Урок по биологии для 9 класса по теме «Строение клетки»

Данный урок разработан с требованием нового времени, по стандартам второго поколения. В уроке поставлена основная цель. Но перед каждым этапом урока учащиеся сами формируют цели. Перед учащимися постоянно ставятся проблемные вопросы, на которые они ищут ответы. Расписаны УУД учителя и учащихся. Урок сопровождается показом презентации. Кроме того при закреплении материала используется сайт ФЦИОР. С его помощью учащиеся лучше усваивают данную тему. Кроме того на уроке присутствует и лабораторна...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта изучения темы


Учебный предмет

Биология

Класс

9

Тип урока

Комбинированный

Технология построения урока

Технология развития критического мышления.

Тема урока

Строение клетки

Цель урока

Создать условия для осознания и осмысления темы «Строение клетки», применения знаний об общем плане строения клетки в характеристике имеющихся искусственных моделей (рисунков) и натуральных объектов, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Учебно - воспитательные задачи.

Дидактическая: 1)Выявить сущность понятия «клетка - структурная единица живого» (образовательная задача)

2)Изучить особенности основных частей клетки

Развивающая: Научиться выстраивать причинно - следственные связи, отражающие взаимосвязь между строением основных частей клетки и их функцией;

Воспитывающая: Осознать важность взаимосвязи различных представителей царств живого мира как необходимое условие устойчивого развития биосферы

Основные термины, понятия

Биологические мембраны, цитоплазматичксуая мембрана, цитоплазма, ядро, включения.органоиды, прокариоты, эукариоты,

Планируемый результат

Учащиеся должны знать:

учащиеся должны уметь:

1)основные понятия (органоиды, цитоплазма, эукариоты, прокариоты

2)факты (строение клетки цитоплазмы и ядра, клетки бактерий, клеточное строение организмов как доказательство их родства)


1) узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот

2) распознавать и описывать на таблицах основные части клетки и органоиды

3) называть способы проникновения веществ в клетку, функции основных органоидов клетки

4) характеризовать основные органоиды клеток эукариот


Личностная значимость

Осознание того, что клетка является элементарной системой всего живого

Методы и приемы организации обучения

Технологии: информационные

Методы: словесные, наглядные, практические?

Форма организации занятия: индивидуальная………

Учебно - наглядный комплекс

Мультимедийная установка

Используемые ресурсы

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f28b5ab2-def9-412d-8e26-ad7af70207d6/%5BBIO9_02-07%5D_%5BIM_01%5D.swf (строение животной клетки контроль)

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fcc34cdd-8108-444d-b268-99ff4b6a4dfa/%5BBIO9_02-07%5D_%5BIM_05%5D.swf (информационный прокариотические и эукариотические клетки )

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/696b0b0b-2988-4947-9082-df0ee7829186/%5BBIO9_02-07%5D_%5BIM_03%5D.swf (строение прокариотической клетки)

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fd87e14e-aeda-4c0a-9d64-5e9072b00bf8/%5BBIO9_02-07%5D_%5BIM_02%5D.swf (строение растительной клетки)

Этапы урока.

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Организационный

Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

2 Актуализация

Образовательная цель - способствовать формированию представления о клетке.

Развивающая цель - Способствовать обучению школьников умению выделять существенное и несущественное в понятии

«Изучение любого живого организма начинается с клетки. В тайны клеточного строения человек смог проникнуть благодаря работам англ. естествоиспытателя Р. Гука, который ввел в науку биологию термин «клетка»

* «Используя свои знания из ботаники, зоологии и биологии человека давайте с вами попробуем определить суть понятия «клетка». Перед вами первый слайд презентации, на котором представлены характеристики клетки. Постарайтесь подумать и выбрать из предложенных ту, которая является наиболее существенной?

Варианты ответов:

клетки организма…

--микроскопические

--только питаются

--структурно - функциональные единицы живого

--постоянно делятся



Попытайтесь объяснить, какие характеристики являются существенными, а какие не важными?

*А как вы понимаете, что означает, «клетка - структурно - функциональная единица живого»?

Выдвигает проблему.













Комментирует ответы обучающихся.

Записывают тему в тетрадью.

Отвечают, выбирая разные варианты

Микроскопические клетки - это несущественный признак, т.к. есть достаточно крупные клетки, например, яйцеклетка

Только питаются - это несущественный признак, т.к. клетки не только питаются , но и дышат, размножаются.

Постоянно делятся - тоже несущественный признак, т.к. есть клетки, которые делятся раз в жизни, например, нервные

Отвечают на вопрос.

Структурно - функциональные единицы живого - это существенный признак

Отвечают: самая маленькая в структуре организма

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

мотивация

«Клетка - самая элементарная частица целого, если это многоклеточный организм или самостоятельный организм, если это одноклеточное простейшее. Клетка - живая, но сложно себе представить, как она существует в многоклеточном организме и как самостоятельный организм у простейших»


Целеполагание

Цель нашего урока рассмотреть общий план строения клетки, изучить строение и функцию основных частей клетки, отметить отличительные черты клеток животных, растений, бактерий.

Запись темы урока в тетрадь

Подводит к цели урока.

Корректирует ответы учащихся.

Ставят цели урока

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Первичное усвоение материала

Развивающая цель - создать условия для выявления причинно - следственных связей между особенностью строения частей клетки и выполняемыми функциями

Образовательная цель - способствовать осознанию основного материала

Воспитательная цель: способствовать осознанию значимости знаний о взаимосвязи организмов в эволюции биосферы.

«Клетки можно увидеть под микроскопом. Клетки различаются размером, формой….»



вспомните, какие основные части выделяют в клетке?

Схема.

Урок по биологии для 9 класса по теме «Строение клетки»

«А теперь рассмотрим особенность устройства основных частей клетки, а вы на основании моего объяснения будете стараться определить функции мембраны, ядра и цитоплазмы»

Урок по биологии для 9 класса по теме «Строение клетки»

«В основе строения мембраны двойной слой липидов, а белки пронизывающие этот слой образуют пору».

*Каким свойством обладают липиды, какое значение имеют поры?

Урок по биологии для 9 класса по теме «Строение клетки»

Учитель показывает строение клетки, используя презентацию, динамическую модель клетки.













Задает вопрос.

Объясняет материал.











Объясняет материал.

Задает вопрос.

Слушают

Работа с учебниками стр. 20 - 21, изучение рисунка 9. Строение клетки



Учащиеся последовательно называют части клетки: мембрана, ядро, цитоплазма, записывают в тетради.



Запишем эту схему в тетрадь.



Отвечают на вопрос.

Липиды нерастворимы в воде, поэтому это надежно защищает клетку от проникновения чужеродных частиц, а поры наоборот обеспечивают транспорт нужных клетке веществ и образующихся в процессе жизнедеятельности.





Отвечают на вопрос.

Вода, входящая в состав цитоплазмы представляет собой среду для осуществления химических реакций, в результате ее движении осуществляется транспорт веществ.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Как вы считаете, почему цитоплазма состоит на 80 % из воды и почему она постоянно движется? Предположите, какое биологическое значение это имеет?

«Органоиды - это особые структуры, которые обеспечивают процессы жизнедеятельности клетки, о том какие функции они выполняют, мы узнаем на следующем уроке».

Урок по биологии для 9 класса по теме «Строение клетки»

«Ядро ограничено от цитоплазмы двойной ядерной мембраной, которая тоже имеет поры, внутри заполнено ядерным соком - кариоплазмой, в состав которой входит вода. Ядро имеет важные структуры - хромосомы, состоящие из ДНК.»

*Как вы считаете, какое биологическое значение имеют ядерная оболочка и кариоплазма? Зная функцию ДНК, определите, какую роль играют в жизни клетки хромосомы, состоящие из ДНК?

« Клетки по наличию и отсутствию ядра делятся на Прокариотические и Эукариотические»

В чем разница между прокариотическими и эукариотическими клетками?



«Как вы считаете, какие клетки Прокариотические или Эукариотические являются более прогрессивными, продвинутыми?»

Несмотря на несовершенное строение, прокариоты сыграли огромную роль в эволюции живого, так как сама прокариотическая клетка стала первой ступенькой на пути усложнения организмов и появления большого разнообразия организмов





Объясняет материал, используя презентацию.





Объясняет материал, используя ФЦИОР

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fcc34cdd-8108-444d-b268-99ff4b6a4dfa/%5BBIO9_02-07%5D_%5BIM_05%5D.swf (информационный прокариотические и эукариотические клетки )



Задает вопрос.



Корректирует ответы. Подводит итог.







Слушают, делают записи в тетради.



Слушают, работают с модулем, отвечают на вопрос, делают записи.

Ядерная оболочка осуществляет обмен веществами между ядром и цитоплазмой, защищает хромосомы от повреждающего воздействия веществ цитоплазмы, а сами хромосомы являются носителями наследственной информации клетки.

Отвечают на поставленный вопрос.

Осознание и осмысление учебного материала

Образовательная цель - способствовать осознанию основного материала

Обратимся к модулю ФЦИОР и обратите внимание на рисунки в учебнике, где изображены различные клетки. Определите, чем они сходны и чем различаются?»

* «А как вы считаете, чем вызвано отличие клеток по форме?»

Задает вопрос.

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fd87e14e-aeda-4c0a-9d64-5e9072b00bf8/%5BBIO9_02-07%5D_%5BIM_02%5D.swf (строение растительной клетки)

Работают с учебником, модулем, отвечают на поставленный вопрос.

Все клетки, изображенные на рисунке имеют основные части: ядро, цитоплазму и органоиды. Они различаются формой и размерами.

Форма клетки зависит от той функции, которую она выполняет, например, мышечная - сокращается, поэтому она вытянутой формы….(приводят другие примеры).

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное..

Систематизация знаний и умений

Развивающая цель - способствовать обучению школьников умению сравнения и обобщения изучаемых объектов и умений

* Обратите внимание на рисунок № 9 в учебнике, на котором изображены клетки растений и животных. Найдите сходство и различие. Объясните, чем эти различия обусловлены?

Все клетки, изображенные на рисунке имеют основные части: ядро, цитоплазму и органоиды. Клетка растений имеет клеточную стенку, хлоропласты и большую вакуоль, которые отсутствуют в клетке животных. Различия вызваны выполняемыми функциями, растительная осуществляет фотосинтез, поэтому имеет хлоропласты.

Применение знаний и умений

Образовательная цель - способствовать осознанию основного материала

«Сейчас вы самостоятельно рассмотрите клетки растений и животных под микроскопом, и ,выполнив задание сравните их, определив особенность строения во взаимосвязи с выполняемой функцией. Через 10 минут мы с вами обсудим выводы, которые вы отметили». Учитель напоминает правила работы с микроскопом.

Инструктирует по проведению лабораторной работы.

Выполняют лабораторную работу. Работают в парах.

Заполняют таблицу.

(прилагается)

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами

Проверка уровня усвоения знаний и умений

«Итак, давайте с вами обобщим, как строение клетки взаимосвязано с выполняемой функцией»

Задает вопрос.



В конце в качестве закрепления

Работа с модулем ФЦИОР

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f28b5ab2-def9-412d-8e26-ad7af70207d6/%5BBIO9_02-07%5D_%5BIM_01%5D.swf (строение животной клетки контроль)

От группы выступает представитель, отмечает, какие клетки рассматривались, в чем их особенность, какую функцию они выполняют

Личностные УУД: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Информация о домашнем задании

Домашнее задание выучить параграф 7, ответить на вопросы после параграфа

Записывает на доске и проговаривает

Записывают домашнее задание в дневник

Рефлексия

(подведение итогов)

Что вы узнали на уроке?

Что было трудным для понимания?

Итак, в живой природе клетки всех организмов имеют общий план строения, что свидетельствует о единстве развития живого

Просит ответить на вопросы.

Комментирует ответы учащихся.

Выражают свое мнение.




Таблица к заполнению.

Клетка

рисунок

особенность строения

Функция

растительная

животная





© 2010-2022