- Преподавателю
- Биология
- Системная модель здоровьесберегающей деятельности В МКОУ СОШ № 6
Системная модель здоровьесберегающей деятельности В МКОУ СОШ № 6
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Воронкова А.В. |
Дата | 08.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМНОЙ МОДЕЛИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МКОУ СОШ № 6
Моделирование системы здоровьесберегающей деятельности и создание здоровьеохранного пространства представляет собой программно-целевую разработку совокупности взаимосвязанных изменений в образовательном процессе и жизнедеятельности школы включающей в себя следующие компоненты:
- ценностно-ориентационный - утверждение в сознании всех субъектов учебно-воспитательного процесса ценности здоровья как терминальной ценности (в стратегическом, смысло-жизненном, экзистенциальном отношении), и одновременно - как инструментальной ценности (в тактическом, повседневно-бытийном плане);
- организационно - деятельностный компонент[1]
1)улучшение санитарно - гигиенического состояния школы;
2)здоровьесберегающую организацию учебного процесса;
3)физкультурно-оздоровительную работу;
4) повышение компетентности педагогов, специалистов и родителей в вопросах здоровьесбережения;
5) поддержание и укрепление здоровья учителей;
6) профилактическую работу.
- диагностический компонент предполагает:
Проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:
- общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
- текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);
- режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.
Здоровьесберегающие образовательные технологии:
- здоровьесберегающие медицинские технологии (вакцинация, медосмотры специалистами );
- здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;
- здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;
- здоровьеформирующие образовательные технологии, учитывающие:
-
возрастные особенности познавательной деятельности детей;
-
оптимальный уровень трудности учебного материала;
-
вариативность методов и форм обучения;
-
использование наглядности и сочетание различных форм предоставления информации;
-
создание эмоционально благоприятной атмосферы;
-
формирование положительной мотивации к учебе (педагогика успеха);
культивирование знаний о сохранении и укреплении здоровья.
Инновационное направление работы предполагает:
1) инновации, специально направленные на здоровьесбережение и позволяющие снизить риск потери здоровья при использовании традиционных для школы форм и методов осуществления образовательного процесса;
2) реализация функции здоровьесбережения в каждом инновационной проекте независимо от его целей.
- управленческий компонент - представлен деятельностью субъектов здоровьесбережения, их коллегиальных органов (администрация, Совет школы, органы педагогического, родительского, ученического самоуправления и др.) и обеспечивает нормативно-правовую, материально-финансовую, кадровую, методическую, экспертно-аналитическую, информационно-пропагандистскую поддержку работы школы по проектированию здоровьеохранного пространства[2]
Модель деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в нашей школе включает: ценности, цель, задачи, функции, интерактивные формы, уровни отношения обучающихся к своему здоровью.
Цель данной модели - сохранение и укрепление здоровья обучающихся в образовательном учреждении. Достижение цели предполагает решение теоретически обоснованных задач, классифицированных с позиций субъектов этого процесса:
- обучающийся: осознание ценности здоровья и активно-познавательное стремление к его совершенствованию, индивидуальная информированность и способность принимать ответственные эффективные решения, определяющие структуру и качество жизни;
-семья: удовлетворение потребностей обучающегося в здоровом образе жизни, формирование потребности в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил, выведение подростка в режим саморазвития, самовоспитания;
-педагог: сохранение и развитие здоровья обучающегося при его оптимальной трудоспособности и социальной активности, формирование
системы умений и навыков, здоровьесберегающих, здоровьеформирующих технологий и стратегий.
В процессе моделирования внимание обращалось, прежде всего, на те направления и средства работы, которые имеют непосредственное отношение к функциям школы, помогают уменьшить школьные факторы риска по отношению к здоровью детей, учитывают особенности среды жизнедеятельности участников образовательного процесса, способствуют налаживанию эффективного межведомственного сотрудничества и взаимодействия школы с ведомствами и учреждениями, работающими в области охраны и укрепления здоровья
Рисунок 2.1.- Здоровьеразвивающее пространство ОУ
Здоровьеразвивающее образовательное пространство школы
Школьное пространство
Личное пространство ученика
Семейное пространство
Пространство социума
Теоретическую модель можно представить схематично
Рисунок 2.2- Модель здоровьесберегающей деятельности
Работа соц.-психол. службы
Материально - техническая база
Профилактика вредных привычек
Учебная деятельность на основе здоровье-сберегающих технологий
Медицинская помощь на базе ОУ
Дополнительное
образование
Физическое воспитание
Работа с родителями
Каждый структурный элемент модели имеет свои цели и решает определённые задачи.
Материально-техническое обеспечение:
-компьютерные классы,
-интерактивные доски,
-оборудование для организации и проведения презентаций,
-информационный портал,
-спортивные залы, площадки, тренажерные залы;
-спортивный инвентарь;
-кабинеты психологической разгрузки
Деятельность социально-психологической службы заключается в:
1. Организация активного сотрудничества администрации, педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей), внешних социальных структур для оказания реальной квалифицированной, своевременной и всесторонней помощи в деле сохранения и укрепления здоровья.
2. Проведении своевременной диагностики и обеспечении коррекции и консультирования по заявленной проблематике для детей из семей группы риска.
3. Организации культурно-просветительской работы среди учащихся и их родителей по пропаганде здорового образа жизни.
4.Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.
5. Включение в план работы психолого-педагогической службы школы мероприятий, направленных на формирование у детей ценностного отношения к здоровью и физической культуре.
6.Проведение тематических циклов занятий в группе или персонально.
Медицинское сопровождение учебно-воспитательного процесса:
1. Первичная диагностика и дальнейший мониторинг состояния здоровья обучающихся, помощь педагогу в составлении «Паспорта здоровья учащихся».
2. Санитарно-гигиенические условия образовательного процесса.
3. Организация просветительской работы среди педагогов, детей и их родителей, направленной на приобретение ими знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и ЗОЖ.
4. Осуществление лечебно-профилактической и оздоровительной деятельности.
5. Взаимодействие образовательного учреждения и поликлиники, осуществляющей медицинское обслуживание детей.
6. Разработка рекомендаций по оздоровлению детей, исходя из особенностей их состояния здоровья, физического и психофизиологического развития, индивидуальных возможностей и разных условий.
7.Создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
- составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
- проведение физкультминуток;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
- четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
- планомерная организация питания учащихся;
- реабилитационную работу: обязательное медицинское обследование.
Учебная деятельность на основе здоровьесберегающих технологий
Социологические опросы показывают, что в своих ценностных позициях учителя ориентированы прежде всего на узкопрофессиональные качества и знания, которые он должен передать ученику, а категории «здоровье» отводится далеко не ведущая роль. Однако, по мнению многих специалистов, профессия учителя может быть отнесена к группе профессий повышенного риска. Поэтому одним из важнейших путей решения данной проблемы является привлечение педагогов к процессу формирования приоритета здоровья, составляющего основу культуры здоровья и здорового образа жизни как школьников, так и самих учителей.
Решению этой задачи способствуют:
1 - участие педагогов школы в инновационной деятельности по вопросам здоровьесбережения;
2 - реализация здоровьесберегающих технологий;
3 - организация самостоятельной работы школьников по сохранению и укреплению здоровья;
4 - сотрудничество с общественными организациорганизациями школьников (так в школе действуют отряды Юных инспекторов движения, Школа выживания, «Турист», волонтерский отряд «Парус надежды»);
5 - вовлечение учащихся в деятельность различных кружков, секций.
Сотрудничество с родителями
Первичные и наиболее фундаментальные основы здоровья ребенка закладываются в семье. Взаимоотношения школы и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения должны быть отношениями сотрудничества. Однако, необходимо иметь в виду реальные возможности сегодняшней семьи в реализации этих партнерских отношений. И поскольку масштабное видение проблем, знание, профессионализм - на стороне школы, то именно она выполняет функции просвещения, консультирования, а при необходимости и воспитания семьи.
Среди основных направлений работы с семьей можно выделить следующие:
- изучение и анализ семей, условий воспитания и оздоровления;
- просвещение родителей в вопросах медицинской активности семьи, здоровья и здорового образа жизни;
- работа служб школы с особыми категориями детей и их родителями;
- привлечение родителей в органы школьного самоуправления;
- проведение совместных с родителями акций и мероприятий.
Дополнительное образование
Специфические условия дополнительного образования детей заключаются, прежде всего, в высокой степени вариативности, благодаря которой каждый может выбирать образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбирать объем и темп освоения образовательной программы. Добровольно включаясь в образовательный процесс, ребенок и его родители тем самым доверяют педагогам свое самое ценное достояние - свободное время, надеясь, что результатом такой инвестиции станет эффективное удовлетворение комплекса образовательных потребностей развивающейся личности. Процесс и результат развития личности ребенка в образовательных сферах опирается на психолого-педагогический потенциал свободного времени, в котором реализуются образовательные функции в форме особого рода интеллектуальных, предметно - избирательных психолого-педагогических услуг.
Дополнительное образование детей представляет собой гармоничное единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни.
Наша модель дополнительного образования включает как организационные мероприятия, так и социальное партнерство:
1-развитие объединений по интересам, преследующих цели
физического, интеллектуального, духовного развития детей и подростков, сформирования у них реального и позитивного представления о своем будущем;
2 - организацию праздников здоровья, досуга детей совместно с родителями;
3- разработку методик внеурочной профилактической работы, основанной на развитии таких жизненных навыков, как противостояние негативному групповому давлению, умение выйти из конфликтной ситуации, сделать правильный выбор;
4- организацию летнего отдыха школьников и педагогов.
Профилактика вредных привычек предполагает:
- организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
- организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
- пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры);
-добровольное тестирование на предмет раннего выявления немедицинского потребления средств ПАВ.
Физическое воспитание в модели здоровье предполагает:
- организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
- привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
- широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
2.5. Управление здоровьесберегающей деятельностью
Управление - это основной инструмент преобразования системы. Для организации внедрения системной модели ОУ, содействующего здоровью,импонирует трехуровневая система управления [по О.С.Гладышевой ]
Трехуровневая система управления по О.С.Гладышевой
III уровень
КГПС (координационная
группа в составе педагогического совета)
Стратегия деятельности, координация деятельности
участников; подготовка кадров; распределение ресурсов;
анализ и прогнозирование деятельности, экспертиза
II уровень
Методические объединения
школы, психологическая
служба, социальные
педагоги, медицинская
служба
Сопровождение документов; научно-методическая
поддержка; диагностика результатов: медико-биологические показатели, психологическое тестирование;
социальный опрос
I уровень
Учителя-предметники,
учителя физкультуры,
учитель ОБЖ
Анализ УВП; внедрение здоровьесберегающих технологий;
пропаганда ЗОЖ; мониторинг уровня здоровья (совместно
с медицинской службой школы) и физической
подготовленности; контроль за ведением паспорта здоровья
школьника; систематизация диагностических материалов в
паспорте здоровья класса; работа с родителями; участие в
экспериментальной работе школы
1 уровень: педагогические работники.
В школе работает стабильный коллектив, слаженный по своему составу и творческий по своей сути, всегда готовый к восприятию новых методик, с интересом следящий за новейшими разработками в области образования. 95 % учителей школы имеют I и Высшую квалификационные категории, 85 % учителей имеют различные награды. При этом учителя постоянно обучаются на различных курсах.
В школе действует служба сопровождения: классный руководитель, педагоги-предметники, педагоги дополнительного образования, школьный библиотекарь, родители, медицинский работник, социальный педагог, педагог-психолог.
На данном уровне решаются вопросы:
- приобретение педагогами компетентности в вопросах здоровьесберегающей деятельности в ходе обучения;
- согласование систем учебного процесса и воспитательной работы, ориентированных на здоровьесбережение по новым технологиям и программам;
- подготовка в области организации и ведения ОЭР;
- учет медицинских рекомендаций в работе с учащимися;
- согласование объема учебной нагрузки с возрастными и индивидуальными особенностями здоровья учащихся;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
- взаимодействие с родителями в вопросах здоровья и здорового образа жизни учащихся.
II уровень: зам. директора ОУ, курирующий данное направление, психолог, социальный педагог, председатели методических объединений по начальной школе, естественным и гуманитарным дисциплинам, физической культуре, ОБЖ, представители медицинской службы. Решаемые вопросы:
- сопровождение реализации программы здоровьесберегающей деятельности;
- научно-методическая поддержка данной деятельности;
- диагностика и обобщение результатов деятельности и медико-психологических показателей здоровья учащихся.
III уровень: школьный совет по здоровьесберегающей деятельности (координационная группа в составе педагогического совета)
- директор, зам. директора по УВР, психолог, социальный педагог, специалист, отвечающий за проведение мониторинга, медицинский работник, представители попечительского совета и родительского комитета. Решаемые вопросы:
- определение стратегических направлений деятельности, ее целей и задач, планирование и координация деятельности, этапов и ожидаемых результатов;
- согласование нормативно-правовых актов;
- планирование и распределение ресурсного обеспечения деятельности;
- создание и совершенствование инфраструктуры ОУ для здоровьесберегающей и спортивно-оздоровительной деятельности;
- повышение квалификации педагогического коллектива в вопросах здоровьесбережения учащихся;
- разработка системы конкурсов для педагогов и учащихся, в целях поддержки реализуемой модели;
- разработка стратегии взаимодействия с внешними структурами.
Итак, модель здоровьесберегающей деятельности представляет собой единство ценностно-целевого, организационно-деятельностного, диагностического и управленческого компонентов вместе с нормативно-правовой, финансовой, материально-технической, кадровой, методической,
экспертно - аналитической и другой поддержкой здоровьесберегающей деятельности со стороны всех заинтересованных структур.
2.6. Анализ результатов внедрения модели здоровьесберегающей деятельностью ОУ.
Создание в школе здоровьеохранного образовательного пространства оказало положительное влияние на здоровье и развитие наших учеников. Систематический мониторинг состояния здоровья учащихся нашей школы на показывает стабильную, положительную динамику.
Таблица 2.1- Результаты мониторинга здоровья
Наличие заболеваний в различных классах
2012
2013
2014
Хронические заболевания при поступлении в 1 класс
6-9,5%
7-13,4%
8-7,5%
Хронические заболевания при поступлении в 5 класс
5-10,7%
10-12,2%
12-11,7%
Хронические заболевания при поступлении в 9 класс
6-17,1%
7-33,8%
8-25,3%
Хронические заболевания при поступлении в 11 класс
16-30%
12-28,5%
6-17,6%
Количество детей-инвалидов
6
6
8
При оценке влияния образовательной деятельности школы при переходе учащихся из класса в класс имеет смысл сравнение распределения по уровням здоровья на различных ступенях обучения.
Данные мониторинга состояния здоровья учащихся показывают увеличение числа детей с 1 группой здоровья, уменьшение числа детей со 2 и 3 группами.
Рисунок 2.3- Уровень здоровья детей по физическому состоянию
на 20013-2014 учебный год
Большой интерес представляют данные о динамике заболеваемости учащихся в конце каждого учебного года.
Таблица2.2 - Динамика заболеваемости
Наименование заболеваний
Год
2012
2013
2014
Абс.
%
Абс.
%
Абс.
%
Болезни лор-органов
2
0,4
4
0,9
3
0,45
Болезни органов дыхания
420
60
280
40,5
320
47
В т.ч. ОРВИ и грипп
386
52
261
37
253
37,7
Болезни серд.-сосуд. системы
2
0,09
5
0,4
3
0,4
Болезни мочеполов. системы
Болезни ЖКТ
25
3,5
38
5,5
41
6,1
Травмы
10
1,4
14
2
13
1,9
Прочие
58
8,2
22
3
30
4,4
Инфекционные заболевания
38
5.4
13
1.8
4
0,5
Болезни нервной системы
2
0,2
-
-
1
0,1
Болезни эндокрин. системы
1
0,1
5
0,7
4
0,45
Болезни глаз
7
0,4
7
0,9
9
1,3
Болезни костно-мышечн. системы
6
0.8
13
1,9
10
1,4
ИТОГО:
676
100
674
100
662
100
Таблица 2.3.
Наименование заболеваний
Год
2012
2013
2014
Абс.
%
Абс.
%
Абс.
%
ОРВИ и грипп
346
51,1%
274
40,6%
198
32,2
Ветряная оспа
14
2
8
1,1
6
0,9
Ангина
4
0,5
10
1,4
4
0,6
Энтериты
-
-
-
-
-
-
Чесотка
-
-
-
-
-
-
Педикулез
Вирусный гепатит
Микроспория
ВСЕГО:
676
100
674
100
662
100
По графику годовой динамики заболеваний установлено, что от сентября к октябрю наблюдалось постепенное увеличение частоты заболеваний.
Рисунок 2.4 - Динамика заболеваний в течение учебного года
Это можно объяснить тем, что к концу учебной четверти обычно накапливается утомление детей, которое приводит к ослаблению резистентности их организма и ослаблению иммунитета. Во второй и третьей четвертях после каникул заболеваемость несколько снижается, но к концу четвертей вновь наблюдается подъем. Наиболее выраженный подъем заболеваемости у детей наблюдается в феврале. Как известно, в зимнее-весенний период года отмечаются явления витаминной недостаточности в организме детей, дефицит солнечного ультрафиолетового облучения. Эти факторы заметно подавляют общий иммунитет организма. Последующая динамика заболеваний характеризуется постепенным снижением от февраля к апрелю с дальнейшим падением заболеваемости в мае. По окончании каждого учебного года была получена аналогичная динамика показателей заболеваемости учащихся, что указывает
на закономерное влияние сезонных и учебных факторов на динамику заболеваемости школьников.
Проанализировав болезненность учащихся школы, можно сделать вывод: количество учащихся, болевших за год 1 - 2 раза увеличилось на 7 %.
Выявлена устойчивая тенденция к снижению показателей острой заболеваемости. Процент заболеваемости снижен с 42% до 22%. Частота простудних заболеваний приходится на февраль. Причиной снижения случаев ОРВИ является своевременная вакцинация гриппа, позволяющая остановить и предупредить вирусные инфекции и грипп.
Также проводилось анкетирование родителей и учащихся по различным направлениям деятельности общеобразовательного учреждения в вопросах здоровьесбережения.
Анкетирование показывает:
- увеличилось количество учащихся, соблюдающих требования режима дня
Рисунок 2.5 - Соответствие распорядка дня требованиям ЗОЖ (по мнению родителей)
- увеличился процент учащихся, получивших знания о здоровьесбережении в школе;
- на 42% увеличилось количество учащихся, осознавших значимость здорового образа жизни
Рисунок 2.6 - Осознание значимости здорового образа жизни (по мнению учащихся)
- в начальной школе 43% учащихся владеют методами контроля состояния здоровья;
- в среднем звене таких учащихся увеличилось на 15%;
Рисунок 2.7- Овладение методами контроля состояния здоровья (по мнению учащихся)
- на 43% увеличилось количество учащихся, занимающихся спортом
Рисунок 2.8 - Процент вовлеченности учащихся в занятия спортом
- 74% учащихся получают горячее питание, 26% питается буфетной
продукцией.
Таким образом, систематический мониторинг состояния здоровья учащихся нашей школы показывает:
- общие соотношения в показателях здоровья за последние три года стабильны, указывают на положительную динамику;
- количество первоклассников с низким уровнем здоровья, поступивших в нашу школу, увеличился на 5%;
- увеличение количества учащихся 1 группы здоровья на 7%;
- от ступени к ступени показатели здоровья улучшаются на 8%;
- снижение диспансерного контингента;
- снижение общей и острой заболеваемости учащихся.
Таблица 2.4- Мониторинг здоровьесбережения 2013-2014 у.г.
Характеристики.
Баллы
1. Материально-технические условия школы
-
Здание и оборудование школы соответствуют требованиям СанПиН, включая классные помещения, рекреации, туалеты, школьную мебель.
-
Спортивный зал оборудован минимально необходимым спортивным инвентарем в соответствии с требованиями к оснащению образовательного процесса.
-
В школе есть дополнительное физкультурное оборудование (тренажеры и др.)
-
На пришкольном участке оборудована спортивная площадка для занятий на свежем воздухе.
-
Школьная столовая соответствует требованиям СанПиН и обеспечивает всех обучающихся возможностью получения горячих завтраков и обедов.
-
Школьное здание и школьная территория, учебные кабинеты соответствуют требованиям техники безопасности.
2
2
2
2
2
2
2. Кадровое обеспечение школы.
-
В школе есть психолого-медико-педагогическая служба, объединяющая усилия специалистов и педагогов.
-
В администрации школы есть специалист, непосредственно отвечающий за организацию здоровьесберегающей деятельности школы.
-
Учитель физкультуры имеет сертификат на организацию с учащимися занятий по ЛФК.
-
Не менее 50% педагогов прошли курсы повышения квалификации, включая охрану здоровья школьников в процессе обучения.
2
2
2
2
3. Медицинское обслуживание в школе.
3.1. В школе есть медицинский кабинет, оснащенный стандартным комплектом оборудования.
3.2. В школе есть постоянный фельдшер.
3.3. На каждого ребенка заведена медицинская карта.
3.4. В школе проводятся регулярные профилактические осмотры в соответствии
с декретированными сроками.
3.5. В школе есть картотека детей, подлежащих диспансерному наблюдению.
3.6. В школе проводятся мероприятия по профилактике острых заболеваний.
3.7. Уровень острых заболеваний (ОРВИ) снизился по сравнению с данными предыдущего года.
3.8. Уровень острых заболеваний в школе ниже среднестатистического по
району.
-
Число обострений хронических заболеваний за текущий год ниже, чем за предыдущий.
-
Число обострений хронических заболеваний за текущий год ниже средне статистического по району.
-
Процент школьников, состоящих на диспансерном учете в связи с наличием хронического заболевания, ниже среднестатистического по району.
-
В школе организована работа по профилактике кариеса у детей.
-
Число школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата снизилось по сравнению с показателями предыдущего года.
-
Процент школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата ниже среднестатистического по району.
-
В школе проводятся мероприятия по профилактике близорукости в рамках урока ( физкультминутки, гимнастика для глаз).
-
В школе число детей, страдающих понижением остроты зрения, остается на стабильном уровне.
-
Процент детей, страдающих близорукостью средней и высокой степени, ниже среднестатистического по району.
-
В школе проводятся мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний (гигиенические, санитарно-просветительские).
-
В школе всем детям обеспечена возможность получения профилактических прививок в соответствии с декретированными возрастами.
-
Частота инфекционных заболеваний в количестве случаев на 100 детей по школе ниже, чем среднестатистическая по району.
-
Индекс здоровья (18,7%) выше, чем в предыдущем году.
-
Школьный фельдшер регулярно выступает перед педагогическим коллективом по вопросам здоровья школьников.
-
Школьный фельдшер регулярно контролирует соблюдение правил техники безопасности на территории, в здании и на занятиях.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
4. Двигательная активность и физическое развитие детей.
-
В школе проводится спортивно-оздоровительный час ( во внекл. работе).
-
Во время уроков проводятся динамические паузы.
-
Процент школьников, занимающихся в спортивных секциях, вырос по сравнению с предыдущим годом.
-
Число детей с уровнем физического развития ниже среднего уменьшилось за учебный год.
-
Процент детей с физическим развитием ниже среднего меньше, чем среднестатистический по району.
-
Число детей с дисгармоничным развитием уменьшилось за учебный год.
-
Процент детей с дисгармоничным развитием ниже, чем среднестатистический показатель по району.
-
В школе организованы команды по различным видам спорта, которые участвуют в районных соревнованиях.
1
1
1
2
2
2
2
2
5. Организация питания в школе.
5.1. Все обучающиеся получают горячие завтраки в школе.
5.2. Все обучающиеся получают горячие обеды.
5.3 В школе обеспечена возможность получения диетического питания.
5.4. В школьном буфете продаются только те продукты, которые имеют сертификат качества.
5.5. В школьной столовой организована сезонная дотация витаминов ( пищевые добавки, свежие овощи).
2
2
2
2
2
6. Политика содействия здоровью в школе.
6.1. Учебные нагрузки в школе не превышают возрастных нормативов, оговоренных в СанПиН.
6.2. В школе разработана программа « Здоровье», включающая следующие разделы:
А) охрана и совершенствование физического здоровья школьников;
Б) охрана психического здоровья школьников и профилактика аддитивных форм поведения;
В) формирование социальных установок на здоровый образ жизни и профилактика употребления ПАВ и наркотиков;
Г) взаимодействие образовательного учреждения с другими учреждениями и организациями по формированию здоровья школьников во всех его проявлениях;
Д) просветительно-информационная работа с родителями и в окружающем социуме по пропаганде здорового образа жизни.
6.3. В школе есть долгосрочный план по реализации стратегии содействия здоровью школьников.
6.4. Программа «Здоровье» прошла экспертизу.
6.5. Опыт работы школы тиражируется на школьном сайте.
2
2
2
2
2
2
2
2
1
7. Обучение здоровью в школе.
7.1. Во внеурочное время проводятся занятия по профилактике ВИЧ/СПИД и ИППП.
7.2. В школе проводятся встречи обучающихся и их родителей со специалистами, посвященные различным аспектам здорового образа жизни и профилактике асоциальных форм поведения.
7.3. Образовательное учреждение систематически участвует в мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни и профилактике наркомании среди молодежи на уровне района.
2
2
2
8. Превентивные меры в школе.
8.1. В школе запрещено курение для учащихся, педагогов и посетителей.
8.2. На территории школы, включая пришкольный участок, не курят.
8.3 В район школы нет торговых точек, продающих табак и спиртное.
8.4. Учащихся не выгоняют с уроков.
8.5. Все случаи пропусков занятий контролируются школой.
8.6. В школе существует специальный орган для обсуждения конфликтов.
8.7. За истекший год из школы не отчислены ученики по причине пропусков занятий или отклоняющегося поведения.
8.8. За последние 3 года не отчислялись ученики по причине пропусков занятий или отклоняющегося поведения.
8.9. За истекший год в школ не было драк, повлекших за собой обращение за медицинской помощью.
8.10. В школе нет учеников, привлекавшихся к уголовной ответственности.
8.11. В школе есть наглядная информация по безопасности детей на дорогах.
8.12. За последние 3 года ни один ребенок из школы не стал виновником дорожно-транспортного происшествия.
8.13. За последние 3 года ни один ребенок из школы не попал в дорожно-транспортное происшествие по собственной неосмотрительности.
8.14. На территории школы нет случаев продажи наркотических веществ.
2
2
2
1
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
9. Сотрудники школы.
9.1. Все сотрудники школы регулярно проходят профилактические осмотры.
9.2. сотрудники школы получают медицинскую помощь наравне с учащимися.
9.3. Каждый сотрудник школы участвует хотя бы в одном мероприятии, запланированном школой по линии содействия здоровью.
9.4. В школе есть спортивная команда, которая состоит из сотрудников.
2
2
2
1
10. Взаимоотношения школы с родителями.
10.1. В школе в системе проводятся занятия с родителями, посвященные проблеме охраны и укрепления здоровья детей.
10.2. Родители участвуют в реализации планов школы по содействию здоровью школьников.
10.3. В школе регулярно проходят совместные с родителями мероприятия, направленные на содействие здоровью школьников.
2
1
1
11. Внешние связи школы.
11.1. Школа сотрудничает с другими школами территории по вопросам содействия здоровью.
11.2. Школа принимает участие в территориальных программах содействия здоровью.
1
2
В связи с этим в общеобразовательном учреждении повысилось качество обучения.
В школе регулярно проводятся проверки (запланированные в ВШК) по выполнению норм СанПинов в режиме обучения, рейды по проверке санитарного состояния классных кабинетов, выполнению режима проветривания, безопасной организации перемен, режима и качества питания в школьной столовой, тяжести ранцев.
Применяются здоровьесберегающие педагогические технологии: адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания,рациональная организация учебного процесса, соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка.
1 Раппопорт И. Методика измерения результатов здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения//Директор школы. - 2008. - № 9. - С. 96 - 106
2 Попова А.И. Здоровьесохраняющая среда в школе // Образование. - 2012. - №4.