Интегрированный урок биологии в 5 классе: Общая характеристика грибов

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Новомирская основная общеобразовательная школа»







Разработка интегрированного урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных универсальных учебных действии в соответствии с требованиями ФГОС



Разработка урока биологии в 5 классе

Тема урока: «Общая характеристика грибов»



Подготовила и провела:

Учитель биологии

Животкевич Н.Н

2015-16 учебный год

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Животкевич Наталья Николаевна

Район

Вадский

Место работы

МБОУ «Новомирская ООШ»

Должность

Учитель биологии

Общая информация

Модуль

биология

УМК

В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения.

5 класс

Тема урока

Общая характеристика грибов

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель:

Познакомить с характерными признаками грибов, с их отличительными особенностями, показать черты сходства и черты отличия грибов от растений; дать представление о строении грибов, о типах питания и размножения грибов, о съедобных и ядовитых шляпочных грибах; раскрыть значение грибов в природе и жизни человека.

Задачи урока:

В предметной области:

Раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, типы питания, способы размножения, роль в природе);

Развивать умения:

  • Делать обобщающие выводы;

  • Действовать самостоятельно;

  • Работать в оптимальном темпе:

  • Обогащать и усложнять словарный запас.

В сфере личностного развития:

В ходе урока содействовать формированию мировоззренческого понятия: познаваемость мира и природы;

Осуществлять нравственное воспитание (этических норм поведения и толерантность)

Мотивационное обеспечение урока:

Мотивировать у школьников положительное отношение к учению через:

Б) создание ситуации успеха;

Б)Обеспечение психологического комфорта учащихся на уроке

В области формирования УУД:

  • Познавательные - включение в исследовательскую деятельность: умение наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, давать определение понятиям, умение выделять существенную информацию из различных источников.

  • Регулятивные - в сотрудничестве с учителем ставить цель и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий.

  • Коммуникативные - выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; сообщать информацию в устной форме.

Опорные понятия:

Царство грибов, эукариоты; гетеротрофный способ питания; вегетативное тело - мицелий (грибница), плодовое тело; симбиоз, микориза; способы размножения грибов: бесполое, половое; шляпочные грибы, ножка и шляпка.

Планируемые результаты:

знания

- основные понятия, относящиеся к строению грибов;

- строение и основы жизнедеятельности грибов;

- особенности организации шляпочного гриба;

умения

- давать общую характеристику грибов;

- объяснять строение грибов;

- приводить примеры распространенности грибов;

- характеризовать роль грибов в жизни человека;

- определять несъедобные шляпочные грибы;

- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

Ведущая педагогическая идея:

Реализация системно-деятельного подхода в преподавании биологии через проведение интегрированных уроков

Средства обучения:

  1. Мультимедийный проектор;

  2. Компьютер;

  3. Мультимедийная презентация;

  4. Раздаточный материал для работы в парах и группах;

  5. Учебная литература, дополнительная литература;

  6. Таблица: «Строение и многообразие грибов».

Педагогические приемы и методы, применяемые на уроке:

Приемы:

«Знаем, не знаем??? Постановка в ситуацию затруднения»;

Методы:

словесные: беседа, рассказ;

наглядные: работа с дидактическими материалами, просмотр видеофрагментов, просмотр презентации, таблица: «Строение и многообразие грибов»;

практические: выполнение опыта;

метод контроля: выполнение заданий с самопроверкой, «Светофор»

Формы:

Коллективная форма;

Групповая форма;

Индивидуальная форма.

Планируемые результаты урока:

Метапредметные:

Познавательные УУД:

1. Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

3. Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой ( текст в схему и пр.)

Коммуникативные УУД:

1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД:

1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

2. Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки

Личностные:

Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Форма контроля и диагностики достижения результатов обучения

Самоконтроль

Предметные:

Строение и основные процессы жизнедеятельности грибов.

Разнообразие и распространение грибов.

Роль грибов в природе и жизни человека.

Проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов.

Литература и Интернет - ресурсы

Основная

Пасечник, В.В.

Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник/ В.В Пасечник. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015. - 141, [3]с.

Дополнительная

  • Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. для учителя. - М.: Просвещение: АО Учеб. лит. , 2009.

  • Лернер Г. И. Ботаника, Поурочные задания, тесты, контрольные работы для 6-7 классов. М.: Аквариум, 2009.

  • Модестов С. Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей. - СПб: Акцидент, 2010.

  • Никишов А. И., Косорукова Л. А. Ботаника. Дидактический материал. Методическое пособие для учителей и учащихся. - М.: 2010.

  • Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов. и лишайников: Пособие для учащихся 6-7 классов общеобраз. учрежд. - М.: Мнемозина, 2010.

Интернет - ресурсы

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000350-1000-4ddd-d82a-5d0046bb2fd1/index_mht.htm

youtube.com/watch?v=hmJ0us3quDU

youtube.com/watch?v=4gdY4T6_FWo







Технологическая карта урока с дидактической структурой

Структура урока

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формирование УУД (с указанием конкретных действий)

1. Мотивация к учебной деятельности

Создание благоприятного-эмоционального психологического фона урока.

Формирование у учащихся желания работать на уроке.

Правила на доске:
1. Сначала выслушай, затем задай вопрос.
2. Максимальная активность каждого.
3. Никакой критики.

Приветствие

Организация внимания на доске.


Организация рабочих места.

Приветствие.

Изучение правил на доске.


Коммуникативные УУД:

развитие эстетического чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивные УУД:

понимать цель выполняемых действий.

2.Актуализация знаний

Создание мотивации к самостоятельному выполнению учебного действия

Сообщение темы урока.

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы догадаетесь, о ком или о чем идет речь. (Приложение 1)

- Совершенно верно - это гриб.

- Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

-Для этого мы выполним следующее задание: на карточка лежащих на столах разложите каждое из чисел на разные слагаемые (Приложение 2)

- И так как звучит тема нашего урока?

Слушают стихотворение


Работают по карточке

Пишут в тетради число и тему урока.



Познавательное УУД:

анализируют полученную информацию.


Коммуникативные УУД:

выражают свои мысли.

3.Выявление места и причины затруднения.

Выявление и фиксацию учащимися места, где возникло затруднение; определение причин затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи.

Обращение внимание учащихся к теме урока.

- К какому царству живой природы относятся грибы?

- Что значит «общая характеристика» грибов? О чем речь?

- Почему важно знать этих представителей живой природы?

Высказывают свои предположения по сути вопросов, поставленных учителем.

Определяют значение словосочетания: «общая характеристика» (из предложенного на слайде списка понятий)

Регулятивное УУД:

в сотрудничестве с учителем ставится учебная цель.

Коммуникативное УУД:

Выражать свои мысли.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Этап предполагает обдумывание учащимися в исследовательской форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации.

Предлагает учащимся сформулировать задачи урока


- Прочтите текст учебника стр 66 (1 абзац)

- Что нового вы узнали?

- Рассмотрите некоторые факты из характеристики этого царства. (Приложение 3)

Работа в парах.

- Обсудите в парах, что вас удивило? Какие вопросы у вас возникли? Проблема??? Что такое гриб? Почему их выделяют в отдельное царство?

- А что вам уже известно о грибах?


- Посмотрите на стол. Что у вас на столах лежат карточки с частями шляпочного гриба, соберите гриб, и пользуясь текстом учебника на стр 66 3 абзац, попробуйте дать им названия.

(Приложение 4)

- Как вы думаете, а размножаются ли грибы?

- Ответить на этот вопрос нам поможет учитель литературы:

Учитель литературы:

- Ребята существует множество произведений о грибах.

- Читали вы такие произведения?

- Кто их автор?

- Сейчас я вам прочту строки из рассказа М. Полякова: «Грибной царь» (Приложение 5)

Учитель биологии:

- Что можно сказать из этого отрывка про размножение грибов?

- Как называют такой способ размножения?

Учитель литературы:

- Еще одно произведение М.М Пришвина посвященное грибам, называется: «Старый гриб» (Приложение 5)

Учитель биологии:

- О каком виде размножения идет речь в это произведении?

- Какой это вид размножении?

- Как называется размножение с участием половых клеток?

- Как вы думаете, могут ли так размножатся грибы? Обоснуйте свой ответ.

Учитель литературы:

- Предлагаю вам в целях ознакомления прочесть эти произведения к следующему уроку литературы.

- Как вы думаете как растут грибы? Есть ли какая - нибудь статистика их роста . Чтобы ответить на вопрос решим биологические задачи:

Рост грибов.
Задача ТРИЗ. «Нечистая!!!». Учитель: Часто на суходольных лугах встречаются луговые опенки, образующие круги - как бы хоровод. Невежественные люди в страхе и трепете смотрели на грибные круги, приписывая их появление "нечистой силе", называли их "ведьмины кольца". Ведь в середине круга даже трава не растет как бы вытоптана.. Объясните эти факты с точки зрения биологии. Утверждали также, что грибные круги показывают места захоронения заколдованных кладов. Объясните эти факты с точки зрения биологии.(мозговой штурм).

Учитель: Зная, что грибница разрастается кругами, опытные грибники умеют их правильно собирать: если вы нашли гриб, имеет смысл внимательно оглядеться вокруг, ведь грибы появляются по краю грибницы, часто занимающей по площади несколько квадратных метров.
Встретив в природе "ведьмино кольцо", вы, зная скорость разрастания грибницы, можете определить его приблизительный возраст. Грибы растут гораздо быстрее растений. Плодовые тела большинства грибов достигают своих средних размеров за 3-5 дней, и продолжают расти 10-15 дней. Диаметр шляпки и высота гриба за сутки увеличиваются на 1-1,5 см. Из наших грибов быстрее всех растёт весёлка обыкновенная: за час вырастает гриб со шляпкой и ножкой высотой около 30 см. В Южной Америке встречаются грибы, за два часа достигающие полуметровой высоты. Поэтому не зря говорят: "Растут, как грибы после дождя!" (рассказ демонстрируется презентацией с фотографиями грибов)

Физкультминутка (аутотренинг)

Вырос гриб на тонкой ножке.

Встань и ты, постой немножко.

Крышу сделай над собой,

Как из шляпки грибной.

Все тихонечко вздохнем,

Вновь грибы учить начнем.

Формулируют цель урока.



Работа с текстом учебника.

Отвечают на вопрос учителя, высказывая свое мнение.

Поработав с текстом отвечают на вопросы, приходят к выводу, что грибы сочетают признаки растений и животных, поэтому их выделяют в отдельное царство.

Вспоминаю ранее изученные темы и приходят к выводу, что знакомы с наукой которая изучает грибы - микология.

Работают с карточкой и тексом учебника.


Фиксируют в тетради заполняя схему (Приложение 7)

Отвечают на вопросы учителя литературы


Они растут всегда кучками, значит могут размножатся с помощью грибницы.

Слушают отрывок из рассказа.

Отвечают на вопрос учителя и фиксируют в тетради заполняя схему: грибы размножаются с помощью спор.

Бесполое размножение.

Половое.

Отвечают на вопрос учителя.

Записывают в тетради названия произведений и авторов

Отвечают на вопросы учителя.




Ученики: Между определёнными видами деревьев и грибов существует связь - симбиоз (полезное сожительство).


Ученики: грибы размножаются спорами.

Виды размножения записывают в тетрадь в виде схемы. (рабочая тетрадь В.В. Пасечника)


Ответ: Грибники собирают плодовые тела, а мицелий и споры остаются в земле, и через какое-то время снова в этом месте вырастут грибы.

Возможный ответ. От споры грибница чаще всего разрастается по радиусам, потому что ее нити в почве равномерно расходятся во все стороны. Через определенное время на радиальных нитях появляются плодовые тела. Грибница, разрастаясь, истощает почву, и на ней не может расти трава.

Выполняют упражнения аутотренинга.

Познавательное УУД:

поиски способов решения поблеем.

Регулятивные УУД:

в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу.

Коммуникативные УУД:

выражать свои мысли.


Познавательные УУД:

логический анализ объектов, смысловое чтение, самостоятельный поиск информации.

Регулятивные УУД: целеполагание, формулировка вывода.


ЛичностныеУУД:

мотивация и интерес к уроку.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.




















Познавательные УУД:

знаково-символические действия: представить информацию в виде схемы, поиск способов решения проблемы.





Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли







Познавательные УУД:

логический анализ объектов, смысловое чтение.

Регулятивные УУД: формулировка вывода.















ЛичностныеУУД:

мотивация и интерес к изучаемой теме.

Познавательное УУД:

поиски способов решения поблеем.




Познавательные УУД:

логический анализ объектов, смысловое чтение.

Регулятивные УУД: формулировка вывода.



  1. Реализация построенного проекта.

Этап предполагает решение исходной задачи.

  1. Ответьте письменно в тетради на вопросы 1-3 в конце параграфа стр 69.

  2. Поменяйтесь с соседом тетрадями, и проверти правильность ответов.

  3. Выполните лабораторный опыт, пользуясь инструктивной картой. (Приложение 6)

  4. Ответьте на вопрос: Где ты встречался с такими грибами, что ты знаешь об их роли в жизни человека.

  5. Рассмотрите рисунок учебника стр 68 рис.39. Какова роль грибов в природе и жизни человека. Сравните свои предположения и правильное суждения о роли гриба мукора и пеницилла в нашей жизни.

Обсуждаем с классом выполненные задания, определения, выводы.

Делаем вывод о особенностях представителей царства грибов

Выполнение самостоятельной работы (онлайн тесты)

Напишите известные вам названия грибов, разделяя их на два столбика: Съедобные и ядовитые»

- Посмотрите видео и дополните свою таблицу. фрагмент о съедобных и ядовитых грибах

Учитель русского языка:

- Почему их так называют: боровик, масленок,

Опенок.

Отвечают в тетради на вопросы.

Обмениваются ответами с соседом по парте.

Выполняют лабораторный опыт.

Отвечают на вопрос учителя, совещаясь с соседом по парте.


Работа с рисунком учебника.

В тетради устраняем возникшие проблемы.


Выполнение тестов с автоматической проверкой.

Составляют таблицу. По желанию возможна работа в парах, группах, можно использовать атлас определитель.

Смотрят видеофрагмент и дополняют свою таблицу

Учащиеся подбирают однокоренные слова к слову: боровик - бор - боровой - боровичек. Приходят к выводу, что этот гриб растет в еловом бору.

Масленок - масло - масляный. Скользский.

Опенок- пень-пенек. Растет на пне.

Регулятивные УУД:

удерживать учебную задачу в процессе работы.

Познавательные УУД:

умение выделять существенную информацию из различных источников, проводить опыт.

Коммуникативные УУД:

участие в коллективном и парном обсуждении учебной проблемы.











Личностные УУД:

смыслообразование, эмоционально личностная оценка.

Познавательные УУД:

использование наглядного материала как источник информации.

Коммуникативные УУД:

посторенние высказываний.




Познавательная УУД:

поиск информации, ее систематизация.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач.

Прорешивание заданий ОГЭ по биологии по теме: «Грибы»

Выполнение заданий из ОГЭ по теме грибы с объяснение выбора ответа. (по цепочки)

Познавательная УУД:

применение теории.

Коммуникативные УУД:

создание диалогической и монологической речи


7.Рефлексия учебной деятельности.

Этап предполагает оценивание учащимися в собственной деятельности, фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

Что нового узнали на уроке?

Оцените свою работу:

10б - все понял и могу рассказать;

8б - все понял, но рассказать не могу;

6б - понял не все;

4б - ничего не понял, но старался.

Д/З: индивидуальная карточка, п 13.

Выставить отметки учащимся правильно отвечающих на уроке.

Высказывают свои предположения и суждения.

Оценивают свою работу.

Записывают Д/З

Выставляют полученные оценки.

Личностные УУД:

эмоционально-личностная оценка, смыслообразование.

Регулятивные УУД:

самооценка

Познавательные УУД:

поиск информации.





© 2010-2022