- Преподавателю
- Биология
- Методическая разработка урока по теме: ««Органы кровообращения
Методическая разработка урока по теме: ««Органы кровообращения
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зайцева А.А. |
Дата | 29.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по биологии в 8 классе
по теме "Органы кровообращения"
Цели урока:
Образовательные - Сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о строении и работе органов кровообращения, их строении и функциях, показать значение кровообращения в организме, рассмотреть особенности строения кровеносных сосудов в связи с их функциями.
Воспитательные - Разъяснить школьникам значение физических упражнений и рационального питания, для сохранения здоровья и профилактики сердечнососудистых заболеваний. Убеждать учащихся в опасности курения, употребления алкоголя и наркотиков, продолжить формирование умений работать с текстами, рисунками и видеоинформацией.
Развивающие - Развивать мыслительные способности и речь учащихся путем активизации их деятельности на уроке (анализ и сравнение строения клеток, тканей и органов; синтез определений понятий; обобщение материала и формулирование выводов)
Оборудование - слайдовая презентация, таблицы, муляж сердца, учебник, тетради, учебные принадлежности,
Учащиеся должны знать: строение органов кровообращения; изменение крови в кругах кровообращения; вредное влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу.
Учащиеся должны уметь: распознавать на таблицах, моделях, муляжах органы кровообращения;
Ход урока:
Релаксация - сесть удобно, расслабиться.
1. Вдохнуть глубже, зафиксировать вдох и выдохнуть (3 раза).
2. Сжать руки в кулаки и расслабить (с каждым разом сильнее- 3 раза).
3. Разжать пальцы в напряжении опустить руки вниз, стряхнуть (не на соседа)
4. Поулыбаться как можно шире.
5. Воздушный поцелуй вправо, влево, двумя руками.
1. Организационный момент
1. Приветствие
2. Ознакомление с темой, целью урока
3. Мотивация учебной деятельности учащихся
2. Объяснение новой темы
1. Актуализация знаний на основе повторения материала предыдущих тем, курса зоологии:
1. Что такое кровообращение? Движение крови по сосудам.
2. Какова роль кровообращения в жизни млекопитающих? Кровь двигаясь по сосудам разносит по телу питательные вещества и О2, выносит из организма СО2 и продукты распада.
3. Назовите органы кровообращения, их чего состоит кровеносная система? Сердце и сосуды (вены, артерии, капилляры)
4. Какие сосуды вы знаете? Вены и артерии, капилляры
5. Чем они различаются?
2. Заполнение таблицы:
Артерии Вены Капилляры
1. Кровь течет от сердца;
2. Стенки толстые, прочные, упругие;
3. Слой гладких мышц толстый
4. 2 эластичные мембраны
5. Давление в артериях выше, чем в венах
1. Кровь течет к сердцу;
2. Стенки тонкие, мягкие,
3. Слой гладких мышц тонкий
4. 1 эластичная мембрана
5. Давление в венах ниже, чем в артериях
Связывают артерии и вены между собой, замыкают круг кровообращения, обеспечивают непрерывную циркуляцию крови. В капиллярах происходит обмен жидкостями, питательными веществами и газами между кровью и тканями
3. Выполнение лабораторной работы: №7. «Функция венозных клапанов»
Предварительные пояснения. Мы знаем, что кровь по венам течет в сторону сердца. В чем особенности движения крови по венам? Вены, расположенные под кожей, обладают способностью сокращаться, что способствует продвижению крови по сосудам. В венах, которые лежат на более глубоком уровне, движение крови обеспечивается благодаря сокращениям скелетных мышц. Обратному движению крови мешают карманообразные клапаны. Если человек стоит неподвижно, в венах накапливается кровь и увеличивается давление. При этом межклеточное вещество застаивается, что приводит к отеку ступней. Поэтому людям, вынужденным, подолгу стоять, следует периодически делать двигательные упражнения. Отеки возникают также при ряде заболеваний, сопровождающихся поражением венозных клапанов и стенок вен.
Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в нижележащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены, по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие. Клапаны препятствуют обратному току крови.
Ход эксперимента:
Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя минуту положите обе руки на стол.
Ответьте на вопросы:
1. Почему поднятая рука побледнела, а опущенная - покраснела?
2. В поднятой или опущенной руке клапаны вен были закрыты?
4. Опережающее задание - сообщение ученика по теме «Уильям Гарвей» - Сообщение учащегося о заслугах Уильяма Гарвея в области кровообращения. На экране тем самым временем демонстрируется портрет ученого.
Сообщение - Уильям Гарвей родился в Фолкстоуне (графство Кент, Англия) в семье купца. В 1588 г. поступил в Королевскую школу в Кентербери. Его с детства отличала жажда новых знаний и абсолютное равнодушие к коммерческим делам. По окончании медицинского факультета в Кембридже (1597) Гарвей работал в Падуе. В 1602 г. он получил диплом доктора медицины Падуанского университета, а через пять лет в Лондоне был избран членом Королевской коллегии врачей. В качестве главного врача и хирурга он работал в больнице св. Варфоломея. Гарвей прославился в первую очередь трудами в области кровообращения. Гарвею принадлежит доказательство того, что кровь в человеческом организме непрерывно обращается (циркулирует) всегда в одном и том же направлении и что центральной точкой кровообращения является сердце. Гарвей первый экспериментально доказал, что в теле животного одно и то же сравнительно небольшое количество крови находится в постоянном движении по замкнутому пути в результате давления, создаваемого сокращениями сердца. В своих трудах Гарвей первый объяснил ток крови по замкнутому кругу. Его учение о кровообращении изложено в работе труде «Анатомическое исследование движения сердца и крови у животных» (1628). Книга Гарвея перевернула представления о человеческом организме и на многие десятилетия определила направления дальнейших исследований. За свое учение Гарвей подвергся яростным нападкам со стороны ученых и церкви. Его в клад в развитие медицины был оценен современниками, которые еще при жизни ученого поставили ему памятник в Лондоне».
5. Объяснение учителя -
Строение и функции сердца человека -
Сердце - полый мышечный 4 - камерный орган. Масса сердца взрослого человека - 250 - 300 граммов. Образовано поперечнополосатой сердечной мышечной тканью.
Находится в грудной полости между легкими, немного левее средней линии сердца.
По форме напоминает уплощенный конус и состоит из 2 частей - правой и левой, каждая часть включает предсердие и желудочек. Сердце покрыто тонкой и плотной оболочкой образующей замкнутый мешок - околосердечную сумку. Между сердцем и околосердечной сумкой находится жидкость увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях. Предсердия и желудочки соединяются между собой отверстиями. По краям отверстий располагаются створчатые клапаны сердца. По стороне клапанов, обращенной в полость желудочков, имеются специальные сухожильные нити. Эти нити удерживают клапаны от прогибания в сторону предсердий. Между левым предсердием и левым желудочком клапан имеет 2 створки и называется двухстворчатым. Между правым предсердием и правым желудочком находится трехстворчатый клапан. Двухстворчатый и трехстворчатый клапаны обеспечивают ток крови в одном направлении - из предсердий в желудочки.
Между левым желудочком и отходящей от него аортой, а также между правым желудочком и отходящей от него легочной артерией тоже имеются клапаны, они называются полулунными, из-за своеобразной формы. Каждый полулунный клапан состоит из 3 листков. Напоминающей кармашки. Свободным краем кармашки направлены в просвет сосудов. Полулунные клапаны обеспечивают ток крови только в одном направлении - из желудочков в аорту или легочную артерию.
Основная функция сердца - обеспечение - непрерывного тока крови по сосудам.
Оболочки стенки сердца:
ЭПИКАРД - внешняя - образует околосердечную сумку (соединительная ткань)
МИОКАРД - средняя - сердечная мышца - обеспечивает сокращение сердца (мышечная ткань)
ЭНДОКАРД - внутренняя - образует клапаны сердца (эпителиальная ткань)
Круги кровообращения -
Сообщение ученика: Рост атеросклеротической бляшки на стенке сосуда вызывает стеноз, т.е. его сужение. В результате кровоток в этом месте замедляется, а это, в свою очередь, приводит к тому, что на стенках сосуда начинают формироваться тромбы, которые еще больше сужают его просвет. Атеросклеротические бляшки, как правило, формируются в течение многих лет, долго не вызывая никаких симптомов.
Факторы риска:
Артериальная гипертония (повышенное давление)
Курение
Высокий уровень холестерина в крови
Гиподинамия
Ожирение
Сахарный диабет
Неправильное питание
Наличие ишемической болезни сердца у ближайших родственников
Огромное отрицательное влияние оказывает на сердце и кровеносную системы курение и употребление спиртных напитков
6. Закрепление нового материала -
1. Тестирование по теме:
1. Где начинается большой круг кровообращения?
А) Правое предсердие; Б) Правый желудочек; В) Левое предсердие; Г) Левый желудочек;
2. Где заканчивается большой круг кровообращения?
А) Правое предсердие; Б) Правый желудочек; В) Левое предсердие; Г) Левый желудочек;
3. Где начинается малый круг кровообращения?
А) Правое предсердие; Б) Правый желудочек; В) Левое предсердие; Г) Левый желудочек;
4. Где заканчивается малый круг кровообращения?
А) Правое предсердие; Б) Правый желудочек; В) Левое предсердие; Г) Левый желудочек;
5. Где происходит газообмен в малом круге кровообращения?
А) Клетки тела; Б) Клетки кожи; В) Легкие;
6. Какова роль кровообращения?
А) Транспорт О2 и СО2 ; Б) Перенос питательных веществ; В) Выведение продуктов распада;
Г) Образование тканевой жидкости; Д) Защита от микроорганизмов; Е) Перенос гормонов;
7. Что служит посредником между кровяным руслом и клетками тела?
А) Лимфа; Б) Тканевая жидкость; В) Прямой контакт;
8. Какие признаки характерны для артерий?
А) Толстые стенки; Б) Тонкие стенки; В) Высокое давление; Г) Низкое давление; Д) Отсутствие клапанов; Е) Наличие клапанов; Ж) Ветвление на капилляры;
З) Неразветвленность на капилляры;
9. Куда впадают лимфатические протоки?
А) Правое предсердие; Б) Аорта; В) Полые вены; Г) Воротная вена печени;
Д) Воротная вена почек;
10. Из каких мышц состоит сердечная мышца?
А) Гладкие; Б) Поперечнополосатые;
11. Как работает сердечная мышца?
А) Произвольно; Б) Непроизвольно;
12. Чем регулируется деятельность сердечной мышцы?
А) Сознание; Б) Гормоны; В) ВНС; Г) Рефлекторная регуляция;
13. Какая кровь движется по легочной вене?
А) Артериальная; Б) Венозная;
7. Заключение:
А) подведение итогов;
Б) домашнее задание: читать с. 126-127, ответить на вопросы на с. 128 и выполнить тестовые задания.
В) оценивание учащихся
Сообщение ученика:
Уильям Гарвей родился в Фолкстоуне (графство Кент, Англия) в семье купца. В 1588 г. поступил в Королевскую школу в Кентербери. Его с детства отличала жажда новых знаний и абсолютное равнодушие к коммерческим делам. По окончании медицинского факультета в Кембридже (1597) Гарвей работал в Падуе. В 1602 г. он получил диплом доктора медицины Падуанского университета, а через пять лет в Лондоне был избран членом Королевской коллегии врачей. В качестве главного врача и хирурга он работал в больнице св. Варфоломея. Гарвей прославился в первую очередь трудами в области кровообращения. Гарвею принадлежит доказательство того, что кровь в человеческом организме непрерывно обращается (циркулирует) всегда в одном и том же направлении и что центральной точкой кровообращения является сердце. Гарвей первый экспериментально доказал, что в теле животного одно и то же сравнительно небольшое количество крови находится в постоянном движении по замкнутому пути в результате давления, создаваемого сокращениями сердца. В своих трудах Гарвей первый объяснил ток крови по замкнутому кругу. Его учение о кровообращении изложено в работе труде «Анатомическое исследование движения сердца и крови у животных» (1628). Книга Гарвея перевернула представления о человеческом организме и на многие десятилетия определила направления дальнейших исследований. За свое учение Гарвей подвергся яростным нападкам со стороны ученых и церкви. Его в клад в развитие медицины был оценен современниками, которые еще при жизни ученого поставили ему памятник в Лондоне».
Сообщение ученика
Заболевание органов кровообращения
Сообщение ученика: Наше сердце - главный орган, важнейшая часть нашего организма. Сердце и сосуды подвержены различным заболеваниям, как и все органы нашего тела. Наиболее сложными из них являются: атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда и другие. Рост атеросклеротической бляшки на стенке сосуда вызывает стеноз, т.е. его сужение. В результате кровоток в этом месте замедляется, а это, в свою очередь, приводит к тому, что на стенках сосуда начинают формироваться тромбы, которые еще больше сужают его просвет. Атеросклеротические бляшки, как правило, формируются в течение многих лет, долго не вызывая никаких симптомов.
Факторы риска:
Артериальная гипертония (повышенное давление)
Курение
Высокий уровень холестерина в крови
Гиподинамия
Ожирение
Сахарный диабет
Неправильное питание
Наличие ишемической болезни сердца у ближайших родственников
Огромное отрицательное влияние оказывает на сердце и кровеносную систему курение и употребление спиртных напитков. Следующие научные факты подтверждают это:
Из каждых 100 человек умерших от ишемической болезни сердца 25 курили;
4000 химических веществ содержащихся в сигаретах, наносят непоправимый вред сердечнососудистой системе;
Если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни сокращается на 8 лет;
Если человек регулярно курит - то возраст его сосудов увеличивается;
Когда человек бросает курить, то за первую неделю без сигарет - состояние сосудов улучшается, становится в соответствии с возрастом;
Лабораторная работа №7. «Функция венозных клапанов».
Предварительные пояснения: Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в нижележащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены , по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие. Клапаны препятствуют обратному току крови.
Ход опыта:
Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя минуту положите обе руки на стол.
Ответьте на вопросы:
1.Почему поднятая рука побледнела, а опущенная - покраснела?
2.В поднятой или опущенной руке клапаны вен были закрыты?
Проверочная работа:
1. Где начинается большой круг кровообращения?
А) Правое предсердие; Б) Правый желудочек; В) Левое предсердие; Г) Левый желудочек;
2. Где заканчивается большой круг кровообращения?
А) Правое предсердие; Б) Правый желудочек; В) Левое предсердие; Г) Левый желудочек;
3. Где начинается малый круг кровообращения?
А) Правое предсердие; Б) Правый желудочек; В) Левое предсердие; Г) Левый желудочек;
4. Где заканчивается малый круг кровообращения?
А) Правое предсердие; Б) Правый желудочек; В) Левое предсердие; Г) Левый желудочек;
5. Где происходит газообмен в малом круге кровообращения?
А) Клетки тела; Б) Клетки кожи; В) Легкие;
6. Какова роль кровообращения?
А) Транспорт О2 и СО2 ; Б) Перенос питательных веществ; В) Выведение продуктов распада;
Г) Образование тканевой жидкости; Д) Защита от микроорганизмов; Е) Перенос гормонов;
7. Что служит посредником между кровяным руслом и клетками тела?
А) Лимфа; Б) Тканевая жидкость; В) Прямой контакт;
8. Какие признаки характерны для артерий?
А) Толстые стенки; Б) Тонкие стенки; В) Высокое давление; Г) Низкое давление;
Д) Отсутствие клапанов; Е) Наличие клапанов; Ж) Ветвление на капилляры;
З) Неразветвленность на капилляры;
9. Куда впадают лимфатические протоки?
А) Правое предсердие; Б) Аорта; В) Полые вены; Г) Воротная вена печени;
Д) Воротная вена почек;
10. Из каких мышц состоит сердечная мышца?
А) Гладкие; Б) Поперечнополосатые;
11. Как работает сердечная мышца?
А) Произвольно; Б) Непроизвольно;
12. Чем регулируется деятельность сердечной мышцы?
А) Сознание; Б) Гормоны; В) ВНС; Г) Рефлекторная регуляция;
13. Какая кровь движется по легочной вене?
А) Артериальная; Б) Венозная;