Конспект урока Большой прудовик и голый слизень, их среды обитания (7 класс)

         Краткосрочный план урока (конспект) по теме "Большой прудовик и голый слизень, их среды обитания содержит лабораторную работу №3 «Наблюдение за поведением прудовика или виноградной улитки его передвижением, ответными реакциями на различные раздражения.  Изучение строения раковин различных пресноводных и морских моллюсков».      Ключевой идеей урока является - моллюски имеют разнообразное строение, что связано с приспособлением к условиям среды обитания.       Форма работы на уроке: инди...
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата: 2012г класс 7 в Урок № 21

Неделя 10

День 1

Занятие 1

Тема:

Большой прудовик и голый слизень их среды обитания. Лабораторная работа 3 «Наблюдение за поведением прудовика или виноградной улитки его передвижением, ответными реакциями на различные раздражения. Изучение строения раковин различных пресноводных и морских моллюсков».

Ссылки

ГОСО Республики Казахстан. Учебные программы по биологии для 6-9 класса, химии для 8-9 классов календарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год.

Общие цели

  1. Образовательная: Способствовать рассмотрению особенностей строения в связи со средой обитания и многообразием моллюсков.

  2. Способствовать знакомству с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.

  1. Развивающая: Формировать умение применять информационные технологии, сравнивать биологические объекты, умение вести наблюдения, делать выводы из наблюдений, умение узнавать моллюсков на рисунках, сравнивать между собой.

  1. Воспитательная: Способствовать формированию экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.

  2. Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в малых группах.

Результат обучения

Знать общую характеристику типа моллюсков, общую характеристику класса брюхоногих моллюсков и основных представителей- голый слизень, прудовик.

Ключевые идеи:

Моллюски имеют разнообразное строение, что связано с приспособлением к условиям среды обитания.

Время 1 мин.

Орг. момент. Здравствуйте. Покажите ваше настроение жестом…

Учащиеся сидят в группах А, В, С, Д - распределите роли в группе:

1- спикер

2- докладчик

3 - наблюдатель-консультант

4 - наблюдатель-таймер (5 - содокладчик)

1 мин.

Спикеры получают оценочный лист

Диалоговое обучение

5 мин

У вас на столах картинки животных. Рассмотрите картинки. Кто это?

1. Определите систематическую группу животных.

- какие группы выделили? - почему вы их так поделили? - где они обитают?

Распределяют, отвечают на вопросы УСТНО

(докладчик)

Стадия вызов



5 мин

2 мин

Каких из них часто встречаются нам в жизни? Запишите тему нашего урока: «Большой прудовик и голый слизень, их среды обитания».

Выберите одну картинку, разместите в центре листа и приклейте. Составьте и запишите два вопроса низкого порядка- запишите слева, два вопроса высокого порядка к этой картинке - запишите справа.

Давайте сформулируем цель нашего урока:

ЦЕЛЬ: Узнать и рассмотреть особенности строения разнообразных моллюсков, связанные со средой обитания и образом жизни.

Отвечают устно (докладчик) Виноградная улитка, слизень,

большой прудовик.

Оформляют ответ.

Прикрепите к доске и зачитайте.

Группа зачитывает составленные вопросы и ответы.

ИКТ

5 мин

Основная стадия

Для того, чтобы познакомиться с общими чертами КЛАССА БРЮХОНОГИЕ моллюсков, выполним наблюдение и оформим наши наблюдения в тетради для лабораторных работ.

На столах тетради для лабораторных работ, запишите в ней дату, лабораторная работа № 3.

Тема: «Наблюдение за поведением прудовика, его передвижением, ответными реакциями на различные раздражения. Изучение строения раковин»



Цель: выявить признаки класса брюхоногие моллюски.

I часть. Изучение строения раковины моллюска.

  1. Предлагаю Вам совершить прогулку для изучения раковины. (презентация)

  2. В чашке Петри № 1. Изучите в группе натуральные объекты.

  1. Определите ее форму, окраску

  2. Зарисуйте одну раковину, найдите вершину раковины и отверстие - устье. Обозначьте на рисунке.

II часть. Индивидуально.

Наблюдение за передвижением и поведением прудовика.

А. Просмотреть электронный учебник Л.Р. 2

Б. заполнить таблицу:

Наблюдение 1.

Вопрос

Ответ

Способ передвижения прудовика

Пища

Негативный раздражитель - лук

Продолжим наши исследования.

Посмотрите видеофрагмент о внутреннем строении раковины.

III часть. В чашке Петри № 2. Разные раковины моллюсков,

Сравните раковины двух моллюсков, установите черты сходства и отличия в группах, устно по плану:

  1. Форма

  2. Окраска, КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ.

  3. Определите ее прочность.

  4. Сделайте вывод. Общие черты класса Брюхоногие моллюски:

Записывают Лабораторная работа № 3.

Тема: «Наблюдение за поведением прудовика, ответными реакциями на различные раздражения. Изучение строение раковин моллюсков»

ЗАПИСАТЬ ЗАРАНЕЕ В ТЕТРАДИ





Часть I группы дают устные ответы.



Смотрят электронный учебник

Часть II. письменно в тетради заполняют таблицу

Группа дает ответ



Видеофрагмент слои раковины



Дают устные ответы

Основная стадия

Карточка № 1

Определи среду обитания моллюсков и связанные с ней особенности в строении моллюсков приемом кластер.

Карточка № 2

Составь общую характеристику типа моллюсков, выделив признаки ТИПА приемом кластер.

Карточка № 3

Назови особенности во внутреннем строении моллюсков, обозначив их принадлежность к системам органов приемом кластер.

Карточка № 4

Составь общую характеристику КЛАССА брюхоногие моллюски, выделив отделы тела большого прудовика приемом кластер.



Домашнее задание

2 мин.

Читать параграф 41, составить глоссарий по теме в тетради.

Выполнить по выбору одно из заданий:

1. Составить 5 тестовых заданий по теме.

2. Зарисовать рисунки, иллюстрирующие тему.

3. подготовить ответы на вопросы к п. 40 А, В, С.

Почему?

Зачем?

Как? Когда?

10 мин Рефлексия. Оценивание групповой работы по оценочным листам.

Чему научился на уроке?

Приклеивают на лист настроения.



Карточка № 1

Определи среду обитания моллюсков и связанные с ней особенности в строении моллюсков приемом кластер.

Карточка № 2

Составь общую характеристику типа моллюсков, выделив признаки ТИПА приемом кластер.

Карточка № 3

Назови особенности во внутреннем строении моллюсков, обозначив их принадлежность к системам органов приемом кластер.

Карточка № 4

Составь общую характеристику КЛАССА брюхоногие моллюски, выделив отделы тела большого прудовика приемом кластер.

Приложение 1.

Лабораторная работа № 3

Тема: «Наблюдение за поведением прудовика или виноградной улитки, его передвижением, ответными реакциями на различные раздражения. Изучение строения раковин различных пресноводных и морских моллюсков».

Цель:__________________________________________________________________________________





















Почему моллюски так называются? Есть ли у них зубы? Как вообще устроены эти странные существа? Ответить самим себе на эти вопросы вам поможет наш урок.

Введены понятия: малакология, мантия, мантийная полость, радула.

Тема: Животные. Моллюски

Урок: Тип Моллюски

1. Введение

На предыдущем уроке мы закончили наш разговор о кольчатых червях. По некоторым признакам моллюски весьма с ними сходны. Как и кольчатые черви, Моллюски имеют вторичную полость тела. Нервная система обоих типов имеет сходное строение. Моллюсков изучает наука малакология.

2. Образ жизни

Слово моллюск происходит от латинского слова «мягкий». Моллюски - мягкотелые животные, не имеющие твёрдого скелета. Это крупный тип животных, включающий около 150 тыс. видов. Их строение и образ жизни достигают значительного разнообразия.

Моллюски заселили практически все возможные местообитания: соленые и пресные воды, а также сушу. Они освоили различные типы питания. Бывают моллюски - фильтраторы, растительноядные и хищные. Большинство видов - свободноживущие, но встречаются и паразиты.

3. Общая характеристика. 3.1. Отделы тела

Длина тела моллюсков колеблется от 1 мм до многих метров. Тело мускулистое, имеет три отдела: голову, ногу и туловище. У представителей некоторых классов нога или голова могут вторично исчезать. На голове располагаются ротовое отверстие, глаза и органы равновесия.

Конспект урока Большой прудовик и голый слизень, их среды обитания (7 класс).

Рис. 1. Строение моллюска (Источник)

Настоящей сегментации у моллюсков нет. Нога - мускулистый непарный вырост брюшной стенки тела, обычно используется моллюсками для передвижения. Туловище содержит все основные внутренние органы. От его основания отходит мантия - крупная складка эпителия. Она образует мантийную полость, связанную с внешней средой. В этой полости располагаются выводные пути половой, пищеварительной и выделительной систем, органы дыхания и химического чувства.

3.2. Раковина

Моллюски - двусторонне-симметричные животные. Однако, вторично многие из них частично утрачивают такую симметрию. Тело моллюсков большинства видов полностью или частично покрыто раковиной. Иногда она может быть погружена внутрь тела или отсутствовать. Раковина состоит из трех слоев: рогового (наружного), фарфорового и перламутрового (внутреннего). Фарфоровый слой самый толстый, он известковый. Многие раковины имеют причудливые формы, различаются по окраске и строению.

Конспект урока Большой прудовик и голый слизень, их среды обитания (7 класс).

Рис. 2. Раковина мурекса (Источник)

Вещество раковины выделяется клетками мантии. У предков моллюсков раковины, вероятно, не было, а имелись лишь известковые иголочки на покровах. Подобное же строение покровов характерно и для некоторых примитивных современных моллюсков. У хитонов раковина состоит из 8 пластинок.

3.3. Дыхание, пищеварительная, выделительная и кровеносная системы

Дыхание у моллюсков, живущих в воде, осуществляется жабрами, а у наземных - мешкообразными легкими. В них поступает воздух, а в стенках легких разветвляются кровеносные сосуды. Некоторые водные моллюски осуществляют газообмен через поверхность мантии. Кровеносная система обычно незамкнутая. В нее входитсердце ( сократимый орган, обеспечивающий движение крови по сосудам и полостям тела) и сосуды. Сердце состоит из желудочка и одного или двух предсердий. Кровеносные сосуды изливают кровь в полость тела. Затем кровь вновь собирается в сосуды и поступает в жабры или легкие.

Пищеварительная система сквозная. Состоит из рта, глотки, пищевода, желудка, кишечника и анального отверстия. Строение пищеварительной системы сильно различается у моллюсков разных классов, в зависимости от типа питания. В ротовой полости моллюсков находится мускулистый язык с хитиновыми зубами. Эти зубы образуют так называемую радулу, или тёрку. У растительноядных тёрка служит для соскабливания растительной пищи, у хищных - помогает удерживать добычу. Из глотки пища поступает через пищевод в желудок и кишечник. Непереваренные остатки пищи выбрасываются через анальное отверстие.

Конспект урока Большой прудовик и голый слизень, их среды обитания (7 класс).

Рис. 3. Радула (Источник)

Вещества, засчет которых пища переваривается, выделяются пищеварительной железой. В ротовую полость открываются слюнные железы. Органы выделения моллюсков - почки (две или одна).

3.4. Нервная система и органы чувств

У примитивных моллюсков нервная система состоит из окологлоточного кольца и четырёх нервных стволов. У большинства же представителей образуются нервные узлы - ганглии. Наибольшее развитие получает надглоточный нервный узел - у наиболее развитых представителей типа его без преувеличения можно назвать головным мозгом. У моллюсков имеются глаза. Их у различных представителей типа может быть от 2 до 100, они могут иметь различное строение.

Конспект урока Большой прудовик и голый слизень, их среды обитания (7 класс).

Рис. 4. Глазки морского гребешка (Источник)

3.5. Размножение и развитие

Моллюски могут быть как гермафродитами (улитки), так и раздельнополыми (беззубки). Размножаются моллюски, откладывая оплодотворенные яйца. Есть, правда, и живородящие. Развитие может быть как прямым (напомню, это когда новорожденная особь похожа на взрослую), так и непрямым (с наличием особой личиночной стадии).

Список рекомендованной литературы

1. Акимушкин И. И. Мир животных. Беспозвоночные. Ископаемые животные. - М.: «Мысль», 1992

2. Жизнь Животных. Т 2. Под редакцией Пастернак Р. К. - М.: «Просвещение», 1988

3. Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. - М.: Дрофа, 2011

4. Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс. - М.: Дрофа, 2009



© 2010-2022