Рабочая программа по биологии Сонин (профильный уровень) 10-11 класс

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Рабочая программа по биологии Сонин (профильный уровень) 10-11 класс

Рабочая программа по биологии Сонин (профильный уровень) 10-11 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 10-11 КЛАСС

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ


Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) автора В.Б.Захарова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.

На изучение биологии на профильном уровне отводится 204 часа, в том числе в 10 классе -102 часа, в 11 классе - 102 часа. Согласно действующему учебному плану, рабочая программа для 10-11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю в 10 классе и 3 часов в неделю в 11 классе.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):

освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических
наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и
особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции. развитие использование

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» рабочей программы выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программ) включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в следующей таблице.

Перечень лабораторных и практических работ


КЛЕТКА

Название лабораторной работы

Название практической работы

1

Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.

1

Сравнение строения клеток растений, жи вотных, грибов и бактерий.

2

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

2

Сравнение процессов брожения и дыхания.

3

Опыты по определению каталитической активности ферментов.

3

Сравнение процессов фотосинтеза и хемо синтеза.

4

Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.

4

Сравнение процессов митоза и мейоза.

5

Изучение клеток дрожжей под микроскопом.

5

Сравнение процессов развития половы: клеток у растений и животных.

6

Опыты по изучению плазмолиза и де-плазмолиза в растительной клетке.

6

Решение задач по молекулярной биологии.

7

Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.


ОРГАНИЗМ

8

Выявление изменчивости у особей одного вида

7

Составление схем скрещивания.

8

Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание


9

Решение генетических задач на неполное доминирование.


10

Решение генетических задач на сцепленное

наследование.



11

Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом.


12

Решение генетических задач на взаимодействие генов.


13

Выявление источников мутагенов в окружающей среде.


14

Сравнение процессов бесполого и полового размножения.


15

Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных.


16

Сравнительная характеристика пород (сортов).


17

Анализ, оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

вид

9

Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию.

18

Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию.

10

Выявление изменчивости у особей одного вида.

19

Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора.

11

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

20

Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора.

12

Выявление идиоадаптаций у растений.

21

Сравнение процессов экологического и географического видообразования.

13

Выявление идиоадаптаций у животных.

22

Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции.


23

Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции.


24

Выявление ароморфозов у растений.


25

Выявление ароморфозов у животных.


26

Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле.

27

Анализ и оценка различных гипотез возникновения происхождения человека.


28

Анализ и оценка различных гипотез возникновения формирования человеческих рас.

ЭКОСИСТЕМЫ

14

Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов.

29

Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепях и сетях).

15

Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем.

30

Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем.

16

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

31

Решение экологических задач.

17

Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений).

32

Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота.

18

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях.

33

Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере.

Итого: 18 лабораторных работ.

Итого: 33 практические работы.

Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с приведенным выше перечнем. Часть лабораторных и практических работ включена в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала. В этом случае работы могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания.

В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы. В 10 классе:

  • увеличено количество часов на темы: «Структурно-функциональная организация клеток эукариот», «Обмен веществ и энергии», «Основные закономерности наследственности», «Генетика человека» - так как вышеуказанные темы являются наиболее сложными в курсе «Общей биологии» и включают в себя большое число лабораторных и практических работ;

  • расширен раздел «Индивидуальное развитие» за счет темы «Жизненные циклы растений и животных», так как вопросы этой темы включены в Примерную программу по биологии профильного уровня в объеме 5 часов;

  • уменьшено количество часов по темам: «Предпосылки возникновения жизни на Земле» - на 1 час, «Современные представления о возникновении жизни на Земле» - на 3 часа.

В 11 классе:

  • увеличено количество часов на тему «Понятие о биосфере» на 2 часа (в рабочей программе по этой теме предусмотрено изучение биохимических циклов азота, фосфора, углерода на отдельных уроках; увеличено количество часов на тему «Понятие о биосфере» на 2 часа (в рабочей программе

  • в уменьшено количество часов по темам: «Развитие представлений об эволюции живой природы» - на 1 час, «Дарвинизм» - на 1 час, «Основные черты эволюции» - на 2 часа, «Жизнь сообщества» - на 3 часа;

увеличено количество часов на тему «Взаимоотношения между организмами» на 5 часов.

  • Увеличено количество часов на тему «Взаимоотношения между организмами» на 5 часов. В соответствии с Примерной программой в рабочую программу включены уроки по теме «Агроценозы», не предусмотренные программой В.Б. Захарова, а также выделены в отдельные уроки лабораторные и практические работы. Такое перераспределение часов создает условия для формирования умений и навыков основных видов деятельности, предусмотренных Государственным стандартом (учебно-познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной).

Увеличение количества часов осуществлялось за счет распределения резервного времени. Уменьшение количества часов осуществлялось за счет концентрации и интеграции учебной информации, не предусматриваемой Примерной программой по биологии и включенной в авторскую программу в качестве дополнительных элементов содержания.

Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

10 класс (102 часа, 3 часа в неделю., из них 5 часов резервное время)


РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ (5 ЧАСОВ)

Краткая история развития биологии. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации жизни. Критерии живых систем: общие признаки биологических систем, обмен веществ в неживой природе, метаболизм. Вводный контроль по теме «Введение».

РАЗДЕЛ 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (14 часов)

ТЕМА 2.1. ИСТОРИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (4 часа)


История представлений о возникновении жизни. Работы Пастера. Гипотеза вечности жизни. Материалистические теории. Практическая работа № 26 «Анализ и оценка различных гепотез возникновения жизни на Земле».

ТЕМА 2.2. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (5 часов)

Эволюция химических элементов в космическом пространстве. Химические предпосылки возникновения жизни. Источники энергии и возраст Земли. Условия среды на древней Земле.

Семинар по теме «Предпосылки возникновения жизни на Земле».

TEМA 2.3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (5 часов)

Гипотеза происхождения протобиополимеров. Эволюция протобионтов. Начальные этапы биологической эволюции. Семинар по теме «Современные представления о возникновении жизни на Земле». Зачет №1.«Современные представления о возникновении жизни на Земле».

РАЗДЕЛ 3. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ (34 час)

ТЕМА 3.1. ВВЕДЕНИЕ В ЦИТОЛОГИЮ (1 час)

Введение в цитологию. Лабораторная работа №.1 «Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание».

ТЕМА 3.2. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА (10 часов)

Химическая организация клетки. Неорганические вещества. Органические молекулы - углеводы.

Органические молекулы - жиры и липоиды. Биологические полимеры - белки. Строение и функции белков. Лабораторная работа №3 «Опыты по определению каталитической активности ферментов.» Органические молекулы: ДНК - биологический полимер. Рибонуклеиновые кислоты. Генетический код. Редупликация ДНК. Семинар по теме «Нуклеиновые кислоты».

Контрольно-обобщающий урок по теме «Нуклеиновые кислоты».

ТЕМА 3.3. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ПРОКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТКИ (1 час)

Прокариотическая клетка.

ТЕМА 3.4. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТОК ЭУКАРИОТ (8 часов)

Наружная цитоплазматическая мембрана. Эукариотическая клетка. Органоиды эукариотической клетки: митохондрии, клеточный центр, ЭПС, ядро, рибосомы, комплекс Гольджи. Особенности строения растительной клетки. Лабораторная работа №2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» Клеточное ядро. Строение ядра. Строение и функции хромосом. Лабораторная работа №4 «Изучение хромосом на готовых микропрепаратах».Семинар по теме «Строение клетки». Практическая работа 1 «Сравнение строения клеток растений, грибов и бактерий». Лабораторная работа 6 «Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке»; лабораторная работы №5 «Изучение клеток дрожжей под микроскопом». Урок контроля по теме «Структурно-функциональная организация клеток эукариот».

ТЕМА 3.5. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В КЛЕТКЕ - МЕТАБОЛИЗМ (9 часов)

Анаболизм. Биосинтез белков. Этапы транскрипции. Этапы трансляции. Решение задач по теме «Биосинтез белка».Энергетический обмен веществ. Катаболизм. Этапы обмена веществ. Практическая работа № 2 «Сравнение процессов брожения и дыхания». Автотрофный тип обмена веществ. Практическая работа №3«Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза». Семинар по теме «Обмен веществ и энергии». Урок контроля «Обмен веществ в клетке (метаболизм)».

ТЕМА 3.6. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ КЛЕТОК (2 часа)

Жизненный цикл клетки. Митоз. Лабораторная работа №7 «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука».

ТЕМА 3.7. НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ И БАКТЕРИОФАГИ (2 часа)

Неклеточные формы жизни. Вирусы. Свойства Специфичность действия. Жизненный цикл.

ТЕМА 3.8. КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ (1 час)

Клеточная теория строения организмов.

РАЗДЕЛ 4. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (7 часов)

ТЕМА 4.1. БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ (2 часа)

Бесполое размножение. Вегетативное размножение.

ТЕМА 4.2. ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ (5 часов)

Половое размножение. Практическая работа № 14 «Сравнение процессов полового и бесполого размножения.» Развитие половых клеток. Практическая работа №5 «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных». Мейоз. Семинар по теме «Размножение организмов». Практическая работа № 4 «Сравнение процессов митоза и мейоза». Урок контроля по теме «Размножение организмов».

РАЗДЕЛ 5. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (14 часов)

ТЕМА 5.1 ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ (4 часа)

Краткие исторические сведения. Эмбриональный период развития. Эмбриогенез: гаструляции и органогенез. Семинар по теме «Эмбриональное развитие животных».

ТЕМА 5.2. ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (2 часа)

Постэмбриональный период. Метаморфоз Непрямое развитие Прямое развитие .

ТЕМА 5.3. ОНТОГЕНЕЗ РАСТЕНИЙ (4 часа)

Жизненный цикл и чередование поколений у водорослей. Жизненный цикл и чередование поколений у высших споровых растений. Жизненный цикл и чередование поколений у голосеменных. Жизненный Цикл и чередование поколений у цветковых растений.

ТЕМА 5.4. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОНТОГЕНЕЗА (1 час)

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция.

ТЕМА 5.5. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА (3 часа)

Развитие организмов и окружающая среда. Критические периоды. Регенерация

Урок контроля по теме «Индивидуальное развитие организмов».

РАЗДЕЛ 6. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (23 часа)

ТЕМА 6.1. ИСТОРИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ (2 часа)

История развития представлений о наследственности и изменчивости. Современные представления о структуре гена.

ТЕМА 6.2. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ (12 часов)

Первый закон Менделя - закон единообразия первого поколения. Второй закон Менделя -закон расщепления. Неполное доминирование. Множественный аллелизм. Практическая работа № 9 «Решение генетических задач на неполное доминирование». Дигибридное и полигибридное скрещивание. Практическая работа №8 «Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание».Анализирующее скрещивание.Хромосомная теория наследственности. Практическая работа №10 «Решение генетических задач на сцепленное наследование».Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Практическая работа №11 «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование». Генотип как целостная система. Взаимодействие генов. Практическая работа №12 «Решение генетических задач на взаимодействие генов». Семинар по теме «Основные закономерности наследственности. Законы и правила. Законы наследственности.

ТЕМА 6.3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ (3 часа)

Наследственная (генотипическая) изменчивость. Мутации. Зависимость проявления генов от условий внешней среды (фенотипическая изменчивость). Лабораторная работа №8 «Выявление изменчивости у особей одного вида».

ТЕМА 6.4. ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА (2 часа)

Методы изучения генетики человека. Наследственные заболевания и их предупреждение.

ТЕМА 6.5. СЕЛЕКЦИЯ ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЙ И МИКРООРГАНИЗМОВ (4 часа)

Создание пород животных и сортов растений. Методы селекции растений и животных.

Селекция микроорганизмов. Достижения современной селекции.

РЕЗЕРВНЫЕ ЧАСЫ ( 5 ЧАСОВ)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

11 класс (102 часа, 3 часа в неделю, из них 8 часов резервное время)

РАЗДЕЛ 7.ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ(34 ЧАСА)
ТЕМА 7.1. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (6 ЧАСОВ)

Введение. Учение об эволюции органического мира. История развития представлений о развитии жизни на Земле. Система органической природы К. Линнея. Развитие эволюционных идей Ж.Б. Ламарка. Семинар по теме «Развитие эволюционных идей в додарвиновский период».

ТЕМА 7.2. ДАРВИНИЗМ (6 ЧАСОВ)

Естественно-научные предпосылки теории Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе Формы борьбы за существование. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Образование новых видов. Практическая работа № 19 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора». Зачет №1 по теме «Дарвинизм».

ТЕМА 7.3. СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ (12 ЧАСОВ)

Эволюционная роль мутаций. Лабораторная работа №10 «Выявление изменчивости у особей одного вида». Генетические процессы в популяциях. Формы естественного отбора. Практическая работа № 20 «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отборов». Семинар по теме «Движущие силы эволюции». Адаптация организмов к среде обитания и их относительность. Лабораторная работа №11 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания». Вид, критерии вида. Лабораторная работа №9 «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию». Видообразование. Пр. работа № 18 «Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию». Способы видообразования. Механизмы видообразования. Практическая работа №21 «Сравнение процессов экологического и географического видообразования». Семинар по теме «Основные положения синтетической теории эволюции» Зачет №2 по теме «Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция».

ТЕМА 7.4. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭВОЛЮЦИИ. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (10 ЧАСОВ)

Макроэволюция. Направления эволюции. Практическая работа № 22 «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции».Пути достижения биологического прогресса. Ароморфоз. Идиоадаптация.

Практическая работа №23 Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений.

Практическая работа №24 «Выявление ароморфозов у растений»

Лабораторная работа №12 «Выявление идиоадаптаций у растений».

Практическая работа №25 «Выявление ароморфозов у животных».

Лабораторная работа №13 «Выявление идиоадаптаций у животных».

Основные закономерности эволюции. Правила эволюции. Зачет по теме «Основные закономерности эволюции. Макроэволюция».

РАЗДЕЛ 8. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (16 ЧАСОВ)
ТЕМА 8.1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЭВОЛЮЦИИ ЖИВОТНОГО И РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (8 ЧАСОВ)

Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах. Развитие жизни в раннем палеозое. Развитие жизни в позднем палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое. Семинар по теме «Основные черты эволюции животного и растительного мира» Урок контроля по теме «Основные черты эволюции животного и растительного мира».

ТЕМА 8.2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (8 ЧАСОВ)

Положение человека в системе животного мира. Эволюция приматов. Стадии эволюции человека. Древнейшие люди. Стадии эволюции человека. Древние люди. Стадии эволюции человека. Первые современные люди. Практическая работа № 27 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения и происхождения человека» Современный этап в эволюции человека. Практическая работа №28 «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас».

Семинар по теме «Происхождение человека». Зачет №5 «Происхождение человека»

РАЗДЕЛ 9. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (27 часов)
ТЕМА 9.1. ПОНЯТИЕ О БИОСФЕРЕ (7 ЧАСОВ)

Биосфера - живая оболочка планеты. Структура биосферы. Живые организмы. Круговорот воды в природе. Круговорот биогенных элементов.

Практическая работа №32 «Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота».

Зачет №6 «Понятие о биосфере».

ТЕМА 9.2. ЖИЗНЬ В СООБЩЕСТВАХ (4 ЧАСА)
История формирования сообществ живых организмов. Основные биомы суши. Лабораторная работа №17» Описание экосистем своей местности». Семинар по теме «Основные биомы суши».


ТЕМА 9.3 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ (16 ЧАСОВ)

Естественные сообщества. Структура естественных сообществ. Абиотические факторы. Температура. Абиотические факторы. Свет. Абиотические факторы. Влажность. Ионизирующее излучение Интенсивность действия фактора. Взаимодействие факторов. Семинар по теме «Воздействии абиотических факторов на организмы». Биотические факторы среды. Лабораторная работа № 14 «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов». Лабораторная работа № 15 «Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем». Цепи питания. Правила экологических пирамид. Практическая работа № 29 «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)» Саморегуляция экосистем. Лабораторная работа № 16 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности». Смена экосистем. Агроэкосистемы. Практическая работа № 30 «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем». Лабораторная работа №18 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях». Зачет по теме «Взаимоотношения организма и среды».

РАЗДЕЛ 10. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (13 ЧАСОВ)
ТЕМА 10.1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА. БИОЛОГИЯ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ (11 ЧАСОВ)

Воздействие человека на природу в процессе становления общества. Природные ресурсы и их использование. Загрязнения воздуха Загрязнения пресных и морских вод. Антропогенные изменения почвы. Влияние человека на растительный и животный мир. Практическая работа № 31 «Решение экологических задач». Радиоактивное загрязнение биосферы. 0храна природы и перспективы рационального природопользования. Практическая работа № 33 «Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере». Зачет по теме «Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы».

ТЕМА 10.2. БИОНИКА (2 ЧАСА)

Бионика как научное обоснование использования биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники. Роль биологических знаний в XXI веке.

ТЕМА 11. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 10 КЛАССЕ ( 4 часа)

Современные представления о возникновении жизни на Земле. Химическая организация клетки. Органические молекулы клетки. Строение и функции прокариотической клетки

РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ 8 ЧАСОВ

Требования к уровню усвоения

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Требования к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

  • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

  • определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

  • отличать научные методы, используемые в биологии;

  • определять место биологии в системе естественных наук.

  • доказывать, что организм - единое целое;

  • объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;

• обосновывать единство органического мира; объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

  • определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

  • приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

  • объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

  • указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

  • отличать биологические системы от объектов неживой природы.

  • Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

  1. Захаров В.Б., Мамонтов СТ., Сонин Н.И. Общая биология 10 класс. Профильный уровень, Ч. 1 /Под ред. проф. В.Б. Захарова. - М.: Дрофа, 2006;

  2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 11 класс. Профильный уровень. Ч. 2/Под ред. проф. В.Б. Захарова. - М.: Дрофа, 2006;

рабочей тетради: Сухова Т.С., Козлова Т. А., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2006. - 171с;

а также методических пособий для учителя:

  1. Козлова ТА. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б. Захарова, СТ. Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология. 10-11 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне. - М.: Дрофа, 2005. - 48с;

  2. Козлова ТА. Общая биология 10-11 классы. Методическое пособие к учебнику В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина «Общая биология». - М.: Дрофа, 2001. - 224с;


  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-1 11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;

  2. Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - M.;UP"T фа, 2006;

дополнительной литературы для учителя:

  1. Батуев А.С, Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

  2. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

  3. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;

  4. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;

  5. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997;

  6. Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

для учащихся:

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

  2. Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. -216с.

Литература, задания в которой рекомендуются в качестве измерителей:

  1. Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997. -240с;

  2. Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учебное пособие»);

  3. Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Т.В. Иванова, ГС. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);

  4. Козлова Т.А. Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Генджер», 1997.- 96с;

  5. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;

  6. Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2005.- 171с;

  7. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк. /Л. В. Высоцкая, СМ. Глаголев, Г.М. Дымшиц и др.; под ред. В.К Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001. - 462 с: ил.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

  • Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

  • Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006

  • Лаборатория КЛЕТКА

  • Лаборатория ГЕНЕТИКА

  • Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» bio.nature.ru - научные новости биологии edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Специальные обозначения

Знаком * в графе «Требования к уровню подготовки» отмечены требования высокого уровня сложности (предъявляются учащимся по желанию).

В квадратных скобках [ ] в графе «Информационно-методическое обеспечение» указаны номера изданий, задания из которых могут использоваться в качестве измерителей.

© 2010-2022