Занятие биологического кружка Практическая работа. Семенное размножение

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Чикская средняя общеобразовательная школа №6

Коченёвского района Новосибирской области




Номинация: «Педагогическое открытие»





Внеурочное занятие по теме: «Практическая работа "Семенное размножение растений"

в 5 классе









Выполнила работу

учитель биологии

высшей квалификационной

категории Хван Ирина Викторовна









с.Прокудское

2015г





Конспект внеурочного занятия по теме «Практическая работа "Семенное размножение растений"

Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядной Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля. А. Косарев

Цели занятия: формирование понятия о семенном размножении растений, применение полученных знаний на практике, развитие навыков работы в группе по посеву комнатных растений, закладка опыта, начала наблюдений и дальнейшего ухода за посеянными растениями, воспитание любви к живой природе, бережного отношения к растениям, любви к своей родине, развитие чувства прекрасного, музыкального вкуса.

Оборудование: горшки-стаканчики для комнатных растений - 1 на группу (3 штуки), земля в пакетах (питательный грунт нейтральный- 1 литр на парту), дренаж, пульвелизатор, лопатки для набора земли, поддоны ( одноразовые глубокие тарелки), резиновые перчатки, клеёнки на парты, салфетки для влажной уборки, фонограммы песен, ноутбук(-и), презентация, проектор.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, в группах.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся:

Ну, что ж, ребята, здравствуйте!

Приветствую я вас!

На нашем на занятии,

Веселый пятый класс!

Давайте познакомимся,

Отправимся на луг.

Ну, кто со мной, ребятки?

Не вижу ваших рук!

Коммуникативная игра «Дождик и ромашки».

Предлагается детям разделиться на две группы ( сразу же выделить одного ребенка -фотокорреспондента, который будет фиксировать все происходящее в течение всего занятия на фотоаппарат), треть детей войдет в одну группу - дождик, 1- солнышко, 1 - лето, остальные - ромашки. Педагог рассказывает детям историю примерно такого содержания: «Наступило жаркое лето, светит яркое солнышко, ромашки очень хотят пить. Они сидят на лугу печальные и ждут дождика. Им ничего не хочется делать, они плохо себя чувствуют. Необходимо срочно их напоить. Наконец начался дождик, капельки дождя падают на ромашки и поят их водой. Постепенно ромашки оживают, раскрываются и выпрямляются».

Дети, играющие роль ромашек, присаживаются на корточки, принимают печальный и усталый вид, тихо звучит «Грустная мелодия» . При словах педагога о начавшемся дождике дети «дождинки» подходят к «ромашкам», берут их руки в свои, смотрят в глаза, говорят нежные и ласковые слова утешения, так, чтобы «ромашки» перестали грустить и у них повысилось настроение. «Ромашки» улыбаются, поднимаются во весь рост с помощью «капелек дождя». Когда все «ромашки» «оживут», дети могут поменяться ролями и продолжить игру. Игра полностью контролируется педагогом, он помогает детям примерами и подсказками.

  1. Актуализация .

Исполнение учащимися «с листа» (текст у каждого ребенка) «Выглянуло солнышко» (Приложение 1). (Солнышко - Девочка, двигающаяся под музыку): звучит мелодия, дети поют песню, одновременно включается презентация «Луг(2)».

Выглянуло солнышко,
Блещет на лугу.
Я навстречу солнышку
По траве бегу.
И ромашки белые
Рву я на лету.
Я веночек сделаю,
Солнышко вплету.
Я веночек сделаю,
Солнышко вплету.
Я веночек сделаю,
Солнышко вплету.

Вопрос учителя. Скажите, а вы были в роли такой девочки в настоящей жизни, рвали живые цветы, плели венки? Что происходило с ними потом?

А теперь давайте подумаем, что произошло бы с теми цветками, которые сорвала девочка.

Демонстрация процесса опыления, образования семян у растения с использованием самодельной разборной модели цветка, пчелки (фото прилагается) (под звуки музыки (Звуки луга 2).

Вопрос. Для чего нужны семена?

Ответ. Для образования семян растениям нужна пыльца других цветков. Ее приносят ветер, вода, животные.
Пояснение учителя. Цветки, опыляемые животными, легко заметить: они яркие, имеют аромат.
Ветроопыляемые цветки невзрачные и, чтобы произошло опыление, им надо иметь много пыльцы.
Березовые сережки - мужские цветки. Попробуйте угадать, сколько пыльцевых зерен образуют все цветки одной сережки? 5,5 миллионов зерен! Лишь некоторые из них имеют шанс долететь по ветру до женских цветков и дать начало новому организму

Демонстрация видеофрагмента об образовании семян у клевера. (clever avi 2)

3.Основная часть задания. Постановка цели занятия.

Сеяли ли вы когда-нибудь семена самостоятельно, а хотелось бы это сделать? Давайте сегодня мы с вами проведем практическую работу по посеву семян комнатных растений. Не только не будем срывать цветы, а будем создавать «луга» у себя в кабинете, тем более, те растения, которые мы будем сажать - колеусы, пеларгонии, аспарагусы у себя на родине тоже украшали землю. Просмотр презентации о комнатных растениях герани, аспарагусе, колеусе.

Давайте разобьемся на группы Аспарагус, Пеларгония, Колеус. Все Колеусы сядут за один стол, все пеларгонии - за второй, аспарагусы - за третий. (На каждом столе таблички с названиями групп).

Прежде, чем вы приступите к работе, прослушайте

Инструкцию по технике безопасности: (Приложение 2)

1. Внимательно изучи содержание и порядок выполнения практической работы, и безопасные приёмы её выполнения.

2. Освободи рабочее место от посторонних предметов.

3. Проверь наличие необходимого оборудования на столе (семена растений, почвенная смесь, горшки, дренаж и т.д.).

4.Точно выполняй все указания учителя биологии.

5.Без надобности не переставляйте с места на место, не передавайте друг другу и не бери ничего с других столов.

6.Для работы с землей используй специальные совочки, перчатки.

7.По окончании работы приводи своё рабочее место в порядок.

8.После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.

3. Практическая работа в группах.

Ход работы.
1) Чтение информации о растениях, семена которых будут посеяны учащимися (на пакетах с семенами, на информационных листах); (Приложение 3)
2)Выделить наиболее существенную информацию о растении и правилах его посева;

3.Выступление каждой группы с информацией о своем растении;
Инструктивная карта по выполнению практической работы по теме «Семенное размножение растений» (1 экземпляр на парту) (приложение 4)

Главное правило: будьте аккуратны и выполняйте работу по плану. Желаю успеха!

Проверить срок годности семян.

  1. Подготовить горшок для посадки - проверить наличие отверстия в донце горшка;

  2. Постелить клеёнку на парту;

  3. Надеть перчатки;

  4. На дно горшка уложить слой дренажа, а сверху - слой грунта, свободное расстояние от земли до края горшка должно быть равно 1 см., поставить горшок в поддон;

  5. Взять шпатель (ложку) и сделать ямку в земле в зависимости от рекомендаций по посеву семян;

  6. Посеять семена, на некотором расстоянии друг от друга, слегка вжимая в землю и присыпая тонким слоем грунта (кроме тех растений, семена которых прорастают на свету).

  7. Посевы осторожно увлажнить (сбрызнуть землю из пульверизатора, накрыть пленкой или стеклом, ежедневно снимая и протирая, оберегая прорастающие семена от избыточной влажности.

  8. По необходимости протереть горшок салфеткой;

  9. Поставить горшок с высаженным растением в отведенное для него место;

  10. Убрать рабочее место, снять перчатки и вымыть руки. В специальные Дневнички записать дату посадки, вести наблюдение за всходами, изучить подробнее агротехнику возделывания ваших растений.

Итог занятия.

(Звучит мелодия «Луг, музыка, птицы»). А теперь давайте вернемся к началу урока, когда мы говорили о цветущем луге. Скажите, будете ли вы бездумно рвать огромные букеты из цветущих растений? Почему?

(Ответ: лишаем растения потомства, насекомых - пищи, природу гармонии, себя красоты). Наоборот, нужно украшать свою землю, свое жилище растениями, бережно ухаживать за ними, не то что рвать- топтать, а улыбаться каждому цветку, заглядывая в его прекрасные глаза.

С. Вургуна:

"… Давай пройдемся медленно по лугу
И "Здравствуй!" скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать."


Если я сорву цветок
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок...
Если все - и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То останутся пусты
И деревья, и кусты...
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвем цветы. Т. Собакин.

Давайте встанем и прослушаем песню Ю.Антонова «Не рвите цветы», можно подпевать и танцевать. Просмотр презентации «Итог урока. Не рвите цветы».

Рефлексия.

А теперь, на доске соберем букет из лепестков, да не просто букет, а на каждом лепестке запишем, что вы узнали на занятии, что удивило вас больше всего, что бы хотели узнать.

Домашнее задание: изучить агротехнику выращивания своего растения, проводить и фиксировать наблюдения за процессом прорастания, нарисовать листовки-призывы к одноклассникам о бережном отношении к растениям.



Приложение1.

Выглянуло солнышко,
Блещет на лугу.
Я навстречу солнышку
По траве бегу.
И ромашки белые
Рву я на лету.
Я веночек сделаю,
Солнышко вплету.
Я веночек сделаю,
Солнышко вплету.
Я веночек сделаю,
Солнышко вплету.

Собрала в ладошки я
Чистую росу,
Радугу и солнышко
Я в руках несу!
И цветы над речкою,
Песню и зарю -
Всё, что утром встречу я,
Маме подарю!
Всё, что утром встречу я,
Маме подарю!
Всё, что утром встречу я,
Маме подарю!

Приложение 2.

Инструкция по технике безопасности.

1. Внимательно изучи содержание и порядок выполнения практической работы, и безопасные приёмы её выполнения.

2. Освободи рабочее место от посторонних предметов.

3. Проверь наличие необходимого оборудования на столе (семена растений, почвенная смесь, горшки, дренаж и т.д.).

4.Точно выполняй все указания учителя биологии.

5.Без надобности не переставляйте с места на место, не передавайте друг другу и не бери ничего с других столов.

6.Для работы с землей используй специальные совочки, перчатки.

7.По окончании работы приводи своё рабочее место в порядок.

8.После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.

Приложение 3.

Пеларгония. Обширный род пеларгоний семейства Гераниевые включает около 350 видов растений, произрастающих в Южной Африке.

Название рода "пеларгония" образовано от греческого "пеларгос" - журавль, за сходство удлинённого после опыления столбика пестика цветка пеларгонии с клювом журавля. Семена у пеларгонии крупные, покрытые плотной кожистой оболочкой. От высева семян до начала цветения проходит 5-6 месяцев. Высевать семена пеларгонии можно в течении всего года при наличии досвечивания осенью и зимой.

Семена сажают во влажный, воздухопроницаемый рыхлый субстрат. Глубина заделки - 1 см. Необходимо смачивание поверхности из пульверизатора. Оптимальная температура для проращивания + 20 градусов. Посадки прикрывают стеклом, регулярно увлажняют, для устранения конденсата ежедневно проветривают. После появления всходов их помещают в светлое место, стекло убирают, температуру снижают до 16-20 °С. При должном уходе сеянцы быстро развиваются, через 1-1,5 месяца формируют 2-3 настоящих листа, после чего растения рассаживают в небольшие горшки, заглубляя до уровня, на котором они росли прежде. Над 5-6 листом побеги прищипывают, что способствует кущению и более продолжительному цветению гераней.

Аспарагус , или спаржа - род растений семейства Спаржевые, насчитывающий около 300 видов, наиболее распространённых в Африке и Азии. Экзотические виды аспарагусов происходят из влажных субтропических районов Южной Америки. Аспарагусы - многолетние корневищные травы, полукустарники или лианы с вьющимися или цепляющимися стеблями и мелкими цветками, одиночными или собранными в пучки. Семена аспарагуса перед посадкой нужно замочить в тёплой воде на 2 суток. Подготовленные к посадке семена высевают в лёгкую почву. Семена аспарагуса темновсхожие, при посеве их слегка присыпают землёй и смачивают посевы из пульверизатора. Для создания равномерной влажности горшок прикрывают стеклом и поддерживают температуру почвы 24-27 градусов. Посевы ежедневно проветривают, протирая стекло и переворачивая его; при необходимости увлажняют подсыхающую почву. Семена аспарагуса прорастают от 3 до 6 недель, вскоре сеянцы образуют очаровательные кустики. Для нормального развития необходимы: температура +20-22 градуса по Цельсию, хорошее освещение с защитой от прямых солнечных лучей, постоянная умеренная влажность почвы. Полезно опрыскивание листьев.

Колеус - декоративнолиственное растение для теплых светлых помещений. Колеус (Coleus) - род многолетних вечнозеленых растений семейства губоцветных, объединяющий около 150 видов полукустарников и трав. Название рода происходит от греческого koleus - футляр. В природе колеусы растут в тропических лесах Африки и Азии. Черные блестящие семена колеуса сеют в начале весны как можно реже в плоский ящик. Семена нужно слегка прижать к почве, но не присыпать, увлажнить из пульверизатора, накрыть стеклом и поставить в тёплое место. Семена прорастают на свету через 10-14 дней при температуре 21-24 градуса по Цельсию. Всходят семена колеуса активно и дружно; весьма неприхотливы, быстро растут. Желательно, чтобы рассада в период активного роста была хорошо освещена, так как при недостаточном освещении растения слишком вытягиваются и ослабевают. Когда на листьях молодых растений появляется пестрый декоративный рисунок, их можно рассаживать в отдельные горшки.

Приложение 4.

Руководство по посадке семян.

Проверить срок годности семян.

  1. Подготовить горшок для посадки - проверить наличие отверстия в донце горшка;

  2. Постелить клеёнку на парту;

  3. Надеть перчатки;

  4. На дно горшка уложить слой дренажа, а сверху - слой грунта, свободное расстояние от земли до края горшка должно быть равно 1 см., поставить горшок в поддон;

  5. Взять шпатель (ложку) и сделать ямку в земле в зависимости от рекомендаций по посеву семян;

  6. Посеять семена, на некотором расстоянии друг от друга, слегка вжимая в землю и присыпая тонким слоем грунта (кроме тех растений, семена которых прорастают на свету).

  7. Посевы осторожно увлажнить (сбрызнуть землю из пульверизатора, накрыть пленкой или стеклом, ежедневно снимая и протирая, оберегая прорастающие семена от избыточной влажности.

  8. По необходимости протереть горшок салфеткой;

  9. Поставить горшок с высаженным растением в отведенное для него место;

  10. Убрать рабочее место, снять перчатки и вымыть руки.

Эпиграф на доске:

Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядной Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля.

А. Косарев


Текст песни «Не рвите цветы».

Авторы: Ю. Антонов - А. Косарев

Как светла Земля на заре
И распахнута вся для сказок,
В жемчугах она, в серебре,
В изумрудах она, в алмазах.

Припев:
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядной Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля.

Птиц разбуженных голоса
Завораживают и манят,
Может, прячутся чудеса,
Как табун лошадей в тумане?

Припев:
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядной Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля.

Расколдована тишина
С самым первым лучом рассвета,
Значит, кончилось время сна,
Все цветы ждут слова привета.

Припев:
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядной Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля.

Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядной Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля.

Проигрыш

Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядной Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля.

Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядной Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля.

Таблички на столах, где размещаются группы:

Аспарагус

Пеларгония

Колеус








© 2010-2022