшить  школьные факторы риска по отношению к здоровью детей, учитывают особенности среды жизнедеятельности участников образовательного процесса, способствуют налаживанию эффективного межведомственного сотрудни...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМНОЙ МОДЕЛИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МКОУ СОШ № 6



Моделирование системы здоровьесберегающей деятельности и создание здоровьеохранного пространства представляет собой программно-целевую разработку совокупности взаимосвязанных изменений в образовательном процессе и жизнедеятельности школы включающей в себя следующие компоненты:

- ценностно-ориентационный - утверждение в сознании всех субъектов учебно-воспитательного процесса ценности здоровья как терминальной ценности (в стратегическом, смысло-жизненном, экзистенциальном отношении), и одновременно - как инструментальной ценности (в тактическом, повседневно-бытийном плане);

- организационно - деятельностный компонент[1]

1)улучшение санитарно - гигиенического состояния школы;

2)здоровьесберегающую организацию учебного процесса;

3)физкультурно-оздоровительную работу;

4) повышение компетентности педагогов, специалистов и родителей в вопросах здоровьесбережения;

5) поддержание и укрепление здоровья учителей;

6) профилактическую работу.

- диагностический компонент предполагает:

Проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:

- общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;

- текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);

- режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

- здоровьесберегающие медицинские технологии (вакцинация, медосмотры специалистами );

- здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;

- здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;

- здоровьеформирующие образовательные технологии, учитывающие:

  1. возрастные особенности познавательной деятельности детей;

  2. оптимальный уровень трудности учебного материала;

  3. вариативность методов и форм обучения;

  4. использование наглядности и сочетание различных форм предоставления информации;

  5. создание эмоционально благоприятной атмосферы;

  6. формирование положительной мотивации к учебе (педагогика успеха);

культивирование знаний о сохранении и укреплении здоровья.

Инновационное направление работы предполагает:

1) инновации, специально направленные на здоровьесбережение и позволяющие снизить риск потери здоровья при использовании традиционных для школы форм и методов осуществления образовательного процесса;

2) реализация функции здоровьесбережения в каждом инновационной проекте независимо от его целей.

- управленческий компонент - представлен деятельностью субъектов здоровьесбережения, их коллегиальных органов (администрация, Совет школы, органы педагогического, родительского, ученического самоуправления и др.) и обеспечивает нормативно-правовую, материально-финансовую, кадровую, методическую, экспертно-аналитическую, информационно-пропагандистскую поддержку работы школы по проектированию здоровьеохранного пространства[2]

Модель деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в нашей школе включает: ценности, цель, задачи, функции, интерактивные формы, уровни отношения обучающихся к своему здоровью.

Цель данной модели - сохранение и укрепление здоровья обучающихся в образовательном учреждении. Достижение цели предполагает решение теоретически обоснованных задач, классифицированных с позиций субъектов этого процесса:

- обучающийся: осознание ценности здоровья и активно-познавательное стремление к его совершенствованию, индивидуальная информированность и способность принимать ответственные эффективные решения, определяющие структуру и качество жизни;

-семья: удовлетворение потребностей обучающегося в здоровом образе жизни, формирование потребности в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил, выведение подростка в режим саморазвития, самовоспитания;

-педагог: сохранение и развитие здоровья обучающегося при его оптимальной трудоспособности и социальной активности, формирование

системы умений и навыков, здоровьесберегающих, здоровьеформирующих технологий и стратегий.

В процессе моделирования внимание обращалось, прежде всего, на те направления и средства работы, которые имеют непосредственное отношение к функциям школы, помогают уменьшить школьные факторы риска по отношению к здоровью детей, учитывают особенности среды жизнедеятельности участников образовательного процесса, способствуют налаживанию эффективного межведомственного сотрудничества и взаимодействия школы с ведомствами и учреждениями, работающими в области охраны и укрепления здоровья

Рисунок 2.1.- Здоровьеразвивающее пространство ОУ

Здоровьеразвивающее образовательное пространство школы

Системная модель здоровьесберегающей деятельности В МКОУ СОШ № 6Системная модель здоровьесберегающей деятельности В МКОУ СОШ № 6Системная модель здоровьесберегающей деятельности В МКОУ СОШ № 6Системная модель здоровьесберегающей деятельности В МКОУ СОШ № 6

Школьное пространство

Личное пространство ученика

Семейное пространство

Пространство социума

Теоретическую модель можно представить схематично

Рисунок 2.2- Модель здоровьесберегающей деятельности


Работа соц.-психол. службы

Материально - техническая базаСистемная модель здоровьесберегающей деятельности В МКОУ СОШ № 6Системная модель здоровьесберегающей деятельности В МКОУ СОШ № 6

Системная модель здоровьесберегающей деятельности В МКОУ СОШ № 6

Профилактика вредных привычек

Учебная деятельность на основе здоровье-сберегающих технологийСистемная модель здоровьесберегающей деятельности В МКОУ СОШ № 6Системная модель здоровьесберегающей деятельности В МКОУ СОШ № 6

Медицинская помощь на базе ОУ

Дополнительное

образование

Системная модель здоровьесберегающей деятельности В МКОУ СОШ № 6Системная модель здоровьесберегающей деятельности В МКОУ СОШ № 6Системная модель здоровьесберегающей деятельности В МКОУ СОШ № 6

Системная модель здоровьесберегающей деятельности В МКОУ СОШ № 6

Физическое воспитание

Работа с родителями


Каждый структурный элемент модели имеет свои цели и решает определённые задачи.

Материально-техническое обеспечение:

-компьютерные классы,

-интерактивные доски,

-оборудование для организации и проведения презентаций,

-информационный портал,

-спортивные залы, площадки, тренажерные залы;

-спортивный инвентарь;

-кабинеты психологической разгрузки

Деятельность социально-психологической службы заключается в:

1. Организация активного сотрудничества администрации, педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей), внешних социальных структур для оказания реальной квалифицированной, своевременной и всесторонней помощи в деле сохранения и укрепления здоровья.

2. Проведении своевременной диагностики и обеспечении коррекции и консультирования по заявленной проблематике для детей из семей группы риска.

3. Организации культурно-просветительской работы среди учащихся и их родителей по пропаганде здорового образа жизни.

4.Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.

5. Включение в план работы психолого-педагогической службы школы мероприятий, направленных на формирование у детей ценностного отношения к здоровью и физической культуре.

6.Проведение тематических циклов занятий в группе или персонально.

Медицинское сопровождение учебно-воспитательного процесса:

1. Первичная диагностика и дальнейший мониторинг состояния здоровья обучающихся, помощь педагогу в составлении «Паспорта здоровья учащихся».

2. Санитарно-гигиенические условия образовательного процесса.

3. Организация просветительской работы среди педагогов, детей и их родителей, направленной на приобретение ими знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и ЗОЖ.

4. Осуществление лечебно-профилактической и оздоровительной деятельности.

5. Взаимодействие образовательного учреждения и поликлиники, осуществляющей медицинское обслуживание детей.

6. Разработка рекомендаций по оздоровлению детей, исходя из особенностей их состояния здоровья, физического и психофизиологического развития, индивидуальных возможностей и разных условий.

7.Создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:

- составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;

- проведение физкультминуток;

- гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;

- четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;

- планомерная организация питания учащихся;

- реабилитационную работу: обязательное медицинское обследование.

Учебная деятельность на основе здоровьесберегающих технологий

Социологические опросы показывают, что в своих ценностных позициях учителя ориентированы прежде всего на узкопрофессиональные качества и знания, которые он должен передать ученику, а категории «здоровье» отводится далеко не ведущая роль. Однако, по мнению многих специалистов, профессия учителя может быть отнесена к группе профессий повышенного риска. Поэтому одним из важнейших путей решения данной проблемы является привлечение педагогов к процессу формирования приоритета здоровья, составляющего основу культуры здоровья и здорового образа жизни как школьников, так и самих учителей.

Решению этой задачи способствуют:

1 - участие педагогов школы в инновационной деятельности по вопросам здоровьесбережения;

2 - реализация здоровьесберегающих технологий;

3 - организация самостоятельной работы школьников по сохранению и укреплению здоровья;

4 - сотрудничество с общественными организациорганизациями школьников (так в школе действуют отряды Юных инспекторов движения, Школа выживания, «Турист», волонтерский отряд «Парус надежды»);

5 - вовлечение учащихся в деятельность различных кружков, секций.

Сотрудничество с родителями

Первичные и наиболее фундаментальные основы здоровья ребенка закладываются в семье. Взаимоотношения школы и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения должны быть отношениями сотрудничества. Однако, необходимо иметь в виду реальные возможности сегодняшней семьи в реализации этих партнерских отношений. И поскольку масштабное видение проблем, знание, профессионализм - на стороне школы, то именно она выполняет функции просвещения, консультирования, а при необходимости и воспитания семьи.

Среди основных направлений работы с семьей можно выделить следующие:

- изучение и анализ семей, условий воспитания и оздоровления;

- просвещение родителей в вопросах медицинской активности семьи, здоровья и здорового образа жизни;

- работа служб школы с особыми категориями детей и их родителями;

- привлечение родителей в органы школьного самоуправления;

- проведение совместных с родителями акций и мероприятий.

Дополнительное образование

Специфические условия дополнительного образования детей заключаются, прежде всего, в высокой степени вариативности, благодаря которой каждый может выбирать образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбирать объем и темп освоения образовательной программы. Добровольно включаясь в образовательный процесс, ребенок и его родители тем самым доверяют педагогам свое самое ценное достояние - свободное время, надеясь, что результатом такой инвестиции станет эффективное удовлетворение комплекса образовательных потребностей развивающейся личности. Процесс и результат развития личности ребенка в образовательных сферах опирается на психолого-педагогический потенциал свободного времени, в котором реализуются образовательные функции в форме особого рода интеллектуальных, предметно - избирательных психолого-педагогических услуг.

Дополнительное образование детей представляет собой гармоничное единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни.

Наша модель дополнительного образования включает как организационные мероприятия, так и социальное партнерство:

1-развитие объединений по интересам, преследующих цели

физического, интеллектуального, духовного развития детей и подростков, сформирования у них реального и позитивного представления о своем будущем;

2 - организацию праздников здоровья, досуга детей совместно с родителями;

3- разработку методик внеурочной профилактической работы, основанной на развитии таких жизненных навыков, как противостояние негативному групповому давлению, умение выйти из конфликтной ситуации, сделать правильный выбор;

4- организацию летнего отдыха школьников и педагогов.

Профилактика вредных привычек предполагает:

- организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

- организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

- пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры);

-добровольное тестирование на предмет раннего выявления немедицинского потребления средств ПАВ.

Физическое воспитание в модели здоровье предполагает:

- организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;

- привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;

- широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

2.5. Управление здоровьесберегающей деятельностью

Управление - это основной инструмент преобразования системы. Для организации внедрения системной модели ОУ, содействующего здоровью,импонирует трехуровневая система управления [по О.С.Гладышевой ]

Трехуровневая система управления по О.С.Гладышевой

III уровень

КГПС (координационная

группа в составе педагогического совета)

Стратегия деятельности, координация деятельности

участников; подготовка кадров; распределение ресурсов;

анализ и прогнозирование деятельности, экспертиза

II уровень

Методические объединения

школы, психологическая

служба, социальные

педагоги, медицинская

служба

Сопровождение документов; научно-методическая

поддержка; диагностика результатов: медико-биологические показатели, психологическое тестирование;

социальный опрос

I уровень

Учителя-предметники,

учителя физкультуры,

учитель ОБЖ

Анализ УВП; внедрение здоровьесберегающих технологий;

пропаганда ЗОЖ; мониторинг уровня здоровья (совместно

с медицинской службой школы) и физической

подготовленности; контроль за ведением паспорта здоровья

школьника; систематизация диагностических материалов в

паспорте здоровья класса; работа с родителями; участие в

экспериментальной работе школы

1 уровень: педагогические работники.

В школе работает стабильный коллектив, слаженный по своему составу и творческий по своей сути, всегда готовый к восприятию новых методик, с интересом следящий за новейшими разработками в области образования. 95 % учителей школы имеют I и Высшую квалификационные категории, 85 % учителей имеют различные награды. При этом учителя постоянно обучаются на различных курсах.

В школе действует служба сопровождения: классный руководитель, педагоги-предметники, педагоги дополнительного образования, школьный библиотекарь, родители, медицинский работник, социальный педагог, педагог-психолог.

На данном уровне решаются вопросы:

- приобретение педагогами компетентности в вопросах здоровьесберегающей деятельности в ходе обучения;

- согласование систем учебного процесса и воспитательной работы, ориентированных на здоровьесбережение по новым технологиям и программам;

- подготовка в области организации и ведения ОЭР;

- учет медицинских рекомендаций в работе с учащимися;

- согласование объема учебной нагрузки с возрастными и индивидуальными особенностями здоровья учащихся;

- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;

- взаимодействие с родителями в вопросах здоровья и здорового образа жизни учащихся.

II уровень: зам. директора ОУ, курирующий данное направление, психолог, социальный педагог, председатели методических объединений по начальной школе, естественным и гуманитарным дисциплинам, физической культуре, ОБЖ, представители медицинской службы. Решаемые вопросы:

- сопровождение реализации программы здоровьесберегающей деятельности;

- научно-методическая поддержка данной деятельности;

- диагностика и обобщение результатов деятельности и медико-психологических показателей здоровья учащихся.

III уровень: школьный совет по здоровьесберегающей деятельности (координационная группа в составе педагогического совета)

- директор, зам. директора по УВР, психолог, социальный педагог, специалист, отвечающий за проведение мониторинга, медицинский работник, представители попечительского совета и родительского комитета. Решаемые вопросы:

- определение стратегических направлений деятельности, ее целей и задач, планирование и координация деятельности, этапов и ожидаемых результатов;

- согласование нормативно-правовых актов;

- планирование и распределение ресурсного обеспечения деятельности;

- создание и совершенствование инфраструктуры ОУ для здоровьесберегающей и спортивно-оздоровительной деятельности;

- повышение квалификации педагогического коллектива в вопросах здоровьесбережения учащихся;

- разработка системы конкурсов для педагогов и учащихся, в целях поддержки реализуемой модели;

- разработка стратегии взаимодействия с внешними структурами.

Итак, модель здоровьесберегающей деятельности представляет собой единство ценностно-целевого, организационно-деятельностного, диагностического и управленческого компонентов вместе с нормативно-правовой, финансовой, материально-технической, кадровой, методической,

экспертно - аналитической и другой поддержкой здоровьесберегающей деятельности со стороны всех заинтересованных структур.

2.6. Анализ результатов внедрения модели здоровьесберегающей деятельностью ОУ.

Создание в школе здоровьеохранного образовательного пространства оказало положительное влияние на здоровье и развитие наших учеников. Систематический мониторинг состояния здоровья учащихся нашей школы на показывает стабильную, положительную динамику.

Таблица 2.1- Результаты мониторинга здоровья

Наличие заболеваний в различных классах

2012

2013

2014

Хронические заболевания при поступлении в 1 класс

6-9,5%

7-13,4%

8-7,5%

Хронические заболевания при поступлении в 5 класс

5-10,7%

10-12,2%

12-11,7%

Хронические заболевания при поступлении в 9 класс

6-17,1%

7-33,8%

8-25,3%

Хронические заболевания при поступлении в 11 класс

16-30%

12-28,5%

6-17,6%

Количество детей-инвалидов

6

6

8

При оценке влияния образовательной деятельности школы при переходе учащихся из класса в класс имеет смысл сравнение распределения по уровням здоровья на различных ступенях обучения.

Данные мониторинга состояния здоровья учащихся показывают увеличение числа детей с 1 группой здоровья, уменьшение числа детей со 2 и 3 группами.

Рисунок 2.3- Уровень здоровья детей по физическому состоянию

на 20013-2014 учебный год

Системная модель здоровьесберегающей деятельности В МКОУ СОШ № 6

















Большой интерес представляют данные о динамике заболеваемости учащихся в конце каждого учебного года.

Таблица2.2 - Динамика заболеваемости

Наименование заболеваний

Год

2012

2013

2014

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Болезни лор-органов

2

0,4

4

0,9

3

0,45

Болезни органов дыхания

420

60

280

40,5

320

47

В т.ч. ОРВИ и грипп

386

52

261

37

253

37,7

Болезни серд.-сосуд. системы

2

0,09

5

0,4

3

0,4

Болезни мочеполов. системы


Болезни ЖКТ

25

3,5

38

5,5

41

6,1

Травмы

10

1,4

14

2

13

1,9

Прочие

58

8,2

22

3

30

4,4

Инфекционные заболевания

38

5.4

13

1.8

4

0,5

Болезни нервной системы

2

0,2

-

-

1

0,1

Болезни эндокрин. системы

1

0,1

5

0,7

4

0,45

Болезни глаз

7

0,4

7

0,9

9

1,3

Болезни костно-мышечн. системы

6

0.8

13

1,9

10

1,4

ИТОГО:

676

100

674

100

662

100

Таблица 2.3.

Наименование заболеваний

Год

2012

2013

2014

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

ОРВИ и грипп

346

51,1%

274

40,6%

198

32,2

Ветряная оспа

14

2

8

1,1

6

0,9

Ангина

4

0,5

10

1,4

4

0,6

Энтериты

-

-

-

-

-

-

Чесотка

-

-

-

-

-

-

Педикулез


Вирусный гепатит


Микроспория


ВСЕГО:

676

100

674

100

662

100

По графику годовой динамики заболеваний установлено, что от сентября к октябрю наблюдалось постепенное увеличение частоты заболеваний.

Рисунок 2.4 - Динамика заболеваний в течение учебного года

Системная модель здоровьесберегающей деятельности В МКОУ СОШ № 6


Это можно объяснить тем, что к концу учебной четверти обычно накапливается утомление детей, которое приводит к ослаблению резистентности их организма и ослаблению иммунитета. Во второй и третьей четвертях после каникул заболеваемость несколько снижается, но к концу четвертей вновь наблюдается подъем. Наиболее выраженный подъем заболеваемости у детей наблюдается в феврале. Как известно, в зимнее-весенний период года отмечаются явления витаминной недостаточности в организме детей, дефицит солнечного ультрафиолетового облучения. Эти факторы заметно подавляют общий иммунитет организма. Последующая динамика заболеваний характеризуется постепенным снижением от февраля к апрелю с дальнейшим падением заболеваемости в мае. По окончании каждого учебного года была получена аналогичная динамика показателей заболеваемости учащихся, что указывает

на закономерное влияние сезонных и учебных факторов на динамику заболеваемости школьников.

Проанализировав болезненность учащихся школы, можно сделать вывод: количество учащихся, болевших за год 1 - 2 раза увеличилось на 7 %.

Выявлена устойчивая тенденция к снижению показателей острой заболеваемости. Процент заболеваемости снижен с 42% до 22%. Частота простудних заболеваний приходится на февраль. Причиной снижения случаев ОРВИ является своевременная вакцинация гриппа, позволяющая остановить и предупредить вирусные инфекции и грипп.

Также проводилось анкетирование родителей и учащихся по различным направлениям деятельности общеобразовательного учреждения в вопросах здоровьесбережения.

Анкетирование показывает:

- увеличилось количество учащихся, соблюдающих требования режима дня

Рисунок 2.5 - Соответствие распорядка дня требованиям ЗОЖ (по мнению родителей)

Системная модель здоровьесберегающей деятельности В МКОУ СОШ № 6

- увеличился процент учащихся, получивших знания о здоровьесбережении в школе;

- на 42% увеличилось количество учащихся, осознавших значимость здорового образа жизни

Рисунок 2.6 - Осознание значимости здорового образа жизни (по мнению учащихся)

Системная модель здоровьесберегающей деятельности В МКОУ СОШ № 6





- в начальной школе 43% учащихся владеют методами контроля состояния здоровья;

- в среднем звене таких учащихся увеличилось на 15%;

Рисунок 2.7- Овладение методами контроля состояния здоровья (по мнению учащихся)


Системная модель здоровьесберегающей деятельности В МКОУ СОШ № 6




- на 43% увеличилось количество учащихся, занимающихся спортом

Рисунок 2.8 - Процент вовлеченности учащихся в занятия спортом


Системная модель здоровьесберегающей деятельности В МКОУ СОШ № 6


- 74% учащихся получают горячее питание, 26% питается буфетной

продукцией.

Таким образом, систематический мониторинг состояния здоровья учащихся нашей школы показывает:

- общие соотношения в показателях здоровья за последние три года стабильны, указывают на положительную динамику;

- количество первоклассников с низким уровнем здоровья, поступивших в нашу школу, увеличился на 5%;

- увеличение количества учащихся 1 группы здоровья на 7%;

- от ступени к ступени показатели здоровья улучшаются на 8%;

- снижение диспансерного контингента;

- снижение общей и острой заболеваемости учащихся.

Таблица 2.4- Мониторинг здоровьесбережения 2013-2014 у.г.


Характеристики.

Баллы

1. Материально-технические условия школы


  1. Здание и оборудование школы соответствуют требованиям СанПиН, включая классные помещения, рекреации, туалеты, школьную мебель.

  2. Спортивный зал оборудован минимально необходимым спортивным инвентарем в соответствии с требованиями к оснащению образовательного процесса.

  3. В школе есть дополнительное физкультурное оборудование (тренажеры и др.)

  4. На пришкольном участке оборудована спортивная площадка для занятий на свежем воздухе.

  5. Школьная столовая соответствует требованиям СанПиН и обеспечивает всех обучающихся возможностью получения горячих завтраков и обедов.

  6. Школьное здание и школьная территория, учебные кабинеты соответствуют требованиям техники безопасности.

2


2

2

2

2

2

2. Кадровое обеспечение школы.


  1. В школе есть психолого-медико-педагогическая служба, объединяющая усилия специалистов и педагогов.

  2. В администрации школы есть специалист, непосредственно отвечающий за организацию здоровьесберегающей деятельности школы.

  3. Учитель физкультуры имеет сертификат на организацию с учащимися занятий по ЛФК.

  4. Не менее 50% педагогов прошли курсы повышения квалификации, включая охрану здоровья школьников в процессе обучения.

2


2


2


2

3. Медицинское обслуживание в школе.


3.1. В школе есть медицинский кабинет, оснащенный стандартным комплектом оборудования.

3.2. В школе есть постоянный фельдшер.

3.3. На каждого ребенка заведена медицинская карта.

3.4. В школе проводятся регулярные профилактические осмотры в соответствии

с декретированными сроками.

3.5. В школе есть картотека детей, подлежащих диспансерному наблюдению.

3.6. В школе проводятся мероприятия по профилактике острых заболеваний.

3.7. Уровень острых заболеваний (ОРВИ) снизился по сравнению с данными предыдущего года.

3.8. Уровень острых заболеваний в школе ниже среднестатистического по

району.

  1. Число обострений хронических заболеваний за текущий год ниже, чем за предыдущий.

  2. Число обострений хронических заболеваний за текущий год ниже средне статистического по району.

  3. Процент школьников, состоящих на диспансерном учете в связи с наличием хронического заболевания, ниже среднестатистического по району.

  4. В школе организована работа по профилактике кариеса у детей.

  5. Число школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата снизилось по сравнению с показателями предыдущего года.

  6. Процент школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата ниже среднестатистического по району.

  7. В школе проводятся мероприятия по профилактике близорукости в рамках урока ( физкультминутки, гимнастика для глаз).

  8. В школе число детей, страдающих понижением остроты зрения, остается на стабильном уровне.

  9. Процент детей, страдающих близорукостью средней и высокой степени, ниже среднестатистического по району.

  10. В школе проводятся мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний (гигиенические, санитарно-просветительские).

  11. В школе всем детям обеспечена возможность получения профилактических прививок в соответствии с декретированными возрастами.

  12. Частота инфекционных заболеваний в количестве случаев на 100 детей по школе ниже, чем среднестатистическая по району.

  13. Индекс здоровья (18,7%) выше, чем в предыдущем году.

  14. Школьный фельдшер регулярно выступает перед педагогическим коллективом по вопросам здоровья школьников.

  15. Школьный фельдшер регулярно контролирует соблюдение правил техники безопасности на территории, в здании и на занятиях.

2


2

2


2

2

2



2


2

2

2

2

1

1

2

2

2

2

2

2

2

4. Двигательная активность и физическое развитие детей.


  1. В школе проводится спортивно-оздоровительный час ( во внекл. работе).

  2. Во время уроков проводятся динамические паузы.

  3. Процент школьников, занимающихся в спортивных секциях, вырос по сравнению с предыдущим годом.

  4. Число детей с уровнем физического развития ниже среднего уменьшилось за учебный год.

  5. Процент детей с физическим развитием ниже среднего меньше, чем среднестатистический по району.

  6. Число детей с дисгармоничным развитием уменьшилось за учебный год.

  7. Процент детей с дисгармоничным развитием ниже, чем среднестатистический показатель по району.

  8. В школе организованы команды по различным видам спорта, которые участвуют в районных соревнованиях.

1

1

1

2

2

2

2

2

5. Организация питания в школе.


5.1. Все обучающиеся получают горячие завтраки в школе.

5.2. Все обучающиеся получают горячие обеды.

5.3 В школе обеспечена возможность получения диетического питания.

5.4. В школьном буфете продаются только те продукты, которые имеют сертификат качества.

5.5. В школьной столовой организована сезонная дотация витаминов ( пищевые добавки, свежие овощи).

2

2

2

2


2

6. Политика содействия здоровью в школе.


6.1. Учебные нагрузки в школе не превышают возрастных нормативов, оговоренных в СанПиН.

6.2. В школе разработана программа « Здоровье», включающая следующие разделы:

А) охрана и совершенствование физического здоровья школьников;

Б) охрана психического здоровья школьников и профилактика аддитивных форм поведения;

В) формирование социальных установок на здоровый образ жизни и профилактика употребления ПАВ и наркотиков;

Г) взаимодействие образовательного учреждения с другими учреждениями и организациями по формированию здоровья школьников во всех его проявлениях;

Д) просветительно-информационная работа с родителями и в окружающем социуме по пропаганде здорового образа жизни.

6.3. В школе есть долгосрочный план по реализации стратегии содействия здоровью школьников.

6.4. Программа «Здоровье» прошла экспертизу.

6.5. Опыт работы школы тиражируется на школьном сайте.


2

2

2

2


2


2

2

2

1

7. Обучение здоровью в школе.


7.1. Во внеурочное время проводятся занятия по профилактике ВИЧ/СПИД и ИППП.

7.2. В школе проводятся встречи обучающихся и их родителей со специалистами, посвященные различным аспектам здорового образа жизни и профилактике асоциальных форм поведения.

7.3. Образовательное учреждение систематически участвует в мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни и профилактике наркомании среди молодежи на уровне района.

2

2



2

8. Превентивные меры в школе.


8.1. В школе запрещено курение для учащихся, педагогов и посетителей.

8.2. На территории школы, включая пришкольный участок, не курят.

8.3 В район школы нет торговых точек, продающих табак и спиртное.

8.4. Учащихся не выгоняют с уроков.

8.5. Все случаи пропусков занятий контролируются школой.

8.6. В школе существует специальный орган для обсуждения конфликтов.

8.7. За истекший год из школы не отчислены ученики по причине пропусков занятий или отклоняющегося поведения.

8.8. За последние 3 года не отчислялись ученики по причине пропусков занятий или отклоняющегося поведения.

8.9. За истекший год в школ не было драк, повлекших за собой обращение за медицинской помощью.

8.10. В школе нет учеников, привлекавшихся к уголовной ответственности.

8.11. В школе есть наглядная информация по безопасности детей на дорогах.

8.12. За последние 3 года ни один ребенок из школы не стал виновником дорожно-транспортного происшествия.

8.13. За последние 3 года ни один ребенок из школы не попал в дорожно-транспортное происшествие по собственной неосмотрительности.

8.14. На территории школы нет случаев продажи наркотических веществ.

2

2

2

1

2

1

2


2


2


2


2


2


2


2

9. Сотрудники школы.


9.1. Все сотрудники школы регулярно проходят профилактические осмотры.

9.2. сотрудники школы получают медицинскую помощь наравне с учащимися.

9.3. Каждый сотрудник школы участвует хотя бы в одном мероприятии, запланированном школой по линии содействия здоровью.

9.4. В школе есть спортивная команда, которая состоит из сотрудников.

2

2


2

1

10. Взаимоотношения школы с родителями.


10.1. В школе в системе проводятся занятия с родителями, посвященные проблеме охраны и укрепления здоровья детей.

10.2. Родители участвуют в реализации планов школы по содействию здоровью школьников.

10.3. В школе регулярно проходят совместные с родителями мероприятия, направленные на содействие здоровью школьников.


2


1


1

11. Внешние связи школы.


11.1. Школа сотрудничает с другими школами территории по вопросам содействия здоровью.

11.2. Школа принимает участие в территориальных программах содействия здоровью.

1


2

В связи с этим в общеобразовательном учреждении повысилось качество обучения.

В школе регулярно проводятся проверки (запланированные в ВШК) по выполнению норм СанПинов в режиме обучения, рейды по проверке санитарного состояния классных кабинетов, выполнению режима проветривания, безопасной организации перемен, режима и качества питания в школьной столовой, тяжести ранцев.

Применяются здоровьесберегающие педагогические технологии: адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания,рациональная организация учебного процесса, соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка.





1 Раппопорт И. Методика измерения результатов здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения//Директор школы. - 2008. - № 9. - С. 96 - 106

2 Попова А.И. Здоровьесохраняющая среда в школе // Образование. - 2012. - №4.

© 2010-2022