Планирование План работы экологического кружка

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Планирование План работы экологического кружкаПланирование План работы экологического кружкаМБОУ «Еланская СОШ №2»















программа экологического кружка

на 2014 -2015 учебный год.

Руководитель кружка: Ильясова О.А. , учитель биологии

Члены кружка - учащиеся 8 -11 классов школы.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе программы экологического кружка, автор Солодова Татьяна Евгеньевна и рассчитана на 34 часа, занятия кружка осуществляются и в каникулярное время.

Экология - это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле.

Человечество тоже часть этой жизни. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за её счёт. Название экология образовано сочетанием двух греческих слов: «ойкос», что означает «дом, жилище», и «логос» - наука, изучение. Название это ввёл немецкий зоолог Эрнст Геккель в 1866 г. Образно говоря, экология - это наука о том, как жить в собственном доме. Для одних видов дом - это крошечный участок суши, как, например, чашечка цветка для живущего в ней насекомого, а для других - широкое пространство материков и океанов. Для современного человечества - вся планета Земля, теперь уже вместе с прилегающим космическим пространством.

Жизнь - это самое сложное явление в окружающем нас мире. Она изучается целой системой биологических наук, каждая из которых исследует определённые стороны жизни. В центре внимания экологии тоже живые объекты. ЕЁ задачи - изучить, как выживают различные виды в постоянно изменяющихся на земле условиях, что объединяет их с внешним миром, какие законы позволяют жизни сохранять устойчивость при колебаниях и нарушениях внешней среды. Таким образом, экология тесно связана с теми науками, которые изучают законы неживой природы. Можно сказать , что экология изучает взаимодействия живой и неживой природы.

Современное человечество, вооружённое техникой и использующее огромное количество энергии, представляет могучую силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и обеспечены тенденцией нарастания неустойчивости природы. Поэтому экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогая найти пути выхода из возникающего кризиса. Всё современное благополучие человечества и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни на нашей планете. Раскрывая законы связей, на которых основана устойчивость жизни, люди всё глубже понимают, как нужно изменить и организовать свои собственные отношения с природной средой, по каким принципам развивать и использовать свою техническую вооружённость. Эти возможности во многом зависят от социального устройства общества.

В школе нет предмета - экология. Экологические знания ребята получают через смежные предметы, внеклассные мероприятия и кружки. Главное назначение данного кружка - помочь понять, как много подсказывает нам сама живая природа для грамотного хозяйствования на Земле, и задуматься над взаимодействиями природы и общества.

Также на кружке ребята осваивают умение вести исследовательскую и проектную деятельность, что помогает им участвовать в экологических конкурсах, олимпиадах и побеждать на них.



СОДЕРЖАНИЕ

1.Организм и среда. 7 часов.

Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Основные пути приспособления организмов к среде. Основные среды жизни. Пути воздействия организмов на среду обитания. Приспособительные формы организмов. Сообщества и популяции. Типы взаимодействия организмов. Законы и следствия пищевых отношений. Законы конкурентных отношений в природе. Сообщества и популяции. Демографическая структура популяций. Рост численности и плотность популяций. Численность популяций и её регуляция в природе.

Практические работы. Строение плодов и семян, распространяемых ветром. Экологические группы птиц. Решение экологических задач.

2.Экосистемы. 5 часов.

Экосистемы. Законы организации экосистем. Законы биологической продуктивности. Агроценозы и агроэкосистемы. Саморазвитие экосистем - сукцессии. Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов, экосистем.

Практические работы: Алгоритм решения тестовой задачи по экологии. Решение экологических задач.

3. Биосфера. 1 час

Особенности строения, развития биосферы. Биогеоценозы. Природные зоны. Растительность, животный мир, флора, фауна.

4. Экология человека. 6 часов

Экологические связи человека. Человек как биосоциальный вид. Особенности пищевых и информационных связей человека. История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды. Человек разумный. Современность. Будущее. Экологическая демография. Социально-экологические особенности демографии человечества. Демографические перспективы.

Практическое занятие. Решение экологических задач.

5. Охрана природы. 5 часов

Современные проблемы охраны природы. Современное состояние и охрана растительного и животного мира. Рациональное использование и охрана животных

Практические работы: Редкие и охраняемые растения и животные на территории своей волости. Пропаганда экологических знаний. Подкормка диких животных в природе.

6. Работа над экологическим проектом. 10 часов.

Экологический проект - один из видов исследовательской деятельности учащихся.

Научный аппарат исследования: (тема, цель, объект и предмет исследования, актуальность, задачи, гипотеза, методика, оборудование и материалы, статистическая обработка, выводы). Требования к оформлению исследовательской работы (шрифт, ссылки на литературные источники, таблицы, диаграммы, графики). Требования к защите экологического проекта.

Практические работы. Составление научного аппарата исследования для экологического проекта, над которым работает ученик или группа. Работа с литературными источниками по выбранной теме. Анализ полученных результатов. Статистическая обработка данных по результатам экологических исследований, которые выполняют члены кружка. Наглядное представление опытных данных. Выводы в работе. Соответствие задач теме и цели. Окончательное оформление работ. Защита экологического проекта.


Таблица тематического распределения количества часов:


№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Организм и среда

7 часов

7 часов

2

Экосистемы

5 часов

5 часов

3

Биосфера

1 часа

1 часа

4

Экология человека

6 часов

6 часов

5

Охрана природы

5 часов

5 часов

6

Работа над экологическим проектом

10 часов

10 часов

ИТОГО

34 часа

34 часа

Перечень практических работ, требования к подготовке учащихся в полном

объеме совпадают с примерной (авторской) программой кружка.

№ п/п

Вид деятельности

Количество

1

Практические работы

15



Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. - М.: АГАР, 2000.

  2. Жигарев И.А. Основы экологии: Сборник задач, упражнений и практических работ. - М.: Дрофа, 2002.

  3. Зверев А.Т. Экология 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004.

  4. Криксунов Е.А. и др. Экология: 9класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 1995.

  5. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11 классов общеобразовательной школы. - М.: АО МДС, Юнисам, 1995.

  6. Скорик А.В., Ларина О.В. Экология. Тесты: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательство «Экзамен», 2005.

  7. Чернова Н.М. Основы экологии: учебник для 10 (11) классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2006.



© 2010-2022