В помощь к подготовке к ЕНТ по биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










В помощь в подготовке

к ЕНТ по Биологии

автор Брюхова Ольга Ивановна

В помощь к подготовке к ЕНТ по биологииВ помощь к подготовке к ЕНТ по биологии





































Знаменательные даты и события в развитии биологии.

Ученые Казахстана.

  • Жумахан Маусымбай-улы Кудерин - написал книгу «Растения» (1927-30 гг)

  • Халел Досмухамед-улы Досмухамедов - работы:

  • 1922 год - «Животные»

  • 1927 год - «Жизнедеятельность человека», «Назидания о гигиене организма»

  • Мурат Абенович Айтожин - основатель молекулярной биологии в Казахстане. Открыл инфромасомы в клетке (комплекс РНК, белка, рибосом)

  • В.А. Домбровский - основатель эволюционной сравнительной морфологии животных. Основатель нового направления в биологии Казахстана.

  • Б.А.Быков - создатель науки Геоботаники

  • И.О. Байтулин - основал направление в ботанике - ризология растений

  • Д.Л. Шмис - основатель микробиологии в Казахстане

  • Х.Ж. Жуматов - основатель вирусологии в Казахстане

  • И.Р.Рахимбаев - основатель биотехнологии в Казахстане

  • Академик А.И. Бараев - создал и широко внедрил почвозащитную противоэрозийную - безотвальную систему обработки почвы

Мировые ученые.

  • Абу Наср аль-Фараби - мыслитель древности, философ. Прозвище «Второй учитель» означает: после Аристотеля.

  • 2. Абу Али ибн Сина (Авиценна) - великий ученый-энциклопедист Востока. Научный труд: «Введение в анатомию и физиологию»

  • 3. 1609 год - Изготовлен первый микроскоп (Г.Галилей)

  • 1665 год - открыта клетка Р.Гук

  • Р.Гук - ввел термин «клетка», первооткрыватель клеточного строения организмов

  • 1674 год - открыты бактерии и простейшие А.Левенгук

  • 1735 год - разработаны принципы систематики и бинарная номенклатура: К.Линней - отец систематики, 1735 год - «Система природы», впервые поместил человека в один ряд с обезьянами, труд «Философия ботаники», ввел бинарную номенклатуру.

  • 1809 год - сформулирована первая теория эволюции органической природы Ж.Б. Ламарк

  • Ж.Б.Ламарк - основоположник зоопсихологии, ввел термин «Биология» в 1802 году, труд «Философия зоологии», создал учение о градации, т.е. считал, что все высшие произошли от всех низших - изложил идею эволюции живой материей от простого к сложному.

  • 1828 год - Сформулирован закон зародышевого сходства К.М.Бэр

  • 1831 год - открыто клеточное ядро (Б.Роун)

  • 1839 год - сформулирована клеточная теория Т.Шванн, М.Шлейден

  • 1858 год - сформулировано положение «Каждая клетка из клетки» (Р.Вирхов)

  • 1859 год - Ч.Дарвин выявил движущие силы эволюции; публикация книги Ч.Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Создание эволюционной теории. Создатель дарвинизма. 1871 год - «Происхождение человека и половой отбор» - обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка. Написал, что человек схож с обезьяной и совершил кругосветное путешествие на корабле «Бигль»

  • 1862 год - опровержение теории самозарождения живых существ Л.Пастер Получил Нобелевскую премию

  • 1862 год - открыты явления торможения в ЦНС И.М.Сеченов. В 1866 дал представления о рефлексах головного мозга («Рефлексы головного мозга»)

  • 1864 год - сформулирован биогенетический закон Э.Геккель, Ф.Мюллер

  • 1865 год - опубликованы законы наследственности Г.Мендель

  • 1868 год - открыты нуклеиновые кислоты (Ф.Мишер)

  • 1873 год - открыты хромосомы (Ф. Шнейдер)

  • 1874 год - открыт митоз у растительных клеток (И.Д.Чистяков)

  • 1878 год - открыто митотическое деление животных клеток (В.Флеминг, П.И. Перемежко)

  • 1880 год - открыты витамины Н.И.Лунин

  • 1882 год - открыт мейоз у животных. (В.Флеминг)

  • 1883 год - сформулирована биологическая (фагоцитозная) теория иммунитета. И.И. Мечников

  • 1883 год - показано, что в половых клетках число хромосом в два раза меньше, чем в соматических (Э.Ван Беден)

  • 1887 год - Открыт хемосинтез (С.Н. Виноградский)

  • 1888 год - открыт мейоз у растительных клеток (Э.Страсбургер)

  • 1892 год - открыты вирусы Д.И.Ивановский

  • 1898 год - открыто двойное оплодотворение у цветковых (К.Корренс, Э.Чермак, Г. де Фриз)

  • 1900-1901 год - сформулировано представление об условно-рефлекторной деятельности коры головного мозга И.П.Павлов - получил Нобелевскую премию за исследование процессов пищеварения; разработал учение о второй и первой сигнальной системе; открыл явление индукции (смена процесса торможения на возбуждение и наоборот); заложил основы физиологии высшей нервной деятельности - науки о поведенческих реакциях организма. Создал учение о безусловных и условных рефлексах.

  • 1901 - 1903 год - создание мутационной теории (Г. де Фриз)

  • !903 год - фотосинтез (К.А.Тимирязев)

  • 1908 - Сформулирован закон распределения аллельных генов в популяциях ( Г.Харди, В.Вайнберг)

  • 1910- сформулирована теория филэмбриогенеза - макроэволюции - А.Н.Северцов. открыл главные направления эволюционного процесса: ароморфозы, идиоадаптации, дегенерации. Создатель теории биологического прогресса и регресса.

  • 1911- Сформулирована хромосомная теория наследственности- Т.Морган.

  • Н.И. Вавилов - 1920 год сформулирован закон гомологических рядов наследственной изменчивости, основатель учения о центрах происхождения культурных растений.

  • 1924 - А.И.Опарин создатель естественнонаучной теории происхождения жизни на Земле или автор абиогенной теории происхождения жизни.

  • 1926 - С.С.Четвериков создатель науки « Генетика популяций», синтеза генетики и классического дарвинизма.

  • Одним из первых обратил внимание на периодические колебания численности, получившие название популяционные волны - С.С.Четвериков

  • 1926 - В.И.Вернадский создатель учения о биосфере, труд «Биосфера»

  • 1940 - В.Н.Сукачев разработал теорию биогеоценозов, ввел термин « биогеоценоз»

  • 1953 - Создана модель структуры ДНК - Д.Уотсон, Ф.Крик

  • 1954 - сформулирована идея о триплетности генетического кода - Г.А.Гамов

  • И.И.Шмальгаузен - разработал теорию стабилизирующего отбора

  • В.В.Парин - основоположник медицинской кибернетики, космической физиологии и медицины

  • С.Райт - экспериментально доказал , что в маленьких популяциях частота мутантного гена меняется быстро и случайным образом

  • Б.Л.Астауров - экспериментально доказал ведущую роль ядра в наследовании признаков вида.

  • Н.И.Вавилов - установил закон гомологических рядов в наследственной изменчивости

  • Г.Карпенко - преодолел межвидовую не скрещиваемость, создав капустно-редечный гибрид.

  • Н.В.Цицин - в результате отдаленной гибридизации вывел новый сорт пшеницы ( скрестил пшеницу с пыреем)

  • В.С.Пустовойт - открыл масляничные сорта подсолнечника.

  • П.П.Лукьяненко - создал высокоурожайный сорт пшеницы Безостая - 1

  • И.В.Мичурин - работал в области селекции плодовых культур. Основные методы : отбор, гибридизация, «воспитание» или посредника, ментора, опыления смесью пыльцы.

  • И.П.Павлов - впервые назвал органы чувств анализаторами

  • И.П.Павлов - основоположник физиологии поведения.

  • И.М.Сеченов - основоположник науки о физиологии труда

  • Ученый паразитолог К.И.Скрябин- исследовал жизнедеятельность остриц.

  • Синтезировал простейшие жирные кислоты и несколько аминокислот из аммиака, метана, водорода - С.Миллер

  • В целях экспериментальной проверки гипотезы Опарина смоделировал в своей колбе первичный океан - С.Миллер

  • Флорентийский врач опытным путем показавший, что самозарождение мух в гнилом мясе невозможно - Ф.Реди

  • Ученый утверждавший, что каждому организму присуще стремление к совершенству - Жан Батист Ламарк

  • Утомление мышц изучал - И.М.Сеченов

  • Ученый, получивший в 1862 году премию за эксперимент доказывающий невозможность самозарождения жизни - Л.Пастер

  • Основатель гипотезы о возникновении органических веществ абиогенным путем или автор современной теории возникновения жизни на Земле - А.И.Опарин

  • Основные закономерности наследственности и изменчивости установлены - Г.Менделем

  • Невозможность самозарождения микроорганизмов доказал - Л.Пастер

  • Опытным путем подтвердили теорию А.И.Опарина о происхождении жизни на Земле - С.Миллер и С.Фокс.

  • Основы физиологии высшей нервной деятельности заложены - И.П.Павловым

Происхождение человека

1. Предшественники человека:

Австралопитеки - человек умелый. Создали первую человеческую культуру - Олдувайскую (галичная). Останки найдены в Южной Африке близ озера Рудольф( Кения) и ущелье Олдувай (Танзания).

2. Древнейшие люди - арханотропы

а) Питекантроп - человек прямоходящий. Останки найдены на острове Ява ( начали использовать огонь).

б) Синантропы «Китайский человек», останки найдены в Пекине

в) Гейдельбергский человек - останки найдены вблизи города Гейдельберг в Германии.

3. Древние люди - палеонтропы.

Неандерталец - человек разумный ( обряды жертвоприношений, захоронения, одежда из шкур, жилища с огнем)

4. Современные люди - неантропы

Кроманьонцы - обнаружены во Франции ( используют глиняную посуду, скотоводство, земледелие)

  • Изготавливают обработанные каменные орудия труда , строят жилища и очаги - древние люди

  • По имени реки Неандр названы древние люди - неандертальцы

  • «Китайским человеком» иначе называют - синантропа

  • Люди современного типа - кроманьонцы

  • Возникло искусство у - кроманьонцев

  • Называют предшественником человека - австралопитека

  • Достигли наивысших достижений в науке, технике, искусстве - современные люди

  • В Южной Африке найдены останки - питекантропа

  • Изготавливают сложные орудия труда из кости и камня, живут родовой общиной, соблюдают обряды - кроманьонцы

  • Люди современного типа - кроманьонцы

  • Человек разумный - неандерталец

  • Отсутствие орудий труда, стадный образ жизни характеризует - дриопитека

Происхождение жизни на Земле

*Возраст тех или иных геологических отложений ученые выясняют с помощью радиоактивного анализа.

* Для датировки более древних пластов чаще всего используют свинцово-кобальтовый метод

* Для датировки более молодых пластов используют - углеродный метод

*Способствовали синтезу первых органических веществ на Земле из неорганических - высокая вулканическая активность

* В первичном океане Земли начали образовываться сгустки, называемы - коацерваты

*Первые настоящие живые организмы- бактерии

*Первые прокариоты возникли в эру - Архейскую

*Первые бактерий и сине-зеленых водорослей характеризует - Архей

* Появились первые высшие сосудистые растения - в Силуре

* Относится к раннему палеозою - кембрий

* Период назван в связи с образованием морских отложений из раковин фораминифер - меловой

* Животные вышли на сушу в - палеозое

* Относится к мезозою - триас

* Покрытосеменные растения появились в эру- мезозойскую

* Появились панцирные щитковые рыбы- в силуре

* В конце каменноугольного периода появились примитивные голосеменные

* Самая древняя группа наземных растений - псилофиты

* Достигают расцвета голосеменные растения, появляются первые теплокровные животные в - триасе

* Отложению кальция способствовали - моллюски, кораллы

* Коралловые рифы образованы - животными ( кишечнополостными)

* Нефть образовалась из - планктона древних морей

* Появились первые млекопитающие в эру - мезозойскую

* Первые растения появившиеся на воде - водоросли

* Выход растений на сушу произошел - в палеозойскую эру

* Пресмыкающиеся господствовали в эру - мезозойскую

* Основные концетраторы кремния - радиолярии

* Основные фиксаторы углерода - зеленые растения

* Расцвет каменноугольных лесов происходил в - карбоне

* Образуют известковые отложения - кораллы

* Земноводные господствовали в эру - палеозойскую

* Древние растения, из которых образован каменный уголь - папоротникообразные

* Появились первые хордовые - Ордовик

* Достигают расцвета голосеменные растения, появляются первые теплокровные животные в - мезозое

* Первые земноводные появились в конце - девона

* Земноводные и амфибии появились в конце - девона

* В морях и океанах образуют отложения известняка - крошечные одноклеточные существа

Витамины

  • Витамины открыл в 1880 году русский ученый - Лунин Н.И.

  • Болезнь рахит развивается при недостатке витамина - D

  • Под влиянием ультрафиолетовых лучей в организме человека образуется - витамин D

  • При недостатке витамина «Д» в организме человека - искривляются кости, возникает рахит

  • Витамин D препятствует развитию - рахита

  • Под действием солнца в коже человека вырабатывается витамин - D

  • Организм защищает от избытка ультрафиолетовых лучей витамин -D

  • Недостаток витамина В1 вызывает болезнь - «бери-бери»

  • При отсутствии этого витамина возникает болезнь «бери-бери» - В1

  • Витамины участвуют в образовании - ферментов

  • В моркови содержится витамин -А

  • Витамин В1 содержится в - зернах злаков

  • Водорастворимые витамины - В, С, Р

  • Жирорастворимые витамины - А, Д, Е ( ЕДА)

  • Для сохранения витаминов в пищевых продуктах надо их - варить в эмалированной посуде

  • Заболевание нервной системы, расстройство движений, параличи развиваются при недостатке витамина - В1

  • Недостаток витамина В1 вызывает нарушение углеводного обмена

  • Цинга развивается при длительном отсутствии в организме витамина - С

  • Витамин В1 влияет на процессы обмена - углеводов

  • При избытке гормона щитовидной железы развивается - базедова болезнь

  • Витамин, необходимый для лечения цинги - витамин С

  • Суточная потребность организма в витамине В1 составляет - 2-3мг

  • В стенках кишки и печени происходит превращение каротина в витамин - А

  • Нарушение сумеречного зрения «куриная слепота» возникает при недостатке в пище витамине - А

  • При недостатке витамина А в организме человека - замедляется рост, ослабевает зрение

  • При недостатке витамина А развивается - «Куриная слепота»

  • У человека нарушается зрение, повреждается кожа в области губ при недостатке витамина - В2

  • Участвует в превращениях аминокислот и обмене углеводов витамин - В6

  • Устраняет кровоточивость десен витамин - С

  • Авитаминоз возникает при - нехватке витаминов в организме

  • Чрезмерное употребление витаминов вызывает - гипервитаминоз

  • Витамины участвуют в образовании - ферментов

  • При недостатке витамина В1 в организме человека - возникает болезнь «бери-бери»

  • Сухость, шелушение кожи, плохое зрение в сумерках вызывает - недостаток витамина А

  • Содержится в рыбьем жире и печени, практически не содержатся в овощах и фруктах витамин D

Железы внешней и внутренней секреции ( гормоны)

  • Нарушается обмен кальция и фосфора в тканях при недостатке в организме - паратгормона

  • Железа, выделяющая паратгормон - паращитовидная

  • При недостатке тироксина в раннем возрасте , возникает заболевание - кретинизм

  • Железа, в которой созревают лимфоциты - тимус

  • Самая большая железа нашего организма - печень

  • Железы, выделяющие в кровь гормоны, объединяются в систему - эндокринную

  • Карликовость вызывается малым количеством гормона - гипофиза

  • Железы, выделяющие гормоны роста - гипофиз

  • Женские половые гормоны вырабатываются в - яичнике

  • В мужской половой железе развивается - сперматозоиды

  • Инсулин регулирует - уровень глюкозы в крови

  • Половые клетки образуются в - половых железах

  • Железа, выполняющая одновременно внутрисекреторные и внешнесекреторные функции - половая

  • Железа, выделяющая гормон тироксин - щитовидная

  • Гормон щитовидной железы - тироксин

  • К гигантизму приводит избыток гормонов - гипофиза

  • Надпочечниками вырабатывается - адреналин

  • Характерные признаки базедовой болезни - увеличение щитовидной железы, пучеглазие

  • При недостатке гормонов щитовидной железы у взрослых развивается - микседема

  • Постоянство содержания глюкозы в крови регулирует - поджелудочная железа

  • К железам смешанной секреции относится - поджелудочная железа

  • Уровень глюкозы в крови регулирует гормон - поджелудочной железы

  • Гормон, участвующий в регуляции обмена углеводов - инсулин

  • Адреналин вырабатывает железа - надпочечник

  • Железа внешней секреции - потовая

  • Гормоны - это биологически активные вещества

  • Инъекции инсулина делают для - восполнения нехватки инсулина

  • Смешанные железы - половые

Изменчивость, её виды, мутации

  • Изменчивость - способность приобретать новые признаки

  • Виды : - Модификационная или фенотипическая или ненаследственная

  • - генотипическая или наследственная

  • Комбинативная изменчивость - тип наследственной изменчивости, обусловленный различными перекомбинациями уже имеющихся генов и хромосом

  • Мутационная изменчивость - тип наследственной изменчивости , обусловленный появлением различных изменений в структуру генов, хромосом, генома.

  • Генные мутации - мутации изменяющие структуру самого гена

  • Изменение в отдельном гене является примером - генных мутаций

  • Генные мутации происходят в - гене

  • Генные дупликации - удвоение пары или нескольких пар нуклеотидов

  • Генные инсерции - вставка пары или нескольких новых пар нуклеотидов в ген

  • Генные делеции - выпадение нуклеотидов

  • Генные инверсии - перестройка фрагмента гена

  • Замены нуклеотидов

  • Геномные мутации - изменение числа хромосом

  • Полиплоидия - кратное увеличение числа хромосом

  • Мутации, при которых в генотипе изменяется число хромосом - геномные мутации

  • Хромосомные мутации - изменения в строение хромосом

  • Хромосомные мутации - перестройки хромосом

  • Виды хромосомных мутаций: а) дупликация - удвоение участка хромосом, в) делеции - утрата участка хромосом, с) инверсии - поворот участка на 180 0

  • Мутация, вызываемая поворотом фрагмента ДНК на 1800 - инверсия

  • Мутации происходят в ДНК

  • Генетическая рекомбинация - перекрест гомологичных хромосом

  • Цитоплазматическая ( внеядерная) наследственная, осуществляется с помощью молекул ДНК находящихся в пластидах и митохондриях, передается по наследству

  • Хромосомы, содержащие аллельные гены - гомологичные

  • Парные хромосомы - гомологичные

  • Аллельные гены расположены в - гомологичных хромосомах

Размножение и развитие человека

  • Период внутриутробного развития плода человека в норме составляет -280 дней

  • Оплодотворение возможно в течение 12-24 часов после овуляции, пока яйцеклетка сохраняет свою жизнеспособность

  • Овуляция - выход яйцеклетки из фолликула

  • Женские гормоны вырабатывают - фолликулы

  • Задерживает созревание следующего фолликула гормон - желтого тела

  • Женские половые гормоны вырабатываются в яичнике

  • В результате внешнесекреторной деятельности яичников вырабатывается - яйцеклетка

  • Способность к оплодотворению сперматозоидов сохраняется 2-4 суток

  • Мужские половые клетки образуются в - семенниках

  • Мужские половые гормоны - андрогены

  • Женские половые гормоны- эстрогены

  • Мужской половой гормон - тестостерон

  • Женский половой гормон- прогестерон и эстроген

  • Эстрогены влияют на формирование половых признаков - молочных желез

  • Орган, находящийся в полости таза, в котором происходит плодный период развития - матка

  • Развитие зародыша у человека происходит в - полости матки

  • Половые клетки образуются в половых железах

  • Первые этапы развития зародыша человека происходят в - маточной трубе

  • Оплодотворение происходит в маточной трубе

  • Зародыш попадает в матку через 4-5 дней после оплодотворения

  • В течение 2 дней зародыш в полости матки остается в матке свободным, затем погружается в ее слизистую оболочку и прикрепляется к ней - зародышевый период внутриутробного развития плода или эмбриональный период

  • Плодный период развития плода - начинается с развития плаценты ( плацента образуется на 3 месяце беременности)

  • Питание плода в организме матери происходит с помощью - плаценты

  • С 4 месяца плацента, выполняет роль железы внутренней секреции и выделяет гормон

  • Орган мужской половой системы - предстательная железа

  • Протоки семенников и предстательных желез впадают в - мочеиспускательный канал

  • Сперма это - смесь сперматозоидов с питательной жидкостью, выделяемой предстательной железой

  • Семенники расположены в мошонке

  • Маточные трубы открываются в - матку

  • Период новорожденности - первые четыре недели после рождения

  • За периодом новорожденности следует период - грудной

  • Развитие человека с четырех недель до года, называется периодом - грудным

  • Ясельный период - с1 до 3 лет

  • Дошкольный период - с3 до 6 лет

  • Школьный - с 6 лет до17-18 лет

  • Период полового созревания - подростковый

  • К 18 годам значительная часть физиологических функций приближается по своим показателям к функциям взрослого человека.

  • Формирование человеческого организма заканчивается только к 22 -25 годам

  • У человека в половых клетках 23 хромосомы, т.е. гаплоидный набор

  • У человека в половых клетках женского организма набор хромосом составляет 22 аутосом+ + Х

  • У человека в половых клетках мужского организма набор хромосом составляет 22 аутосомы+У

  • Аутосомы - это хромосомы одинаковые у женского и мужского организма

  • Оплодотворение - слияние половых клеток

  • Зигота - оплодотворенная яйцеклетка

  • Овогенез - образование яйцеклетки

  • В ходе овогенеза из одной материнской клетки в норме образуется - 1 яйцеклетка

  • Сперматогенез - образование сперматозоидов

  • В ходе сперматогенеза из одной материнской образуется - 4 сперматозоида

  • Внутриутробное развитие характерно для - плацентарных млекопитающих

Индивидуальное развитие организма

  • Онтогенез - индивидуальное развитие организма с момента рождения и до смерти

  • Развитие организма с момента образования зиготы до смерти - онтогенез

  • Эмбриогенез - развитие эмбриона с момента образования зиготы до рождения

  • Период, который длится от образования зиготы до рождения или выхода зародыша из яйца, называется - эмбриональным развитием

  • Постэмбриогенез - развитие после рождения и до смерти

  • Правильная последовательность стадий эмбрионального развития - дробление - бластула-гаструла-образование зародышевых листков -формирование тканей и органов

  • Дробление- бластула-гаструла-нейрула

  • Стадии зародышевого развития присущи только хордовым

  • Первая стадия зародышевого развития - дробление

  • Тип деления ядра при дроблении зиготы - митоз

  • Закладка отдельных органов происходит на стадии - нейрулы

  • Бластула однослойный зародыш

  • Зародыш с полостью внутри - бластула

  • С момента образования полости зародыш называется - бластула

  • Полость внутри бластулы - бластоцель

  • Клетки бластулы - бластомеры

  • Гаструла - двухслойный зародыш

  • С момента образования полости зародыш называется - бластула

  • Нейрула - стадия, на которой происходит закладка внутренних органов

  • Первый зародышевый листок - эктодерма ( это как образовывались)

  • Второй зародышевый листок - энтодерма

  • Третий зародышевый листок - мезодерма,

  • Наружный слой клеток гаструлы - эктодерма

  • Внутренний слой клеток гаструлы - энтодерма

  • Эктодерма - наружный слой клеток (как расположены)

  • Энтодерма - внутренний слой клеток

  • Мезодерма - средний зародышевый листок

  • В онтогенезе ланцетника из мезодермы формируется - кровеносная система

  • В онтогенезе ланцетника из энтодермы формируется - пищеварительная система

  • В онтогенезе из эктодермы формируется - нервная система

  • Эпителий кожи развивается из - эктодермы

  • Из мезодермы развивается - хорда

  • Дает начало хорде мезодерма

  • Формируется дыхательная система из энтодермы

  • Зародышевый листок позвоночных животных, из которого формируется эпителий пищеварительной системы, эпителий легких и воздухоносных путей - из энтодермы

  • Формируется дыхательная системы из - энтодермы

  • Выделительная система зародыша формируется из - мезодермы

  • Из энтодермы формируется - кишечник

  • Правильная последовательность зародышевых листков: наружный - эктодерма, средний - мезодерма, внутренний - энтодерма

  • Первым закладывается- эктодерма, вторым- энтодерма, третьим- мезодерма

  • Из мезодермы развивается - мышца

эктодерма

мезодерма

энтодерма

Покровы животных (кожа)

Сальные, потовые, молочные железы, волосы, ногти, рога, копыта у животных

Органы чувств, нервная система (головной и спинной мозг)

Опорно-двигательная система (мышцы, кости, связки)

Кровеносная система ( сердце, сосуды, кровь)

Мочеполовая система ( почки, мочеточники, мочевой пузырь, половые органы)

Хорда

Органы пищеварения,

Все железы, кроме кожных

( печень, поджелудочная, гипофиз, щитовидная, надпочечники)

Дыхательная система

(легкие, трахея, бронхи)


  • Тритикале - гибрид ржи и пшеницы

  • Мул - гибрид осла и лошади

Эволюционная теория, доказательства эволюции, основные направления эволюции.

  • Автор книги «Происхождение видов путем естественного отбора» - Ч.Дарвин

  • Основные движущие силы по Ч.Дарвину - борьба за существование и естественный отбор на основе наследственности и изменчивости

  • Ч.Дарвин - раскрыл движущие силы эволюции

  • Естественный отбор - направляющий фактор эволюции

  • Единица эволюции - популяция

  • Основная эволюционная единица вида - популяция

  • Относительно изолированная группа особей одного вида - популяция

  • Главное свойство популяции - свободное скрещивание особей друг с другом

  • К общественно-экономическим предпосылкам возникновения учения Ч.Дарвина относятся - развитие промышленности

  • Результатом естественного отбора является - выживание наиболее приспособленных особей

  • Отношения, при которых особи одного вида поедают особей другого вида, называют - хищничеством

  • Главная творческая сила эволюционного процесса - естественный отбор * Процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными признаками в данных условиях наследственными изменениями , называется - естественным отбором

  • Сложные и многообразные отношения организмов между собой и условиями окружающей среды Ч.Дарвин назвал - борьбой за существование

  • Самый сложный вид борьбы за существование - внутривидовая, так как особи нуждаются в сходных условиях существования

  • Внутривидовая борьба за существование - борьба за главенство в стае

  • Внутривидовая борьба за существование - это конкуренция между особями одного вида

  • Примером межвидовой борьбы за существование является - конкуренция за свет между елью и березой

Формы естественного отбора в популяциях

*Разработал теорию стабилизирующего отбора - И.И.Шмальгаузен

* Гибель во время бури птиц с длинными и короткими крыльями и выживание птиц со средней длинной крыла это пример - стабилизирующего отбора

* Индустриальный меланизм - это пример движущего отбора

* Уменьшение ширины головогруди у крабов обитающих в бухте города Плимута с целью выжить в мутной воде - это пример движущего отбора


  • Утконос представляет собой переходную форму между пресмыкающимися и млекопитающими, это является доказательством эволюции - морфологическим

  • Ископаемые останки являются - палеонтологическими доказательствами эволюции

  • Закладка зубов у беззубых китов является - эмбриологическим доказательством эволюции

  • К эмбриологическим доказательствам эволюции относятся - сходство зародышей на ранних стадиях развития

  • Атавизмы являются доказательством эволюции - сравнительно-анатомическим

  • Гомологичные органы являются - морфологическим доказательством эволюции

  • Гомологичные органы - органы, имеющие общее происхождение, строение, но выполняющие разные функции

  • Гомологичные органы - лапы собаки и крылья птицы

  • Гомологичные органы - колючки барбариса, кактуса, шиповника, усики гороха ( это все видоизмененные листья)

  • Гомологичные органы - корневище ландыша, касатика, пырея (видоизмененный стебель)

  • Гомологичные органы - клубень картофеля, луковица, шипы боярышника (это видоизмененный стебель)

  • Органы, выполняющие сходные функции, но имеющие принципиально различное строение и происхождение, называют - аналогичными

  • К аналогичным органам относятся - крылья бабочки крылья птицы

  • Аналогичные органы - конечности крота и медведки (насекомое)


  • Вид - единица систематики

  • Вид - наименьшая единица систематики

  • Процесс образования новых видов - микроэволюция

  • Процесс образования новых надвидовых (класс, род, семейство, отряд) таксонов - макроэволюция

  • Макроэволюция сопровождается появлением новых - родов

  • Объединение животных в систематизированные группы - классификация

  • Близкие по строению виды объединяются в - роды

  • Систематическая категория класс объединяет близкие по происхождению - отряды

  • Систематическая категория семейство объединяет близкие по происхождению - роды

  • Отряды объединяются в - семейства

  • Все отделы объединятся в - Царство

  • Систематическая категория, не применяемая для животных - порядок

  • Совокупность признаков, отличающих один вид от другого - это критерий вида

  • Самый древний видовой критерий - морфологический

  • Основной видовой критерий - генетический

  • Физиологический критерий - сходство процессов жизнедеятельности

  • Определенный ареал занимаемый видом - географический критерий

Основные направления эволюции

  • Эволюционные изменения, ведущие к общему подъему организации - ароморфозы

  • Примером ароморфоза является- появление легочного дыхания у животных

  • Половое размножение - это ароморфоз

  • Многоклеточность - это ароморфоз

  • Образование цветка - это ароморфоз

  • Возникновение шерстного покрова, живорождение, вскармливание детенышей молоком, приобретение постоянной температуры тела, развитие кровеносной систе6мы, головного мозга - это ароморфозы

  • Фотосинтез, двусторонняя симметрия тела, появление органов, образование семян - это ароморфозы

  • Приспособление организма к среде обитания, без существенного изменения уровня организации, называется - идиоадаптация

  • Мелкие эволюционные изменения, способствующие приспособлению к определенным условиям среды обитания - идиоадаптация

  • Многообразие способов опыления - идиоадаптация

  • Покровительственная окраска, форма тела, наличие колючек, различие в строение клюва - это идиоадаптации

  • Резкое упрощение организации, называют дегенерацией


  • Снижение приспособленности организмов к среде обитания, ведущие к уменьшению численности и площади видового ареала, называют - биологическим регрессом

  • Возрастание приспособленности к окружающей среде, ведущие к увеличению численности и широкому распространению вида, называют - биологическим прогрессом

  • Нервная система человека

*ЦНС - это головной и спинной мозг

* Периферическая нервная система - это нервы и нервные окончания

* к периферическому отделу нервной системы относятся - нервы

*Количество черепно-мозговых нервов человека 12 пар

*От стволовой части головного мозга отходят - 12 пар черепно-мозговых нервов

* блуждающий нерв является частью - периферической нервной системы

* в полости черепа находится - головной мозг

*Сознательно осуществлять акт мочеиспускания позволяют центры, расположенные в - коре больших полушарий


  • Продолговатый отдел головного мозга регулирует - пищеварение, выделение, кровообращение, дыхание

  • В области задней центральной извилины находится - соматомоторная зона

  • Регулирует работу внутренних органов ускоряя и замедляя её - вегетативная нервная система

  • Часть вегетативной нервной системы, замедляющая работу внутренних органов называется - парасимпатическая

  • Часть вегетативной нервной системы, ускоряющая работу внутренних органов, называется - симпатическая

  • На парасимпатический и симпатический отделы подразделяют нервную систему - вегетативную

  • Отдел головного мозга, отвечающий за координацию движений и ориентацию в пространстве, выполнение точных движений - мозжечок

  • Память и мышление, связаны - с корой больших полушарий

  • Нейрон - нервная клетка

  • Нейроглия - вспомогательные клетки окружающие нейроны

  • Нейрон имеет - тело клетки, один длинный отросток - аксон и несколько коротких - дендриты

  • Короткий сильно ветвящийся отросток нервной клетки - дендрит

  • Длинный отросток нервной клетки - аксон

  • Аксон покрыт - миелиновой оболочкой

  • Нервы образованы - аксонами

  • Серое вещество головного мозга состоит из - тел нервных клеток

  • Белое вещество головного мозга состоит - из отростков ( нервных волокон)

  • Белое вещество центральной нервной системы - это скопление длинных отростков нейрона, т.е. аксонов

  • Аксоны проводят импульсы от тела клетки

  • Дендриты проводят импульсы к телу клетки

  • Большое значение для формирования эмоций имеет - височная и лобная доля коры

  • Тормозит и активизирует эмоции - лобная доля

  • Только у человека есть центр речи

  • Только передний мозг регулирует - речь, мышление

  • Путь нервного импульса от рецепторов к рабочему органу - рефлекторная дуга

  • Слуховая зона расположена в - височной деле коры

  • Зрительная зона расположена в - затылочной зоне коры

  • Нерв с чувствительными волокнами - центростремительный

  • Нерв с двигательными волокнами - центробежный

  • При полиомилите вирусы разрушают - двигательные нейроны

  • На двигательные нейроны спинного мозга влияют импульсы из - коры больших полушарий

  • Спинной мозг имеет - 31 пару спино-мозговых нервов

  • Через передние корешки спино-мозговых нервов проходят - двигательные нейроны

  • Через задние корешки спино-мозговых нервов проходят - чувствительные нейроны

  • Рефлекторную и проводниковую функцию выполняет - спинной мозг

  • Функция нервной системы - проводниковая

  • По чувствительным нейронам импульсы проходят от - рецепторов в ЦНС

  • По двигательным нейронам импульсы проходят - от ЦНС к органу получившему раздражение

  • Воспринимают информацию и являются частью сенсорной системы - участки коры

  • Воспринимают информацию от рецепторов и являются центрально -обрабатываюшей частью сенсорной системы - анализаторы

  • Зона, анализирующая импульсы с рецепторов мышц и сухожилий, называется - соматосенсорной

  • Отдел проводящей части анализатора - проводящий нерв

  • Извилины характерны для - мозжечка и больших полушарий

  • Мозжечок расположен над - продолговатым мозгом

  • Центр терморегуляции расположен в - промежуточном мозге

  • Центр слюноотделения расположен в - продолговатом мозге

  • В состав ствола мозга входят - продолговатый мозг, варолиев мост, средний и промежуточный мозг

  • Функция мозжечка - регуляция равновесия и координация движений

  • Зрение двумя глазами, при котором фиксируется объемное изображение, называют - бинокулярным

  • Очки с двояковыпуклыми линзами используют при - дальнозоркости

  • Зрение, при котором изображение фиксируется местом наилучшего видения, называют - центральным

  • Заболевание, при котором параллельные лучи идущие от предмета, пересекаются за сетчаткой - дальнозоркость

  • Заболевание, при котором лучи идущие от предмета, пересекаются перед сетчаткой - близорукость







Законы биологии, науки её изучающие

*Биология - совокупность наук о живой природе, изучающих огромное многообразие форм и видов живых организмов

*Биология - наука о жизни во всех её проявлениях и закономерностях, управляющих живой природой

Царства живой природы:

1. Царство - Растения

а) низшие растения - водоросли, лишайники

б) высшие споровые растения - мхи, плауны, хвощи, папоротники

высшие семенные растения - Голосеменные, Покрытосеменные

2. Царство - Животные

3. Царство - Грибы

4. Царство - Бактерии

5. Царство - Вирусы

Организмы : а) одноклеточные

б) многоклеточные

1. Прокариоты - безъядерные - бактерии и сине-зеленые водоросли

2. Эукариоты - ядерные- растения, животные, грибы

По способу питания:

1. Автотрофы - способны синтезировать органические вещества (растения, фотосинтез)

2. Гетеротрофы - питаются готовыми органическими веществами

а) сапрофиты - питаются органическим веществами умерших организмов или органическим веществами выделений живых организмов

б) питаются органическими веществами живых организмов

* Ботаника - наука о растениях

* Зоология - наука о животных

* Вирусология - наука о вирусах

* Микробиология - наука о микроорганизмах

*Альгология - наука о водорослях

* Микология - наука о грибах

* Лихенология - наука о лишайниках

* Бриология - наука о мхах

* Протозоология - наука о простейших

* Гельминтология - наука о паразитических червях

* Энтомология - наука о насекомых

* Арахнология - наука о пауках

* Ихтиология - наука о рыбах

* Герпеталогия - наука о пресмыкающихся

* Орнитология - наука о птицах

* Териология или Маммология - наука о млекопитающих

* Анатомия - наука о строение органов и организма в целом

* Физиология - наука, изучающая основные жизненные функции организма или наука о жизнедеятельности целостного организма

* Геронтология - наука, изучающая старение живых организмов, в т.ч. и человека

* Гигиена - наука о сохранении здоровья

* Этология - наука, изучающая поведение животных

* Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости

* Селекция ( «селекцио» - отбор) - наука о выведении новых сортов растений , пород животных или улучшении уже существующих.

* Палеонтология ( «палео» - древний) - наука об историческом развитии живой природы, об ископаемых животных и растений.

* Цитология - наука о клетке

* Биотехнология - использование живых организмов в производстве

* Экология ( «ойкос» - жилище)- наука о закономерностях взаимоотношений организмов между собой и средой обитания

* Эмбриология - наука , изучающая зародышевое развитие организмов

Главные теории и законы биологии

Теория возникновения жизни на Земле - (А.И.Опарин, Дж.Холдейн, С.Фокс, С.Миллер, Г.Меллер) - Жизнь на Земле возникла абиогенным путем

Клеточная теория - (Т.Шванн, М.Шлейден, Р.Вирхов) - Клетка не только единица строения, но и единица развития всех живых организмов.

Теория эволюции и естественного отбора ( Ч.Дарвин)

Хромосомная теория наследственности (Т.Морган) - основным материалом носителем наследственности являются хромосомы с локализованными в них генами.

Синтетическая теория эволюции (С.С.Четвериков, Н.В.Тимофеев-Ресовский, Дж.Хаксли) - наименьшей, элементарной единицей является популяция.

Законы биологии

Биогенетический закон (Ф.Мюллер, Э.Геккель) :

- онтогенез , есть краткое повторение филогенеза

- особь в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) повторяет историю своего вида (филогенез)

Закон зародышевого сходства (К.Бэр):

- на ранних стадиях развития зародыши всех позвоночных животных имеют : хорду, жабры, хвост

Закон необратимости эволюции(Л.Долло):

- организм не может вернуться к прежнему состоянию, уже осуществленному в ряду его предков

Законы наследования ( Г.Мендель) :

- Закон единообразия : при моногибридном скрещивании у гибридов первого поколения проявляются только доминантные признаки

- Закон расщепления: при самоопылении гибридов первого поколения в потомстве происходит расщепление признаков в отношении 3:1, при этом образуются две фенотипические группы - доминантная и рецессивная

- Закон независимого наследования или закон независимого расщепления признаков: при дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других и дает с ними разные сочетания в отношении 9:3:3:1

- Гипотеза частоты гамет- находящиеся в каждом организме пары альтернативных признаков (контрастных) не смешиваются и при образовании гамет по одному переходят в чистом виде

Закон гомологических рядов наследственной изменчивости (Н.И.Вавилов):

- виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости

Закон генетического равновесия в популяциях (Г.Харди, В.Вайнберг):

Закон минимума (Ю.Либих):

- выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей, т.е. фактором минимума

Закон биогенной миграции атомов (В.И.Вернадский):












В помощь к подготовке к ЕНТ по биологии

© 2010-2018