Рабочие программы по биологии 5-9 классы

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОО «Игирменская основная общеобразовательная школа»

п .Игирма Нижнеилимского района Иркутской области

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического совета

Директор МКОО «Игирменская ООШ»

МКОО «Игирменская ООШ»

___________М.Е. Россова

Протокол №__

Приказ № ____

от « » ___________ 201_ г.

от « » ___________ 201_ г.





Рабочая программа


по предмету - биология

класс - 9

Уровень образования - базовый

Рабочая программа составлена на основе - Программы общеобразовательных учреждений под редакцией Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, А.А. Плешакова. М. «Дрофа», 2010 г

Срок реализации программы, учебный год - 2015-2016

Количество часов по учебному плану: всего 68 часов в год; в неделю - 2 часа

Учебник - Учебник. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин Биология. Общие закономерности. 9 класс, Дрофа, Москва, 2011

Рабочую программу составила _________Василишина О.В., учитель биологии

Год составления программы - 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 9 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), программы общеобразовательных учреждений под редакцией Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, А.А. Плешакова. М. «Дрофа», 2010 г в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком МКОО «Игирменская основная общеобразовательная школа» на 2015-2016 учебный год.

Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями


  • Учебник. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин Биология. Общие закономерности. 9 класс, Дрофа, Москва, 2011

  • Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина. Биология. Человек. 8 класс, Дрофа, 2011

  • Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин Биология. Общие закономерности. 9 класс,. М., Дрофа, 2010

  • Биология. 9 класс. Поурочные планы по учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, М.М.Гуменюк, Волгоград, 2006

Количество часов - 68, 2 часа в неделю

количество лабораторных и практических работ - 8

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах средней школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина, учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов и учебником «Биология. Многообразие живых организмов» В. Б. Захарова и Н. И. Сонина. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин, изучаемых факультативно или иным образом в соответствии с профессиональной ориентацией школы, лицея (гимназии).

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы: «Наследственность и изменчивость организмов», «Эволюция живого мира на Земле», «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии». С этой же целью предусмотрены демонстрации.

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов).

Изменения в программе.

  1. На изучение раздела «Эволюция живого мира на Земле» количество часов уменьшила на 1 час

  2. В связи со сложностью усвоения раздела «Структурная организация живых организмов» количество часов увеличила на 5 (всего 15)

  3. На 5 часов уменьшила время на изучение раздела» Наследственность и изменчивость», так как в 10 классе на этот раздел уделяется много времени.

  4. На 1 час увеличила время изучения раздела «Взаимоотношения организмов и среды» ввиду большого количества практических работ.

Содержание курса

(66 часов, 2 часа в неделю)

Введение (1 час)

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.

Раздел 1

Эволюция живого мира на Земле (20 час)

Тема 1.1

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа).

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

■ Демонстрация схем структуры царств живой природы.

Тема 1.2

Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Латарка.

■ Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.

Тема 1.3

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5 часов)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид - элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

■ Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Тема 1.4

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа)

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Тема 1.5 Микроэволюция (2 часа)

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция - элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

  • Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

  • Лабораторные и практические работы

Изучение приспособленности организмов к среде обитания*.

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*.

Тема 1.6

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

■ Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Тема 1.7

Возникновение жизни на Земле (2 часа)

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

■ Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.

Тема 1.8

Развитие жизни на Земле (3 часа)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

■ Демонстрация репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.

Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.

Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни».

Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация.

Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.

Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.

Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.

Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи.

Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма.

■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства.

Органическая химия. Основные группы органических соединений.

Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите.

Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система; ее структура. Место планеты Земля в Солнечной системе.

История. Культура Западной Европы конца XV - первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия.

Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.

Физическая география. История континентов.

РАЗДЕЛ 2

Структурная организация живых организмов (15 часов)

Тема 2.1

Химическая организация клетки (4 часа)

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры - белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры - основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК - молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

■ Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).

Тема 2.2

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Тема 2.3

Строение и функции клеток (8 часов)

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро - центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Клеточная теория строения организмов.

  • Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.

  • Лабораторная работа

Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах*.

Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма - главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.

  • Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.

  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции.

Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.

Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.

РАЗДЕЛ 3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

Тема 3.1

Размножение организмов (2 часа)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Га-метогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

■ Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.

Тема 3.2

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша - бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша - гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

  • Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.

Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.

  • Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.

РАЗДЕЛ 4

Наследственность и изменчивость организмов (15 часов)

Тема 4.1

Закономерности наследования признаков (9 часов)

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.

Генетическое определение пола.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

  • Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

  • Лабораторная работа

Решение генетических задач и составление родословных.

Тема 4.2

Закономерности изменчивости (3 часов)

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

  • Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.

  • Лабораторная работа

Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Тема 4.3

Селекция растений, животных и микроорганизмов (3 часа)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

  • Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.

Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.

  • Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).

Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

РАЗДЕЛ 5

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (11 часов)

Тема 5.1

Биосфера, ее структура и функции (8 часов)

Биосфера - живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения - симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения - нейтрализм.

■ Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;

б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;

в) диафильмов и кинофильма «Биосфера»;

г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.

■ Лабораторные и практические работы
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*.

Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме*.

Тема 5.2

Биосфера и человек (3 часа)

Природные ресурсы и их использование.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и па­мятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

  • Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.

  • Практическая работа

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*.

Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.

Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.

Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.

Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

Физическая география. Климат Земли, климатическая зональность.

Физика. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

Заключение (1 час)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 9 класс

В результате изучения предмета учащие­ся 9 классов должны:

знать/понимать

  • особенности жизни как формы существования материи;

  • роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

  • фундаментальные понятия биологии;

  • сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

  • основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

  • соотношение социального и биологического в эволюции человека;

  • основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

  • пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  • решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  • владеть языком предмета.


Тематическое планирование по биологии в 9 классе, 68 часов.

Дата

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Цели к разделу

Понятия, термины

Необходимое оборудование

1

Введение. Биология - наука о жизни

1

I

2

3

4

5

6

7

8

9

10


11

12

13


14

15

16

17

18

19

20

21

Эволюция живого мира на Земле.

Многообразие живого мира.

Основные свойства живых организмов.

Развитие биологии в додарвиновский период.

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

Предпосылки возникновения теории Дарвина.

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

Формы естественного отбора.

Приспособленность организмов - результат действия естественного отбора. Л/р №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

Забота о потомстве.

Физиологические адаптации.

Вид, его критерии и структура.

Л/р. №2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений»

Эволюционная роль мутаций.

Главные направления эволюции.

Общие закономерности биологической эволюции.

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

Жизнь в архейскую и протерозойскую эру.

Жизнь в палеозойскую эру.

Жизнь в мезозойскую эру.

Жизнь в кайнозойскую эру.

20

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1

1

1


1

1

1

1

1

1

1

1

1. Дать основные положения теории Ч. Дарвина; обосновывать роль

Ч. Дарвина в развитии эволюционных идей.

2.Показать многообразие живого мира.

3. Знать основные таксономические группы.

4.Рассмотреть основные формы естественного отбора и условия, в которых они действуют.

5.Рассмотреть различные приспособительные способности живых организмов.

6.Расмотреть основные направления эволюции.

7.Продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, выделять главное, анализировать, сравнивать.

8.Воспитывать патриотизм на примере работ отечественных учёных по изучению эволюционного процесса.

Уровни организации живой материи, естественный отбор, искусственный отбор, порода, сорт, мутация, биология, жизнь, эволюция, макроэволюция, микроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, антропогенез, человеческие расы, развитие жизни на Земле.

Коллекция «Классификация», таблицы, портреты учёных, гербарий, раздаточный материал (рисунки, фотографии, коллекции), определители, геохронологическая таблица.

II

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Структурная организация живых организмов.

Клеточная теория строения организмов.

Цитология - наука о клетке. Л/р. №3 «Изучение клеток на готовых микропрепаратах»

Химическая организация клетки. Неорганические вещества.

Органические вещества - белки.

Органические вещества - углеводы и липиды.

Органические вещества - нуклеиновые кислоты.

Строение клетки эукариот. Клеточная мембрана.

Цитоплазма и её органоиды.

Клеточное ядро.

Строение растительной клетки.

Прокариотическая клетка.

Вирусы - неклеточная форма жизни.

Пластический обмен. Биосинтез белков.

Энергетический обмен.

Деление клеток.

15

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1.Изучить основные положения клеточной теории.

2.Дать представления о цитологии как науке о клетке.

3.Дать представление о химическом составе клеток.

4.Рассмотреть особенности обмена веществ разных организмов.

5.Рассмотреть особенности организации прокариот, эукариот, вирусов.

6.Формировать умения устанавливать взаимосвязь между строением и выполняемой функцией.

7. .Продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, выделять главное, анализировать, сравнивать.

8.Воспитывать ответственное отношение к выполнению полученного задания.

Цитология, органические и неорганические вещества, прокариоты, эукариоты, ядро, цитоплазма, включения, хромосомы, кариотип, митотический цикл.

Динамическая модель «Строение клетки», микроскоп, микропрепараты, таблицы,

III

37

38

39

40

41

Размножение и индивидуальное развитие

Бесполое размножение.

Половое размножение.

Эмбриональный период развития.

Постэмбриональный период развития.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

5

1

1

1

1

1

1.Рассмотреть особенности полового и бесполого способа размножения.

2.Формировать умения и навыки самостоятельной работы учащихся.

3.Половое воспитание на примере некоторых форм полового размножения.

Половое и бесполое размножение, гаметогенез, мейоз, спорообразование, вегетативное размножение, овогенез, онтогенез.

Модель митоза и мейоза, таблицы, рельефная таблица «Развитие позвоночных».

IV

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

Наследственность и изменчивость организмов.

Генетика как наука.

Основные понятия генетики.

Гибридологический метод изучения наследственности.

Моногибридное скрещивание.

Дигибридное скрещивание.

Сцепленное наследование генов.

Генетика человека.

Взаимодействие генов.

Л/р. №4 «Решение генетических задач и составление родословных»

Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость.

Фенотипическая изменчивость.

Л/р. №5. «Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой»

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Методы селекции растений и животных.

Селекция микроорганизмов.

15

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1.Сформировать представления о генетике как науке, о закономерностях наследственности и изменчивости.

2. Познакомить учащихся с основными понятиями генетики.

3.Дать представления о гибридологическом методе изучения наследственности.

4.Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи.

5. Воспитывать патриотизм на примере работ отечественных учёных.

Ген, генотип, фенотип, генетическое определение пола у животных и растений, наследственная и ненаследственная изменчивость, мутационная и комбинативная изменчивость, модификации, норма реакции, селекция, гибридизация, отбор, гетерозис, полиплоидия, сорт, порода, штамм.

Портрет Менделя, таблицы, задачи по генетике, определители.

V

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии.

Структура биосферы.

Круговорот веществ в природе.

История формирования сообществ живых организмов.

Биогеоценозы и биоценозы.

Абиотические факторы среды.

Интенсивность действия факторов среды.

Биотические факторы среды. Л/р №6 «Составление цепей питания»

Взаимоотношения между организмами. Л/р №7 «Изучение и описание экосистемы своей местности»

Природные ресурсы и их использование.

Последствия хозяйственной деятельности человека для среды. Л/р №8 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»

Охрана природы и основы рационального природопользования.

Обобщение знаний по курсу биологии

9 класса.

11

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1.Рассмотреть структуру биосферы, выявить её функции, выявить границы, роль живых организмов в биосфере.

2.Рассмотреть основные компоненты биогеоценозов и биоценозов.

3.Формировать умение выделять главное, формулировать выводы.

4.Воспитывать бережное отношение к биосфере.

5. Воспитывать патриотизм на примере работ отечественных учёных.

Биосфера, биомасса, биологическая продуктивность, экология, абиотические и биотические факторы среды, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз, продуценты, консументы, редуценты, рациональное природопользование.

Таблицы, изображения различных живых организмов: симбионтов, хищников, паразитов, источники дополнительной информации.


© 2010-2022