Конспект урока по биологии ФГОС 5 класс

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Тема: Ткани организмов

Цель: изучить ткани растительного и животного организма и выявить их характерные особенности

Задачи:

1) Образовательные:

- развить понятие о тканях;

- сформировать представление об особенностях их строения, расположения и функциях;

- раскрыть взаимосвязь строения тканей от выполняемой ими функций.

2) Воспитательные:

- воспитывать у учащихся бережное отношение к природе;

- продолжить формирование умений сравнивать объекты между собой.

3) Развивающие:

- продолжить развитие умение работать с учебником;

- способствовать развитию умений анализировать, обобщать и делать выводы.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- знать суть понятия «ткань», «межклеточное вещество»;

- называть основные ткани растений и животных;

-уметь распознавать и показывать на таблицах растительные и животные ткани

Метапредметные:

регулятивные:

- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- организовывать свою учебную деятельность;

коммуникативные:

- обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

познавательные:

- работать с учебником;

- находить отличия;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

Личностные:

- формировать ответственное отношение к обучению;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с учебником.

  2. Продолжить формирование умения находить отличия, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

  3. Продолжить развитие навыков обучения.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  3. Продолжить формирование умения характеризовать ткани растений и животных.

  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: исследование

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

Методы: частично-поисковый.

Основные понятия: ткань, межклеточное вещество.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, картофель сырой и варенный.



















Технологическая карта урока:



Этапы урока

Приём урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД


1

Организационный момент

Приветствие.

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

Биологию, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень важная наука,

Очень точная наука,

Интересная наука -

Это биология!

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя.

2.

Повторение изученного материала

Письменная индивидуальная работа

Организует повторение знаний, закрепление умений:

  1. Раздает индивидуальные карточки с заданиями для письменной работы; (Приложение № 1)

  2. Отчет творческой работы модель - аппликация

« Строение клетки» (Приложение № 2)

  1. Учащиеся выполняют письменную работу по индивидуальным карточкам;

  2. Сдают модели-аппликации

« Строение клетки»

Личностные: формирование интеллектуальных умений.

Регулятивные:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Предметные: показать знание и различение на карточках основных частей клеток.


2

Изучение нового материала.

Мотивация


Создание проблемной ситуации

Учитель: «Давайте представим строительство дома из кирпича. У строителей нет цементного раствора, и они кладут стены из кирпича, не скрепляя его. Что может произойти с таким домом? Клетки в организме можно сравнить с кирпичиками. Должны они скрепляться, чтобы организм не развалился на отдельные кирпичики? Следовательно, кроме клеток в организме должно быть вещество, их скрепляющее. Это межклеточное вещество». Предлагает записать определение в тетради (слайд 1)

Отвечают на вопросы учителя, записывают определение межклеточного вещества в тетради

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Учитель: «Кроме соединяющей функции, межклеточное вещество выполняет питательную функцию (из него в клетки попадают питательные вещества и обратно уходят ненужные вещества). Иногда межклеточное вещество разрушается, и клетки отделяются друг от друга.

Учитель демонстрирует на примере сырого и вареного картофеля. И так, мы знакомимся с новым понятием «ткань».

Из чего она состоит? (слайд 2)

Предлагают варианты строения ткани

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Групповая работа с текстом учебника

Учитель: «Ткани организма неоднородны и отличаются друг от друга по строению и функциям. Предлагаю Вам поиграть в игру «Диалоги о тканях». Все учащиеся делятся на две группы «Ботаники» и «Зоологи», самостоятельно знакомятся с тканями растительного и животного организма (1 группа работает с текстом «Ткани растений, а 2-я группа «Ткани животных») и рассказывают о них. А для простоты запоминания материала предлагаю вам новый материал оформить в виде таблицы (слайд № 3)

Самостоятельно заполняют таблицу, работая с текстом учебника

( Приложение № 3)

Познавательные: научиться воспринимать и анализировать текст. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Коммуникативные:

умение работать в группе.

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.



Физкультминутка

Демонстрирует задание на улучшение эмоционального состояния

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки, улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем как зайки,

Сразу станем все бодрей!

Потянулись и вдохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

Выполняют действия, которые указаны в стихотворении.

Личностные: знание основ здорового образа жизни.

Выступление учащихся каждой группы

( слайд 4-13)

Учитель вызывает учащихся каждой группы, просит их рассказать о той или иной ткани, сопровождает их рассказ демонстрацией соответствующего слайда, комментирует и дополняет ответы учащихся

По очереди рассказывают свой вид ткани, остальные кратко конспектируют новые данные в таблицу

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении темы интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Коммуникативные: умение слушать, воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Предметные результаты: формирование первичных систематизированных представлений о строении и функций тканей.

3

Закрепление нового материала


Работа в парах

Выдает учащимся карточки с заданием:

«Выбери верное утверждение»

( Приложение № 4)

Выполняют работу в паре.

Личностные::формирование ответственного отношения к учению.

Регулятивные:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные: умение работать в паре.

Познавательные: умение структурировать материал, выделять в нем необходимую информацию.

4

Итоги урока.

Домашнее задание

( Слайд № 14)

Подведение итогов, выставление оценок за работу на уроке.

Рефлексия.

Организует беседу с классом по вопросам:

  1. Достигли ли вы цели урока?

  2. Какие затруднения у вас возникли при проведении самостоятельной работы?

  3. Что нового вы узнали?

Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся. Учитель предлагает «Диагностическую карту».


Учитель задает домашнее задание

§5

Творческое задание на выбор:

  1. Подготовить сообщение: « Значение ткани животных или растений для человека» по материалам Интернет и научно- популярной литературы;

  2. Модель-аппликация тканей растительного или животного организма ( из любого материала).

Отвечают на вопросы.


Заполняют диагностические карты

( Приложение № 5)

Личностные: Самооценка на основе успешности. Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные: Умение выражать свои мысли

Регулятивные:

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Познавателъные:

работать с различными источниками информации, готовить сообщения и представлять ре­зультаты работы классу.





Список используемой литературы:

  • Учебник: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. - М. : Вентана-Граф, 2015. - 128 с.

  • Методическое пособие к учебнику Биология И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. - М. : Вентана-Граф, 2015. - 80 с.




Приложение 1.

Индивидуальные карточки

№ 1.

  1. Раскрыть понятие: цитология

  2. Подписать строение клетки

Конспект урока по биологии ФГОС 5 класс

  1. Чем клеточная стенка отличается от клеточной мембраны?

№ 2.

  1. Раскрыть понятие: клетка

  2. Подписать строение клетки

Конспект урока по биологии ФГОС 5 класс


  1. Перечислить увеличительные приборы?

№ 3

  1. Раскрыть понятие: клеточный сок.

  2. Подписать строение клетки

Конспект урока по биологии ФГОС 5 класс


  1. Название единицы измерения клеток.





Приложение № 2






































Приложение № 3





Таблица
«Ткани организмов»


Ткань

Строение

Функции

Что образует?

Ткани растений

Образовательная





Основная





Покровная





Проводящая





Механическая





Ткани животных

Эпителиальная





Соединительная





Мышечная





Нервная







ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Выбери верное утверждение:



  1. Группа клеток, имеющих общее строение, происхождение и выполняющая одинаковые функции, называется тканью.

  2. Клетки механической ткани имеют утолщённую оболочку.

  3. Покровные ткани обеспечивают прочность растения.

  4. Мышечная ткань находится в крови.

  5. Проводящие ткани имеют вид трубочек или сосудов.

  6. Соединительная ткань имеет много межклеточного вещества.

  7. Основные ткани являются только проводником воды и питательных веществ.

  8. Нервная ткань состоит из спинного мозга.

  9. В эпителиальной ткани нет практически межклеточного вещества.

  10. У многоклеточных организмов клетки неодинаковые.







Приложение № 5


ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

Учащегося 5 класса

__________________________________________________________


Тема

Основные понятия темы

Результаты работы

(что усвоил:

+ или -)

1

Ткани организмов

Ткань

Межклеточное вещество

Образовательная ткань

Покровная ткань

Механическая ткань

Проводящая ткань

Основная ткань

Эпителиальная ткань

Соединительная ткань

Мышечная ткань

Нервная ткань


© 2010-2022