- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока строение скелета человека
Конспект урока строение скелета человека
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Василенко Н.Н. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок подготовила Н.Н. Василенко
1.Тема урока: Строение скелета человека
2.Эпиграф: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению». И.М. Сеченов.
3.Тип урока: урок формирования знаний.
4.Цель урока: определить значение аппарата опоры и движения; строение и функции скелета человека. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; распознавать части опорно-двигательного аппарата; показывать на своем теле, модели, скелете основные кости скелета.
5.Задачи урока: 1.Обучающая - осмыслить практическую значимость, полезность приобретенных знаний и умений.
2.Развивающая - развивать исследовательские и творческие навыки, способствовать развитию умения сопоставлять факты.
3.Воспитательная - создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.
6.Методы: проблемно - поисковый. Урок сопровождает компьютерная презентация.
7.Методические приемы. Организационные приемы: привлечение внимания учащихся художественным словом, постановка вопросов.
Логические приемы: постановка проблемы, поиск способов решения проблемы.
8.Межпредметные связи: с физикой, химией, историей, географией, медициной.
9.Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные.
10.Контроль и коррекция знаний учащихся осуществлялись в ходе фронтальной беседы, индивидуального ответа на поставленные вопросы.
11.Новые понятия: отделы скелета человека, скелет головы человека, скелет туловища человека, скелет верхних конечностей человека и скелет нижних конечностей человека.
12.Развиваемые понятия: кости скелета.
13.Место проведения урока: Шестиозерская основная школа
14.Класс: 8.
15.Оборудование: раздаточный материал с текстом, позвонки из различных отделов позвоночника, скелет человека во весь рост, компьютерная презентация.
16.Оформление доски: написана тема урока, высказывание И.М.Сеченова.
17.Домашнее задание: изучить текст учебника на с. 92, 98-101; выполнить задания в рубрике «Выберите правильный ответ» на с. 105 учебника и задание 58 в рабочей тетради, опорно-двигательный аппарат.
18.Продолжительность урока -45 минут.
План урока:
1.Организационный момент - 1 минут.
2.Актуализация знаний учащихся, проверка д/з- 9 минут.
3.Изучение нового материала -22 минуты.
4.Физкультминутка - 3 минут.
4.Закрепление знаний - 10 минут.
Ход урока:
Урок: Строение скелета человека 1 слайд
1.Организационный момент - 1 мин.
Здравствуйте ребята, садитесь. Я рада видеть вас. Надеюсь, что вы готовы к активной работе на уроке. Я желаю вам, чтобы на уроке у вас все получалось. На столах у вас лежат карточки настроения. Говорят, залог успеха - это хороший настрой. Выберите, пожалуйста, карточки настроения, с каким вы пришли на урок. Замечательно, настроение у вас бодрое, боевое, жизнерадостное. Значит, начинаем урок.
2.Актуализация знаний учащихся - 9 мин.
1. С какой системой органов мы начали с вами знакомство на прошлом уроке (С опорно-двигательной системой)
2.Какую функцию выполняет скелет человека? (Скелет человека выполняет функцию опоры и движения, а также защитную. Так, грудная клетка защищает сердце, легкие, череп - головной мозг, позвоночный канал - спинной мозг)
3.Какое количество костей в скелете человека? (В скелете человека более 200 костей)
4.Какие вы знаете типы костей? ( По типу строения кости бывают трубчатые, губчатые, плоские кости). Ученик выходит к скелету человека и показывает типы костей. ( Длинные кости, или трубчатые: кости конечностей. Также плоские кости: лопатки, кости черепа, грудная кость, тазовые кости. Губчатые длинные: ребра, ключицы. Губчатые короткие: позвонки, кости предплюсны, кости запястья)
5.За счет чего кость растет в длину? (Кость растет в длину за счет хряща)
6.За счет чего кость растет в толщину? (Кость растет в толщину за счет деления клеток надкостницы)
7.Каков химический состав костей? Как можно выяснить свойства его компонентов?
В состав костей входят минеральные и органические вещества, это можно проверить с помощью опыта демонстрирующего наличие в костях этих веществ. Если сжечь кость, то она почернеет от углерода, оставшегося от сгорания органических веществ, если выгорит и углерод, получится белый остаток, твердый, но хрупкий, это минеральное вещество кости. Чтобы определить свойства органических веществ кости, надо удалить минеральные вещества с помощью соляной кислоты (5% р. - р. соляной кислоты, кость сохранит свою форму, но при этом она станет гибкой, так, что ее можно завязать узлом).
8.Объясните, почему искривления костей чаще бывают у детей, а переломы - у пожилых людей. (У детей в костях относительно велика доля органических веществ, поэтому кости редко ломаются, но легко деформируются под влиянием неправильной позы или неравномерной нагрузки. У пожилых людей в костях увеличивается доля минеральных веществ, поэтому их кости более ломкие)
Изучение нового материала
Учитель: (переходим к изучению нового материала)
На заре биологической эволюции живые организмы мечтали об этом изобретении природы. Природа долго трудилась и доводила его до совершенства. Сначала он был наружный кальцинированный или хитиновый, но, к сожалению тяжелым и неудобным, потом стал более надежным, позволяющим организму свободно передвигаться и поддерживать свое тело в пространстве. Вы уже, наверное, догадались, что говорить сегодня мы будем о скелете. видео - 1 слайд Строение скелета человека
2 слайд
Задачи урока: определить значение аппарата опоры и движения; строение и функции скелета человека. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; распознавать части опорно-двигательного аппарата; показывать на своем теле, модели, скелете основные кости скелета. 3 слайд «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению». И.М. Сеченов. (Как вы можете пояснить данное высказывание, )
На этот проблемный вопрос мы постараемся с вами ответить в конце урока
Учитель: «Главным объектом изучения сегодня на уроке является скелет человека.
4 слайд- Скелет - это
Вопросы о строении и значении скелета для вас не новые. Ведь скелетами обладают многие животные, которые изучались в курсе 6 и 7 классов. Возникает проблемный вопрос: скелет человека уникален или нет? Имеется ли какое-либо сходство в строении скелета человека и животных, или он построен по особому плану? Давайте вспомним, что мы уже знаем о скелетах животных? Что такое скелет? Какие бывают типы скелетов? Поможет нам в этом Никита .Его задача была проследить развитие скелетов, начиная с одноклеточных животных, и заканчивая млекопитающими животными».
3. Защита проекта группой № 1
а) Тема проекта: «Эволюция скелетных систем»
Слово учителя:
Итак, позвоночные животные имеют внутренний скелет.
В ходе эволюции у животных происходило постепенное усложнение и совершенствование скелетных систем. Сходство в строении скелетов человека и животных объясняется тем, что человек произошел от животных. Он «высший продукт природы» как говорил И.П. Павлов. По систематическому положению человек относится к классу млекопитающих.
Мы рассмотрели с вами состав, строение, соединение костей. Большой вклад в развитие медицины внесли многие ученые. Работы и открытия некоторых из них касаются и темы нашего сегодняшнего урока. Вашему вниманию выступление следующего ученика «Ученые»
У: Главной целью нашего урока является исследование скелета человека.
5 слайд В скелете человека различают осевой и добавочный скелет. Осевой скелет состоит из скелета туловища (позвоночник, грудная клетка) и черепа, а также добавочного скелета (пояса конечностей и скелет свободной конечности) (здесь и далее учитель все отделы и кости скелета показывает на модели скелета человека). На столах у вас находятся схемы строение скелета (распечатать) заполните пожалуйста эти схемы самостоятельно ( проверим) недостающее вписать.
Итак давайте заполним схему отделы скелета с помощью ваших знаний и учебника с.108.
Учите
Учитель: ребята, а теперь я предлагаю вам самим разобраться в строении
скелета, а результаты исследования будем вносить в таблицу. Работать вы будете каждый индивидуально, проверять мы будем вместе. У вас на партах лежит раздаточный материал. Первый изучает скелет головы, 2- туловища, третий - изучает скелет свободной верхней конечности, и 4 - ий изучает скелет свободной нижней конечности. На изучение материала даю 5 минут.
Учитель: - например, сказать нужно так скелет головы - череп состоит из мозговой и лицевой части, кости мозговой части плоские защищают череп от повреждений, в лицевой части кости неподвижны, но нижняя челюсть подвижная. В тот момент, когда вы будите рассказывать, на экране будут высвечены слайды.
(Работаем 2-3 минуты, по очереди отвечают дети скелет головы, туловища, скелет верхней конечности, скелет нижней конечности. Рассказ они сочетают с показом презентации.)
6,7,8 слайды Первый отвечающий : скелет головы - череп состоит из мозговой и лицевой части, кости мозговой части плоские защищают череп от повреждений, в лицевой части кости неподвижны, но нижняя челюсть подвижная. В тот момент, когда вы будите рассказывать, на экране будут высвечены слайды.
9,10 слайды Второй отвечающий: Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную функцию для головы, рук, туловища. Верхний отдел позвоночника поддерживает голову. Длина позвоночника составляет около 40 % длины тела человека.
Позвоночник состоит из 33 - 34 позвонков. В нем различают следующие отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, и копчиковый. У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик.
11 слайд Позвоночник имеет изгибы, играющие роль амортизатора: благодаря им смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясений.
12 слайд Позвоночник образован позвонками. В позвоночном канале находится спинной мозг.
13 слайд Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, подвижно соединенных с грудным отделом позвоночника и с грудиной. Грудная клетка защищает сердце, легкие , крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц и некоторых мышц верхних конечностей.
Учитель: - мы узнали из чего состоит и какие функции имеет скелет туловища.
14 слайд Третий отвечающий: Скелет любой конечности состоит из двух частей: пояса конечностей и скелета свободной конечности. Пояс верхних конечностей образован двумя лопатками и двумя ключицами. Скелет свободной верхней конечности состоит из трех отделов: плечевой кости, костей предплечья и кисти. Плечевая кость образует с лопаткой подвижное соединение ( плечевой сустав), позволяющее совершать различные движения рукой.
Предплечье образовано локтевой и лучевой костями. Способность лучевой кости поворачиваться вокруг локтевой позволяет совершать такие движения, как поворачивание ключа, вращение отвертки.
Кисть образована большим количеством мелких костей. В ней различают три отдела: запястье, пясть и фаланги пальцев.
Учитель: - Итак, мы узнали из чего состоит скелет верхней конечности.
15 слайд Четвертый отвечающий: Пояс нижних конечностей(тазовый пояс) составляют две тазовые кости, которые соединяются с крестцом. Тазовые кости вместе с крестцом образуют кольцо, на которое опирается позвоночный столб (туловище).С тазовыми костями соединяются скелет нижних конечностей и мышцы, он служит для них опорой и принимает участие в их движениях. Тазовый пояс также поддерживает и защищает внутренние органы.
Скелет свободной нижней конечности состоит из бедренной кости, костей голени и стопы. Массивная бедренная кость - самая крупная кость скелета человека.
К костям голени относятся большеберцовая и малоберцовая кости.
Кости стопы подразделяются на кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев.
Учитель: - ребята, мы рассмотрели строение и функции скелета человека.
16 слайд таблица - Сравните данные таблицы.
Физкультминутка
- Если вы согласны с утверждением, то потягиваетесь, если нет, то - встаете с места.
Учитель читает текст:
-
Скелет головы - череп.
-
Плечевой пояс образован тазовыми костями.
-
Пояс верхних конечностей образован лопатками и ключицами.
-
Грудную клетку образуют грудина и рёбра.
-
Стопа, голень и бедро - это отделы верхней конечности.
Верные утверждения: 1, 3. 4
Не зря мы с вами сделали физкультминутку. Следующий вопрос который мы с вами рассмотрим, тесно связан с физкультурой и здоровым образом жизни.
Закрепление знаний - 10 минут. Вашему вниманию небольшое исследование следующей ученицы на тему « Профилактика заболеваний опорно-двигательной системы»
19 слайд Выполняем тест
Подписываем части скелета
Учитель: - а может ли скелет сам выполнять функцию движения?
Ученик: - нет, для этого существуют мышцы.
Звучит музыка.
Учитель: - И.М. Сеченов писал: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение». Движение тела - функция мышц, но оно не возможно без опоры костей.
Учитель: А теперь давайте проверим, изменилось ли у вас настроение или осталось таким же хорошим.
Выберите, пожалуйста, карточки настроения( показывают карточки)
Итог урока.
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны, активно работали, отвечали на вопросы, молодцы ребята. Всем спасибо за урок!
20 слайд - д/з
21 слайд - спасибо за внимание!
6