Календарно-тематический план элективного курса «Основы цитологии»

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематический план элективного курса

«Основы цитологии»

9 класс.

Тема 1. Введение (1 час)

1.

Предмет науки цитологии. Методы исследования клетки (лекция).

08.09.12

Тема 2. Химический состав клетки (6 часов)

2

Химическая организация клетки.

15.09.12

3

Органические вещества клетки (лекция)

22.09.12

4

Белки. Лабораторная работа № 1«Обнаружение белков. Качественные реакции на белки»

29.09.12

5

Свойства белков. Лабораторная работа № 2 «Денатурация белков»

06.10.12

6.

Лабораторная работа № 3 « Обнаружение крахмала, белков и жира в растительной ткани»

13.10.12

7

Вода и её роль в клетке. Лабораторная работа № 4 «Вода, обнаружение и функции»

20.10.11

Тема 3. Основы цитологии и физиологии клетки (9 часов)

8

Устройство микроскопа. Лабораторная работа № 5 «Перекрест волос под микроскопом»

27.10.12

9

Отработка навыко работы с микроскопом. Лабораторная работа № 6 «Волокна ваты и пузырьки воздуха»

03.11.12

10

Строение растительной клетки

17.11.12

11

Лабораторная работа № 7 «Оболочка. Наружная клеточная мембрана и ее проницаемость»

24.11.12

12.

Лабораторная работа № 8 «Плазмолиз и деплазмолиз»

01.12.12

13.

Цитоплазма. Пластиды. Лабораторная работа № 9 «Движение цитоплазмы. Пластиды»

08.12.12

14

Строение клетки. Пластиды. Лабораторная работа № 10 «Хромопласты. Лейкопласты»

15.12.12

15

Строение клетки. Пластиды. Лабораторная работа № 11 «Извлечение хлорофилла»

22.12.12

16

Клеточные включения.

12.01.13

Тема 4. Микроорганизмы (2 часа)

17

Микроорганизмы - бактерии. (лекция)

19.01.13

18.

Лабораторная работа № 12 «Изучение морфологии бактери-альных клеток»

26.01.13

19.

Работа над проектами

02.02.13

20

Защита проектных работ.

09.02.13




Пояснительная записка к элективному курсу «Основы цитологии»

в 9 классе.

Современная программа по общей биологии включает глу­бокое и объемное содержание. Она предусматривает изучение строения клетки, ее ультраструктурного уровня, изучение про­цессов, протекающих в клетке на молекулярном уровне, вклю­чая рассмотрение обмена веществ и энергии на основе новей­ших биохимических исследований, знакомит с генетической, теорией, лежащей в основе селекции, с ролью генетики в раз­витии сельскохозяйственной науки и практики, со значением ее для медицины, излагает учение о центрах происхождения и многообразия культурных растений, включая основные по­нятия по экологии растений и животных, знакомит с учением о биосфере.

Успешное усвоение программного материала по общей биологии зависит от многих факторов, одним из которых является широкое использование натуральной и изобразительной наглядности.

Одним из наиболее действенных путей, которым достигаются об­разовательные цели, является активное познание, включающее не только интеллектуальную, но и практическую деятельность школь­ников. Ориентация педагогического процесса на особое внимание к развитию практико-ориентированной деятельности школьников реально способствует обучению, воспитанию и развитию: «...Люди, научившиеся...наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, ока­зываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал» (К.А. Тимирязев).

Практические работы - это средство, способствующее творческому развитию самостоятельности школьников, прове­дение их способствует систематизации знаний, позволяет вскрывать связи явлений, а также вызывает большой интерес к предмету, так как приобретаются осмысленные н прочные знания.

Практические работы имеют цель дать учащимся ряд тех­нических и методических навыков по работе с микроскопом, по изготовлению простейших микроскопических препаратов, по зарисовке изучаемых объектов, в приобретении элементар­ных исследовательских навыков. Практическая работа с ис­пользованием натуральных и изобразительных средств обуче­ния должна иметь следующую структуру:

а) беседа, в результате которой перед учащимися раскры­вается главная задача предстоящей работы;

б) инструктаж (указания к выполнению работы по кар­точке-инструкции) ;

Небольшая часть предложен­ных работ описана в школьных учебниках, но большинство из них не предусмотрено действующей программой, однако для углубленного изучения биологии представляется весьма целесообразным. Основ­ными методами практических и лабораторных работ выступают ме­тод микроскопирования, метод проведения биолого-химического экс­перимента, метод наблюдения за живым объектом.

Содержание курса соответствует программе курса «Общая биология» и включает четыре темы. Тема «Введение» (1 час) со­держит необходимые первоначальные сведения о науке цитологии и методах ее изучения.технике микро­скопирования. Выполняя практические и лабораторные работы те­мы «Основы цитологии и физиологии клетки» (9 работ), школь­ники знакомятся как с техникой микро­скопирования, так и с особенностями строения клеток растений, животных, грибов, с некоторыми процессами их жизнедея­тельности. Тема «Органические вещества клетки» (6 работ) посвящена изучению биохимиче­ской организации.клетки. Тема «Микроорганизмы» (2 часа) дает возможность познакомиться с морфологией бактериальных клеток.



© 2010-2022