План-конспект урока биологии Побег

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты не попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

ПОБЕГ

Цель: Сформировать у учащихся знания о побеге

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с особенностями побега, строением и типами почек, особенностями роста и развития стебля;

Развивающие: развивать представления о строении растительного организма, развивать умения и навыки: сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные: воспитывать культуру речи, интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Оборудование: проект, компьютер, гербарий.

Ход урока

  1. Организационный момент:

  2. Опрос д/з

А) работа по карточкам Тест: «Верно ли?» Выбрать правильные утверждения

  1. Корень - специализированный орган почвенного питания.

  2. Существуют корневые системы: мочковатая, стержневая, придаточная.

  3. Боковые корни отходят от главного.

  4. Придаточные корни образуются только на боковых корнях.

  5. Корень всасывает воду из почвы с помощью корневых волосков.

  6. Рост корня обеспечивается делением клеток на его верхушке.

  7. Кончик корня покрыт корневым чехликом.

  8. В корне за зоной всасывания идет зона роста.

  9. Корневые волоски - это выросты клеток покровной ткани.

  10. Главный корень одуванчика похож на стержень.

  11. У пшеницы, кукурузы, гороха - стержневая корневая система.

12.Под корневым чехликом находится зона всасывания.

2. Какова роль корня в жизни растений? Каково внешнее строение корня?

3. Расскажите о внутреннем строении корня.

III. Актуализация знаний учащихся: Ребята, любите ли вы сказки? Послушайте отрывок из сказки и определите тему нашего урока

Сказка «Два братца»

Жили были два братца: корень и стебель. Они тесно были cвязаны между собой, но никогда не виделись, т.к. каждый из них жил в своем царстве и заняты были каждый своим делом.

Стебель : Я живу со своим семейством в царстве «Солнца» и очень привязан ко всем членам своей семьи. С большой любовью отношусь к почкам листьев, бутонам цветка, плодам с семенами. Все лето я о них заботился, поил, кормил. Но пришла осень, последний лист упал на землю, а это значит, что я славно потрудился, можно зиму отдохнуть.

Корень Я же корень, живу со своим семейством в царстве «Тьмы». Летом я своими корявыми руками - путами, как насосом вытягиваю из почвы воду и минеральные вещества. Но не для себя, мне много не надо. Я отсылаю этот питательный раствор к стеблю, который сам распределяет между членами своей семьи. Но стебель в свою очередь передает мне органические вещества в землю, которые я откладываю про запас. А еще я своими корявыми руками укрепляю стебель в почве и прямо удерживаю его в течение всей жизни.

Но корень никогда не отдыхает: ни зимой, ни летом. А его непрерывные работы повлияли на его характер. Поэтому корень всегда угрюм, сер и коряв.

О каком органе пойдет сегодня речь?

Загадка: Один в земле купается

Другой в свету купается

И хотя они друзья

Поменяться им нельзя

IV. Изучение нового материала:

1. Побег - орган высшего растения.

2.Строение побега

3. «Разнообразие стеблей».

-Стебель - составная часть побега. Стебли растений очень разнообразны

Физминутка.

4.Внутреннее строение стебля.

- Не смотря на внешнее разнообразие стеблей, внутренне строение у них одинаковое, за исключением злаковых растений.

Далее учитель обращает внимание учащихся на особенности внутреннего строения стебля. Рассказывает об особенностях строения и выполняемых функциях коры, древесины, камбия и сердцевины.

-. Рост стебля в толщину осуществляется в теплое время года за счет деления клеток камбия (обращает внимание учащихся, что камбий располагается между лубом и древесиной). При делении клеток камбия, клеток древесины образуется значительно больше, чем луба. К концу осени камбий вступает в период покоя. Весной с началом сокодвижения камбий снова начинает делиться. Из клеток появившихся весной в древесине образуются сосуды с широкими просветами и относительно тонкими оболочками. Осенью у большинства деревьев новые сосуды деревьев оказываются узко-просветными, а их оболочки - более толстыми.

Все слои клеток древесины образовавшиеся весной, летом, осенью составляют годичное кольцо.

5.Годичные кольца.

Учитель объясняет, как по годичным кольцам определить возраст спиленной ветки или дерева, в каких условиях росло дерево, а также стороны горизонта.

- А теперь попробуйте ответить на вопрос:

- Можно ли определить возраст дерева из тропических лесов? Почему?


-Каждый побег развивается из почки.

- А вот какие бывают почки и как они устроены вы узнаете при выполнении лабораторной работы. «Строение вегетативной и генеративной почек».


Лабораторная работа: «Строение листовой (вегетативной) почки»

Цель: Изучить строение листовой (вегетативной) почки.

Оборудование: побеги с набухшими почками, лупа, скальпель, препаровальная игла.


Ход работы:

Лабораторная работа: «Строение цветочной (генеративной) почки»

Цель: Изучить строение цветочной (генеративной) почки.

Оборудование: побеги с набухшими почками, лупа, скальпель, препаровальная игла.

Ход работы:

1.Рассмотрите строение цветочной почки с помощью лупы. Найдите почечные чешуи, которые находятся снаружи. Осторожно разрежьте почку скальпелем вдоль. Под чешуями рассмотрите зачаточный бутон, зачаточный стебель, зачаточные почки и зачаточные листья. Сравните натуральную почку с рисунком в учебнике на стр.42. Зарисуйте строение цветочной почки, подпишите названия рассмотренных частей. Обсудите в группе: почему цветочные почки называют генеративными? Сделайте вывод

Расположение почек на стебле.

- Посмотрите на слайд и скажите, почки на стебле разных растений располагаются одинаково?

Учитель показывает на слайде и на натуральных ветках поочередное расположение почек, супротивное и мутовчатое.

V. Закрепление изученного материала: Стр.49 вопр.4-9

VI. Обобщение урока:

Мы повторили основные понятия о побеге, а теперь давайте установим взаимосвязь побега и корня.

«Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается,

От любого ветерка качаются.

Почему-то осыпались и вянут?»

а) Объясните, почему, имея побег, растения все равно погибли?

б) Какие общие функции выполняют побег и корень,

. VII Домашнее задание: §6, стр.40-43.

VIII. Подведение итогов и выставление оценок.

© 2010-2022