Урок биологии в 8 классе Состав и функции крови

Данная разработка предназначена для учителей ведущих биологию в 8 классах.  Урок разработан для учителей , которые используют компетентностный подход в обучении учащихся. Все этапы урока предусматривают четкую последовательность деятельности учителя и учащихся . Основная   цель урока : выяснить состав крови и раскрыть ее роль в организме человека; формировать жизненнные компетентности продуктивной деятельности, саморазвития и самообразования, информационной, коммуникативной, поликультурной и здо...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок биологии в 8 классе Состав и функции кровиУрок биологии в 8 классе Состав и функции кровиУрок биологии в 8 классе Состав и функции кровиУрок биологии в 8 классе Состав и функции кровиУрок биологии в 8 классе Состав и функции кровиУрок биологии в 8 классе Состав и функции кровиУрок биологии в 8 классе Состав и функции кровиУрок биологии в 8 классе

Тема . Состав и функции крови.

Цель: выяснить состав крови и раскрыть ее роль в организме человека; формировать жизненные компетентности продуктивной творческой деятельности, саморазвития и самообразования, информационной, коммуникативной , поликультурной и здоровьесберегающей компетентности; воспитывать бережное отношение к собственному здоровью, формировать активную жизненную позицию.

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока:

  1. Актуализация и коррекция опорных знаний.

  • Упражнение «Ты мне - я тебе» (помогает развивать информационные компетентности).

Двое учеников (каждый самостоятельно) записывают на доске термины, выученные на предыдущем уроке. После окончания работы они меняются местами и поясняют значение терминов.

  • Упражнение «Мозаика» (целесообразно применять с целью формирования коммуникативных компетентностей).

На экране перечислен ряд функций. Учитель предлагает ученикам среди предложенных функций выбрать те, которые присущи крови, пояснить свой выбор и , составляя таким образом схему на доске

Функции крови

Терморегуляторная

регуляторная

защитная

трофическая

выделительная

гомеостатическая

дыхательная





  1. Мотивация познавательной деятельности школьников

  • Рассказ учителя (целесообразно применять с целью формирования поликультурных компетентностей)

Учитель. Кровь с давних времен человечество считало носителем жизни. Жрецы и знахари часто называли ее «магической жидкостью» . Наши предки считали, что кровь и жизнь - это одно и то же. На крови клялись, ее приносили в жертву богам, ее скрепляли сюзы и сделки, кропили землю, чтоьы получить богатый урожай, давали пить от болезнеи и старости. Проходило время , много ученых пыталось проникнуть в тайну этой удивительной жидкости. Сегодня ученые детально изучили состав крови и ее функции, мы же попытаемся почерпнуть знания на уроке.

  1. Сообщение учащимся темы, цели и задач урока.

  2. Восприятие и осмысление учениками фактического материала.

Состав крови



  • Работа в группах (целесообразно использовать с целью формирования компетентностей саморазвития и самообразования).

Учитель делит класс на 4 группы, каждая из которых получает задание на карточке

Задание для 1 группы. Рассчитайте, сколько крови циркулирует в теле человека, если масса его 70 кг., а кровь составляет 7,7%.

Задание для 2 группы. Проанализируйте таблицу «Химический состав морской воды и сыворотки крови » и дайте ответ на вопрос: почему кровь называют «плененным морем»

Задание для 3 группы. Охарактеризуйте содержание минеральных солей в плазме крови, обработайте материал учебника. Почему концентрация солей в плазме крови поддерживается на постоянном уровне? Какое практическое значение это имеет?

Задание для 4 группы. Выясните, почему состав и содержание органических веществ в плазме крови может достаточно сильно колебаться, и в каких случаях содержание органических веществ в плазме крови резко возрастает. Используйте для этого материал учебника.

  • обсуждение результатов работы в группах (помогает развивать коммуникационные компетентности)

  • проблемный вопрос (целесообразно использовать с целью формирования здоровьесберегающих компетентностей)

Можно ли при обезвоживании организма для восстановления объема крови вводить дистиллированную воду или концентрированный раствор соли, если известно, что в состав плазмы входит 90-91% воды?

  • Демонстрация

Три одинаковых кусочка картофеля поместить:

А) в дистиллированную воду;

Б) в 0,9% раствор хлорида натрия;

В) в 10% раствор хлорида натрия

Через определенное время ученики замечают разницу между кусочками и объясняют это явлениями диффузии и осмоса.

Вывод: невозможно вводить для восстановления объема крови дистиллированную воду или концентрированный раствор соли, потому что это приведет к гемолизу.

Учитель. А сейчас заглянем рубрику «Интересно знать, что,,,»(целесообразно использовать с целью формирования информационных компетентностей)

Итак, речь тут идет о том, что общее количество крови у мужчин в норме составляет 5,2 л, а у женщин -03,9 л. Через каждый участок тела в среднем за сутки походит 200 тыс. л. Крови. Вся кровь делится на 2 группы:

1) кровь , которая циркулирует в системе кровообращения - 54% общего содержания крови человека;

2) кровь, хранящаяся в кровяных депо (селезенка, печень, кожа) - 46% общего объема крови организма человека;

В селезенке хранится до 16% крови, в печени - 20%, в коже - 10%. Потеря организмом 1/3 части крови часто является несовместимой с жизнью

Физиологический раствор и его применение в медицине

  • объяснение учителя (целесообразно применять с целью формирования информационной компетентности)

Учитель. Для нормальной жизнедеятельности организма важным является состав солей плазмы, так как они определяют осмотическое давление Необычайно важным является и качественный состав этих солей. Изотонический раствор хлористого натрия не способен долгое время поддерживать работу орошаемого органа.

Сердце , например, останавливается, если из орошаемой жидкости убрать соли кальция. То же происходит при излишке солей калия. Раствор, который по своему качественному составу и концентрации солей отвечает составу плазмы, называют физиологическим раствором. Минеральные вещества составляют примерно 0,9% содержания плазмы крови. Изготовленные растворы такой концентрации используются для поддержки изолированных от тела органов, а также как заменители крови при ее потере. К ним, кроме солей, добавляют еще глюкозу и насыщают кислородом.

  • Проблемный вопрос (целесообразно использовать с целью формирования здоровьесберегающих компетентностей)

Почему для приготовления инъекций лекарства растворяют не в дистиллированной воде, а в физиологическом растворе?

  • Решение проблемного задания (помогает развивать здоровьесберегающие компетентности)

  1. Осмысление связей и зависимостей между элементами изученного.

  • Игра «Творческая лаборатория» ( целесообразно использовать с целью формирования компетентностей продуктивной творческой деятельности)

Ученики продолжают работать в уже созданных группах с текстом учебника, изучая материал, определенный учителем.

Задание для 1 группы. Плазма крови.

Задание для 2 группы. Эритроциты.

Задание для 3 группы. Лейкоциты.

Задание для 4 группы. Тромбоциты.

Представитель каждой группы презентует изученный материал с последующим заполнением таблицы.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

  • Работа в группах методом «Бумеранг» (целесообразно использовать с целью формирования компетентностей продуктивной творческой деятельности).

Ученики работают в группах, каждая из которых должна составить один- два вопроса с использованием новых терминов и задать его другой группе по собственному выбору, ели ответ неправильный, то «бумеранг» возвращается к тому , кто его запустил.

  1. Итоги урока. Оценивание.

  2. Сообщение Д.з.





© 2010-2022