- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа и календарно-тематический план по биологии в 7 классе
Рабочая программа и календарно-тематический план по биологии в 7 классе
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Курбанова Г.Г. |
Дата | 26.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа разработана на основе нормативных документов Федерального уровня:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 01.02.2011 г. № 1897
3. Федеральный перечень учебников/ Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 008-548.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 19993).
5. Примерная программа основного общего образования по биологии.
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г. Регистрационный № 19676) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников).
7. Годовой календарный график МОБУ Верхнесуянская ООШ на 2015-2016 учебный год.
Настоящий календарно-тематический план рассчитан на 2 часа в неделю, на протяжении учебного года, то есть 70 часов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны:
Знать/ понимать
- основные черты сходства и отличия животных и растений;
- основные виды животных своей местности;
- связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания:
- сравнительные морфолого-анатомические характеристики изученных типов животных;
- связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями;
- особенности индивидуального и исторического развития животных;
- роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами биоценоза и факторами среды;
- значение животных в природе и жизни человека;
- законы об охране животного мира.
Уметь
- пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения различных групп животных;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- работать с учебной и научно- популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
- определять принадлежность животных к систематическим категориям;
- владеть языком предмета.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
-
Соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых животными.
-
Оказание первой помощи при укусах животных.
-
Выращивание и размножение домашних животных, уход за ними.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Введение.(2 часа).
История изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Тема 1.Многообразие животных (40 часов).
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Многоклеточные животные.
Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека.
Тип Плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Особенности и значение.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Особенности и значение.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Многообразие, Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые. Многообразие, Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека
Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Класс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс Пресмыкающиеся.
Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека
Класс Птицы. Многообразие, Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Многообразие, Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие и редкие виды.
Тема2. Строение, индивидуальное развитие, эволюция. (13 часов).
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продление рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Тема 3. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3 часа).
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.
Тема 4. Биоценозы ( 5 часов).
Естественные и искусственные биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Тема 5. Животный мир и хозяйственная деятельность человека. (7 часов).
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Красная книга. Рациональное использование животных.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
-
№
п/п
Тема
Количество часов
1
Введение.
2
2
Многообразие животных
40
3
Строение, индивидуальное развитие, эволюция.
13
4
Развитие и закономерности размещения животных на Земле.
3
5
Биоценозы.
5
6
Животный мир и хозяйственная деятельность человека.
7
7
Итого:
70
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.
Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: Учебник для 7 кл.- М: Дрофа, 2006.
Дополнительная литература.
Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина, В.А.Шапкина/ авт. Сост. Н.И.Галушкова. - Волгоград: Учитель, 2008.
Календарно - тематическое планирование (70 часов, 2 часа в неделю).
№ п/п
Тема урока
Форма контроля.
Лабораторные работы.
Домашнее задание
Дата
План
Факт
Введение (2ч).
Инструктаж по ТБ. История развития зоологии
Прочитать
§ 1, ответить на вопросы
3.09
Современная зоология
Фронтальный опрос
Прочитать § 2, ответить на вопросы
8.09
Многообразие животных (40ч).
Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики
Фронтальный опрос
Прочитать § 3, заполнить таблицу
10.09
Простейшие: Жгутиконосцы, инфузории
Индивидуальный опрос
Прочитать § 4, ответить на вопросы
15.09
Тип Губки: известковые, стеклянные, обыкновенные
Тестовый контроль
Прочитать § 5, ответить на вопросы
17.09
Тип Кишечнополостные
Классы Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.
Индивидуальный опрос
Прочитать § 6, заполнить таблицу
22.09
Тип Плоские черви
Классы Ресничные, Сосальщики, Ленточные.
Фронтальный опрос
Прочитать § 7, ответить на вопросы
29.09
Тип Круглые черви
Индивидуальный опрос
Инструктаж по ТБ. Л.р № 1 «Знакомство с многообразием червей»
Прочитать § 8, ответить на вопросы
1.10
Тип Кольчатые черви, или кольчецы.
Класс Многощетинковые
Фронтальный опрос
Прочитать § 9, ответить на вопросы
6.10
Классы кольчецов. Малощетинковые, или олигохеты, пиявки
Фронтальный опрос
Инструктаж по ТБ. Л.р № 2 «Внешнее строение дождевого червя»
Прочитать § 10, заполнить таблицу
8.10
Тип Моллюски
Индивидуальный опрос
Прочитать §11, заполнить таблицу
13.10
Классы Моллюсков. Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.
Фронтальный опрос
Прочитать § 12, ответить на
вопросы
15.10
Тип Иглокожие
Тестовый контроль
Прочитать § 13, ответить на
вопросы
20.10
Тип Членистоногие.
Класс Ракообразные.
Индивидуальный опрос
Прочитать §14,
стр. 56-58, подготовить сообщение
27.10
Класс Паукообразные
Индивидуальный опрос
Прочитать
§ 14, стр. 59-62, ответить на вопросы
29.10
Класс Насекомые
Фронтальный опрос, тест
Инструктаж по ТБ. Л.р № 3 «Изучение представителей отрядов насекомых»
Прочитать
§ 15,ответить на вопросы
5.11
Отряды насекомых: таракановые, прямокрылые, уховертки, поденки.
Индивидуальный опрос
Прочитать
§ 16, подготовить сообщение
вопросы, заполнить таблицу
10.11
Отряды насекомых: стрекозы, вши, клопы, жуки
Фронтальный опрос
Прочитать
§ 17, заполнить таблицу
12.11
Отряды насекомых: бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи.
Фронтальный опрос
Прочитать
§ 18,
заполнить таблицу
17.11
Отряд насекомых: перепончатокрылые
Индивидуальный опрос
Прочитать
§ 19, подготовить сообщение
19.11
Роль насекомых в природе и жизни человека
Фронтальный опрос
Повторить §14-19
24.11
Обобщающий урок по теме «Тип членистоногие»
Итоговый контроль
Повторить §17-19
1.12
Тип Хордовые.
Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или позвоночные
Фронтальный опрос
Прочитать
§ 20, ответить на
вопросы
3.12
Классы Рыб
Индивидуальный опрос
Прочитать
§ 21, ответить на
вопросы
8.12
Класс Хрящевые рыбы
Фронтальный опрос
Прочитать
§ 22, ответить на
вопросы
10.12
Класс Костные рыбы
Индивидуальный опрос
Прочитать
§ 23,
заполнить таблицу
15.12
Класс Земноводные, или Амфибии
Тестовый контроль
Прочитать
§ 24, подготовить сообщение
17.12
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии
Отряд Чешуйчатые
Фронтальный опрос
Прочитать
§ 25, ответить на
вопросы
22.12
Отряды пресмыкающихся: черепахи, крокодилы
Индивидуальный опрос
Прочитать
§ 26,
заполнить таблицу
24.12
Класс Птицы. Общая характеристика
Тестовый контроль
Инструктаж по ТБ. Л.р №4 «Изучение внешнего строения птиц»
Прочитать
§ 27, стр. 134-136, ответить на вопросы
29.12
Инструктаж по ТБ. Отряд Пингвины
Индивидуальный опрос
Прочитать
§ 27, стр. 136-138, ответить на вопросы
14.01
Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные
Фронтальный опрос
Прочитать
§ 28, заполнить таблицу
19.01
Отряды птиц: дневные хищные, совы, куриные
Фронтальный опрос
Прочитать
§ 29,
заполнить таблицу
21.01
Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые
Фронтальный опрос
Прочитать §30, повторить
§ 27-29
26.01
Контрольная работа №1 по теме «Птицы»
Итоговый контроль
Творческое задание: составить кроссворд
28.01
Класс Млекопитающие или Звери.
Фронтальный опрос
Прочитать
§ 31, стр.157-158, ответить на вопросы
2.02
Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые
Фронтальный опрос
Прочитать
§ 31, стр. 158-163, заполнить таблицу
4.02
Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные
Фронтальный опрос
Прочитать
§ 32, ответить на
вопросы
9.02
Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные
Индивидуальный опрос
Прочитать
§ 33, заполнить таблицу
11.02
Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные
Индивидуальный опрос
Прочитать
§ 34,ответить на вопросы
16.02
Отряды млекопитающих: Приматы
Индивидуальный опрос
Прочитать
§ 35,повторить §31-34
18.02
Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие» .
Итоговый контроль
Повторить
§ 34-35, составить тест
25.02
Строение, индивидуальное развитие, эволюция (13ч).
Покровы тела
Фронтальный опрос
Прочитать § 36, ответить на вопросы
1.03
Опорно-двигательная система.
Фронтальный опрос
Прочитать § 37, ответить на вопросы
3.03
Способы передвижения животных. Полости тела.
Фронтальный опрос
Прочитать § 38, заполнить таблицу
10.03
Органы дыхания и газообмен.
Фронтальный опрос
Прочитать § 39, ответить на вопросы
15.03
Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии
Тестовый контроль
Прочитать § 40, заполнить таблицу
17.03
Кровеносная система. Кровь.
Фронтальный опрос
Прочитать § 41, ответить на
вопросы
22.03
Органы выделения.
Индивидуальный опрос
Прочитать § 42, ответить на
вопросы
24.03
Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.
Фронтальный опрос
Прочитать § 43, заполнить таблицу
5.04
Органы чувств. Регуляция деятельности организма.
Фронтальный опрос
Прочитать § 44, заполнить таблицу
7.04
Способы размножения животных. Развитие животных с превращением и без превращения
Тестовый контроль
Прочитать §46-47, ответить на вопросы
12.04
Продление рода. Органы размножения.
Тестовый контроль
Прочитать § 45, ответить на вопросы
14.04
Периодизация и продолжительность жизни животных.
Индивидуальный опрос
Прочитать § 48, повторить
§36-47
19.04
Контрольная работа № 2 по теме: «Строение, индивидуальное развитие,
эволюция»
Итоговый контроль
Повторить §45-48,
21.04
Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3ч).
Анализ контрольной работы. Доказательства эволюции животных
Фронтальный опрос
Прочитать § 49, ответить на
вопросы
26.04
Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира.
Многообразие видов как результат эволюции.
Индивидуальный опрос
Прочитать § 50-51, заполнить таблицу
28.04
Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных
Индивидуальный опрос
Прочитать § 52, заполнить таблицу
2.05
Биоценозы (5ч).
Естественные и искусственные биоценозы
Фронтальный опрос
Прочитать § 53, ответить на вопросы
3.05
Факторы среды и их влияние на биоценозы.
Фронтальный опрос
Прочитать § 54, ответить на
вопросы
5.05
Цепи питания. Поток энергии.
Фронтальный опрос
Прочитать § 55, ответить на
вопросы
10.05
Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу
Индивидуальный опрос
Прочитать § 56, повторить § 49-55
12.05
Контрольная работа № 3 по разделу: «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы»
Итоговый контроль
Творческое задание: составить тест
16.05
Животный мир и хозяйственная деятельность человека (7ч).
Анализ контрольной работы. Воздействие человека и его деятельности на животных
Фронтальный опрос
Прочитать § 57, ответить на
вопросы
17.05
Одомашнивание животных
Фронтальный опрос
Прочитать § 58, ответить на
вопросы
19.05
Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.
Индивидуальный опрос
Прочитать § 59, ответить на вопросы
23.05
Охрана и рациональное использование животного мира
Фронтальный опрос
Прочитать § 60, повторить § 57-59
24.05
Итоговая контрольная работа по курсу «Биология. Животные».
Тестовый контроль, карточки
Повторить
§ 1-60
26.05
Анализ контрольной работы.
Анализ контрольной работы
Составить кроссворд
28.05
Обобщающий урок по разделу
«Животный мир и хозяйственная деятельность человека»
Итоговый контроль
Летние задания
30.05
11