• Преподавателю
  • Биология
  • Внеурочное занятие по биологии ( 5 класс) «Развитие навыков по построению доказательств и опровержений»

Внеурочное занятие по биологии ( 5 класс) «Развитие навыков по построению доказательств и опровержений»

Учащиеся пятых классов, переходя в среднее звено обучения, все чаще сталкиваются с трудностями принятия собственного утверждения и умением его аргументировать. Данное занятие позволяет развивать навыки по построению доказательств и опровержений, что соответствует требованиям ФГОС, а также способствует подготовке учащихся к защите проектных работ на будущее. Занятие включает задания, предполагающие развернутое доказательство или опровержения того или иного факта, рассчитаны на размышление, анализ...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное общеобразовательное учреждение

«липицкая средняя общеобразовательная школа»





Внеурочное занятие по биологии


5 класс


«Развитие навыков по построению доказательств и опровержений»





Преподаватель биологии Микульчик И.Б.



2015г.



Разработка внеурочного занятия на тему:

«Развитие навыков по построению доказательств и опровержений». 5 класс.

Задачи:

  1. Развивать мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация; доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

  2. Совершенствовать умения и навыки работы с литературой и иллюстративным материалом; умения и навыки, связанные с культурой устной речи;

Целесообразность проведения занятия с учениками пятых классов:

Пятиклассники учатся:

  1. работать с книгой, иллюстрациями, приобретать навыки теоретического анализа;

  2. проникать в сущность явлений при анализе различной предлагаемой учителем спорной информации;

  3. анализировать в единстве форму и содержание;

  4. сравнивать компоненты однотипных примеров и задач на примере иллюстративного и текстового материала;

  5. развивать и совершенствовать коммуникативные навыки;

  6. формулировать и аргументировать первичные выводы;

  7. совершенствовать опыт доказательства, находить связи между обсуждаемым вопросом и реальности его осуществления.

Оборудование: компьютер, иллюстративный материал, карточки с заданиями, энциклопедия «Мир растений».

План занятия:

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

  2. Проведение игры «Я считаю…»

  3. Обсуждение

  4. Рефлексия. Подведение итогов.

Ход занятия.

  1. Формулируется тема заседания и предлагаемые вопросы для обсуждения.

Постановка проблемы - одно из необходимых действий для развития навыков принятия или отрицания определенной ситуации. Для утверждения правильности своего личного или предполагаемого суждения необходимо найти связи между обсуждаемым вопросом и реальности его осуществления. Опровержение, наоборот, подразумевает невозможность принятия предлагаемого в силу ряда причин, которые являются существенными на данный момент.

Отыскать необходимые доказательства или причины непринятия - задача довольно сложная, но реальная.

Главное - это понять суть поставленной проблемы, научиться хорошо ориентироваться в вопросах предложенной для обсуждения темы.



  1. Проведение игры «Я считаю…»

Учащиеся распределяются по группам, согласно ролям: «адвокаты» и «обвинители» (выступают с ознакомлением фактов - «за» и «против»), «судьи» (фиксируют правильность и точность предлагаемых аргументов), «секретари» (готовят статистические данные, подсчет очков). В качестве ведущего выступает учитель. В его задачу входит контроль за ходом суждения, регулирование спорных вопросов, резюмирование.

Для обсуждения предлагается тема «Растения. Кто - враг, кто - друг?»

Учащиеся получают раздаточный материал с печатной и иллюстративной информацией по определенным представителям растительного мира, могут воспользоваться энциклопедией, презентацией. Основная задача - определить положительные или отрицательные стороны того или иного вида растений (защитить или обвинить), доказать правоту своего суждения, опровергнуть противоположную точку зрения.

«Судьи» в свою очередь принимают или отвергают предложенные варианты «защиты» или «обвинения», аргументируя своё решение, используя презентационный материал, выносят «приговор».

«Секретари» подводят подсчет очков.

  1. Обсуждение.

Ведущий указывает на основные, наиболее типичные ошибки, которые могут возникнуть:

  1. Не установлена благоприятная психологическая обстановка.

  2. Переход к высказыванию своей точки зрения без достаточного изучения сути вопроса.

  3. Авторитарность по отношению к собеседнику, неумение выслушивать мнение других до конца.

  4. Неумение задавать наводящие вопросы сопернику.

  1. Отметить наиболее активных участников игры (возможно символическое награждение), обратить внимание на инертных участников, поощрить их, указав на скрытые возможности, направить их на проявление большей активности.

Литература:



  1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум - М., 2001

  2. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. - Ярославль: Академия развития академия Холдинг,2003.

  3. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. Учитель. - 2000, № 1, 4



© 2010-2022