• Преподавателю
  • Биология
  • Эссе «Лабораторные работы и исследования как одно из актуальных направлений практической направленности биологии и химии»

Эссе «Лабораторные работы и исследования как одно из актуальных направлений практической направленности биологии и химии»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Баргулова Бибигуль Темрбулатовна, учитель биологии и химии


Эссе «Лабораторные работы и исследования как одно из актуальных направлений практической направленности биологии и химии».

Как научить детей «учиться»? Что может вызвать у них желание узнать больше, чем было сказано на уроке? Что позволит привлечь информационно перегруженных школьников именно к моему предмету? Каждый педагог находит свои пути решения этих проблем: кто-то использует игровые приемы, другие информационно-коммуникационные технологии.

Для меня же руководящей идеей стала практическая направленность биологии, химии.

Моей стратегией стали: лабораторные работы и исследования, занимательные опыты и эксперименты.

Лабораторные работы. Приоритет я отдаю лабораторным работам, заключающимся в проведении и анализе определенного исследования, результаты которого получены опытным путем.

Лабораторные исследования применяю как на уроке, так и во внеурочное время. Они не оставляют равнодушным ни одного ребенка, вовлекают его в познавательную деятельность, заставляют мыслить, анализировать, делать свои выводы. Я пытаюсь показать детям, что биология - это самый интересный предмет в школе. Где еще с помощью микроскопа можно увидеть микроорганизмы, недоступные невооруженному глазу? Где еще можно почувствовать себя в роли ученого- экспериментатора? Что может быть интереснее этого? Знания, полученные в ходе лабораторных занятий хорошо запоминаются и долго держатся в памяти, важно то, что ученики приобретают их не в готовом виде, а самостоятельно, исследуя, например, кожицу лука или строение дождевого червя. Это мотивирует детей глубже изучать природу.

Лабораторные исследования. Еще один аспект моей работы - это исследовательская деятельность. Она реализуется через индивидуальные и групповые проекты. Современная педагогика признает, что метод проектов (разновидность исследовательской деятельности) является самым актуальным и популярным на сегодняшний день. Этот метод личностно-ориентированного обучения я активно использую. Во время лабораторных исследований мои ученики сами добывают информацию, ориентируются в информационном пространстве, а также приобретают навыки критического мышления, решая, например, почему происходит процесс испарения у растений (или почему пауки плетут сеть).

Индивидуальные проекты реализую во внеурочное время. Так, например, мы совместно с ученицей 8 класса - Жиделевой Онегой подготовили индивидуальный экологический проект на тему «Озеленение и создание экологического фитодизайна кабинета биологии». На практическом этапе работы в ходе выбора дизайна мы рассмотрели несколько вариантов, изучили особенности каждого из них, выбрали понравившиеся нам элементы интерьера и составили план своего проекта. С этой работой Онега выступила на научно-практической конференции, проходившей в школе, став победителем в секции «Экологические проекты». В 2013 году приняла участие в заочном этапе I районной научно-исследовательской конференции в направлении «Биология», где вышла в финал.

В последнее время предпочтение отдаю групповым проектам. Что дает мне метод групповых проектов? Данный метод позволяет раскрыть способности каждого члена группы. В ходе работы ученики распределяют между собой роли и обязанности: кто-то становится лидером, а кто-то хорошим исполнителем. Полученный результат они обобщают и анализируют. Так, выполняя мини-проекты в рамках элективного курса «Химия и здоровье» в 9 классе, ученики разделились на несколько групп, каждой из которых было предложено получить собственное мыло, используя при этом разные технологии. В каждой группе был выбран лидер, который руководил созданием готового продукта. Дети были увлечены процессом изготовления мыла и получали удовлетворение от того, что все это сделано «своими руками». Ни одно такое занятие не обходилось без эмоций - радости, удивления и восторга, которые испытывали мои ученики, свое мыло презентовала каждая из групп.

С каждым годом количество участников научно-практической конференции среди моих учеников увеличивается: так 2012 - 1 ученик; 2013 - 1 человек, 2014 - 4ученика. Положительная динамика объясняется тем, что ученики проявляют особый интерес к моим предметам. Чем же привлекают их биология и химия? Оказывается, разгадка здесь совсем простая. Они позволяют с помощью простых опытов и экспериментов увидеть различные процессы и явления, происходящие в природе, а также опровергнуть или подтвердить интересующие детей вопросы, гипотезы. Например, моим ученицам стало интересно, какие детские соки действительно полезны. С помощью простейшего опыта с пищевой содой, девочки смогли выяснить, что банановый сок марки «Фруто-няня» вообще не содержит красителей и поэтому полезен для здоровья. Их проект «Экспертиза качества соков на обнаружение синтетических красителей и органолептических показателей» победил в секции «Исследовательские проекты» на школьной конференции, а затем занял II место уже на муниципальном уровне. В другой работе по агроинженерии, ученицы 6 класса вырастили пшеницу и фасоль, доказав, что саженцы, выращенные на свету, жизнеспособнее тех, что прорастали в темноте. Проект был признан особо интересным и значимым членами жюри школьной НПК в секции «Исследовательские проекты».

Я глубоко убеждена, что такие проекты, послужили отправной точкой в развитии интереса у детей к моему предмету. Подтверждают это и результаты олимпиад в 2012 учебном году ученица 9 класса Жиделева Онега стала призером, а в 2013 - победителем муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии, в 2013 - победителем муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии, в 2014 - победителем муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии. Другая ученица Посохова Мария в 2013 году стала победителем IV Всероссийской предметной олимпиады, заняв 1 место в региональном рейтинге по биологии, а в 2014 - победителем школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии.

Подводя итог, можно сказать, что лабораторные исследования и работы, эксперименты действительно помогают увлечь детей, развить их творческие способности. Прав Томас Карлейль, говоря, что опыт - самый лучший учитель.










Индивидуальные мини-проекты постоянно даю при изучении гигиенических вопросов в 8 классе, при этом ребята могут подробнее остановиться на профилактике нарушения нормальной работы какого-либо органа и сделать для себя выводы. Решая поставленную проблему, ребёнок самовыражается, стремится отстоять правоту своей точки зрения. Вместе с тем у него вырабатываются навыки работы с различными источниками информации, среди которых на первое место в настоящее время выходит интернет. С целью развития интереса обучающихся к предмету и развития умения действовать нестандартно используются ИКТ-технологии, а в частности составление презентаций учащимися.

Проект может быть и групповой. И тогда слабые ребята всегда могут найти посильное дело, а затем выступить вместе со всеми на защите. Это важно и для самооценки обучающегося, он понимает, что любая мелочь важна при выполнении общего дела.

Проба участия восьмиклассников в учебных проектах даёт прочный фундамент для выполнения творческих исследовательских работ в рамках научного общества учащихся 9 - 11 классов. во имя общего дела.

Выполняя исследовательскую работу обучающиеся осуществляют самостоятельный поиск информации, при этом используют интернет-ресурсы, библиотечные издания и др. Кроме этого учатся четко формулировать цели и задачи проекта, находить способы решения поставленной проблемы через решение задач и в конечном итоге приходят к конечному результату, то есть то, к чему стремились, и то, к чему должны были прийти.

Считаю, что совместная работа над проектом помогает ученикам прежде всего раскрыться и самоутвердиться. Для меня, как для учителя в этой работе важно тесное сотрудничество, интересы ребенка, а самое главное, такие работы помогают узнать ученика лучше, посмотреть на него с другой стороны.

Такие виды работ дают возможность развивать познавательную активность, творческие способности учащихся, помогает формировать интерес к научному познанию, развивает мышление.

Я считаю, что лабораторные работы и лабораторные исследования очень актуальны в наше время, дают много плюсов в нашей работе и конечно самим обучающимся, ведь навыки исследования затем применяются и во взрослой жизни.

По-моему, работая с детьми, необходимо проявлять огромное терпение, принимать ребёнка таким, каков он есть.



















© 2010-2022