- Преподавателю
- Биология
- Календарно-тематический план элективного курса «Основы цитологии»
Календарно-тематический план элективного курса «Основы цитологии»
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Савватеева Е.А. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Календарно-тематический план элективного курса
«Основы цитологии»
9 класс.
Тема 1. Введение (1 час)
1.
Предмет науки цитологии. Методы исследования клетки (лекция).
08.09.12
Тема 2. Химический состав клетки (6 часов)
2
Химическая организация клетки.
15.09.12
3
Органические вещества клетки (лекция)
22.09.12
4
Белки. Лабораторная работа № 1«Обнаружение белков. Качественные реакции на белки»
29.09.12
5
Свойства белков. Лабораторная работа № 2 «Денатурация белков»
06.10.12
6.
Лабораторная работа № 3 « Обнаружение крахмала, белков и жира в растительной ткани»
13.10.12
7
Вода и её роль в клетке. Лабораторная работа № 4 «Вода, обнаружение и функции»
20.10.11
Тема 3. Основы цитологии и физиологии клетки (9 часов)
8
Устройство микроскопа. Лабораторная работа № 5 «Перекрест волос под микроскопом»
27.10.12
9
Отработка навыко работы с микроскопом. Лабораторная работа № 6 «Волокна ваты и пузырьки воздуха»
03.11.12
10
Строение растительной клетки
17.11.12
11
Лабораторная работа № 7 «Оболочка. Наружная клеточная мембрана и ее проницаемость»
24.11.12
12.
Лабораторная работа № 8 «Плазмолиз и деплазмолиз»
01.12.12
13.
Цитоплазма. Пластиды. Лабораторная работа № 9 «Движение цитоплазмы. Пластиды»
08.12.12
14
Строение клетки. Пластиды. Лабораторная работа № 10 «Хромопласты. Лейкопласты»
15.12.12
15
Строение клетки. Пластиды. Лабораторная работа № 11 «Извлечение хлорофилла»
22.12.12
16
Клеточные включения.
12.01.13
Тема 4. Микроорганизмы (2 часа)
17
Микроорганизмы - бактерии. (лекция)
19.01.13
18.
Лабораторная работа № 12 «Изучение морфологии бактери-альных клеток»
26.01.13
19.
Работа над проектами
02.02.13
20
Защита проектных работ.
09.02.13
Пояснительная записка к элективному курсу «Основы цитологии»
в 9 классе.
Современная программа по общей биологии включает глубокое и объемное содержание. Она предусматривает изучение строения клетки, ее ультраструктурного уровня, изучение процессов, протекающих в клетке на молекулярном уровне, включая рассмотрение обмена веществ и энергии на основе новейших биохимических исследований, знакомит с генетической, теорией, лежащей в основе селекции, с ролью генетики в развитии сельскохозяйственной науки и практики, со значением ее для медицины, излагает учение о центрах происхождения и многообразия культурных растений, включая основные понятия по экологии растений и животных, знакомит с учением о биосфере.
Успешное усвоение программного материала по общей биологии зависит от многих факторов, одним из которых является широкое использование натуральной и изобразительной наглядности.
Одним из наиболее действенных путей, которым достигаются образовательные цели, является активное познание, включающее не только интеллектуальную, но и практическую деятельность школьников. Ориентация педагогического процесса на особое внимание к развитию практико-ориентированной деятельности школьников реально способствует обучению, воспитанию и развитию: «...Люди, научившиеся...наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал» (К.А. Тимирязев).
Практические работы - это средство, способствующее творческому развитию самостоятельности школьников, проведение их способствует систематизации знаний, позволяет вскрывать связи явлений, а также вызывает большой интерес к предмету, так как приобретаются осмысленные н прочные знания.
Практические работы имеют цель дать учащимся ряд технических и методических навыков по работе с микроскопом, по изготовлению простейших микроскопических препаратов, по зарисовке изучаемых объектов, в приобретении элементарных исследовательских навыков. Практическая работа с использованием натуральных и изобразительных средств обучения должна иметь следующую структуру:
а) беседа, в результате которой перед учащимися раскрывается главная задача предстоящей работы;
б) инструктаж (указания к выполнению работы по карточке-инструкции) ;
Небольшая часть предложенных работ описана в школьных учебниках, но большинство из них не предусмотрено действующей программой, однако для углубленного изучения биологии представляется весьма целесообразным. Основными методами практических и лабораторных работ выступают метод микроскопирования, метод проведения биолого-химического эксперимента, метод наблюдения за живым объектом.
Содержание курса соответствует программе курса «Общая биология» и включает четыре темы. Тема «Введение» (1 час) содержит необходимые первоначальные сведения о науке цитологии и методах ее изучения.технике микроскопирования. Выполняя практические и лабораторные работы темы «Основы цитологии и физиологии клетки» (9 работ), школьники знакомятся как с техникой микроскопирования, так и с особенностями строения клеток растений, животных, грибов, с некоторыми процессами их жизнедеятельности. Тема «Органические вещества клетки» (6 работ) посвящена изучению биохимической организации.клетки. Тема «Микроорганизмы» (2 часа) дает возможность познакомиться с морфологией бактериальных клеток.