Файл Статья Экологическая направленность во внеурочной работе

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экологическая деятельность

учителя биологии МБОУ Чалтырской СОШ №1,

Мясниковского района Экизян Сони Егияевны.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Способствует этому внеурочная работа по предмету. Внеурочную работу в рамках экологического образования начинаю на уроке. Эта работа выходя за рамки урока имеет продолжение в различных видах деятельности таких как - проектная деятельности, программа дополнительного образования, подготовка и участие в конференциях и конкурсах разного уровня, исследовательская работа, взаимодействие с центрами дополнительного образования и ВУЗами.

Важной составляющей внеурочной деятельности является кружковая работа. Уже несколько лет под моим руководством работает школьный экологический кружок « Юный эколог». Учащиеся заняты вопросами охраны окружающей среды, изучением видового состава растений и животных, занесенных в Красную книгу Ростовской области, исследованием водных ресурсов.

Члены кружка проводят акции по очистке территории села, зеленой зоны и природных родников Работа, проводимая кружковцами, привлекает остальных ребят, и состав кружка ежегодно пополняется новыми юными экологами.

Внеурочная программа по предмету продолжается и после окончания учебного года. Это связано прежде всего с нехваткой учебных часов для выполнения практических занятий в полевых условиях. Поэтому для участников экологического кружка разработана программа организации летнего экспедиционного научно- практического экологического лагеря «Зелёная планета», рассчитанная на детей от 11 до 15 лет.

Программа построена на основе интеграции краеведения, туризма , экологии, жизненного опыта учащихся. Содержание программы включает изучение видового состава флоры и фауны памятников природы природного парка Донского, разработку экологической тропы, наблюдение за животными в зоопарке и составление паспортов животных.

Программа имеет экспертное заключение областное экологического центра учащихся (ГБОУ ДОД РО ОЭЦУ). Экспертом областной аттестационной комиссии Ю.Б.Лиманом дано следующее заключение « Актуальность и новизна данной программы заключается в том, что задачи экологического образования решаются одновременно с задачами экологического воспитания……Таким образом, представленная на экспертизу программа может быть рекомендована для ведения занятий в профильных экологических лагерях, комплексных экологических экспедициях, многодневных экологических практикумах»

Данная Программа предоставляют возможность использования

многочисленных практических и натурных форм работы. Программа реализуется в условиях летнего пришкольного лагеря дневного пребывания. В лагере функционируют разновозрастные группы по интересам: ботаники, экологи, гидрохимики, зоологи. Каждая группа по окончании смены имеет законченный исследовательский проект, который используется в течение учебного года на уроках ботаники, биологии, экологии. Каждому участнику экологического лагеря выдаётся сертификат, свидетельствующий о том, пройдено обучение по теме « Экология родного края». Работа экологического лагеря была освещена в статье районной газеты « Заря».

Ежегодно по окончании профильной пришкольной смены учащимся выдаётся возможность участвовать в экспедициях2008,2009, 2010г., областных экологических Слётах./2011 - 2015/. Такие поездки являются поощрительными за активную природоохранную деятельность.

Позитивная динамика и эффективность участия обучающихся в различных формах внеурочной деятельности по предмету

Я стараюсь как можно больше охватить детей внеурочной деятельностью.

Для каждой возрастной группы предлагается определённая форма работы , которая позволяет заинтересовать учащихся. Самые массовые мероприятия это предметная неделя биологии, экологический марафон, Всероссийский игровой конкурс «Человек и природа».

Экологическая пропаганда играет важную роль в формировании социально-значимой личности. Экологический марафон проводится в нашей школе ежегодно с 2005года. Это насыщенная мероприятиями программа которая , в течение учебного года и на каждом сезонном этапе предполагает актуальные социально- значимые мероприятия. По итогам участия в мероприятиях ребята награждаются грамотами , сертификатами, дипломами.

Характеристика и результативность взаимодействия учителя с учреждениями дополнительного образования детей.

Личный вклад учителя в организацию участия обучающихся в работе воскресных школ по предмету, летних школ, заочных школ вузов, формах довузовской подготовки, результативность этой работы (описание и документальное подтверждение)

Подготовка к интеллектуальным конкурсам и олимпиадам успешно реализуется в кружковой работе. В кружке занимаются учащиеся 8-11 классов. На занятиях кружка мы решаем творческие задачи по биологии, по генетике, по экологии, углубленно изучаем сложные темы курса биологии, знакомимся с терминологией, не вошедшей в школьную программу. Группа учащихся стабильна, т.к это дети мотивированные на изучение биологии. По мере углубления в предмет ученикам предлагаются новые формы работы - взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.

По моей инициативе составлены программы совместных действий с областным экологическим центром, ботаническим садом, природоохранным учреждением Парк Донской.

Практикуются такие формы работы как экскурсии на факультеты Вузов, занятия в заочной школе Одарённого ребёнка при областном центре дополнительного Образования (ОЦ ДОД, Областной экологический центр).

С 2010 года налажено сотрудничество с биолого- почвенным факультетом ЮФУ. Данное сотрудничество можно назвать одной из форма довузовской подготовки,т.к. в рамках данного сотрудничества с участниками экологического кружка, учениками , мотивированными на углубленное изучение биологии проводится профориентационная работа, которая включает:

  • знакомство с кафедрами факультета;

  • экскурсии в лаборатории;

  • лекции по экологии;

  • очно - заочные олимпиады;

Результатом реализации программы внеурочной деятельности являютсся грамоты за участие в Слётах и экспедициях и активная жизненная позиция моих учеников.

Каждый учитель желает иметь ученика , который влюблён в его предмет . Мне повезло. С 2007 года семиклассник Хатламаджиян Вартерес удивлял меня своёй любознательностью и обширным кругозором. Детское увлечение динозаврами перешло в серьёзное изучение палеонтологии. Для ученика Хатламаджияна Вартереса я с удовольствием разработала индивидуальную программу развития его интересов, постепенно углубляя общебиологические вопросы. Результаты его личных изысканий заслушивались на разных конференциях в школе, Донской Академии наук. К работе с Вартересом я подключала научных работников: сотрудника Ростовского краеведческого музея Добровольского О.П., кандидата палеонтологических наук , учёного - зоолога кафедры биологии ЮФУ, старшего научного сотрудника Азовского палеонтологического музея Байгушеву В.С., кандидата биологических наук Южного научного центра , филиала Академии наук В.В.Титова. В составе группы школьников - юных палеонтологов Центра дополнительного образования г. Волгодонска Вартерес прошёл все этапы исследовательской работы, включая теоретическую подготовку и практический опыт в палеонтологической экспедиции на Азовском море под руководством Титова В.В. Сегодня Вартерес студент 5 курса ЮФУ биологического ф-та, серьезно занимается биохимией.(2016 г.)

Высокие достижения (первые и призовые места) обучающихся в конкурсах, проектах, спортивных соревнованиях: муниципального и (или) регионального; федерального уровня

Исследовательская работа учащихся - неотъемлемая часть эффективного образования в области биологии и экологии. Начиная с 7 класса, использую исследовательский метод (метод-проектов). При составлении проектов выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. При этом старшеклассники привлекают имеющие свои знания из смежных дисциплин. После представления исследовательских работ на ежегодной школьной конференции « День господства наук» наиболее интересные актуальные и общественно - значимые исследовательские работы, представляются на конференциях областного уровня.

С 2009 года мои ученики выступают на ежегодной конференции Донской Академии Наук юных исследователей им. Жданова. В 2008-2009 учебном году наша школа стала участником проекта « В будущее с инженерным образованием» организованным Донским государственным техническим университетом ( ДГТУ). В рамках данного проекта я в течение последних двух лет готовлю учащихся к участию в ежегодных конференциях школьников.

Исследовательские работы учащихся Хатламаджияна Вартереса Манасян Нины, Кечеджиян Любы размещены на сайте газеты « Первое сентября» (festival.1september.ru/authors/203-242-954) в проекте « Портфолио» и напечатаны в сборнике научно- практических конференций ДГТУ (2011г.)

В 2010-2011учебном году - учащиеся участвовали в XII Всероссийской Олимпиаде научно- исследовательских проектов детей и молодёжи по проблемам защиты окружающей среды « Человек- Земля- Космос» « Созвездие». Ученица Манасян Нина стала победителем областного тура и награждена грамотой. Данный результат ещё раз подтверждает эффективность внеурочной работы по предмету и прочность знаний учащихся по биологии и экологии.

В 2011-2012 учебном году мои семь учеников 7-8 классов стали участниками Всероссийской дистанционной олимпиады по биологии. Ученик 7 класса Атоян Ардашес показал хороший результат, до призового места его отделял всего 1 балл. С данным учеником я планирую индивидуальную подготовку во Всероссийской олимпиаде школьников в 2012году.

2013-2014 уч. год Кечеджиян Л. Награждена дипломом 2 степени за проектную работу по экологии в Днях науки Юга России.

2013-2014 уч. год заняли 1 место в областном экологическом слете, проводимом ОДЭЦ РО.

Награждены бесплатными путевками в Санкт-Пербург /30 человек/, по Золотому Кольцу /20 человек/.

2014-2015 уч. год заняли 1 место в областном экологическом слете «Земля - наш общий дом».

Награждены бесплатными путевками в Москву/10 человек/.

2015 год Тохтамишян М. награждена Дипломом 1 степени за научность проекта «Природные памятники Мясниковского района».

В 2015 году приняла участие в Межрегиональном семинаре учителей в пос. Лазоревском по теме «Межрегиональный опыт: инновации, творчество, стандарт».

Участие обучающихся в международных конкурсах и проектах

Я поощряю желание учащихся принимать участие в различных конкурсах и предлагаю им для участия различные интеллектуальные соревнования.

С 2010 года являюсь организатором Всероссийский игровой конкурс «Человек и природа» ( ЧиП) в школе. Ежегодно в этом конкурсу участвуют около 200 учеников. Наши учащиеся являются победителями и занимают призовые места в школе, районе и области.

Ученица Манасян Нина заняла 11 место по Российской Федерации.

Ещё один ежегодный конкурсный проект мы реализуем с учащимися в течение 6 лет. Это Международная Интернет - Олимпиада среди образовательных учреждений «Эрудиты планеты», которая проводится в течение 3 -х месяцев. Награждена Сертификатом за активное участие в Международной Интернет -Олимпиаде среди образовательных учреждений «Эрудиты планеты - 2010». Имею Сертификат организатора Всероссийского конкурса по естествознанию «Человек и природа».

Стали популярными Всероссийские и Международные заочные интернет- олимпиады по биологии и экологии на портале «Продленка», «Инфоурок», «ФГОСтест».


© 2010-2022