- Преподавателю
- Биология
- План-конспект урока биологии Побег
План-конспект урока биологии Побег
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Решетова О.П. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты не попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
ПОБЕГ
Цель: Сформировать у учащихся знания о побеге
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями побега, строением и типами почек, особенностями роста и развития стебля;
Развивающие: развивать представления о строении растительного организма, развивать умения и навыки: сравнивать, анализировать, делать выводы;
Воспитательные: воспитывать культуру речи, интерес к предмету, бережное отношение к природе.
Оборудование: проект, компьютер, гербарий.
Ход урока
-
Организационный момент:
-
Опрос д/з
А) работа по карточкам Тест: «Верно ли?» Выбрать правильные утверждения
-
Корень - специализированный орган почвенного питания.
-
Существуют корневые системы: мочковатая, стержневая, придаточная.
-
Боковые корни отходят от главного.
-
Придаточные корни образуются только на боковых корнях.
-
Корень всасывает воду из почвы с помощью корневых волосков.
-
Рост корня обеспечивается делением клеток на его верхушке.
-
Кончик корня покрыт корневым чехликом.
-
В корне за зоной всасывания идет зона роста.
-
Корневые волоски - это выросты клеток покровной ткани.
-
Главный корень одуванчика похож на стержень.
-
У пшеницы, кукурузы, гороха - стержневая корневая система.
12.Под корневым чехликом находится зона всасывания.
2. Какова роль корня в жизни растений? Каково внешнее строение корня?
3. Расскажите о внутреннем строении корня.
III. Актуализация знаний учащихся: Ребята, любите ли вы сказки? Послушайте отрывок из сказки и определите тему нашего урока
Сказка «Два братца»
Жили были два братца: корень и стебель. Они тесно были cвязаны между собой, но никогда не виделись, т.к. каждый из них жил в своем царстве и заняты были каждый своим делом.
Стебель : Я живу со своим семейством в царстве «Солнца» и очень привязан ко всем членам своей семьи. С большой любовью отношусь к почкам листьев, бутонам цветка, плодам с семенами. Все лето я о них заботился, поил, кормил. Но пришла осень, последний лист упал на землю, а это значит, что я славно потрудился, можно зиму отдохнуть.
Корень Я же корень, живу со своим семейством в царстве «Тьмы». Летом я своими корявыми руками - путами, как насосом вытягиваю из почвы воду и минеральные вещества. Но не для себя, мне много не надо. Я отсылаю этот питательный раствор к стеблю, который сам распределяет между членами своей семьи. Но стебель в свою очередь передает мне органические вещества в землю, которые я откладываю про запас. А еще я своими корявыми руками укрепляю стебель в почве и прямо удерживаю его в течение всей жизни.
Но корень никогда не отдыхает: ни зимой, ни летом. А его непрерывные работы повлияли на его характер. Поэтому корень всегда угрюм, сер и коряв.
О каком органе пойдет сегодня речь?
Загадка: Один в земле купается
Другой в свету купается
И хотя они друзья
Поменяться им нельзя
IV. Изучение нового материала:
1. Побег - орган высшего растения.
2.Строение побега
3. «Разнообразие стеблей».
-Стебель - составная часть побега. Стебли растений очень разнообразны
Физминутка.
4.Внутреннее строение стебля.
- Не смотря на внешнее разнообразие стеблей, внутренне строение у них одинаковое, за исключением злаковых растений.
Далее учитель обращает внимание учащихся на особенности внутреннего строения стебля. Рассказывает об особенностях строения и выполняемых функциях коры, древесины, камбия и сердцевины.
-. Рост стебля в толщину осуществляется в теплое время года за счет деления клеток камбия (обращает внимание учащихся, что камбий располагается между лубом и древесиной). При делении клеток камбия, клеток древесины образуется значительно больше, чем луба. К концу осени камбий вступает в период покоя. Весной с началом сокодвижения камбий снова начинает делиться. Из клеток появившихся весной в древесине образуются сосуды с широкими просветами и относительно тонкими оболочками. Осенью у большинства деревьев новые сосуды деревьев оказываются узко-просветными, а их оболочки - более толстыми.
Все слои клеток древесины образовавшиеся весной, летом, осенью составляют годичное кольцо.
5.Годичные кольца.
Учитель объясняет, как по годичным кольцам определить возраст спиленной ветки или дерева, в каких условиях росло дерево, а также стороны горизонта.
- А теперь попробуйте ответить на вопрос:
- Можно ли определить возраст дерева из тропических лесов? Почему?
-Каждый побег развивается из почки.
- А вот какие бывают почки и как они устроены вы узнаете при выполнении лабораторной работы. «Строение вегетативной и генеративной почек».
Лабораторная работа: «Строение листовой (вегетативной) почки»
Цель: Изучить строение листовой (вегетативной) почки.
Оборудование: побеги с набухшими почками, лупа, скальпель, препаровальная игла.
Ход работы:
Лабораторная работа: «Строение цветочной (генеративной) почки»
Цель: Изучить строение цветочной (генеративной) почки.
Оборудование: побеги с набухшими почками, лупа, скальпель, препаровальная игла.
Ход работы:
1.Рассмотрите строение цветочной почки с помощью лупы. Найдите почечные чешуи, которые находятся снаружи. Осторожно разрежьте почку скальпелем вдоль. Под чешуями рассмотрите зачаточный бутон, зачаточный стебель, зачаточные почки и зачаточные листья. Сравните натуральную почку с рисунком в учебнике на стр.42. Зарисуйте строение цветочной почки, подпишите названия рассмотренных частей. Обсудите в группе: почему цветочные почки называют генеративными? Сделайте вывод
Расположение почек на стебле.
- Посмотрите на слайд и скажите, почки на стебле разных растений располагаются одинаково?
Учитель показывает на слайде и на натуральных ветках поочередное расположение почек, супротивное и мутовчатое.
V. Закрепление изученного материала: Стр.49 вопр.4-9
VI. Обобщение урока:
Мы повторили основные понятия о побеге, а теперь давайте установим взаимосвязь побега и корня.
«Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается,
От любого ветерка качаются.
Почему-то осыпались и вянут?»
а) Объясните, почему, имея побег, растения все равно погибли?
б) Какие общие функции выполняют побег и корень,
. VII Домашнее задание: §6, стр.40-43.
VIII. Подведение итогов и выставление оценок.