- Преподавателю
- Биология
- Доказательства животного происхождения человека
Доказательства животного происхождения человека
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чернецкая И.Г. |
Дата | 26.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Доказательства животного происхождения человека
Цели урока:
-
Сформировать представление об истории вопроса о происхождении человека.
-
Познакомить с доказательствами естественного происхождения человека, путем эволюции от животных.
-
формировать научное мировоззрение учащихся.
Задачи урока:
Образовательные
-
Познакомить учащихся с различными точками зрения о происхождении человека.
-
Определите место человека в системе животного мира.
-
Рассмотреть доказательства происхождения человека от животных.
-
Выявить сходство и различие между человеком и человекообразными обезьянами.
Воспитательные
-
Продолжить формирование убеждения в познаваемости мира и убежденности в том, что все природные явления имеют причинно-следственные связи.
-
Обеспечить в ходе урока воспитание гуманизма на примере биогеографических данных выдающихся ученых.
-
Указать на значение научных представлений о происхождении человека и сопоставить.
Развивающие
-
Продолжить формирование умения классифицировать и обобщать изучаемые факты и понятия.
ХОД УРОКА
Стих:
Костер, похрустывая ветками,
Мне память тайную встревожил,-
Он был зажжен в пещерах предками
У горно-каменных подножий.
Как трудно было им, «единственным»,
На человеческом рассвете, на неуютной и таинственной
Необустроенной планете.
Быть может, там был каждый гением
(бездарность выжила едва ли)
С таким бессмертным удивлением
Они нам Землю открывали.
На них презрительными мордами, как на случайное уродство,
Посматривали звери гордые
Своим косматым первородством.
Мы стали опытными, взрослыми,
А предки шли призывниками,
Как смертники, в разведку посланные
Предшествующими веками.
Еще не поклонялись идолам,
Еще анналов не писали….
А Прометей был после выдуман -
Огонь они добыли сами.
Человек - один из многочисленных живых существ, обитающих на планете Земля. Он также как и все они, дышит атмосферным воздухом, питается тем, что растет на Земле, также спит и стареет.
Конечно, вы помните сказку Редьярда Киплинга о мальчике, который совсем маленьким ребенком попал в волчью стаю и жил среди зверей. Его звали Маугли. Мальчик вырос и стал большим и сильным мужчиной.
Это всего лишь красивая сказка. Однако сколько смысла заключено в ее содержании:
- мы все одна семья;
- мы живем на одной планете;
- мы подчиняемся одним законам природы;
- мы должны помогать друг другу, особенно тот, кто сильнее и мудрее.
Волчья стая захотела, чтобы Маугли стал их вожаком. Значит, животные признали его. У Маугли было с ними много общего и у нас с теми животными, которые находятся рядом с нами.
Мы уверены, что, взяв фотографию любого живого существа, обитающего на планете Земля (или просто написав его название), вы сможете вспомнить и записать все общее, что объединяет вас с ними. Что это может быть? Запишите в тетрадях число, оставьте место для темы и запишите имя своего самого любимого животного и несколько признаков, объединяющих нас с кошкой, тигром, обезьянами. А теперь поделитесь с нами своими наблюдениями. Какие у вас возникли затруднения? Проверка записей. Объявление целей урока. Сегодня мы вспомним все признаки, объединяющие нас с животными и тема урока «Доказательства эволюции человека». Какие же существуют гипотезы происхождения человека? (слайд 2 ) в школе рассматривается всего одна гипотеза Ч.Дарвина, а например, в США во многих школах, например, в штате Миссури, не признавшем решение Верховного суда, разрешающего преподавание дарвинизма в школах, говорят о 6 днях творения и создания человека по образу и подобию божьему.
Антропология - ( от греч. антропос - человек и логос - учение ).Отрасль естествознания, которая занимается изучением происхождения и эволюции человека. Антропосоциогенез - (от греч. антропос - человек,социум -общество и генезис - происхождение) -процесс происхождения человека, и становления его как вида в процессе формирования общества
-
укажите положение вида Человек разумный в системе живой природы (слайд)
-
Сейчас мы вспомним характерные особенности каждого таксона, используя различного рода доказательства эволюции человека (слайд 6)
-
расчертить в тетрадях таблицу "Основные черты человеческого тела, унаследованные от животных". Фронтальная беседа и заполнение таблицы
Таксон
Черты сходства
Тип хордовые
Двусторонняя симметрия тела, наличие в эмбриональный период развития хорды, глоточных жаберных щелей, дорсальной полой нервной трубки. Слайд - сходство зародышей.
Подтип позвоночные
Позвоночный столб, вентральное положение сердца, головной мозг, парные конечности. (диск п. 45 Сходство стадий зародышей позвоночных)
Класс млекопитающие
Многочисленные и разнообразные кожные железы, волосяной покров, млечные железы, четырехкамерное сердце, возможность терморегуляции, диафрагма, отделяющая грудную полость от брюшной, дифференцированные зубы, три слуховые косточки в среднем ухе, ушные раковины.
Отряд приматы
Подвижные конечности хватательного типа, первый палец противопоставлен остальным, развиты ключицы, шаровидные плечевой и тазобедренный суставы, ногти, крупные, направленные вперед глаза, обеспечивающие бинокулярное зрение.
Семейство Гоминиды
Папилярные узоры на подушечках пальцев, редукция хвоста, четыре группы крови, 90% сходство хромосомного аппарата, отсутствие волос на ладонях и стопах, одинаковые болезни (ветрянка, оспа, ВИЧ), аппендикс и др. Выражение эмоций, Забота о потомстве.
Род Люди
Мозг более 750 см куб очень сложного строения, резкие изгибы позвоночника, мощное развитие седалищных и икроножных мышц, сверх противопоставленный длинный и толстый первый палец на руке, утрата противопоставления первого пальца ног, поредение и исчезновение волосяного покрова на теле.
Вид Homo sapiens sapiens
Мозг объемом 1600 см3 с развитым речевым центром, отсутствие надглазничного валика и теменного гребня, менее развит лицевой отдел черепа, чем мозговой Позвоночный столб с S-образным изгибом.
4. Доказательства происхождения человека от животных по наличию рудиментов и атавизмов.
Работа со слайдами, организация самонаблюдения по выявлению рудиментов (остатков мигательных перепонок, наличие небных валиков, аппендикса, ушных мышц) слайд 17
Запись терминов (что такое рудименты, что такое атавизмы), приведение примеров.
Атавизмы - органы, которые проявляются иногда (многососковость, волосатость, сильно развитые клыки, хвостатость)
Рудименты - Органы утратившие свое значение и сохранившиеся в виде остатков.
Атавизмы - Органы - "возврата к признакам предков"
Выполнение теста:
1 вариант выписывает признаки, характерные для человекообразных обезьян
2 вариант выписывает признаки, характерные для человека
-
Объем головного мозга 1400-1600 см.
-
Объем головного мозга 600 см.
-
Поверхность коры больших полушарий 1250 см.
-
Поверхность коры больших полушарий 360 см.
-
Лицо короткое, не выдается вперед.
-
Лицо вытянутое, выдается вперед.
-
Челюсти короткие.
-
Челюсти длинные, вытянутые, крупные.
-
Клыки не крупнее предкоренных зубов.
-
Клыки крупнее предкоренных зубов.
-
Череп сочленен с позвоночников в центре основания.
-
Череп сочленен с позвоночником в задней части.
-
Позвоночный столб с S-образным изгибом.
-
Позвоночный столб прямой или вогнутый назад.
-
Туловище короче нижних конечностей.
-
Туловище длиннее нижних конечностей.
-
Нижние конечности короче верхних конечностей.
-
Нижние конечности длиннее верхних конечностей.
-
Большой палец параллелен остальным пальцам руки.
-
Большой палец перпендикулярен остальным пальцам руки.
-
На руках ногти.
-
Выражение эмоций.
-
Забота о потомстве.
-
Отсутствие хвоста.
-
Четыре группы крови.
-
Болезни и паразиты.
В конце теста проводится взаимопроверка и выставляются оценки.
Составьте правильную последовательность этапов антропогенеза, объединяя слова - синонимы:
« южная обезьяна", человек умелый, австралопитек, синантроп, человек прямоходящий, древнейшие люди, питекантроп, гейдельбергский человек, кроманьонцы, древние люди, новые люди, неандертальцы, первые современные люди. (Должно получиться 4 этапа). Схему напишите на листе бумаги.
Действием биологических или социальных факторов можно объяснить предложенные факты? Заполнить таблицу.
Влияние факторов среды на человека
факт
Причина - действие фактора
биологического
социального
Факты:
-
Темноволосая женщина с кудрявыми волосами вступила в брак с мужчиной, имеющим темные гладкие волосы. От этого брака родился ребенок со светлыми волнистыми волосами.
-
Ребенок, родившись, инстинктивно ищет мать «покрытую шерстью». Когда он хочет спать, важно, чтобы рядом был пушистый предмет - игрушка, одеяло, волосы матери. В любом возрасте человек в отчаянии кричит: «Мама» и хватается руками за шерсть, которая рядом - за собственные волосы.
-
Если долго не будет найдено средств от СПИДа, то в охваченных пандемией популяциях в Африке будет происходить отбор, увеличивающий долю людей, генетически склонных к моногамии, поскольку от этой болезни умирают и сексуальные партнеры, и их дети.
-
Сенсационная история с детьми, воспитанными волками, произошла с двумя индийскими девочками - Амалой и Камалой. Через 7 лет после того, как их забрали из волчьего логова, Камала понимала всего 45 слов. К 15 годам напоминала 2-летнего ребенка. А к 17 годам умственное развитие «волчьей воспитанницы» едва достигло уровня 4-летнего человека.
-
Австрийский психолог Виктор Франкл, прошедший во время второй мировой войны через ужасы концлагерей, писал: «В концентрационном лагере, например…мы были свидетелями того, что некоторые вели себя как свиньи, в то время как другие были святыми. Человек имеет в себе обе эти возможности, и то, которая из них будет актуализирована, зависит от его решения, а не от условий».
Философский феномен «чуть-чуть»
Если суммировать все известные ныне и доступные цифровому изложению показатели биологического сходства человека с человекообразными обезьянами, то окажется, что в процентном соотношении оно составляет 90-99%.
Что вместили в себя эти 1-10% имеющегося отличия? В них ровно столько, чтобы отличить человека от обезьяны. И тут мы подошли к любопытному философскому феномену, который можно назвать феноменом «чуть-чуть».
А поскольку законы философии универсальны, то иллюстрацию к ним можно найти в любой области человеческих знаний. Этот феномен давно известен в литературе, искусстве, физике, химии. Суть его в следующем: на определенном уровне развития небольшие изменения могут совокупно привести к ново у качеству. Это узлы перехода от одной меры к другой, из одного состояния в другое.
Рассказывают, что однажды П. Пикассо изменил в созданной им статуэтке только положение бивней слона, (он получил замечание: бивни не могут быть задрана кверху), привел их в соответствии с законами анатомии - и искусство погибло, скульптура превратилась в зооэкспонат.
А вот пример из физики: нагрейте воду комнатной температуры на 1 -2 градуса - никто не заметит такого повышения температуры, но добавьте 2 градуса на уровне 98 градусов по Цельсию - вода закипит, активно превращаясь в пар.
По-видимому, нечто сходное произошло в эволюции высших приматов. Казалось бы, совсем незначительные биологические изменения во многих системах органов антропоидов, всего «чуть-чуть», где больше, где меньше, привели в совокупности к гигантскому качественному скачку: появился человек.
Выводы: так от кого же произошел человек? Какие два вида эволюции он прошел?