Рабочая программа и календарно-тематический план по биологии в 7 классе

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов Федерального уровня:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 01.02.2011 г. № 1897

3. Федеральный перечень учебников/ Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 008-548.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 19993).

5. Примерная программа основного общего образования по биологии.

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г. Регистрационный № 19676) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников).

7. Годовой календарный график МОБУ Верхнесуянская ООШ на 2015-2016 учебный год.

Настоящий календарно-тематический план рассчитан на 2 часа в неделю, на протяжении учебного года, то есть 70 часов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны:

Знать/ понимать

- основные черты сходства и отличия животных и растений;

- основные виды животных своей местности;

- связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания:

- сравнительные морфолого-анатомические характеристики изученных типов животных;

- связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями;

- особенности индивидуального и исторического развития животных;

- роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами биоценоза и факторами среды;

- значение животных в природе и жизни человека;

- законы об охране животного мира.

Уметь

- пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения различных групп животных;

- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

- работать с учебной и научно- популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

- определять принадлежность животных к систематическим категориям;

- владеть языком предмета.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • Соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых животными.

  • Оказание первой помощи при укусах животных.

  • Выращивание и размножение домашних животных, уход за ними.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Введение.(2 часа).

История изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

Тема 1.Многообразие животных (40 часов).

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Многоклеточные животные.

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека.

Тип Плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Особенности и значение.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Особенности и значение.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Многообразие, Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые. Многообразие, Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека

Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Класс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс Пресмыкающиеся.

Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека

Класс Птицы. Многообразие, Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Многообразие, Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие и редкие виды.

Тема2. Строение, индивидуальное развитие, эволюция. (13 часов).

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продление рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Тема 3. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3 часа).

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.

Тема 4. Биоценозы ( 5 часов).

Естественные и искусственные биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Тема 5. Животный мир и хозяйственная деятельность человека. (7 часов).

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Красная книга. Рациональное использование животных.

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

п/п

Тема

Количество часов

1

Введение.

2

2

Многообразие животных

40

3

Строение, индивидуальное развитие, эволюция.

13

4

Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

3

5

Биоценозы.

5

6

Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

7

7

Итого:

70


УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.

Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: Учебник для 7 кл.- М: Дрофа, 2006.

Дополнительная литература.

Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина, В.А.Шапкина/ авт. Сост. Н.И.Галушкова. - Волгоград: Учитель, 2008.






Календарно - тематическое планирование (70 часов, 2 часа в неделю).

п/п

Тема урока

Форма контроля.

Лабораторные работы.

Домашнее задание

Дата

План

Факт

Введение (2ч).

Инструктаж по ТБ. История развития зоологии


Прочитать

§ 1, ответить на вопросы

3.09


Современная зоология

Фронтальный опрос

Прочитать § 2, ответить на вопросы

8.09

Многообразие животных (40ч).

Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики

Фронтальный опрос

Прочитать § 3, заполнить таблицу

10.09


Простейшие: Жгутиконосцы, инфузории

Индивидуальный опрос

Прочитать § 4, ответить на вопросы

15.09


Тип Губки: известковые, стеклянные, обыкновенные

Тестовый контроль

Прочитать § 5, ответить на вопросы

17.09


Тип Кишечнополостные

Классы Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.

Индивидуальный опрос

Прочитать § 6, заполнить таблицу

22.09


Тип Плоские черви

Классы Ресничные, Сосальщики, Ленточные.

Фронтальный опрос

Прочитать § 7, ответить на вопросы

29.09


Тип Круглые черви

Индивидуальный опрос

Инструктаж по ТБ. Л.р № 1 «Знакомство с многообразием червей»

Прочитать § 8, ответить на вопросы

1.10


Тип Кольчатые черви, или кольчецы.

Класс Многощетинковые

Фронтальный опрос

Прочитать § 9, ответить на вопросы

6.10


Классы кольчецов. Малощетинковые, или олигохеты, пиявки

Фронтальный опрос

Инструктаж по ТБ. Л.р № 2 «Внешнее строение дождевого червя»

Прочитать § 10, заполнить таблицу

8.10


Тип Моллюски

Индивидуальный опрос

Прочитать §11, заполнить таблицу

13.10


Классы Моллюсков. Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Фронтальный опрос

Прочитать § 12, ответить на

вопросы

15.10


Тип Иглокожие

Тестовый контроль

Прочитать § 13, ответить на

вопросы

20.10


Тип Членистоногие.

Класс Ракообразные.

Индивидуальный опрос

Прочитать §14,

стр. 56-58, подготовить сообщение

27.10


Класс Паукообразные

Индивидуальный опрос

Прочитать

§ 14, стр. 59-62, ответить на вопросы

29.10


Класс Насекомые

Фронтальный опрос, тест

Инструктаж по ТБ. Л.р № 3 «Изучение представителей отрядов насекомых»

Прочитать

§ 15,ответить на вопросы

5.11


Отряды насекомых: таракановые, прямокрылые, уховертки, поденки.

Индивидуальный опрос

Прочитать

§ 16, подготовить сообщение

вопросы, заполнить таблицу

10.11


Отряды насекомых: стрекозы, вши, клопы, жуки

Фронтальный опрос

Прочитать

§ 17, заполнить таблицу

12.11


Отряды насекомых: бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи.

Фронтальный опрос

Прочитать

§ 18,

заполнить таблицу

17.11


Отряд насекомых: перепончатокрылые

Индивидуальный опрос

Прочитать

§ 19, подготовить сообщение

19.11


Роль насекомых в природе и жизни человека

Фронтальный опрос

Повторить §14-19

24.11


Обобщающий урок по теме «Тип членистоногие»

Итоговый контроль

Повторить §17-19

1.12


Тип Хордовые.

Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или позвоночные

Фронтальный опрос

Прочитать

§ 20, ответить на

вопросы

3.12


Классы Рыб

Индивидуальный опрос

Прочитать

§ 21, ответить на

вопросы

8.12


Класс Хрящевые рыбы

Фронтальный опрос

Прочитать

§ 22, ответить на

вопросы

10.12


Класс Костные рыбы

Индивидуальный опрос

Прочитать

§ 23,

заполнить таблицу

15.12


Класс Земноводные, или Амфибии

Тестовый контроль

Прочитать

§ 24, подготовить сообщение

17.12


Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

Отряд Чешуйчатые

Фронтальный опрос

Прочитать

§ 25, ответить на

вопросы

22.12


Отряды пресмыкающихся: черепахи, крокодилы

Индивидуальный опрос

Прочитать

§ 26,

заполнить таблицу

24.12


Класс Птицы. Общая характеристика

Тестовый контроль

Инструктаж по ТБ. Л.р №4 «Изучение внешнего строения птиц»

Прочитать

§ 27, стр. 134-136, ответить на вопросы

29.12


Инструктаж по ТБ. Отряд Пингвины

Индивидуальный опрос

Прочитать

§ 27, стр. 136-138, ответить на вопросы

14.01


Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные

Фронтальный опрос

Прочитать

§ 28, заполнить таблицу

19.01


Отряды птиц: дневные хищные, совы, куриные

Фронтальный опрос

Прочитать

§ 29,

заполнить таблицу

21.01


Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые

Фронтальный опрос

Прочитать §30, повторить

§ 27-29

26.01


Контрольная работа №1 по теме «Птицы»

Итоговый контроль

Творческое задание: составить кроссворд

28.01


Класс Млекопитающие или Звери.

Фронтальный опрос

Прочитать

§ 31, стр.157-158, ответить на вопросы

2.02


Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые

Фронтальный опрос

Прочитать

§ 31, стр. 158-163, заполнить таблицу

4.02


Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные

Фронтальный опрос

Прочитать

§ 32, ответить на

вопросы

9.02


Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные

Индивидуальный опрос

Прочитать

§ 33, заполнить таблицу

11.02


Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные

Индивидуальный опрос

Прочитать

§ 34,ответить на вопросы

16.02


Отряды млекопитающих: Приматы

Индивидуальный опрос

Прочитать

§ 35,повторить §31-34

18.02


Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие» .

Итоговый контроль

Повторить

§ 34-35, составить тест

25.02

Строение, индивидуальное развитие, эволюция (13ч).

Покровы тела

Фронтальный опрос

Прочитать § 36, ответить на вопросы

1.03


Опорно-двигательная система.

Фронтальный опрос

Прочитать § 37, ответить на вопросы

3.03


Способы передвижения животных. Полости тела.

Фронтальный опрос

Прочитать § 38, заполнить таблицу

10.03


Органы дыхания и газообмен.

Фронтальный опрос

Прочитать § 39, ответить на вопросы

15.03


Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии

Тестовый контроль

Прочитать § 40, заполнить таблицу

17.03


Кровеносная система. Кровь.

Фронтальный опрос

Прочитать § 41, ответить на

вопросы

22.03


Органы выделения.

Индивидуальный опрос

Прочитать § 42, ответить на

вопросы

24.03


Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

Фронтальный опрос

Прочитать § 43, заполнить таблицу

5.04


Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

Фронтальный опрос

Прочитать § 44, заполнить таблицу

7.04


Способы размножения животных. Развитие животных с превращением и без превращения

Тестовый контроль

Прочитать §46-47, ответить на вопросы

12.04


Продление рода. Органы размножения.

Тестовый контроль

Прочитать § 45, ответить на вопросы

14.04


Периодизация и продолжительность жизни животных.

Индивидуальный опрос

Прочитать § 48, повторить

§36-47

19.04


Контрольная работа № 2 по теме: «Строение, индивидуальное развитие,

эволюция»

Итоговый контроль

Повторить §45-48,

21.04

Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3ч).


Анализ контрольной работы. Доказательства эволюции животных

Фронтальный опрос

Прочитать § 49, ответить на

вопросы

26.04


Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира.

Многообразие видов как результат эволюции.

Индивидуальный опрос

Прочитать § 50-51, заполнить таблицу

28.04


Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных

Индивидуальный опрос

Прочитать § 52, заполнить таблицу

2.05

Биоценозы (5ч).


Естественные и искусственные биоценозы

Фронтальный опрос

Прочитать § 53, ответить на вопросы

3.05


Факторы среды и их влияние на биоценозы.

Фронтальный опрос

Прочитать § 54, ответить на

вопросы

5.05


Цепи питания. Поток энергии.

Фронтальный опрос

Прочитать § 55, ответить на

вопросы

10.05


Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу

Индивидуальный опрос

Прочитать § 56, повторить § 49-55

12.05


Контрольная работа № 3 по разделу: «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы»

Итоговый контроль

Творческое задание: составить тест

16.05

Животный мир и хозяйственная деятельность человека (7ч).


Анализ контрольной работы. Воздействие человека и его деятельности на животных

Фронтальный опрос

Прочитать § 57, ответить на

вопросы

17.05


Одомашнивание животных

Фронтальный опрос

Прочитать § 58, ответить на

вопросы

19.05


Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.

Индивидуальный опрос

Прочитать § 59, ответить на вопросы

23.05


Охрана и рациональное использование животного мира

Фронтальный опрос

Прочитать § 60, повторить § 57-59

24.05


Итоговая контрольная работа по курсу «Биология. Животные».

Тестовый контроль, карточки

Повторить

§ 1-60

26.05


Анализ контрольной работы.

Анализ контрольной работы

Составить кроссворд

28.05


Обобщающий урок по разделу

«Животный мир и хозяйственная деятельность человека»

Итоговый контроль

Летние задания

30.05

11


© 2010-2022