Доказательства животного происхождения человека

Доказательства животного происхождения человека   Цели урока: 1.      Сформировать представление об истории вопроса о происхождении человека. 2.      Познакомить с доказательствами естественного происхождения человека, путем эволюции от животных. 3.      формировать научное мировоззрение учащихся.  Задачи урока: Образовательные 1.      Познакомить учащихся с различными точками зрения о происхождении человека. 2.      Определите место человека в системе животного мира. 3.      Рассмотреть доказ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доказательства животного происхождения человека

Цели урока:

  1. Сформировать представление об истории вопроса о происхождении человека.

  2. Познакомить с доказательствами естественного происхождения человека, путем эволюции от животных.

  3. формировать научное мировоззрение учащихся.

Задачи урока:

Образовательные

  1. Познакомить учащихся с различными точками зрения о происхождении человека.

  2. Определите место человека в системе животного мира.

  3. Рассмотреть доказательства происхождения человека от животных.

  4. Выявить сходство и различие между человеком и человекообразными обезьянами.

Воспитательные

  1. Продолжить формирование убеждения в познаваемости мира и убежденности в том, что все природные явления имеют причинно-следственные связи.

  2. Обеспечить в ходе урока воспитание гуманизма на примере биогеографических данных выдающихся ученых.

  3. Указать на значение научных представлений о происхождении человека и сопоставить.

Развивающие

  1. Продолжить формирование умения классифицировать и обобщать изучаемые факты и понятия.

ХОД УРОКА

Стих:

Костер, похрустывая ветками,

Мне память тайную встревожил,-

Он был зажжен в пещерах предками

У горно-каменных подножий.

Как трудно было им, «единственным»,

На человеческом рассвете, на неуютной и таинственной

Необустроенной планете.

Быть может, там был каждый гением

(бездарность выжила едва ли)

С таким бессмертным удивлением

Они нам Землю открывали.

На них презрительными мордами, как на случайное уродство,

Посматривали звери гордые

Своим косматым первородством.

Мы стали опытными, взрослыми,

А предки шли призывниками,

Как смертники, в разведку посланные

Предшествующими веками.

Еще не поклонялись идолам,

Еще анналов не писали….

А Прометей был после выдуман -

Огонь они добыли сами.

Человек - один из многочисленных живых существ, обитающих на планете Земля. Он также как и все они, дышит атмосферным воздухом, питается тем, что растет на Земле, также спит и стареет.

Конечно, вы помните сказку Редьярда Киплинга о мальчике, который совсем маленьким ребенком попал в волчью стаю и жил среди зверей. Его звали Маугли. Мальчик вырос и стал большим и сильным мужчиной.

Это всего лишь красивая сказка. Однако сколько смысла заключено в ее содержании:

- мы все одна семья;

- мы живем на одной планете;

- мы подчиняемся одним законам природы;

- мы должны помогать друг другу, особенно тот, кто сильнее и мудрее.

Волчья стая захотела, чтобы Маугли стал их вожаком. Значит, животные признали его. У Маугли было с ними много общего и у нас с теми животными, которые находятся рядом с нами.

Мы уверены, что, взяв фотографию любого живого существа, обитающего на планете Земля (или просто написав его название), вы сможете вспомнить и записать все общее, что объединяет вас с ними. Что это может быть? Запишите в тетрадях число, оставьте место для темы и запишите имя своего самого любимого животного и несколько признаков, объединяющих нас с кошкой, тигром, обезьянами. А теперь поделитесь с нами своими наблюдениями. Какие у вас возникли затруднения? Проверка записей. Объявление целей урока. Сегодня мы вспомним все признаки, объединяющие нас с животными и тема урока «Доказательства эволюции человека». Какие же существуют гипотезы происхождения человека? (слайд 2 ) в школе рассматривается всего одна гипотеза Ч.Дарвина, а например, в США во многих школах, например, в штате Миссури, не признавшем решение Верховного суда, разрешающего преподавание дарвинизма в школах, говорят о 6 днях творения и создания человека по образу и подобию божьему.

Антропология - ( от греч. антропос - человек и логос - учение ).Отрасль естествознания, которая занимается изучением происхождения и эволюции человека. Антропосоциогенез - (от греч. антропос - человек,социум -общество и генезис - происхождение) -процесс происхождения человека, и становления его как вида в процессе формирования общества

  1. укажите положение вида Человек разумный в системе живой природы (слайд)

  2. Сейчас мы вспомним характерные особенности каждого таксона, используя различного рода доказательства эволюции человека (слайд 6)

  3. расчертить в тетрадях таблицу "Основные черты человеческого тела, унаследованные от животных". Фронтальная беседа и заполнение таблицы

Таксон

Черты сходства

Тип хордовые

Двусторонняя симметрия тела, наличие в эмбриональный период развития хорды, глоточных жаберных щелей, дорсальной полой нервной трубки. Слайд - сходство зародышей.

Подтип позвоночные

Позвоночный столб, вентральное положение сердца, головной мозг, парные конечности. (диск п. 45 Сходство стадий зародышей позвоночных)

Класс млекопитающие

Многочисленные и разнообразные кожные железы, волосяной покров, млечные железы, четырехкамерное сердце, возможность терморегуляции, диафрагма, отделяющая грудную полость от брюшной, дифференцированные зубы, три слуховые косточки в среднем ухе, ушные раковины.

Отряд приматы

Подвижные конечности хватательного типа, первый палец противопоставлен остальным, развиты ключицы, шаровидные плечевой и тазобедренный суставы, ногти, крупные, направленные вперед глаза, обеспечивающие бинокулярное зрение.

Семейство Гоминиды

Папилярные узоры на подушечках пальцев, редукция хвоста, четыре группы крови, 90% сходство хромосомного аппарата, отсутствие волос на ладонях и стопах, одинаковые болезни (ветрянка, оспа, ВИЧ), аппендикс и др. Выражение эмоций, Забота о потомстве.

Род Люди

Мозг более 750 см куб очень сложного строения, резкие изгибы позвоночника, мощное развитие седалищных и икроножных мышц, сверх противопоставленный длинный и толстый первый палец на руке, утрата противопоставления первого пальца ног, поредение и исчезновение волосяного покрова на теле.

Вид Homo sapiens sapiens

Мозг объемом 1600 см3 с развитым речевым центром, отсутствие надглазничного валика и теменного гребня, менее развит лицевой отдел черепа, чем мозговой Позвоночный столб с S-образным изгибом.

4. Доказательства происхождения человека от животных по наличию рудиментов и атавизмов.

Работа со слайдами, организация самонаблюдения по выявлению рудиментов (остатков мигательных перепонок, наличие небных валиков, аппендикса, ушных мышц) слайд 17

Запись терминов (что такое рудименты, что такое атавизмы), приведение примеров.

Атавизмы - органы, которые проявляются иногда (многососковость, волосатость, сильно развитые клыки, хвостатость)

Рудименты - Органы утратившие свое значение и сохранившиеся в виде остатков.

Атавизмы - Органы - "возврата к признакам предков"

Выполнение теста:

1 вариант выписывает признаки, характерные для человекообразных обезьян

2 вариант выписывает признаки, характерные для человека

  1. Объем головного мозга 1400-1600 см.

  2. Объем головного мозга 600 см.

  3. Поверхность коры больших полушарий 1250 см.

  4. Поверхность коры больших полушарий 360 см.

  5. Лицо короткое, не выдается вперед.

  6. Лицо вытянутое, выдается вперед.

  7. Челюсти короткие.

  8. Челюсти длинные, вытянутые, крупные.

  9. Клыки не крупнее предкоренных зубов.

  10. Клыки крупнее предкоренных зубов.

  11. Череп сочленен с позвоночников в центре основания.

  12. Череп сочленен с позвоночником в задней части.

  13. Позвоночный столб с S-образным изгибом.

  14. Позвоночный столб прямой или вогнутый назад.

  15. Туловище короче нижних конечностей.

  16. Туловище длиннее нижних конечностей.

  17. Нижние конечности короче верхних конечностей.

  18. Нижние конечности длиннее верхних конечностей.

  19. Большой палец параллелен остальным пальцам руки.

  20. Большой палец перпендикулярен остальным пальцам руки.

  21. На руках ногти.

  22. Выражение эмоций.

  23. Забота о потомстве.

  24. Отсутствие хвоста.

  25. Четыре группы крови.

  26. Болезни и паразиты.

В конце теста проводится взаимопроверка и выставляются оценки.

Составьте правильную последовательность этапов антропогенеза, объединяя слова - синонимы:

« южная обезьяна", человек умелый, австралопитек, синантроп, человек прямоходящий, древнейшие люди, питекантроп, гейдельбергский человек, кроманьонцы, древние люди, новые люди, неандертальцы, первые современные люди. (Должно получиться 4 этапа). Схему напишите на листе бумаги.

Действием биологических или социальных факторов можно объяснить предложенные факты? Заполнить таблицу.

Влияние факторов среды на человека

факт

Причина - действие фактора

биологического

социального
















Факты:

  1. Темноволосая женщина с кудрявыми волосами вступила в брак с мужчиной, имеющим темные гладкие волосы. От этого брака родился ребенок со светлыми волнистыми волосами.

  2. Ребенок, родившись, инстинктивно ищет мать «покрытую шерстью». Когда он хочет спать, важно, чтобы рядом был пушистый предмет - игрушка, одеяло, волосы матери. В любом возрасте человек в отчаянии кричит: «Мама» и хватается руками за шерсть, которая рядом - за собственные волосы.

  3. Если долго не будет найдено средств от СПИДа, то в охваченных пандемией популяциях в Африке будет происходить отбор, увеличивающий долю людей, генетически склонных к моногамии, поскольку от этой болезни умирают и сексуальные партнеры, и их дети.

  4. Сенсационная история с детьми, воспитанными волками, произошла с двумя индийскими девочками - Амалой и Камалой. Через 7 лет после того, как их забрали из волчьего логова, Камала понимала всего 45 слов. К 15 годам напоминала 2-летнего ребенка. А к 17 годам умственное развитие «волчьей воспитанницы» едва достигло уровня 4-летнего человека.

  5. Австрийский психолог Виктор Франкл, прошедший во время второй мировой войны через ужасы концлагерей, писал: «В концентрационном лагере, например…мы были свидетелями того, что некоторые вели себя как свиньи, в то время как другие были святыми. Человек имеет в себе обе эти возможности, и то, которая из них будет актуализирована, зависит от его решения, а не от условий».

Философский феномен «чуть-чуть»

Если суммировать все известные ныне и доступные цифровому изложению показатели биологического сходства человека с человекообразными обезьянами, то окажется, что в процентном соотношении оно составляет 90-99%.

Что вместили в себя эти 1-10% имеющегося отличия? В них ровно столько, чтобы отличить человека от обезьяны. И тут мы подошли к любопытному философскому феномену, который можно назвать феноменом «чуть-чуть».

А поскольку законы философии универсальны, то иллюстрацию к ним можно найти в любой области человеческих знаний. Этот феномен давно известен в литературе, искусстве, физике, химии. Суть его в следующем: на определенном уровне развития небольшие изменения могут совокупно привести к ново у качеству. Это узлы перехода от одной меры к другой, из одного состояния в другое.

Рассказывают, что однажды П. Пикассо изменил в созданной им статуэтке только положение бивней слона, (он получил замечание: бивни не могут быть задрана кверху), привел их в соответствии с законами анатомии - и искусство погибло, скульптура превратилась в зооэкспонат.

А вот пример из физики: нагрейте воду комнатной температуры на 1 -2 градуса - никто не заметит такого повышения температуры, но добавьте 2 градуса на уровне 98 градусов по Цельсию - вода закипит, активно превращаясь в пар.

По-видимому, нечто сходное произошло в эволюции высших приматов. Казалось бы, совсем незначительные биологические изменения во многих системах органов антропоидов, всего «чуть-чуть», где больше, где меньше, привели в совокупности к гигантскому качественному скачку: появился человек.

Выводы: так от кого же произошел человек? Какие два вида эволюции он прошел?

© 2010-2022