Рабочая программа по биологии 5 класс УМК Сфера

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Биология. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего и требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном Государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения (ФГОС).

Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), на изучение биологии на ступени основного общего образования отводится 238 ч.

Нормативные документы.

1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).

2. Основная образовательная программа МБОУ г. Керчи РК «Школа №28» основного общего образования на 2015/ 2019 учебный год.

3. Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253

4. Учебный план МБОУ г. Керчи РК «Школа №28» на 2015/2016 учебный год.

5.Санитарные нормы и правила при работе в кабинете биологии.

6. Учебник: Биология. Живой организм. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе /Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я.Колесникова - М.: Просвещение, 2014. -143 с.: ил./

7. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС ООО).

Цели и задачи учебного предмета:

• познакомить обучающихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

• систематизировать знания обучающихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;

• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

• развивать у обучающихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;

• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

• формировать у обучающихся познавательные, личностные, социальные компетенции, а также компетентное отношение к собственному здоровью.

Биология как общеобразовательная дисциплина рассматривает взаимосвязи организмов и окружающей среды, роль биологического разнообразия в поддержании устойчивости биосферы и сохранении жизни на Земле, место человека в природе, зависимость здоровья человека от наследственных факторов, состояния окружающей природной и социальной среды, образа жизни. Реализация возможностей содержания биологии в формировании нравственно-этического аспекта взаимодействия человека и природы способствует повышению уровня культуры выпускников основной школы, их компетентности в ситуациях, связанных с защитой окружающей среды, собственного здоровья. Одной из главных задач биологического образования в основной школе является формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения. Системный, экологический и эволюционный подходы в обучении биологии дополнены сведениями о познавательном, практическом значении разнообразия живых организмов для человека. Рассмотрение фактического материала на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фундаментальные идеи биологии - эволюции и системной организации живой природы - на стадии их формирования. Содержание разных разделов курса биологии помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества.

Используемые технологии при изучении предмета биология:

  1. Технология информационно-коммуникационного обучения;

  2. Технология проблемного обучения;

  3. Технология проектного обучения;

  4. Здоровьесберегающие технологии;

  5. Технология разноуровневого обучения;

  6. Технология развивающего обучения.

Виды контроля:

Текущий контроль знаний проводится в форме опросов, экспресс-опросов (для оперативной проверки уровня готовности к восприятию нового материала). Промежуточный контроль за качеством обучения и усвоения материала осуществляется в форме письменных контрольных, контрольных работ по текстам администрации общеобразовательного учреждения (с заданиями разного уровня сложности), тестирование. На практических работах применяется наблюдение за формированием умений, навыков и приемов применения практических знаний. Итоговый контроль знаний проводится в форме итогового тестирования.

Общая характеристика учебного предмета.

Программа составлена на основе Программы курса «Биология - 5-6. Живой организм», авторы Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко, И.Я. Колесникова, Л.В. Воронин, изд. Просвещение, 2012г.

Рабочая программа соответствует обязательному минимуму содержания федерального компонента государственного стандарта. Авторский порядок тем сохранён.

Вклад биологии в достижение целей основного общего образования

Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности. При обучении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.

Основные направления биологического образования:

- усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение целостности биологии как общеобразовательной дисциплины;

- реализация межпредметной интеграции биологии с Другими естественнонаучными дисциплинами;

- отражение интеграции биологического и гуманитарного знания, связей биологии с нравственно-этическими и экологическими ценностями общества;

- воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

• формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;

• овладение научным подходом к решению различных задач;

• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,

проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Примерная программа по биологии строится с учётом следующих содержательных линий:

-многообразие и эволюция органического мира;

-биологическая природа и социальная сущность человека;

-уровневая организация живой природы.

Содержание курса биологии в примерной программе структурировано в три части: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности». В рабочей программе содержание раскрывается в разделах: «Живой организм», «Разнообразие живых организмов», «Человек. Культура здоровья», «Живые системы и экосистемы».

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их разнообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В 5 классе раздел «Живой организм » включает сведения о биологии как науке, взаимосвязи организмов и окружающей среды, разнообразии живых организмов, средах жизни, как источнике вещества и энергии, влиянии экологических факторов на организмы, приспособленности организмов к среде обитания, взаимодействии разных видов в экосистеме, круговороте веществ и превращении энергии, клеточном строении организмов, особенностях химического состава живых организмов, строении растительной, животной и бактериальной клеток.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

• социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей,

накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

• развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

• формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Место предмета в учебном плане.

Изучение биологии основывается на тесной межпредметной интеграции её с другими общеобразовательными дисциплинами естественнонаучного цикла, которая достигается в процессе знакомства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития общества и природы. Отличительной особенностью данной предметной линии служит ориентация на взаимодействие биологического и гуманитарного знания. Ценностный компонент органически вплетается в учебную информацию, придаёт ей яркую эмоциональную окраску, экологический, нравственно-этический или эстетический смысл. Благодаря этому учебная информация становится личностно значимой, вызывает интерес, лучше воспринимается и усваивается.

Предмет изучается с 5 класса за счет инвариантной части. На изучение биологи в 5 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Планируемые результаты:

В результате изучения курса «Биология. 5 класс» обучающиеся должны овладеть универсальными учебными действиями и способами деятельности на личностном, метапредметном и предметном уровне.

  1. Личностные результаты

обучающиеся 5 класса должны

  • Знать основные принципы отношения к живой природе;

  • Должны иметь сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к растениям.

  1. Метапредметные результаты

обучающиеся 5 класса должны

  • овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.

  • Уметь работать с различными источниками биологической информации (учебником, научно-популярной литературой, биологическими словарями и справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

  • Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

  1. Предметные результаты

В познавательной сфере

обучающиеся 5 класса должны

  • Называть основные факторы, влияющие на жизнь растений.

  • Различать жизненные формы растений;

  • Знать строение и процесс деления клетки;

  • Различать растительные ткани и иметь представление о выполняемых ими функциях;

  • Знать строение семян, условия их прорастания; иметь представление о дыхании семян;

  • Объяснять строение и значение корня для растительного организма, различать типы корневых систем, выявлять видоизменения корней;

  • Различать части побега, знать внутреннее строение стебля, его значение для растения;

  • Знать строение листа, иметь представление о физиологических процессах, происходящих в нем;

  • Знать строение цветка, типы соцветий, способы опыления, процесс оплодотворения и образования семян и плодов у цветковых растений.

В ценностно-ориентационной сфере

  • Знать основные правила поведения в природе.

  • Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

В сфере трудовой деятельности

  • Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии и на пришкольном участке.

  • Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.

В сфере физической деятельности

  • Освоить приемы рациональной организации труда на уроках биологии и при работе на пришкольном участке.

  • Освоить приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.

В эстетической сфере

  • Научиться оценивать с эстетической точки зрения растительные объекты.

  • Освоить элементарные приемы составления растительных композиций на местности.

В результате изучения курса «Биология. 5-6 класс» ученики 5 класса научатся:

  • характеризовать признаки растительных организмов;

  • характеризовать особенности взаимодействий растений с окружающей живой и неживой природой; использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности при изучении растительных организмов;

  • различать типы тканей растительного организма, определять их функцию;

  • характеризовать строение и физиологические процессы свойственные растительным организмам;

  • различать основные экологические группы растений по отношению к свету, температурным условиям, наличию влаги;

  • регулировать условия освещенности, температурный и водный режим для создания наиболее благоприятных условий развития культурных растений;

  • различать растения по способу опыления и распространению плодов и семян;

  • определять состав почвы и экологические группы растений по отношению к разным свойствам почвы;

  • улучшать состав почвы с помощью зеленых растений;

  • находить и анализировать информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических справочниках, электронных источниках информации;

ученики получат возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения биологической литературы;

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;

  • под руководством учителя проводить наблюдения и исследования за живыми растениями, ставить биологические эксперименты, объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • выдвигать гипотезы иорганизовывать исследования с целью проверки гипотез;

  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;

  • правилам работы в кабинете биологии, с биологическими и химическими приборами и инструментами;

  • используя знания о биологических законах, улучшать условия существования отдельных растений и растительных сообществ для повышения их продуктивности;

  • выделять эстетические достоинства объектов растительного мира;

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

* - лабораторные и практические работы, не являющиеся обязательными для выполнения всеми учащимися, обозначены знаком.

I. Введение (3 ч.)

Биология - наука о живых организмах. Из истории развития биологии. Современная биология. Важность биологических знаний для развития медицины, сельского хозяйства, охраны природы. Признаки живых организмов, отличающие их от тел неживой природы.

Среды жизни. Царства живой природы: Бактерии. Грибы. Растения. Животные.

Демонстрация: портреты ученых; слайды, картины, таблицы, рисунки (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие среды жизни, распространение и приспособленность организмов, их значение для человека; результаты опытов, демонстрирующих роль света в жизни растений.

Экскурсия: 1. Осенние явления в жизни растений и животных родного края.

II. Разнообразие живых организмов. Среды жизни (10 часов).

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. Деление царств на группы. Среда обитания. Экологические факторы. Вода как среда жизни.

Наземно-воздушная среда жизни. Свет в жизни растений и животных. Почва как среда жизни. Организменная среда жизни. Организменная. Сообщество живых

организмов. Роль грибов и бактерий. Типы взаимоотношений организмов в сообществе.

III. Строение клетки. (11 ч.)

Изучение строения живых организмов с помощью увеличительных приборов. Изобретение микроскопа. Открытие клеточного строения организмов. Клеточная теория - доказательство родства и единства живой природы. Основной химический состав и общие черты строения клеток: плазматическая мембрана, цитоплазма. Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) организмы. Бактерии. Строение клетки. Распространение бактерий в разных средах жизни. Бактерии -производители и разрушители органических веществ в природе. Клетки эукариот, общие черты их строения. Отличия клеток растений, животных и грибов. Неклеточные формы жизни - вирусы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Одноклеточные растения (хлорелла, хлорококк, хламидомонада) - самостоятельные организмы. Распространение одноклеточных водорослей. Значение растений как производителей органического вещества. Одноклеточные животные. Амеба обыкновенная. Инфузория туфелька. Распространение простейших. Животные - потребители органических веществ. Одноклеточные грибы. Грибы - разрушители органических веществ. Особенности колониальных организмов. Колонии вольвокса. Наиболее просто устроенные многоклеточные растения и животные. Многоклеточные грибы. Многоклеточные низшие растения. Наиболее просто устроенные многоклеточные животные: губки и кишечнополостные.

Демонстрация: микропрепараты одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов; таблицы, модели, слайды, рисунки, видеофильмы (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение и деление клеток, строение вируса, строение плесневых грибов.

Лабораторные работы:

1. Устройство увеличительных приборов.

3. Состав клеток растений.

4. * Строение клетки листа элодеи.

5. Строение животной клетки (на примере инфузории-туфельки).

III. Ткани живых организмов (9 ч.)

Ткань. Межклеточные пространства. Покровные ткани растений. Кожица листа. Строение и функции устьица. Эпителиальные ткани животных. Функции покровных тканей. Механические и проводящие ткани растений. Особенности их строения у водных и наземных растений. Соединительные ткани животных (костная, хрящевая, жировая, кровь), их функции. Строение и функции особых тканей растений и животных. Образовательная, фотосинтезирующая, запасающая ткани растений. Мышечная и нервная ткани животных. Взаимосвязь и значение тканей в организме. Ткань - часть органа.

Демонстрация: микропрепараты, схемы, таблицы, иллюстрирующие строение различных тканей растений и животных.

Лабораторные работы:

6. Строение покровной и фотосинтезирующей тканей листа (ч.1, ч.2).

7. Строение соединительных тканей животных.

8. Строение мышечной и нервной тканей животных.

Тематическое планирование

№ раздела и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контрольн. работы

Практические и лабораторные работы

I

Введение

3

-

1

1

Биология -наука о живых организмах.

1

2

Условия жизни организмов.

1

3

Основные свойства живых организмов. Осенние явления в жизни растений. Экскурсия № 1 «Осенние явления в жизни растений».

1

II.

Разнообразие живых организмов. Среды жизни.

11

1

-

1(4)

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии.

1

2(5)

Деление царств на группы.

1

3(6)

Среда обитания. Экологические факторы.

1

4(7)

Вода как среда жизни.

1

5(8)

Наземно -воздушная среда жизни.

1

6(9)

Свет в жизни растений и животных.

1

7(10)

Почва как среда жизни.

1

8(11)

Организменная среда жизни.

1

9(12)

Сообщество живых организмов.

1

10(13)

Типы взаимоотношений организмов в сообществе.

1

11(14)

Контрольная работа №1 «Разнообразие

живых организмов. Среды жизни».

1

III.

Клеточное строение живых организмов

10

1

4

1(15)

Развитие знаний о клеточном строении живых организмов.

1

2(16)

Устройство увеличительных приборов.

Л.р. № 1 «Устройство увеличительных приборов.»

1

3(17)

Состав и строение клеток. Л.р. № 2 «Состав клеток растений».

1

4(18)

Строение клеток бактерий.

1

5(19)

Строение клеток растений. Л.р. №3 * «Строение клетки листа элодеи»

1

6(20)

Строение клеток животных и грибов. Вирусы.

1

7(21)

Образование новых клеток.

1

8(22)

Одноклеточные организмы.

Л.р.№4* Строение животной клетки (на примере инфузории-туфельки).

1

9(23)

Колониальные и многоклеточные организмы.

1

10(24)

Контрольная работа №2. «Строение клетки.

1

IV.

Ткани живых организмов

9

1

4

1(25)

Покровные ткани растений и животных.

1

2(26)

Строение покровной ткани листа. Л.р. № 5 «Строение покровной ткани листа».

1

3(27)

Механические и проводящие ткани растений.

1

4(28)

Основные и образовательные ткани растений. П.р. № 1. «Наличие запасающей ткани в клубнях картофеля».

1

5(29)

Соединительные ткани животных.

1

6(30)

Строение соединительной ткани животных. Л.р. № 6 «Строение соединительной ткани - кровь, хрящ».

1

7(31)

Мышечная и нервная ткани животных.

1

8(32)

Строение мышечных и нервной тканей животных.

Л.р. №7 «Строение мышечной ткани».

1

9(33)

Контрольная работа №3. Ткани живых организмов.

1

Повторение пройденного материала

1

Итого:

34

3

11




Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс

№ п/п

Сроки выполнения

Название раздела (кол-во часов), темы урока

Практическая часть

Формы и темы контроля

Оборудование

план

факт

Тема 1. Введение (3 часа)

1

Биология - наука о живых организмах

Оценка устных ответов.

Таблицы: «Царства живой природы», рисунки.

2

Важнейшие признаки живых организмов

Тестовая проверка знаний. Оценка устных ответов.

Таблица: «Биосфера и ее границы», фотографии живых организмов.

3

Осенние явления в жизни растений родного края.

Экскурсия № 1 «Осенние явления в жизни растений».

Оценивание отчета учащихся о проведенной экскурсии. Фронтальный опрос.

Растения пришкольного участка. Фрагменты фильма «Основные свойства живого», проектор, ноутбук.

Тема 2. Разнообразие живых организмов. Среды жизни (11 часов)

4

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии.

Тестовая проверка знаний. Оценка устных ответов.

Комнатные растения, гербарные образцы растений, коллекции животных, рисунки, фрагменты фильма «Многообразие живых организмов», проектор, ноутбук.

5

Деление царств на группы.

Оценка устных ответов

Динамическое пособие «Классификация растений и животных»

6

Среда обитания. Экологические факторы.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

Рисунки, таблица «Экологические факторы среды».

7

Вода как среда жизни.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

Рисунки организмов, обитающих в водной среде.

8

Наземно-воздушная среда жизни.

Оценивание групповых ответов учащихся.

рисунки, фотографии.

9

Свет в жизни растений и животных.

фронтальный и индивидуальный опрос.

Рисунки растений и животных, приспособленных к различному световому режиму. Фрагменты фильма «Приспособленность живых организмов к условиям обитания», проектор, ноутбук.

10

Почва как среда жизни.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Рисунки и фотографии живых организмов, обитающих в почвенной среде, электронное приложение к учебнику.

11

Организменная среда жизни.

Оценка знаний (тесты, фронтальный опрос, взаимопроверка).

Рисунки, фотографии, электронное приложение к учебнику

12

Сообщество живых организмов. Роль грибов и бактерий.

Фронтальный и индивидуальных опрос.

Оценка сообщений учащихся. Выборочная проверка тетрадей.

Фотографии, таблица: «Растительное сообщество»

13

Типы взаимоотношений организмов в сообществе.

Выборочная проверка тетрадей, взаимопроверка, фронтальный опрос

Таблица:

«Типы взаимоотношений организмов», рисунки.

14

Контрольная работа №1 «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».

Тестовая контрольная работа с заданиями разного типа.

Оценка тестовых работ

Тема 3. Клеточное строение живых организмов (10 часов).

15

Развитие знаний о клеточном строении живых организмов.

Оценка устных ответов.

Таблица «Устройство микроскопа», портреты ученых.

16

Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа №1. Устройство увеличительных приборов.

Оценка выполненных работ.

Таблица «Оптические приборы», лабораторное оборудование, микроскопы, лупы.

17

Состав и строение клеток.

Лабораторная работа №2. Состав клеток растений.

Оценка выполненной работы, фронтальный опрос.

лабораторное оборудование, лук, вода,

18

Строение клеток бактерий.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Таблица «Строение бактерий», рисунки бактерий.

19

Строение клеток растений.

Лабораторная работа №3 * Строение клетки листа элодеи

Оценка выполненной работы.

Таблицы «Растительная клетка», лабораторное оборудование.

20

Строение клеток животных и грибов. Вирусы.

Тестовая проверка знаний. Оценка устных ответов.

Таблицы «Животная клетка», «Грибная клетка».

21

Образование новых клеток.

фронтальный опрос.

Динамическое пособие «Деление клетки», фрагменты фильмы «Деление клетки», ноутбук, проектор.

22

Одноклеточные организмы.

Лабораторная работа №4* Строение животной клетки (на примере инфузории-туфельки).

Оценка выполненной работы. Фронтальный опрос.

Таблица «Инфузория - туфелька», лабораторное оборудование, микроскопы, микропрепарат «Инфузория - туфелька».

23

Колониальные и многоклеточные организмы.

Фронтальный опрос. Выборочная проверка тетрадей.

Таблицы «Шляпочные грибы», «Кишечнополостные животные - гидра».

24

Контрольная работа №2. Строение клетки.

Оценка тестовых работ

Тестовая контрольная работа с заданиями разного типа.

Тема 4. Ткани животных организмов (9 часов)

25

Покровные ткани растений и животных.

фронтальный опрос.

Таблицы: «Ткани растений», «Ткани животны».

26

Строение покровной ткани листа.

Л.р. № 5 «Строение покровной ткани листа».

Отчет по лабораторной работе, оценка результатов диктанта

Лабораторное оборудование, микроскопы, микропрепарат «Ветка липы - поперечный разрез».

27

Механические и проводящие ткани растений.

Отчет по лабораторной работе. Фронтальный опрос.

Таблицы: «Ткани растений».

28

Основные и образовательные ткани растений.

П.р. № 1. «Наличие запасающей ткани в клубнях картофеля».

Отчет по лабораторной и практической работе.

Лабораторное оборудование, микроскопы.

29

Соединительные ткани животных.

Фронтальный опрос.

Таблица «Ткани животных».

30

Строение соединительной ткани животных.

Л.р. № 6 «Строение соединительной ткани - кровь, хрящ».

Отчет по лабораторной работе

Лабораторное оборудование, микроскопы, микропрепараты соединительных тканей

31

Мышечная и нервная ткани животных.

Индивидуальные тесты. Фронтальный опрос.

Таблица «Ткани животных».

32

Строение мышечных и нервной тканей животных.

Л.р. №7 «Строение мышечной ткани».

Отчет по лабораторной работе

Лабораторное оборудование, микроскопы, микропрепараты мышечных тканей,

33

Контрольная работа №3. Ткани живых организмов.

Тестовая контрольная работа с заданиями разного типа.

Оценка тестовых работ

34

Повторение пройденного материала.

Фронтальный опрос.

Учебник.

Критерии оценивания

Общедидактические:

Оценка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае:
1. Знания всего изученного программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится в случае:
1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.
2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится в случае:
1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.
2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа или не приступил к работе.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Примечание. При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет не менее половины работы.
2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Не приступил к работе.
Примечание. - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. - оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.
Оценка «5» ставится, если:
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Не приступил к работе.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений , теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ,, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым относятся ошибки:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 - 3 из этих признаков второстепенными;
- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочётам и являются:
- нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;
- арифметические ошибки в вычислениях;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
- орфографические и пунктуационные ошибки.
Требования к написанию школьного реферата.
Зашита реферата - одна из форм проведения устной итоговой аттестации учащихся. Она предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его проблемы, ее глубокое изучение, изложение результатов и выводов.
Термин «реферат» имеет латинские корни и в дословном переводе означает «докладываю, сообщаю». Словари определяют его значение как «краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников». Однако выпускники школы не всегда достаточно хорошо подготовлены к зтой форме работы и осведомлены о тех требованиях, которые предъявляются к ее выполнению
1. Тема реферата и ее выбор
Основные требования к этой части реферата:
· тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения
· в названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими
· следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий.
2. Требования к оформлению титульного листа
в правом верхнем углу указывается название учебного заведения, в центре -тема реферата, ниже темы справа - Ф.И.О. учащегося, класс. Ф.И.О. руководителя, внизу - населенный пункт и год написания.
3. Оглавление
Следующим после титульного листа должно идти оглавление. К сожалению, очень часто учителя*не настаивают на этом кажущемся им формальном требовании, а ведь именно с подобных «мелочей» начинается культура научного труда.
Школьный реферат следует составлять из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и списка литературы.
4. Основные требования к введению
Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его объективной сложностью для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг нее возникают. В этой части необходимо также показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Таким образом, тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из практических соображений.
Очень важно, чтобы школьник умел выделить цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для реализации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а задачами могут выступать описание ее личностных качеств с позиций ряда авторов, освещение ее общественной деятельности и т.д. Обычно одна задача ставится на один парграф реферата.
4. Требования к основной части реферата
Основная часть реферата содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения проблемы. Не стоит требовать от школьников очень объемных рефератов, превращая их труд в механическое переписывание из различных источников первого попавшегося материала. Средний объем основной части реферата - 10 страниц. Учителю при рецензии, а ученику при написании необходимо обратить внимание на обоснованное распределение материала на параграфы, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения.
Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из разных литературных источников, также должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.
6. Требования к заключению
Заключение - часть реферата, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Очень часто ученики (да и учителя) путают заключение с литературным послесловием, где пытаются представить материал, продолжающий изложение проблемы. Объем заключения 2-3 страницы.
7. Основные требования к списку изученной литературы
Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников). Необходимо указать место издания, название издательства, год издания.
8. Основные требования к написанию реферата
Основные требования к написанию реферата следующие:
· Должна соблюдаться определенная форма (титульный лист, оглавление и т.д.)
· Выбранная тема должна содержать определенную проблему и быть адекватной школьному уровню по объему и степени научности.
· Не следует требовать написания очень объемных по количеству страниц рефератов
· Введение и заключение должны быть осмыслением основной части реферата.
9. Выставление оценки за реферат
В итоге оценка складывается из ряда моментов:
• соблюдения формальных требований к реферату.
• грамотного раскрытия темы:
• умения четко рассказать о представленном реферате
· способности понять суть задаваемых по работе вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Учебно-методический комплект (УМК):

литература для учителя:

  1. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова. Биология: учебник для учащихся 5-6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014

  2. СD:Биология. Живой организм. Электронное приложение к учебникуЛ.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я.Колесниковой

для учащихся:

1) Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова. Биология.: учебник для учащихся 5-6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

bio.1september.ru - газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

bio.nature.ru - научные новости биологии

edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Материально-техническое обеспечение.

Печатные пособия

o Портреты великих ученых-естествоиспытателей (для создания постоянной (сменной) экспозиции при оформлении кабинета).

Таблицы по основным темам курса биологии

  • Комплект таблиц " Клеточное строение"

  • Таблица "Деление клетки"

  • Таблица " Вирусы"

  • Таблица "Многообразие живых организмов"

  • Комплект таблиц "Растения живой организм"

  • Таблица "Строение клетки"

  • Таблица "Строение Грибов"

  • Таблица «Виды тканей животных/ растений».

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Комплекты лабораторного оборудования (стаканы, чашки Петри, стаканы мерные,пробирки, колбы)

  • Микроскопы.

  • Ванночки.

  • Препаровальные иглы.

  • Натуральные объекты Гербарии. Комплект гербариев разных групп растений

  • Микропрепараты

  • Набор по ботанике

  • Набор по зоологии

  • Комнатные растения

Специализированная учебная мебель

  • Доска аудиторная

  • Стол демонстрационный

  • Стол письменный для учителя

  • Столы двухместные лабораторные ученические в комплекте со стульями

  • Стул для учителя

© 2010-2022