- Преподавателю
- Биология
- Тематическая контрольная работа по биологии в 5 классе. Тема Грибы
Тематическая контрольная работа по биологии в 5 классе. Тема Грибы
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Панова О.Г. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Работа составлена в соответствии с требованиями ФГОС (второго поколения)
Тематическая контрольная работа по биологии в 5 классе. Тема Грибы.
Ученика__________________________________
Прочитайте текст «Общая характеристика царства Грибов» и выполните задания.
Общая характеристика царства Грибы.
Грибы выделяют в особое царство, насчитывающее около 100 000 видов, обитающих в основном на суше. По строению грибы очень разнообразны - от одноклеточных форм до сложноустроенных шляпочных форм. Это эукариотические (в их клетках содержится одно или несколько ядер). организмы, занимающие промежуточное положение между растениями и животными.
Клетка гриба снаружи покрыта оболочкой. У большинства грибов в её состав входит хитин (из этого вещества состоят покровы членистоногих животных). Под оболочкой клетки гриба имеется мембрана. Она окружает цитоплазму, в которой находится ядро, мелкие вакуоли и органоиды, обеспечивающие дыхание, перемещение веществ в клетке и другие функции. Клетки грибов не содержат пластид, в качестве запасного углевода откладывается гликоген, как у животных, а не крахмал, как в растениях.
Тело грибов - грибница (или мицелий) - система тонких ветвящихся нитей - гиф. Гифы грибов могут состоять из большого числа одноядерных или многоядерных клеток или одной крупной многоядерной клетки. Обычно мицелий погружен в субстрат, но у шляпочных грибов гифы выступают на поверхность, образуя органы размножения или плодовые тела, состоящие из пенька и шляпки. В трубках ( трубчатые грибы) или пластинках (пластинчатые грибы) шляпки развиваются споры, при помощи которых грибы размножаются.
По способу питания грибы - гетеротрофы - питаются готовыми органическими веществами.
В зависимости от способа питания грибы делятся на три группы:
-
сапрофиты ( используют органические вещества погибших организмов),
-
симбионты (вступают в симбиоз с высшими растениями, образуют микоризу - грибокорень ),
-
паразиты ( в качестве источника питания используют органические вещества других организмов).
Задания. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Задание № 1. Подпишите на рисунке 1 название основных частей гриба.
1 ------------
2 - ----------
3 - ------------
4 - ----------- -
4 1
2
3
Рисунок 1
Ответьте на вопросы:
-
Представитель какой группы грибов изображен на рисунке?
Ответ _________________________________________
-
Какой цифрой на рисунке обозначены части гриба, отвечающие за:
7
7а - питание; ________________б - размножение ______________
Оценочные баллы
Максимальный Фактический балл
Задание № 2. Заполните таблицу 1.
таблица 1.
Признаки сходства грибов
Индивидуальные признаки грибов
с растениями
с животными
прикреплённый образ жизни
гетеротрофы
тело (грибница) состоит из гиф
растут в течении всей жизни
содержат хитин
основной способ размножения - спорами.
питаются путем всасывания питательных веществ поверхностью тела
в клетках нет пластид и крупных вакуолей
Имеются плодовые тела для распространения и расселения спор
поверх мембраны толстая клеточная стенка
в качестве запасного углевода откладывают гликоген
Ответьте на вопрос.
По какому признаку все разнообразные грибы объединяются в одно царство?
122222222Ответ: ______________________________________________________________________
Оценочные баллы Максимальный балл: Фактический балл
Изучите таблицу 2. «Основные представители грибов»,
гриб
изображение
Особенности
Мукор
Плесневый гриб,тело представляет собой одну многоядерную сильно разветвлённую клетку. Споры образуются в шаровидных спорангиях.
Пеницилл
Плесневый гриб, тело - многоклеточный мицелий. Споры образуются в кисточках.
Дрожжи
Одноклеточные грибы, размножаются почкованием.
Трутовики
Паразиты, поселяющиеся на деревьях и питающиеся за их счет.
Фитофтора
Паразитирует на различных частях пасленовых растений. Размножается частями мицелия, спорами.
Спорынья
Паразитический гриб, поражающий злаки.
Шляпочные
грибы
Наиболее высокоорганизованные грибы. Плодовые тела состоят из ножки и шляпки, образованных плотно переплетёнными гифами мицелия. По характеру строения нижнего слоя шляпки грибы делятся на трубчатые и пластинчатые . Многие вступают в симбиоз с расте-ниями, образуя микоризу (грибоко-рень).
Задание № 3. Заполните схему Питание грибов.
Грибы ( по способу питания)
питания)
Примеры
Примеры
Примеры
6
Оценочные баллы
Максимальный балл Фактический балл
Задание № 4. Установите соответствие между видами грибов и особенностями их строения и жизнедеятельности.
Особенности строения
грибы
А) тело представлено одной гигантской клеткой
-
мукор
Б) споры созревают в шаровидных головках
В) паразит
-
трутовик
Г) сапрофит
Д) плодовое тело состоит из шляпки и ножки
-
белый гриб
Е) вступает в симбиоз с корнями деревьев
Ответ запишите в таблицу, подставив к буквам соответствующие цифры.
А
Б
В
Г
Д
Е
6
Оценочные баллы
Максимальный балл Фактический балл
Задание № 5.Рассмотрите рисунок 2. Виды грибов.
рисунок 2.
Установите соответствие между грибами и группой, к которой они принадлежат.
Грибы
Группа
А) масленок
-
трубчатые
Б) подберёзовик
В) белый гриб
-
пластинчатые
Г) груздь
Д) сыроежка
Е) рыжик
Ответ запишите в таблицу, подставив к буквам соответствующие цифры.
А
Б
В
Г
Д
Е
6
Оценочные баллы
Максимальный балл: Фактический балл
37Максимальный балл за все задания
Фактические баллы
Тренировочные задания.
Часть А.Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Выберите один правильный ответ из четырёх.
-
Роль грибов в круговороте веществ заключается в том, что они:
А -являются производителями;
Б - выделяют кислород;
В - минерализуют органические остатки;
Г - создают органические вещества.
-
Шампиньоны в отличие от многих шляпочных грибов выращиваются в промышленном масштабе, так как:
А - не образуют микоризу;
Б - питаются готовыми органическими веществами;
В - имеют плодовое тело, состоящее из шляпки и ножки;
Г - не нуждаются в свете.
3. К какой группе грибов относится спорынья?
А -съедобные;
Б - ядовитые;
В - плесени;
Г - паразиты.
4. Имеется ли плодовое тело у мукора?
А - да; Б - нет.
5. Какие грибы образуют микоризу?
А - дрожжи;
Б - спорынья;
В - трутовик;
Г - подберёзовик.
Ответ запишите в таблицу, подставив к цифрам соответствующие буквы.
1
2
3
4
5
5
5
Оценочные баллы Максимальный балл Фактический балл
Часть В Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. /
Выберите три правильных ответа из предложенных и запишите цифры, под которыми они
указаны в порядке возрастания.
В -1. Положительная роль грибов
В - 2. В чем проявляется сходство грибов
и животных?
-
продукты питания;
-
связывание атмосферного азота;
-
возбудители заболевания человека;
-
источник получения антибиотиков;
-
синтез атмосферного кислорода;
-
участие в круговороте веществ в природе.
-
гетеротрофный способ питания;
-
неограниченный рост;
-
в экосистемах являются производителями;
-
запасное питательное вещество - гликоген;
-
имеют клеточное строение;
-
не имеют оформленного ядра.
Ответ ____________________
Ответ ____________________
6
6
Оценочные баллы Максимальный балл Фактический балл
Часть С.
С -1.Дайте определение понятий. /Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла /
Симбиоз_________________________________________________________________
Микориза________________________________________________________________
4
6
Оценочные баллы Максимальный балл Фактический балл
С -2. Рассмотрите рисунок гриба пеницилла. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки.
1. Мицелий пеницилла представляет собой одну сильно разросшуюся клетку.
2. Как и все грибы, пеницилл имеет клеточную стенку из целлюлозы;
3. Питается пеницилл готовыми органическими веществами, поглощая их поверхностью тела;
4. Споры пеницилла созревают в шаровидных спорангиях;
5. Пеницилл относится к плесневым грибам;
6. Человек использует пеницилл для получения антибиотиков.
Ответ ________
__Оценочные баллы Максимальный балл: Фактический балл
3
Максимальный балл за тренировочные задания Фактический балл ___
188
Максимальный балл за всю работу Фактический балл
55
Шкала перевода баллов в отметку.
Баллы
До 25 баллов
26 - 35 баллов
36 -45 баллов
46 - 55 баллов
Отметка
2
3
4
5