- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по биологии «Многообразие живых организмов»
Конспект урока по биологии «Многообразие живых организмов»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Касаткина М.А. |
Дата | 10.12.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учитель биологии: Касаткина Марина Александровна.
ГБОУ КК школа-интернат для одарённых детей им. В.Г. Захарченко.
Тема: «Многообразие форм живых организмов».
Предмет: Биология.
Класс: 9.
Базовый учебник: Пономарёва И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А. Биология 9 класс (ВЕНТАНА-ГРАФ).
Цели урока:
-
обобщить и закрепить знания учащихся о многообразии форм живых организмов;
-
определить биологическое значение всех царств живой природы для сохранения биосферы;
-
сформировать познавательный интерес на изучение живой природы;
-
сформировать у учащихся представление о единстве мира и ценности жизни во всех ее проявлениях
Задачи:
-обучающие
-
повторить и закрепить понятия царства живой природы;
-
сформировать значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
-
сформировать познавательный интерес на изучение живой природы;
- развивающие: создание условий для развития приемов мышления (анализ, синтез, систематизация, обобщение, умение делать выводы); умение аргументировать свою позицию (коммуникативная компетентность); умение работать с источником биологической информации; умение решать проблемную ситуацию;
- воспитательные: создание условий для воспитания активности и самостоятельности, убежденности в познаваемости мира.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации учебной деятельности: коллективная
Методы обучения : словесные, наглядные.
Оформление и оборудование: учебник, компьютер, мультимедиапроектор, презентация «Уровни организации жизни», образовательный комплекс 1С: Школа. Биология, 9 кл.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Постановка целей и задач урока, организация учащихся.
-
Проверка домашнего задания.
-
Какие свойства присущи всем живым организмам?
-
Назовите основные химические элементы живого?
-
Дайте определение «жизнь».
-
Актуализация опорных знаний.
Учитель:Какие царства живой природы вы знаете?
Ученики: Растения, Животные, Грибы, Бактерии.
-
Изучение нового материала:
1.Царства живой природы.
На экране появляется схема.
Учитель: Какое царство отсутствует на схеме?
Ученики: Царство Вирусы.
2. Формы жизни.
Учитель: Какие бывают формы жизни?
Ученики: Клеточная и неклеточная.
3.Экологические группы организмов.
Учитель: Назовите среды жизни. Какие организмы их населяют?
Ученики: водная, наземная, почвенная и организменная.
На экране появляется таблица.
4.Уровни организации живой материи.
Учитель: Мы рассмотрели с вами царства живой природы; среды жизни организмов.
А теперь предлагаю посмотреть презентацию Уровни организации жизни.
Уровень- это функциональное место биологической структуры определённой степени сложности в общей иерархии живого.
-
Молекулярно-генетический уровень представлен отдельными биополимерами (ДНК, РНК, белками, липидами, углеводами и другими соединениями);
на этом уровне жизни изучаются явления, связанные с изменениями (мутациями) и воспроизведением генетического материала, обменом веществ. -
Субклеточный- представлен органоидами: ЭПС, АГ, рибосомы и т.д..
-
Клеточный - уровень, на котором жизнь существует в форме клетки - структурной и функциональной единицы жизни.
На этом уровне изучаются такие процессы, как обмен веществ и энергии, обмен информацией, размножение, фотосинтез, передача нервного импульса и многие другие. -
Органно-тканевой- представлен тканями и органами;
-ткань- совокупность клеток, сходных по строению и функциям, связанных межклеточным веществом;
-орган- часть многоклеточного организма, выполняющая определённую функцию. -
Организменный - это самостоятельное существование отдельной особи - одноклеточного или многоклеточного организма;
организм- неделимая единица жизни, её реальный носитель, характеризующийся всеми её признаками;
биосистема- живая система. -
Популяционно-видовой - уровень, который представлен группой особей одного вида - популяцией; именно в популяции происходят элементарные эволюционные процессы - накопление, проявление и отбор мутаций;
-популяция- совокупность особей одного вида, образующих обособленную генетическую систему, которая длительно существует в определённой части ареала, относительно обособленно от других особей вида;
-вид- совокупность особей(популяций особей), способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства и занимающих определённый ареал. -
Биоценотический- представлен биоценозами
-биоценоз - это совокупность популяций разных видов, обитающих на определённой территории. -
Биогеоценотический - представлен экосистемами, состоящими из разных популяций и среды их обитания ;
-биогеоценоз-совокупность биоценозов и абиотических факторов среды (климат, почва). -
Биосферный - уровень, представляющий совокупность всех биогеоценозов. В биосфере происходит круговорот веществ и превращение энергии с участием организмов. Продукты жизнедеятельности организмов участвуют в процессе эволюции Земли.
IV.Закрепление.
Учитель:
1.К какому царству относят цианобактерий? Какая это форма жизни?
2.Дрожжи и трутовик представители какого царства? К какой форме жизни они относятся?
3. К какому уровню жизни относятся :
- таёжный лес
- стадо овец
- амёба обыкновенная
- хлоропласт.
VI.Подведение итогов урока.
VII.Домашнее задание.
Параграф 3, вопросы в конце параграфа.