Урок

1.Урок  даёт возможность: Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия – дыхательные движения, продолжить развивать у учащихся понятия нервной и гуморальной регуляции, продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции органов дыхания, саморегуляции, продолжать развивать гигиенические понятия (о вреде пыли и курения), развивать умения учащихся работать с учебником. Для развития творческого мышления и речи учащихся применять проблемные вопросы, проводить исследования, эксперимент, делать выводы,  обобщать. целях физического и гигиенического воспитания обосновать правила гигиены дыхания, положительную роль физического труда и физкультуры в развитии дыхательных мышц, в укреплении здоровья, тактично добиваться организованной практической борьбы всех учащихся за свое здоровье, за чистый воздух в классе, школе и доме.   2.Интеллектуальная разминка.    3.Постановка проблемных вопросов   - исследования Не секрет, что наши исследования для науки не новы. Нам с Вами предстоит «переоткрыть» открытое.  - решение  проблем  Каков механизм дыхательных движений? Учитель физики В чем секрет механизма вдоха и выдоха? Почему не имеющие мышцы легкие следуют за движениями грудной клетки? Что обеспечивает механизм вдоха и выдоха? -  эксперимент   -прослушивание сообщений   “Чихание и кашель”,   «Действие никотина на органы дыхания» После обсуждения данной проблемы, ребята узнают смысл слов: Абубакара Тот, кто курит, умирает молодым, Того, кто курит, никогда не укусит собака, потому что он ходит с палкой (вспомните влияние никотина на сердечно-сосудистую систему, никотин поражает артерии ног, в результате чего у них появляется перемежающая хромота). Того, кто курит никогда не ограбит вор, потому что он ворочается в постели и кашляет, т.е. плохо спит или вовсе не спит.   4.Оформление  листов  с выполненным дом.зад « Гигиеническое состояние помещения» 5.Закрепление изученного материала: вопросы стр146 6. Итог урока Нам в этом мире многое дано, Расти, искать и ошибаться, Но, главное дано дышать. Любить, найти и не сдаваться! Спасибо за урок. До новых встреч. 7. Рефлексия В конце оценочного листа у Вас есть предложение: весь урок охарактеризуйте одним словом, напишите, каким был для Вас этот урок.           8.Д.З. 28. Печатная основа. Большое спасибо за совместную работу.
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК по биологии для 8 класса

ТЕМА: МЕХАНИЗМЫ ВДОХА И ВЫДОХА. ГИГИЕНА ВОЗДУХА.

Цели урока:

Образовательные: Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия - дыхательные движения, продолжить развивать у учащихся понятия нервной и гуморальной регуляции, продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции органов дыхания, саморегуляции, продолжать развивать гигиенические понятия (о вреде пыли и курения), развивать умения учащихся работать с учебником.

Развивающие: Для развития творческого мышления и речи учащихся применять проблемные вопросы, проводить исследования, эксперимент, делать выводы, обобщать.

Воспитательные: В целях физического и гигиенического воспитания обосновать правила гигиены дыхания, положительную роль физического труда и физкультуры в развитии дыхательных мышц, в укреплении здоровья, тактично добиваться организованной практической борьбы всех учащихся за свое здоровье, за чистый воздух в классе, школе и доме.

Оборудование: компьютер, презентация, таблица "Дыхательная система,оценочные листы, зеркальца, измерительная лента, материалы для опыта.

Межпредметные связи: физика - диффузия, математика - вычисления, информатика - ИКТ, химия - углекислый газ и кислород, физическая культура - физические упражнения, география и экология - воздушная среда и ее охрана.

1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку

2 Мотивация

Поговорка: "Это нам надо как воздух!", выражает особую потребность организма в воздухе.

Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух "Пастбищем жизни".

С дыханием связаны состав крови, движение, чувство, ум! Дыхание - в основе речи и пения. Даже простой вздох бессознательно выражает душевное состояние человека.

Мы изучаем тему «Дыхание»

3. Актуализация опорных знаний (5-7 мин)

Интеллектуальная разминка.

а). Закончи предложение

1 Дыхательная система начинается …(носовой полостью)

2 В дыхательных путях между носоглоткой и трахеей располагается… (гортань)

3 Снаружи легкие покрыты плотной оболочкой…(легочной плеврой)

4 Мелкие бронхи называются…(бронхиолы)

б ) ОтветьДа - нет

1 Слизистая оболочка носа покрыта мерцательным эпителием (да)

2 Голосовые связки прикреплены к надгортаннику (нет)

3 Хрящи трахеи образуют замкнутое кольцо (нет)

4 Стенки альвеол состоят из одного слоя эпителиальных клеток (да)

5 Над входом в гортань находится надгортанник (да)

в ) .Четвертый лишний.( найди лишнее слово)

1 Трахея, бронхи, ротовая полость, носоглотка (ротовая полость)

2 Легочная плевра, плевральная полость, альвеолы, пристеночная плевра (альвеолы)

3 Щитовидный хрящ, голосовые связки, трахея, черпаловидные хрящи (трахея)

4 .Изучение нового материала

А. Постановка проблемных вопросов (3мин)
Сегодня урок-практикум. И мы с вами - биологи - экспериментаторы, исследователи. И наши исследования помогут решить ряд проблемных вопросов такие как: ( на доске)

- Для чего мы дышим?

-Как мы дышим?

-Что такое вдох, выдох?

-Какова роль грудной клетки?

-Правильно ли мы дышим?

-Что регулирует дыхание?

-Нужен ли нам чистый воздух? И другие

Б. Запись темы урока и формулировка цели урока (учащимися) 3-5 мин)

« Механизм вдоха и выдоха. Гигиена воздуха».
Не секрет, что наши исследования для науки не новы. Нам с Вами предстоит «переоткрыть» открытое.

Что знаю?

Что хотел бы узнать?

Что узнал?


Действительно, одно из чудес природы возможность дышать.
Дышат люди, дышат звери.
Дышат все, кто хочет жить.
Кто под солнцем иль луною,
Может жизнью дорожить.
Разберемся, кто как может.
Будем знать, а кто какой.
Мы же дышим, дышим тоже,
Если дышишь - ты живой.


Дыхание - это жизненно важная функция. Давайте попробуем в этом разобраться.

Что такое дыхание? Как мы дышим?

В. Проведение исследований. Анализ, вывод.(10-12 мин)

ИССЛЕДОВАНИЕ

РЕЗУЛЬТАТ. ВЫВОД

САМООЦЕНКА

1.Сделайте глубокий выдох и задержите дыхание. Сделайте вывод. (насильно задерживать дыхание не нужно!)

2.Изменения объема грудной клетки при вдохе и выдохе.

Измерительная лента накладывается так, чтобы она касалась углов лопаток. Руки должны быть опущены. Испытуемый делает спокойный вдох, Вы измеряете, выдох снова измеряете, результаты заносите в таблицу. Затем испытуемый делает глубокий вдох Вы измеряете, он делает глубокий выдох, снова измеряете, результаты. Какая разница окружности грудной клетки получилась при спокойном дыхании , а при глубоком дыхании?

3. Число дыхательных движений за 1 минуту.

Положите руку на грудную клетку и с помощью часов подсчитайте число дыхательных движений за 1 минуту. Не забывайте, что вдох и выдох - это одно дыхательное движение.

4.Число дыхательных движений за 1 минуту после физической нагрузки.

Теперь встаньте и сделайте 10 энергичных рывков руками(5 одной, 5 другой), 5 присяданий на одной и 5 на другой ноге.
Присядьте и снова сосчитаем число дыхательных движений за 1 минуту.


5.Задержка дыхания после физической нагрузки.

Задержите дыхание и засеките время в течение, которого Вы можете не дышать, результаты в таблицу. Затем Вы делаете несколько глубоких вдохов и выдохов. Снова задерживаете дыхание после выдоха, засекаете время.

6.Правильно ли Вы дышите?

Для этого положите перед собой часы с секундной стрелкой, сядьте поудобнее, расслабьтесь, расправьте плечи. Сосчитайте, сколько вдохов-выдохов вы делаете в течение минуты. Проследите за ритмом дыхания: соотношением вдоха и выдоха,
Результаты исследования внесите в таблицу.

n-кол-во дыхат движений

t, с

Урок= n / t

Т = 1 / Урок

60

Предлагаем сравнить с нормой:

n = 16, Урок= 0,27, Т = 1/0,27=3.704

7. Являются ли лёгкие органом выделения?

Сделайте вдох, задержите дыхание на несколько секунд и выдохните поставив зеркало.

Общий вывод: Дыхание - это колебание (периодическое изменение вдохов и выдохов).

Г. Проблема? Каков механизм дыхательных движений? Учитель физики (5-7 мин)

В организме человека нет запасов кислорода, и поэтому непрерывное поступление его в организм является жизненной необходимостью.

Вентиляция воздуха достигается благодаря дыхательным движениям: чередованию входа и выдоха. Благодаря ритмично совершающимся актам вдоха и выдоха, происходит обмен газов между атмосферным и альвеолярным воздухом, находящимся в легочных пузырьках. Легкие находятся в геометрически замкнутой плевральной полости и практически ее заполняют целиком. В плевральной полости постоянно поддерживается пониженное давление, и поэтому сами легкие не могут нагнетать или изгонять воздух из своих альвеол, они пассивно следуют за изменениями объема грудной клетки. При вдохе и выдохе легочная плевра скользит по пристеночной плевре, повторяя ее форму.

В чем секрет механизма вдоха и выдоха?

Почему не имеющие мышцы легкие следуют за движениями грудной клетки?

Что обеспечивает механизм вдоха и выдоха?

Прежде чем ответить на вышеуказанные вопросы, давайте проведём эксперимент

Теперь давайте всему сделанному подведем итог. Составление схемы.

Сокращение
межреберных
мышц

подъем
ребер

выдвижение
грудины
вперед,
опускание
диафрагмы

растяжение
легких

вдох


Расслабление
межреберных
мышц

опускание
ребер

поднятие
диафрагмы

сокращение
легких

выдох

А теперь на примере собственного организма проведем механизмы входа и выдоха (все ребята встают с места и делают вдох, а затем выход)

Вдох:

Диафрагма опускается вниз, отодвигая органы брюшной полости.

Межреберные мышцы поднимают грудную клетку вверх, вперед и в стороны.

Объем грудной полости увеличивается, и легкие следуют за этим увеличением, поскольку содержащиеся в них газы прижимают их к легочной плевре.

Снижается давление в легких, воздух движется из области большого давления в область наименьшего давления и наружный воздух поступает в альвеолы.

Выдох:

1. Межреберные мышцы расслабляются, грудная стенка опускается вниз, а диафрагма поднимается вверх.

2. Растянутый живот давит на внутренние органы брюшной полости, а они на диафрагму. Объем грудной полости уменьшается, легкие сдавливаются, давление воздуха в альвеолах становится выше атмосферного и часть его выходит наружу - происходит выдох.

Д. Регуляция дыхания. Рассказ учителя3мин

Работу органов дыхания, как и других органов, регулирует нервная система. Снабжение организма необходимым количеством кислорода обеспечивается совместной деятельностью органов дыхания и кровообращения, а непосредственно работой органов дыхания управляет дыхательный центр, находящийся в продолговатом мозге. Он состоит из центров вдоха и выдоха, которые регулируют работу дыхательных мышц. От дыхательного центра направляются импульсы к мышцам, которые осуществляют дыхательные движения.

При задержании дыхания мышцы входа и выдоха сокращаются одновременно, благодаря чему грудная клетка и диафрагма удерживаются в одном положении. На работу дыхательного центра влияют и другие центры, расположенные в коре больших полушарий. Благодаря влиянию этих центров, дыхание изменяется при разговоре и пении. Ритм дыхания меняется во время физических упражнений. При появлении пыли или неприятно пахнущих веществ в окружающем воздухе у человека появляется кашель и чихание.

Е. Прослушивание сообщений 1. "Чихание и кашель" 5-7 мин

Причиной чихания является раздражение слизистой носа пылью или неприятно пахнущим веществом, которое вызывает кратковременную остановку дыхания, в результате чего происходит смыкание голосовой щели, затем начинается интенсивный выдох. При этом давление воздуха нарастает, наступает момент, когда он с силой прорывается через сомкнутые голосовые связки. Струя воздуха направляется наружу, и возникает характерный звук чихания. Вместе с воздухом и слизью из носовой полости выделяются наружу и раздражители, вызывающие чихание и кашель. Причиной кашля является раздражение глотки, носоглотки, гортани, нижних дыхательных путей, легких, плевры пылью или сильно пахнущими веществами. При кашле основной поток воздуха выходит через рот. Чихание и кашель, в основном, носят защитный характер, они предохраняют наш организм от попадания различных токсических веществ.

Учитель:

На работу дыхательной системы кроме нервной, оказывает гуморальная регуляция. При любой физической нагрузке в организме усиливаются процессы окисления, и в кровь выделяется больше углекислого газа. Когда кровь с избытком углекислого газа доходит до дыхательного центра и начинает его раздражать и при этом активность центра повышается, человек тогда начинает глубоко дышать. В итоге избыток углекислого газа удаляется, а недостаток кислорода восполняется.

А если концентрация углекислого газа в крови понижается, работа дыхательного центра тормозится, то наступает непроизвольная задержка дыхания.

Благодаря нервной и гуморальной регуляциям, концентрация углекислого газа и кислорода всегда поддерживается на определенном уровне.

На работу органов дыхания отрицательно, даже можно сказать, губительно, влияет никотин. В одном из произведений Абубакара приводится притча о том, как в России распространялся табак.

Первые торговцы табаком выкрикивали:
"Тот, кто курит, никогда не умрет от старости,
Того, кто курит, никогда не укусит собака,
Того, кто курит никогда вор не ограбит"

Теперь послушаем информацию о влиянии никотина на органы дыхания, а затем мы с вами сделаем соответствующие выводы.

2. "Действие никотина на органы дыхания" (сообщение)

Содержащийся в табаке никотин является сильным ядом для организма. Вещества табачного дыма раздражают слизистую оболочку дыхательных путей, что ведет к увеличению выделяемой ею слизи. Поэтому у курящих людей бывает кашель - легкие защищаются от вредного воздействия курения. У курящих людей голос становится хриплым, так как под влиянием табачного дыма и смены температуры голосовые связки опухают, что приводит к изменению голоса. Многие курильщики считают, что при курении без затяжки табачный дым не опасен, поскольку газы всасываются лишь в альвеолах легких. Это ошибочное мнение. Многие вредные вещества, в том числе и никотин, всасываются в кровь уже в ротовой полости. Если дым выпускают через нос, курящие люди значительно чаще заболевают хроническим бронхитом, раком легких, туберкулезом и астмой. Очень чувствительны к табачному дыму некурящие люди. Длительное пребывание в накуренном помещении не менее вредно, чем само курение. Особенно вредно курение в молодом возрасте. Недопустимо курение в помещении, где находятся маленькие дети.

После обсуждения данной проблемы, ребята узнают смысл слов: Абубакара

  1. Тот, кто курит, умирает молодым,

  2. Того, кто курит, никогда не укусит собака, потому что он ходит с палкой (вспомните влияние никотина на сердечно-сосудистую систему, никотин поражает артерии ног, в результате чего у них появляется перемежающая хромота).

  3. Того, кто курит никогда не ограбит вор, потому что он ворочается в постели и кашляет, т.е. плохо спит или вовсе не спит.

Учитель:

Важную роль для органов дыхания имеет чистота атмосферного воздуха.

Вспомните из курса химии состав атмосферного воздуха: кислород - 21 %, азот - 78 %, углекислый газ - 0,03 %, прочих газов - 1 %. В выдыхаемом воздухе содержание кислорода снижена до 16,3%, а содержание углекислого газа возрастает до 3-4 %.

А как изменяется состав атмосферного воздуха в душном помещении?

В душном помещении концентрация углекислого газа возрастает, а кислорода снижается, а также плохо влияют табачный дым и водочный перегар. В таком помещении у человека снижается работоспособность, появляется головная боль и вялость. Там, где используют печное отопление, в воздухе может оказаться примесь оксида углерода и угарный газ, которые очень ядовиты. Оксид углерода образует с гемоглобином прочное соединение- карбоксигемоглобин, молекулы такого гемоглобина лишаются возможности переносить кислород из легких в ткани, возникает недостаток кислорода, что сильно отражается на работе головного мозга. При отравлении угарным газом появляются головная боль и тошнота, могут возникнуть рвота, судороги и потеря сознания, сильное отравление может привести к смерти, так как прекращается тканевое дыхание.

Оказавшись в такой ситуации, любой человек должен уметь оказывать первую необходимую помощь пострадавшему. Каковы будут ваши действия, если вдруг вы оказались в такой ситуации? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте 2 абзац на странице 145.После самостоятельной работы с учебником ребята рассказывают о мерах оказания первой помощи. Учащиеся называют:

  1. Распахнуть окна и двери.

  2. Перекрыть источник газа.

  3. Зажигать огонь и включать свет нельзя.

Плохо влияющих факторов на органы дыхания много. Одним их таких факторов является пыль.

3. "Борьба с пылью" (сообщение)

Пыль, содержащаяся в воздухе, очень опасна, так как она может механически травмировать стенки легочных пузырьков и воздухоносных путей, затруднять газообмен и вызывать аллергию. На пылинках оседают микробы и вирусы, которые могут стать причиной инфекционных заболеваний. Если пыль содержит частички свинца и хрома, то это может вызвать химические отравления. С пылью человек встречается повсюду: на производстве, в быту и в сельском хозяйстве. Во время работы для защиты от пыли обязательно надо носить респираторы. Респираторы готовят из марли. Во время дыхания пылевые частицы задерживаются марлей. Для того чтобы избавится от пыли, надо в быту и дома почаще делать влажную уборку и проветривать помещение.

Учитель:

В настоящее время существует много источников загрязнения атмосферного воздуха - это выхлопы автотранспорта, промышленные выбросы вредных газов, золы, дыма, использование ядохимикатов и минеральных удобрений. А в городах, где сильно развита промышленность и мало зеленых насаждений, нередко образуется смог- это смесь тумана и дыма, пыли и сажи.

Ж.Сдать листы с выполненным дом.зад « Гигиеническое состояние помещения»

5.Закрепление изученного материала: вопросы стр146 1- 4-5-6 3мин

6. Итог урока3мин

Нам в этом мире многое дано,
Расти, искать и ошибаться,
Но, главное дано дышать.
Любить, найти и не сдаваться!
Спасибо за урок. До новых встреч.

7. Рефлексия

В конце оценочного листа у Вас есть предложение: весь урок охарактеризуйте одним словом, напишите, каким был для Вас этот урок.

7. Д.З. 28. Печатная основа.

Большое спасибо за совместную работу.



© 2010-2022