Урок биологии по теме Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок разработала и провела учитель биологии МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №2» Кореневского района Курской области.

Лагутина Галина Борисовна.

Урок «Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов»

Цель:

Образовательные

  • Обобщить знания о процессе пищеварения, выявить уровень усвоения ведущих понятий, закрепить их.

  • Продолжить формировать понятие "фермент", "субстрат".

  • Раскрыть, как происходит переваривание в желудке и тонком кишечнике, роль поджелудочной железы, печени, кишечных желез.

Развивающие:

  • Сформировать умение выделять главное, сравнивать, делать самостоятельные выводы

  • Продолжить формирование работать с учебником, оборудованием

  • Показать практическую направленность полученных знаний

Воспитывающие формировать умение совместной деятельности, навыки общения в группах.

Оборудование: таблица «Пищеварительная система человека», презентация по теме

Ход урока

Учитель: Добрый день, ребята. Вы сегодня будете работать в группах. Ведь не секрет, что решить какую-нибудь проблему, задачу легче вместе, сообща, чем поодиночке. На уроке вам предстоит справиться с некоторыми заданиями, поэтому работу в группе надо организовать так, чтобы она было эффективной.

Уч. В русской поговорке говорится:

«Не говори, чему учился, а говори, что узнал»

Вот я и хочу проверить, что вы узнали на предыдущих уроках по пищеварительной системе.

А) выполнение компьютерного теста (2 человека)

Б) работа по карточкам (2 человека)

В) индивидуальный опрос

- Расскажите о составе и функциях слюны

Г) Фронтальная беседа

- Дайте физиологическое обоснование народной мудрости: «Когда я ем я глух и нем»

- В Индии существовал способ определения виновности подсудимого, ему давали съесть тарелку сухого риса. Если подсудимый её съедал, его признавали не виновным и наоборот. На основании, каких знаний применялось испытание рисом?

-Вы дома выполняли лабораторную работу «Действие ферментов слюны» продемонстрируйте результаты опыта и объясните их.

(ребята демонстрируют кусочки марли, на которой они проводили опыт и объясняют полученный результат)

- Покажите на таблице органы, образующие пищеварительную систему человека и назовите их.

2. Изучение нового материала.

Учитель ставит перед классом проблемную ситуацию

- В своей лаборатории Иван Петрович Павлов, проделал следующий опыт:

Двух собак кормили мясом с добавлением холерных вибрионов. Одной из них перед приемом пищи промыли желудок. Эта собака заразилась холерой и умерла, а вторая собака выжила. Почему это произошло?

Гипотезы (ребята выдвигают предположения).

-Можете ли вы сейчас точно ответить на поставленный вопрос? (нет)

-А что вы должны знать, чтобы ответить на вопрос?

( Нам не хватает знаний о процессах, происходящих во всех отделах пищеварительной системы)

- Правильны ли ваши предположения, вы сможем наверняка сказать после изучения нового материала. Итак, тема нашего урока:

«Пищеварение пищи в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов»

-Ребята, давайте сформулируем цель урока (ребята формулируют цель)

Правильно, нам сегодня на уроке необходимо познакомиться со строением желудка, двенадцатиперстной кишки, изучить процессы, которые в них происходят, изучить свойства ферментов.

-Итак, приступим к работе

1. Переваривание пищи в желудке

-Мы с вами остановились на том, что по пищеводу пища поступает в желудок. В желудке имеются железы, вырабатывающие желудочный сок, который обеспечивает переваривание пищи.

-Мне хотелось бы вспомнить прекрасные слова:

«Чтение - лучшее учение»

Я попрошу первую группу изучить, используя дополнительный материал, строение желудка, а вторая группа подготовит выступление о составе желудочного сока и значении каждого компонента ( см. работа 3 минуты)

Выступления обучающихся

А) Строение желудка

Желудок самая широкая часть пищеварительного канала. Форма и размер желудка могут изменяться в зависимости от количества содержащейся в нем пищи. В целом он имеет вид мешковидного образования вместимостью до 3 литров. Стенки желудка состоят из соединительной ткани, мышечной и однослойного эпителия. Внутренний слой желудка (слизистая оболочка) складчатая, что позволяет при заполнении пищей желудку растягиваться. Мышечная стенка желудка состоит из трех слоев гладкой мышечной ткани: продольного, кольцевого и косого. Такое строение мышечного слоя обеспечивает сокращение желудка в разных направлениях и более тщательному перемешиванию пищи с пищеварительными соками.

Б) состав желудочного сока ( после рассказа заполнение таблицы в тетради)

В слизистой желудка имеются многочисленные железы, которые выделяют в его полость желудочный сок.

Желудочный сок человека - бесцветная жидкость, содержащая ферменты, слизь и небольшое количество соляной кислоты. Слизь предохраняет стенки желудка от механических повреждений, соляная кислота убивает бактерии и активирует ферменты желудочного сока. Основным ферментом желудочного сока является пепсин, он расщепляет сложные молекулы белка на более простые молекулы - аминокислоты. Кроме пепсина есть и другие ферменты, в том числе расщепляющие жир молока.

Отдел пищеварительного тракта

Пищеварительный сок

Состав пищеварительного сока

Значение компонентов пищеварительного сока

желудок



Желудочный сок

А) слизь

Б) пепсин

В) соляная кислота (HCI)

Защищает стенки желудка

Расщепляет белки

Создает среду для работы ферментов, обезвреживает пищу.

Уч. Давайте подведем итог: Какие процессы происходят с пищей в желудке

- переваривание белков

-обезвреживание пищи.

2. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке.

(Рассказ учителя)

Из желудка пища порциями поступает в 12-перстную кишку - это начальный отдел тонкого кишечника (рассказ учителя о строении 12-перстной кишки)

В 12-перстную кишку впадают протоки поджелудочной железы и печени. Поджелудочная железа вырабатывает поджелудочный сок, а печень- желчь.

Поджелудочный сок - это бесцветная жидкость, состоящая из смеси ферментов: амилазы, липазы и трипсина, каждый из которых расщепляет определенное питательное вещество.

Я забыла, какие ферменты, какие питательные вещества переваривают. Но вспомнила замечательные слова:

«Мало уметь читать, надо уметь думать»

Вот и подумайте. Найдите соответствие между ферментами и питательными веществами, на которые они воздействуют. Соедините их линиями

(на доске магнитные плакаты)

Трипсин углеводы

Амилаза жиры

Липаза белки

Выступление обучающихся и заполнение таблицы

Отдел пищеварительного тракта

Пищеварительный сок

Состав пищеварительного сока

Значение его компонентов

Поджелудочная железа

Поджелудочный сок

А) фермент трипсин

Б) фермент амилаза

В) фермент липаза

Расщепление белков

Расщепление углеводов

Расщепление жиров

печень

желчь

-эмульгирует жиры

-активизирует ферменты поджелудочного сока

- стимулирует перистальтику кишечника

- А вот состав желчи нам расскажет ученик, который готовил нам информацию дома

Желчь вырабатывается печенью постоянно. У взрослого человека печень вырабатывает около 1 литра желчи в сутки. Она накапливается в желчном пузыре и во время пищеварения поступает в 12-перстную кишку. Желчь способствует эмульгированию жиров, превращению их в мельчайшие капли. Это увеличивает площадь поверхности жиров и облегчает их последующее расщепление ферментами.

Итак, подведем итог. Что же происходит в двенадцатиперстной кишке?

-переваривание белков, жиров , углеводов.

3. Действие ферментов

У. Мы знаем, что переваривание пищи происходит под действием ферментов

Что это за вещества? Какие условия необходимы для их работы?

И я опять хочу обратиться к мудрым словам

«Ученье - разуму подспорье»

Вы уже много слышали о ферментах, попробуйте обобщить информацию об этих веществах.

Я предлагаю вам следующую работу: из перечня признаков, которые вы видите на экране, выберите те, которые по вашему мнению характерны для ферментов ( 2 мин)

Признаки

А) работает при высоких температурах;

Б) работает при низкой температуре;

В) работают при температуре тела

Г) работают при любых условиях

Д) действуют только на определенное вещество;

Е) может действовать на любое вещество.

- Правильно вы выбрали. Ферменты это белки особого строения. Работают при температуре тела, при определенных условиях кислотности. Например, ферменты желудочного сока работают в кислой среде, ферменты поджелудочного сока в слабощелочной среде. Действуют ферменты только на определенные вещества, это связано с особенностями их строения.

3. Закрепление.

-А вот теперь давайте вернемся к проблеме, которая была поставлена в начале урока. Почему же одна собака погибла, а вторая нет? (ответы детей.)

Вопросы к группам

-У человека пониженная кислотность желудочного сока, т.е в желудочном соке содержание соляной кислоты ниже нормы. Изменятся ли процессы переваривания пищи в желудке этого человека.

- У человека повышенная кислотность желудочного сока, т.е. в желудочном соке содержание соляной кислоты выше нормы. Изменятся ли процессы переваривания пищи в желудке этого человека.

Б) взаимоопрос.

Выберите правильные высказывания:

  1. Пищеварение и всасывание начинается в полости рта. *

  2. Желчь вырабатывается железами желудка.

  3. Белки перевариваются как в желудке, так и в тонком кишечнике. *

  4. Некоторые бактерии кишечника синтезируют витамины. *

  5. Перитонит - воспаление аппендикса.

  6. Желчь активизирует некоторые ферменты поджелудочной железы.*

  7. Трипсин - расщепляет жиры.

  8. В желудке кишке кислая среда.*

  9. Ферменты- это биологические катализаторы.*

  10. Соляная кислота играет роль активатора пепсина

Учитель. Ну что же, вы сегодня показали, что вы умные, сообразительные, можете самостоятельно работать..

Рефлексия

-Какое значение имеют для тебя знания, полученные сегодня на уроке?

-с каким настроением вы изучали данный материал?

(было интересно, не очень интересно, неинтересно совсем)

Что на уроке вызвало наибольшую трудность:

И закончить урок я хочу словами народной мудрости:

Только после доброго труда наступает добрый отдых.

© 2010-2022