Урок биологии 7 класса на тему «Значение насекомых»

Пояснительная записка:Данный урок направлен на формирование экологического мировоззрения учащихся. Стимулирует творческое мышление детей и развитие воображения. Применяемые стратегии способствуют развитию функциональной грамотности учащихся, пониманию роли каждого живого организма в природе и жизни человека, развитию познавательного интереса учащихся. Помимо этого ролевая игра приучает работать в малых коллективах, формирует чувство коллективизма, сплоченности. Использование опроса учащихся по к...
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок биологии 7 класса на тему «Значение насекомых»

Автор: учитель биологии Лебедева Оксана Анатольевна

Сабақ - Урок: Биология 7 класс

Тақырып - Тема: Значение насекомых.

Мақсат - Цель: Формирование знаний о значении насекомых в природе и жизни человека.

Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері - Учебно-воспитательные задачи: Ознакомить учащихся с положительным и отрицательным воздействием деятельности различных насекомых, развивать у учащихся навыки критического мышления, развивать умение выполнения лабораторной работы.

Стратегии: «Верно ли утверждение», «Исправь ошибки», эссе, ролевая игра «Следствие ведут знатоки»

Оборудование: мультимедийная доска, коллекции насекомых, дополнительная литература.

САБАҚ БАРЫСЫ - ХОД УРОКА


  1. Целеполагание (3 минуты)

Знать: Какое влияние оказывают насекомые на природу и деятельность человека.

Понимать: Как бороться с насекомыми вредителями

Уметь: Выполнять лабораторную работу, работать в группах.

  1. Опрос учащихся (7 минут)

Учащиеся работают по карточкам

Уровень А:

Выпишите номера правильных утверждений:

1. Одной из стадий развития жука является куколка. (+)

2. Личинки кузнечиков похожи на своих родителей. (-)

3. К отряду двукрылые относятся мухи, оводы, комары. (+)

4. Личинки не линяют (-)

5. Яйцо-личинка-куколка. Это стадии развития с полным превращением. (-)

6. Куколка - это стадия роста и активного питания. (-)

7. К группе насекомых с полным превращением относят бабочек и пчел. (+)

8. Прямокрылые, Равнокрылые, Чешуекрылые - отряды насекомых с неполным превращением. (-)

9. Бабочки активны днем, а ночью отдыхают, гусеницы питаются растительной пищей. (+)

10. Многие перепончатокрылые общественные насекомые. (+)

Уровень В:

Однажды молодой журналист присутствовал на конференции энтомологов, а затем в местной газете напечатал небольшую заметку. Руководитель конференции, прочитав заметку, пришел в ужас: столько там было ошибок! Попробуйте и вы найти эти ошибки.

«На уроках биологии я много узнал о насекомых, например, о жуках, бабочках, клещах, пчелах. Особенно мне понравился отряд жуков, которых называют чешуекрылыми. Я узнал, что надо охранять таких насекомых, как божью коровку, креветку. Но среди насекомых есть и вредные. Оказывается, распространителем малярии является вошь. Сейчас часто встречается заболевание у людей - чесотка. Возбудитель чесотки - насекомое чесоточный клещ. Чтобы не заболеть чесоткой, надо чаще мыть руки».

  1. Прослушать эссе учащихся

на тему «Рождение прекрасной бабочки»

  1. Новая тема (3 минуты)

Насекомые играют важную роль в природе и жизни человека. Насекомые, живущие в земле (на­возный жук и др.), обогащают почву, улучшают ее структуру. Многие насекомые (божья коровка, муравьи, наездники и др.) уничтожают вредителей сельско­го хозяйства. Есть насекомые, которых человек ус­пешно использует в хозяйственной деятельности. Это медоносная пчела и тутовый шелкопряд, нити которого идут на из­готовление натурального шелка. Некоторые группы насекомых быстро уничто­жают мертвые стволы деревьев, навоз и трупы жи­вотных, выполняя санитарную роль и поддержи­вая круговорот веществ в природе. В природе существует множество насекомых-вредителей. Для здоровья человека опасны такие крово­сосы, как комары, москиты, слепни, блохи и вши. Некоторые из них переносят возбудителей опас­нейших болезней - чумы, малярии, энцефалита. Бытовым бедствием являются тараканы и неко­торые виды муравьев. Жуки-точильщики и хрущи, платяная моль и кожееды повреждают продукты питания и одежду. Некоторые насеко­мые ядовиты, их укусы очень болезненны: скор­пионы, тарантулы, клещи и др.

  1. Обобщение знаний (13 минут)

Игра «Следствие ведут знатоки»

Начальник вызывает 1-ю оперативную группу.

Совершено преступление. Погибло большое количество молодых деревьев, съедены и повреждены листья берез. Требуется обнаружить виновника, выяснить мотивы преступления. Следствие провести с позиции биологии. В связи с этим считаю необходимым приступить расследованию.

Комментарии: на территории нашей страны встречается большое кол-во жуков. Среди них жуки с грызущим ротовым аппаратом, состоящим из верхних и нижних челюстей, к таким жукам можно отнести прежде всего майского. При помощи своих коготков, майский жук крепко цепляется за веточки и листья, и ловко по ним ползает. Кроме этого он имеет несколько стадий развития: развитие майского жука начинается с оплодотворенного яйца, которое откладывает самка - зарывает в почву, из яйца в конце лета выходят личинка. У нее толстое, беловатое тело, хитиновый покров. Молодые личинки питаются перегноем. Осенью личинки уходят глубоко в почву, зимуют, а весной выходят к поверхности почвы, и в течении лета объедают корни молодых деревьев и кустарников. От этого молодые деревья засыхают. Перезимовав в 3-й раз, сбросив личинный покров, она превращается в куколку. Куколка - покоящаяся стадия, в которой идет образование всех органов взрослого насекомого: жук остается зимовать в почве.

Начальник вызывает 2-ю оперативную группу.

Перед вами следующая задача: обнаружить виновника, уничтожавшего картофельную ботву на площади 240 га. Необходимо установить версию преступления и способы предотвращения.

Комментарии: Около 150 лет назад на западе Северной Америки в местечке Колорадо было много колонистов и никто не мешал расти сорнякам, рос там и дикий паслен - родственник картофеля, а на паслене жил жук листоед, он кормился листьями паслена. Это был скромный жучок, у него не было имени. В 1821 году американский энтомолог Сей получил коробку с жуками, среди них был новый жук на желто - бурых надкрыльях было 10 продольных черных полосок. Сей дал ему название 10-линейный листоед. Прошло много лет, и жук напомнил о себе. Запад стали заселять колонисты, сеять пшеницу, сажать картофель. Картофеля росло гораздо больше чем паслена. Жук начал быстро размножаться и расселятся. Жуки не трогали клубни , но какой урожай нужно ждать, если у куста нет листьев, только стебли? Особенно заметно были беды в местечке Колорадо. И его назвали колорадский жук. На торговых кораблях колорадские жуки проникали в Западную Европу в период 1-й мировой войны, большое кол-во попало во Францию. Колорадский жук впервые был обнаружен в нашей стране на западе Украины в 1956 году, ураганный ветер занес этих жуков в другие области.

Начальник вызывает 3-ю оперативную группу.

Поступило экстренное сообщение: в селе заметно снизились удои молока у коров. А у забитых коров и быков наблюдаются характерные небольшие отверстия на шкуре. Необходимо срочно провести расследование и выявить диверсантов.

Комментарии: Личинка подкожного овода по выходе из яйца вбуравливается под кожу крупного рогатого скота. В течение зимы она усиленно питается и растет, образуя на коже хозяина язву. Паразитирование личинок оводов под кожей коров заметно снижает удои молока. На коже пораженных животных остаются повреж­денные места, что обесценивает их шкуры. Для борьбы с подкожным оводом в организм больных животных вводят лекар­ственные вещества, убивающие личинок. Взрослые оводы ничем не питаются, их ротовые органы недоразвиты.

  1. Лабораторная работа № 5. (15 минут)

Тема: Изучение коллекций вредителей сада и огорода. Изучение насекомых - вредителей.

Цель: закрепить знания по систематике насекомых, выявить вред, приносимый некоторыми представителями насекомых.

Оборудование: коллекции насекомых различных отрядов, рисунки.

Задания:

1. Рассмотрите предлагаемые коллекции и рисунки.

2. Отметьте характер вреда, приносимый ими. Вспомните, встречали ли вы подобные повреждения или таких насекомых в природе.

3. Заполните таблицу.

Вредитель

Отряд

Приносимый вред





4. Ознакомьтесь с методами борьбы с вредителями.

5. Сделайте вывод, какое негативное значение могут оказывать насекомые и как с этим бороться.

  1. Итог урока

  2. Рефлексия (3 минуты)

Самоанализ работы учащегося. Фамилия, имя _______________________________

Какие цели я ставил(а) перед собой в начале изучения темы?

________________________________________________________________________
________________________________________________________________________

Какие действия я спланировал(а) для достижения цели?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Удалось ли мне реализовать задуманное?

Да Нет

Чему научился? Что необходимо ещё сделать?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

  1. Үйге тапсырма беру - Домашнее задание (1 минута): Пр. 43 (с 170), подберите приметы, связанные с насекомыми.

© 2010-2022